Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предметная символика ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Предметными символами могут быть любые предметы и живые существа окружающего нас мира. Так же как пространственные координаты рисунка, все изображенные предметы могут быть носителями символического смысла. Такие символы известны из сферы искусства и культа. Соответствующие предметы замещают здесь то, что не поддается непосредственному конкретному изображению. В двадцатом столетии выражение глубинных психологических переживаний в символах получило распространение благодаря психоаналитическому методу толкования сновидений. В тесте «ЗВ», как и в других проективных тестах, нарисованные предметы могут иметь символическое значение, которое непосредственно выражает неосознаваемые «мысли». Таким образом, символ имеет смысловое содержание, обусловленное характером связи с изображенным предметом. Скала на краю рисунка, если она рассматривается как символ, указывает на какую-то форму бессознательного сопротивления. С помощью других методов диагностики, анамнеза и опроса можно потом выяснить содержание и смысл этого сопротивления. Это одна из задач служб психологического консультирования и психотерапии. Скала, расположенная справа обозначает переживание внешних обстоятельств сопротивления, что задано символикой данного пространства. Если скала находится в картине слева, то есть на интровертной стороне, что встречается значительно реже, конфликт касается сердечной связи, т.е. является очень личным. Выделенная звезда или маяк, акцентировано зачерненная луна относятся к духовной тематике. Сильный прибой позволяет сделать вывод о сильных аффектах. Все встречающиеся в тесте «ЗВ» предметы необязательно должны иметь символическое значение (См. указатель в конце книги). В детских рисунках предметы часто представляют собой украшение, у людей старшего возраста чаще всего предметы выступают в качестве символических высказываний. Опытный исследователь может достаточно быстро определить различие между фабульными дополнениями и символами, а затем уточнить свои предположения в последующей беседе с автором рисунка. В тесте «ЗВ» прежде всего символически рисуют звезды и волны, т.е. те объекты, которые требуется нарисовать по инструкции. Однако, предметы, изображенные по инициативе автора, с еще большей вероятностью могут иметь символическое значение. Например, в нашей практике ни разу не встретилось изображение скалы, которое бы после сбора дополнительной информации не оказалось бы символическим указанием на существование сопротивления своим собственным витальным влечениям. То, что до сих пор обнаруживалось в тестах, можно классифицировать следующим образом: основные элементы: - звездное небо: звезды, центральная звезда, луна, комета, свет, облако, гроза; - морские волны (вода): волнение, прибой, пенные греб- ни, штиль, рябь, покрытая льдом вода; дополнительные элементы: - на небе: самолет, ракета, НЛО, птицы, ангел; - на море: берег, скалы, склоны, деревья, остров, маяк, бакены, корабли, рыбы, водные лыжи, купающиеся дети. Звезды относятся к основным символам теста. Звездное небо очень редко изображается в виде простого намека на звезды, которые в таком случае чаще всего представлены звездами-точками. В целом формы звезд отчетливо могут различаться, так как звезды заполняют небесное пространство, они репрезентируют его, что характерно для маленьких детей. Обычно встречаются следующие формы звезд: звезда из линий (1), шарообразная звезда(2), круглая звезда (3), плоская пятиконечная звезда (4), звезда Давида (5), паукообразная звезда (6), звезда-цветок (7), звезда-точка (8), лучевая звезда (9). Встречаются также декоративные звезды (10), перенятые, по-видимому, из произведений искусств. Кроме того, в некоторых рисунках наряду со звездами присутствует комета со шлейфом. Звезды могут быть расположены по-разному. Иногда они копируют реальное расположение звезд в небе, например, форму Большой Медведицы. Особенно значимой оказывается центральная звезда, которая может иметь различные формы. В ней может отражаться самооценка рисующего человека. Если эта звезда очень велика, автор рисунка чувствует себя также «звездой». Слабо, робко прорисованные звезды могут означать, что проблема духовности в переживаниях рисующего человека оттеснена на задний план. Правда, в последнем случае наблюдается доминирование небесного пространства, а наличие конфликта часто выражается особенностями графики. Например, акцентированная чернота крошечных звезд-точек, которую можно увидеть на рисунке 18-летней девушки, пережившей две попытки самоубийства (Случай описан автором данной работы в статье "Familiendynamik einer jugendlichen Borderline-Patientin im psychologischen Test", опубликованной в журнале «Динамическая психиатрия» («Dynamische Psychiatrie»), № IX/6 за 1976, стр. 420-432). Чаще всего рядом со звездами рисуют луну, которая часто выделяется своей акцентированной чернотой и представляет собой символику света. Луна — основной источник света в ночном небе и если она выделяется своей величиной, своим расположением на рисунке или акцентированной чернотой, то, следовательно, источник света также выделен, а свет есть символ разума и духа. Подобное изображение луны часто встречается у школьников, которые стремятся к улучшению своего внимания и мыслительных способностей. На небе также могут изображаться атмосферные явления такие как, облака или гроза, которые привносят в рисунок особое настроение. На рисунках детей небесное пространство заполняют также и другие образы. Здесь, прежде всего, следует назвать птиц, встречаются ангелы. Чаще рисуются технические объекты, такие как ракеты, самолеты, НЛО. Они вряд ли имеют символическое содержание, чаще всего это игровые дополнения увлеченного рисунком ребенка. В нижней части рисунка, посвященного тематике морских волн, экспрессия и символика графики тесно переплетены друг с другом. Морские волны — это вода, а вода — это символ душевных переживаний. Инструкция теста побуждает изображать волны в виде ритмично движущихся линий, которые как таковые и есть выражение души, при этом ритмичность есть признак душевного здоровья. Рисунок, прежде всего, показывает, была ли вообще понята тема «волны». Затем мы можем оценить, как в волнах отражаются переживания. Наконец, мы рассматриваем волны в качестве символа, выражающего содержание переживаний. Также как и в методе толкования сновидений, разнообразие видов воды и волн указывает на соответствующий характер и содержание переживаний. Большие волны выражают сильные аффекты, гармонично колеблющиеся волны — легкую проявляющуюся в общении эмоциональность. Слабые, не связанные друг с другом волны бывают при апатии и депрессии. Прямоугольные, острые волны позволяют сделать вывод о длительном и интенсивном характере пережи- ваний. Робкие, как бы рассыпающиеся волны — о неуверенной в своих чувствах личности. Волны, застывшие в форме зубцов, указывают на душевное оцепенение, а покрытая льдом водяная гладь рисуется человеком, чьи переживания заторможены. Волнение моря указывает на бурную эмоциональность, а прибой — на сильный аффект. Если рисуются гребни пены, то всегда налицо переживания актуального конфликта. Волны во время грозы обнаруживают страх рисующего перед необходимостью принимать решения. Вяло текущие воды могут быть выражением или символом усталости от переживаний. Стремительно несущиеся водяные валы рисуются при душевном подъеме. Совсем другое значение имеет все то, что в широком смысле является берегом. По сравнению с морем он означает твердь. Твердью может быть все то, что дает желанную почву под ногами. Но твердым бывает и то, что оказывает сопротивление, обо что разбиваются волны, и что бывает причиной кораблекрушений. Еще в большей мере это относится к изображению скал, которые почти однозначно указывают на наличие сопротивления. Скалы в тесте «ЗВ» принадлежат к тем удивительным изображениям, которые хотя и не предусмотрены инструкцией теста, но возникают постоянно. Как уже было сказано, анамнез подтверждает, что они являются символом тяжело переживаемого сопротивления. Менее драматичны склоны на побережье, которые образуют переход от плоского песка к скалам. Остров имеет позитивное символическое значение, он — оазис в морской дали, спокойное и прочное место. Он может указывать также на чувство одиночества или на потребность побыть в одиночестве. Маяк, находящийся на острове или морском берегу, — это путеводный свет, которые теперь исходит не из природного источника — луны и звезд, а имеет искусственное происхождение. Дерево на берегу превращает враждебную сушу в гостеприимный приют для моряков. Корабль, на котором человек рискует отправиться в море, служит ему там местом обитания, жилищем. Если судно изображается терпящим крушение или идущим ко дну, то это может символизировать ощущение бесприютности, а также разбитые надежды. Корабль можно рассматривать, как символ авантюрного путешествия в неведомые дали или как благополучную переправу. Изображение человека на водных лыжах демонстрирует игру со стихиями того, кто не боится риска. Рыбы же — природные обитатели воды — одушевляют ее. Играющих в воде детей рисуют обычно люди с богатой фантазией. В то же время подобное изображение показывает беспечность человека по отношению к стихиям.
Особенности графики
Наряду с оценкой символики вторым важным аспектом диагностики в тесте «ЗВ» является анализ особенностей графики рисунка. Для анализа рисуночного теста Вартегга и рисунков на свободную тему помимо интерпретации символов, метода, изначально возникшего в практике глубинной психологии, Август Феттер рекомендовал использовать разработанный в графологии метод оценки особенностей графики рисунка, который позволяет судить о характере автора. Я немного расширила метод графического анализа (перечень критериев для оценки особенностей графики приведен в приложении) и ввела его в употребление для обработки рисуночных тестов, в частности, для теста «Дерево» (Урсула Аве Лаллеман «Тест "Дерево"» («Baum-Tests»), Olten-Freiburg 1976). Особенно плодотворным такой анализ оказался для теста «ЗВ». В анализе особенностей графики мы можем выделить четыре категории: техника штриха, характер штриха, отклонения в штрихе, обработка поверхности рисунка (в конце книги в соответствующем указателе представлены графические характеристики каждого рисунка, помещенного в настоящей книге). Штрих может осуществляться либо колеблющимся то в одну, то в другую сторону маятниковым движением, либо целенаправленным отдельным движением. Кроме того, линия может проводиться уверенным или неуверенным движением руки, с отрывом или без отрыва от листа бумаги. Таким образом, технику штриха можно оценивать по следующим параметрам: - техника одиночного штриха; - техника маятникового штриха; - уверенный штрих; - неуверенный штрих; - без отрыва от листа; - с отрывом от листа. Из всех особенностей графики при анализе Теста «ЗВ» наибольший интерес представляют одиночный и маятниковый штрихи. Их использование провоцируется самой темой теста и, следовательно, эти характеристики штриха наиболее вероятны, в то время как другие особенности штриха могут встречаться лишь эпизодически. Но опыт показал, что одиночный штрих возникает практически всегда при изображении звезд, волны же не всегда рисуются маятниковым штрихом. Это тоже имеет диагностическую ценность. Одиночный и маятниковый штрихи репрезентируют две основные функции человеческой жизни: способность к структурированию и осуществление биопсихических процессов. Интерпретация одиночного штриха относится, таким образом, к личностной сфере человека, а интерпретация маятникового штриха — к витальной сфере. Одиночный штрих возникает тогда, когда движение карандаша подчинено определенной цели, к которой рисующий человек стремится при выполнении задания. Такой способ рисования говорит о способности к рациональному управлению, которая свойственна людям, контролирующим свои импульсы и способным целенаправленно добиваться намеченного. Маятниковый штрих представляет собой легко раскачивающуюся волновую линию, которая в отличие от отдельного движения возникает не в результате напряжения, а, напротив, посредством расслабления. Рука рисующего человека начинает движение, раскачивается в определенном ритме и, не напрягаясь, ведет карандаш по бумаге. К использованию этой техники рисования склонен тот, кто может отдаться своим собственным ритмам. «Я» руководит одиночным штрихом, Оно позволяет возникнуть маятниковому штриху и дает, таким образом, возможность провести волновую линию. Маятниковый штрих, прежде всего, указывает на сохранность элементарных, жизненных процессов. Уверенный штрих возникает при быстром проведении тонкой линии. Он позволяет установить, что рисующий человек без смущения стремится к своей цели и добивается ее. При этом не имеет значения, идет ли речь о прорисовывании контура звезд, об изображении колеблющихся волн или о других формах. По уверенно проведенному штриху мы делаем вывод об уверенном в себе человеке, которого, вероятно, не так просто выбить из колеи. Иначе обстоит дело при неуверенном штрихе. Здесь рисующий человек медлит, с усилием продвигается к цели изображения, прерывает проведение линии, штрих выглядит дрожащим и нерешительным. Мы можем предположить, что рисующего легко сбить с толку. Он нерешителен, неуверен в себе. Это может быть свойством его характера, но может быть и признаком психического расстройства. Следует различать неуверенный штрих и штрих, который проводится с отрывом от бумаги, а также уверенный штрих и штрих, который проводится без отрыва от бумаги. Оба варианта могут встречаться как вместе, так и по отдельности. Линия, проведенная с отрывом, позволяет понять, что рисующий в процессе работы проверяет себя, он прерывает начатое рисование, рассматривает изображение издали, а потом вновь возвращается к работе. Отрыв и контакт чередуются друг с другом, созерцание и действие являются неотъемлемыми частям единого процесса. Итак, по линии, проведенной с отрывом, можно выявить человека, склонного к рефлексии, к постоянной проверке себя. При проведении линии без отрыва, напротив, контакт с листом бумаги будет настойчиво сохраняться. Рисующий шаг за шагом продвигается к имеющейся перед глазами цели. Характер штриха
Среди введенных Августом Феттером четырех характерных типов штриха мы, прежде всего, выделяем два основных: со слабым и с сильным нажимом. Можно рисовать со слабым нажимом, как бы нащупывая, слегка прикасаясь к бумаге. Если штрих при этом тонкий, то говорят о легком штрихе, а если широкий — то о тонированном штрихе. Слабый по нажиму штрих позволяет сделать вывод о доминировании в характере рисующего человека восприимчивости. Легкий штрих указывает на тонкость чувств и развитую интуицию; тонированный, напротив, на эмоциональную реактивность и чувственность. Но рисунок может быть выполнен и с сильным нажимом. Если при этом след от карандаша тонкий, то возникает четкий штрих. Если след широкий, то говорят о жирном штрихе. Четкий штрих указывает на способность к рациональному управлению, на активный контроль сознания. Жирный штрих говорит о склонности к импульсивному, естественно-спонтанному поведению человека. Дефекты штриха
Признаки нарушений штриха выделены нами на основании опыта анализа особенностей почерка и рисунков подростков, имеющих расстройства психики. Прежде всего, оказалось, что из предложенных Августом Феттером типов штриха выводятся четыре «негативных экстремальных типа». Так, легкий штрих может стать легко-хрупким штрихом, тонированный штрих — тонированно-размазанным штрихом, четкий штрих — четко-резким штрихом, а жирный штрих — густо-жирным штрихом. Два следующих признака нарушений штриха не связаны с типологией Феттера: раздробленный штрих и акцентировано-зачерненный штрих. Итак, признаки нарушений штриха таковы: - легко-хрупкий штрих; - тонированно-размазанный штрих; - четко-резкий штрих; - густо-жирный штрих; - раздробленный штрих; - акцентированно-зачерненный штрих. Легко-хрупкий штрих не только легкий, но и ломкий, непрочный, он проводится нетвердой и неуверенной рукой. Указывает на гиперчувствительность и свидетельствует о нарушениях психики. Тонированно-размазанный штрих производит впечатление смазаности и стертости. Он выражает чувственную восприимчивость в общении, переходящую во внушаемость. Здесь отсутствует однозначность чувств, а также контроль сознания. Этот вид штриха обнаруживается при неуверенности у детей, которые ищут близости и эмоционального тепла и поэтому легко становятся «соучастниками» какой-то акции. Четко-резкий штрих — это тонкий и сильный по нажиму штрих, который проводится столь бурно, что на бумаге остается бороздка. Такая графика позволяет говорить об излишне напряженном и односторонне рациональном мышлении, о преувеличенном участии волевого усилия. Густо-жирный штрих не только широкий, с сильным нажимом, но и грубый. Здесь следует предположить неуправляемую чувственность (инстинктивность поведения), которая нуждается в руководстве и чутье. Возможна следующая интерпретация: односторонне напористое спонтанное поведение, встречающееся у подростков после пубертата, а у взрослых чаще всего при задержке развития личности. Раздробленный штрих в большинстве случаев встречается при рисовании длинными линиями, возможность использования которых в тесте «ЗВ» довольно ограничена. В тесте «Дерево» при прорисовке контуров стволов и ветвей он встречается чаще. Этот тип штриха выявляет неуверенность автора, которая препятствует возникновению непрерывных линий так, что это приводит к их дроблению и надставкам. Характерно то, что раздробленность линий, в отличие от их разорванности, предполагает связанность кусочков друг с другом. Такая графика отражает нервозность самоконтроля. Акцентированным зачернением в рисунке подчеркиваются определенные места, что обнаруживает бессознательные фиксации. Сам рисующий, очевидно, не думает об этом и в ответ на вопрос не может дать никакого объяснения. Однако при беседе обычно подтверждается, что такая фиксация указывает на какой-то внутриличностныи конфликт. Акцентированное зачернение встречается также и в других тестах, например, в тесте «Дерево» и в графическом тесте Вартегга. Обработка поверхности рисунка Диагностика графических особенностей рисунка включает в себя не только анализ линий, но и анализ способов обработки поверхности рисунка, что позволяет судить о своеобразии личности или психических расстройствах автора. В обработке поверхности рисунка мы различаем: - тонирование; - штриховку; - очерчивание контуров; - закрашивание; - грубоватую обработку. Тонирование особо подчеркивает настроение рисунка. Чувственная возбудимость, выражающаяся также тонированным штрихом, становится здесь проекцией неустойчивости эмоций. В соответствии с этим дается интерпретация: эмоционально-чувствительная возбудимость. Штриховка, напротив, по своему проективному содержанию близка к сфере сознания. Во всяком случае, ее осуществление требует в известной степени контроля сознания. Здесь соединяются осознанное проведение линий и окрашивание поверхности как проявление чувств. Таким образом, штриховка указывает на потребность в осмыслении содержания эмоций. Очерчивание контуров является проявлением рационального начала, линия в абстрактной форме намечает то, что уже существует в уме рисовальщика. Это может возникать и в едва набросанном эскизе рисунка, в робко и сдержанно выполненном тестовом рисунке, или же из-за отсутствия способностей к рисованию в скудном изображении форм. Очерчивание как таковое не выражает ничего кроме рационального ответа на тестовую инструкцию. Закрашивание — это более сильная, по сравнению с тонированием, окрашенность картины. Она также отличается и от зачерненности, которая часто указывает на наличие внутриличностного конфликта. Закрашиванием выражается интенсивность эмоций или аффектов. Однако следует учесть, что маленькие дети любят рисовать в цвете и с помощью закрашивания они часто имитируют красочность цветных карандашей. Грубоватая обработка поверхности рисунка является тоже своего рода окрашиванием, но создаваемым бессистемно разбросанными отдельными штрихами. Такая обработка поверхности бывает у раздраженных, издерганных людей, а это, в свою очередь, свидетельствует о том, что у них есть проблемы в общении. Такое заключение основано на результатах работы с тестом «Дерево», где грубоватая обработка поверхности чаще всего встречается при изображении ствола дерева. Теоретические аспекты способов обработки теста «ЗВ», предложенные в данной главе, основываются на анализе конкретных случаев каждый раз индивидуальной проективной картины. Создание целостного представления о структуре личности испытуемого должно опираться на системный анализ графической экспрессии и проекций рисунка с учетом спонтанно возникающего первого впечатления от выполненного теста. Итак, в диагностической практике следует сначала для себя составить первое спонтанное впечатление от тестового рисунка, затем проанализировать графические особенности изображения с различных точек зрения и, наконец, после сопоставления полученных результатов, слить их в целостный образ человека.
Часть вторая Примеры из практики
I. Пятьдесят тестов из детских садов Во второй части книги приведены примеры обработки теста «ЗВ», что должно поближе познакомить читателя книги с практикой использования этого теста. Сначала представлены пятьдесят рисунков, выполненных детьми преимущественно дошкольного возраста. Это — часть большого обследования, проводившегося в детских садах и группах продленного дня. Воспитателям были даны описанные выше инструкции по проведению теста и бланки для записи их мнения о тестируемом ребенке. Для того чтобы обеспечить определенную сопоставимость получаемых результатов, мнения о детях были стандартизированы. Вопросы, дающие необходимые сведения, были разбиты на 6 групп, каждая из которых состояла из трех вариантов суждений. Необходимо было подчеркнуть подходящий вариант. При этом в четырех из шести групп выбор нужно было сделать обязательно, а 4, 6 только в особых случаях. Под представленными здесь рисунками напечатаны соответствующим образом подготовленные суждения. Воспитатели подчеркнули из данных суждений те, которые по их мнению соответствуют автору рисунка, а я сопроводила эти рисунки кратким описанием личности и диагнозом с позиций экспрессивной психологии. Тестирование маленьких детей с помощью теста «ЗВ» может быть рекомендовано для ранней диагностики особенностей личности дошкольников. Кроме того, такое тестирование дает хорошую возможность обучиться распознавать начальные элементы графической экспрессии, проявляющейся как в графических особенностях оформления картины, так и в особенностях движения руки рисующего человека. Некоторые комментарии и результаты этого обследования даны в конце данной главы.
|