Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействие государства и права с религией





4.1. Понятие религии. Религию (от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа) принято определять как мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение, которые основаны на вере в сверхъестественные силы или существа – Бога или богов, являющихся предметом поклонения. Религия – это совокупность идей, взглядов, представлений относительно природы, общества и самого человека, а также правил поведения, основанных на религиозном мировоззрении. В отличие от науки религия основывается не на знании, а на вере. Для ее усвоения не требуется почти никаких знаний. Это обеспечивает ей массовость и глубокое проникновение в сознание и быт людей.

Религия возникла в глубокой древности, в условиях первобытного общества и явилась одной из первых форм человеческого сознания. Первоначально религия выступала в форме фетишизма, когда объектами религиозного поклонения являлись неодушевленные предметы (фетиши). Позднее, уже в процессе разложения первобытнообщинного строя на смену фетишизму приходит политеизм – многобожие. Политеизм – это форма религии, при которой верующие поклоняются многим богам одновременно, так как каждый из богов ведает определенной областью естественной природы или человеческой деятельности. Политеизм стал базой для формирования мощных жреческих организаций, которые активно участвовали в политической жизни государства. Жрецам в государстве отводилось особое место. Высшие жреческие должности в государстве занимали, как правило, цари или правители. Все остальные жрецы находились у них в подчинении. Впоследствии, спустя несколько веков, появляются мировые религии – буддизм (VI–V вв. до н. э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). На смену политеизму приходит монотеизм (вера в одного бога). С появлением мировых религий возникает церковь (от греч. keriake, oikia; букв. – божий дом) и получает развитие учение о Боге (теология).

4.2. Взаимодействие государства с религией. Взаимодействие государства с религией на протяжении истории носило достаточно сложный и подчас противоречивый характер, приобретая при этом самые разнообразные формы. Оно выражалось то в противоборстве светской (государственной) и духовной (религиозной) властей за верховенство, то в их полном слиянии, то в их тесном союзе и взаимной поддержке, то в верховенстве церковной власти над государственной, то в верховенстве государственной власти над церковной.

Характер взаимодействия государства с религией зависит от многих факторов и в первую очередь от того, какое положение занимают в обществе религия и церковь (религиозные объединения), какова форма государственного правления, каков правовой режим религии и церкви (религиозных объединений) в государстве.

Религия и церковь, как правило, всегда играли важную роль в жизни общества, но не всегда занимали господствующее в нем положение и их взаимоотношения с государством не всегда строились одинаково. В зависимости от этого складывались различные типы государств. Как уже отмечалось, современная отечественная теория государства и права, исходя из связи государства с религией, выделяет четыре типа государств: светские, клерикальные, теократические и атеистические.

В светских государствах взаимодействие государства с религией характеризуется тем, что все виды религиозных организаций отделены от государства. Для правового режима религии и церкви в светском государстве (его обычно называют режимом отделения церкви от государства) главным является следующее:

1) никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

2) государство не вправе контролировать отношение своих граждан к религии;

3) религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;

4) государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет за ними контроль, но не вмешивается в их внутреннюю деятельность, если не нарушается действующее законодательство;

5) государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо другой помощи;

6) государство охраняет законную деятельность религиозных организаций, обеспечивает их равенство перед законом, провозглашает и юридически закрепляет свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;

7) религиозные организации не могут участвовать в политической жизни общества, вмешиваться в дела государства и выполнять какие-либо государственные функции.


В настоящее время режим отделения церкви от государства и статус светского государства закреплены, как правило, в государствах с республиканской формой правления (Российской Федерации, Германии, Франции и др.). В Российской Федерации данный режим закреплен в ст. 14 и 28 Конституции РФ, а также в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В клерикальных государствах связь государства с религией и религиозными организациями характеризуется режимом государственной религии и церкви. Данный режим проявляется в следующем:

1) та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями;

2) имеет место тесное сотрудничество государства и церкви в различных сферах общественной жизни (например, в воспитании подрастающего поколения);

3) за церковью государство признает право собственности на довольно широкий круг объектов (землю, здания, сооружения, предметы культа и т. д.);

4) церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь, налоговые льготы;

5) церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений);

6) церковь имеет свое представительство в государственных органах, а также право участвовать в политической жизни страны.

В клерикальных государствах, несмотря на наличие государственной религии, слияния государства и церкви, тем не менее, не происходит. Считается, что объявление той или иной религии государственной, свидетельствует об уважении со стороны государства религии, исповедуемой большинством населения.

К клерикальным государствам в настоящее время относятся Великобритания, где официальной государственной церковью является англиканская церковь, возглавляемая королевой, Дания, Норвегия, Швеция и некоторые другие.

В теократических государствах связь государства и религии является наиболее тесной. Здесь зачастую имеет место полное слияние государства с религией. В литературе в качестве основных отмечаются следующие черты теократического государства:

1) государственная власть принадлежит церкви и государство, таким образом, выступает не только как политическая, но и как религиозная организация;

2) глава государства, как правило, одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, в руках которого сосредоточены значительные полномочия;

3) имеет место жесткая централизация государственного аппарата, отсутствует разделение властей;

4) создание политических партий, как правило, запрещено (Бутан, Иран, Непал, Саудовская Аравия);

5) существует примат религии над правом. Регулирование основных сторон общественной жизни осуществляется религиозными нормами, которые, по сути дела, и являются правом;

К теократическим государствам относятся Иран, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др.

Наконец, атеистическим государствам, так же как и светским, присущ режим отделения религии и церкви от государства. Однако здесь взаимодействие государства с религией и церковью нередко приобретает гипертрофированные формы: религиозные организации либо запрещаются, либо, так или иначе, преследуются властью.


Взаимодействие атеистических государств с религией и церковью обычно выражается в следующем:

1) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;

2) церковь лишается экономической основы – своей собственности;

3) религиозные объединения не являются юридическими лицами и не могут совершать юридически значимых действий;

4) запрещается проведение в общественных местах религиозных проповедей, религиозных обрядов и ритуалов;

5) запрещается издание и распространение религиозной литературы;

6) нередко в отношении священнослужителей и даже верующих государство применяет репрессии;

7) свобода совести зачастую сводится к свободе пропаганды атеизма.

Государством воинствующего атеизма был Советский Союз (особенно в первые годы своего существования), а также некоторые социалистические страны. Например, в социалистической Албании Конституцией 1976 г. вообще была запрещена всякая религия.

4.3. Взаимодействие права и религии. Не менее сложным является взаимодействие права и религии. На протяжении веков это взаимодействие тоже постоянно менялось и проявляло себя по-разному. Наиболее тесным оно было в древних и средневековых государствах. В литературе отмечается, что «по сути дела нет ни одной системы древнего писанного права, не включавшей религиозных предписаний и ритуальных правил»[88]. Например, немало ритуальных элементов содержится в Законах XII таблиц, а в законах Хаммурапи, законах Моисея и некоторых других законодательных актах древних восточных государств многие нормы права настолько тесно переплетены с религиозными нормами, что подчас невозможно различить, где религиозная норма, а где правовая.

В эпоху феодализма в Западной Европе получает широкое распространение каноническое право, а в исламских странах – мусульманское право. В этих правовых системах религия и право были переплетены самым тесным образом и практически неразличимы. Кроме того, специфика данных правовых систем состояла в том, что они не знали государственных границ и распространяли свое действие на всех верующих независимо от того, где они находились, и на все страны, где соответствующая религия была господствующей.

Начиная с Нового времени право в странах Западной Европы постепенно освобождается от влияния религии и под воздействием юридического мировоззрения, пришедшего на смену теологической идеологии, приобретает преимущественно светский характер. В то же время, обособляясь от религии, правовые системы стран Западной Европы полностью с ней не порывают, поскольку многие нормы права по-прежнему находят в религии нравственную и духовную опору. Десакрализация (освобождение от религии) европейского права оказала заметное влияние и на другие правовые системы в плане освобождения их от влияния религии. Вместе с тем до настоящего времени сохраняют свое значение религиозные правовые системы, к коим относятся мусульманское право, индусское право и иудейское право. В этих правовых системах по-прежнему не существует различия между правовыми и религиозными нормами. Право и религия слиты в них в одно целое.


Таким образом, взаимодействие права и религии в различные исторические эпохи, в различных цивилизациях и в различных регионах мира различно.

Вопросы для самопроверки

1. Как соотносятся и взаимодействуют государство и право с экономикой? Каковы особенности взаимодействия государства и права с экономикой в социальных системах с отсутствующими рыночными отношениями, с зарождающимися рыночными отношениями и с высокоразвитой рыночной экономикой?

2. Как взаимодействуют государство и право с политикой? В чем выражается влияние политики на государство и право и государства и права на политику? Что следует понимать под государственной и под правовой политикой?

3. Как взаимодействуют государство и право с культурой? В чем проявляется взаимодействие государства и права с социальной и индивидуальной культурой?

4. Каково взаимодействие государства и права с религией?

 

Литература

Зеркин Д. П. Основы политологии: курс лекций / Д. П. Зеркин. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 544 с.

Игнатовский П. А. Экономика, человек и государство / П. А. Игнатовский. – М.: Русь, 1998. – 215 с.

Каверин Б. И. Культурология: учеб. пособие / под ред. В. В. Дибижева. – М.: Юриспруденция, 2001. – 224 с.

Кейзеров Н. М. Политическая и правовая культура: (методологические проблемы) / Н. М. Кейзеров. – М.: Юрид. лит., 1983. – 232 с.

Морозова Л. А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений // Государство и право. – 1995. – № 3. – С. 86–95.

Проблемы теории государства и права: учеб. пособие / под ред. М. Н. Марченко. – М.: Юристъ, 2005. – 656 с.

Семитко А. П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс / А. П. Семитко. – Свердловск: Изд-во Уральск. ун-та, 1990. – 174 с.

Эзрин Г. И. Государство и религия. Религиозные организации и политическая структура общества / Г. И. Эзрин. – М.: Политиздат, 1974. – 135 с.

 

 

Глава 18







Date: 2016-05-17; view: 406; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию