Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологическая подготовка диспетчера ЦППС (ПСЧ)
Психологические задачи, решаемые диспечером центрального пункта пожарной связи (ЦППС) или диспетчером пункта связи части (ПСЧ), можно разделить на следующие основные группы: 1) изучение оперативной обстановки в городе или районе выезда части; 2) прием информации, т. е. прием сообщений о пожарах, авариях, стихийных бедствиях и т. 'д.; 3) сохранение и переработка информации; 4) принятие решения; 5) передача информации в оперативный штаб пожаротушения, различным службам, советским и партийным органам и т. д.; 6) прием и передача информации (приказов, распоряжений) 'начальника гарнизона, ответственного дежурного, других должностных лиц; 7) обобщение и точное сохранение информации, которая велась в ходе тушения пожара. Исходя из этих задач можно выделить три режима работы диспетчера: оптимальный, параэкстремальный, экстремальный. Оптимальный режим протекает в процессе изучения диспетчером оперативной обстановки в районе выезда части, гарнизона. Для него характерна нормальная работа средств связи, рабочая обстановка является привычной, мышление диспетчера носит механический характер. Главную роль на этом этапе играют ранее приобретенные диспетчером навыки, применяемые без напряжения внимания, в привычном темпе. Параэкстремальный режим, т. е. переходный режим оптимального к экстремальному, возникает тогда, когда поступает сообщение о пожаре. В этот период диспетчер ЦППС (ПСЧ) выполняет основные работы: принимает сообщения, уточняет адрес и наименование объекта; определяет район выезда части, в котором находится объект, передает указания на выезд части; уточняет (при возможности) данные 'о происшествии (что горит, на каком этаже, есть ли угроза жизни людей, видно ли пламя и т. д.); уясняет, подается ли на объект повышенный номер вызова автоматически и высылаются ли специальные автомобили. Если объект отнесен к такому разряду, дает указание соответствующим частям на выезд; оповещает о пожаре (по циркуляру) части, оперативный состав гарнизона и специальные службы города в порядке, уста-новленно?д инструкциями взаимодействия. Этот режим требует от диспетчера максимума внимания к восприятию речи или сигнала, поступающего по каналам средств пожарной автоматики. Экстремальный режим возникает в период получения диспетчером сообщений с места пожара или других боевых действий пожарных подразделений, требующих от него в минимально короткий срок принять решение о высылке дополнительных сил по спасанию людей или принять другие меры, от которых зависит успех боевой работы личного состава. Экстремальные условия могут быть вызваны и в момент получения сообщения о пожаре, если диспетчер осознает, что ошибки, промедления, допущенные им, могут повлечь за собой гибель людей, аварии или другие нежелательные последствия. В больших городах экстремальный режим в работе диспетчера нередко создается одновременным сообщением о двух или большем числе пожаров или же когда в период тушения одного пожара возникает другой, более опасный, чем первый. Работа в экстремальных условиях требует от диспетчера высокоразвитого самообладания, умения быстро проанализировать поступающую информацию и своевременно принять решение. Анализ деятельности диспетчеров показывает, что успешному выполнению ими своих профессиональных задач способствует наличие у них таких качеств, как хорошая слуховая память, острота слуха, устойчивая концентрация внимания, его объем. Все эти качества.непосредственно влияют на процесс принятия решения. Диспетчеры с большим опытом работы уже по первым сообщаемым о пожаре словам могут точно установить, является сообщение действительным или ложным, представить наиболее общую картину, случившегося, определить силы и средства, которые потребуются для тушения пожара, лиц и организации, которых необходимо проинформировать в первую очередь, и т.д. Пожар возник в пятиэтажном здании швейной фабрики, где в это время работало около 800 человек. На всех этажах фабрики находилось большое количество тканей и готовой продукции. Только на первом этаже, где произошел пожар, было сосредоточено более 220 000 м различных тканей. Фабрика дислоцировалась в районе выезда СВПЧ-5, на расстоянии 5 км от нее. Опе- ративный план пожаротушения на фабрику не был составлен. Несмотря на наличие на фабрике большого количества работающих и материальных ценностей, сложность оперативно-тактического тушения, не предусматривалась автоматическая высылка на нее сил и средств в случае возникновения пожара. Сообщение о пожаре на ЦППС города поступило от 'диспетчера фабрики в 13 ч 20 мин. В боевом расчете СВПЧ-5 были две автоцистерны, но в этот день одна автоцистерна по графику находилась на техническом осмотре, а резервная автоцистерна — на капитальном ремонте в мастерской отряда технической службы. Диспетчер ЦППС, приняв сообщение о пожаре и оценив обстановку, направила на пожар силы и. средства по вызову № 2, а также автолестницу и автомобили ГДЗС, технической службы, связи и освещения. Так как на ЦППС с места пожара поступала информация о проведении работ по спасению людей с этажей и крыши здания фабрики и учитывая метеорологические условия (в этот день был сильный ветер, а температура —•23° С), диспетчер в 13 ч 34 мин направила на пожар силы и средства по вызову № 3, отдала распоряжение о вызове резервной техники и сборе личного состава пожарных подразделений города, свободного от несения службы. Одновременно она потребовала у диспетчера городского ремонтно-строительного треста высылки к месту пожара пяти автоколенчатых лестниц. Благодаря четким действиям диспетчера ЦППС и правильному восприятию ею создавшейся на пожаре обстановки пожарные подразделения гарнизона спасли с этажей и крыши здания фабрики людей и ликвидировали пожар с минимальным ущербом. За успешное осуществление спасательных работ и тушение пожара большая группа работников пожарной охраны, в том числе и диспетчерский состав ЦППС, была награждена грамотами и ценными подарками. Высшей наградой для пожарных явилось благодарственные письма спасенных ими рабочих и служащих фабрики. К сожалению, в некоторых случаях психологическая.неподготовленность диспетчеров ЦППС (ПСЧ) к работе в экстремальном режиме приводит к несвоевременной высылке пожарных подразделений на пожар, невосполнимой потере времени и тяжелым последствиям [II]. 13 ч 55 мин на ЦППС крупного города поступило сообщение о пожаре в квартире жилого дома на шестом этаже. В квартире находился только ребенок. Диспетчер-оператор, принимавшая заявку, громко повторила сообщение. Старший диспетчер выслала на пожар сначала лишь два отделения на основных автомобилях дежурного караула районной части, а автолестницу, которую в соответствии с расписанием выезда высылают по первому сообщению на все пожары в зданих высотой четыре этажа и более, она направила только в 14 ч. Как оказалось, пожар возник в коридоре от неосторожного обращения с огнем владельца квартиры, в нетрезвом состоянии ремонтировавшего диван с применением легкогорючих материалов. Он не принял мер к тушению пожара и выбежал на улицу, а его пятнадцатилетняя племянница осталась на кухне, отрезанная огнем от выхода, и из окна стала просить о помощи. Теснимая дымом и огнем, она в 14 ч 06 мин была вынуждена выпрыгнуть из окна на растянутые гражданами одеяла и получила при этом смертельные травмы. В этот момент звено ГДЗС дежурного караула, поднявшись на шестой этаж, только успело ввести ствол в горящую квартиру, а автолестни- •ца подъезжала к зданию. Народный суд, рассматривая дело о пожаре, осудил основного виновника пожара и одновременно усмотрел преступную халатность в действиях старшего диспетчера ЦППС. Проведенный следственный эксперимент показал, что если бы автолестница была выслана одновременно с дежурным караулом районной части, она могла бы быть установлена и выдвинута к окну, где находилась девочка, до 14 ч 06 мин. Суд, отметив, что старший диспетчер ЦППС, являясь должностным лицом, не выполнила свои обязанности, вследствие чего был нанесен существенный вред охраняемым законом интересам граждан, признал ее виновной по статье 172 Уголовного кодекса РСФСР (преступная халатность) и осудил на 6 мес лишения свободы условно. Эффективность работы диспетчеров ЦППС, ПСЧ во многом определяется наличием у них профессиональных знаний и умений работать с различной аппаратурой средств связи. Диспетчер должен в совершенстве знать устройство средств связи, находящихся на вооружении центрального пункта пожарной связи гарнизона или пункта связи части. Он не должен вспоминать во время приема сообщений о пожаре, какой тумблер надо нажать, чтобы сообщить в ту или иную пожарную часть или спецслужбу. Все это должно происходить автоматически в момент приема информации, т. е. одновременно с уточнением у сообщающего сведений о пожаре. Нет необходимости доказывать и то, что диспетчер должен хорошо знать тактико-технические данные пожарных автомобилей, пожарно-тактическую характеристику объектов, расположенных в охраняемом районе выезда пожарной части или гарнизона. •Однако знание техники—это лишь одно из слагаемых успеха. Практика показывает, что эффективность работы диспетчера зависит и от состояния его психической готовности к выполнению действий, особенно в экстремальных условиях. Для диспетчера важно, чтобы он. мог сохранять активность и трудоспособность в условиях ожидания сообщений, вызывающих скуку, сонливость, утомление. С целью поддержания необходимого рабочего тонуса диспетчеров в период ожидания сообщений о пожаре руководители пожарных частей должны требовать от них постоянного изучения оперативно-тактической обстановки в охраняемом районе, для чего полезно разрабатывать планы-задания на время дежурств. Поддержать работоспособность и снизить утомление диспетчеру помогут специальные физические упражнения, которые выполняются самостоятельно через каждый час дежурства за пультом в течение 5 мин. Наиболее эффективными считаются упражнения для мышц плечевого пояса, шеи, вестибулярного аппарата (медленные повороты, наклоны, вращения головы и туловища), упражнения, связанные с регулированием дыхания, массажи мышц шеи и головы. В целях психологической подготовки диспетчера к действиям в экстремальных условиях целесообразно практиковать проведение специальных тренировок, для которых разрабатывают серию вводных задач различной степени трудности. Учебно-тренировочные занятия необходимо проводить в сложных условиях, в темпе, близком к реальному. Диспетчер должен не только высказать принятое им на вводную решение, но и дать затем ему обоснование. Таким образом формируются • не только профессиональные знания, навыки, умения, но и эмоционально-волевая устойчивость к действиям в сложной обстановке. Рис. 13. Пульт диспетчера Для эмоционально-волевой устойчивости немаловажную роль играет воспитание у диспетчера способно-:сти к мобилизации психики на борьбу с трудностями. Это достигается систематической тренировкой нервной системы, в основе которой лежит самовнушение. Аутогенная тренировка позволяет диспетчеру регулировать свои эмоциональные состояния. Так, замедляя'частоту дыхания, он может повлиять на деятельность своей сердечнососудистой системы. Самоприказ способен вызвать равновесие процессов возбуждения и торможения в трудных условиях работы. Психическое состояние опреде ляется совокупностью личных качеств человека: особенностям:! темперамента; интересом к работе, стремлением совершенство вать свое мастерство; способностью трезво оценить обстановку при возникновении стрессовых ситуаций; сообразительностью и эмоционально-волевой устойчивостью; быстротой переключения и устойчивостью внимания. Руководители подразделений должна учитывать, их при 'выборе индивидуальных средств воспитания своих подчиненных. Психическог состояние диспетчера во многом зависит и от правильной организации его труда, планировки оборудования и размещения рабочего места с учетом психофизиологических характеристик и:11!троииУ.стрических данных. Основу рабочего места диспетчера составляет пульт управления. На нем должны рационально размещаться необходимые органы управления, позволяющие диспетчеру точно и быстро выполнять все его фунции в соответствии с поступающей информацией. В практике используются следующие формы панелей: фронтальная, трапециевидная и многогранная (полукруглая). Наиболее удобным для работы диспетчера является пульт с многогранной панелью (рис. 14). Панели пульта управления по габаритам и расположению должны быть удобными для диспетчера, т. е. конструироваться с учетом возможности ведения записей, просмотра и хранения текущей документации. Приборы на пульте управления следует располагать так, чтобы обеспечивался оптимальный зрительный поиск и чтобы их можно было наблюдать слева направо или сверху вниз. Допустимые оптимагь- пределыизме-0"™"^- Параметры пульта рений пара- _„ -. метров, мм ры> мм Высота сиденья....... 360—480 450 Расстояние от уровня сиденья д.0 нижней части пульта.... 150—250 250 Высота стола........ 530—760 700 Высота от уровня сиденья до уровня глаз......... 710—840 800 Глубина пульта........ 380—660 600 Высота для размещения органов управления.......... 530—1040 — Высота для размещения индикаторов........... 850—1650 — Пульт управления должен быть снабжен специальным сиденьем, обеспечивающим поддержание удобной, ненапряженной рабочей позы диспетчера. Кресло диспетчера (рис. 14) должно иметь высоту сиденья в пределах 400—550 мм. Высота кресла диспетчера определяется длиной ног сидящего человека. Угол отклонения спинки кресла к поверхности сиденья 100—115°. Рекомендуемые размеры кресла: ширина сиденья 450—550, глубина 420—450, ширина подлокотников не менее 50, длина не менее 200, высота над поверхностью сиденья 200—250 мм. Обивка кресла должна быть гигиеничной—воздухопроницаемой и гигроскопичной. По отношению к карте города или района выезда части рабочее место диспетчера следует размещать так, чтобы угол наблюдения в горизонтальной плоскости составлял не более 45°. Наилучшие условия наблюдения создаются в том случае, если угол обзора равен 30° (±15° к нормали светоплана города, планшета и т. п.). Важным фактором работоспособности диспетчера является микроклимат в помещении, особенно температура и влажность воздуха. Высокая температура в помещении диспетчерской или операторской отрицательно влияет на эффективность работы диспетчера или оператора. При температуре 24° С и выше у диспетчеров уменьшается объем оперативной памяти, снижается внимание, появляется состояние сонливости и потеря бдительности (готовности к экстренному действию). Опыты показали, что время реакции испытуемых на неожиданный звуковой раздражитель (звучание зуммера) при 19° С на 0,08 с меньше, чем при 24° С. Оптимальными для помещения диспетчера (оператора) считается температура 19—20° С, влажность 30—40 %. Наблюдения показывают, однако, что температура на рабочих местах диспетчеров часто оказывается значительно выше предусмотренной и составляет 26—28°С. Это отрицательно сказывается на психическом состоянии диспетчера, а следовательно, и на выполнении им боевых функций. Эффективность работы диспетчера зависит и от освещенности рабочих мест. Принято считать, что общая чувствительность зрительной системы увеличивается с увеличением уровня освещенности в помещении. Однако это имеет смысл лишь в тех случаях, пока увеличение освещенности не приводит к значительному уменьшению контраста. Освещенность рабочих поверхностей в помещениях рекомендуется принимать в соответствии с данными табл. 7. На эффективность работы диспетчера кроме освещенности влияют спектральные характеристики используемого света. Рекомендуется, чтобы потолок отражал 80—90 % падающего на него света, стены 50—60, панели 15—20, пол 15—30%. Немаловажное значение для работоспособности диспетчера имеет окраска помещений. Так называемые теплые тона (красный, оранжевый, желтый) создают впечатление бодрости, возбуждения и замедленного течения времени. Они вызывают у человека ощущение тепла. Холодные тона (синий, зеленый, фиолетовый) создают впечатление покоя и вызывают у человека ощущение холода. Если учесть, что труд диспетчера пункта связи части протекает монотонно, то окраска стен в красно-желтые тона, по-видимому, будет нежелательна. Эти цвета, как отмечалось выше, способствуют ощущению замедленного течения времени и тем самым создают впечатление большей длительности рабочего дня. Как правило, диспетчерский пункт гарнизона или части должен состоять из трех помещений: рабочего, вспомогательного (вспомогательных) и для отдыха.
Главное помещение рабочее. В нем устанавливают пульт с аппаратурой управления, аппаратурой связи, светоплан города, информационньге щиты и панели. Светоплан города должен размещаться вдоль одной из стен помещения. Место оператора должно находиться в вершине угла (не более 90°), образованного линиями, идущими от крайних точек панели светоплана города. Размер рабочего помещения зависит от числа информационных панелей и щитов. Вспомогательные помещения служат для установки в них дублирующих средств связи, магнитофонов и другой аппаратуры. Большую роль в психологической переадаптации диспетчера имеет помещение для отдыха. Его следует оборудовать функциональной мебелью, форма и стиль которой должны коренным образом отличаться от рациональной формы элементов рабочего помещения. Пребывание в таком помещении должно снимать напряжение, возникающее у диспетчера (оператора) в процессе трудовой деятельности, уменьшать зрительное и нервное утомление. Комнаты для отдыха рекомендуется украшать цветами, в них целесообразно устанавливать аквариумы. Правильная организация рабочего места диспетчера способствует повышению эффективности его боевой работы, а следовательно, и боевой работы личного состава пожарйых подразделений. Date: 2016-05-17; view: 8953; Нарушение авторских прав |