Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура и значение словосочетания. Классификация словосочетаний





Словосочетание – многоаспектная единица языка, поэтому существуют разные класси-фикации по различным признакам.

1. Классификация по морфологическому выражению главного слова (лексико-грамматическая).

В зависимости от принадлежности главного слова к какой-либо части речи различаются лексико-грамматические типы словосочетаний: глагольные, именные и наречные.

1) глагольные словосочетания (главное слово – глагол и его формы):

глагол + существительное * купить книгу,

(местоимение) обратиться к нему

глагол + наречие * говорить правильно

глагол + инфинитив * приехали учиться

Также к глагольным словосочетаниям относятся словосочетания с главными словами:

Причастие + существительное * построенный рабочими

Деепричастие + существительное * любуясь природой

2) именные словосочетания, в том числе

а) субстантивные (главное слово – существительное)

существительное + прилагательное * теплая погода

существительное + существительное * разговор друзей,

* разговор о политике

существительное + местоимение * мои родители

существительное + числительное * первый курс

существительное + причастие * прочитанная книга

существительное + инфинитив * желание учиться

существительное + наречие * прогулка пешком

б) адъективные словосочетания (главное слово – прилагательное)

прилагательное + существительное * прилежный в учебе

прилагательное + местоимение * нужный нам

прилагательное + наречие *очень красивый

прилагательное + инфинитив * готовый бороться

в) местоименные словосочетания (главное слово – местоимение)

местоимение + существительное * кто-то из студентов

местоимение + местоимение * каждый из нас

местоимение + прилагательное * что-то странное

г) нумеральные словосочетания (главное слово – числительное)

числительное + существительное * первый в очереди,

* две книги

3) наречные словосочетания (главное слово – наречие)

наречие + существительное * далеко от Томска

наречие + наречие * по-осеннему красиво,

* совсем недавно

 

2. Классификация по структуре и объему (количественно-структурная).

В зависимости от количества составляющих компонентов словосочетания делятся на простые, сложные и комбинированные (по классификация Н.Ю.Шведовой). Основа классифи-кации: способ и характер синтаксической связи (слабые и сильные связи).

 

простые сложные комбинированные
свободные несвободные
один способ связи + характер синтаксической связи разные способы связи, исходящей из одного главного слова    
2-членные *хорошая погода, * работать в лесу      
3-членные * подарить другу книгу (2 сильных управления) *перевести с рус-ского на англий-ский /иногда от-носят к сложным/   * вечером гулять в саду Словосочетание с не-однородными опреде-лениями * новые настенные ча-сы Простое словосочетание + не-обязательная связь * перевести книгу за деньги свободных слово-сочетаниях ком-поненты свободно сочетаются и се-мантически не обусловлены. В них 2 и более глав-ных слова * читать инте-ресную книгу   * девушка с голу-быми глазами Несвободное, т.к. зависимый компо-нент семантически неразложим. Виноградов отнес бы их к простым словосочетаниям.  

 

3. Классификация по степени слияния компонентов

В зависимости от степени слияния компонентов словосочетания могут быть свободные и несвободные.

Свободными называются словосочетания, в которых компоненты заменяемы и независи-мы.

Несвободные словосочетания составляют единства с точки зрения семантики (значе-ния):

а) синлексы * зачетная книжка, студенческий билет, принять участие;

б) фразеологизмы * бить баклуши

Несвободные словосочетания всегда выполняют одну функцию в предложении (один член предложения).

 

4. Классификация по выполняемым синтаксическим функциям.

В зависимости от выполняемых синтаксических функций выделяют синтаксически раз-ложимые и неразложимые (обусловленные и необусловленные / членимые и нечленимые) словосочетания.

В синтаксически разложимых словосочетаниях компоненты словосочетания выполняют разные синтаксические функции (являются разными членами предложения).

* читаю интересную книгу

В неразложимых словосочетаниях компоненты выполняют одну функцию, т.е. являются одним членом предложения.

* Самоуверенный человек не уважает мнение других.

 

5.Классификация по смысловым (синтаксическим) отношениям.


Структура: Главное слово + Зависимое слово

 

1) а трибутивные смысловые отношения (определительные /какой, чей?)

главное слово зависимое слово
существительное обозначает предмет любая часть речи обозначает признак
* красивая одежда, твоя книга, первая встреча, брат подруги, желание учиться, кофе по-турецки

 

При атрибутивных смысловых отношениях зависимое слово является определением (синтаксическая функция, член предложения)

Некоторые ученые выделяют так называемые оппозитивные смысловые отношения. Например, утес-великан, озеро Байкал. Их тоже можно назвать атрибутивными.

2) субъектные смысловые отношения. Они характерны для словосочетаний, в которых

главное слово зависимое слово
существительное (отглагольное) обозначает действие   существительное в Р. П. (кого? чего?) обозначает субъект, который выполняет действие, названное существительным, главным словом.
* бег спортсмена, разлив реки, приезд брата

 

В таких словосочетаниях зависимое слово является определением.

В некоторых учебниках (Н.С. Валгина) субъектные отношения понимаются шире: к субъектным относятся словосочетания, которые состоят из причастий и существительных в Т. п. (кем? чем?).

*построенный студентами, проверенный учителями.

3) объектные смысловые отношения

а)

главное слово зависимое слово
глагол обозначает действие   существительное, местоимение обозначает объект, на который направлено это действие
*купить книгу, написать

б)

главное слово зависимое слово
глагол обозначает действие   существительное, местоимение обозначает предмет, с помощью которого осуществляется действие. В таком случае употребляется Творительный орудийный (чем?)
* пилить пилой, писать ручкой

в)

главное слово зависимое слово
прилагательное обозначает признак   существительное, местоимение обозначает объект, на который направлен этот признак
*гордый победой, счастливый в любви, надежный в дружбе

При объектных отношениях зависимое слово в предложении является дополнением.

4) адвербиальные (обстоятельственные) смысловые отношения. Возникают между ком-понентами:

а)

главное слово зависимое слово
глагол обозначает действие   наречие, существительное, местоимение, инфинитив дает различную характеристику этому действию
* жить в общежитии, приехать вечером, сказать по ошибке, поехать отдыхать, бежать быстро

Эти отношения могут конкретизироваться как пространственные, временные, причин-ные, целевые, определительно-обстоятельственные.

 

б) Они могут возникать также, если

главное слово зависимое слово
прилагательное обозначает признак наречие обозначает степень проявления признака
*очень красивый, весьма недурной

 

При адвербиальных смысловых отношениях зависимое слово в предложении является обстоятельством.

5) комплетивные (восполняющие) смысловые отношения характерны для словосочета-ний, в которых наблюдается семантическая зависимость компонентов.

*назвался груздем, два листа, слыть простаком

В совокупности компоненты словосочетания выполняют одну синтаксическую функцию (один член предложения).


Синкретизм смысловых отношений. Это соединение, объединяющее смысловые отношения. Возникает в словосочетаниях, где главное слово имеет сложную семантику (предмет и действие).

* любовь к Родине (атрибутивные и объектные отношения),

* ночевка в лесу (атрибутивные и адвербиальные)

 

6. Классификация по способу (синтаксической) связи (согласуемые, управляемые и т.д.).

Синтаксические связи – это формы выражения смыслов. Существуют на разных уровнях (в словосочетаниях, в простых и сложных предложениях).

Виды связей:

1) сочинительная связь (только в пределах предложения) – связь между однофункцио-нальными по своему синтаксическому статусу единицами (между одинаковыми членами пред-ложения).

2) подчинительная связь – связь между синтаксическими единицами, когда один из компонентов выступает как главный.

Способы связи в словосочетании (и в сложном предложении):

1) согласование – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподоб-ляется форме главного в одноименных грамматических категориях, т.е. роде, числе, падеже.

Согласование может быть полным (*зеленая трава, маленький мальчик) или неполным.

*После беседы с ним она ходила какой-то грустной.

Особая разновидность – в приложении (полное и неполное *на озере Байкал).

2) управление – это такой вид подчинительной связи, при которой главное слово требует от зависимого определенной формы (падежа), отличной от формы главного компонента.

Виды управления различаются

А) по характеристике главного слова:

Ø приглагольное (* купить книгу, подъехать к дому);

Ø приименное (* стакан воды, два брата, вид спорта, покорный судьбе);

Ø принаречное (* украдкой от родителей, наедине с братом, вниз головой).

Б) в зависимости от наличия или отсутствия предлога в управляемой форме может быть управ-ление:

Ø предложное (* любовь к родине, вернуться на родину);

Ø беспредложное (* написать письмо, понятный всем, полный надежды);

Ø вариативное (* соскучился о тебе, по тебе..);

Ø невариативное.

В) управление может быть сильным и слабым.

При сильном управлении главное слово требует для зависимого определенную падеж-ную форму:

а) переходный глагол + имя в В.п. (* подарить подарок);

б) переходный глагол с отрицанием + имя в Р.п./В.п. (* не видел книгу /и);

в) числительное + зависимое слово (при комплетивных отношениях

* пять человек);

г) если предлог соответствует приставке глагола (* дойти до дома, зайти за угол);

д) косвенно-переходный глагол + имя в Т.п. (* дирижировать оркестром).

При слабом управлении падежная форма зависимого слова не определяется лексико-грамматическими свойствами главного слова.

* подарить подарок – сильное управление; подарить в 2 часа – слабое управление.


3) примыкание – это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (неизменяемая часть речи) выражает свою зависимость от главного только местоположением и смыслом. Примыкают наречия, деепричастия, инфинитив.

* читать вслух, приехать поздно, сидеть согнувшись, хотеть учиться, очень хороший

Средства связи:

1) форма зависимого слова /окончания/ * директор школы, изучать лингвистику;

2) предлог/уточняет значение падежных форм/ * любовь к родине, разлука с родиной;

3) в предложении – союзы (при однородных членах предложения)

4) порядок слов (*сравните: хорошая погода/Погода хорошая!). Падежные зависимые формы (говорить с другом), зависимый инфинитив (пойти обедать), обстоятельственные наречия (остаться здесь) обычно находятся в постпозиции.

5) в предложении – интонация. В словосочетании – только при примыкании, как средство обнаружения главного и зависимого слова.

 

ПОРЯДОК РАЗБОРА

 

структура грамматическое значение
общая модель Главное слово — Зависимое слово Возникает на основе смысловых отношений меж-ду компонентами. Оно носит обобщающий характер и зависит от структуры словосочетания и пр.  
морфологический способ выражения Внизу обозначаем части речи
Стрелка обозначает подчинительный способ связи.
Указываем средства связи.
Указываем количество компонентов /объем словосочетания

 

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В ТЕКСТАХ ДОКУМЕНТОВ

 

Самыми распространенными грамматическими ошибками в текстах документов являют-ся случаи нарушения структуры глагольных и именных словосочетаний со связью управления.

Особенно болезненно реагируют на нарушения грамматической структуры клишированные словосочетания, среди которых много синонимичных:

свойственный (кому?) — характерный (для кого?);

отказаться (от чего?) — отвергать (что?).

Они часто используют различные падежи управления, т.е. имеют различные модели управления. Смешение этих моделей называется контаминацией. Причиной ее является механи-ческий перенос синтаксических сочетаемостных свойств на близкие по значению или одноко-ренные слова:

Очень часто даже однокоренные слова имеют разное управление:

плата за проезд (В.п.), но оплата проезда (Р.п.)

вера в победу (В.п.), но уверенность в победе (П.п.)

заслужить награду (В.п.), но заслуживать награды (Р.п.)

обрадоваться известию (Д.п.), но обрадован известием (Тв.п.)

Учитывать нужно и ту особенность, что русские глаголы могут иметь вариативные кон-струкции управления:

бороться, сражаться (против кого?) и (с кем?)

смириться (с чем?) и (перед чем?)

В случае затруднения в выборе падежной формы управляемого слова нужно обращаться к известному словарю-справочнику Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке». В нем даны не только грамматические модели словосочетаний, но и примеры их использования в письмен-ной речи.

Помимо одновалентных, в русском языке огромное количество двух- и трехвалентных глаголов, которые также вступают в синонимические отношения при индивидуальных моделях управления:

Базировать свои выводы на расчетах.

Обосновывать свои выводы расчетами.

Удостоить Кравцова Н.П. звания Заслуженного деятеля науки.

Наградить Ветерана труда П.И.Селезнева ценным подарком.

В письменной деловой речи подобные глаголы встречаются достаточно часто. При ис-пользовании их нужно учитывать ту особенность, что они в языке документов реализуют все валентности, создавая трех- и четырехкомпонентные словосочетания:

указать службе подстанций на недостатки в работе.

Неполнота выражения особо нетерпима в официально-деловой и научной речи. Поэтому некорректно составленными будут словосочетания, в которых не реализована хотя бы одна ва-лентность глагола, например:

Просим выразить благодарность и наградить денежной премией коллектив филиала Агробанка в связи с предстоящим 10-летним юбилеем.

Требование полноты выражения предполагает использование словосочетаний в полном виде:

Просим выразить благодарность коллективу филиала Агробанка за успешную работу и наградить сотрудников денежной премией в связи с предстоящим 10-летним юбилеем дея-тельности филиала.

Особого упоминания заслуживает расширительное употребление Д.п. с предлогом «по». Все чаще в письменных деловых текстах он вытесняет Р.п., хотя такая замена возможна далеко не во всех случаях. Она допускается в таких словосочетаниях, в которых и первое, и второе су-ществительные обозначают целенаправленные действия или их результаты. Например, в слово-сочетаниях:

Расчет исходя из установленной Расчет по предварительной

мощности мощности

и первое и второе слово обозначают результаты человеческой деятельности, поэтому замена на предложное сочетание с «по» возможна. Имеются варианты:

правила перевозки грузов и правила по перевозке грузов;

рабочая смета строительства и рабочая смета по строительству.

Однако очень часто конструкции с предлогом «по» нарушают грамматическую струк-туру словосочетания при передаче отношений принадлежности.







Date: 2016-05-16; view: 2164; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.033 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию