Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Порядок расследования легкого несчастного случая. - Порядок расследования легкого несчастного случая
Несчастный случай с легким исходом 1. Подготавливает приказ по организации о создании комиссии по расследованию несчастного случая (с легким исходом или группового несчастного случая с легким исходом), включив в нее: o специалиста по охране труда организации или лицо, назначенное ответственным за проведение этой работы в организации; o представителей работодателя; o представителя профсоюзного комитета организации или другого уполномоченного работниками представительного органа (уполномоченный по охране труда); o целесообразно также включать в состав комиссии председателя комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию организации. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается. Возглавляет комиссию работодатель (уполномоченный им представитель). Комиссия по расследованию проводит расследование обстоятельств несчастного случая. Квалифицирует несчастный случай: § как несчастный случай на производстве; § или как несчастный случай, не связанный с производством. При квалификации несчастного случая как несчастного случая на производстве, комиссия: 1. выявляет причины несчастного случая и лиц, допустивших нарушения требований по охране труда; 2. устанавливает степень вины пострадавшего в %. (при его грубой неосторожности); 3. разрабатывает мероприятия по устранению причин несчастного случая. Оформляет и подписывает акты: o о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) в 2-х экземплярах; o акт формы Н-1 (Н-1ПС) в 3-х экземпляр. Председатель комиссии направляет подписанные акты и материалы расследования работодателю, с которым пострадавший состоял в трудовых отношениях, для рассмотрения и утверждения. Работодатель, в 3-х дневный срок утверждает, заверяет печатью 3 экз. акта Н-1 (Н-1ПС) и выдает один экземпляр акта пострадавшему (в случае смерти пострадавшего — родственникам, либо доверенному лицу, по их требованию). Председатель комиссии в 3-х дневный срок после утверждения работодателем акта Н-1 (Н-1ПС) направляет акт и копии материалов расследования в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя) и в другие инстанции, предусмотренные Трудовым Кодексом РФ. Работодатель: § регистрирует происшедший случай в журнале регистрации несчастных случаев на производстве; § по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего направляет сообщение о последствиях несчастного случая по установленной форме страховщику (в филиал РО по месту регистрации страхователя) и в государственную инспекцию труда; § если несчастный случай c тяжелым исходом переходит в категорию смертельного, направляет сообщение об этом по установленной форме страховщику и в государственную инспекцию труда; § при ликвидации организации передает оригиналы актов Н-1 на хранение правопреемнику, а при его отсутствии — соответствующему государственному органу, осуществляющему данные функции, с последующим информированием об этом государственной инспекции труда. По несчастным случаям (групповым, с легким, тяжелым, смертельным исходом), которые квалифицированы как несчастные случаи, не связанные с производством.
Комиссия: § оформляет и подписывает акт расследования произвольной формы; § передает акт вместе с материалами расследования работодателю. Председатель комиссии направляет копию акта в государственную инспекцию труда. Работодатель обеспечивает сохранность в течение 45 лет акта произвольной формы и материалов расследования несчастного случая, не связанного с производством. Настоящая схема расследования несчастных случаев на производстве составлена в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации (Федеральный Закон от 30.12.2001г. № 197-ФЗ) и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 24.10.2002г. № 73).
Согласно ст. 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации и комментариями к ней, отнесение допущенной потерпевшим неосторожности к грубой или простой, в каждом случае должно решаться конкретно, с учетом фактических обстоятельств дела (характера деятельности, обстановки причинения вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего). Грубой неосторожностью является нарушение пострадавшим обычных, очевидных для всех требований, предъявляемых к лицу, осуществляющему определенную деятельность. Критерием разграничения грубой и простой неосторожности могут служить не только различные факторы, характеризующие поведение лица, но и различная степень предвидения последствий в сочетании с различной степенью долженствования такого предвидения. При предвидении последствий, соединенном с легкомысленным расчетом избежать их, хотя можно и должно было предвидеть неизбежность вреда, — налицо грубая неосторожность. В частности, грубой неосторожностью должно быть признано нетрезвое состояние потерпевшего, содействовавшее причинению вреда его здоровью при исполнении им трудовых обязанностей (п.23 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.04.1994г. № 3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья». 16. Основные направления государственной политики по охране труда. – ст 210 ткрф. Основные направления государственной политики в области охраны труда основываются на отдельных положениях (статьях) Конституции РФ, законотворческой деятельности представительных органов и правительства РФ, концентрированное выражение чего находит свое место в законодательстве и иных нормативных правовых актах, в структурах Трудового кодекса и государственных органов надзора и контроля в области трудового права. На государственном уровне осуществляется: - федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение их проверок; - государственная экспертиза условий труда; - установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по ОТ государственным нормативным требованиям; - содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области ОТ; - профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников; - расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и/или опасными условиями труда; - охрана труда женщин и молодежи; - координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности; - распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и ОТ; - подготовка специалистов по ОТ и повышение их квалификации; - организация государственной статистической отчетности, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях; - международное сотрудничество в области ОТ; - проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, производство средств коллективной и индивидуальной защиты работников; - установление порядка обеспечения работников средствами СКЗ и СИЗ, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателей. Главной целью управления ОТ является совершенствование организации работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, путем решения комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда, лечебно-профилактическому и санитарно-бытовому обслуживанию работающих. Основополагающим документом, обуславливающим государственное управление условий и ОТ является «Закон об основах охраны труда РФ», принятый в 1999 году и как указывалось выше состоящий из 5 глав в связи с объектами, на которые распространяются положение данного закона. Этот закон направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности Главные положения закона заключаются в следующем:
- определена сфера действия закона, основные направления государственной политики в области ОТ, государственные нормативные требования ОТ; - определены полномочия государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления в области ОТ. Определено управление ОТ как на государственном, так и на уровне предприятий и объединений. - установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда работников, проведению обучения и инструктажа, проведению медицинских осмотров, а также обязанности работника по обеспечению ОТ на предприятии; - определена ответственность работодателя за вред причиненный здоровью работника трудовым увечьем, ответственность предприятия за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда, ответственность должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов по ОТ; - предусмотрено предоставление работникам дополнительных льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда: - определены основные функции и ответственность органов государственного надзора и контроля над соблюдением законодательства по ОТ: - определены органы, организации и лица, которые должны осуществлять общественный контроль за ОТ- - предусмотрена приостановка производственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований по ОТ. 17. Понятие риска. - Под риском следует понимать ожидаемую частоту (вероятность) возникновения опасностей определенного класса или же размер возможного ущерба (потерь, вреда) от нежелательного события, или же некоторую комбинацию этих величин. Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой — в стремлении к такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени. Приемлемый риск включает технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. Различают индивидуальный и социальный риск. Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума. Социальный или групповой — это риск для группы людей. Социальный риск может быть определен как зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей. Применение понятия риск, таким образом, позволяет переводить опасность в разряд измеряемых категорий. Фактически, риск есть мера опасности. Часто используют понятие «степень риска» (Level of risk), по сути не отличающееся от понятия риск, но лишь подчеркивающее, что речь идет об измеряемой величине. Величину риска (R) можно рассчитать по формуле: 18. Цели и задачи расследования несчастных случаев на производстве. 19. Понятие охраны труда. – 209 ст ТК РФ 20. Общие требования безопасности к производственному оборудованию и к производственным процессам. - Общие требования безопасности к производственному оборудованию и производственным процессам установлены ГОСТ 12,2,003-91 и ГОСТ 12.3.002-75, Безопасность производственных процессов в основном определяется безопасностью производственного оборудования. Производственное оборудование должно отвечать следующим требованиям: 1) обеспечивать безопасность работающих при монтаже (демонтаже). вводе в эксплуатацию и эксплуатации как н случае автономного использования, так и в составе технологических комплексов при соблюдении требований (условий, правил), предусмотренных эксплуатационной документацией. Все машины и технические системы должны быть трави ю-, пожаро- и взрывобе-зопасными; не являться источником выделения паров, газов, пыли в количествах, превышающих на рабочих местах установленные нормы: генерируемые ими шумы, вибрации, ультра- и инфразвук, производственные излучения не должны превышать допустимые уровни; 2) иметь органы управления и отображения информации, соответствующие эргономическим требованиям, и располагаться таким образом, чтобы пользование ими не приводило к повышенной утомляемости, являющейся одной из определяющих причин 21. Формы документов при расследовании несчастных случаев на производстве – постановление 653 и 73. Примерный перечень документов, формируемых в ходе расследования несчастного случая (ст.229 ТК РФ): => приказ работодателя о создании комиссии по расследованию несчастного случая; => планы, схемы, эскизы, фотоматериалы места происшествия, Протокол осмотра места несчастного случая; => документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов; => выписки из журнала регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знаний по охране труда пострадавших; => протоколы опроса пострадавшего при несчастном случае, очевидцев несчастного случая, должностных лиц (объяснения пострадавших); => экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований; => медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего по причине его смерти, а также о нахождении пострадавшего в состоянии алкогольного (наркотического или токсического) опьянения; => копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему средств индивидуальной защиты в соответствии с нормами; => выписки из ранее выданных на данном производстве предписаний органов государственного и общественного надзора; => другие документы в зависимости от характера и обстоятельств каждого конкретного происшествия. Требования безопасности при эксплуатации производственных зданий и сооружений. Организация надзора за их техническим состоянием. - Требования безопасности при эксплуатации производственных зданий и сооружений В целях обеспечения эксплуатационной надежности производственных зданий и сооружений в течение всего периода их использования по назначению должна осуществляться правильная техническая эксплуатация зданий и сооружений с систематическим выполнением комплекса организационно-технических мероприятий по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту зданий, сооружений и их элементов. Основные требования к технической эксплуатации производственных зданий и сооружений и порядку ее проведения отражены в техническом кодексе установившейся практики «Техническая эксплуатация производственных зданий и сооружений. Порядок проведения», введенном в действие с 01.04.2008 (ТКП 45-1.04-78-2007).Данным кодексом определено, что здания должны эксплуатироваться в соответствии с отраслевыми инструкциями по технической эксплуатации, техническому обслуживанию, содержанию и ремонту зданий, отражающими их специфику и режим эксплуатации, разработанными в развитие ТКП 45-1.04-78 и утвержденными соответствующими органами отраслевого управления. В отраслевых инструкциях должны быть даны указания о порядке технического обслуживания и содержания зданий; установлены права и обязанности инженерно-технического персонала, ответственного за эксплуатацию зданий; должна регламентироваться система осмотра зданий, а также установлены особенности содержания конструкций и инженерных систем. В процессе эксплуатации зданий наряду с требованиями ТКП 45-1.04-78 следует руководствоваться требованиями СНБ 1.04.01-04 «Здания и сооружения. Основные требования к техническому состоянию и обслуживанию строительных конструкций и инженерных систем, оценке их пригодности к эксплуатации», других НПА, ТНПА. Для осуществления контроля за техническим состоянием и эксплуатацией зданий на предприятиях должны быть созданы службы технической эксплуатации. Все здания предприятия или их части приказом руководителя предприятия закрепляются за структурными подразделениями (цехами, отделами или другими подразделениями предприятия), занимающими указанные площади. Начальники соответствующих подразделений являются лицами, ответственными за правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт закрепленных за подразделением зданий или отдельных частей. Контроль за техническим состоянием зданий должен осуществляться путем проведения плановых и неплановых (внеочередных) технических осмотров. Результаты всех видов осмотров технического состояния зданий должны оформляться актами установленной формы. Результаты осмотров должны отражаться в документах по учету технического состояния здания (технический паспорт, журнал технической эксплуатации здания, карточка учета технического состояния объекта). При выявлении дефектов, деформаций конструкций, неисправностей инженерных систем, которые могут привести к снижению несущей способности конструкций или нарушений нормальной работы инженерных систем, они должны устраняться в сроки, приведенные в приложении Е к ТКП 45-1.04-78. Основные требования по организации и осуществлению надзора (контроля) за техническим состоянием и эксплуатацией зданий различного назначения отражены в СНБ 1.04.01-04 «Здания и сооружения. Основные требования к техническому состоянию и обслуживанию строительных конструкций и инженерных систем, оценке их пригодности к эксплуатации», введенных в действие с 01.04.2004, и ТКП 45-1.04-78 «Техническая эксплуатация производственных зданий и сооружений. Порядок проведения», введенном в действие с 01.04.2008. Данными документами определено, что контроль за техническим состоянием зданий должен осуществляться его собственником, эксплуатирующей организацией или службой технической эксплуатации путем проведения плановых и неплановых (внеочередных) технических осмотров. ТКП 45-1.04-78 определено, что для осуществления контроля за техническим состоянием и эксплуатацией зданий на предприятиях должны быть созданы службы технической эксплуатации. В зависимости от размеров и структуры предприятия обязанности службы технической эксплуатации могут быть возложены на специальную службу — отдел эксплуатации и ремонта зданий предприятия или на отдел капитального строительства, строительный отдел, строительную группу, а также соответствующие службы: отдел главного энергетика и др. В приложении А к названному ТКП приведен рекомендуемый численный состав работников службы. Так, например, при общей площади зданий до 10 тыс. м2 численность лиц, осуществляющих контроль за техническим состоянием, содержанием и ремонтом производственных зданий, должна быть 2 человека; при площади от 10 до 50 тыс. м2 — 3 человека и т.д. Все здания предприятия или их части приказом руководителя предприятия должны быть закреплены за структурными подразделениями (цехами, отделами или другими подразделениями предприятия), занимающими указанные площади. Начальники соответствующих подразделений являются лицами, ответственными за правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт закрепленных за подразделениями зданий или отдельных частей. Как было указано выше, контроль за техническим состоянием зданий должен осуществляться путем проведения плановых и неплановых (внеочередных) технических осмотров. Плановые осмотры зданий подразделяются на общие и частичные. При общих осмотрах контролируют техническое состояние здания в целом, его инженерных систем и внешнего благоустройства; при частичных — техническое состояние отдельных конструкций и инженерных систем. Общие осмотры проводят 2 раза в год — весной и осенью — по утвержденному графику. Весенние осмотры проводят после окончания таяния снега, т.е. когда кровли, конструкции зданий и прилегающая к ним территория доступны для осмотра. Осенние осмотры проводят до наступления отопительного сезона в целях проверки подготовки зданий к работе в зимних условиях.
Общие осмотры зданий проводятся комиссиями в составе: председатель комиссии — руководитель, главный инженер организации (юридического лица); члены комиссии — лицо, ответственное за эксплуатацию здания; представители службы, осуществляющей эксплуатацию инженерных систем; представитель местного общественного формирования (или профсоюзов). Для общественных зданий в состав комиссии включаются представители органов местного или отраслевого управления, ответственных за техническое состояние основных фондов. Для производственных зданий в состав комиссии включаются главные специалисты предприятия (механик, энергетик, технолог) и инженер по охране труда. Для зданий, являющихся историко-культурными ценностями, в состав комиссии включаются представители Департамента по охране историко-культурного наследия и реставрации. К работе комиссии могут привлекаться специалисты-эксперты и представители ремонтно-строительных организаций. Частичные осмотры должны проводиться в зависимости от конструктивных особенностей здания и технического состояния его элементов работниками службы технической эксплуатации, но не реже 1 раза в год. Календарные сроки проведения общих и частичных осмотров определяются службой технической эксплуатации. Особо жесткий режим всех видов осмотров должен устанавливаться для зданий, возведенных на подработанных подземными горными выработками территориях, на просадочных грунтах и с другими специфическими условиями на площадке застройки; для зданий с нетиповыми конструкциями, а также эксплуатируемых при постоянной вибрации и в сильноагрессивной среде. Неплановые (внеочередные) осмотры проводятся: после ливней, ураганных ветров, обильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, пожаров, создающих угрозу повреждений строительных конструкций и инженерных систем; при выявлении дефектов, деформаций конструкций и повреждений инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации зданий. Результаты всех видов осмотров технического состояния зданий должны оформляться актами. Форма акта, приведена в приложении Б к ТКП 45-1.04-78. Результаты осмотров должны отражаться в документах по учету технического состояния здания (технический паспорт, журнал технической эксплуатации здания; карточка учета технического состояния объекта) с указанием отмеченных в актах осмотров дефектов, повреждений, деформаций и др. мест их расположения и параметров, причин их возникновения и сроков устранения. Формы технического паспорта, журнала технической эксплуатации, карточки учета технического состояния объекта приведены соответственно в приложениях В, Г, Д к ТКП 45-1.04-78. При выявлении дефектов, деформаций конструкций, неисправностей инженерных систем, которые могут привести к снижению несущей способности конструкций или нарушению нормальной работы инженерных систем, они должны устраняться в сроки согласно приложению Е к ТКП 45-1.04-78. Для устранения деформаций, снижающих несущую способность, жесткость, устойчивость конструкций, следует привлекать экспертов-специалистов для их обследования. Кроме плановых технических осмотров следует периодически, 1 раз в 10 дней, проводить разовые осмотры основных несущих конструкций зданий, подвергающихся постоянным нагрузкам или эксплуатирующихся в сильноагрессивной среде. Обследование указанных конструкций следует проводить силами специализированных организаций не реже 1 раза в год. Состояние противопожарных мероприятий проверяется в сроки, зависящие от специфических условий эксплуатации зданий, но не реже 1 раза в месяц. В случае обнаружения предаварийного состояния строительных конструкций служба технической эксплуатации обязана: ограничить или прекратить эксплуатацию предаварийных участков и принять меры по предупреждению несчастных случаев; немедленно доложить об этом руководству предприятия; принять меры по немедленному устранению причин предаварийного состояния и временному усилению поврежденных конструкций; обеспечить регулярное наблюдение за деформациями поврежденных элементов (установка маяков, геодезическое наблюдение и т.п.) силами службы эксплуатации; принять меры по организации квалифицированного обследования предаварийных конструкций с привлечением специалистов; по результатам обследования и по получении, в необходимых случаях, проектной документации обеспечить срочное восстановление аварийно-опасного объекта. 23. Обязанности работника в области охраны труда. – ст 214 тк рф. 1/29 об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний по ОТ. Соблюдать требования ОТ, привильно применять ИСЗ, проходить обучение безопасным методам работы, стажировку, проверку знаний. Извещать об опасностях угрожающих здоровью людей, проходить медосмтры. 24. Дайте определение коэффициента частоты и коэффициента тяжести Кr, Кт. - Коэффициент частоты показывает число несчастных случаев на каждую 1000 среднесписочного количества работающих на предприятии. Кч= Н*1000/P где: Кч - коэффициент частоты Н - количество несчастных случаев за отчетный период P - среднесписочное количество работающих за этот же период. Коэффициент тяжести — средняя продолжительность временной нетрудоспособности на один несчастный случай: Kт=Д/Н где: Кт — коэффициент тяжести. Д — общее количество дней нетрудоспособности у всех пострадавших, временная нетрудоспособность которых закончилась в отчетном периоде., Н — количество несчастных случаев за отчетный период. Используя эти два показателя можно получить сравнительные данные по цехам по участкам и за различные периоды времени. 25. Требования безопасности к территории организации, устройство и содержание проездов проходов. - Территория предприятия и распоряжение зданий на ней должны удовлетворять технологическому процессу производства, требованиям строительных норм и правил (СНиП), утвержденных Минстроем, Санитарных норм (СН), Санитарных правил (СП), утвержденных Госкомсанэпиднадзором (Минздравом) и другим нормативным правовым актом по охране труда. На территории предприятия должны быть устроены и обозначены указателями и дорожными знаками пешеходные дорожки, проходы и проезды для внутризаводского и технологического транспорта. Для пешеходов на территории предприятия должны быть устроены тротуары шириной не менее 1,5 м. При пешеходном движении менее 100 человек в час в обоих направлениях допускается устройство тротуаров шириной 1 м. Тротуары не должны располагаться ближе 3 м до ближайшего рельса железнодорожных путей от края тротуара. С наступлением темноты или плохой видимости места движения людей, а также места работ и движения транспорта, должны быть обеспечены искусственным освещением. Для отвода атмосферных осадков территория предприятия должна быть обеспечена надлежащими стоками. Устройство стоков должно обеспечивать свободное и безопасное движение людей и транспорта. Выходы из помещений, расположенных вблизи железнодорожного пути, должны быть параллельны ему. Если выходы из помещения устроены в направлении перпендикулярно железнодорожному пути, то перед выходами должны быть установлены ограждающие барьеры длиной не менее 5 м в каждую сторону от выхода. Дороги, тротуары, проходы к местам работы должны быть свободными для движения, выровнены (без рытвин, ям). Зимой их необходимо очищать от снега, а в случае обледенения посыпать противоскользящими средствами. Углубления (перепады высот более 1,3 м) на территории, предназначенной для технических целей, должны быть ограждены. Конденсационные, канализационные и другие технические колодцы должны быть закрыты прочными крышками, вставленными в гнезда или закрепленными на шарнирах. Состояние крышек технических колодцев следует регулярно проверять. Площадки, предназначенные для временной стоянки автомобилей и других транспортных средств перед въездом на территорию и выездом с нее, должны располагаться в стороне от подъездных дорог и иметь твердое покрытие или спланированный твердый грунт, способный воспринимать проектную нагрузку от грузов. X Производственные водоемы предприятий следует регулярно очищать и содержать в незахламленном виде. Дверные проемы в производственных помещениях для транспортирования грузов должны быть шире габаритов применяющихся транспортных средств с грузом не менее чем на 0,6 м и выше на 0,2 м. Размеры пешеходных тоннелей, галерей и эстакад должны удовлетворять следующим требованиям: высота тоннелей, галерей и коммуникаций от уровня пола до низа выступающих конструкций перекрытий (покрытий) должна быть не менее 2,1 м;
ширина тоннелей, галерей и эстакад должна соответствовать расчетной, но быть не менее 1,5 м. Транспортные и коммуникационные галереи и эстакады должны иметь свободный от оборудования и коммуникаций проход шириной не менее 0,7 м. Проезды в цехах должны быть постоянно свободными и обозначены на полу линиями шириной не менее 50 мм. Минимальная ширина проезда при перевозке деталей и изделий внутри производственных помещений должна быть не менее ширины транспортного средства с грузом плюс 1,2 м, а при перевозке деталей и изделий рельсовым транспортом должна быть равной ширине транспортного средства с грузом плюс 2 м (по 1 м с каждой стороны). Ширина постоянных проходов, свободных от оборудования и коммуникаций, должна быть не менее 1 м. Проезды и проходы, примыкающие к производственным, административным и санитарно-бытовым помещениям, летом необходимо поливать, а зимой очищать от снега и в случае обледенения посыпать песком или шлаком. На территории предприятия должны быть обозначены проезды для транспортных средств и пешеходные дорожки и установлены дорожные знаки в соответствии с действующим нормативным правовым актом. Для прохода людей на территорию предприятия должна быть устроена проходная или калитка в непосредственной близости от ворот. Запрещается проходить через ворота. Для движения транспортных средств и персонала по территории предприятия составляется схематический план с указателем разрешенных и запрещенных направлений движения, поворотов, выездов, съездов и т.д., который вывешивается у ворот (месте с надписью "Берегись автомобиля" и освещается в темное время суток. 26. Проведение вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте. - 2.1. Все принимаемые на работу в университет лица, а также командированные в вуз работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся, проходящие производственную практику, проходят вводный инструктаж в Отделе охраны труда и техники безопасности. 2.2. На вводный инструктаж Управление кадров направляет будущего работника в Отдел ОТиТБ с контрольным листом инструктажа, заполненным по пунктам 1, 2, 3, 4, 5. 2.3. Специалист Отдела ОТиТБ проводит вводный инструктаж по утвержденной ректором Программе, делает запись (регистрирует) инструктируемого в Журнале регистрации вводного инструктажа, проверяет усвоение материала инструктажа и расписывается в графе Журнала о проведении инструктажа. Инструктируемый также расписывается в соответствующей графе Журнала о получении инструктажа. Специалист Отдела ОТиТБ заполняет п.А и п.Б Контрольного листа о проведении вводного инструктажа и инструктажа по пожарной безопасности. Цель вводного инструктажа состоит в предоставлении работнику сведений об организации, ее назначении, структуре, специфики работы, об используемом оборудовании и технике, о вредных и (или) опасных производственных факторах, которые могут возникнуть в процессе трудовой деятельности и способах защиты от них. После проведения вводного инструктажа инструктируемый направляется в подразделение, где ему предстоит работать, для прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми вновь принимаемыми на работу работниками независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности; командированными; учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику; с учащимися в автошколе перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, участках полигонах. Проводит вводный инструктаж в автошколе инженер по охране труда или лицо, на которое приказом руководителя возложены эти обязанности. Запись о проведении вводного инструктажа делают в специальном журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу). Перед началом занятий с учащимися вводный инструктаж проводит преподаватель. Проведение вводного инструктажа с учащимися можно зарегистрировать в журнале учета учебной работы. 27. Формы статотчетности по условиям труда и производственному травматизму -
Состояние охраны труда в организациях отражают две формы статистической отчетности: 1. Форма № 1-Т (условия труда) - характеризует условия труда. В форме № 1-Т (условия труда) приводится списочная численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (повышенный уровень шума, вибрации, повышенная запыленность, загазованность, тяжелый физический труд и т.д.). В этой форме также приведены данные о списочной численности работников, которым за работу в неблагоприятных условиях труда установлено право на государственную пенсию на льготных условиях, дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, бесплатное лечебно-профилактическое питание, бесплатное получение молока или других равноценных пищевых продуктов, повышенные тарифные ставки и доплаты за условия и интенсивность труда. Представляется ежегодно до 10 января; 2. Форма № 7-травматизм «Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях за 20__г.»- годовая форма федерального государственного статистического наблюдения за травматизмом на производстве. Все зарегистрированные в организации (или у работодателя - физического лица) несчастные случаи на производстве включаются в годовую форму федерального государственного статического наблюдения за травматизмом на производстве. Эту форму представляют юридические лица, их обособленные подразделения (по перечню, установленному органами государственной статистики) органу государственной статистики по месту, установленному территориальным органом государственной статистики в субъекте Российской Федерации, а также органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики. 28. Правила безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов. - Грузоподъёмные машины – машины циклического действия, предназначенные для подъёма и перемещения грузов на небольшие расстояния в пределах определённой площади промышленного предприятия. При эксплуатации грузоподъёмных машин могут возникать следующие опасности: обрыв груза и его падение с высоты при неудовлетворительном состоянии грузозахватных устройств, при нарушении целостности тросов и канатов; падение поднятого груза и самой ГПМ (например, грузоподъёмного крана) при потере устойчивости системы (за счёт ветрового напора, несбалансированности масс, схода с рельсового пути, превышения нормативной грузоподъёмности, при перерывах в подаче электроэнергии). Все грузоподъёмные машины относятся к опасным производственным объектам. Для предотвращения доступа людей в опасную зону работы ГПМ устраиваются защитные ограждения. Ограждаются также все движущиеся доступные для прикосновения людьми органы и системы ГПМ (тросы и др.). Для предотвращения падения груза при отказе приводных устройств (например, электродвигателей) применяются тормозные механизмы (стопорные, спусковые и др). Тормозные устройства используются также для предотвращения неконтролируемого перемещения ГПМ, например, по подкрановому рельсовому пути. Для остановки неконтролируемого движения и их органов в крайних точках (по высоте, длине и др.) применяются концевые выключатели, отключающие энергоисточник при приближении ГПМ к опасной точке. Широко применяются ограничители грузоподъёмности, автоматически отключающие механизм подъёма груза, масса которого более предельной на 10 %. Кроме перечисленных применяются и другие специальные устройства, обеспечивающие безопасную эксплуатацию грузоподъёмных машин. Наряду с предохранительными устройствами применяются также приборы безопасности, сигнализирующие персоналу о наличии или возникновении соответствующей опасности: указатели грузоподъёмности, сигнализаторы опасного электрического напряжения в близи ГПМ, анемометры, предупреждающие об опасной скорости ветра и др. Все грузоподъёмные машины подведомственны органам Ростехнадзора, также как и сосуды, работающие под давлением. Стационарно установленные на предприятиях ГПМ подлежат регистрации, текущему надзору и техническому освидетельствованию. Безопасная эксплуатация и техническое освидетельствование грузоподъёмных машин регламентируются следующими нормативными документами: ПБ 10-382–00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов»; ПБ 10-518–02 «Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъёмников»; ПБ 10-6–03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации подъёмников»; ПБ 10-558–03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов»; ПОТ РМ 00–98 «Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» и др.
В соответствии с указанными документами приводится полное или частичное техническое освидетельствование ГПМ. Полное техническое освидетельствование – внешний осмотр, статическое и динамическое испытания ГПМ под нагрузкой. Частичное техническое освидетельствование – только внешний осмотр ГПМ. Полному техническому освидетельствованию подвергаются все ГПМ перед вводом в работу (первичное), а также периодически не реже 1 раза в 3 года. Частичному техническому освидетельствованию ГПМ подвергаются каждые 12 месяцев. Отдельно технически освидетельствуются грузозахватные приспособления. Требования к персоналу, обслуживающему грузоподъёмные машины: специальное обучение и аттестация; наличие удостоверения на право эксплуатации ГПМ. 29. Что такое безопасные условия труда. - Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, при которой воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы. 30. Возмещение вреда пострадавших от несчастных случаев на производстве. - Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в Российской Федерации с января 2000 года в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которым установлены правовые, экономические и организационные основы этого вида страхования, определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях. Этим видом страхования предусмотрены: · социальная защита застрахованных при наступлении страхового несчастного случая или профессионального заболевания, повлекших за собой временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности, а в случае смерти застрахованного - социальную защиту иждивенцев и других граждан, имеющих право на обеспечение по страхованию в связи со смертью кормильца; · обеспечение экономической заинтересованности субъектов страхования (застрахованный, страхователь, страховщик) в снижении профессионального риска за счет установления дифференцированных страховых тарифов; · возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗслучаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; · финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Обеспечение пострадавших осуществляется страховщиком в виде: · пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем; · единовременной страховой выплаты; · ежемесячных страховых выплат (в зависимости от стойкой утраты профессиональной трудоспособности); · оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в связи с повреждением его здоровья, в соответствии с программой реабилитации пострадавшего. 31. Что такое государственные нормативные требования по охране труда. - [Трудовой кодекс РФ] [Глава 34] [Статья 211] Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Внеплановый инструктаж на рабочем месте. ВНЕПЛАНОВЫЙ ИНСТРУКТАЖ С КЕМ ПРОВОДИТСЯ И В КАКИХ СЛУЧАЯХ. При: - принятии новых нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов по охране труда или внесении изменений и дополнений к ним; - изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приборов и инструмента, сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда; - нарушении нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов по охране труда, которое привело или могло привести к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям; - перерывах в работе по профессии (в должности) более шести месяцев; - поступлении информации об авариях и несчастных случаях, происшедших в однопрофильных организациях; - по требованию представителей государственного органа надзора и контроля, вышестоящих государственных органов или государственных организаций, должностного лица организации, на которого возложены обязанности по обеспечению охраны труда, при нарушении нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов по охране труда. Непосредственный руководитель работ (начальник производства, цеха, участка, мастер, инструктор и другие должностные лица). ОФОРМЛЕНИЕ Отмечается в: - журнале регистрации инструктажа по охране груда; - личной карточке прохождения обучения (в случае ее применения), с указанием наименования программ или номеров инструкций по охране труда, по которым проведен инструктаж. Подтверждается подписями лиц, проводивших и прошедших инструктаж, в вышеуказанных документах. Дополнительно: В журнале регистрации инструктажа указывается причина его проведения. 33. Анализ производственного травматизма.- Анализ причин производственного травматизма дает возможность установить основные тенденции, свойственные травматизму в данный момент, на конкретной ступени технического процесса, выявить его главные очаги и на этой основе разработать комплекс мероприятий, осуществление которых может предотвратить возникновение других аналогичных травм. В свете этого анализ причин производственного травматизма должен являться неотъемлемой частью производственной деятельности не только инженерно-технических работников предприятий и объединений, но и органов госгортехнадзора, профсоюзных организаций и др. Анализ причин производственного травматизма производится на основе актов расследования несчастных случаев, позволяющих установить их причины и виновников происшествий, и может проводиться в масштабах участка, предприятия, группы предприятий или в целом по отрасли за определенный промежуток времени. 34. Требования безопасности при эксплуатации сосудов работающих под давлением. - Требования безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, определены Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденными Гостехнадзором РФ от 11.06.03 № 91 (далее - Правила). Правила распространяются на: 35. Основные направления снижения риска опасных и вредных производственных факторов. - Основные направления снижения риска. 36. Дайте определение несчастного случая на производстве – вопрос 3 37. Влияние условий и охраны труда на состояние травматизма и профзаболеваемости Основной целью управления безопасностью труда является организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда. Безопасностью труда называют состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов. Условия труда - это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда (ст. 209 ТК РФ). 38. Основные нормативные акты по охране труда – вопрос 11 39. Цели и задачи рассматривания несчастных случаев на производстве. – вопрос 21 40. Опасные производственные объекты и обеспечение промышленной безопасности - Современное производство, к сожалению, не может пока полностью избежать крупных производственных аварий. Для борьбы с ними необходимо соблюдение ряда специальных обязательных правил. В 1993 году Международная организация труда разработала «Конвенцию по предупреждению крупных промышленных аварий» (№ 174) и «Рекомендации по предупреждению крупных промышленных аварий» (№ 181). В соответствии со ст. 2 этого закона опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых: 1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в определенных количествах, среди них воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные вещества и т.п. Заметим, что в образовательных учреждениях, не связанных с промышленным производством, наиболее распространены такие опасные производственные объекты как грузоподъемные механизмы, лифты, работающее под давлением оборудование. Целью промышленной безопасности является предотвращение «аварий» и «инцидентов». Новое понятие инцидент означает отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение требований безопасности. Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора. Положения закона распространяются на все организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации. Иные нормативные правовые акты, упоминаемые в законе о промышленной безопасности – это, прежде всего, акты, изданные в целях правового, организационного, экономического и иного обеспечения реализации это закона. Программы по улучшению условий и охраны труда на предприятии. - Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 1 марта 2012 г. N 181н При планировании мероприятий по охране труда следует руководствоваться постановлением Министерства труда Российской Федерации от 27.02.95 № 11 "Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда" и письмом Департамента охраны труда Министерства труда Российской Федерации от 05.01.96 № 3-13 "Рекомендации по разработке программ улучшения условий и охраны труда в организациях". Основными правовыми формами планирования мероприятий по охране труда являются коллективный договор и соглашение по охране труда. Условия коллективного договора или соглашения не могут быть хуже, чем предусмотрено законодательством. Целью программы является сокращение производственного травматизма, снижение профессиональной заболеваемости, создание здоровых и безопасных условий труда работникам. Задачи программы: 1. Выявление причин и факторов, которые приводят или могут привести к ухудшению условий труда работников. 2. Выбор приоритетных направлений, позволяющих в короткие сроки, с наименьшими затратами обеспечить максимально возможное улучшение условий безопасности. 3. Разработка и реализация соответствующих организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, социально-экономических мер. Информационной базой для разработки программы служат, во-первых, законодательные и нормативные правовые акты по охране труда. Во-вторых при разработке программы следует исходить из конкретной информации о положении дел в организации, которую содержат акты формы Н-1, статистическая форма № 7 - травматизм - с приложением, данные аттестации рабочих мест, результаты экспертиз условий труда, проверок, предписания органов надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, органов, осуществляющих управление соответствующей отраслью экономики, приказы и распоряжения собственно организации, материалы работы комитета (комиссии) по охране труда, предложения общественных организаций и работников. Используя имеющуюся информацию, следует провести анализ состояния условий труда, приводящих к травматизму и заболеваниям и оценить уровень работы по охране труда. Особое внимание должно уделяться анализу травматизма. Объем статистических данных при допустимой относительной погрешности 0,2 и степени достоверности 0,95 должен составлять не менее 73 несчастных случаев. Этот объем может набираться за год или несколько предшествующих лет. Практика показывает, что в актах формы Н-1 могут быть указаны причины, не соответствующие истинным обстоятельствам. Необходимо проанализировать каждый акт с целью выявления настоящих причин несчастных случаев. 42. Порядок расследования несчастных случаев при транспортных происшествиях. - Расследование несчастного случая, происшедшего в результате ДТП, других аварий или повреждений транспортного средства, возложено на работодателя, осуществляющего грузо-пассажирские перевозки, и требует от него устранения причин ДТП и нарушений правил дорожного движения. Данное требование установлено ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (приложение 4) N 196-ФЗ от 10.12.95 и ст. 229 Трудового кодекса РФ. Расследование проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования, проведенного федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (органы ГАИ, Государственной инспекции труда, прокуратуры), а также владельцем транспортного средства. Процедура расследования всех ДТП установлена Положением о порядке проведения служебного расследования ДТП, утвержденным приказом Минтранса РФ от 26.04.90 N 49 (приложение 6). Основные требования к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения установлены Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным Минтрансом РФ 09.03.95 N 27 (приложение 5, п. 2.2), в числе которых проведение служебного расследования, учета и анализа ДТП, нарушений водителями и работниками организаций установленных требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению. Учет дорожно-транспортных происшествий установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ N 647 от 29.06.95 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий", сведения о которых являются открытыми для опубликования и представляются заинтересованным юридическим лицам в установленном порядке (п. 9 постановления N 647). Медицинские учреждения и владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в органы внутренних дел по месту своего нахождения о каждом ДТП, о пострадавших в них людях, доставленных для оказания медицинской помощи, а также погибших (пп. 17, 25 постановления N 647). При несчастном случае с тяжелыми последствиями, происшедшим в результате ДТП, состав комиссии по расследованию формируется порядком, установленным ст. 229 Трудового кодекса РФ, которую во Date: 2016-05-18; view: 1025; Нарушение авторских прав |