Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Индивидуальный подход к психологической подготовке пожарных
Индивидуальный подход, в психологической подготовке заключается в том, что обучение личного состава ведется с учетом психологических особенностей и возможностей каждого пожарного. Эффективность такого подхода зависит от умения начальника пожарного подразделения или руководителя занятий применять персональные приемы психологического воздействия в зависимости от свойств характера и темперамента пожарного, его нервной системы, особенностей восприятия и памяти, настроения и т. д. Ниже будут рассмотрены лишь такие индивидуально-психологические особенности, которые наиболее значительно влияют на успешность освоения профессии пожарного, в частности темперамент, сила нервной системы по возбуждению и склонность к риску. И. П. Павлов говорил, что темперамент есть самая общая характеристика нервной системы, придающая определенный облик всей деятельности каждого индивидуума [17]. В основе высшей нервной деятельности лежит различное состояние таких свойств нервной системы человека, как сила, уравновешенность, подвижность процессов возбуждения и торможения. Сила нервной системы характеризуется высокой работоспособностью, двигательной устойчивостью, быстротой врабатываемости, способностью сдерживать свои чувства, малой утомляемостью, высокой помехоустойчивостью и т. д. Противоположными проявлениями отличается относительная слабость нервной системы. Уравновешенность обусловливается сдержанностью, усидчивостью, способностью ждать, ровностью настроения, терпеливостью. Подвижность определяется быстротой реакции, легкостью смены чувств, быстротой формирования новых навыков. В зависимости от сочетания этих особенностей нервной системы различают четыре типа темперамента холерический, сангвинический, флегматический (табл. 1). Из табл. 1 видно, что холерический темперамент формируется на основе сильного, подвижного, но неуравновешенного типа нервной системы с преобладанием процесса возбуждения над торможением. Для сангвинического темперамента, характерен сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы. В основе флегматического темперамента лежит сильный, уравновешенный, малоподвижный, медлительный тип нервной системы. Меланхолический темперамент определяется слабым типом нервной системы, характеризующимся слабостью нервных процессов, легко возникающей тормозимостью. Таблица 1. Типы темперамента
В учебной и боевой деятельности пожарных начальствующий состав должен учитывать особенности проявления и влияния того или иного темперамента на успешность обучения личного состава и эффективность тушения пожаров. Холерик—человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстью и увлечься им, готов преодолеть все трудности на пути к поставленной цели. Обладает инициативностью, большой устойчивостью стремлений и интересов. Но при истощении сил падает вера в свои возможности, наступает, как образно выразился И. П. Павлов, «слюнявое настроение». Такие резкие перемены настроения обусловливаются тем, что у холерика процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. И. П. Павлов так объясняет это: «Когда же у сильного человека нет такого равновесия, то он, увлекшись каким-нибудь делом, чересчур налегает на свои средства II силы и в конце концов рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу» [17]. Холерик склонен к резким сменам настроения, бурным, эмоциональным вспышкам, он отличается повышенной раздражительностью. Вспыльчив, резок в отношениях, прямолинеен, мнения свои высказывает смело, во взаимоотношении общителен, речь быстрая и горячая. Обидчив, но обида проходит быстро. Пожарный с чертами холерического темперамента учебный материал запоминает быстро, сообразителен. Но на практических занятиях по пожарной тактике, пожарно-строевой подготовке проявляет излишнюю поспешность: еще не дослушав объяснения руководителя занятий, приступает к выполнению упражнения. В результате этого может допустить, несколько ошибок и «остыть». Ритм практической работы неравномерный. Требования к качеству выполнения упражнений излишне строгие, значительно превышающие его возможности. Не достигнув желаемого, холерик недоволен собой. Пожарные с холерическим темпераментом в период тушения пожара или выполнения других боевых действий могут проявлять невыдержанность, вспыльчивость, грубость со старшими начальниками и своими командирами. Такое же отношение могут проявить к гражданам, присутствующим по каким-либо причинам на пожаре. Руководители подразделений, зная отрицательные качества своих подчиненных, обладающих чертами холерического темперамента, должны проявлять к ним твердость и постоянство в требовательности, не оставлять без внимания ни одного проявления невыдержанности, избегать грубости. Сангвиник, по характеристике И. П. Павлова, — «горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много есть интересного дела, т. е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым....» [25]. Пожарный с чертами сангвинического темперамента отличается подвижностью, легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, быстро находит контакт с товарищами по службе. Общителен, жизнерадостен, по незначительному поводу громко хохочет, мимика живая и выразительная. По его лицу легко угадать настроение, отношение к работе. Быстро включается в работу, энергичен. Развивая кипучую деятельность, он может также.быстро «остыть», особенно когда работа перестает его интересовать, например если. она требует кропотливости и терпения, если она носит постоянный, будничный характер. В период тушения пожара или выполнения другой боевой задачи пожарные с чертами сангвинического темперамента проявляют высокую работоспособность, быстро ориентируются в новой обстановке, легко переключают внимание, быстро освобождаются от гнетущей обстановки и настроения. Они хорошо владеют собой в трудные минуты, быстро принимают решение и при необходимости гибко его пересматривают, принимают на себя разумную инициативу, находчивы. При неудаче не расстраиваются и не теряются. Пожарным с чертами сангвинического темперамента можно уделять внимания меньше, чем холерикам. Тем не менее руко-• водитель должен постоянно осуществлять контроль за их работой, помня, однако, что сангвиникам нужны не столько объяснения, тем более поучения, сколько рациональное и вполне корректное управление их самостоятельной работой. Флегматик отличается медлительностью. Это «спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни» [25]. Пожарные с чертами флегматического темперамента отличаются от холериков и сангвиников медлительностью действин. Они невозмутимы, стремления и настроения их устойчивы, внешнее выражение душевных состояний ярко не проявляется. Строго придерживаются выбранного распорядка жизни, системы в работе. Настойчивы и упорны в работе. Свои силы распределяют равномерно, прилежны. Не тратят сил напрасно, доводят дело до конца. В отношениях с товарищами в меру общительны. Мимика бедная. Учебным материалом на занятиях по пожарно-строевой и пожарно-тактической подготовке овладевают медленно, но настойчиво. На пожарах ведут себя спокойно, уверенно выполняют любое задание. Разведку пожара проводят медленно, но обстоятельно. Оценку обстановки на пожаре дают обдуманно, не торопясь. На замечания старших начальников и командиров реагируют спокойно. Решения принимают неторопливо, основательно. Приказания и распоряжения отдают медленно, четко, обдуманно. При неудачах спокойны. Отличаются терпеливостью, выдержкой, самообладанием. В опасной обстановке работают уверенно, хладнокровно до конца выполнения боевого задания. Руководитель должен добиваться от пожарных с флегматичным типом темперамента устранения вялости, медлительности, безразличия. Их нужно поторапливать, помогая и подбадривая, но не опекая и не лишая самостоятельной работы. На пожаре от пожарных с черта-ми флегматического темперамента нужно требовать более энергичных действий. Меланхолик склонен глубоко переживать даже незначительные события. Обычно он погружен в себя. Обидчив. Голос тихий. Незначительный повод может вызвать слезы. Застенчив, мнителен. И. П. Павлов характеризовал этот темперамент как явно тормозной тип. «Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное» [17]. У меланхолика процессы возбуждения и торможения слабы, неуравновешены. Тормозные процессы преобладают над процессами возбуждения. Меланхолик замкнут, малообщителен, чрезвычайно чувствителен к несправедливости, переживает ее скрытно. Однако у меланхолика развиты чувствительность, сердечность, благодарность за оказанное внимание, помощь. В привычной обстановке большой труженик. Исполнителен. Пожарные с чертами меланхолического темперамента боятся высоты, склонны преувеличивать опасность. Не уверены в своих силах. Решения принимают медленно или вообще воздерживаются от них. Допускают ошибки в экстремальных условиях работы. Неэнергичны и неинициативны. Быстро утомляются. При возникновении опасности на пожаре или при резком изменении обстановки могут растеряться из-за внезапно возникшей психической напряженности, которая порой доводит до скованности в действиях и даже невменяемости. В таких случаях у пожарного-меланхолика наблюдается резкое снижение памяти. Начальствующему составу пожарных подразделений, особенно руководителю тушения пожара, начальникам боевых участков, нужно учитывать при расстановке сил особенности лиц с чертами меланхолического темперамента и поручать им менее опасную работу. В процессе обучения начальствующий состав пожарных подразделений должен проявлять к бойцами с чертами меланхолического темперамента особую чуткость, чаще поощрять их усердие по службе, прививать им веру в свои силы. Таким образом, каждый тип темперамента имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому нельзя сказать, что пожарный с меланхолическим темпераментом будет хуже выполнять свои обязанности, чем пожарный, обладающий сангвиническим темпераментом. Каждому индивиду нужно найти соответствующее место в коллективе, поручать работы, которые он в соответствии со своим типом темперамента сможет делать наиболее эффективно. Известно, что среди выдающихся деятелей культуры, науки, военачальников были люди с различными темпераментами. Так, А. С. Пушкин, И. П. Павлов, А. В. Суворов, В. И. Чапаев были холериками; М. Ю. Лермонтов, В. В. Маяковский, С. О. Макаров, М. В. Фрунзе, Наполеон отличались сангвиническим темпераментом; М. И. Кутузов и П. С. Нахимов были флегматиками; Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский — меланхоликами. Надо сказать, что людей с ярко выраженным типом темперамента можно встретить довольно редко, чаще всего личность- характеризуется сложным переплетением темпераментов. В необычных, особенно в экстремальных условиях черты одного из них проявляются более полно и отчетливо. Поэтому учет свойств нервной системы (силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов) имеет существенное значение для результатов боевой деятельности пожарных подразделений. Начальники пожарных подразделений могут самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов-психологов, выявить характерные черты темперамента своих подчиненных. Силу нервной системы можно, например, определить, анализируя следующие данные: способен ли пожарный к длительному преодолению психологических препятствий на занятиях, в условиях пожара; боится ли трудностей; быстро ли восстанавливает силы после службы или работы на пожаре; как чувствует себя после самостоятельной работы на пожаре (энергичен, деятелен, подавлен, вял и т. п.); как осваивается в новой обстановке (быстро или медленно); сохраняет или теряет самообладание в опасных ситуациях в боевой обстановке; умеет ли сосредоточиться на выполнении каких-либо заданий при действии посторонних раздражителей (крика, грохота, треска и п. п.); общителен, замкнут или застенчив; насколько решителен и как ведет себя в напряженных ситуациях: сохраняет ли спокойствие, самообладание или теряется и совершает нецелесообразные действия; насколько впечатлителен, мнителен, длительно или нет переживает перенесенные им ситуации, связанные с опасностью, быстро ли подавляет плохое настроение. Тип нервной системы, определяемый неуравновешенностью нервных процессов, можно установить, сопоставляя следующие показатели: работает пожарный рывком или равномерно; терпелив или нетерпелив в обстановке вынужденного ожидания; сдержан ли в общении с товарищами, коллективом; способен или нет сдерживать свои порывы, вспыльчивость; часты ли случаи, когда начатое дело не доводит до конца, хотя взялся за него с увлечением; какое обычно настроение: ровное, спокойное или часто колеблется; часто ли проявляет раздражительность. Подвижность нервных процессов определяется по таким факторам: быстро или медленно входит в новую работу, мешают ли ему в новой работе старые навыки и привычки; проявляет на службе инициативу или стремится к постоянным, привычным формам поведения; быстро ли вырабатывает новые привычки и навыки; быстро или медленно реагирует на новую окружающую обстановку на пожаре, на службе, в коллективе, в спортивных состязаниях; быстро или медленно принимает решение на пожаре; как быстро обдумывает ответ на поставленный вопрос. Сопоставляя данные, руководитель определяет меры воздействия на того или иного бойца. Так, пожарные со слабой нервной системой нуждаются в большем внимании к ним. Они тяжело и долго переживают свои неудачи, болезненно относятся к наказаниям, медленно, привыкают к новым условиям и к коллективу, уединяются, часто пассивны. Этих пожарных следует активно привлекать к выполнению нормативов упражнений по пожарно-строевой и тактической подготовке, интенсивнее заставлять работать на занятиях, им необходимо внушать уверенность в собственные силы. Пожарные с сильной нервной системой более активны на занятиях. Но если они плохо обучены, то в боевой обстановке могут показывать недостаточные результаты. Исследованиями установлено, что правильно и хорошо подготовленные пожарные, обладающие сильной нервной системой, на пожаре проявляют разумную инициативу, умело руководят своими подчиненными, четко отдают приказания и распоряжения. Они отличаются спокойным поведением, проявляют при встрече с препятствиями решительность и смелость, сохраняют хорошую работоспособность в опасных условиях. Во время следования на пожар ведут себя спокойно, иногда шутят, многие из них интересуются предполагаемыми боевыми действиями. У этих пожарных не наблюдается резко выраженного внешнего проявления эмоционального возбуждения перед выполнением боевых задач (голос спокоен, нет заметных изменений в мимике и т. д.). Как уже говорилось, у некоторых пожарных вырабатывается особое свойство личности—..склонность к риску. В зависимости от склонности к риску пожарные показывают различные результаты как в выполнении специальных упражнений, так и при тушении пожаров. Например, лица, склонные к риску, выполняют специальное упражнение «спасение пострадавшего в тепло-дымокамере в два раза быстрее, чем лица, не имеющие подобного качества (табл. 2). Нервно-психическое напряжение у пожарных, не склонных к риску, более ярко выражено, чем у лиц, обладающих таким качеством. При этом замечено, что высокий уровень стресса у пожарных, избегающих риска, отрицательно влияет на эффективность их деятельности в экстремальных условиях. Анализ результатов выполнения упражнения, связанного с большой физической работой (табл. 3), показывает, что лица, склонные к риску, значительно эффективнее действуют в экстремальных условиях (гораздо дольше работают, чем лица, не склонные к риску). Пожарные, не склонные к риску, испытывают высокий уровень стресса как в обычных, так и в экстремальных условиях. Стресс, заметно улучшая деятельность лиц, склонных к риску, не позволяет лицам, не имеющим такого качества, повысить эффективность своей деятельности. Первые более склонны к адаптации действиям стресс-факторов. Показатели их психической напряженности (частота пульса, артериальное давление) по мере формирования динамического стереотипа приближаются все более к норме. Как показали исследования, лица, склонные к риску, в боевой обстановке тушения крупных пожаров проявляют при встрече с препятствиями решительность и смелость, быстро реагируют на неожиданные ситуации, правильно оценивают боевую обстановку и сохраняют хорошую работоспособность в опасных для жизни условиях. В экстремальных условиях они проявляют надежность и помехоустойчивость-. У них появляется уверенность в своих силах, помогающая им преодолевать страх перед действиями. Таблица 2. Влияние экстремальных условии на выполнение упражнения «спасение пострадавшего в теплодымокамере при действии звукового раздражителя» в зависимости от склонности пожарных к риску
различных стресс-факторов, в том числе и неожиданных. Однако следует помнить, что иногда действия таких людей могут переходить грань целесообразности, что в отдельных случаях может повлечь нарушение правил техники безопасности и привести к нежелательным последствиям. Лица, не склонные к риску, избегают действовать в опасной зоне, стремятся выбрать наиболее безопасное место, часто преувеличивают опасность. Встречающиеся затруднения в период выполнения боевого задания,.работы в условиях опасности порождают у них тревогу, неуверенность в своих силах. Они стремятся уклониться от воздействия стресс-факторов, нередко, вплоть до отказа от выполнения задания. Таким образом, в экстремальных условиях пожарные в зависимости от склонности к риску ведут себя по-разному. Одних объективно существующая опасность может лишить воли, заставить отказаться от действий, других же, наоборот, она мо- Таблица 3. Влияние экстремальных условий на выполнение упражнения «выполнение физической работы в теплодымокамере при действии звукового раздражителя» в зависимости от склонности пожарных к риску
билизует, приводит к дополнительному приливу сил. Лица, склонные к риску, в экстремальных условиях находят источник острых и возвышенных чувств, а переживаемая опасность доставляет им удовольствие, способствуя выполнению боевого задания на высоком профессиональном уровне. В связи с этим возникает необходимость дифференцированного подхода к расстановке личного состава пожарных подразделений при работе в экстремальных условиях. Видимо, нецелесообразно привлекать для этой работы лиц со слабой нервной системой, особенно на тех участках, где боевая обстановка требует большого напряжения моральных и физических сил (непосредственная угроза жизни, ответственность за подчиненных и т.д.). Так как личный состав пожарных подразделений выполняет на пожаре различные виды работ, предусмотренных табелем боевого расчета, важно знать, кого из дежурного караула можно использовать на тех или иных участках не в ущерб боевой готовности пожарного подразделения. Очевидно, работу ствольщика, газодымозащитника, спасание пострадавших с высоты следует поручать пожарным, склонным к риску и с сильной нервной системой. Прокладку рукавных линий от пожарной машины к месту пожара, установку машин на водоисточники, разборку и проливку конструкций после пожара могут выполнять лица со слабой нервной системой и не склонные к риску. Таким образом, знание индивидуально-психологических особенностей подчиненных позволяет начальствующему составу целенаправленно проводить воспитательную работу и повышать эффективность тушения пожаров в своей практической работе руководители подразделений могут использовать такой метод, как составление психологических характеристик на каждого пожарного (табл. 4, 5). Анализ характеристик поможет более обоснованно выбирать средства и способы психологической подготовки. ПЛАНИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЖАРНЫХ Психологическая подготовка органически связана со всеми видами подготовки пожарных и осуществляется как в процессе идейно-политического воспитания и учебно-тренировочных занятий, так и в боевой обстановке. Систему психологической подготовки, как и все виды работы в подразделении, следует планировать. Планы психологической подготовки желательно иметь не только в гарнизоне, но и непосредственно в пожарной части, карауле. Начальникам караулов целесообразно иметь индивидуальные планы психологической подготовки того или иного пожарного. В таких планах необходимо указать психологическое обоснование индивидуального подхода к обучению, недостатки в развитии морально-волевых качеств, нежелательные черты характера и другие особенности личности пожарного, а также дать рекомендации о средствах и путях развития необходимых качеств. Date: 2016-05-17; view: 1366; Нарушение авторских прав |