Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование как форма духовной культуры





 

Среди социальных институтов современного общества образование играет чрезвычайно важную роль, являясь одной из основных отраслей человеческой деятельности. По своей сути образование представляет собой целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Если последние приобретаются индивидом самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о самообразовании.

Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние.

Основными институтами современного образования являются школа, средние и высшие учебные заведения.

Стремительное развитие науки и связанных с ней производственных технологий поставило на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования.

Направления реформ образования:

- демократизация – изменения в области управления и реализации учебного процесса, приближение его к общечеловеческим ценностям;

- гуманитаризация – усиление его роли в формировании личности, воспитание гражданственности и патриотизма (больше гуманитарных наук);

- гуманизация – больше внимание к личности, ее психологии, интересам и запросам;

- интернационализация – стремление к созданию единой системы образования в мире (совместимость различных форм обучения);

- компьютеризация – использование компьютерных технологий;

- фундаментализация – развитие системы фундаментального знания.

Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов. Это один из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.

 

Религия

 

Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, культурой) форм духовной культуры. В современной науке популярно определение религии, исходящее из признания ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»). Наряду с ним широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности религии: религия есть система взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого; религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

Основой религии является Вера в существование Бога как творца всего существующего, управляющего судьбами и делами, поступками и помыслами людей. Именно в Вере обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира. Религиозная вера складывается из:

1) собственно веры, то есть убеждения в истинности основ религиозного учения;

2) знания наиболее существенных положений вероучения;

3) признания и следования нормам нравственности, содержащимся в религиозных требованиях к человеку;

4) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни человека.

Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога – христианство, ислам, иудаизм, буддизм) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, его посмертной судьбе), национальные (связанные с определенным народом или народами) и мировые (не признающие национальных различий).

Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным. Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной.

Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. Роль религии в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей неоценима.

Одним из основных прав человека в современном мире является право на свободу совести. Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Функции религии:

- компенсаторская – религиозное утешение (от подавленности и беспокойства к успокоению, гармонии, радости, приливу сил);

- интегративно-дезинтегративная функция – объединение и разъединение людей, групп, организаций;

- регулятивная – регулятор поведения людей;

- коммуникативная – средство общения с богом и друг другом;

- культурно - транслирующая – развитие определенных элементов культуры: письменность, книгопечатание, искусство, передача наследия;

- протестующая – как элемент протеста.

Противоположные религии взгляды получили название атеизма – система взглядов и убеждений, отрицающих существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил, существование религии вообще (возник в рабовладельческом обществе).

 

Искусство

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.

Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным, во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи – цвет, в музыке – звук, в скульптуре – объемно-пространственные формы. В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

Форма существования искусства – художественное произведение, основывающееся на эмоционально-чувственном и образном отражении действительности.

Виды искусства:

1. Изобразительное – воздействует на человека визуально, то есть через зрительное восприятие: живопись, скульптура, монументальное творчество, графика и др.

2. Музыка – слуховое воздействие на чувства людей. Его средства: звук, мелодия, ритм, полифония и т.д.

3. Синтетическое – композиция различных видов искусств, образующих целое: театр, балет, эстрада, цирк.

4. Техническое – симбиоз искусства с техникой: фотоискусство, кино, мультипликация, телевидение.

5. Декоративно-прикладное – обслуживающее практические нужды от оформления предметов до садово-паркового искусства.

Искусство, как и духовная культура в целом, развивается, с одной стороны, на основе накопления культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение, сохранения целостных художественных произведений, и с другой – в процессе создания нового духовного богатства.

Мораль

Мораль – регулятор поведения людей во всех сферах общественной жизни. В основе поведения людей лежат определённые ценности, которые разделяются ими. Выделяют общечеловеческие ценности, к ним относятся требования:

- не убивать;

- не воровать;

- помогать в беде;

- говорить правду;

- выполнять обещания.

На основе морали и системы ценностей формируются черты, которыми должен обладать человек и которые определяются как достоинства человека:

- честность;

- великодушие;

- доброта;

- трудолюбие;

- скромность;

- верность;

- надежность;

- милосердие и т.д.

Исторически были определены и недостатки человека, которые не позволяют назвать его моральным:

- жадность;

- трусость;

- обман;

- лицемерие;

- жестокость;

- зависть;

- эгоизм и т.д.

Нравственность – практическое воплощение моральных требований (ценностей).

5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА

 

Политика – деятельность, цель которой обеспечить властной силой внутреннее согласие и внешнюю безопасность общества.

Функции:

- внешняя, направлена на регулирование внешних связей государства с другими странами;

- внутренняя, направлена на обеспечение экономической, социальной, духовной деятельности внутри государства.

Роль политики:

1. Обеспечение целостности, стабильности общества, достижение гражданского мира и согласия между социальными, этническими, конфессиональными и другими группами.

2. Профилактика и регулирование социальных конфликтов.

3. Поддержание общественного порядка.

4. Формирование политического сознания и менталитета.

5. Гарантирование прав и свобод.

6. Мобилизация и обеспечение эффективности общественной деятельности.

7. Политическая социализация.

Объекты политики: проблемы возникающие в обществе в связи с нарушением баланса интересов социальных общностей и политических сил.

Субъекты политики:

- личность,

- организация (партии), институт (государство) или общественная группа (группы по интересам).

Цели политики – достижение желаемого результата реализации политических функций.

Средства политики – инструмент практического осуществления целей. Они делятся на средства связанные с убеждением (пропаганда, обещание и др.) и связанные с насилием (перевороты, революции, террор и др.).

 

Политические партии

 

Политическая партия – это специализированная, организационно-упорядоченная группа, объединяющая актив­ных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.

Признаки партии:

- наличие программы;

- наличие устава;

- наличие руководящих органов и партийных функционеров;

- наличие организационной структуры;

- участие в борьбе за политическую власть;

- фиксированное членство.

Функции политических партий:

- формирование общественного мнения;

- отбор кандидатов и обеспечение условий деятельности депутатов;

- определение целей развития общества;

- обобщение и выражение различных социальных интересов;

- идеологическая функция.

Совокупность всех существующих и действующих в стране партий называется партийной системой. Партийные системы бывают: однопартийные (когда на власть может претендовать одна партия), двухпартийные (за власть борются две партии) и многопартийные.

В Конституции Российской Федерации (принята на референдуме 12 декабря 1993 года) признаются политическое многообразие и много­партийность (ст. 13). Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий. В парламенте РФ представлены: Единая Россия, Справедливая Россия, Коммунистическая партия РФ, Либерально-демократическая партия.

Государство

 

Государство – важнейший институт политической системы общества. Наиболее распространенным является представление о государстве как о политико-территориальной суверенной организации власти в обществе, располагающей специальным аппаратом для осуществления своих функций и способной делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Итак, государство – это суверенный институт власти на определенной территории со специальным аппаратом управления и принуждения.

Признаки государства:

1. Наличие территории.

2. Наличие населения.

3. Наличие особой, отделенной от общества публичной власти – государственной власти.

Основные функции государства:

- организация и укрепление единства общества и государства;

- закрепление и охрана господствующих форм собственности;

- охрана и поддержание общественного порядка и законности.

- экономическая (формирование бюджета, программы экономического развития, выделение приоритетных отраслей экономики, поддержка предпринимательства);

- социальная (организация здравоохранения, просвещения и т.д.);

- экологическая (сохранение и восстановление природы).

Внешние функции:

- интеграция в мировую экономику;

- оборона страны;

- поддержание мирового порядка;

- сотрудничество с другими государствами.

Кроме этого функции государства могут быть выделены с учетом принципа разделения властей:

- законодательная;

- исполнительная;

- судебная.

Каждой из них соответствует своя система органов власти.

 

Date: 2016-05-17; view: 11633; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию