Наблюдение как метод психологического исследования
Наблюдение – метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения.
Наблюдение – метод сбора первичной психологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий (единиц наблюдения), значимых с сточки зрения целей исследования.
Изучая людей, исследователь может наблюдать:
1) речевую деятельность (содержание, последовательность, продолжительность, частоту, направленность, интенсивность...);
2) экспрессивные реакции (выразительные движения лица, тела);
3) положение тел в пространстве (перемещения, неподвижность, дистанцию, скорость, направление движений...);
4) физические контакты (касания, толчки, удары, передачи, совместные усилия...).
При этом очень многое зависит, естественно, от наблюдательности - способности подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Без развития в себе такого качества невозможно эффективное выполнение исследовательской деятельности. Однако дело только этим не ограничивается.
Научное наблюдение отличается от житейского следующими свойствами:
- целенаправленностью; наблюдатель должен отчетливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего, иначе его деятельность превратится в регистрацию отдельных ярких и отчетливых второстепенных раздражителей, а существенный материал останется неучтенным;
- систематичностью, которая позволит достоверно отличить случайное от типичного, закономерного;
- планомерностью, так как следование плану, программе способствует повышению эффективности исследования, определяя, каким образом будет произведено наблюдение; когда, где, при каких условиях;
- аналитичностью, ведь оно предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявление психологической природы;
- регистрацией результатов, что позволяет исключить ошибки памяти, уменьшить тем самым субъективизм выводов и обобщений;
- оперированием системой однозначных понятий, специальных терминов, способствующих четкому и недвусмысленному обозначению наблюдаемого материала, а также единообразию возможных интерпретаций.
Как метод психологического исследования, наблюдение имеет свои сильные и слабые стороны:
+
| -
| 1. богатство собираемых сведений (обеспечивает анализ как вербальной информации, так и действий, движений, поступков);
2. сохранена естественность условий деятельности;
3. допустимо использование разнообразных технических средств;
4. необязательно получение предварительного согласия испытуемых
| 1. субьективно {результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, пристрастий, работоспособности исследователя);
2. невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажений;
3. вследствие пассивности наблюдателя требует значительных затрат времени
|
Date: 2016-05-13; view: 527; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|