Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. Тема: «Стилистическое использование сложных предложений





Практическая работа № 9

Тема: «Стилистическое использование сложных предложений. Основные ошибки в постро-

ении и употреблении сложного предложения».

 

Цель: обобщить и систематизировать знания студентов о стилистическом использовании

сложных предложений; развивать способность быстро находить и редактировать

ошибки в построении и употреблении сложного предложения.

 

Ход работы

 

1. Исправьте предложения.

2. Объясните ошибки в употреблении союзов и союзных слов. Исправьте предложения.

3. Замените прямую речь косвенной.

4. Найдите ошибки и недочёты в употреблении сложных предложений. Определите тип ошиб-

ки и исправьте предложения.

Литература: 1. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных

документов. – М., 1988.

2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987.

Словари

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.,

1992.

2. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: словарь-справочник для

работников печати. – М.: Изд-во «Книга», 1986.

 

Методические указания

При изучении темы следует особенное внимание обратить на такие вопросы: особеннос-ти состава и структуры сложных предложений; употребление союзов и союзных слов; введение в текст прямой речи; основные ошибки в построении и употреблении сложного предложения.

Во время изучения темы студенты должны знать: определения «сложное предложение», «сложносочинённое предложение», «сложноподчинённое предложение», «бессоюзное сложное предложение»; употребление союзов и союзных слов; основные ошибки в построении и употреблении сложного предложения.

Рядом с изученным материалом необходимо на практике уметь: исправлять предложения; объяснять ошибки в употреблении союзов и союзных слов; заменять прямую речь косвенной; находить и определять тип ошибки в употреблении сложных предложений.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Особенности состава и структуры сложных предложений.

2. Употребление союзов и союзных слов.

3. Введение в текст прямой речи.

4. Основные ошибки в построении и употреблении сложного предложения.

 

 

1. Исправьте предложения.

1. Студенты, которые летом работали на полях и фермах совхоза, о котором давно идет добрая слава, не только хорошо потрудились, но и отлично отдохнули.

2. Наш девиз – это когда один – за всех и все – за одного.

3. Управление средних специальных учебных заведений, которое не раз уже обращалось

к вам по данному вопросу, настойчиво просит разъяснить, к какому образованию следует отно-сить лиц, которые окончили двухгодичные педагогические курсы.

4. Для замены кислотной линии просим дать указание:

а) о выделении труб нержавеющей стали большого диаметра;

б) командировать на наш завод опытного инженера-монтажника; в) оплата монтажной бригады должна производиться по расценкам, установленным для производств с повышенной вредностью.

5. Настоящая забота о зеленом друге – это если все будут беречь наше природное бо-

гатство.

6. Настоящим сообщаем, что ваше заявление о том, что некоторые жильцы загроможда-ют лестничные площадки, что недопустимо, и что правление РЭУ не принимает должных мер,

должно быть рассмотрено на общем собрании членов РЭУ.

7. В связи с тем, что имеется подозрение, что им (Г. Петровым) представлена фиктивная копия аттестата, просим сличить данную копию с учебным планом электротехнических отде-лений училищ.

8. Поступающий мазут, так как отсутствуют емкости, своевременно не сливается, что приводит к тому, что со вторника цистерны с мазутом стоят под простоем, о чем не раз мы писали.

9. Когда закончится строительство всего комплекса, если учитывать и подъездные пути, и оформление, и служебные и подсобные помещения, на которые обычно обращается самое недостаточное внимание на объектах, предназначенных для сдачи в эксплуатацию, стадион будет выглядеть точно так же, как на макете, хотя макет не догма и в процессе работы вполне возможны некоторые отклонения, которые будут касаться лишь расположения отдельных объектов и которые нельзя считать принципиальными.

10. Значительные потери, которые терпит дорога, следует отнести за счет вагонников, которые недостаточно уделяют внимания качеству ремонтных работ и осмотра подвижно-

го состава, хотя об этом не раз отмечалось на производственных собраниях, однако качество ремонта до сих пор не повышено и дорога числится в числе отстающих.

11. Просим Вас дать нам полную письменную консультацию по вопросам, за чей счет

производится оплата труда руководителям практики (средний срок пять месяцев) студентов-дипломантов технических вузов, которая проводится на предприятиях смежных отраслей,

а также консультантам проектов, которые назначаются в соответствии с избираемой темой, однако не являются преподавателями вузов, и какими документами следует руководствоваться

по указанным выше вопросам.

12. В связи с тем, что на фабрике установлена система пневмотранспорта, должны рабо-тать все имеющиеся в наличии (четыре штуки) купажных барабана, о чем мы не раз обраща-лись, однако только два из этих барабанов переделаны, а еще два подлежат переделке, для ко-торых просим Вас ускорить выделение необходимого металла.

 

2. Объясните ошибки в употреблении союзов и союзных слов. Исправьте предложения.

1. Если по обычным формулам гидродинамики рассчитать, какое сопротивление оказы-вается водой телу дельфина, что может плыть со скоростью торпедного катера, тогда получится внушительная цифра.

2. Хоть назначение нового бригадира и было утверждено, с коллективом он явно не сра-ботался.

3. Было решено обсудить на профкоме поведение Корнева, затем что это самый откро-венный нарушитель трудовой дисциплины.

4. Картины и книги, где рассказывается о подвигах наших пограничников, пользуются особым интересом молодежи.

5. Беседы, где руководители рассказывают о планах предприятия, о благоустройстве

района, о будущем города, посещает десятки людей.

6. Инженер по технике безопасности обязан следить за состоянием наглядной противо-травматической агитации, дабы случаи, подобные этому, не повторялись.

7. Доказательство, что сборная сумеет качественно улучшить игру, не состоялось.

8. Просим Вашего разрешения, чтобы передать фабрике наш фонд на трансформаторное масло.

9. В районном совещании, где обсуждались вопросы экономической учебы, участвовали руководители многих предприятий.

10. Положение, когда все работники цеха охвачены различными формами учебы, не мо-жет не радовать.

11. Обращаем Ваше внимание, что в скором времени (к первому июля) истекает срок, предусмотренный для утверждения проекта.

 

3. Замените прямую речь косвенной.

1. По заводу был объявлен приказ: «С января начать подготовку к смотру-конкурсу мо-лодых производственников».

2. Рабочий сборочного цеха Сахаров внес следующее предложение: «Дирекция должна уделять больше внимания вопросам труда и заработной платы».

3. Газета предлагает: «Все на старт! Все должны принять участие в массовом кроссе», однако она ничего не говорила о том, кто должен заняться организацией и кто должен отвечать

за эти соревнования.

4. Председательствующий говорит: «Митинг, посвященный спуску корабля, объявляю открытым».

5. В решении отмечается следующее: «Несмотря на неоднократные тревожные сигналы, простой вагонов на станции не снижается».

 

4. Найдите ошибки и недочёты в употреблении сложных предложений. Определите тип ошибки и исправьте предложения.

1. Газета называет эти мероприятия горькой пилюлей для сторонников «холодной войны», которая должна быть проглочена.

2. Кто написал отчёт о преддипломной практике, нужно сдать его руководителю.

3. На заводе есть 20 автоматов для обработки шурупов, которые для работы на них требуют специальных приспособлений.

4. В ряде случаев в эксплуатацию приняты здания без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъехать к ним.

5. Было высказано предположение, что не является ли это свидетельством слабости позиции администрации.

6. На заседании обсуждались вопросы дальнейшего расширения производства и нет ли возможности снизить себестоимость продукции.

7. Каждый раз задаёшь себе вопрос, что может ли быть две правды.

8. Когда приходишь на бульвар, и смотришь, как тихо кружатся листья, и на душе становится радостно и тепло.

9. Требуется то, чтобы все мы жили дружно.

10. На стене висит портрет, когда он был молодой.

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

 

 

Тема: «Стилистическое использование сложных предложений. Основные ошибки в постро-

ении и употреблении сложного предложения».

 

План

 

1. Особенности состава и структуры сложных предложений.

2. Употребление союзов и союзных слов.

3. Введение в текст прямой речи.

4. Основные ошибки в построении и употреблении сложного предложения.

 

ОСОБЕННОСТИ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

 

Широкое использование сложных предложений в книжно-письменных стилях (в том числе и в деловой речи) вполне закономерно. Сложное предложение позволяет связать в единое целое большое число слов и тем самым выразить более сложную мысль – подчеркнуть важные смысловые оттенки, привести аргументы, дать подробное обоснование основных положений и т.д. Кроме того, использование союзов и союзных слов дает возможность точно определить те смысловые отношения (сочинительные и подчинительные – изъяснительные, причинные, временные и т.д.), которые существуют между отдельными частями развернутого высказывания.

Нередко составители документов (производственно-технического или адми-нистративного характера) неоправданно усложняют текст. Возникают периоды, насыщенные сложноподчиненными предложениями с однотипными придаточными частями, длиннейшими перечислениями, сложно построенными вставными конструкциями, развернутыми цитатами и т.д. Документ требует пристального внимания к деталям изложения. Однако не всегда и не все детали уместны в тексте, поэтому неоправданно усложненные синтаксические построения должны упрощаться. Это можно сделать и путем прямого сокращения текста, и путем его переработки, например разбивкой сложного периода на простые по составу и построению фразы.

Примером запутанного, малопонятного стиля может служить следующее предложение:

В числе подразделений, которые могут представляться к премированию, если они являются выполнившими условия, предусмотренные настоящим постановлением, могут быть как механизированные звенья (также бригады, поскольку в отдельных районах сохраняется бригадная организация, что связано с местными особенностями организации трудового населения по территориальному при-знаку), так и отдельные механизаторы-кукурузоводы, которые получили наивысший урожай на несколько меньших, чем звеньевые (бригадные), площадях, но собравшие валовой сбор продукции не меньше звеньев, которые получили соответствующий принятым условиям урожай с площадей, установленных данным поло-жением.

Несмотря на формальную правильность, в этой фразе много лишнего, затрудняющего понимание основной мысли. Это предложение можно исправить так:

Наряду со звеньями (бригадами), выполнившими условия, предусмотренные настоящим постановлением, к премированию могут представляться и отдельные механизаторы-кукурузоводы. Они премируются в тех случаях, когда валовой сбор продукции с закрепленных за ними участков, благодаря повышению урожайности, не уступает результатам премируемых звеньев или бригад.

К стилистически неудачным конструкциям относятся:

1. Конструкции типа Сложное предложение – это когда оно состоит из нескольких частей; Наша задача – это если все рабочие будут выполнять сменные задания, в которых придаточнаячасть заменяет сказуемое главной части сложноподчиненного предложения. Подобные предложения имеют просторечнуюокраску и неуместны в официальных текстах.

2. Конструкции типа Работники разделочного и морозильного цехов, которые были отмечены в приказе директора, приняли в смотре самое активное участие: неясно, кто был отмечен в приказе – отдельные работники или коллективы цехов вцелом.

3. Конструкции типа Извещаем, что по имеющимся сведениям о том, что вы систематически срываете внесение абонементной платы, будут приняты строгие меры – с последовательным подчинением однотипных придаточных частей и навязчивым повторением одинаковых союзов и союзных слов.

4. Сложные предложения с разнотипными однородными частями: Общее собрание рабочих цеха приняло следующие решения: а) все случаи нарушений дисциплины в цехе должны обсуждаться сразу же; б) не допускать уходов с рабочего места до окончания смены; в) принимать самые строгие меры к прогульщикам; г) каждый работник должен заботиться о чистоте и порядке на своем рабочем месте.

УПОТРЕБЛЕНИЕ СОЮЗОВ И СОЮЗНЫХ СЛОВ

В книжно-письменных стилях, в том числе и в деловой речи, широко используются сложные предложения с союзами и союзными словами. Невнимание к стилистической окраске союзов и союзных слов, а также к выражаемым ими оттенкам значения нередко служит причиной стилистических ошибок и неточностей.

1. Особенностью устной речи является частое использование наречий где, когда вместо союзного слова который в определительной придаточной части сложноподчиненного предложения. В непринужденном устном общении сочетания типа книга, где рассказывается; станция, когда нужно выходить образуются часто. При этом с наречиями где, когда сочетается довольно много существительных. В официальных текстах сочетания типа станция, когда нужно выходить воспринимаются как нелитературные.

В официально-деловом и научном стилях замена союзного слова который словами где, когда возможна, если важно подчеркнуть моменты места или времени. При этом наречия где, когда принято сочетать с существительными, которые прямо называют место или время действия: район, где предполагается строительство; момент, когда происходит взрыв.

2. В официальных текстах нежелательна замена союзного слова который местоимением что. Неправильно: Многие хозяйства области, что ( следует: которые) уже выполнили поставки, ведут переговоры о дальнейших прямых связях с городом.

3. Известные трудности вызывает употребление соотносительных слов (указательных местоимений, с которыми связывается придаточная часть сложноподчиненного предложения). В некоторых случаях соотносительные слова не нужны: Руководству совхоза стало известно, что... (а не стало известно то, что...), однако чаще пропуск соотносительных слов нежелателен. Неправильно: Родительский комитет школы проявляет постоянную заботу, чтобы ( следует: проявляет постоянную заботу о том, чтобы...) дети были обеспечены всеми пособиями –из-за пропуска соотносительного слова предложение приобрелоразговорно-просторечную окраску.

4. При употреблении союзов и союзных слов следует учитывать их стилистическую окраску. В книжно-письменных стилях обычно не используются союзы да, да и, не то, хоть, коли, присущие разговорной речи. В официальных текстах неуместны просторечные союзы ежели, кабы, покамест, пускай.

Следует учитывать также, что среди союзов и союзных слов, распространенных в книжно-письменных стилях, имеются слова устарелые, вышедшие из употребления: дабы, каковые и др. Их использование в деловой речи нежелательно.

 

ВВЕДЕНИЕ В ТЕКСТ ПРЯМОЙ РЕЧИ

 

Чужие высказывания обычно передаются в форме прямой или косвенной речи: Судья-информатор объявил: «Забеги на 800 метров для женщин переносятся на завтра» (прямая речь); Судья-информатор объявил, что забеги на 800 метров для женщин переносятся на завтра (косвенная речь).

При передаче чужого высказывания в форме косвенной речи первоначальный текст несколько изменяется: возникают сложноподчиненные предложения; местоимения и глагольные формы 1–2-го лица обычно заменяются формами 3-го лица; если в форме косвенной речи передается вопрос, в придаточную часть вводится частица ли.

Наиболее частая стилистическая ошибка – смешение особенностей прямой и косвенной речи в одном высказывании: Инструктор на этот раз строго сказал, что вы отправляетесь осматривать маршрут сами.

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ И УПОТРЕБЛЕНИИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Среди ошибок и недочётов, связанных с употреблением сложных предложений, наиболее распространёнными являются следующие: неправильное построение самой конструкции предложения, использование излишне громоздких конструкций.

1. Одним из самых распространенных недочётов является загромождение сложного предложения придаточными предложениями.

Ср.: Заявление представителей иностранных кругов, игнорирующее тот факт, что торговые отношения, которые в последние годы неуклонно развивались и проявляют тенденцию к дальнейшему росту, свидетельствует о том, что кто-то по-прежнему заинтересован в сохранении атмосферы «холодной войны» и ликвидации массового стремления к дружбе, которое охватило народы Европы и Америки, а это не может не отразиться на действиях нашего государства, которое продолжает рассчитывать на успех переговоров, хотя понимает, что достичь прогресса в таких переговорах будет нелегко, но мы привыкли преодолевать трудности.

Неуместно также нанизывание однотипных синтаксических конструкций сложносочи-нённого или сложноподчинённого предложения.

Ср.: Кай старался отцепить санки, а они точно приросли, а седок поворачивался и мотал головой, а Герда только глядела вслед другу.

2. В ряде случаев одна и та же ситуация может быть выражена с помощью как сложносо-чинённых, так и сложноподчинённых предложений.

Ср.: Он вошёл, и мы встали; Когда он вошёл, мы встали.

В то же время в речи часто наблюдаются случаи «сбоя структуры»: предложение, нача-тое как сложноподчинённое, заканчивается как сложносочинённое, и наоборот. Это недопус-тимо!

Ср.: Когда Мурке надоедало возиться с котятами, и она уходила куда-нибудь поспать.

3. К грамматическим ошибкам относится также использование разнотипных частей сложного предложения.

Например: Представитель нашей делегации выдвинул два положения:

1) без России Совет Европы не может полноценно функционировать;

2) необходимость стабилизации положения на Кавказе.

В данном бессоюзном предложении при пояснении в первом случае используется дву-составное предложение (Совет не может функционировать, во втором – назывное предложе-ние с одним главным членом – подлежащим необходимость (эта часть может быть охарактери-зована и в качестве словосочетания, а не предложения).

4. Речевым недочётом при построении сложного предложения является так называемое смещение конструкции.

Например: Последнее, о чём я скажу, это о перерасходе средств. В данном случае в главном предложении (Последнее... это о перерасходе средств) произошло смещение конструкции под влиянием придаточного предложения (о чём я скажу). Грамматически более корректной была бы конструкция: Последнее, о чём я скажу, это перерасход средств.

5. Очень распространены в речи ошибки и недочёты, связанные с неправильным упо-треблением союзов и союзных слов:

а) использование одновременно нескольких союзов, союзных слов, лишней части-цы бы при союзе чтобы.

Например:

1. Мать заболела, но тем не менее, однако, она не осталась дома. Корректная конструкция: Мать заболела, но тем не менее не осталась дома.

2. Он подумал, что кончена ли жизнь в тридцать лет. Корректная конструкция: Он подумал, кончена ли жизнь в тридцать лет.

3. Надо, чтобы он зашёл бы ко мне. Корректная конструкция: Надо, чтобы он зашёл ко мне;

б) неуместная вставка или, напротив, неправомерное опущение указательных слов: тот, то, такой и др.

Например:

Date: 2016-05-16; view: 3852; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию