Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность, виды и показатели безработицы





Весьма важным показателем в макроэкономике является занятость. Под занятостью понимается численность взрослого (старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу. Но не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные. Безработица характеризуется как численность взрослого трудоспособного населения, не имеющего работы и активно ищущего ее. Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу.

Для исчисления безработицы используют различные показатели, но общепринятым, в том числе и в Международной организации труда, является норма безработицы. Она определяется как отношение общего количества безработных к численности рабочей силы, выраженное в процентах.

Безработица — социально-экономическое явления, при котором часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг.

Рабочая сила — это состав занятых и безработных

Трудоспособное население — часть населения, которая по возрасту и по состоянию здоровья способны работать.

Безработные — лица трудоспособного возраста, которые на данный момент не имеют работы, но ведут её активный поиск.

41 Сущность, виды и показатели безработицы.

Безработица отражает некую систему общественных отношений, при которой часть экономически активного населения не может применять свою рабочую силу. «Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней».

В экономической литературе принято классифицировать безработицу по видам.

Фрикционная безработица - временная добровольная незанятость, связанная с переходом с одной работы на другую, изменением места жительства и т.д.

Сезонная безработица-периодически охватывает некоторые отрасли, например, зимой-сельское хозяйство, строительство.

Структурная безработица-вид вынужденной безработицы, вызываемой структурной перестройкой экономики, ликвидацией устаревших отраслей и профессий.

Институциональная безработица — возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Например, неполная информация о вакантных рабочих местах.

Все вышеперечисленные виды безработицы можно отнести к ее «классическому» типу, так как в целом они связаны с несовершенством рынка труда.

Циклическая безработица-краткосрочная безработица, являющаяся следствием цикличности развития экономики.

Добровольная безработица вызвана тем, что часть рабочей силы не желает работать за ставку заработной платы, определяемую соотношением спроса и предложения в условиях рынка.

Так как циклическая и добровольная безработица связана с нарушением макроэкономического равновесия, его относят к «кейнсианскому» типу.

Безработица обычно проявляется в следующих основных формах:

Открытая безработица представляет собой зарегистрированную безработицу-незанятые, ищущие работу и взятые на учет.

Скрытая (неполная) безработица - количество работников, занятых в производстве, но в действительности являющихся излишними, так как данный производительный процесс объективно требует меньшего количества работающих. Работники, находящиеся в вынужденных неоплачиваемых отпусках.

Текучая безработица - связана с периодическим «отталкиванием» и притягиванием» рабочей силы на рынке труда.

Застойная безработица - длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы.

Для характеристики уровня безработицы принято использовать следующие показатели:

уровень безработицы - отношение общего числа безработных к общей численности рабочей силы; измеряется в процентах;

- естественный уровень безработицы - уровень безработицы, нормальный для данной страны и сохраняющийся на протяжении длительного периода времени, который может быть рассчитан как сумма показателей фрикционной и структурной безработицы. Считается, что уровень естественной безработицы от 3 до 5% является необходимым спутником рыночной экономики.

 

42. Социально-экономические последствия безработицы и методы борьбы с ней. Взаимосвязь инфляции и безработицы, кривая Филлипса.

Безработица как благо.

а)безработица представляет собой резерв незанятой рабочей силы.

б)наличие безработицы ограничивает агрессию профсоюзов и их требования.

в)страх потерять работу является самым лучшим организатором дисциплины.

Безработица и потери общества.

В результате высокой безработицы падают доходы населения, то есть падает платежеспособный спрос, как следствие, происходит спад производства.

Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства.

Этой проблемой заинтересовался Артур Оукен (американский экономист), который открыл закон, согласно которому страна теряет до 3% фактического ВНП.

При продолжительной безработице:

теряется квалификация высвободившихся работников.

нарастание социального пессимизма;

рост психологической напряженности

увеличение всплесков социальной активности (забастовки, митинги, массовые выступления);

рост преступности и т.п.

Существует 1)активная и 2)пассивная политика занятости

1)создание новых и сохранение старых раб. мест, содействие самозанятости(созд.своего дела, обучение,ит.д.),трудовая мобильность,службы занятости.

2)поддерж. частичной занятости, субсидирование зарплаты, досроч. выход на пенсию, борьба с мигрантами, пособия, оплачиваемые общес. работы.

Английским экономистом О. Филлипсом в конце 50 -х годовXXв. были проведены исследования инфляции через анализ роста заработной платы. Анализируя данные более чем за 100 лет, он пришел к выводу, что существует некий уровень безработицы, при котором уровень заработной платы постоянен и ее прирост равен нулю. Когда безработица снижается ниже этого естественного уровня, наблюдается более быстрый прирост зарплаты, и наоборот. Данная зависимость в последующем использовалась при выработке антиинфляционной политики.

43. Экономическое развитие и его уровень. Показатели экономического роста и развития

Экономическое развитие общества - это эволюция его производительных сил и

производственных отношений, обычно идущая на базе расширенного воспроизводства. В связи с трудностями измерения процесса экономического развития в макроэкономике чаще всего анализируется экономический рост. Под экономическим ростом понимается простое увеличение объема производства национального дохода, что позволяет повысить размер душевого дохода. Экономическое же развитие означает такое совершенствование производства, инвестиции в которое ведут к повышению качественных социально-экономических показателей. Речь идет о восстановлении экологического равновесия, оздоровлении условий труда, возвышении уровня потребностей и потребления в обществе. Концепция «Экономический рост без развития» применима к развивающимся странам. Концепция «Экономическое развитие без роста» получила распространение в западных странах.

Качество экономического развития выражается прежде всего в возрастающей экономичности производства национального дохода: уменьшаются затраты труда и средств производства в расчете на единицу национального дохода. Существенно улучшается все хозяйственное развитие, неуклонно повышается научно-технический уровень и качество выпускаемой продукции. Важнейшим показателем экономического развития во все времена была производительность труда, производительность капитал, экономический рост. Осн. показатели экон развития: Экономичность производства, Рост технического уровня качества продукции, Прогрессивность структуры народного хозяйства, Увеличение удельного веса конечного продукта, Возрастание доли потребления. Теоретически

правительство каждой страны в качестве цели экономического роста объявляет повышение благосостояния населения своей страны.

44. Причины и типы экономического роста

Главной причиной необходимости экономического роста является противоречие между общественными потребностями и производством (между совокупным спросом и совокупным предложением). В качестве причин, сдерживающих экономический рост, часто называют ресурсные и экономические ограничения, а также широкий спектр социальных издержек, связанных с ростом производства.

Экстенсивный рост производства-самый простой и исторически первоначальный путь расширенного воспроизводства. В этом случае расширение объемов производства происходит за счет трех факторов: основного капитала (фондов), рабочей силы и материальных затрат (сырья, материалов, энергоносителей).

Этот путь имеет свои достоинства. Это наиболее легкий путь повышения темпов

хозяйственного развития. С его помощью происходит быстрое освоение природных ресурсов, а также удается сравнительно быстро сократить или ликвидировать безработицу.

Такой путь увеличения производства имеет и серьезные недостатки. Ему свойственен технический застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим прогрессом, ведёт к упадку производства.

Интенсивный путь - при нем появляется новый фактор экономического роста-повышение эффективности использования всех традиционных факторов. Повышение эффективности обеспечивается за счет применения более прогрессивной техники, передовых технологий, достижений в науке, более экономичных предметов труда, повышения квалификации кадров. Достоинством интенсивного увеличения производства является то, что он преодолевает преграды экономического роста, порожденные известной ограниченностью естественных ресурсов. Этот путь связан с глубокой прогрессивной перестройкой народного хозяйства, использованием высокопрофессиональных кадров. Особенность интенсивного типа расширенного воспроизводства состоит в том, что при нем нежелательны очень высокие темпы экономического роста, так как они связаны с высоким уровнем роста травматизма и безработицы.

На практике в чистом виде экстенсивного типа и интенсивного типа экономического роста не существует. Всегда имеет место их сочетание. Выделяются преимущественно экстенсивный и преимущественно интенсивный типы экономического роста. Выделяется также устойчивый тип экономического роста. Он характеризует положительную динамику макроэкономических показателей без значительных колебаний в их величинах на протяжении ряда лет.

Факторы роста.

1)Наличие природных ресурсов и их качественное состояние;

2)Количество трудовых ресурсов и их образовательный и квалификационный аспекты;

3)Объем основных производственных фондов (капитала) и их техническое состояние (изношенность, производительность, надежность);

4)Технология (ее новизна, внедряемость, быстрота ее смены, результативность,окупаемость);

5)Степень полноты и эффективности использования природных, производственных и трудовых ресурсов;

6)Эффективное и справедливое распределение растущего объема ресурсов и растущего объема реальней продукции.

45. Цикличность развития экономики. Фазы экономического цикла

Цикличность экономического развития - это непрерывные колебания рыночной экономики, когда рост производства сменяется спадом, повышение деловой активности - понижением. Цикличность характеризуется периодическими взлетами и падениями рыночной конъюнктуры. Цикл представляет собой интервал времени в развитии рыночной экономики, в течение которого происходит увеличение объема производства товаров и услуг, а затем спад, депрессия, оживление и, наконец, его рост.

Причины цикличности могут быть внешними и внутренними. К внешним относят войны, революции, другие политические потрясения; природные катаклизмы; открытия крупных месторождений золота, урана, нефти и других; освоение новых территорий; новые прорывы в технологии.

Среди внутренних причин выделяют физический срок службы основного капитала, личное потребление, инвестирование, экономическую политику государства.

Современная экономическая теория, не отрицая классических фаз цикла: кризис, депрессия, оживление и подъем, использует другой подход, при котором фазы цикла носят другие названия.

1фаза-бум. Экономика достигает максимальной активности и максимального уровня занятости. Объем производства выше потенциального, что соответствует инфляционному разрыву. Экономика в этом состоянии носит название перегретой.

II фаза - спад. Уровень производства и занятости населения падает. При этом цены могут увеличиваться. Фактический ВВП доходит до своего потенциального уровня, а затем начинает падать.

III фаза - кризис или стагнация. Экономика находится в состоянии рецессионного разрыва,поскольку фактический ВВП меньше потенциального. В этот период отмечается недоиспользование экономических ресурсов, т.е. высокая безработица.

IVфаза-оживление или подъем. Экономика постепенно начинает выходить из кризиса, фактический ВВП приближается к своему потенциальному уровню, а затем превосходит его, пока не достигнет своего максимума, что вновь приведет к фазе бума.

Современной экономической науке известны около 1400 типов цикличности.

Условно экономические циклы можно классифицировать:

-по продолжительности: краткосрочные, среднесрочные долгосрочные;

-по сфере действия: промышленные, аграрные;

-по специфике проявления: нефтяные, продовольственные, энергетические, экологические.

46. Сущность, причины, закономерности и виды экономических кризисов

Экономический кризис - это значительное нарушение равновесия в хозяйственной системе, часто сопровождающееся потерями и разрывом нормальных связей в производстве и рыночных отношениях, что, в конечном счете, ведет к дисбалансу функционирования экономической системы в целом.

В свою очередь, равновесие - состояние экономической системы, при котором обеспечена балансовая увязка ресурсов и целей хозяйственного развития.

Главной причиной возникновения экономических кризисов является разрыв между производством товаров и их потреблением.

Все многообразие кризисов можно классифицировать по трем разным основаниям:

1) По масштабам нарушения равновесия в хозяйственных системах:

а)Общие кризисы —охватывают все национальное хозяйство;

б)Частичные кризисы —распространяются на какую-либо одну сферу или отрасль экономики. Например, финансовый кризис.

2)По регулярности нарушения равновесия в экономике:

а)Периодические кризисы, которые повторяются регулярно через какие-то промежутки времени (циклические кризисы);

б) Промежуточные кризисы, которые не дают начала полного делового цикла и

прерываются на какой-то фазе. Являются менее глубокими и продолжительными;

в) Нерегулярные кризисы -имеют свои особые причины возникновения. Например, отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства, аграрный кризис, структурный кризис.

3)По характеру нарушения пропорций производства:

а) кризис перепроизводства -выпуск излишнего количества полезных вещей, не находящих сбыта;

б) кризис недопроизводства товаров —острая нехватка их для удовлетворения

платежеспособного спроса населения.

Экономические кризисы имеют две стороны. Одна из них - разрушительная -

связана с устранением ненормальных пропорций в хозяйстве. Другая сторона оздоровительная. Она неизбежна, поскольку во время депрессии делает производство товаров невыгодным. Выходом из этого тупика является обновление основного капитала.

47. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляющихся правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Рыночная экономика никогда не обходилась без государственного вмешательства. Менялись лишь задачи, формы, инструменты такого вмешательства и его масштабы. Поначалу это были просто охрана прав частной собственности нового класса предпринимателей, содействие развитию транспорта и связи, поддержка молодой национальной промышленности и сельского хозяйства путем защиты внутреннего рынка от иностранных конкурентов. Позднее потребовалась все более разнообразная корректировка результатов работы рыночного механизма.

Одной из главных причин необходимости государственного регулирования экономики является необходимость обеспечения рыночных условий для существования и развития экономической системы.

Другой важной причиной государственного регулирования экономики является необходимость координации хозяйственной деятельности, т.е. согласования многообразных решений и действий хозяйственных субъектов. В рыночной экономике воздействие на решения и поступки осуществляется через информацию и мотивацию. Огромную роль в обеспечении общества информацией играет государство.

Третьей важной причиной необходимости государственного регулирования являются недостатки в функционировании рыночного механизма, а именно:

-поддержка рыночной конкуренции;

-обеспечение общеэкономической стабильности;

-выравнивание кризисов на микроуровне;

-создание системы социальной обеспеченности;

-выравнивание внешних эффектов

-поддержание внутренней и внешней безопасности, функционирование центральных, муниципальных, управленческих и судебных органов, оказание общеобразовательных и медицинских услуг.

Четвертой причиной государственного регулирования является необходимость существования государственного сектора. Он служит одним из инструментов перераспределения чистого национального продукта и способствует повышению эффективности народного хозяйства.

Следовательно, перечисленные причины свидетельствуют о том, что государственное регулирование экономики становится необходимым там и в такой мере, где и поскольку рыночный механизм не справляется с задачами развития экономики и решением назревших проблем.

48. Экономические функции государства

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике, можно выразить через выполняемые государством экономические функции. К ним относятся:

1.Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.

2.Антимонопольное регулирование.(антимонопольное законодательство.)

 

3.Проведение политики макроэкономической стабилизации. (деятельность правительства, направленная на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.)

4.Воздействие на размещение ресурсов.(налоги,субсидии,правовые нормы, непосредственное государственное регулирование ит.п.)

5.Проведение социальной политики, направленной, прежде всего, на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней различных общественных групп.

6.Создание условий для развития предпринимательской деятельности и малого бизнеса.

Такая классификация удобна для анализа, хотя и достаточно условна. В реальной действительности все функции переплетены между собой и в комплексе воздействуют на экономическую ситуацию. Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание правовых законов, норм и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением.

49. Способы, методы и инструменты государственного регулирования экономики

Понятия «государство» и «экономика» тесно связаны друг с другом. Любая экономика определяет политику государства. Политика государства активно влияет на экономику любого государства. Государство активно участвует в формировании макро-и микроэкономических процессов.

Способы:

Законодательные. Административные. Судебные.

Методы:

ПРЯМЫЕ (ограничение частного бизнеса, государственное предпринимательство)

КОСВЕННЫЕ (кредитно-денежные, налоговые, бюджетные, индикативное планирование)

ИНСТРУМЕНТЫ

1.Лицензирование, регистрация, антимонопольные запреты, лимиты цен, квотирование, минимизация заработной платы.

2.Планы и комплексные программы, стандарты, нормативные тарифы, гос. инвестиции.

3.Учётная ставка, резервная ставка, операции открытого рынка, синьораж, валютные интервенции, кредитные льготы.

4.Налоговые ставки, таможенные пошлины, налоговые льготы.

5.Госзаказы, госзаймы, гос. дотации, субсидии, компенсации.

6.Прогнозы. индикативные нормативы.

50. Сущность финансов, их функции. Финансовая система и ее структура.

Финансы - это важнейший элемент хозяйственного механизма современного общества, эффективный инструмент государственного регулирования экономики.

Финансы — это сложившаяся в обществе система экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода.

Сущность финансов проявляется в функциях, которые они выполняют:

1.Аккумулирующая состоит в концентрации средств и создании материальной базы существования государства.

2.Стабилизационная - заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.

3.Регулирующая- заключается в стимулировании деятельности хозяйствующих субъектов.

4.Распределительная- заключается в том, что посредством финансов происходит

распределение и перераспределение ВВП и национального дохода как между участниками общественного производства, отраслями хозяйства, регионами, так и между всеми членами общества, а также между сферой материального производства и социально-культурной сферой.

5.Учетно-контрольная-проявляется в том, что финансы являются универсальным орудием учета и контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением экономического продукта.

Субъектами (носителями) финансовых отношений являются: государство, фирмы, различные объединения, организации и отдельные граждане.

Отношения, возникающие между ними по поводу использования денежных фондов, сводятся к следующим группам:

1. Между государством и предприятиями.

2.Между фирмами.

3.Между фирмами и банками по поводу получения и использования кредита.

4.Между фирмой в целом и ее структурными подразделениями.

5.Между государством и общественными организациями.

6.Между государством и населением

Совокупность отношений по поводу использования фондов денежных средств через соответствующие учреждения составляет финансовую систему. Политика, проводимая финансовой системой, называется финансовой политикой.

Финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений: государственную бюджетную систему; внебюджетные специальные фонды; государственный кредит; фонды страхования и финансы предприятий различных форм собственности.

Государственные финансы и фонды страхования образуют централизованные финансы.

Важнейшей составляющей централизованных финансов является государственный бюджет, а также внебюджетные фонды и государственный кредит.

В организации финансовой системы существуют два принципа:

1.Демократический централизм, присущий административно-командной системе (в прошлом СССР и странам Восточной Европы).

2.Фискальный федерализм, который утвердился в странах с развитой рыночной экономикой.

Date: 2016-05-18; view: 1355; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию