Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 10. Криминологическая характеристика и профилактика насильственной преступности (4 часа)
1. Понятие и общая криминологическая характеристика насильственной преступности. Основные тенденции уровня, интенсивности, структуры и динамики насильственной преступности в конце XX – начале XXI века. 2. Криминологическая характеристика убийств и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. Их предупреждение. 3. Криминологическая характеристика и профилактика изнасилований. Задание 1. Дайте общую криминологическую характеристику различных видов насильственных преступлений. Каковы их динамика и наиболее существенные структурные изменения за последние десять лет? Акцентируйте внимание на криминологических особенностях убийств, половых преступлений.
Задание 2. Каковы причины насильственных преступлений? Назовите условия, способствующие формированию агрессивной мотивации на макро- и микроуровнях. Определите ситуативные условия, облегчающие процесс совершения насильственного преступления. В чем специфика детерминации убийств, половых преступлений?
Задание 3. Назовите особенности личности насильственного преступника и приведите ее типологию по различным основаниям.
Задание 4. Ознакомьтесь с примерами, приведенными ниже, и выполните следующие задания: 1. Назовите причины и условия данного преступления. 2. К какому типу преступников можно отнести виновное лицо? 3. Охарактеризуйте поведение потерпевшего и его роль в совершении преступления.
Пример 1. Савельев Иван Алексеевич, 1983 года рождения, проживает совместно со своими родителями. 5 лет назад вступил в брак. Вместе с женой после свадьбы жили у родителей Ивана, через 1,5 года у них родился сын. После рождения сына отношения супругов ухудшились, и жена вместе с ребенком переехала к своим родителям. В дальнейшем она познакомилась с другим мужчиной и проживала с ним без регистрации брака. 27 июня 2014 года Иван вышел из дома прогуляться. По дороге встретил своих друзей – Дмитрия и Сергея. Целый день они бродили по городу и пили водку и пиво. Вечером Савельев сел на пл. Революции в маршрутное такси. У него не было денег, и девушка, сидевшая в маршрутке, согласилась за него заплатить. После чего Иван подсел к девушке, завязал с ней разговор и выяснил, что ее зовут Вероника. На остановке «Улица 8-я Минеевская» они вышли. Вероника сказала, что идет навестить свою подругу, так как она больна, а затем поедет домой. Иван предложил проводить ее, она согласилась. Пока Вероника навещала подругу, Савельев ждал ее у подъезда. Из показаний подруги следует, что Вероника была в легкой степени алкогольного опьянения. Когда Вероника вышла, они вместе с Иваном пошли по улице и разговаривали. Савельев предложил девушке вступить с ним в половую связь, она отказалась. Тогда он несколько раз ударил ее по щекам. Она побежала, Иван догнал ее и затащил в кусты, где совершил с ней половой акт против ее воли. Она кричала. Чтобы ее не услышали, Савельев ударил ее еще несколько раз, после чего из носа девушки потекла кровь. Савельев И.А. имеет среднее профессиональное образование, ранее не судим, на учете у нарколога и психиатра не состоит. Со слов матери, учился в школе хорошо, занимался спортом. После школы учился в профессиональном лицее по специальности слесарь-станочник. Служил в армии по призыву, затем 2 года по контракту. После службы работал водителем, зарекомендовал себя с положительной стороны, трудолюбив, выдержан. Алкоголем не увлекался, выпивал редко. Среди знакомых были ранее судимые. Мать осуждала этих знакомых. Иван говорил, что и среди судимых есть хорошие люди. По месту жительства характеризовался положительно: приветлив, доброжелателен, готов в любую минуту прийти на помощь.
Пример 2. 4 марта 2005 года Судаков вместе со своими друзьями отмечал у себя дома свое 20-летие. Праздник сопровождался распитием спиртных напитков. Около 20 часов Судаков и его друзья решили сходить в ночной клуб «Экипаж». Там они познакомились с девушками и продолжили отмечать день рождения распитием пива в баре ночного клуба, на 2 этаже. В разгаре дискотеки к Судакову подошел ранее неизвестный ему молодой человек и, приревновав его к одной из девушек, предложил ему выйти для разговора. Судаков согласился пройти с незнакомцем, которым оказался Панов, находившийся в состоянии опьянения. Оба они спустились на первый этаж, там у них завязалась драка. В результате драки Судаков нанес Панову несколько ударов в область живота ножом, который Судаков всегда носил с собой для самообороны. С места преступления Судаков скрылся, пошел домой, где о случившемся рассказал матери и лег спать. Панову был причинен тяжкий вред здоровью. Судаков ранее был судим за кражу, совершенную группой лиц по предварительному сговору, и разбой. Он совершил эти преступления в несовершеннолетнем возрасте. Разбой совершил, еще не отбыв условное наказание за кражу. Освободился Судаков из колонии в феврале 2005 года. Образование 9 классов, холост, не работает и не учится. Проживает вместе с родителями и младшим братом. Семья благополучная, материально обеспеченная. Живет за счет родителей. Находясь в состоянии алкогольного опьянения, склонен к совершению противоправных поступков. В общении скрытен, склонен ко лжи, ведет себя вызывающе, агрессивно, вспыльчив. Поддерживает контакты с ранее судимыми.
Пример 3. 2 мая 2010 года около 5 часов утра Клочкова в комнате общежития в присутствии своего сожителя Бондарева родила живого, доношенного ребенка. Родившийся ребенок стал кричать. По совету Бондарева, Клочкова неоднократно закрывала рот ребенку махровым полотенцем, а когда убирала полотенце, ребенок продолжал кричать. Клочкова с целью убийства новорожденного попросила Бондарева найти веревку. Бондарев отрезал часть от бельевого шнура и подал Клочковой, чем она и задушила ребенка. Вечером 2 мая Клочкова и Бондарев сели в пригородный поезд и по пути следования поезда выбросили сверток с трупиком ребенка на железнодорожные пути. Клочкова сожительствовала с Бондаревым более года, проживала вместе с ним в общежитии училища. О том, что беременна, узнала за несколько месяцев до родов. Об этом никому не говорила, поскольку в тот период времени нигде не работала и пыталась трудоустроиться. В женскую консультацию не обращалась. Ребенка она не хотела, т.к. не имела ни постоянной работы, ни жилья, а сделать аборт опоздала. Ранее не судима, имеет среднее профессиональное образование. Задание 5. Изучите материалы архивных уголовных дел о насильственных преступлениях. Охарактеризуйте личность виновного и потерпевшего, характер их взаимоотношений. Выясните мотив, причины и условия преступления. Как можно было предотвратить данное деяние?
Литература: 1. Андреева С.Ю. Особенности криминологической характеристики насильственной преступности лиц без определенного места жительства // Общество и право. 2011. N 5. С. 193 - 198. 2. Афанасьева О.Р. Сравнительный анализ социальных последствий насильственной преступности и последствий насильственных преступлений // Российский следователь. 2013. N 9. С. 19 - 21. 3. Афанасьева О.Р. Уголовная политика России как средство минимизации социальных последствий насильственной преступности // Современный юрист. 2013. N 4. С. 76 - 83. 4. Волконская Е.К. Бедность в детерминации рецидива насильственных преступлений // Lex russica. 2013. N 10. С. 1124 - 1133. 5. Волконская Е.К. Рецидив насильственных преступлений // Lex russica. 2014. N 6. С. 712 - 720. 6. Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2012. http://www.biblioclub.ru/book/115303/ 7. Зыкова К.Ф. Несовершеннолетние осужденные женского пола, совершившие насильственные преступления, и проблемы их психологической коррекции // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013. N 4. С. 16 - 18. 8. Криминальное насилие против женщин и детей: международные стандарты противодействия: сборник документов / Сост. В.С. Овчинский. М., 2008. 9. Плутицкая Е.Н. Социально-демографическая характеристика жертв принуждения к вступлению в половую связь // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. 2013. N 2. С. 244 - 250. 10. Русина В.В. Криминологическая и судебно-психиатрическая характеристика женщин, совершивших убийство своих детей // Российский следователь. 2012. N 10. С. 30 - 32. 11. Смирнов А.М. Криминологическая характеристика и проблемы противодействия посягательствам несовершеннолетних на половую свободу и (или) половую неприкосновенность личности // Российский следователь. 2011. N 22. С. 29 - 31. 12. Смирнов А.М. Социально-демографическая характеристика несовершеннолетних, осужденных за посягательства на половую неприкосновенность и половую свободу личности // Вопросы ювенальной юстиции. 2015. N 3. С. 23 - 27. 13. Смирнова А.В. Факторы современного национального экстремизма на Северном Кавказе // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 8. С. 59 - 63. 14. Фалалеев Н.Н. Исправление осужденных как мера предупреждения насильственных преступлений против предпринимателей // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 11. С. 1480 - 1487. 15. Шикула И.Р. К проблеме виктимологической профилактики сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2014. N 3. С. 7 - 9. 16. Шикула И.Р. Семейно-бытовое насилие в отношении женщин: проблемные вопросы виктимологической профилактики // Российский следователь. 2014. N 6. С. 30 - 35. 17. Щербакова Л.М. Женская насильственная преступность в современной России: динамика, детерминанты и проблемы предупреждения. Ставрополь, 2008. Date: 2016-05-17; view: 701; Нарушение авторских прав |