Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура и значение словосочетания. Классификация словосочетаний
Словосочетание – многоаспектная единица языка, поэтому существуют разные класси-фикации по различным признакам. 1. Классификация по морфологическому выражению главного слова (лексико-грамматическая). В зависимости от принадлежности главного слова к какой-либо части речи различаются лексико-грамматические типы словосочетаний: глагольные, именные и наречные. 1) глагольные словосочетания (главное слово – глагол и его формы): глагол + существительное * купить книгу, (местоимение) обратиться к нему глагол + наречие * говорить правильно глагол + инфинитив * приехали учиться Также к глагольным словосочетаниям относятся словосочетания с главными словами: Причастие + существительное * построенный рабочими Деепричастие + существительное * любуясь природой 2) именные словосочетания, в том числе а) субстантивные (главное слово – существительное) существительное + прилагательное * теплая погода существительное + существительное * разговор друзей, * разговор о политике существительное + местоимение * мои родители существительное + числительное * первый курс существительное + причастие * прочитанная книга существительное + инфинитив * желание учиться существительное + наречие * прогулка пешком б) адъективные словосочетания (главное слово – прилагательное) прилагательное + существительное * прилежный в учебе прилагательное + местоимение * нужный нам прилагательное + наречие *очень красивый прилагательное + инфинитив * готовый бороться в) местоименные словосочетания (главное слово – местоимение) местоимение + существительное * кто-то из студентов местоимение + местоимение * каждый из нас местоимение + прилагательное * что-то странное г) нумеральные словосочетания (главное слово – числительное) числительное + существительное * первый в очереди, * две книги 3) наречные словосочетания (главное слово – наречие) наречие + существительное * далеко от Томска наречие + наречие * по-осеннему красиво, * совсем недавно
2. Классификация по структуре и объему (количественно-структурная). В зависимости от количества составляющих компонентов словосочетания делятся на простые, сложные и комбинированные (по классификация Н.Ю.Шведовой). Основа классифи-кации: способ и характер синтаксической связи (слабые и сильные связи).
3. Классификация по степени слияния компонентов В зависимости от степени слияния компонентов словосочетания могут быть свободные и несвободные. Свободными называются словосочетания, в которых компоненты заменяемы и независи-мы. Несвободные словосочетания составляют единства с точки зрения семантики (значе-ния): а) синлексы * зачетная книжка, студенческий билет, принять участие; б) фразеологизмы * бить баклуши Несвободные словосочетания всегда выполняют одну функцию в предложении (один член предложения).
4. Классификация по выполняемым синтаксическим функциям. В зависимости от выполняемых синтаксических функций выделяют синтаксически раз-ложимые и неразложимые (обусловленные и необусловленные / членимые и нечленимые) словосочетания. В синтаксически разложимых словосочетаниях компоненты словосочетания выполняют разные синтаксические функции (являются разными членами предложения). * читаю интересную книгу В неразложимых словосочетаниях компоненты выполняют одну функцию, т.е. являются одним членом предложения. * Самоуверенный человек не уважает мнение других.
5.Классификация по смысловым (синтаксическим) отношениям. Структура: Главное слово + Зависимое слово
1) а трибутивные смысловые отношения (определительные /какой, чей?)
При атрибутивных смысловых отношениях зависимое слово является определением (синтаксическая функция, член предложения) Некоторые ученые выделяют так называемые оппозитивные смысловые отношения. Например, утес-великан, озеро Байкал. Их тоже можно назвать атрибутивными. 2) субъектные смысловые отношения. Они характерны для словосочетаний, в которых
В таких словосочетаниях зависимое слово является определением. В некоторых учебниках (Н.С. Валгина) субъектные отношения понимаются шире: к субъектным относятся словосочетания, которые состоят из причастий и существительных в Т. п. (кем? чем?). *построенный студентами, проверенный учителями. 3) объектные смысловые отношения а)
б)
в)
При объектных отношениях зависимое слово в предложении является дополнением. 4) адвербиальные (обстоятельственные) смысловые отношения. Возникают между ком-понентами: а)
Эти отношения могут конкретизироваться как пространственные, временные, причин-ные, целевые, определительно-обстоятельственные.
б) Они могут возникать также, если
При адвербиальных смысловых отношениях зависимое слово в предложении является обстоятельством. 5) комплетивные (восполняющие) смысловые отношения характерны для словосочета-ний, в которых наблюдается семантическая зависимость компонентов. *назвался груздем, два листа, слыть простаком В совокупности компоненты словосочетания выполняют одну синтаксическую функцию (один член предложения). Синкретизм смысловых отношений. Это соединение, объединяющее смысловые отношения. Возникает в словосочетаниях, где главное слово имеет сложную семантику (предмет и действие). * любовь к Родине (атрибутивные и объектные отношения), * ночевка в лесу (атрибутивные и адвербиальные)
6. Классификация по способу (синтаксической) связи (согласуемые, управляемые и т.д.). Синтаксические связи – это формы выражения смыслов. Существуют на разных уровнях (в словосочетаниях, в простых и сложных предложениях). Виды связей: 1) сочинительная связь (только в пределах предложения) – связь между однофункцио-нальными по своему синтаксическому статусу единицами (между одинаковыми членами пред-ложения). 2) подчинительная связь – связь между синтаксическими единицами, когда один из компонентов выступает как главный. Способы связи в словосочетании (и в сложном предложении): 1) согласование – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподоб-ляется форме главного в одноименных грамматических категориях, т.е. роде, числе, падеже. Согласование может быть полным (*зеленая трава, маленький мальчик) или неполным. *После беседы с ним она ходила какой-то грустной. Особая разновидность – в приложении (полное и неполное *на озере Байкал). 2) управление – это такой вид подчинительной связи, при которой главное слово требует от зависимого определенной формы (падежа), отличной от формы главного компонента. Виды управления различаются А) по характеристике главного слова: Ø приглагольное (* купить книгу, подъехать к дому); Ø приименное (* стакан воды, два брата, вид спорта, покорный судьбе); Ø принаречное (* украдкой от родителей, наедине с братом, вниз головой). Б) в зависимости от наличия или отсутствия предлога в управляемой форме может быть управ-ление: Ø предложное (* любовь к родине, вернуться на родину); Ø беспредложное (* написать письмо, понятный всем, полный надежды); Ø вариативное (* соскучился о тебе, по тебе..); Ø невариативное. В) управление может быть сильным и слабым. При сильном управлении главное слово требует для зависимого определенную падеж-ную форму: а) переходный глагол + имя в В.п. (* подарить подарок); б) переходный глагол с отрицанием + имя в Р.п./В.п. (* не видел книгу /и); в) числительное + зависимое слово (при комплетивных отношениях * пять человек); г) если предлог соответствует приставке глагола (* дойти до дома, зайти за угол); д) косвенно-переходный глагол + имя в Т.п. (* дирижировать оркестром). При слабом управлении падежная форма зависимого слова не определяется лексико-грамматическими свойствами главного слова. * подарить подарок – сильное управление; подарить в 2 часа – слабое управление. 3) примыкание – это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (неизменяемая часть речи) выражает свою зависимость от главного только местоположением и смыслом. Примыкают наречия, деепричастия, инфинитив. * читать вслух, приехать поздно, сидеть согнувшись, хотеть учиться, очень хороший Средства связи: 1) форма зависимого слова /окончания/ * директор школы, изучать лингвистику; 2) предлог/уточняет значение падежных форм/ * любовь к родине, разлука с родиной; 3) в предложении – союзы (при однородных членах предложения) 4) порядок слов (*сравните: хорошая погода/Погода хорошая!). Падежные зависимые формы (говорить с другом), зависимый инфинитив (пойти обедать), обстоятельственные наречия (остаться здесь) обычно находятся в постпозиции. 5) в предложении – интонация. В словосочетании – только при примыкании, как средство обнаружения главного и зависимого слова.
ПОРЯДОК РАЗБОРА
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В ТЕКСТАХ ДОКУМЕНТОВ
Самыми распространенными грамматическими ошибками в текстах документов являют-ся случаи нарушения структуры глагольных и именных словосочетаний со связью управления. Особенно болезненно реагируют на нарушения грамматической структуры клишированные словосочетания, среди которых много синонимичных: свойственный (кому?) — характерный (для кого?); отказаться (от чего?) — отвергать (что?). Они часто используют различные падежи управления, т.е. имеют различные модели управления. Смешение этих моделей называется контаминацией. Причиной ее является механи-ческий перенос синтаксических сочетаемостных свойств на близкие по значению или одноко-ренные слова: Очень часто даже однокоренные слова имеют разное управление: плата за проезд (В.п.), но оплата проезда (Р.п.) вера в победу (В.п.), но уверенность в победе (П.п.) заслужить награду (В.п.), но заслуживать награды (Р.п.) обрадоваться известию (Д.п.), но обрадован известием (Тв.п.) Учитывать нужно и ту особенность, что русские глаголы могут иметь вариативные кон-струкции управления: бороться, сражаться (против кого?) и (с кем?) смириться (с чем?) и (перед чем?) В случае затруднения в выборе падежной формы управляемого слова нужно обращаться к известному словарю-справочнику Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке». В нем даны не только грамматические модели словосочетаний, но и примеры их использования в письмен-ной речи. Помимо одновалентных, в русском языке огромное количество двух- и трехвалентных глаголов, которые также вступают в синонимические отношения при индивидуальных моделях управления: Базировать свои выводы на расчетах. Обосновывать свои выводы расчетами. Удостоить Кравцова Н.П. звания Заслуженного деятеля науки. Наградить Ветерана труда П.И.Селезнева ценным подарком. В письменной деловой речи подобные глаголы встречаются достаточно часто. При ис-пользовании их нужно учитывать ту особенность, что они в языке документов реализуют все валентности, создавая трех- и четырехкомпонентные словосочетания: указать службе подстанций на недостатки в работе. Неполнота выражения особо нетерпима в официально-деловой и научной речи. Поэтому некорректно составленными будут словосочетания, в которых не реализована хотя бы одна ва-лентность глагола, например: Просим выразить благодарность и наградить денежной премией коллектив филиала Агробанка в связи с предстоящим 10-летним юбилеем. Требование полноты выражения предполагает использование словосочетаний в полном виде: Просим выразить благодарность коллективу филиала Агробанка за успешную работу и наградить сотрудников денежной премией в связи с предстоящим 10-летним юбилеем дея-тельности филиала. Особого упоминания заслуживает расширительное употребление Д.п. с предлогом «по». Все чаще в письменных деловых текстах он вытесняет Р.п., хотя такая замена возможна далеко не во всех случаях. Она допускается в таких словосочетаниях, в которых и первое, и второе су-ществительные обозначают целенаправленные действия или их результаты. Например, в слово-сочетаниях: Расчет исходя из установленной Расчет по предварительной мощности мощности и первое и второе слово обозначают результаты человеческой деятельности, поэтому замена на предложное сочетание с «по» возможна. Имеются варианты: правила перевозки грузов и правила по перевозке грузов; рабочая смета строительства и рабочая смета по строительству. Однако очень часто конструкции с предлогом «по» нарушают грамматическую струк-туру словосочетания при передаче отношений принадлежности. Date: 2016-05-16; view: 2164; Нарушение авторских прав |