Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 28. Управление и руководство школой 3 page
Возрастные этапы в развитии школьников Возрастная периодизация Воспитание как целенаправленная деятельность воспитателей по формированию определенных черт и качеств человека всегда ориентировано на определенную возрастную группу, в соответствии с возможностями и особенностями которой могут выдвигаться конкретные воспитательные задачи и выбираться определенные средства и методы воспитательного воздействия. В самом общем виде выделяются такие возрастные этапы в жизни человека, как дошкольный возраст, школьный, юношеский и период социальной зрелости — взрослость. Внутри каждого из этих этапов выделяются свои более короткие возрастные периоды, характеризуемые определенным своеобразием развития. Принципы выделения отдельных возрастных этапов и периодов очень условны. Часто они соотносятся с учебно-воспитательными учреждениями, в которых осуществляется целенаправленная воспитательная работа с детьми или молодежью. В этом есть определенное основание, так как в структуре этих учреждений отражены научные данные об особенностях развития учащихся. Изучением возрастных особенностей детей и молодежи занимается специальная отрасль психологии — возрастная психология. Советские психологи предлагают следующую возрастную периодизацию: дошкольный возраст, подразделяемый на период раннего детства — до трех лет (группа раннего возраста в детском саду), преддошкольный — 4-й год жизни детей (младшая группа детсада), дошкольный — 5—7 лет (средняя группа — 5-й год, старшая — 6-й год и подготовительная — 7-й год жизни). Школьный возраст в соответствии с основными этапами обучения и воспитания подразделяется на младший (соотносимый с I — II — III классами), средний (от IV—V до VII —VIII класса) и старший (от VIII до X класса). Отмечая условность и известную подвижность названных здесь границ, следует обратить внимание на некоторые новые явления, оказывающие определенное влияние на решение вопроса о границах между отдельными возрастными группами. Имеется в виду наблюдаемое за последнее время повсеместное более раннее физическое и психическое развитие детей — акселерация, причины которой еще недостаточно выяснены. Вместе с тем в связи с продлением сроков обучения отмечается более позднее наступление социальной зрелости юношества, различие между наступлением половой зрелости и экономической самостоятельностью человека. Правильное же решение вопроса о возрастных границах отдельных этапов развития человека имеет большое значение не только для определения сроков начала обучения, учебной нагрузки, режима дня учащихся, выбора средств и методов их обучения и воспитания, но и для решения многих вопросов, связанных с юридической и медицинской практикой, нормативами и судейством в спорте и т. п. Особенности воспитания учащихся разных возрастов Не рассматривая здесь подробно характеристик каждой из названных выше возрастных групп, которые подробно изучаются в курсе возрастной психологии, остановимся на некоторых особенностях воспитания детей и молодежи, которые необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе педагога с каждой возрастной группой. Так, в последние годы внимание педагогов и психологов было обращено на изучение познавательных интересов и способностей детей дошкольного возраста, которое показало, что возможно более раннее включение детей в систематическое обучение, под влиянием которого будут быстрее развиваться их интеллектуальные способности и познавательные возможности. Опираясь на данные научных исследований, XXVI съезд КПСС выдвинул задачу в одиннадцатой пятилетке создать предпосылки для постепенного перехода на обучение детей с 6-летнего возраста в подготовительных классах общеобразовательных школ. Продолжается изучение реальных учебных возможностей учащихся начальной школы в условиях развивающего обучения по новым более усложненным и насыщенным программам и учебникам. Начало перестройки первого звена общеобразовательной школы было положено исследованиями ученых (Л. В. Занков. В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин), доказавших возможность обучения учащихся этого возраста на более высоком уровне трудности с опорой на значительные потенциальные познавательные возможности, которые до этого были использованы недостаточно. Следует особо подчеркнуть, что если в буржуазной школе подобная работа проводится лишь с теми, кто считается одаренными, и осуществляется главным образом в школах привилегированного типа, то в нашей стране эта задача поставлена и решается как задача массового обучения и развития всех учащихся, каждый из которых должен получить возможность проявить и развить свои способности, сформировать устойчивый интерес к познанию нового, выработать умение учиться, удовлетворять свой познавательный интерес. Воспитание подростков представляет свои определенные трудности, связанные прежде всего с особенностями их физиологического развития, что влияет и на развитие познавательных процессов (отмечается некоторое снижение темпов нарастания умственной работоспособности, быстрая утомляемость), проявляется в их общей реакции на воспитательные воздействия (большей возбудимости и раздражительности, немотивированном негативизме). В отличие от буржуазной педагогики, которая считает этот возраст критическим, чреватым конфликтами, советская педагогика утверждает, что при правильно организованном воспитании, учитывающем особенности физического развития и их отражение в развитии учащихся, наличии здоровой атмосферы дружбы и товарищества в школьном коллективе и при хорошей обстановке в семье все эти трудности в педагогическом руководстве формированием личности подростка преодолимы. Этому содействует и социальная среда, и деятельность пионерской и комсомольской организаций школы, а также общественности, которые, объединяя усилия, стараются особенно активно вовлекать учащихся этого возраста в разнообразные виды деятельности. Таким образом, важнейшей задачей воспитателей в работе с учащимися этого возраста является педагогически правильная организация их деятельности как в школе, так и вне школы при осуществлении индивидуального подхода к ним, соблюдении необходимого такта и проявлении педагогической выдержки и терпения. Немалое место в жизни подростков, особенно к VIII классу, когда они должны сделать выбор пути получения полного среднего образования, занимает интерес к различным профессиям, определению областей своего преимущественного интереса как к какой-либо определенной школьной дисциплине (а в будущем — отрасли знаний), так и к практической деятельности, в которую они оказались вовлеченными. Работа по профессиональной ориентации учащихся начинается обычно со старшего подросткового возраста, хотя интерес к отдельным профессиям, закрепляемый потом специальной воспитательной работой, может проявляться и у младших школьников особенно под влиянием семьи. Еще более значительной является роль воспитания в период старшего школьного возраста или период ранней юности, когда завершается этап воспитания в условиях школы (или другого учебного заведения). У учащихся определяются жизненные перспективы и планы, формируются основы мировоззрения, складываются сбои взгляды на жизнь и на свое место в жизни. И хотя и на этом этапе целенаправленное воспитание, осуществляемое воспитателями, является, несомненно, определяющим, именно здесь наиболее ярко проявляется активность самой личности, ее избирательное отношение к восприятию различных воздействий, выработка умения противостоять асоциальным влияниям, находить правильный выход из сложных ситуаций, в которые ставит их жизнь и которые неизбежно появляются в силу значительного расширения их социальных контактов. Важнейшей функцией воспитания на этом этапе является оказание учащимся помощи з выборе профессии, подготовке их к созданию собственной семьи, формированию социальной активности, определению своей гражданской позиции. Здесь также очень важен индивидуальный подход в воспитании, так как в этом возрасте в каждом учащемся очень ярко проявляется индивидуальность, отражающая его духовные потребности, области личного интереса, определившиеся на основе использования условий, предоставляемых обществом для всестороннего развития каждого. Индивидуальный подход при этом очень важен как для создания лучших условий для развития индивидуальных задатков и способностей, так и для оказания помощи тем, кто испытывает затруднения в выполнении требований единых учебных программ или допускает отклонения от норм поведения, нарушения трудовой и общественной дисциплины. Школа несет большую ответственность перед обществом за подготовку молодежи к жизни и труду в коллективе, за формирование мировоззрения, определяющего направленность личности каждого молодого человека. Воспитание, несомненно, является ведущим и определяющим фактором развития и формирования личности в условиях социалистического строя, где основной целью всего общества является обеспечение условий для всестороннего развития каждого члена общества.
Критика взглядов буржуазных педагогов на развитие и формирование личности. Выше уже говорилось о позициях буржуазных ученых по вопросу наследования интеллектуальных способностей и психических свойств, об отрицании ими роли благоприятной социальной среды в формировании личности человека. Здесь представляется необходимым изложить их наиболее общие положения о роли биологического и социального в развитии человека и указать на тенденции в их развитии. В буржуазной педагогике распространены и биологизаторский и социологизаторский подходы, которые, получая выгодную буржуазии интерпретацию, используются для «научного» обоснования антидемократической школьной политики. Так, сторонники доминирования биологического начала в развитии человека утверждают, что как общие особенности человека как представителя рода, так и индивидуальные особенности, характеризующие его как индивида, предопределены его природой и поэтому процесс развития следует рассматривать как процесс вызревания того, что заложено в человеке от рождения. Развитие же представляет собой в основном лишь количественные изменения этих предопределенных свойств, которые «проявляются» в окружающей человека среде. Воспитание в силу этого способно лишь ускорить или затормозить процесс этого «проявления». Эти позиции характерны для многих направлений современной буржуазной педагогики и педагогической психологии и прежде всего экзистенциализма, прагматизма, неотомизма. Биологические теории — главная научная основа педагогики «свободного воспитания», предписывающей воспитателю не вмешиваться в естественный ход развития ребенка. Поскольку воспитание ничего не может изменить, оно должно быть приспособлено к задаткам и способностям ребенка, и поэтому образование высокого уровня следует давать лишь детям, обладающим высокими умственными способностями. Основным результатом их приложения к практике является создание системы привилегированных школ для якобы более способных детей, которыми в результате тенденциозно проводимого отбора с помощью так называемых тестов по проверке умственной одаренности оказываются дети из обеспеченных групп и сословий. Представители другой крайней точки зрения считают самым важным и предопределяющим в развитии человека условия его жизни, особенности окружающей его, прежде всего домашней, среды. Отсюда они выводят различия в умственных способностях и уровне развития детей, выросших в различных условиях, испытывавших с раннего детства влияние различной домашней среды, ближайшего социального окружения. В буржуазной педагогике и психологии распространен термин «социально обездоленные» дети, «благоприятная» и «неблагоприятная» среда, влияние которой также уже с детства роковым образом предопределяет обреченность таких «социально обездоленных» детей на замедленное развитие, а отсюда — на получение неполноценного, урезанного образования. Как отмечали еще К. Маркс и Ф. Энгельс, буржуазия, делая таким образом невежество неизбежным следствием бедности, вдвойне совершает преступление против личности. Сторонники этих концепций в буржуазной педагогике утверждают также, что детям, выросшим в неблагоприятной среде, не стимулировавшей их интеллектуального развития, бесполезно предлагать образование, требующее напряжения интеллектуальных сил, нацеленное на их развитие. Если же и делаются какие-либо попытки поставить всех детей в относительно равные условия, то эти дети якобы проигрывают по сравнению с детьми, выросшими в более культурной среде, благоприятствовавшей развитию еще до школы их задатков и способностей. В настоящее время, когда буржуазия под влиянием требований, связанных с развитием современного производства, которому нужны более высокообразованные и квалифицированные работники, вынуждена заниматься вопросами повышения уровня образования в массовой школе, проблема соотношения влияния среды и наследственности и определения границ возможностей воспитания встает с еще большей остротой. Так, прежде всего стали появляться псевдонаучные доказательства, оперирующие математическими выкладками, которые указывают на относительно большую весомость влияния наследственности по сравнению с влиянием среды. В среднем на наследственность отводят 75—80% всей суммы влияний, а на влияние среды — соответственно 25—20%. Очень симптоматичным в этом плане является нашумевшее выступление в 1969 г. американского психолога Дженсена, утверждавшего, что усилия американских деятелей просвещения по оказанию помощи в получении образования негритянским детям совершенно безполезны, так как основным в развитии является их расовая наследственность, предопределяющая их более низкие по сравнению с белыми способности к умственному развитию и интеллектуальной деятельности. Это выступление, опирающееся на тенденциозно истолковываемые «научные» доказательства и анкетный материал, послужило толчком для разгула наиболее реакционных сил в современной буржуазной педагогике, которые ищут в этой концепции опору политики классовой дифференциации в образовании. Вновь подняты на щит утверждения о генетически детерминированных классовых, социальных и расовых различиях, которые под влиянием выступлений педагогов, общественности, а главное — активной борьбы трудящихся за демократизацию образования стали подаваться в более завуалированной форме. В настоящее время обе эти психолого-педагогические концепции буржуазных деятелей просвещения выступают в тесном переплетении и, как правило, теперь говорят лишь о преобладающем влиянии того или иного фактора, а не о полном отрицании какого-либо из них. Несмотря на все варианты и разновидности этих сочетаний, общим у них остается одно — их классовая и политическая направленность против трудящихся, против национальных меньшинств, использование их для обоснования политики классовой и расовой дискриминации, полное подчинение воспитания интересам и социальному заказу правящих классов.
Марксизм-ленинизм о цели коммунистического воспитания Проблема цели воспитания в педагогике Эффективность воспитательной деятельности во многом зависит от того, насколько четко воспитатель представляет себе цель своей деятельности, насколько глубоко и полно осознает важность и значимость поставленных перед ним задач. Выдвижение целей и задач воспитания не является простым волеизъявлением правящих классов. Эти цели всегда с неизбежностью отражают потребности общества в людях с определенной образовательной подготовкой и соответствующим отношением к труду. Глубокий анализ условий развития воспитания, выдвижения целей и отражения их в системе учебно-воспитательных учреждений был произведен К. Марксом и Ф. Энгельсом, которые установили, что в классовом обществе цели воспитания всегда носят ярко выраженный классовый и исторический характер и в каждую историческую эпоху они определяются развитием производительных сил и производственных отношений. В классовом обществе официальные цели воспитания, провозглашаемые правящими классами, реализуются через систему учебно-воспитательных учреждений, создаваемых государством. Интересы же и чаяния народных масс всегда воплощались прежде всего в представлениях о воспитании, получавших отражение в произведениях народного творчества, в характеристиках героев сказок, былин, пословицах, поговорках. Более четкое оформление эти идеи получили в работах прогрессивных педагогов прошлого. Научная же формулировка целей и задач коммунистического воспитания дана К. Марксом, Ф Энгельсом и В. И. Лениным. Для того чтобы лучше понять и уяснить глубокую сущность целей и задач коммунистического воспитания, полезно проследить, как зародилось представление о целях воспитания, отражающих интересы трудового народа, какое они получили развитие и как были исследованы и сформулированы марксистской педагогикой. Формирование совершенного человека — идеальная цель, волновавшая умы всех прогрессивных педагогов прошлого, мечтавших о справедливом обществе без эксплуатации человека человеком. В педагогических и философских трудах суждения об идеале человека, к которому должно стремиться воспитание, можно встретить уже в эпоху рабовладельческого строя. В их основе лежала идея гармонии духовной и телесной красоты, которая может быть достигнута путем приобщения людей к искусству духовной культуре, занятиям гимнастикой. Однако в этих представлениях совершенно отсутствовала трудовая деятельность, поскольку эти представления связывались лишь с условиями воспитания и подготовки к жизни детей рабовладельцев, а труд был уделом рабов. В период раннего средневековья с его культом аскетизма, запретами физических удовольствий и ограничением духовных запросов идея гармонического человека почти не получила развития. В эпоху Возрождения, однако, эта идея стала привлекать к себе внимание педагогов-гуманистов. Они провозглашали культ телесной красоты, призывали к наслаждению искусством, музыкой, литературой. Подобное воспитание мыслилось ими уже для более широкого круга людей, хотя по-прежнему лишь для привилегированных слоев, у которых были средства для того, чтобы давать своим детям разностороннее воспитание и образование. У социалистов-утопистов Томаса Мора, Т. Кампанеллы, Р. Оуэна, Сен-Симона и Ш. Фурье идеал всестороннего гармонического развития приобретает уже иное звучание. Так, преж де всего они рисовали идеал такого воспитания для всех людей, а не только для избранных. Кроме того, их представление о всестороннем развитии отличается от прежнего и по содержанию: они впервые включили в идеал всестороннего, гармонического развития идею труда и выдвинули принцип соединения обучения с трудом. При этом в труде, по их представлениям, должны принимать участие все члены общества. Пути реализации этой идеи были у них утопическими, поскольку они представляли себе возможность осуществления такого воспитания при сохранении существующего общественного строя. Они мечтали о том, что с помощью правильно организованного воспитания можно построить общество, основанное на принципах разума и справедливости. Идея разностороннего, гармонического развития близка и французским философам-просветителям XVIII в. Гельвецию, Дидро и др. Особенно широко и глубоко она разработана в педагогических трудах Ж.-Ж. Руссо, высказывавшего мысль о необходимости готовить к труду всех детей и ценившего общение их с природой. Очень четко мысли о необходимости всестороннего развития человека выражены в работах русских революционных демократов, и в первую очередь Н. Г. Чернышевского, где также на первое место в воспитании выдвигалась разнообразная трудовая деятельность. Однако во всех работах и высказываниях педагогов и просветителей прошлого, развивших эту идею до появления марксизма, не указывались пути, которые могли бы привести к реализации этих идеалов воспитания. К тому же сами эти представления о гармоническом развитии выводились прежде всего из идеальных представлений о совершенном человеке и не были связаны с изучением объективных потребностей общественного развития. Только К. Маркс и Ф. Энгельс впервые связали вопрос о цели воспитания с закономерностями развития общества и научно доказали, что всестороннее развитие личности является объективной необходимостью строительства коммунизма и целью коммунистического воспитания. Проведя глубокий анализ закономерностей развития производительных сил общества, Маркс и Ф. Энгельс установили, что развитии личности общественное разделение труда привело к односторонности развития человека, породило разделение труда на умственный и физический и привело в обществе с антагонистическими классами к появлению разных целей воспитания. Они показали, что рабочий в условиях машинного производства, по существу, был превращен в придаток машины, которая требовала от него лишь односторонних умений и навыков. Маркс и Энгельс показали также, что в развитии современного машинного производства наблюдаются две тенденции. Первой из них является все более узкая специализация производства, проявляющаяся в дроблении отраслей производства и производственных операций. Вторая тенденция связана с тем, что постепенно самые разнородные по своей природе производства приобретают определенную общность, создаваемую едиными научными принципами, лежащими в основе технологических процессов и операций, совершаемых машинами. Понимание основ этой общности дает возможность человеку быстро осваивать все технические нововведения. Рисуя картину будущего общества, построенного на новых справедливых началах, К. Маркс и Ф. Энгельс указывали, что материальной основой социализма и коммунизма должна стать высокоразвитая в научно-техническом отношении производственная база, но, для того чтобы поднять общество на эту высоту, недостаточно одних только механических и химических вспомогательных средств, нужно также соответственно развить и способности людей, приводящих в движение эти средства. Выдвигая идею необходимости для человека всестороннего развития, К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали высокогуманный характер такой цели и указывали, что каждый человек неоспоримо имеет право на полное развитие своих способностей. Они предсказывали, что общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам широко применять свои всесторонне развитые способности. К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно подчеркивали, что великая цель построения коммунизма неразрывно связана с осуществлением мечты человечества о раскрытии всего богатства человеческой природы и творческих дарований человека. Они не считали сам процесс разделения труда противоречащим интересам рабочих. Признавая его неизбежность, закономерность и объективную необходимость, К. Маркс подчеркивал, что должно исчезнуть лишь разделение труда в его «теперешнем виде», когда в его основе лежит эксплуатация человека человеком. Чрезвычайно важным является и выдвинутое им положение о том, что основным условием осуществления идеи свободного всестороннего развития человека является революционное преобразование общества. Таким образом, впервые в истории всей прогрессивной философской и педагогической мысли К. Марксом и Ф. Энгельсом было научно доказано, что всестороннее, гармоническое развитие человека является объективной необходимостью строительства коммунистического общества и что победа социалистической революции является важнейшим условием и предпосылкой организации такого воспитания, которое действительно будет обеспечивать раскрытие всего богатства человеческой натуры, развитие всех задатков и способностей каждого человека. Касаясь содержания понятия «всестороннее развитие», К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли умственное воспитание, под которым понималось широкое общее образование, физическое воспитание — «такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями», а также техническое обучение, «которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств». Иными словами, под всесторонним развитием основоположники марксизма понимали единство умственного воспитания и физического развития, соединенного с техническим обучением и участием молодежи в практической трудовой деятельности. Важно еще отметить, что, выдвигая идею всестороннего развития человека, К. Маркс и Ф. Энгельс отнюдь не имели в виду одинаковое развитие у всех людей всех их задатков и способностей или какое-либо выравнивание духовного и физического развития людей. Они подчеркивали, что социалисты никогда не считали, что каждый человек должен стать Рафаэлем, они лишь борются за то, чтобы каждый, в ком сидит Рафаэль, имел бы возможность беспрепятственного развития. Иными словами, они ставили задачу создания равных для всех условий, в которых могли бы проявляться и развиваться таланты и способности каждого, которые, естественно, у каждого могут сильно различаться и встречаться в различных сочетаниях. Развивая и продолжая учение К. Маркса и Ф. Энгельса о всестороннем развитии и воспитании человека, В. И. Ленин подчеркивал, что школа должна стать орудием всестороннего развития и раскрытия всех талантов, заложенных в человеке, и что капитализм душил и подавлял эти таланты в детях трудящихся. Еще при подготовке первой Программы РСДРП в 1902 г. В. И. Ленин настаивал на включении пункта о необходимости перестройки общественного производства на новых началах «не только для удовлетворения нужд членов, а для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества». Это ленинское положение было сохранено во второй Программе партии, принятой на VIII съезде РКП (б) в 1919 г. Наиболее же полное отражение оно получило в Программе партии, принятой на XXII съезде КПСС (1961), где была выдвинута и раскрыта задача воспитания нового человека. В. И. Ленин выступал и против искаженного толкования понятия «всестороннее развитие» и подмены его понятием — «равноценное развитие». Он говорил, что социалисты борются за общественное равенство, равенство общественного положения, но не ставят задачи добиваться равенства физических и душевных способностей отдельных личностей. В. И. Ленин также резко выступал против уродливого разделения труда при капитализме и односторонности развития человека, выдвигая при этом задачу устранения при социализме противоположности между умственным и физическим трудом. Рисуя программу социалистического преобразования общества, В. И. Ленин говорил, что для полного уничтожения классов надо не только свергнуть эксплуататоров, но и «уничтожить как различие между городом и деревней, так и различие между людьми физического и людьми умственного труда». Продолжая эту мысль в другой работе, В. И. Ленин указывал, что идти к коммунизму надо, осуществляя переход «к уничтожению разделения труда между людьми, к воспитанию, обучению и под готовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать». Все эти идеи получили дальнейшее развитие в ленинской теории культурной революции, программе строительства новой, советской школы, призванной стать орудием коммунистического преобразования общества. Много внимания вопросу о целях, которые государство ставит перед школой, уделяла Н. К. Крупская. Этому вопросу, например, посвящена ее статья «К вопросу о целях школы» Сравнивая задачи, стоящие перед буржуазной и новой, советской школой, она подчеркивала, что буржуазия смотрит на школу как на средство классового господства, а пролетариат смотрит на школу как на средство воспитать поколение, способное положить конец классовому господству, что цели, которые ставит перед школой буржуазия, ведут к подавлению личности громадного большинства детей, а целью советской школы является расцвет личности каждого ребенка, расширение его кругозора, углубление его сознания, обогащение его переживаний. Однако для полной реализации задач всестороннего развития человека были необходимы как социальные, так и определенные материальные условия. В период строительства социализма в нашей стране произошла подлинная культурная революция, ярчайшими результатами которой явились ликвидация неграмотности и введение всеобщего обязательного среднего образования, создание условий для значительного повышения образовательного уровня всего народа, что заложило прочные основы для реализации задач всестороннего развития человека. Однако социализм, свершив культурную революцию и создав условия для значительного повышения образовательного уровня народа, не смог сразу полностью решить задачу всестороннего развития личности, хотя и заложил прочную основу для ее реализации.
Основные задачи и содержание всестороннего развития личности
В советской педагогике при разработке путей реализации цели коммунистического воспитания принято ставить более частные задачи, связанные с осуществлением идейно-политического, умственного, нравственного, трудового и политехнического, эстетического и физического воспитания. Выделение данных областей, или составных частей, коммунистического воспитания является в определенной мере условным, поскольку все они теснейшим образом связаны между собой, и решение задач в одной области всегда отражается на реализации задач в других областях (например, обеспечение хорошего физического воспитания сказывается и на решении задач умственного, эстетического, трудового и нравственного воспитания). Условность выделения этих областей проявляется и в том, что целый ряд специальных задач, в том числе требующих особого внимания, не может быть отнесен к какой-либо одной из вышеназванных областей. Таковы, например, задачи научно-атеистического воспитания, формирования коммунистического мировоззрения, экологического, правового и экономического воспитания. На XXV съезде КПСС было обращено особое внимание на необходимость осуществления комплексного подхода к постановке всего дела воспитания и в первую очередь на обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания при уделении должного внимания и всем другим сторонам коммунистического воспитания. В настоящее время комплексный подход рассматривается в качестве важного методологического принципа, нацеливающего учителя на осуществление тесной взаимосвязи между всеми основными областями воспитательной деятельности в целях формирования целостной личности советского человека. Умственное развитие человека характеризуется развитием его интеллекта, способности к мышлению, учебно-познавательной деятельности. Развитие умственных сил и интеллектуальных способностей человека идет значительно интенсивней в условиях специального обучения и воспитания. Умственное воспитание Все чаще применяется теперь термин «идейно-нравственное воспитание», отражая все углубляющееся единство идейно-политического и нравственного воспитания. Можно сказать, таким образом, что умственное развитие — это процесс созревания умственных сил и формирования мировоззрения человека, происходящий в результате всей сово купности возможных жизненных влияний и воздействий. Умственное же воспитание связано прежде всего с целенаправленной деятельностью воспитателей по развитию умственных сил и мышления учащихся, по формированию у них научного мировоззрения. Овладению молодежью знаниями огромное значение придавал В. И. Ленин. В своей речи на III съезде РКСМ в 1920 г., призывая молодежь учиться, он говорил, что «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». При этом В. И. Ленин подчеркивал, что для усвоения знаний не нужна зубрежка, что для развития и совершенствования памяти нужно знание основных фактов, без которых не может быть современного образованного человека, но самое главное в процессе усвоения полученных знаний — это переработка их в сознании, формирование на их основе коммунистического мировоззрения. Эти ленинские указания и рекомендации являются особенно актуальными сейчас, когда значительно возрос объем знаний, которыми нужно человеку овладеть на современном этапе развития науки и техники, когда чрезвычайно остро встает вопрос и о том, что именно нужно отбирать из всего объема научной информации и как следует строить работу по прочному усвоению отобранного учебного материала. Специальные знания, высокая профессиональная подготовка общая культура человека превращаются теперь в обязательное условие успешного труда все более широких слоев трудящихся. В настоящее время изменяются требования и к самому складу ума современного работника. Он должен обладать значительной гибкостью ума, широтой и системностью мышления, быть психологически готовым к переменам условий труда и характера трудовой деятельности, которые связаны с модернизацией производства и к пополнению и обновлению своих знаний. Это означает, что у современного молодого человека должно быть воспитано стремление к непрерывному совершенствованию и пополнению своих знаний и выработано умение их приобретать. Все это показывает, что роль умственного воспитания в эпоху научно-технической революции значительно возрастает и само оно приобретает ряд новых черт и особенностей. Задачи умственного воспитания включают: вооружение учащихся запасом общеобразовательных знаний, соответствующих требованиям научно-технического и социального прогресса; формирование основ научного, диалектико-материалистического мировоззрения; развитие умственных сил и познавательных способностей учащихся; развитие потребности в образовании, постоянном пополнении своих знаний, расширении общего кругозора. Успешное решение задач умственного воспитания зависит прежде всего от содержания обучения, применяемых методов и способов организации познавательной деятельности учащихся. Проводимая непрерывно работа по совершенствованию содержания школьного образования нацелена не только на обновление его содержания, приведение его в соответствие с современным уровнем развития науки, техники, культуры, но и на внесение изменений в сами принципы организации учебного материала. В числе их: выделение ведущих научных и мировоззренческих идей, усиление межпредметных связей, обеспечение большего соответствия возрастным возможностям учащихся. Реализация задач умственного воспитания связана и с применением методов, ориентированных на максимальное развитие познавательных и творческих сил учащихся. В связи с большим значением, которое придается сейчас подготовке человека к самостоятельному применению знаний, в центре внимания учителя стоят и вопросы обучения учащихся основным приемам культуры умственного труда. При организации занятий больше времени уделяется всем видам работы, опирающимся на самостоятельность учащихся, активизирующим их мышление, а также обучению их приемам самостоятельного добывания знаний, работе с разными источниками получения необходимой информации. Учитель при этом сам должен служить примером увлеченности своим предметом, проявлять творческий подход к его преподаванию, эрудированность и осведомленность о новейших достижениях в своей области и смежных областях, знание соответствующей литературы. Решение задач умственного воспитания на современном этапе общественного развития предъявляет новые значительно возросшие требования к образованию, общей и методической культуре учителя и воспитателя, его общему развитию. От него требуется собственная активность в познании нового, наличие интереса к пополнению своих знаний. В заключение следует подчеркнуть, что от правильного и успешного решения задач умственного воспитания во многом зависит более действенное использование в народном хозяйстве трудовых ресурсов, обеспечение профессионально-квалификационной мобильности кадров, столь необходимой для дальнейшего научно-технического прогресса. Нравственное воспитание Нравственное воспитание в советской школе является важнейшей составной частью коммунистического воспитания. В. И. Ленин, придавая огромное значение идейно-нравственному воспитанию, неоднократно подчеркивал, что все дело воспитания, образования и обучения советской молодежи должно быть подчинено воспитанию ее в духе коммунистической нравственности. Подчеркивая особенности коммунистической морали, В. И. Ленин неоднократно указывал на ее классовый характер и направленность на борьбу за интересы трудящихся. «...Наша нравственность,— писал он,— подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата», она «выводится из интересов классовой борьбы пролетариата». И если на первом этапе революционной борьбы главное заключалось в том, чтобы разрушить старое эксплуататорское общество, то затем основным становится объединение всех трудящихся для создания нового общества. «В основе коммунистической нравственности,— говорил В. И. Ленин,— лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма». Эта задача остается главной и определяющей и на данном этапе общественного развития, когда наша страна небывалыми темпами ведет строительство социализма, подготавливая условия для перехода к новым, более высоким ступеням коммунистического строительства, для чего требуется идейно-нравственная зрелость каждого человека. Важнейшей основой содержания нравственного воспитания является овладение марксистско-ленинской идеологией, вооружающей пониманием основных закономерностей общественного развития и высших целей, стоящих перед нашим обществом. Эта задача особенно важна в настоящее время, когда марксистско-ленинская идеология превратилась в идеологию всего советского народа, а марксистско-ленинское учение получает свое дальнейшее развитие и обогащается новыми фактами и понятиями, отражающими современный этап общественного развития. В центре же всего идеологического воспитания должно быть формирование у молодежи марксистско-ленинского мировоззрения, высоких идейно-политических качеств. Мировоззрение человека как система его взглядов на жизнь и представлений о его роли и месте в жизни служит важнейшим внутренним руководством в решении нравственных проблем, выборе линии поведения в той или иной ситуации. В основе коммунистического мировоззрения человека лежит убежденность в правоте дела коммунизма, вера в коммунистические идеалы, готовность претворить эти идеалы в жизнь и, если потребуется, бороться за их утверждение. В условиях большой остроты, которую приняла в настоящее время идеологическая борьба между миром капитализма и миром социализма, особое значение приобретает задача формирования у молодежи непримиримости к буржуазной и ревизионистской идеологии. В силу широкого распространения средств массовой информации и непрекращающихся попыток идеологов капитализма использовать различные каналы для распространения буржуазной пропаганды, современная молодежь подвергается влиянию буржуазной идеологии больше, чем, например, молодежь 40-х гг. Как подчеркивалось на XXVI съезде КПСС, идеологическая борьба для Запада не сводится к противоборству идей. Капитализм «пускает в ход целую систему средств, рассчитанных на подрыв социалистического мира, его разрыхление». Ясные идейно-политические позиции, отчетливое понимание законов общественного развития служат той основой, которая помогает избрать человеку правильную линию поведения, согласуемую с его общественным долгом, повышают его ответственность за свои поступки. Идейно-политическое воспитание является ведущим аспектом нравственного воспитания. В целом идейно-нравственное воспитание — целенаправленная деятельность воспитателей, направленная на решение задач формирования коммунистической идейности и качеств высоконравственной личности. Важнейшей задачей нравственного воспитания является воспитание у человека преданности своей социалистической Родине, своему народу, готовность отдать все свои силы для защиты завоеваний социализма. Особое значение в условиях нашей многонациональной страны имеют задачи воспитания братских чувств и уважения ко всем народам Советского Союза, формирование сознания братского единства всех наций и народностей нашей страны, объединенных общей идеологией, социально-политической и экономической базой, спаянных доверием, дружбой, сотрудничеством, благотворным взаимодействием всех культур и превратившихся в новую историческую общность — советский народ. Огромными успехами в деле развития культуры и народного просвещения встретили народы всех республик 60-летие образования СССР. Задачи воспитания братских чувств к представителям всех наций и национальностей, образующим советский народ, включают в себя и воспитание непримиримости ко всему тому, что может нанести ущерб социальному и морально-политическому единству советского народа, ко всем проявлениям национализма, шовинизма и национальной ограниченности. Задачи воспитания советского патриотизма и социалистического интернационализма включают в себя и дружбу с трудящимися всех социалистических стран, гордость за их достижения в строительстве социализма. Немаловажное значение имеет и задача воспитания у учащихся чувства солидарности со всеми народами, борющимися против сил империализма за свою свободу и независимость, за право на самостоятельное политическое и экономическое развитие. Нравственные позиции человека характеризуются и его социальной общественной активностью, которая предполагает его активное участие в общественно-политической жизни страны и своего коллектива; понимание своего гражданского долга и личной ответственности за порученное дело, за все происходящее в обществе; добросовестное выполнение своих обязанностей перед людьми и обществом; требовательность к себе и другим; сознательную дисциплину в труде и повседневном поведении. Особое значение приобретает в настоящее время воспитание коммунистического отношения к труду и общественной собственности как важнейшей формы проявления высокой сознательности, гражданственности, коммунистической нравственности. Очень важны и задачи формирования нравственных качеств коллективиста, человека, умеющего жить и трудиться в коллективе, считаться с интересами всего коллектива и отдельных членов коллектива. Нравственное воспитание советского человека предполагает воспитание социалистического гуманизма, умения заботиться о нуждах других людей, оказывать им необходимую помощь, не проходить мимо случаев проявления жестокости. На июньском (1983) Пленуме ЦК КПСС в качестве особой нравственной задачи была выдвинута проблема формирования разумных потребностей. Нравственное воспитание в школе осуществляется как в процессе обучения, так и разнообразной внеклассной работы, проводимой через пионерскую и комсомольскую организации школы. Трудовое воспитание и политехническое образование Большую роль в обеспечении профессионально-квалификационной мобильности кадров, формировании умения быстро ориентироваться в происходящих научно-технических переменах и постоянно осуществляемых нововведениях в технологических процессах играет трудовое воспитание и политехническое образование. Трудовое воспитание является важнейшей составной частью коммунистического воспитания, оно теснейшим образом связано с задачами умственного воспитания и подготовкой учащихся к труду. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс, изучая тенденции развития общественного производства и машинной индустрии, указывали на необходимость и важность получения молодыми людьми политехнического образования, которое должно знакомить молодежь с основными принципами всех процессов производства и одновременно давать навыки обращения с простейшими орудиями всех производств. Именно такое образование должно преодолеть пагубную односторонность развития рабочего при разделении труда в условиях капиталистического производства и помочь ему быстрее приспосабливаться к изменению характера труда в результате технических переворотов и возникновения новых отраслей промышленности и производства. К. Марксом и Ф. Энгельсом во многих работах выдвигалась и обосновывалась идея соединения обучения с производительным трудом, с материальным производством, что рассматривалось как важнейшее средство всестороннего развития личности и получило отражение в «Манифесте Коммунистической партии». С первых же шагов становления советской школы В. И. Ленин в качестве важнейшей задачи выдвинул задачу осуществления в школе общего и политехнического образования. Так, в разработанной при участии В. И. Ленина Программе партии, принятой на VIII съезде РКП (б) в 1919 г., было записано, что должно быть обеспечено введение бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет. В Программе Коммунистической партии Советского Союза записано, что обучение и воспитание подрастающего поколения должно быть связано с жизнью, с производительным трудом. «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» определен статус средней общеобразовательной школы, было подтверждено еще раз, что массовая средняя школа должна и дальше развиваться как трудовая, общеобразовательная, политехническая. Эта же установка получила отражение и в ряде статей Конституции СССР (ст. 25, 40, 45 и др.), определяющих роль и направление работы советской школы и системы народного образования, гарантирующих право на труд и получение необходимой образовательной подготовки. Понятие «трудовое воспитание» в целом более широкое, чем «политехническое образование», которое является одним из путей подготовки учащихся к участию в общественном производстве. Трудовое воспитание включает как важнейшую задачу выработку коммунистического отношения к труду, уважения ко всякому труду и к людям труда, формирование потребности трудиться, чтобы труд стал первейшей необходимостью человека, вступающего в жизнь. Одной из важнейших задач трудового воспитания является подготовка учащихся к правильному выбору профессии. Особенно остро задачи трудового воспитания были поставлены перед школой в последние годы в связи с развитием научно-технической революции, которая, как подчеркивалось на XXV съезде КПСС, придает иной, чем прежде, характер труду и предъявляет новые требования к подготовке человека к труду. Эстетическое воспитание Выражением заботы партии и правительства о постановке трудового обучения и воспитания в школе явилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду». Особое внимание трудовому воспитанию было уделено и на июньском (1983) Пленуме ЦК, где подчеркивалась важность всего комплекса этих задач, выделялся нравственный аспект и прежде всего отношение советского человека к труду. Эстетическое воспитание является важнейшей составной частью коммунистического воспитания. Под эстетическим воспитанием следует понимать воспитание учащихся средствами прекрасного в природе, искусстве, окружающей действительности, приобщение их к духовным ценностям, развитие их чувств и культурных потребностей. В условиях социалистического государства создаются все условия для обеспечения эстетического развития людей и приобщения их к духовной культуре. Эстетическое воспитание — это и серьезнейший участок идеологической работы. Оно создает основу для невосприимчивости к воздействию эстетических взглядов и идеалов, навязываемых буржуазной пропагандой, широко использующей их для распространения буржуазной идеологии. Знание же позиций марксистско-ленинской эстетики, составляющей идеологическую основу нашего понимания сущности прекрасного и его воздействия на человека, помогает советскому молодому человеку активно противопоставлять и отстаивать наши нравственные и эстетические идеалы. Эстетическое воспитание вносит значительный вклад в формирование мировоззрения человека, воздействуя на его чувства и сознание, способствуя выработке его взглядов и укреплению убеждений. Вместе с тем оно и важнейшее условие развития многих психических качеств человека, и прежде всего его эмоциональной сферы, фантазии, воображения, образного мышления. Особое значение эстетическое воспитание приобретает в настоящее время в связи со значительным увеличением у трудящихся свободного времени. Формирование культурных потребностей, развитие духовных интересов, умение наслаждаться прекрасным и стремление использовать свободное время для приобщения к прекрасному — важные предпосылки правильного и разумного использования свободного времени, проведения досуга. Эстетическое воспитание служит одним из средств пробуждения в человеке творческих сил и способностей, развития творческого мышления, которое, как уже отмечалось, важно для выполнения любой профессиональной деятельности на любом участке труда. Все это показывает, что эстетическое воспитание действительно является одной-из важнейших составных частей коммунистического воспитания, значение которого в век научно-технической революции не только не уменьшается, но и неизмеримо возрастает, посколько возрастает значение духовных ценностей и усиливаются нравственные начала в жизни каждого человека — строителя коммунистического общества. Таким образом, эстетическое воспитание — это целенаправленная деятельность воспитателей, направленная на формирование эстетических вкусов, взглядов и представлений, потребности нести прекрасное в жизнь. Задачи эстетического воспитания сложны и многообразны. Они отражают многообразие источников эстетического воздействия и сложность пути эстетического развития человека. К числу важнейших задач эстетического воспитания можно отнести: развитие у учащихся способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности; воспитание эстетического вкуса, способности оценивать прекрасное, отделять истинно прекрасное от неэстетичного; выработку у молодежи эстетического отношения к действительности, что включает в себя активные действия по охране и защите всего прекрасного, стремление творить прекрасное, вносить красоту в окружающую действительность. Следует подчеркнуть, что система эстетических взглядов, отношений и способов выражения этого отношения очень ярко и наглядно отражает общее мировоззрение человека, идейно-политическую, общественную направленность его личности, его нравственные, социально ценные отношения и позиции. Физическое воспитание Физическое воспитание является неотъемлемой частью коммунистического воспитания. Оно направлено на укрепление здоровья, совершенствование физического развития учащихся, обеспечение их лучшей подготовки к общественно полезному труду, к жизни, защите Родины. Большое значение, которое придается физическому воспитанию в нашей стране, отражено в Программе КПСС, где записано: «Партия считает одной из важнейших задач — обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил». Физическое воспитание является важнейшей предпосылкой, обеспечивающей укрепление здоровья, без чего невозможна полноценная счастливая жизнь, радость творческого труда, полное развитие всех способностей и дарований человека. Физическое воспитание теснейшим образом связано с умственным воспитанием, поскольку интеллектуальное развитие развитие духовных сил человека, его познавательных сил и способностей во многом определяются состоянием здоровья человека, его выносливостью, крепостью нервной системы. Занятия физкультурой и спортом имеют большое значение и для обеспечения разумного использования молодежью свободного времени, культурного проведения досуга, в результате чего укрепляется их здоровье и повышается работоспособность. Особенно большое значение приобретает физическое воспитание в настоящее время в век научно-технической революции когда бурное наступление техники на природу и изменения, вносимые научно-техническим прогрессом в жизнь людей и характер их труда, оказывает значительное воздействие на физическое состояние человека. Так, значительно возрастает нагрузка на мозг и интеллекту альные силы человека, которому приходится усваивать все возрас тающий объем информации, связанной как с необходимостью получения более высокого уровня образовательной и профессиональ-ной подготовки, так и с усвоением вообще самой разносторонней информации с помощью окружающих его средств массовой коммуникации. Современная техника, повышающая производственные мощности, характеризуется значительным возрастанием параметров работы — температуры, давления, напряжения, скорости совершения операций, а это значительно увеличивает напряженность в работе и нагрузку на нервную систему. В условиях современного, высокомеханизированного и автоматизированного производства труд становится все интенсивнее и напряженнее и требует эффективного восстановления нервных и физических сил. В ряде профессий человек становится в условия, которые требуют серьезного испытания его физических и психических возможностей сознания и воли. Ознакомление с условиями труда современного рабочего, а также представителей других сфер деятельности показывает что повсеместно наблюдается общая тенденция к сокращению двигательных операций, увеличивается доля работы, которая не требует значительных перемещений с места на место Создание новых технических средств, облегчающих труд человека, также способствует развитию новой угрозы человеку — гиподинамии, т. е. уменьшению затрат физических усилий, сокращению двигательных процессов. Условия труда и жизни многих людей требуют частых разъездов, что в условиях возросших скоростей передвижения и огромных расстояний, которые преодолеваются очень быстро, требуют срочной адаптации человека к новым природным, температурным и климатическим условиям, а это также вызывает дополнительные нагрузки на организм человека, часто ставит его в условия испытания физических сил и приспособительных возможностей его организма и нервной системы. Все это показывает, что значение хорошей физической подготовки и большой физической выносливости в век машинной техники и автоматов не только не ослабевает, но еще более усиливается. В задачи физического воспитания, осуществляемого в условиях школы, входит: укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма; формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, обучение новым видам движений и сообщение связанных с этим знаний; развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости и др.); привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене физических упражнений и закаливанию; воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и товарищества, навыков культурного поведения, коммунистического отношения к труду и общественной собственности; формирование привычки и воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями; привитие организаторских навыков, подготовка общественного физкультурного актива. Система физического воспитания учащихся в школе вклю чает в себя уроки физического воспитания, физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня, самостоятельные занятия учащихся физкультурой и спортом, а также внеклассную и внешкольную работу по физической культуре, спорту и туризму. Новую направленность в работе по физическому воспитанию учащихся во всех его звеньях придало введение норм Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). XXVI съезд КПСС обратил внимание на то, что главная задача физического воспитания — это массовость физкультуры и спорта. Важно, чтобы физкультура вошла в повседневную жизнь широких слоев населения, особенно детей. Каждое направление коммунистического воспитания имеет свою особенность и специфику, поэтому они были рассмотрены по отдельности. На практике же все направления коммунистического воспитания выступают в единстве, тесно между собой переплетаясь. Руководящим методологическим принципом реализации цели и всех задач коммунистического воспитания в их единстве и взаимосвязи является, как уже подчеркивалось, комплексный подход к воспитанию. В данной главе речь шла об общей цели коммунистического воспитания, направленной на формирование таких социально-типизированных черт и качеств, которые должны быть присущи каждому советскому человеку. Каждый человек, естественно, ставит перед собой и свои личные цели по развитию своих, только ему свойственных задатков и способностей в соответствии со своими устремлениями и представлениями о месте в жизни. При этом важно, однако, еще раз подчеркнуть, что даже личные цели человека отнюдь не являются субъективными. На деле цели человека порождены объективным миром. В задачу педагога входит добиться, чтобы общая цель и задачи коммунистического воспитания превратились в личные цели каждого учащегося, что должно проявляться в отношении к обучению, воспитанию, самообразованию и самовоспитанию.
Date: 2016-05-13; view: 341; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|