Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взаимодействие государства и права с культурой
3.1. Понятие культуры. Термин«культура» (от лат. cultura – возделывание, взращивание; воспитание, образование; развитие) довольно многозначен. В этом можно легко убедиться, обратившись к справочной литературе. Не существует единого понимания культуры и в научной литературе, в том числе юридической. Не вдаваясь в подробности относительно того, какие мнения высказываются по поводу понятия культуры, поскольку это не входит в задачу настоящего пособия, отметим, что наиболее приемлемым представляется понимание культуры как определенного качественного состояния общества на том или ином этапе его исторического развития, которое характеризуется исторически определенным уровнем развития общества, степенью его цивилизованности, совокупностью материальных и духовных ценностей, интеллектуальным и духовным развитием человека. Существуют и более узкие толкования культуры, когда под культурой понимают, например, уровень развития какой-либо отрасли знания или деятельности или степень общественного, умственного и нравственного развития кого-либо. Рассматривая соотношение государства и права с культурой, необходимо, как представляется, учитывать тот факт, что культура – понятие разноплановое. Это значит, что есть культура всего общества, социальная культура и есть культура отдельного человека, индивидуальная культура, которые хотя и связаны между собой, но обладают все-таки относительной самостоятельностью. Социальная культура – это качественное состояние общества в целом, уровень его развития. Это все то, что создано человеком, что является результатом его материальной и духовной деятельности. Социальную культуру можно подразделить (правда, с некоторой долей условности) на материальную и духовную. Материальную культуру общества составляют техника, материальные ценности, созданные в процессе производства, производственный опыт. Духовную культуру – производство, распределение и потребление духовных ценностей в области науки, литературы, искусства, морали, просвещения и т. д. Индивидуальная культура – это качественное состояние и уровень общественного, умственного, нравственного развития отдельного человека, его творческих сил и способностей. Нередко выделяется и промежуточное звено – коллективная (групповая) культура, т. е. культура какого-либо коллектива (группы) людей. Коллективная культура – это качественное состояние и уровень общественного, умственного, нравственного развития определенного коллектива, определенной группы людей. 3.2. Связь государства и права с культурой. Теперь рассмотрим связь государства и права с социальной, а также индивидуальной культурой, учитывая, что связь государства и права с коллективной культурой во многом аналогична связи государства и права с индивидуальной культурой. Связь государства и права с социальной культурой выражается, прежде всего, в том, что государство и право входят в состав социальной (духовной) культуры и являются ее элементами. Вследствие этого государство и право выступают не только как социальные явления, но и как явления культуры и представляют собой определенные социально-культурные ценности. В советской науке государство и право не всегда признавались в качестве элементов культуры и социально-культурных ценностей. Долгое время они рассматривались в качестве орудий классового господства, подавления одних классов другими, которые с исчезновением классов должны отмереть и исчезнуть. При таком подходе никакой социальной и культурной ценности за государством и правом (особенно за государством) не признавалось. Однако постепенно пришло осознание того, что государство и право – это не только и даже не столько орудия классового господства, подавления, сколько социально полезные и необходимые для нормального функционирования общества инструменты, характеризующие определенный уровень развития социальной культуры. Вначале, начиная с 70-х гг. прошлого столетия, в качестве социальной и культурной ценности было признано право, затем, спустя более двух десятилетий, аналогичное признание получило и государство. В настоящее время данные положения едва ли станут вызывать у кого-либо сомнения, хотя вывод о социальной и культурной ценности государства еще не получил в науке широкого распространения. Государство и право как элементы социальной культуры являются определенными показателями культурного уровня развития общества. Форма правления и форма государственного устройства, политический режим и уровень развития демократии, система государственных органов и принципы их организации и деятельности, система и формы (источники) права, уровень развития законодательства, правотворческая и правореализующая деятельность – все это показатели культурного уровня развития общества, свидетельствующие о степени цивилизованности государства и права. Связь государства и права с социальной культурой характеризуется не только тем, что государство и право являются ее элементами, а также определенными показателями культурного уровня развития общества. Эта связь проявляется еще и в их взаимном влиянии. Поскольку государство и право являются элементами, составными частями культуры, они испытывают на себе ее влияние. Культура общества наряду с другими факторами (экономикой, политикой, идеологией и т. д.), так или иначе, обуславливает уровень развития государства и права, степень их совершенства. В связи с этим государство и право не могут быть выше культурного уровня развития общества. Как отмечал К. Маркс, «право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества»[87]. С другой стороны, имеет место обратное влияние государства и права на культуру. Государство и право, воздействуя на экономику, политику, другие сферы общественной жизни, воздействует также и на культуру. Более того, государство с помощью позитивного права регулирует многие отношения в социально-культурной сфере общества, непосредственно влияя на ее развитие. Причем это влияние может быть как положительным, если государство способствует развитию культуры, реализации тех или иных культурных программ, так и отрицательным, если государство не уделяет должного внимания развитию культуры и не оказывает ей необходимой финансовой поддержки. Иначе выглядит связь государства и права с индивидуальной культурой. Само собой разумеется, что государство и право не являются элементами индивидуальной культуры. Но это совсем не означает, что государство и право никак не связаны с индивидуальной культурой. Эта связь выражается преимущественно в том, что государство и право, влияя на культуру в целом, оказывают влияние и на культуру отдельных индивидов и тоже как в положительном, так и в отрицательном плане. Что же касается обратного влияния индивидуальной культуры на государство и право, то она, как представляется, носит весьма отдаленный, косвенный характер. Так, например, низкий уровень культуры населения может вызвать соответствующую реакцию со стороны государства и побудить его к разработке и осуществлению, в том числе с помощью права, программ, связанных с повышением грамотности и культурного уровня населения в тех или иных областях общественной жизни (экономики, политики, права и т. д.). Date: 2016-05-17; view: 441; Нарушение авторских прав |