Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сферы жизни общества





УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

 

Кафедра общественных дисциплин

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Учебное пособие для абитуриентов

Челябинск

Обществознание: учебное пособие для абитуриентов / Сост.: И.В. Булдашова; УрСЭИ АТиСО. – Челябинск, 2008. – 36 с.

 

 

В пособии приводится краткое изложение материала по обществознанию для абитуриентов, сдающих вступительные испытания в форме собеседования.

В основу программы вступительных испытаний по «Обществознанию» положен одноименный курс, изучаемый в 9-10-х классах средней общеобразовательной школы, который включает в себя пять основных разделов: общество, экономическая, социальная, политико-правовая и духовная сферы жизни общества.

 

 

Составитель Булдашова И.В., канд. ист. наук, доцент кафедры общественных дисциплин УрСЭИ

 

Рецензенты Сичинский Е.П., д-р ист. наук, доцент кафедры отечественной истории ЧЮИ МВД РФ

Кравец Н.Д., канд. филос. наук, доцент УрСЭИ

 

 

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом УрСЭИ

 

 

Ó Уральский социально-экономический институт

Академии труда и социальных отношений, 2008

 
Ó Булдашова И.В., 2008

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В пособии кратко излагаются материалы по обществознанию для абитуриентов, сдающих вступительные испытания в форме собеседования.

В основу программы вступительных испытаний по «Обществознанию» положен одноимённый курс, изучаемый в 9-10-х классах средней общеобразовательной школы, который включает в себя пять основных разделов: общество, экономическая, социальная, политико-правовая и духовная сфера жизни общества.

В пособии рассматриваются основные темы курса.

В данном пособии авторы попытались в доступной форме в пределах общего объёма настоящей работы охватить большинство предусматри­ваемых программой вопросов.

Вместе с тем настоящее пособие является лишь своеобразным путеводителем и не освобождает абитуриента от кропотливой самостоятельной работы над повторением всего школьного курса «Обществознание». Также абитуриенты, поступающие в вуз, должны быть в курсе политической и общественной жизни страны, всех происходящих в ней и за её пределами политически значимых событий.


1. ОБЩЕСТВО

 

Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.

В широком смысле общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Общество есть самоорганизованная система взаимоотношений людей друг с другом и природой.

Его изучают многие науки: история, экономика, демография, социология, политология и др. Каждая из них рассматривает определенные аспекты общественного развития.

Общество развивается под воздействием множества факторов, которые можно свести в две группы: природные и социальные.

К природным относятся:

Географическая среда: природные ресурсы, климатические условия, транспортные артерии. Борьба человека с природой заставляла его объединять усилия, формировала крепкие социальные связи. Объединению способствовали удобные и относительно безопасные пути сообщения. Естественные природные препятствия для общения приводили к замкнутости обществ.

К социальным факторам развития общества относятся:

- общественные связи и отношения во всех сферах жизни человека;

- внешние связи с другими объединениями людей;

- особенности менталитета (родового, племенного, национального).

В современных условиях социальным фактором становятся общечеловеческие нормы и правила жизнедеятельности человека, поддерживаемые через международные организации.

 

Сферы жизни общества

 

Под системами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:

- экономическая – производство материальных благ, удовлетворение возникающих потребностей человека и общества;

- социальная – взаимодействие людей внутри социальных институтов, социальных слоев, групп, коллективов и др.;

- политическая –деятельность государства, партий, союзов, организаций и др.;

- духовная – мораль, общественное сознание, наука, искусство, религия и др.

В совокупности сферы создают социальную среду, которая подразделяется:

- макросреда – в рамках производительных сил, общественных отношений, культурных достижений;

- микросреда – непосредственное окружение человека: семья, малая группа, коллектив (школьный, трудовой).

Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

 







Date: 2016-05-17; view: 1428; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию