Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип всеобщего уважения прав человека 4 page





Резолюция 1503 Экономического и Социального Совета уполномочила Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств разработать нормы, регулирующие процедуру рассмотрения сообщений. Подкомиссия разработала общие рамки контрольной процедуры, которая, в частности, предусматривает следующее:
Авторы сообщений - Представлять сообщения уполномочены следующие группы субъектов:

лица или группы лиц, о которых можно достоверно предполагать, что они являются жертвами нарушений прав человека;

лица или группы лиц, имеющие непосредственные и достоверные данные о нарушениях;

международные неправительственные организации, которые имеют непосредственные достоверные свидетельства существования описываемой ситуации, и очевидным образом действующие добросовестно, согласно общепринятым принципам в области прав человека, не руководствуясь при этом политическими мотивами, несовместимыми с Уставом Организации Объединенных Наций;

отдельные лица, знающие о нарушениях прав человека, правда, из вторых рук. но сообщения которых подтверждаются свидетельствами нарушений, не вызывающими сомнений.

Не будут рассматриваться сообщения, основанные исключительно на материалах, распространяемых средствами массовой информации. Неприемлемы анонимные сообщения.
Предмет сообщений - Основным требованием является то, чтобы сообщение указывало на систематические грубые нарушения прав человека и основных свобод. Итак, условием допуска сообщения к рассмотрению является указание в нем на значительное число повторяющихся нарушений, так, чтобы можно было констатировать, что сформировалась некоторая модель, эталон политики государства в области прав человека.
Требования, касающиеся содержания сообщения - Оно должно содержать описание действительного состояния вещей, указывать на нарушенные права и на цель внесения сообщения. Приемлемость сообщений определяется, в частности.

предусматривающимся всеми договорными системами контроля, основанными на сообщениях, индивидуальных жалобах, требованием исчерпания внутренних средств правовой защиты:

резолюция Подкомиссии требует также, чтобы сообщение было внесено в разумное время после момента завершения разбирательства на основании внутреннего права;

не будут рассматриваться сообщения, в которых содержатся грубые выражения или оскорбительные замечания в адрес государства, являющегося объектом жалобы.

Описываемая контрольная процедура формировалась годами. Система контроля, выработанная Комиссией по правам человека, заслуживает внимания прежде всего ввиду того, что:

в отличие от других возможностей поиска удовлетворения прав на почве международного права, контрольные процедуры, основанные на сообщениях; дают широкой группе субъектов право представлять сообщения о нарушениях прав человека;

эта процедура гарантирует, однако, нерушимость интересов государства -разбирательство в рамках процедуры? 1503 носит конфиденциальный характер, на некоторые этапы разбирательства требуется согласие заинтересованного государства, есть здесь стремление к полюбовному решению дела, вместо того, чтобы "предъявлять обвинение" данному государству на международном форуме.

Резолюция? 1503 не отменяет ранее принятых резолюций, установивших контрольное производство, предпринимаемое на основе сообщений. Итак, она оставила в силе процедуру, установленную на основании резолюции? 1235 Экономического и Социального Совета и резолюции? 8 Комиссии по правам человека, которые предусматривают, что вспомогательный орган Комиссии по правам человека, то есть Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, подготавливает доклады, содержащие информацию о нарушениях прав человека, происходящую изо всех возможных источников. Подкомиссия может также ставить в известность Комиссию по правам человека о всех ситуациях, относительно которых есть серьезные и достоверные свидетельства, что они представляют собой систематические нарушения прав человека.
Вместе с процедурами 1503 и 1235 Комиссия располагает тремя видами специальных процедур.

Специальные процедуры:
анализ ситуации прав человека в избранном государстве независимым экспертом или группой экспертов с целью сбора материалов, необходимых для применения процедуры 1503 или 1235. Примером такого анализа может послужить деятельность Тадеуша Мазовецкого на территории бывшей Югославии в период с августа 1992 года по июль 1995 года. За это время он передал 18 докладов о нарушениях прав человека.
тематические анализы, т.е. анализ проблем, вызванных нарушениями конкретных прав человека в глобальном масштабе (охватывающих территорию более, чем одного государства). С этой целью назначаются специальные докладчики или рабочие группы. Со времением возрастало число специальных докладчиков, назначаемых для постоянного анализирования того, как защищаются отдельные основные права человека. Некоторые из них, как напр. Специальный докладчик по вопросам предотвращения пыток или других форм бесчеловечного или унизительного обращения или наказания, действуют весьма эффективно и без замедления, типичного для активности международных организации.
оказание помощи государству с целью содействия процессам стабилизирующим состояние уважения прав человека (advisor senices). Это консультативная процедура, состоящая в организации широко понимаемой помощи в области образования, информации и обеспечения материальных и институциональных гарантий уважения прав человека.

Конвенция 102 о минимальных нормах социального обеспечения.

Генеральная Конференция Международной Организации Труда, созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 4 июня 1952 года на свою тридцать пятую сессию, постановив принять ряд предложений о минимальных нормах социального обеспечения, что составляет пятый пункт повестки дня сессии, и решив придать этим предложениям форму международной конвенции, принимает сего двадцать восьмого дня июня месяца тысяча девятьсот пятьдесят второго года нижеследующую Конвенцию, которая может именоваться Конвенцией 1952 года о минимальных нормах социального обеспечения:
Раздел I. Общие положения
Статья 1

1. В настоящей Конвенции:

a) термин "установленный" означает определенный законодательством страны или вытекающий из него;

b) термин "проживание" означает обычное проживание на территории Члена Организации, а термин "житель" означает лицо, обычно проживающее на территории Члена Организации;

c) термин "жена" означает жену, находящуюся на иждивении своего мужа;

d) термин "вдова" означает женщину, находившуюся на иждивении своего мужа к моменту его смерти;

e) термин "ребенок" означает, в зависимости от того, как это установлено, ребенка, либо не достигшего возраста окончания обязательного школьного образования, либо не достигшего возраста 15 лет;

f) термин "стаж" означает, в зависимости от того, как это установлено, либо период, в течение которого уплачивались взносы, либо стаж работы, либо продолжительность проживания в данной стране, или какое-либо сочетание этих условий.

2. В статьях 10, 34 и 49 термин "пособие" означает помощь, оказываемую либо непосредственно, либо косвенно, в форме возмещения расходов, понесенных заинтересованным лицом.

Статья 2 Каждый Член Организации, в отношении которого настоящая Конвенция находится в силе:

a) соблюдает:

i). положения раздела I;

ii). положения не менее трех из следующих разделов: II, III, IV. V, VI, VII, VIII, IX и X, включая по меньшей мере один из разделов: IV, V, VI, IX и X;

iii). соответствующие положения разделов XI, XII и XIII и

iv). положения раздела XIV;
b) указывает в своем документе о ратификации те из разделов от II до X, в отношении которых он принимает вытекающие из Конвенции обязательства.
Статья 3

1. Путем заявления, прилагаемого к своему документу о ратификации, любой Член Организации, экономика и медицинское обслуживание которого еще не достигли достаточной степени развития, может по усмотрению компетентного органа власти и на определяемый им срок воспользоваться возможностью временных изъятий, предусмотренных в следующих статьях: 9 d; 12. 2; 15 d; 18. 2; 21 с; 27 d; 33 b; 34. 3; 41 d; 48 с; 55 d и 61 d.

2. Каждый Член Организации, сделавший заявление в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, указывает в своем ежегодном докладе о применении Конвенции, представляемом, согласно статье 22 Устава Международной Организации Труда, в отношении каждого такого изъятия:

a) либо что причины для такого изъятия все еще существуют;

b) либо что начиная с определенной даты он отказывается от своего права делать вышеуказанные изъятия.

Статья 4

1. Каждый Член Организации, ратифицировавший настоящую Конвенцию, может впоследствии известить Генерального Директора Международного Бюро Труда о принятии им обязательств, вытекающих из одного или более разделов от II до Х Конвенции, которые не были указаны в его документе о ратификации.

2. Обязательства, упомянутые в пункте 1 настоящей статьи, считаются неотъемлемой частью документа о ратификации и получают со дня такого извещения равную с ним силу.

Статья 5

Когда, для проведения в жизнь какого-либо из разделов от II до Х настоящей Конвенции, указанных в его документе о ратификации, Член Организации обязан предоставить обеспечение установленным категориям лиц, составляющим не менее определенного процента от всех работающих по найму или определенного процента жителей, то до принятия обязательства о проведении в жизнь этого раздела он удостоверяется, что соответствующий процент достигнут.

Статья 6

При проведении в жизнь положений разделов II. Ill, IV, V. VIII (в отношении медицинской помощи), IX или Х настоящей Конвенции любой Член Организации может принимать в расчет защиту, предоставляемую посредством страхования, которое, не являясь обязательным по закону в отношении лиц, подлежащих обеспечению:

a) контролируется государственными органами или находится, в соответствии с установленными нормами, под совместным руководством работодателей и работников;

b) охватывает значительный круг лиц, заработок которых не превышает заработка квалифицированного рабочего (мужчины);

c) удовлетворяет, в совокупности с другими видами обеспечения, если таковые существуют, соответствующим постановлениям Конвенции.

Раздел II. Медицинская помощь

Статья 7

Каждый Член Организации, в отношении которого настоящий раздел Конвенции находится в силе, когда состояние подлежащих обеспечению лиц требует медицинской помощи профилактического или лечебного характера, обеспечивает предоставление им пособия согласно нижеследующим статьям этого раздела.

Статья 8

Охватываемые случаи включают любое болезненное состояние, независимо от вызвавшей его причины, а также беременность, роды и их последствия.

Статья 9

Обеспечению подлежат следующие лица:

a) установленные категории работающих по найму, составляющие не менее 50 процентов от общего числа работающих по найму, а также их жены и дети; или

b) установленные категории самодеятельного населения, составляющие не менее 20 процентов от общего числа жителей, а также их жены и дети; или

c) установленные категории жителей, составляющие не менее 50 процентов от общего числа жителей; или

d) в случаях когда находится в силе предусматриваемое статьей 3 заявление, установленные категории работающих по найму, составляющие не менее 50 процентов от общего числа работающих по найму на промышленных предприятиях, на которых занято не менее 20 человек, а также их жены к дети.

Статья 10

1. Пособие включает по меньшей мере:

a) в случае болезненного состояния:

i). общую врачебную помощь, включая визиты на дому;

ii). помощь, оказываемую специалистами стационарным или амбулаторным больным в больницах, и помощь, которая может оказываться специалистами вне больниц;

iii). обеспечение наиболее необходимыми медикаментами, предписанными врачом или другим дипломированным специалистом;

iv). госпитализацию в случае необходимости;

b) в случае беременности, родов и их последствий:

i). помощь до, во время и после родов, оказываемую либо врачом, либо дипломированной акушеркой;

ii). госпитализацию в случае необходимости.

2. Получающий пособие или его кормилец могут привлекаться к участию в расходах, связанных с медицинской помощью, оказываемой при болезненном состоянии; правила, регулирующие это участие, устанавливаются с таким расчетом, чтобы оно не оказалось непосильным.

3. Пособие, предоставляемое согласно настоящей статье, имеет целью сохранение, восстановление и улучшение здоровья подлежащих обеспечению лиц, а также их трудоспособности и способности самостоятельно удовлетворять личные потребности.

4. Учреждения или правительственные ведомства, ответственные за предоставление пособий, поощряют средствами, которые могут быть сочтены целесообразными, подлежащих обеспечению лиц пользоваться услугами служб здравоохранения, предоставляемых государственными властями или признанными ими органами.

 

6. Способы защиты трудовых прав работников.

Статья 45 Конституции Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, незапрещенными законом.

Принцип обеспечения права каждого на защиту его прав и свобод воплощается в нормах трудового законодательства, направленных, прежде всего, на защиту работника как более экономически и социально слабой стороны трудового договора.

В соответствии с положениями ТК РФ к основным способам защиты трудовых прав и законных интересов работников относятся государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, защита трудовых прав работников профессиональными союзами, а также самозащита работниками своих трудовых прав.

Если указанные способы оказались недейственными работник вправе обратиться за разрешением соответствующего трудового спора в комиссию по трудовым спорам (при наличии таковой) или суды.

Под индивидуальным трудовым спором трудовое законодательство понимает неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается в том числе спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Согласно ст. 385 ТК РФ индивидуальный трудовой спор подлежит рассмотрению в комиссии по трудовым спорам в том случае, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

В судах подлежат рассмотрению индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

· работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о взыскании задолженности по заработной плате и т.д.;

· Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры об отказе в приеме на работу лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, а также лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Исходя из положений ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. В свою очередь работодатель вправе обратиться в суд о возмещении работником причиненного организации вреда в течение одного года со дня обнаружения причиненного вреда. При пропуске по уважительным причинам установленных сроков они могут быть восстановлены судом.

Лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению вправе выбрать способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением - в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд.

Заявление работника о восстановлении на работе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении, или со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки, а о разрешении иного индивидуального трудового спора - мировому судье в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Необходимо учитывать, что судья не вправе отказать в принятии искового заявления по мотивам пропуска без уважительных причин срока обращения в суд или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

В соответствии с требованиями ст. 154 ГПК РФ дела о восстановлении на работе должны быть рассмотрены судом до истечения месяца со дня поступления заявления в суд, а другие гражданские дела, подсудные мировому судье, должны быть рассмотрены мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству. При этом в указанные сроки включается, в том числе и время, необходимое для подготовки дела к судебному разбирательству. Вместе с тем в силу ч. 3 ст. 152 ГПК РФ по сложным делам с учетом мнения сторон судья может назначить срок проведения предварительного судебного заседания, выходящий за пределы указанных сроков.

На основании п. 1 ст. 22 ГПК РФ и ст. ст. 382, 391 ТК РФ дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции. При этом мировой судья вправе в качестве суда первой инстанции рассматривать все дела, возникшие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о признании забастовки незаконной, независимо от цены иска (не является спором о восстановлении на работе трудовой спор, возникший в связи с отказом в приеме на работу, так как он возникает между работодателем и лицом, изъявившим желание за-ключить трудовой договор). Мировому судье подсудны также дела по искам работников о признании перевода на другую работу незаконным, поскольку в указанном случае трудовые отношения между работником и работодателем не прекращаются.

Дела о признании забастовки незаконной подсудны Верховным судам.

Согласно ст. 393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов. Аналогичные нормы предусмотрены ст. 89 ГПК РФ, согласно которой от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, освобождаются истцы в отношении исков о восстановлении на работе, взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых отношений.

7. Гражданско-правовой статус несовершеннолетних.

В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономический кризис, продолжавшийся в стране, пагубно повлиял, прежде всего, на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увеличившееся число бедных семей в стране; постоянное увеличение числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними; рост числа детей, оставшихся без попечения родителей; рост числа несовершеннолетних убегающих из дома и др. Так известный писатель и общественный деятель А.И.Приставкин отмечает, что «сегодня на улицы выброшено, по некоторым данным 4-5 млн. детишек, им от 5 до 15 лет. Значит, уже через 5 лет мы получим такое же количество преступников. Какой-то криминальный питомник!». Председатель Совета Федерации ФС РФ С.М.Миронов отмечает: «Численность детского населения России интенсивно убывает. Так, в 1989 году численность детей в возрасте до 16 лет составляла 36 млн. человек, в 1997 году - 32 млн., в 2001 году - 28 млн. человек, в 2005 году - 24 млн. Воистину безжалостная статистика... Ежегодно правоохранительные органы задерживают до 1 млн. беспризорников. Впрочем, это только официальная статистика.. А сколько до сих пор бродит по городам и весям? Есть оценки такой «армии» в два, а то и три млн. человек». Есть еще более жесткие оценки ситуации с детьми в России. Эта ситуация тревожна прежде всего своими тенденциями: обеднение масс населения, появление люмпенов, воспитание детей улицей. «Законно возникает вопрос, сколько же из этих детей нашей беды окажется среди «лимоновцев - нацболов», сколько среди скинхедов, сколько в тренировочных лагерях «РНЕ»? И главное: кто и с какой целью захочет воспользоваться их слепой ненавистью». Возникает закономерный вопрос - есть ли какие то правовые предпосылки для изменения этой ситуации в нашей стране?

Отношение к детям в разных странах и в разные исторические периоды было разным. Однако уже к середине 50-х годов нашего столетия стало очевидным, что человечеству необходимы единые нормы, в которых бы предусматривались права собственно детей. И в 1959 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка с целью - обеспечить детям счастливое детство. В этом международно-правовом документе утверждается, что ребенок в силу его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения. ООН обратилась с призывом к родителям, мужчинам и женщинам, отдельным лицам, а так же отдельным добровольным организациям, местным властям и национальным правительствам, чтобы они признали и старались соблюдать права и свободы, предусмотренные Декларацией, путем законодательных и других мер. Эти права провозглашались в 10 принципах Декларации:
• равенство прав детей без всяких исключений и без различия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи;
• предоставление детям возможности развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства;
• право ребенка с его рождения на имя и гражданство;
• предоставление возможности пользоваться благами социального обеспечения (право на здоровые рост и развитие; на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание);
• ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния;
• предоставление ребенку на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; осуществление особой заботы о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию;
• обеспечение детям права на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях, обеспечение полной возможности игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием;
• обеспечение ребенку права при всех обстоятельствах на получение первоочередной защиты и помощи;
• обеспечение ребенку защиты от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.
• ограждение ребенка от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться с указанием пределов и срока действия такого ограничения (в случае необходимости защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства). Но даже в этих случаях не могут быть ограничены такие права и свободы, как право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, защиту своей чести, свободу совести и вероисповедания, право на судебную защиту (ст. 56 Конституции РФ и соответствующие статьи международно-правовых актов).

Гражданский кодекс широко определяет содержание правоспособности граждан, предоставляя им возможности: иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной незапрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые, не противоречащие закону сделки, и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права (ст. 18 ГК РФ). Данный перечень, составляющий содержание правоспособности, носит примерный, абстрактный характер и не является исчерпывающим. Законодатель отразил в ст. 18 ГК лишь наиболее важные, с его точки зрения, права, которые могут быть у гражданина. Лицо может иметь любые гражданские права и обязанности, не запрещенные законом и не противоречащие общим началам и смыслу гражданского законодательства. Следовательно, гражданская правоспособность имеет и пределы, которые определяются прямым указанием закона или смыслом и принципами гражданского законодательства.

Также хотелось бы отметить, что закон, определяя содержание правоспособности граждан, говорит только о правах, но прямо не упоминает об обязанностях, носителем которых также может стать любой гражданин. Это связано с тем, что любому праву гражданина корреспондирует чья-либо обязанность, которая в свою очередь также является «границей» конкретного субъективного права. Правоспособность является равной для всех граждан и не зависит от их физического и психического состояния, а также от воли и действий своих обладателей, поэтому несовершеннолетние наравне со взрослыми гражданами обладают гражданской правоспособностью. Однако несовершеннолетние граждане не всегда могут стать участниками конкретных гражданских правоотношений. Это связано, во-первых, с их собственной неспособностью приобрести для себя конкретные права и обязанности в силу отсутствия у них должного уровня «социальной зрелости», а во-вторых, с самой природой этих прав и обязанностей, исключающих возможность их приобретения посредством действий других лиц. Но это не говорит о неполной правоспособности лица, не достигшего совершеннолетия. Теоретически, несовершеннолетние обладают всеми правами, предусмотренными в ст. 18 ГК, но их реализация зависит от наступления дополнительных по отношению к правоспособности обстоятельств и, прежде всего, от достижений ими необходимого возраста, с которыми связывается наделение гражданина определенным объемом дееспособности.

Следовательно, несмотря на наличие равенства в содержании правоспособности несовершеннолетних и совершеннолетних граждан необходимо рассмотреть каждый его элемент, предусмотренный ст. 18 ГК, и выявить возможность или невозможность реализации несовершеннолетним прав, составляющих содержание его правоспособности.

1) Возможность иметь имущество на праве собственности является одной из важнейших в общем комплексе правовых возможностей, носит конституционный характер. Согласно ч.2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Данная норма Конституции РФ устанавливает, что каждый мажет иметь имущество в собственности. Под словом «каждый» понимается гражданин РФ и любое физическое лицо (иностранец, бипатрид, апатрид) независимо от его возраста. Ст. 209 ГК РФ раскрывает правомочия, которыми обладает собственник: это право владения, пользования и распоряжения собственным имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, право владения, пользования и распоряжения этим имуществом, отдавать его в залог и обременять другими способами, распоряжаться им иным образом. Как и прочие права и свободы человека, данная свобода неотчуждаема и принадлежит каждому с момента рождения. Следовательно, несовершеннолетние являются такими же правомочными собственниками, как и взрослые. В отношении несовершеннолетних в ч. 3 ст. 60 СК РФ указывается, что ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Поэтому несовершеннолетний может беспрепятственно владеть и пользоваться своим имуществом, но по распоряжению он имеет определенные ограничения. Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 ГК РФ (ч. 3 ст. 60 СК РФ). Эти ограничения связаны с возрастными критериями несовершеннолетних.

Date: 2016-05-16; view: 428; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию