Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины, затрудняющие усвоение грамоты





Умственно отсталые дети к моменту поступления в школу обычно недостаточно подготовлены к предстоящему обучению. Предпосылки, необходимые для быстрого овладения письмом и чтением, оказываются у них не совсем сформированными. Поэтому в ходе обучения у детей постоянно возникают большие затруднения, на преодоление которых приходится затрачивать много времени и сил. В данном разделе мы остановимся на тех основных трудностях, которые появляются у учащихся в начальный период овладения грамотой. Однако следует иметь в виду, что на каждом новом этапе обучения эти трудности проявляются в новом качестве.

Резкое отставание в общем речевом развитии, особенно недостаточная готовность к овладению звуковым и морфологическим анализом слов – основная причина, затрудняющая умственно отсталым детям процесс усвоения грамоты. Именно она обусловливает то, что дети допускают грубые ошибки и при различении в словах сходно звучащих звуков, и при обобщении звуков, несколько по-разному звучащих из-за различного положения в слове.

Ошибки, допущенные в звуковом анализе и обобщении, неизбежно ведут к ошибкам в произнесении и в написании слов. Ученик пишет буквы, соответствующие звукам, которые он слышит в данном слове.

В специальной педагогической литературе можно найти много примеров, ярко иллюстрирующих, как недостаточно развитый фонематический слух умственно отсталых школьников тормозит усвоение ими грамоты. Так, в одной из своих работ… Е. Н. Завьялова (1951) пишет, что в начале обучения многие умственно отсталые дети «не воспринимают разницы в степени звонкости звуков, разницы в шипящих и свистящих, в твердости и мягкости отдельных сочетаний, у них расщепляются аффрикаты ч, ц, щ. То они слышат в них два звука, то один какой-либо из составляющих, так и пишут. В этом заключается одна из причин трудностей обучения их чтению и письму».

Следует подчеркнуть, что одна из важнейших причин, тормозящих усвоение грамоты,– трудности, которые возникают у умственно отсталых учеников при необходимости соотнести выделенный звук речи с соответствующей буквой. Это соотнесение основано на языковом обобщении, выполнение которого затрудняет детей-олигофренов.



Овладение грамотой затормаживается также теми трудностями, которые появляются у умственно отсталых детей при усвоении образа букв « при их написании. По сравнению с нормально развивающимися детьми ученикам вспомогательной школы требуются гораздо более длительные сроки для усвоения начертания букв, а ошибки, свидетельствующие о неразличении сходных букв при чтении и особенно при письме, встречаются у них в значительно большем количестве. Например, учащиеся I класса нередко смешивают п и н, и и ш и другие буквы.

Серьезным препятствием для усвоения грамоты служат резкие нарушения пространственной ориентировки, которые встречаются у умственно отсталых детей чаще, чем у учащихся массовой школы. Эти нарушения приводят к смешиванию букв, состоящих из одинаковых или сходных, но различно расположенных элементов, к зеркальному письму, к потере строки при письме и чтении. Так, ученики в рукописном тексте читают д как б, пишут с как э и т. п.

Осложняет овладение грамотой также и то, что умственно отсталые школьники долгое время не могут понять соотношения буквы и слова, т. е. сущности процессов письма и чтения. Дети заучивают буквы ради самих букв, не осознавая, для чего они это делают и как смогут в дальнейшем использовать свои знания. Лишь путем длительной, целенаправленной работы учителю удается разъяснить ученикам, что буквы ладо знать потому, что они являются теми элементами, из которых составляются все слова.

И, наконец, большие затруднения в усвоении грамоты, как и всех других знаний возникают у умственно отсталых детей в связи со свойственным им нарушением мотивации деятельности. Многие школьники, особенно страдающие нарушением работоспособности и изменением поведения, возбудимые и заторможенные олигофрены не могут учиться в течение сколько-нибудь значительного отрезка времени. Одни из них не проявляют к занятиям никакого отношения, не смотрят на показываемые им объекты, другие – быстро теряют к ним интерес и отвлекаются.

Успешность обучения грамоте таких детей теснейшим образом зависит от воспитания интереса к занятиям, коррекции их личности, организации поведения и повышения работоспособности.

Трудности, возникающие у учащихся вспомогательной школы при обучении их грамоте, затормаживают овладение и письмом, и чтением. Своеобразие их конкретного проявления в каждом из этих процессов рассмотрим в последующих разделах.








Date: 2016-05-18; view: 77; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию