Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предметная символика





 

Предметными символами могут быть любые предметы и живые существа окружающего нас мира. Так же как про­странственные координаты рисунка, все изображенные пред­меты могут быть носителями символического смысла. Такие символы известны из сферы искусства и культа. Соответ­ствующие предметы замещают здесь то, что не поддается непосредственному конкретному изображению. В двадцатом столетии выражение глубинных психологических пережи­ваний в символах получило распространение благодаря пси­хоаналитическому методу толкования сновидений. В тесте «ЗВ», как и в других проективных тестах, нарисованные предметы могут иметь символическое значение, которое не­посредственно выражает неосознаваемые «мысли». Таким образом, символ имеет смысловое содержание, обусловлен­ное характером связи с изображенным предметом. Скала на краю рисунка, если она рассматривается как символ, указы­вает на какую-то форму бессознательного сопротивления.

С помощью других методов диагностики, анамнеза и оп­роса можно потом выяснить содержание и смысл этого со­противления. Это одна из задач служб психологического консультирования и психотерапии. Скала, расположенная справа обозначает переживание внешних обстоятельств со­противления, что задано символикой данного пространства. Если скала находится в картине слева, то есть на интровертной стороне, что встречается значительно реже, конфликт касается сердечной связи, т.е. является очень личным. Вы­деленная звезда или маяк, акцентировано зачерненная луна относятся к духовной тематике. Сильный прибой позволяет сделать вывод о сильных аффектах.

Все встречающиеся в тесте «ЗВ» предметы необязатель­но должны иметь символическое значение (См. указатель в конце книги).

В детских ри­сунках предметы часто представляют собой украшение, у людей старшего возраста чаще всего предметы выступают в качестве символических высказываний. Опытный исследо­ватель может достаточно быстро определить различие меж­ду фабульными дополнениями и символами, а затем уточ­нить свои предположения в последующей беседе с автором рисунка.

В тесте «ЗВ» прежде всего символически рисуют звезды и волны, т.е. те объекты, которые требуется нарисовать по инструкции. Однако, предметы, изображенные по инициа­тиве автора, с еще большей вероятностью могут иметь символическое значение. Например, в нашей практике ни разу не встретилось изображение скалы, которое бы после сбора дополнительной информации не оказалось бы символичес­ким указанием на существование сопротивления своим соб­ственным витальным влечениям.

То, что до сих пор обнаруживалось в тестах, можно клас­сифицировать следующим образом:

основные элементы:

- звездное небо: звезды, центральная звезда, луна, ко­мета, свет, облако, гроза;

- морские волны (вода): волнение, прибой, пенные греб-

ни, штиль, рябь, покрытая льдом вода;

дополнительные элементы:

- на небе: самолет, ракета, НЛО, птицы, ангел;

- на море: берег, скалы, склоны, деревья, остров, маяк, бакены, корабли, рыбы, водные лыжи, купающиеся дети.

Звезды относятся к основным символам теста. Звездное небо очень редко изображается в виде простого намека на звезды, которые в таком случае чаще всего представлены звездами-точками. В целом формы звезд отчетливо могут различаться, так как звезды заполняют небесное простран­ство, они репрезентируют его, что характерно для малень­ких детей. Обычно встречаются следующие формы звезд: звезда из линий (1), шарообразная звезда(2), круглая звез­да (3), плоская пятиконечная звезда (4), звезда Давида (5), паукообразная звезда (6), звезда-цветок (7), звезда-точка (8), лучевая звезда (9). Встречаются также декоративные звезды (10), перенятые, по-видимому, из произведений ис­кусств. Кроме того, в некоторых рисунках наряду со звезда­ми присутствует комета со шлейфом.

Звезды могут быть расположены по-разному. Иногда они копируют реальное расположение звезд в небе, например, форму Большой Медведицы. Особенно значимой оказывает­ся центральная звезда, которая может иметь различные формы. В ней может отражаться самооценка рисующего человека. Если эта звезда очень велика, автор рисунка чув­ствует себя также «звездой». Слабо, робко прорисованные звезды могут означать, что проблема духовности в пережи­ваниях рисующего человека оттеснена на задний план. Прав­да, в последнем случае наблюдается доминирование небес­ного пространства, а наличие конфликта часто выражается особенностями графики. Например, акцентированная чер­нота крошечных звезд-точек, которую можно увидеть на рисунке 18-летней девушки, пережившей две попытки само­убийства (Случай описан автором данной работы в статье "Familiendynamik einer jugendlichen Borderline-Patientin im psychologischen Test", опуб­ликованной в журнале «Динамическая психиатрия» («Dynamische Psychiatrie»), № IX/6 за 1976, стр. 420-432).

Чаще всего рядом со звездами рисуют луну, которая ча­сто выделяется своей акцентированной чернотой и представ­ляет собой символику света. Луна — основной источник света в ночном небе и если она выделяется своей величи­ной, своим расположением на рисунке или акцентирован­ной чернотой, то, следовательно, источник света также вы­делен, а свет есть символ разума и духа. Подобное изобра­жение луны часто встречается у школьников, которые стре­мятся к улучшению своего внимания и мыслительных спо­собностей.

На небе также могут изображаться атмосферные явле­ния такие как, облака или гроза, которые привносят в ри­сунок особое настроение. На рисунках детей небесное про­странство заполняют также и другие образы. Здесь, прежде всего, следует назвать птиц, встречаются ангелы. Чаще рисуются технические объекты, такие как ракеты, самоле­ты, НЛО. Они вряд ли имеют символическое содержание, чаще всего это игровые дополнения увлеченного рисунком ребенка.

В нижней части рисунка, посвященного тематике морс­ких волн, экспрессия и символика графики тесно перепле­тены друг с другом. Морские волны — это вода, а вода — это символ душевных переживаний. Инструкция теста по­буждает изображать волны в виде ритмично движущихся линий, которые как таковые и есть выражение души, при этом ритмичность есть признак душевного здоровья. Рису­нок, прежде всего, показывает, была ли вообще понята тема «волны». Затем мы можем оценить, как в волнах отражают­ся переживания. Наконец, мы рассматриваем волны в каче­стве символа, выражающего содержание переживаний.

Также как и в методе толкования сновидений, разнооб­разие видов воды и волн указывает на соответствующий характер и содержание переживаний. Большие волны выра­жают сильные аффекты, гармонично колеблющиеся волны — легкую проявляющуюся в общении эмоциональность. Сла­бые, не связанные друг с другом волны бывают при апатии и депрессии. Прямоугольные, острые волны позволяют сде­лать вывод о длительном и интенсивном характере пережи-

ваний. Робкие, как бы рассыпающиеся волны — о неуверен­ной в своих чувствах личности. Волны, застывшие в форме зубцов, указывают на душевное оцепенение, а покрытая льдом водяная гладь рисуется человеком, чьи переживания заторможены.

Волнение моря указывает на бурную эмоциональность, а прибой — на сильный аффект. Если рисуются гребни пены, то всегда налицо переживания актуального конфликта. Вол­ны во время грозы обнаруживают страх рисующего перед необходимостью принимать решения. Вяло текущие воды могут быть выражением или символом усталости от пере­живаний. Стремительно несущиеся водяные валы рисуются при душевном подъеме.

Совсем другое значение имеет все то, что в широком смысле является берегом. По сравнению с морем он означа­ет твердь. Твердью может быть все то, что дает желанную почву под ногами. Но твердым бывает и то, что оказывает сопротивление, обо что разбиваются волны, и что бывает причиной кораблекрушений.

Еще в большей мере это относится к изображению скал, которые почти однозначно указывают на наличие сопротив­ления. Скалы в тесте «ЗВ» принадлежат к тем удивитель­ным изображениям, которые хотя и не предусмотрены инст­рукцией теста, но возникают постоянно. Как уже было ска­зано, анамнез подтверждает, что они являются символом тяжело переживаемого сопротивления. Менее драматичны склоны на побережье, которые образуют переход от плос­кого песка к скалам. Остров имеет позитивное символичес­кое значение, он — оазис в морской дали, спокойное и проч­ное место. Он может указывать также на чувство одиноче­ства или на потребность побыть в одиночестве.

Маяк, находящийся на острове или морском берегу, — это путеводный свет, которые теперь исходит не из природ­ного источника — луны и звезд, а имеет искусственное про­исхождение. Дерево на берегу превращает враждебную сушу в гостеприимный приют для моряков.

Корабль, на котором человек рискует отправиться в море, служит ему там местом обитания, жилищем. Если судно изображается терпящим крушение или идущим ко дну, то это может символизировать ощущение бесприютности, а также разбитые надежды. Корабль можно рассматривать, как символ авантюрного путешествия в неведомые дали или как благополучную переправу. Изображение человека на водных лыжах демонстрирует игру со стихиями того, кто не боится риска. Рыбы же — природные обитатели воды — одушевляют ее.

Играющих в воде детей рисуют обычно люди с богатой фантазией. В то же время подобное изображение показыва­ет беспечность человека по отношению к стихиям.

 

Особенности графики

 

Наряду с оценкой символики вторым важным аспектом ди­агностики в тесте «ЗВ» является анализ особенностей гра­фики рисунка. Для анализа рисуночного теста Вартегга и рисунков на свободную тему помимо интерпретации симво­лов, метода, изначально возникшего в практике глубинной психологии, Август Феттер рекомендовал использовать раз­работанный в графологии метод оценки особенностей гра­фики рисунка, который позволяет судить о характере авто­ра. Я немного расширила метод графического анализа (перечень критериев для оценки особенностей графики приведен в приложении) и ввела его в употребление для обработки рисуночных тестов, в частности, для теста «Дерево» (Урсула Аве Лаллеман «Тест "Дерево"» («Baum-Tests»), Olten-Freiburg 1976). Особенно плодотворным такой анализ оказался для теста «ЗВ».

В анализе особенностей графики мы можем выделить четыре категории: техника штриха, характер штриха, откло­нения в штрихе, обработка поверхности рисунка (в конце книги в соответствующем указателе представлены графи­ческие характеристики каждого рисунка, помещенного в настоящей книге).

Штрих может осуществляться либо колеблющимся то в одну, то в другую сторону маятниковым движением, либо целенап­равленным отдельным движением. Кроме того, линия может проводиться уверенным или неуверенным движением руки, с отрывом или без отрыва от листа бумаги. Таким образом, тех­нику штриха можно оценивать по следующим параметрам:

- техника одиночного штриха;

- техника маятникового штриха;

- уверенный штрих;

- неуверенный штрих;

- без отрыва от листа;

- с отрывом от листа.

Из всех особенностей графики при анализе Теста «ЗВ» наибольший интерес представляют одиночный и маятнико­вый штрихи. Их использование провоцируется самой темой теста и, следовательно, эти характеристики штриха наибо­лее вероятны, в то время как другие особенности штриха могут встречаться лишь эпизодически. Но опыт показал, что одиночный штрих возникает практически всегда при изображении звезд, волны же не всегда рисуются маятнико­вым штрихом. Это тоже имеет диагностическую ценность. Одиночный и маятниковый штрихи репрезентируют две ос­новные функции человеческой жизни: способность к струк­турированию и осуществление биопсихических процессов. Интерпретация одиночного штриха относится, таким обра­зом, к личностной сфере человека, а интерпретация маятни­кового штриха — к витальной сфере.

Одиночный штрих возникает тогда, когда движение ка­рандаша подчинено определенной цели, к которой рисую­щий человек стремится при выполнении задания. Такой способ рисования говорит о способности к рациональному управлению, которая свойственна людям, контролирующим свои импульсы и способным целенаправленно добиваться намеченного.

Маятниковый штрих представляет собой легко раска­чивающуюся волновую линию, которая в отличие от отдель­ного движения возникает не в результате напряжения, а, напротив, посредством расслабления. Рука рисующего че­ловека начинает движение, раскачивается в определенном ритме и, не напрягаясь, ведет карандаш по бумаге. К ис­пользованию этой техники рисования склонен тот, кто мо­жет отдаться своим собственным ритмам. «Я» руководит одиночным штрихом, Оно позволяет возникнуть маятнико­вому штриху и дает, таким образом, возможность провести волновую линию. Маятниковый штрих, прежде всего, ука­зывает на сохранность элементарных, жизненных процес­сов.

Уверенный штрих возникает при быстром проведении тонкой линии. Он позволяет установить, что рисующий человек без смущения стремится к своей цели и добивается ее. При этом не имеет значения, идет ли речь о прорисовы­вании контура звезд, об изображении колеблющихся волн или о других формах. По уверенно проведенному штриху мы делаем вывод об уверенном в себе человеке, которого, вероятно, не так просто выбить из колеи.

Иначе обстоит дело при неуверенном штрихе. Здесь ри­сующий человек медлит, с усилием продвигается к цели изображения, прерывает проведение линии, штрих выгля­дит дрожащим и нерешительным. Мы можем предположить, что рисующего легко сбить с толку. Он нерешителен, неуве­рен в себе. Это может быть свойством его характера, но может быть и признаком психического расстройства.

Следует различать неуверенный штрих и штрих, кото­рый проводится с отрывом от бумаги, а также уверенный штрих и штрих, который проводится без отрыва от бумаги. Оба варианта могут встречаться как вместе, так и по от­дельности. Линия, проведенная с отрывом, позволяет по­нять, что рисующий в процессе работы проверяет себя, он прерывает начатое рисование, рассматривает изображение издали, а потом вновь возвращается к работе. Отрыв и кон­такт чередуются друг с другом, созерцание и действие явля­ются неотъемлемыми частям единого процесса. Итак, по линии, проведенной с отрывом, можно выявить человека, склонного к рефлексии, к постоянной проверке себя. При проведении линии без отрыва, напротив, контакт с листом бумаги будет настойчиво сохраняться. Рисующий шаг за шагом продвигается к имеющейся перед глазами цели.

Характер штриха

 

Среди введенных Августом Феттером четырех характерных типов штриха мы, прежде всего, выделяем два основных: со слабым и с сильным нажимом.

Можно рисовать со слабым нажимом, как бы нащупы­вая, слегка прикасаясь к бумаге. Если штрих при этом тон­кий, то говорят о легком штрихе, а если широкий — то о тонированном штрихе. Слабый по нажиму штрих позволяет сделать вывод о доминировании в характере рисующего че­ловека восприимчивости. Легкий штрих указывает на тон­кость чувств и развитую интуицию; тонированный, напро­тив, на эмоциональную реактивность и чувственность.

Но рисунок может быть выполнен и с сильным нажи­мом. Если при этом след от карандаша тонкий, то возникает четкий штрих. Если след широкий, то говорят о жирном штрихе. Четкий штрих указывает на способность к рацио­нальному управлению, на активный контроль сознания. Жир­ный штрих говорит о склонности к импульсивному, есте­ственно-спонтанному поведению человека.

Дефекты штриха

 

Признаки нарушений штриха выделены нами на основа­нии опыта анализа особенностей почерка и рисунков подро­стков, имеющих расстройства психики. Прежде всего, ока­залось, что из предложенных Августом Феттером типов штриха выводятся четыре «негативных экстремальных типа». Так, легкий штрих может стать легко-хрупким штрихом, тонированный штрих — тонированно-размазанным штрихом, четкий штрих — четко-резким штрихом, а жирный штрих — густо-жирным штрихом. Два следующих признака наруше­ний штриха не связаны с типологией Феттера: раздроблен­ный штрих и акцентировано-зачерненный штрих. Итак, при­знаки нарушений штриха таковы:

- легко-хрупкий штрих;

- тонированно-размазанный штрих;

- четко-резкий штрих;

- густо-жирный штрих;

- раздробленный штрих;

- акцентированно-зачерненный штрих.

Легко-хрупкий штрих не только легкий, но и ломкий, непрочный, он проводится нетвердой и неуверенной рукой. Указывает на гиперчувствительность и свидетельствует о нарушениях психики.

Тонированно-размазанный штрих производит впечат­ление смазаности и стертости. Он выражает чувственную восприимчивость в общении, переходящую во внушаемость. Здесь отсутствует однозначность чувств, а также контроль сознания. Этот вид штриха обнаруживается при неуверен­ности у детей, которые ищут близости и эмоционального тепла и поэтому легко становятся «соучастниками» какой-то акции.

Четко-резкий штрих — это тонкий и сильный по нажи­му штрих, который проводится столь бурно, что на бумаге остается бороздка. Такая графика позволяет говорить об излишне напряженном и односторонне рациональном мыш­лении, о преувеличенном участии волевого усилия.

Густо-жирный штрих не только широкий, с сильным нажимом, но и грубый. Здесь следует предположить неуп­равляемую чувственность (инстинктивность поведения), ко­торая нуждается в руководстве и чутье. Возможна следую­щая интерпретация: односторонне напористое спонтанное поведение, встречающееся у подростков после пубертата, а у взрослых чаще всего при задержке развития личности.

Раздробленный штрих в большинстве случаев встреча­ется при рисовании длинными линиями, возможность ис­пользования которых в тесте «ЗВ» довольно ограничена. В тесте «Дерево» при прорисовке контуров стволов и ветвей он встречается чаще. Этот тип штриха выявляет неуверен­ность автора, которая препятствует возникновению непре­рывных линий так, что это приводит к их дроблению и над­ставкам. Характерно то, что раздробленность линий, в отли­чие от их разорванности, предполагает связанность кусоч­ков друг с другом. Такая графика отражает нервозность са­моконтроля.

Акцентированным зачернением в рисунке подчеркива­ются определенные места, что обнаруживает бессознатель­ные фиксации. Сам рисующий, очевидно, не думает об этом и в ответ на вопрос не может дать никакого объяснения. Однако при беседе обычно подтверждается, что такая фик­сация указывает на какой-то внутриличностныи конфликт. Акцентированное зачернение встречается также и в других тестах, например, в тесте «Дерево» и в графическом тесте Вартегга.

Обработка поверхности рисунка

Диагностика графических особенностей рисунка вклю­чает в себя не только анализ линий, но и анализ способов обработки поверхности рисунка, что позволяет судить о своеобразии личности или психических расстройствах авто­ра. В обработке поверхности рисунка мы различаем:

- тонирование;

- штриховку;

- очерчивание контуров;

- закрашивание;

- грубоватую обработку.

Тонирование особо подчеркивает настроение рисунка. Чувственная возбудимость, выражающаяся также тониро­ванным штрихом, становится здесь проекцией неустойчиво­сти эмоций. В соответствии с этим дается интерпретация: эмоционально-чувствительная возбудимость.

Штриховка, напротив, по своему проективному содер­жанию близка к сфере сознания. Во всяком случае, ее осу­ществление требует в известной степени контроля созна­ния. Здесь соединяются осознанное проведение линий и ок­рашивание поверхности как проявление чувств. Таким об­разом, штриховка указывает на потребность в осмыслении содержания эмоций.

Очерчивание контуров является проявлением рацио­нального начала, линия в абстрактной форме намечает то, что уже существует в уме рисовальщика. Это может возни­кать и в едва набросанном эскизе рисунка, в робко и сдер­жанно выполненном тестовом рисунке, или же из-за отсут­ствия способностей к рисованию в скудном изображении форм. Очерчивание как таковое не выражает ничего кроме рационального ответа на тестовую инструкцию.

Закрашивание — это более сильная, по сравнению с тонированием, окрашенность картины. Она также отлича­ется и от зачерненности, которая часто указывает на нали­чие внутриличностного конфликта. Закрашиванием выра­жается интенсивность эмоций или аффектов. Однако следу­ет учесть, что маленькие дети любят рисовать в цвете и с помощью закрашивания они часто имитируют красочность цветных карандашей.

Грубоватая обработка поверхности рисунка являет­ся тоже своего рода окрашиванием, но создаваемым бесси­стемно разбросанными отдельными штрихами. Такая обра­ботка поверхности бывает у раздраженных, издерганных людей, а это, в свою очередь, свидетельствует о том, что у них есть проблемы в общении. Такое заключение основано на результатах работы с тестом «Дерево», где грубоватая обработка поверхности чаще всего встречается при изобра­жении ствола дерева.

Теоретические аспекты способов обработки теста «ЗВ», предложенные в данной главе, основываются на анализе конкретных случаев каждый раз индивидуальной проектив­ной картины. Создание целостного представления о струк­туре личности испытуемого должно опираться на систем­ный анализ графической экспрессии и проекций рисунка с учетом спонтанно возникающего первого впечатления от вы­полненного теста.

Итак, в диагностической практике следует сначала для себя составить первое спонтанное впечатление от тестового рисунка, затем проанализировать графические особенности изображения с различных точек зрения и, наконец, после сопоставления полученных результатов, слить их в целост­ный образ человека.

 

Часть вторая

Примеры из практики

 

I. Пятьдесят тестов из детских садов

Во второй части книги приведены примеры обработки теста «ЗВ», что должно поближе познакомить читателя книги с практикой использования этого теста.

Сначала представлены пятьдесят рисунков, выполненных детьми преимущественно дошкольного возраста. Это — часть большого обследования, проводившегося в детских садах и группах продленного дня. Воспитателям были даны описан­ные выше инструкции по проведению теста и бланки для записи их мнения о тестируемом ребенке. Для того чтобы обеспечить определенную сопоставимость получаемых ре­зультатов, мнения о детях были стандартизированы. Вопро­сы, дающие необходимые сведения, были разбиты на 6 групп, каждая из которых состояла из трех вариантов суждений. Необходимо было подчеркнуть подходящий вариант. При этом в четырех из шести групп выбор нужно было сделать обязательно, а 4, 6 только в особых случаях. Под представ­ленными здесь рисунками напечатаны соответствующим образом подготовленные суждения. Воспитатели подчерк­нули из данных суждений те, которые по их мнению соот­ветствуют автору рисунка, а я сопроводила эти рисунки кратким описанием личности и диагнозом с позиций эксп­рессивной психологии.

Тестирование маленьких детей с помощью теста «ЗВ» может быть рекомендовано для ранней диагностики особен­ностей личности дошкольников. Кроме того, такое тестиро­вание дает хорошую возможность обучиться распознавать начальные элементы графической экспрессии, проявляющей­ся как в графических особенностях оформления картины, так и в особенностях движения руки рисующего человека.

Некоторые комментарии и результаты этого обследова­ния даны в конце данной главы.

 


Date: 2016-05-18; view: 2983; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию