Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
по дисциплине психологияФ 30.10-095
Министерство образования Республики Беларусь Гуманитарный колледж учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР _____________ Ю.М. Сидорович «____»___________ 2016 г. Практические задания К экзаменационным билетам по дисциплине психология специальность 2-010101 «Дошкольное образование» курс I группа 84 заочная форма обучения 2015 – 2016 учебный год № 1 Интерпретируйте психологическую ситуацию. Взяв карандаш и бумагу, Серёжа сказал, что он нарисует солдата. Однако когда рисунок был готов, мальчик заявил, что он нарисовал поезд. Задание: 1. Определите примерный возраст ребёнка. 2. Закономерно ли такое явление для детей данного возраста? 3. Раскройте роль взрослого в развитии изобразительной деятельности детей данного возраста № 2 Интерпретируйте психологическую ситуацию. Замечено, что в закрытых детских учреждениях, несмотря на довольно хороший уход, дети первых лет жизни плохо прибавляют в весе, поздно начинают ходить, много болеют и резко отстают в общем психическом развитии. Задание: 1. Как называется это явление? Укажите причины его возникновения. 2. Возможно ли оно в условиях семейного воспитания? Ответ обоснуйте. № 3 Интерпретируйте психологическую ситуацию. Саша непрерывно задаёт вопросы: что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит? Не дослушав ответ, он убегает. Прибегая, снова задаёт вопросы: слон сильный? А лев? Откуда идёт дождь? Откуда я родился? И т.д. Задание: 1. Дети какого возраста обычно задают такие вопросы? 2. При каких обстоятельствах у дошкольников появляется потребность задавать вопросы? № 4 Интерпретируйте психологическую ситуацию. В групповой комнате детского сада стоял аквариум. В нём плавали рыбки. Дети (3 г. 5 мес.) вместе с воспитателем ухаживали за ними: кормили, чистили аквариум и т.д. дети могли хорошо видеть рыбок. Однако на специальном занятии, посвящённом рассматриванию рыбок, дети не могли ответить на самые простые вопросы о них. Задание: 1. Чем объяснить неумение детей рассказывать о рыбках? 2. Можно ли утверждать, что дети младшего дошкольного возраста не наблюдательны? 3. Как следует организовать наблюдение детей? Приведите примеры. № 5 Интерпретируйте психологическую ситуацию. Витя впервые пришёл в детский сад. Он как бы не замечал других детей. Если ему нужна была какая-нибудь игрушка, он брал её, никого не спрашивая, ни с кем не считаясь. Витя вёл себя так, как будто он был один. Задание: 1. Какую позицию в среде сверстников занял Витя в данной ситуации? 2. Предположите возможные последствия подобного поведения ребёнка на формирование его личностных качеств. 3. Как усилить позитивное воспитательное воздействие на ребёнка окружающего мира? № 6 Интерпретируйте психологическую ситуацию. Саша (2г. 6 мес.) приготовился к прыжку через веревочку и кричит: «Мама, мотли (смотри)! Мама, мотли, мотли!». Мама посмотрела и говорит: «Вот молодец! Как хорошо ты научился прыгать! Прямо как большой!» Ребёнок радостно улыбается и ещё раз показывает, как он прыгает. Задание: 1. Проанализируйте действия мамы. 2. Как отражается на поведении ребёнка оценка взрослых, их отношение к тем или иным действиям, поступкам малыша? 3. Какое новообразование раннего возраста проиллюстрировано в данной ситуации? № 7 Интерпретируйте психологическую ситуацию. Общение ребёнка с близкими – эмоционально укрепляет его. Общение с ровесником – закладывает социальные навыки. Задание: Необходимо ли ребёнка учить быть одному? № 8 Интерпретируйте психологическую ситуацию. Денис (5 л. 8 мес.) обычно является организатором игр в группе. Когда воспитательница предложила игру в «поликлинику» и началось распределение ролей, сразу же сказал: «А я буду больной». Другие дети взяли роли врачей, медсестёр, шоферов «скорой помощи». Когда началась игра, Денис заявил: «У меня сломана нога. Везите меня к врачу». Потом, побыв у хирурга, Денис потребовал, чтобы ему лечили зубы, затем горло и т.п. в результате игра вертелась вокруг него, он поочерёдно посещал всех врачей и лечился. Задание: 1. Объясните поведение ребёнка в данной ситуации. 2. На данном примере раскройте роль игры в развитии личности дошкольников. № 9 Интерпретируйте психологическую ситуацию. Ребёнок раннего возраста стал капризен и непослушен. Если его просят: «Надень эту шапку!», то он категорически отказывается сделать это. Но стоит сказать: «Не надевай эту шапку», то он сразу сделает это. Задание: Какое психологическое явление скрывается за этим фактом? Поясните своё мнение. № 10 Интерпретируйте психологическую ситуацию. Среди некоторых родителей бытует мнение, что недостатки их детей: лень, непослушание, упрямство, нежелание заниматься – предопределены наследственностью. Задание: 1. Почему теория наследственности в настоящее время так распространена среди родителей? 2. Назовите возможные причины. 3. Ваши советы подобным родителям. № 11 Интерпретируйте психологическую ситуацию. Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утёнок, погремушка и т.д. Мама постоянно поднимает игрушки и кладёт их в кроватку или манеж, а сын достаёт их и снова бросает на пол. Задание: 1. Как должна вести себя мама в данной ситуации и что вы ей можете посоветовать? 2. Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях с игрушками, предметами?
№ 12 Интерпретируйте психологическую ситуацию. Андрюшу наказали, поставили в угол. Обиженный Андрюша громко плачет. Кирилка (1 г. 11 мес.) подходит к нему, гладит по головке, уговаривает: «Не плать, Дюка, не плать». Андрюша плачет ещё громче. Уткнулся брату в плечо. Кирилка сам вот-вот заплачет: «Не надо, не плать, Дюка!» Задание: 1. Определить чувства ребёнка, которые проявились в этой ситуации. 2. Какова должна быть стратегия поведения взрослого по формированию социальной активности детей? № 13 Интерпретируйте психологическую ситуацию. В группу входит заведующий детским садом. Трое детей здороваются с ним, а большинство увлечены своим делом и не обращают на него никакого внимания. Дети объясняют своё поведение тем, что при входе в детский сад они уже здоровались с кем-то, а с кем именно – они не помнят и не придают этому значение. Задание: 1. Почему, зная правила поведения, дети часто нарушают их? 2. Дайте психологический анализ ситуации. № 14 Интерпретируйте психологическую ситуацию. Воспитатель старшей группы очень эмоционально переживает неуспехи своих воспитанников. Стараясь исправить их ошибки, награждает эпитетами: «бестолковый», «лентяй», «неуч», «растяпа», «неряха» и другими, да ещё прибавляет: «ты всегда …», «вечно ты …», «ты вообще …». Задание: Дайте психологический анализ действий воспитателя. № 15 Интерпретируйте психологическую ситуацию. Воспитатель старшей группы видела в своих самых обычных воспитанниках одарённых мальчиков и девочек. И если что-то у них не получалось, то она старалась подчеркнуть в них сообразительность, ум, догадливость, даже если до успеха было ещё далеко. Задание: Дайте психологический анализ действий воспитателя. № 16 Интерпретируйте психологическую ситуацию. Петя (2 года 7 мес.) много болел, подолгу находился в больнице, практически не разговаривал. В дальнейшем маме и логопеду пришлось потратить много усилий, чтобы Петя заговорил. Задание: Назовите основную причину задержки речевого развития Пети. № 17 Интерпретируйте психологическую ситуацию. Ира (2,5 года) долго возится со шнурками, одеваясь на прогулку. От помощи категорически отказывается, но и сама справиться с делом не может, мама, невзирая на протест девочки, обувает ее. Ира сердито, со слезами на глазах заявляет: "Все равно я "твоими" ботинками гулять не буду, развяжу, завяжу сама и буду гулять "своими". Задание: 1. Проанализируйте поведение мамы. 2. Назовите причину такого поведения ребенка. 3. Как предотвратить такое поведение у детей раннего возраста. № 18 Интерпретируйте психологическую ситуацию. Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утёнок, погремушка и т.д. Мама постоянно поднимает игрушки и кладёт их в кроватку или манеж, а сын достаёт их и снова бросает на пол. Задание: 1. Как должна вести себя мама в данной ситуации и что вы ей можете посоветовать? 2. Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях с игрушками, предметами? № 19 Интерпретируйте психологическую ситуацию. Задание:. Проанализируйте и сравните примеры поведения животных. Определите форму поведения. 1. Дикие птицы, выведенные в инкубаторе, строили гнезда так, как обычно строят птицы данного вида. 2. Не все кошки ловят мышей, хотя эта реакция считается инстинктивной. Оказалось, что котята, прежде чем начать ловить мышей, должны увидеть, как это делают взрослые кошки; котята, выращенные вместе с мышами, редко становятся убийцами мышей. 3. Ученые описывают у шимпанзе два интересных примера изготовления орудий (обработка предметов, которые затем используются в качестве орудий). В одном случае ветви или стебли растений сначала очищаются от боковых веточек и вводятся в гнезда термитов; прилипших к такому прутику термитов обезьяна поедает. В другом случае шимпанзе пережевывают листья, сжимают их в комья и используют в качестве губки, добывая из древесных дупел питьевую воду. № 20 Интерпретируйте психологическую ситуацию. Сравните записи двух наблюдателей, сделанные при наблюдении поведения девочки Тони (1 год 7 мес.) Наблюдатель 1: «Добежав на обратном пути до бочки, достала оттуда исписанную тетрадку брата, вырвала быстрым и сильным движением три полустраницы и пошла, держа листки перед собою, повторяя: «Вва-вва-вва» и еще что-то (как бы читая вслух). Выражение личика сосредоточенно-серьезное. У кроватки остановилась, обернулась, что-то напевает, раскачиваясь мерно (ритмично) из стороны в сторону». Наблюдатель II: «Вынула тетрадку из бочки с игрушками, сделала вид, что читает». Задание: 1. Какие виды записи наблюдаемых фактов использовали наблюдатели? 2. При каком виде записи достигается большая объективность и информативность описываемых явлений? № 21 Интерпретируйте психологическую ситуацию. Исследователь предложил детям детского сада нарисовать тематический рисунок «Моя семья». Петя (6 лет) нарисовал такой рисунок: в центре листа – большой телевизор, рядом кресло, в котором сидит крупных размеров папа с большими руками и сигаретой, ближе к краю листа мальчик изобразил маленькую фигурку – это младший брат Вася. В верхнем углу – маленькая, ярко раскрашенная фигура мамы с большой сковородой в руках. Исследователь спросил Петю: «Почему ты себя не нарисовал?» – «А я не уместился», - ответил Петя. Задание: Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребенка? Можно ли по рисунку Пети сделать вывод о микроклимате в семье мальчика? № 22 Интерпретируйте психологическую ситуацию. Для изучения избирательных отношений между детьми в старшей группе детского сада была использована экспериментальная игра "Секрет" (автор Т.А. Репина). В процессе эксперимента было обнаружено, что у Аллы подарков было намного больше, чем у других детей, а у Сережи и Тани не было ни одного. Исследователь положил по два подарка Сереже и Тане, а у Аллы немного забрал. Задание: 1. С какой целью исследователь это сделал? 2. Какие требования должны учитываться при проведении социометрических исследований? № 23 Интерпретируйте психологическую ситуацию. Работая с детьми раннего возраста, воспитательница каждый раз обращается к маленьким детям только в отдельности: «…И Вера, и Вова, и Лера и Рита – все уберут игрушки на место». Задание: 1. Почему воспитательница каждый раз обращается к маленьким детям только в отдельности? 2. Умеют ли дети этого возраста указание, обращенное ко всем, отнести к самим себе? Преподаватель __________________ Н.В. Ясюкайтене
Практические задания обсуждены и одобрены на заседании ЦК психолого-педагогических дисциплин Протокол № ___ от ___________2016 г. Председатель ЦК _____________ С.А. Ситько
|