Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация наблюдений





В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду
включенное имеет место личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности. При этом другие люди обычно считают его участником события, а не наблюдателем
стороннее событие происходит без непосредственного участия в нем наблюдателя, действующего как бы «со стороны»
По месту проведения
полевое Проводится в условиях, обычных для жизни и деятельности участников
лабораторное Проводится в условиях лаборатории
По характеру взаимодействий с объектом
скрытое люди не знают, что они являются наблюдаемыми. (Психолог при этом или «замаскирован» под обычного участника событий, то есть его поведение для окружающих вполне соответствует ожидаемому в данной ситуации, не вызывает подозрений, или же он наблюдает за ними опосредованно, «извне», используя, скажем, зеркало Гезелла или скрытую видеокамеру)
открытое люди осведомлены о производимом наблюдении. Обычно через какое-то время они привыкают к присутствию психолога и начинают вести себя более естественно, если, конечно, наблюдатель не провоцирует пристального внимания к себе
В зависимости от объекта наблюдений
внешнее за поведением других людей
интроспекция (от лат. «гляжу внутрь», «всматриваюсь»), то есть самонаблюдение. Результаты последнего в современной психологии не принимаются на веру, но учитываются в качестве фактов, требующих объективного научного истолкования
Относительно времени исследования
однократное единичное, производимое только один раз
периодическое осуществляемое в течение определенных промежутков времени
лонгитюдное (от англ, «долгота»), характеризующееся особой протяженностью, постоянством контакта исследователя и объекта в течение длительного времени
По характеру восприятия
сплошное исследователь обращает свое внимание в равной степени на все доступные ему объекты
выборочное интересуют лишь определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций (скажем, такие как частота проявлений агрессии, время взаимодействия матери и ребенка в течение дня, особенности речевых контактов детей и педагогов и т. п.)
По характеру регистрации данных
констатирующее задача исследователя - четко зафиксировать наличие и характеристики значимых форм поведения, собрать факты
оценивающее исследователь сравнивает факты по степени их выраженности в каком-либо диапазоне. При этом он пользуется шкалой рейтинга, о которой будет рассказано позднее
По степени стандартизированности процедур
свободное или поисковое лишено четких ограничений в выборе того, на что надо обращать внимание, какие моменты фиксировать и т. и. В нем допустимо изменение предмета исследования и правил, если возникает в этом необходимость. Наблюдение такого вида обычно применяется на ранних стадиях научной работы
структурированное или стандартизированное происходящие события фиксируются без малейших отступлений от заранее разработанной программы. При этом четко определены правила наблюдения, предписано все содержание исследовательских действий, введены единообразные способы регистрации и анализа данных. Подобное наблюдение обычно применяется там, где от исследователя требуется выделять уже известные и ожидаемые характеристики реальности, а не подыскивать новые. Тем самым, разумеется, в некоторой степени сужается поле наблюдения, но возрастает сопоставимость полученных результатов

Процедура исследования методом наблюдения состоит из следующих этапов:

Пример: наблюдение за внимательностью студентов на протяжении учебного дня
Подготовительный этап
определение объекта (отдельные индивиды или группа) и предмета наблюдения (поведение) Предметом наблюдения могут являться различные особенности вербального и невербального поведения. Исследователь может наблюдать: 1) речевые акты (содержание, последовательность, частоту, продолжительность, интенсивность и т.д.); 2) выразительные движения, экспрессию лица, глаз, тела и др.; 3) движения (перемещения и неподвижные состояния людей, дистанцию между ними, скорость и направление движений и пр.); 4) физические воздействия (касания, толчки, удары, усилия, передачи и т.д.). Объект: группа студентов; Предмет: внимательность студентов
определение параметров наблюдения, системы кодирования, способов регистрации Параметр наблюдения – эта те поведенческие акты, которые информируют об изучаемом предмете; система кодирования – либо минуты, либо разы, либо степень выраженности того или иного параметра. Регистрация – то, как фиксируются данные(видеозапись, непосредственное наблюдение и т.п.) Параметры: - количество отвлечений (разы) - количество разговоров (разы) и продолжительность (мин) - отстраненный - заинтересованный вид (оценочная шкала от 1 до 5) и время пребывания в этой степени заинтересованности (мин)
Выбор временной длительности Сколько наблюдать Учебный день (4 пары по 80 минут)
Выбор контролируемых параметров Определение того, что обеспечивает однородность опыта Студенты находятся в одной и той же аудитории; после каждой пары аудитория проветривается; освещенность неизменна; материал имеет одинаковую степень сложности и т.п.
Собственно наблюдение
На этом этапе исследователь получает исследовательский материал, ведет протокол наблюдения

Вариант протокола наблюдения

  Параметры наблюдения
Отстраненность – заинтересованность Количество отвлечений Количество разговоров
                       
1 Иванов 3 4 4 3 2 2 3 3 4 3 2 3
2 Петров                        
3 Сидоров                        

 

Этап обработки и интерпретации результатов
Осуществляется количественный и качественный анализ результатов, интерпретируются данные, и на этой основе разрабатываются различные объяснительные схемы, типологии, классификации и т.д.

 

Главная проблема регистрации результатов наблюдения — категоризация поведенческих актов и параметров поведения. Помимо этого наблюдатель должен уметь точно устанавливать отличие по поведенческому акту одной категории от другой.

Соблюдение операциональной валидности при проведении исследования методом наблюдения всегда вызывает наибольшие сложности. Влияние субъекта исследования — наблюдателя, его индивидуально-психологических особенностей также чрезвычайно велико. При такой фиксации поведения наблюдаемых индивидов можно избежать субъективной оценки, используя (если это позволяют условия) средства регистрации (аудио- или видеозапись). Но ее нельзя исключить на этапе вторичной кодировки и интерпретации результатов. Тогда здесь требуется участие экспертов, чьи мнения и оценки "обрабатываются"; вычисляется коэффициент согласованности; к рассмотрению принимаются лишь те случаи, в отношении которых проявляется наибольшая согласованность мнений экспертов.

Какие же недостатки метода наблюдения нельзя в принципе исключить? Это все ошибки, допущенные наблюдателем.

Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п. Кроме этого выделяют:

1. Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Date: 2016-05-13; view: 630; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию