Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. Тема: «Синтаксис как учение о словосочетании, предложении и сложном синтаксическом це-





Практическая работа № 8

Тема: «Синтаксис как учение о словосочетании, предложении и сложном синтаксическом це-

лом. Синтаксические нормы. Словосочетание и его виды. Типы связей слов в слово-

сочетании (согласование, управление, примыкание). Синонимика словосочетаний.

Ошибки в согласовании и управлении».

 

Цель: обобщить и систематизировать знания студентов о словосочетаниях; отмечать смыс-

ловые и стилистические различия предложных и беспредложных конструкций; разви-

вать способность быстро находить и редактировать ошибки в согласовании и управле-

нии.

 

Ход работы

 

1. Составьте словосочетания с глаголами и существительными, близкими по значению, по

предложенным моделям.

2. Раскройте скобки; выберите нужную форму. Отметьте смысловые и стилистические разли-

чия предложных и беспредложных конструкций.

3. Укажите ошибки в употреблении предложных и беспредложных конструкций.

4. Раскройте скобки; выберите нужную форму.

5. Укажите ошибки в управлении, связанные с употреблением синонимов. Как возникли эти

ошибки? Исправьте предложения.

6. Составьте словосочетания со следующими словами.

7. Выберите одну из предложно-падежных форм. В каких случаях допустимо использование

обеих форм? Чем различаются эти конструкции?

8. Согласуйте сказуемое с подлежащим.

9. Укажите ошибки в употреблении предложных конструкций и запишите их в исправленном

виде.

10. Отредактируйте предложения.

Литература: 1. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных

документов. – М., 1988.

2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987.

Словари

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.,

1992.

2. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: словарь-справочник для

работников печати. – М.: Изд-во «Книга», 1986.

 

Методические указания

При изучении темы следует особенное внимание обратить на такие вопросы: словосоче-тание как синтаксическая единица; распространенные грамматические ошибки в текстах доку-ментов; синонимичное употребление предложных и беспредложных конструкций; ошибки в управлении, связанные с многозначностью слова; ошибки в управлении при синонимах.

Во время изучения темы студенты должны знать: определения «словосочетание», «со-четание слов», «синкретизм смысловых отношений»; признаки словосочетания; классифика-цию словосочетаний; виды и способы связи словосочетаний.

Рядом с изученным материалом необходимо на практике уметь: составлять словосочета-ния с глаголами и существительными, близкими по значению, по предложенным моделям; вы-бирать падежные формы, отмечая смысловые и стилистические различия предложных и бес-предложных конструкций, учитывая ошибки в их употреблении; исправить грамматические ошибки в употреблении словосочетаний.

 

Вопросы для самопроверки

1. Словосочетание как синтаксическая единица.

2. Распространенные грамматические ошибки в текстах документов.

3. Синонимичное употребление предложных и беспредложных конструкций.

4. Ошибки в управлении, связанные с многозначностью слова.

5. Ошибки в управлении при синонимах.

1. Составьте словосочетания с глаголами и существительными, близкими по значению, по предложенным моделям.

Основываться (на чем-либо), опираться (на что-либо); оплатить (что-либо), платить (за что-либо); превосходство (над чем-либо), преимущество (перед чем-либо); обращать внимание (на что-либо), уделять внимание (чему-либо); отчитаться (в чем-либо), сделать отчет (о чем-либо); доминировать (над чем-либо), превышать (что-либо); сослаться (на что), исходить (из чего); отразиться (на чем), повлиять (на что); информировать (о чем), сообщить (что, о чем).

 

2. Раскройте скобки; выберите нужную форму. Отметьте смысловые и стилистические различия предложных и беспредложных конструкций.

1. Расчеты (структуры, по структуре) посевных площадей позволяют рассчитывать на получение дополнительных доходов.

2. В забеге (мужчин, для мужчин) на дистанцию 1500 метров были установлены два на-циональных рекорда.

3. В центре (управления, по управлению) операцией установлены новейшие приборы.

4. Началось строительство центра (отдыха и лечения, для отдыха и лечения) тружени-ков села.

5. Личного дела (студента Сергеева, на студента Сергеева) не оказалось на месте.

6. Был проведен конкурс (лучшей песни, на лучшую песню).

7. Труднодоступность – одно из главных препятствий (исследования, в исследовании) горных районов.

8. Доцент Денисов обратился к ректору с просьбой (пересмотра, о пересмотре) его

тарификации.

 

3. Укажите ошибки в употреблении предложных и беспредложных конструкций.

1. Указания администрации по передаче цеху автомашин выполнены.

2. Накладные по мясу оформлены по всем правилам.

3. Меры по дисциплине, предпринятые правлением, оказались весьма действенными.

4. Бригадир умело распоряжается с фондами шиферных покрытий.

5. Обсуждение о расширении посевов льна позволило выявить скрытые резервы.

6. Просим выделения дополнительного фонда бензина.

7. Просьба производства перерасчета поквартальных фондов была удовлетворена.

8. Командование воинской части пошло навстречу местной администрации в ее просьбе помощи по вывозке овощей.

9. Требование гр. Николаева перевода денег по месту жительства было выполнено.

10. Война усиливает тенденции инфляции.

11. Руководство потребовало доложить итоги работы.

 

4. Раскройте скобки; выберите нужную форму.

1. Победители конкурса будут удостоены (звания, званием) лауреатов и дипломантов.

2. Обвиняемый не удостоил свидетелей обвинения (ни взгляда, ни ответа; ни взглядом, ни отве-

том).

3. Отдел службы (языка, языку) стал в газете постоянным.

4. Вся наша деятельность направлена на благо (воспитанников, воспитанникам).

5. Хочется предупредить (от ошибок, об ошибках), которые допускались на комбинате.

6. Руководство (производственной практики, производственной практикой) осуществляется штатными сотрудниками издательства.

7. Руководство (заводского профсоюзного комитета, заводским профсоюзным комитетом) из-бирается на конференции.

8. Дивизию направили в расположение командования (фронта, фронтом).

9. На смену (старых станков, старым станкам) приобретены новые.

 

5. Укажите ошибки в управлении, связанные с употреблением синонимов. Как возникли эти ошибки? Исправьте предложения.

1. Не приходится доказывать о том, как важно вовремя провести снегозадержание.

2. Прошу дать разъяснение о том, положен ли двухмесячный отпуск административным работникам техникумов.

3. Выступавшие не раз отмечали о том, что мастерские не обеспечивают качественного ремонта машин.

4. Один из отделов магазина предназначен изделиям местной промышленности.

5. Хочется предупредить от ошибок, которые допускаются на отдельных предприятиях.

6. В Доме культуры состоялся семинар с механизаторами поселка.

7. Назовем основные показатели, за которые спорят спортсмены области.

8. Оплата за руководство производственной практикой производится в соответству-ющем проценте к месячному заработку.

9. Бетонщикам особенно сильно допекают подпочвенные воды.

10. Старший преподаватель Иванов был прикомандирован в одногодичную аспирантуру.

 

6. Составьте словосочетания со следующими словами.

Беспокоиться – тревожиться, вопрос – проблема, заменить – сменить, заплатить – оплатить, иметь – обладать, отзыв – рецензия, отчитаться – отвечать – подвести итог, предостеречь – предупредить, рассказывать – докладывать, указывать – доказывать, цена – стоимость.

7. Выберите одну из предложно-падежных форм. В каких случаях допустимо использова-ние обеих форм? Чем различаются эти конструкции?

Гарантия (на успех, успеха), действовать (согласно приказа, согласно приказу), доказывать (о своей невиновности, свою невиновность), достигать (десяти сантиметров в ширину, десять сантиметров в ширину), ехать (в такси, на такси), жить (в Белоруссии, на Белоруссии), поселиться (в Урале, на Урале), забота (о детях, за детей), заведующий (отделом, отдела), заинтересованный (в разработке программы, разработкой программы), залог (успеха, успеху), замечания (по контрольной работе, о контрольной работе), затраты (на ремонт, по ремонту), избежать (смерть, смерти), купаться (в море, на море), ориентироваться (по солнцу, на солнце), отведать (жаркое, жаркого), отразиться (на зарплате, в зарплате), отдыхать (в море, на море), плыть (в катере, на катере), победить (благодаря хорошей подготовки, благодаря хорошей подготовке), поделиться (новостью, о новости), принять участие (в соревнованиях, на соревнованиях), работать (в театре, на театре), руководитель (завода, заводом), сидеть (в лодке, на лодке), стекло идёт (на переплавку, в переплавку), трава идёт (в пищу, на пищу), тревога (о детях, за детей), указать (о недостатках, на недостатки), управляющий (имения, имением), учиться (в факультете журналистики, на факультете журналистики), цена (человека, человеку), это касается (сестры, сестру), беседа (по экономике, об экономике), закон (по правам человека, о правах человека), замечания (по работе, о работе), инициатива (по созданию нового прибора, о создании нового прибора, в создании нового прибора), обучение (по английском языку, английскому языку), отчитаться (по работе, о работе), справка (о зарплате, по зарплате), привести примеры (о повышении уровня жизни, по повышению уровня жизни, повышения уровня жизни).

 

8. Согласуйте сказуемое с подлежащим.

1. Ряд студентов нашей группы задержал..сь(ся) в библиотеке.

2. Большинство людей, пришедших на митинг, поддержал.. оратора.

3. Подавляющее число студентов показал.. хорошее владение английским языком.

4. Часть голосов был.. подан.. за этого кандидата.

5. Ряд ораторов в ходе прений внесл.. свои предложения по изменению данного закона.

6. В работе семинара участвовал.. 121 делегат.

7. За этот год построен.. и сдан.. в эксплуатацию 35 километров новой трассы.

 

9. Укажите ошибки в употреблении предложных конструкций и запишите их в исправ-ленном виде.

Департамент по строительству, работа по ремонту по шиферу, реклама по России, договор по реализации продукции, решение по зарплате, сведения по тоннажу судна, дилер по Самаре, ведение делопроизводства по личному составу, предоставление услуг по отоплению, сведения на 147 фирм нашего города, база данных по клиентам, опись на изделия из алюминиевого профиля.

 

10. Отредактируйте предложения.

1. Прошу вас выслать нам для ознакомления расценки на приобретение оборудования.

2. Расходы произвести за счет средств, предусмотренных бюджетом.

3. При необходимости проверка продукции должна проводиться в соответствии с тех-ническими условиями на продукцию.

4. Перед сдачей объекта под охрану проверять, закрыты ли окна, форточки и двери.

5. Покупатель обязуется принять продукцию по количеству и по качеству в соответствии с требованиями инструкций.

6. При этом транспортные расходы по централизованной доставке относятся на предприятие.

7. Арендатор обязуется заключить все необходимые договора на страхование.

8. Разработать программу учета потребляемых средств на объектах здравоохранения, народного образования и на объектах культуры.

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

 

 

Тема: «Стилистика словосочетания».

 

План

 

1. Словосочетание как синтаксическая единица.

2. Распространенные грамматические ошибки в текстах документов.

3. Синонимичное употребление предложных и беспредложных конструкций.

4. Ошибки в управлении, связанные с многозначностью слова.

5. Ошибки в управлении при синонимах.

 

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ КАК СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА

 

Date: 2016-05-16; view: 1609; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию