Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 7, 8. Производство и спрос на экономические ресурсы. Рынки факторов производства и распределение доходов (2 ч.)





План семинара:

1. Сущность и особенности рынков факторов производства.

2. Ценообразование на рынке ресурсов.

3. Рынок труда, его современная структура и механизм функционирования.

4. Рынок капитала и процента.

5. Рынок земельных ресурсов и земельная рента.

6. Денежный рынок и механизм его функционирования.

7. Предпринимательство как фактор производства.

Основные термины и понятия:

Рынки факторов производства, факторы спроса на ресурс, факторы предложения ресурса, особенности рынка труда, спрос и предложение на рынке труда, заработная плата, чистая заработная плата, номинальная и реальная заработная плата, равновесие на рынке труда, «гибкая» и «жесткая» системы заработной платы, рынок земли, рентные отношения, рента, экономическая рента, дифференциальная рента, цена земли, арендная плата, ссудный капитал, ссудный процент, норма ссудного процента, номинальная ставка процента, реальная ставка процента.

Темы докладов и рефератов:

1. Рынок труда России: особенности, проблемы, современное состояние.

2. Проблема экономического неравенства, ее основные причины. Кривая Лоренца как графическое отображение проблемы экономического неравенства.

3. Экономическое неравенство и политика социальной защиты населения.

 

Семинар 9. Национальная экономика: основные результаты и их измерение (1 ч.).

План семинара:

1. Сущность, цели и структура национальной экономики.

2. Инфраструктура: виды и значение для национальной экономики.

3. Основные экономические показатели национальной экономики и их измерение.

4. Национальное богатство, его сущность и структура.

Основные термины и понятия:

Национальная экономика, структура национальной экономики, отраслевая структура, инфраструктура, социальная структура, территориальная структура, структура внешней торговли, производственная сфера, непроизводственная сфера.

Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели системы национальных счетов. Валовой внутренний продукт. Валовой национальный продукт. Национальный доход. Национальное богатство.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Отрасли промышленности и их классификация.

2. Теневой сектор и его влияние на развитие национальной экономики.

3. Стратегия развития национальной экономики России на современном этапе.

4. Эволюция теорий национальной экономики.

5. Влияние НТП и других факторов на изменение отраслевой структуры экономики.

Практические задания:

Задание 1.

Как отражаются в составе ВНП следующие виды деятельности и сделок: 1) работа воспитателя детского сада; 2) воспитание детей в своей семье; 3) производство пшеницы в масштабах страны; 4) выращивание овощей на приусадебном участке для домашнего потребления; 5) производство и продажа наркотиков; 6) продажа акций компании «Лукойл» на сумму 120 млн. руб.; 7) перед тем, как продать квартиру, Вы своими силами осуществили в ней ремонт; 8) государство купило у завода 10 автомобилей «ГАЗ»; 9) аукционная продажа автомобилей иностранных марок чиновников правительства; 10) покупка студентом нового сборника задач по экономической теории; 11) фирма выпускает продукцию на сумму 1600000 руб., половину продает через фирменный магазин, а другую половину хранит на складе; 12) фирма приобретает 10 компьютеров, уже бывших в употреблении, у другой фирмы; 13) издательство продает книги, хранившиеся на складе с прошлого года на сумму 200 тысяч руб.

 

Семинар 10. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция (1 ч.).

План семинара:

1. Цикличность как форма экономического развития. «Плюсы» и «минусы» циклического развития экономики.

2. Сущность, причины и виды экономических циклов.

3. Экономический цикл: сущность, основные фазы, индикаторы фаз цикла.

4. Безработица: сущность, виды, измерение, экономические и социальные издержки.

5. Инфляция: сущность, виды, причины и измерение.

6.Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика.

Основные термины и понятия:

Экономический цикл. Фазы экономического цикла: кризис, депрессия, оживление, подъем. Короткие, промышленные, строительные, длинные экономические циклы. Кризис перепроизводства и кризис недопроизводства. Отраслевые, структурные кризисы. Антикризисная политика.

Безработица. Виды безработицы: фрикционная, структурная, циклическая, сезонная, скрытая. Норма безработицы. Естественный уровень безработицы. Полная занятость. Закон Оукена.

Инфляция. Ползучая инфляция, галопирующая, гиперинфляция. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Открытая и подавленная инфляция. Уровень инфляции. Антиинфляционная политика.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Государственное антикризисное регулирование.

2. Классификация экономических кризисов.

3. Политика государства в области занятости и безработицы.

4. Сущность, формы и виды заработной платы.

Практические задания:

Задание 1.

Обозначить статус зарегистрированных лиц по отношению к занятости и к рабочей силе, если они классифицируются следующим образом: занятые, безработные, не включаемые в состав рабочей силы.

1. Рабочий, уволенный по собственному желанию.

2. Учитель, который по состоянию здоровья больше не может работать.

3. Работник, переведенный на режим работы неполного рабочего дня.

4. Уволенный рабочий, который долгое время не мог найти работу и поэтому прекратил ее поиски.

5. Студент дневной формы обучения.

6. Автомеханик, который учится на вечернем отделении учебного заведения.

7. Домохозяйка, которая занимается только своим домом и семьей.

8. Домохозяйка, которая часть времени работает библиотекарем.

9. Выпускник ВУЗа, который прошел собеседование с работодателем и ждет ответа.

Задание 2.

В таблице приведены индексы цен по годам:

Год Индекс цен Уровень инфляции, %
     
  108,6  
  112,2  
     

Рассчитайте уровень (темп) инфляции для каждого года. Используя «правило величины 70», определите количество лет, необходимых для удвоения цен (в качестве знаменателя последовательно принимайте рассчитанные выше темпы инфляции для каждого года).

Задание 3.

Оцените, какое влияние (значительное или нет) окажет непредвиденная 10 %-я инфляция на каждого из следующих лиц:

а) бывшего железнодорожного рабочего-пенсионера;

б) продавца магазина бытовой техники (при условии, что он получает проценты от объема продаж);

в) сборщика на автомобильном заводе, члена профсоюза;

г) фермера, имеющего много долгов;

д) владельца собственного магазина в маленьком городе.

Ответы обоснуйте.

Задание 4.

Для общего благосостояния страны определяющими являются не только величина и качество общественного продукта, но и его распределение. Допустим, в двух национальных экономиках – А и Б – национальный доход равный. В национальной экономике А – 90 % национального дохода приходится на 10 % населения. В национальной экономике Б – доход распределяется равномерно. В какой из названных национальных экономик увеличение общественного продукта имеет меньшее значение для благосостояния населения. Ответ обоснуйте с помощью кривой Лоренца.

 

Семинар 11. Экономический рост (1 ч.).

1. Понятие, факторы и типы экономического роста.

2.Кейнсианские и неоклассические модели экономического роста.

Основные термины и понятия:

Экономический рост. Экстенсивный, интенсивный экономический рост. Отрицательные, нулевые, стабильные, высокие темпы экономического роста. Факторы экономического роста: факторы предложения, факторы спроса и распределения. НТП. НТР.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. НТП и НТР, сущность, основные черты и противоречия.

2. Теория экономического роста У. Ростоу.

 

Семинар 12. Государственное регулирование экономики. Экономическая политика государства и ее виды (2ч.).

План семинара:

1. Необходимость государственного вмешательства в экономику.

2. Сущность, цели, методы государственного регулирования экономики.

3. Экономические функции государства в рыночной экономике.

4. Государственный бюджет, его структура и принципы построения.

5. Бюджетный дефицит и государственный долг. Способы их финансирования.

6. Сущность, цели и виды бюджетно-налоговой политики государства.

7. Налоги и налоговая система.

8. Денежно-кредитная политика государства.

9. Социальная политика государства.

Основные термины и понятия:

Государственное регулирование экономики. Либерализм.

Рыночный регулятор хозяйства. Кейнсианская модель государственного регулирования. Смешанная система управления национальным хозяйством.

Государственный бюджет. Доходы и расходы госбюджета. Бюджетный дефицит и бюджетный излишек. Государственный долг: внутренний и внешний. Монетизация дефицита.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства. Налоги; прямые и косвенные налоги; налоговая система; налоговые ставки. Кривая Лаффера. Денежно-кредитная (монетарная) политика.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Кейнсианская модель государственного регулирования экономики.

2. Государство и теневая экономика. Государственное регулирование теневой экономики.

3. Антимонопольное законодательство: история и современность.

4. Инвестиционная политика государства.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ:

1. Непроизводственная сфера. Ее место и роль в экономике.

2. Рынок труда и механизм его функционирования.

3. Проблемы антикризисного регулирования экономики.

4. Основные черты и тенденции развития мирового хозяйства.

5. Основные направления современной экономической мысли.

6. Прогнозирование и барьеры экономического роста.

7. Ресурсы экономики, их виды, ограниченность ресурсов.

8. Доходы и социальная защита населения.

9. Проблемы монополизации экономики.

10. Доходы: сущность, источники формирования доходов различных групп населения, распределение и использование.

11. Конкуренция: сущность, виды, роль.

12. Особенности современных денег и тенденции в их развитии.

13. Роль государства в условиях смешанной экономики.

14. Экономический рост: сущность, типы, проблемы.

15. Кредит: сущность, источники, формы, развитие.

16. Ценные бумаги. Проблемы их обращения.

17. Проблемы воспроизводства рабочей силы.

18. Роль разделения труда в становлении и развитии рыночной экономики.

19. Теневая экономика: сущность, причины ее распространения и последствия.

20. Финансово-кредитный механизм и его воздействие на развитие экономики.

21. Административно-командная экономика: сущность, механизм функционирования, последствия.

22. Государственный бюджет и проблемы его дефицита.

23. Налоги и налоговая политика.

24. Банки, их виды, роль, функции. Развитие банковской системы.

25. Приоритетные направления развития экономики России на современном этапе.

Требования к оформлению реферата:

Реферат – это самостоятельная исследовательская работа, в которой автор раскрывает суть рассматриваемой проблемы, анализирует различные точки зрения, а также излагает собственные выводы. Общий объем реферата – 7-10 страниц, включая список литературы.

Реферат должен содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы; включать самостоятельно проведенный анализ проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины; выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Структура реферата:

1. План.

2. Вступление.

3. Основная часть (теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса).

4. Выводы.

5. Список литературы.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

1. Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф. Борисов. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 316 с.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. /Курс лекций для студентов высших учебных заведений/ Е.Ф Борисов. – М.: Общество «Знание», 2002.

3. Кузнецов, Б. Т. Макроэкономика: учеб. пособ. / Б. Т. Кузнецов. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 463 с.

4. Куликов, Л.М. Экономическая теория: Учебник/Л.М. Куликов. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010. – 432с.

5. Курс экономической теории: учебник / М. Н. Чепурин [и др.]; под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселёвой. – Киров: АСА, 2010. – 874 с.

6. Новая экономика / под ред. Е. Ф. Авдокушина, В. С. Сизова. Москва: Магистр, 2009. – 542 с.

7. Петруня Ю.Е., Задоя А.А. Основы экономической теории: Учебн. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. / Ю.Е. Петруня, А.А. Задоя. – К.: Знання, 2008. – 420 с.

8. Современная экономика: Учебное пособие /Под ред. О. Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 456 с.

9. Экономика: университетский курс / П. С. Лемещенко [и др.]; под ред. П. С. Лемещенко, С. В. Лукина. – Минск: Книжный дом, 2007. – 703 с.

10. Экономика: Учебник / Под ред. Р. П. Колосовой. – М.: Норма, 2011. – 345 с.

11. Экономика: Учебное пособие /Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2009. – 896 с.

12. Экономическая теория: учебник / В. С. Артамонов [и др.]; под ред. В. С. Артамонова, С. А. Иванова. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 528 с.

13. Экономическая теория: учеб. пособ. / А. В. Бондарь [и др.]; под общ. ред. А. В. Бондаря, И. В. Воробьёва. Минск: БГЭУ, 2011. – 477 с.

14. Экономическая теория: учебник / Е. Н. Лобачёва [и др.]; под редакцией Е. Н. Лобачёвой. – Москва: Высшее образование, 2008. – 515 с.

15. Экономическая теория (политэкономия): учебник/ В. И. Видяпин [и др.]; под общ. ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлёвой. – Москва: ИНФРА-М, 2007. – 639 с.

16. Экономическая теория. Общие основы: учеб. пособ. / М. И. Ноздрин-Плотницкий [и др.]; под ред. М. И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Современная школа, 2011. – 390

17. Экономическая теория: Учеб. пособие/Под ред. Н.И. Базылева.- М.: ИНФРА – М, 2011. – 662 с.

18. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 714 с.

19. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 512 с.

20. Экономическая теория: Учебник / Под ред. О.С. Белокрыловой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 448 с.

21. Экономическая теория: Учебник/ под ред. В.Д. Камаева, Е.И. Лобачевой. – М.: Юрайт-Издат, 2010. – 557с.

22. Экономическая теория: Учебное пособие/Под ред. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА – М, 2011. – 714 с.

Дополнительная литература:

1. Базылев, Н.И. Курс макроэкономики в таблицах и схемах: Учебное пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - Мн.: Совр. школа, 2010. - 144 c.

2. Гордеев В.А. Конкуренция и её развитие: монография. / В.А. Гордеев. – Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2008. – 223с.

3. Тарануха, Ю.В. Микроэкономика (в структурно-логических схемах): Учебно-методическое пособие / Ю.В. Тарануха. - М.: ДиС, 2009. - 320 c.

4. Тарануха, Ю.В. Микроэкономика (тесты, графические упражнения, задачи): Учебное пособие / Ю.В. Тарануха; Под общ. ред. А.В. Сидорович. - М.: ДиС, 2013. - 208 c.

5. Экономико-математический энциклопедический словарь / [гл. ред. В.И. Данилов-Данильян]. — М.: Большая Российская энциклопедия: Издательский Дом «ИНФРА-М», 2003. — 688 с.

Date: 2016-05-17; view: 498; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию