Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Медитация: Пребывание в лучезарном
Бездумном ничто Как было сказано ранее, достижение шаматхи с помощью памятования дыхания отмечено первым появлением дополнительного знака стихии воздуха. Но поскольку пять движущих сил устойчивости (беглое и тщательное выяснение, благополучие, блаженство и однонаправленное внимание) в сосредоточении доступа теряют силу, поддерживать внимание на этом очень тонком мысленном образе будет совсем не просто. Ум будет соскальзывать в бхавангу, или землю становления, — в состояние относительной бездумности сознания, лишенное любых мыслей, созидательного воображения и восприятий чувств. Буддагоса сравнивает это с малышом: его ставят на ноги, а он снова и снова падает102. Чтобы пройти далее сосредоточения доступа к самой первой дхьяне, советуют неуклонно сосредоточиваться на дополнительном знаке, пока не удастся удерживать на нем внимание круглые сутки. А если вам достаточно сосредоточения доступа, и вы хотите применить его к основной медитации випашьяны, или созерцательного прозрения, тогда высвободите дополнительный знак и покойтесь какое-то время в земле становления. Зачастую созерцатели удовлетворяются сосредоточением доступа. Асанга советовал: как только вы обрели это состояние шаматхи, непрерывный поток внимания необходимо полностью развернуть внутрь, на ум. В этой медитации освободите сознание от любых знаков и мыслей и позвольте ему оставаться в состоянии покоя. Если вы достигли шаматхи, сосредоточиваясь на мысленном образе, теперь следует высвободить и этот образ, покоясь в состоянии сознания, где нет проявлений. В это время, изъяв себя из физических чувств и разобщившись с неуравновешенным мышлением и воображением, вы переживаете недвойственное осознавание самого сознания. Вот так относительную природу сознания можно воспринять напрямую, и все же она неуловима и неочевидна. Достигнув шаматхи, вы сможете предаваться ей по желанию. Когда вы находитесь в этом состоянии, все внимание однонаправленно сосредоточено и изъято из физических чувств, неуравновешенного мышления и воображения — оно погружено в сознание подосновы. В этом состоянии перед умом не предстают никакие «знаки», а если в редких случаях из-за временного упущения памятования и возникают, они быстро исчезают сами собой, и ум покоится в лучезарном бездумном ничто сознания подосновы. Не возникает никаких проявлений вашего тела или чего угодно иного, и у вас появляется ощущение, что ум и пространство неделимы. Ум стал настолько тих и отчужден от неуравновешенного мышления, что вы чувствуете, что могли бы непрерывно медитировать месяцы или годы, не замечая, как летит время. Предавшийся этому состоянию ум неразрывно слит с ощущением внутреннего благополучия, при котором никакие неполезные мысли или любые неудобства просто не возникают. Дуджом Лингпа так описывает это состояние: Все грубые и тонкие мысли наконец успокоятся в пустотном просторе сущностной природы ума. Вы станете тихими и безмолвными, в непоколебимом состоянии, переживая блаженство, подобное теплу огня, лучезарность, подобную утренней заре, и неумозрительность, подобную спокойной глади океана без волн103. Пребывая в шаматхе, вы можете почти или совсем не замечать, как летит время, ибо чувству времени нужна память, приводимая в движение умозрительностью, а когда умозрительности нет, вы находитесь в состоянии сознания, которое ощущается вневременным. Тем не менее, прежде чем войти в созерцательное равновесие, вы можете задать себе знак, чтобы выйти из медитации через определенный отрезок времени, или можно подготовить ум к выходу из самадхи особым звуком или иными пробуждающими чувства средствами. Возвращаясь из медитации, где осознавание было изъято из всех переживаний чувств, вы ощутите, будто тело внезапно возникает из ниоткуда. Размышление о медитации Сколько времени это займет? Сколько времени потребуется, чтобы освоить шаматху, если созерцатель хорошо подготовлен, привержено и неуклонно медитирует в подходящем окружении с хорошими попутчиками и под присмотром искусного наставника? Как упоминалось во вступлении, в тибетской устной традиции говорится: если сошлись такие подходящие условия, созерцатель «выдающихся способностей» может достичь шаматхи за три месяца, со «средними способностями» — за полгода, и заурядный созерцатель «бледных способностей» — за девять месяцев. Это весьма правдоподобно для монахов и монахинь, которые начинают осваивать шаматху после многих лет учебы и воспитания нравственности. Но для современного мира это чересчур оптимистичный прогноз. Задумайтесь: чтобы овладеть мастерством в сложном знании, обычно требуется пять тысяч часов обучения при норме пятидесяти часов еженедельно, пятьдесят недель в году. А чтобы достичь исключительного мастерства, может потребоваться и десять тысяч часов. Рассматривая шаматху в этом контексте, можно составить некое представление о глубине требуемых обязательств, чтобы освоить искусство сосредоточенного внимания. Учитывая множество глубинных психологических, социальных и ситуативных различий между людьми индустриализованных наций и традиционных обществ вроде деревенского сельского Тибета, точно предсказать, сколько времени потребуется людям современного мира, чтобы освоить шаматху, невозможно. Однако есть некоторые вдохновляющие знаки того, что заметный успех все же посилен. Ближе к концу годичного затвора, проводимого Ген Ламримпой в 1988 году, один созерцатель сидел четыре занятия в день, каждое — по три часа. Другой сидел всего два занятия, каждое — более семи часов. Хотя ни тот, ни другой, по словам Ген Ламримпы, на тот момент не освоил шаматху, оба очень преуспели. Когда они после стольких часов возвращались из медитации, им казалось, что время остановилось, а их тела и умы были преисполнены блаженства и расслабления. Три уровня обучения «Три уровня обучения» — нравственный образ жизни, сосредоточение и мудрость (санскр. шила,, самадхи и праджня) — это глубинная система координат буддийского пути освобождения. Три грани первого уровня, нравственного образа жизни, таковы: правильная речь, правильное действие и правильная жизнь. Главная цель на этом уровне — поддерживать воспитание сосредоточенного внимания, уравновешивающего ум и поэтому поднимающего его в более высокое, более спокойное, полное блаженства озаренное состояние сознания. Такое очищение невозможно без нравственного образа жизни, благодаря которому неуравновешенность ума ослабляется за счет воздержания от вредных мыслей, слов и дел. В итоге, воспитанный в нравственной дисциплине ум преисполняется уверенностью в себе, отсутствием сожалений, бесстрашием, внутренней чистотой и безмятежностью, и именно это готовит его ко второму уровню обучения — сосредоточению. Высокая степень сосредоточенности ума и его равновесие (путем воспитания шаматхи) необходимы для полного освоения третьего уровня обучения — мудрости. Три грани второго уровня обучения, сосредоточения, таковы: правильное усилие, правильное памятование и правильное сосредоточение. В этом обучении правильное усилие и правильное памятование выполняют, по сути, поддерживающую роль: первое приводит ум в действие, а второе уравновешивает его. Вместе они позволяют обрести правильное сосредоточение, которое было определено Буддой в понятиях состояний созерцательной устойчивости, или дхьяны. Такие высоты равновесия ума (сосредоточения), как утверждал Будда, — обязательные условия для обретения истинного знания и вйдения всего таким, каково оно есть (мудрости)104. Этот взгляд присущ всей традиции Махаяны, по высказыванию Шантидевы: «Кто понимает, что благодаря шаматхе можно постичь випашьяну, что устраняет всю неуравновешенность ума, тот вначале осваивает шаматху»105. Цонкапа описал связь между шаматхой и випа- шьяной следующей метафорой: Если, рассматривая гобелен в затемненной комнате, осветить его яркой, немеркнущей свечой, образы отчетливо видны. Если свеча тусклая, да пусть бы и яркая, но задуваема ветром, видимость будет плохой. Так и при выяснении любого явления, если поддерживать различающую проницательность сознательным вниманием, можно ясно наблюдать истинную природу постигаемого явления. Основной довод в необходимости столь исключительного качества сосредоточения, или самадхи, в том, что, лишь обретя доступ к первой дхьяне, вы освобождаетесь от пяти затемнений. Пока нет этой свободы, по словам Будды: «Следует понимать себя обремененным, больным, скованным путами, порабощенным и затерянным в песках пустыни»107; и нельзя познать «ни свое благополучие, ни благополучие других, ни оба их вместе, как не постичь и превосходное знание и видение, подобающее благородным, превзошедшим человеческое состояние»108. Достигнув шаматхи, вы обретаете надежную опору умственной и физической податливости и слаженности, чтобы всецело развить созерцательное прозрение в окончательную природу ума и других явлений. Будда сравнивал шаматху с великим воином, который защищает мудрого советника випашьяну109. Поэкспериментировав с разными видами воздержания, он сделал глубинное открытие, что быстро привело его к просветлению. Позже он так описывал свое прозрение: Я вспоминаю то время, когда мой отец из рода Шакья работал, а я сидел в прохладной тени миртового дерева, весьма отрешенный от желаний чувств, отчужденный от неполезного; с ощущением благополучия и блаженства, что рождаются в уединении, я предавался первой дхьяне, сопровождаемой беглым и тщательным выяснением, и пребывал в ней. Я размышлял: «Может ли это быть путем к просветлению?» Вслед за этим воспоминанием пришло понимание, что это и был путь к просветлению110. В беседах Будды, записанных на языке пали, различие между доступом к дхьяне и самим пребыванием в ней не проводится, но впервые появляется в толкованиях. Некоторые созерцатели традиции Тхеравада отмечали: чтобы довести до совершенства випашьяну, Достаточной опорой может служить кратковременное сосредоточение (санскр. кханика самадхи)ш. В 1960-е годы среди буддийских ученых Тхеравады произошло несколько обсуждений, где одни говорили, что для того, чтобы освободить ум, нужна первая дхьяна, другие допускали, что для полного освобождения ума с помощью медитации випашьяны достаточно кратковременного сосредоточения112. Современный бирманский учитель медитации Па-Аюк Та- вья Саядав заключил с немалой вескостью, что доступ к первой дхьяне — необходимая и достаточная опора самадхи, чтобы совершенно воспитать созерцательное прозрение. Также он добавил, что очень и очень немногие в современном мире достигают даже первой дхьяны113. Такое понимание отражает также и распространенные взгляды традиции индийской Махаяны, а именно: сосредоточение доступа к первой дхьяне есть минимальный уровень самадхи, необходимый для полного раскрытия випашьяны. Этого взгляда повсеместно придерживаются в традиции тибетского буддизма и по сей день. Вопрос о степени сосредоточения, необходимой необратимому освобождению ума от неуравновешенных склонностей, — экспериментальный, а, возможно, и научный. Обе традиции — и Тхеравада, и Махаяна — утверждают, что ум необратимо освобождается от неуравновешенности, только если объединены шаматха и випашьяна. Вероятно, теперь ученые-когнитиви- сты могут эмпирически исследовать эти заявления, выяснив, какие медитации приводят к такому радикальному.очищению. Такой подход по-настоящему соответствует духу эмпиризма и прагматизма, что одухотворял буддийскую традицию с самого ее начала. Date: 2016-05-13; view: 356; Нарушение авторских прав |