Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сферы жизни общества
УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Кафедра общественных дисциплин ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Учебное пособие для абитуриентов Челябинск Обществознание: учебное пособие для абитуриентов / Сост.: И.В. Булдашова; УрСЭИ АТиСО. – Челябинск, 2008. – 36 с.
В пособии приводится краткое изложение материала по обществознанию для абитуриентов, сдающих вступительные испытания в форме собеседования. В основу программы вступительных испытаний по «Обществознанию» положен одноименный курс, изучаемый в 9-10-х классах средней общеобразовательной школы, который включает в себя пять основных разделов: общество, экономическая, социальная, политико-правовая и духовная сферы жизни общества.
Составитель Булдашова И.В., канд. ист. наук, доцент кафедры общественных дисциплин УрСЭИ
Рецензенты Сичинский Е.П., д-р ист. наук, доцент кафедры отечественной истории ЧЮИ МВД РФ Кравец Н.Д., канд. филос. наук, доцент УрСЭИ
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом УрСЭИ
Ó Уральский социально-экономический институт Академии труда и социальных отношений, 2008
ВВЕДЕНИЕ
В пособии кратко излагаются материалы по обществознанию для абитуриентов, сдающих вступительные испытания в форме собеседования. В основу программы вступительных испытаний по «Обществознанию» положен одноимённый курс, изучаемый в 9-10-х классах средней общеобразовательной школы, который включает в себя пять основных разделов: общество, экономическая, социальная, политико-правовая и духовная сфера жизни общества. В пособии рассматриваются основные темы курса. В данном пособии авторы попытались в доступной форме в пределах общего объёма настоящей работы охватить большинство предусматриваемых программой вопросов. Вместе с тем настоящее пособие является лишь своеобразным путеводителем и не освобождает абитуриента от кропотливой самостоятельной работы над повторением всего школьного курса «Обществознание». Также абитуриенты, поступающие в вуз, должны быть в курсе политической и общественной жизни страны, всех происходящих в ней и за её пределами политически значимых событий. 1. ОБЩЕСТВО
Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны. В широком смысле общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Общество есть самоорганизованная система взаимоотношений людей друг с другом и природой. Его изучают многие науки: история, экономика, демография, социология, политология и др. Каждая из них рассматривает определенные аспекты общественного развития. Общество развивается под воздействием множества факторов, которые можно свести в две группы: природные и социальные. К природным относятся: Географическая среда: природные ресурсы, климатические условия, транспортные артерии. Борьба человека с природой заставляла его объединять усилия, формировала крепкие социальные связи. Объединению способствовали удобные и относительно безопасные пути сообщения. Естественные природные препятствия для общения приводили к замкнутости обществ. К социальным факторам развития общества относятся: - общественные связи и отношения во всех сферах жизни человека; - внешние связи с другими объединениями людей; - особенности менталитета (родового, племенного, национального). В современных условиях социальным фактором становятся общечеловеческие нормы и правила жизнедеятельности человека, поддерживаемые через международные организации.
Сферы жизни общества
Под системами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре: - экономическая – производство материальных благ, удовлетворение возникающих потребностей человека и общества; - социальная – взаимодействие людей внутри социальных институтов, социальных слоев, групп, коллективов и др.; - политическая –деятельность государства, партий, союзов, организаций и др.; - духовная – мораль, общественное сознание, наука, искусство, религия и др. В совокупности сферы создают социальную среду, которая подразделяется: - макросреда – в рамках производительных сил, общественных отношений, культурных достижений; - микросреда – непосредственное окружение человека: семья, малая группа, коллектив (школьный, трудовой). Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.
Date: 2016-05-17; view: 1428; Нарушение авторских прав |