Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые общие советы по поводу истолкования рисунков





 

Во всех рисунках, кроме рис. 8, прекрасно проявляется герметическая аксиома «Как вверху, так и внизу», так же как и представление о сизигии, паре или противоположности. Начнем же с рисунка 8, памятуя о том, что точка создает линию, линия – поверхность, а поверхность – Сплошное Тело.

На этом изображении мы имеем символ Огня или Духа. Вертикальная линия в центре рисунка – это тончайший Огонь; он постепенно принимает вид треугольников, их вертикальные углы становятся все менее и менее острыми, так как их основания увеличиваются и в то же самое время опускаются на более низкие уровни. В целом мы имеем шесть уровней или оснований, и шесть треугольников, вместе с точкой – семь. Седьмая фигура, произошедшая из точки – это прямоугольный треугольник, наиболее совершенный. Чем более острый угол, тем тоньше Огонь, и в конце концов мы приходим к прямому углу, точке равновесия, или поворотному пункту всех углов.

Теперь возьмем центральную точку всего рисунка и соединим ее с концами оснований треугольников; мы обнаружим, что вместе с точкой мы опять-таки имеем вторую серию семи, а именно, точку, два острых треугольника, один прямоугольный, два тупых треугольника, и горизонтальный диаметр всей фигуры. Это – планы рупы, причем первый септенарий является семью огненными логоями, а второй септенарий – семью небесными телами на четырех низших планах великого септената, и т. д., и т. д. Обратите внимание и на серии четырехугольников, образуемых точками пересечений оснований и сторон треугольников, которые состоят из 2, 4, 6, 8 и 10 штук – совершенное число. Таким образом, начав с нашей перпендикулярной линии, или Духа, мы достигли посредством серии углов, через их видоизменяющуюся остроту, прямоугольного треугольника, и перешли от него через разнообразие тупых углов – к горизонтальному диаметру, материи.

Этот значительный факт можно более ясно увидеть в рис. 11–18, где те же самые серии прослеживаются в виде прямоугольников, пунктом равновесия которых является квадрат. Безусловно, следует помнить, что здесь даются только совершенные типы, а число промежуточных типов бесконечно. Например для того, чтобы перейти от рис. 11 к рис. 12 требуется бесконечное число точек; от рис. 12 к рис. 13 – бесконечное число линий; от рис. 13 к рис. 14 – бесконечное количество промежуточных фигур, и так далее, семь бесконечностей и семь вечностей в целом.

В этих рисунках следует также отметить, что вертикаль расширилась и снова сузилась в горизонталь, но при этом изменила направление, другими словами, колесо повернулось. В одной из последующих статей мы надеемся показать происхождение свастики и ее связь с этими рисунками.

Получив теперь нашу самую совершенную треугольную фигуру, а именно, прямоугольный треугольник, мы перейдем теперь к рассмотрению действия пары таких треугольников. В серии рисунков 1–8 мы видим треугольник Духа с вершиной, обращенной вверх, и треугольник материи с его вершиной, обращенной вниз. Пусть тот, кто хочет понять смысл двух кругов, окружающих эти треугольники и постепенно проникающих друг в друга, пока они в конце концов не становятся одним (рис. 7), вспомнит кадуцей и подумает о том, что сказано в «Тайной Доктрине» (том I, стр. 550 и далее) о «лемнискате», а также о развитии зародышевой клетки (том II, стр. 117 и далее).

Эти треугольники при своем пересечении создают квадраты, и мы получаем следующие серии порожденных при этом точек: 1, 4, 9, 16, 25, 36 и 49, то есть: 12, 22, 32, 42, 52, 62 и 72.

Таковы порожденные сорок девять огней.

На четвертом уровне первичный тип веретенообразной фигуры повторяется, но как некая дуальность; в двух последующих рисунках эта дуальность повторяется но имеет все меньший и меньший размер, пока она в рис. 8 не исчезает полностью.

Если мы теперь соединим наши прошлые изображения вместе, мы получим рис. 9. Все произошло из точки (первого логоса). Так, из нее мы имеем шесть нисходящих треугольников и шесть сфер материи, которые вместе с точкой составляют число семь. Точно так же обстоит дело и с менее отчетливо видными треугольниками и кругами духа, которые восходят вверх. И все же две точки отправления по своей сути едины в своей природе. Горизонтальный диаметр не является ни тьмой, ни светом, ни духом, ни материей, так же как и самый большой круг, очерчивающий его.

Рис. 10 является увеличенным изображением рис. 7. Это развернутая пирамида и «четвероликий Брахма», «четыре махараджи», и т. д., и все четырехчастные; это есть также раскрытие Тетрактиса. Обратите внимание на две серии, в каждой из которых есть три квадрата, и точку в центре, вместе составляющие число семь. Отметим также, что квадрат двенадцати огней ограничен треугольниками десяти. Изображением пифагорейского тетрактиса был треугольник, содержащий десять йод.

Наша фигура имела бы совершенную форму, если бы углы были загнуты к центральной точке, огни, или сизигии, совпадали, и этот процесс мог бы повторяться до тех пор, пока вся фигура не исчезла бы в точке. Но в природе этот тип несовершенен, и огни находятся на разных расстояниях, так что при загибании четырех углов образуется трехмерная пирамида, причем ее духовная ось и материальные диаметры, лежащие в основании, видоизменяются пропорционально соотношению духа и материи в каждом проявлении.

Рис. 7 покажет нам все наши пары и посвятит нас в тайну отражения. Так, мы видим 2 единицы, 2 двойки, 2 тройки, 2 четверки, 2 пятерки, 2 шестерки и лишь одну семерку. Мы имеем здесь все таинственные гностические числа; от 1 до 7, затем 8, или огдоаду, 10, или декаду, и 12, или додекаду.

Поистине, об этом можно было бы написать еще очень много; однако и того, что уже было сказано, вполне достаточно, чтобы привлечь внимание читателей к тайне сорока девяти огней и дать им ключ к постижению гностических авторов, которые до сих пор кажутся безнадежно темными современным исследователям.

Что касается рисунков, следует ясно осознавать, что в действительности нет ни верха, ни низа, ни вершины, ни дна. Однако можно высказать предположение, что было бы предпочтительно перевернуть рис. 8 так, чтобы точка находилась бы на вершине.

 

 

Гавриил. В системе Юстина («Философумены», V, 26) первая триада описана как состоящая из двух мужских принципов и одного женского. Первый мужской принцип назван Добром и наделен универсальным предвидением; второй, Элохим, является (совокупным) отцом всех творений или порождений, он не обладает предвидением и слеп. Третий, женский принцип, также лишенный предвидения, колеблющийся и нерешительный, имеет двойное тело, или два тела, причем он выглядит как дева в верхней части и как змея в нижней (астрономически это Дева-Скорпион древнего Зодиака); его имя – Эдем или Израиль. В Элохим и Эдем возникло желание друг друга, и из их соединения родились двадцать четыре Ангела, двенадцать из которых называют отцовскими, а двенадцать – материнскими. Среди двенадцать отцовских ангелов и находится Гавриил. Эти двенадцать конечно же являются двенадцатью знаками Зодиака, и т. д., в соответствии с применяемым ключом. В Талмуде и Каббале Эдем называется «Садом Наслаждения» и рассматривается отцами церкви как изображение йони после совершения первородного греха. Гностики, напротив, объясняли этот термин в его наиболее духовном и метафизическом смысле, рассматривая его космогоническое и теогоническое значение и игнорируя его материальное и физиологическое истолкование.

В сочинении «Adversum Celsus»[23]Ориген довольно многословно и презрительно обсуждает «ненавистную диаграмму» офитов, на которую ссылался его оппонент Цельс. В нем Гавриил является четвертым из «семи управляющих Даймонов», ибо мы читаем: «Кроме того, Цельс утверждает, что „четвертый имел облик орла“; диаграмма изображает его как Гавриила, подобного орлу». В древней астрологии говорилось, что Гавриил правит под знаком Тельца и Луны.

 

Опять-таки египтяне, согласно Плутарху,[24]наделяли луну некой мужской и некой женской природой (phusin arsenothelun). В ходе празднований Луноса-Луны во время весеннего равноденствия, когда солнце находилось в созвездии Тельца, мужчины приносили жертвы Луносу, а женщины – Луне, и люди одного пола надевали на себя одежды другого. Кроме того, бык (Телец) у древних народов был символом порождения, и в символизме митраических Мистерий посвященный погружал меч или ятаган в глотку распростертого быка. Сравни все это с «Голосом Безмолвия»:

 

«Перед тем, как вступить на путь, ты должен разрушить свое лунарное тело, очистить свое разумное тело и сделать чистым свое сердце…»

 

 

«Прежде чем „Мистическая Сила“ сможет сделать из тебя бога, о Лану, ты должен обрести способность по своей воле убивать в себе свою лунарную форму».

 

Когда мы сопоставим все это с тем, что говорится в «Тайной Доктрине» о питри и их деятельности по формированию низшего человека, а также о двуполой, или андрогинной, природе древних рас, мы поймем, почему ангел Гавриил, даймон Луны и правитель знака Тельца, явился Марии при ее зачатии; проблема Благовещения при этом будет решена при помощи много более простых терминов, чем это делается обычно, и мы узнаем кое-что о тайнах астрального тела.

 

 

Барбело. При объяснении этого термина было бы интересно прежде всего посмотреть, что же говорили о Барбело другие гностические системы, а затем уже исследовать утверждения из «Пистис Софии».

Мы узнаем от Иринея,[25]что Неназываемый Отец явился этому «никогда не стареющему эону в облике девы» посредством эманации четырех существ, имена которых выражали мысль и жизнь; и что она [эон], увидев это, зачала и породила три подобных существа.

Сравните с этим:

 

«Тогда три (треугольники) распадаются на четыре (четырехугольники). Лучезарная сущность становится Семью внутри и Семью снаружи. Светящееся Яйцо (Хираньягарбха), которое само по себе есть Три (три ипостаси Брахмы, или Вишну, три «Авастхи»), сворачивается и распространяется как молочно-белый творог повсюду в глубинах Матери, как Корень, который вырастает в глубинах Океана Жизни.

(«Тайная Доктрина», I, 66.)

 

Согласно Епифанию, одна из офитских школ учила, что Барбело была эманацией Отца и Матерью Ильда Баофа (или, по мнению некоторых, Саваофа), то есть можно сказать, что Барбело была идентична с Софией-Ахамот, или Пистис Софией. Она обитала на Восьмом Небе, в то время как ее сын самовольно и дерзко завладел Седьмым и заставил свою мать горько плакать и сокрушаться. Эта идея является общим достоянием всех гностических систем, причем если термины у них различаются, то это представление остается неизменным. Далее следует сказать, что она постоянно является архонам, или правителям, в прекрасном облике, и таким образом она может вновь собрать вместе свою разделенную на части силу, украденную у нее Демиургом, его богами, ангелами и даймонами.

Опять-таки по Иринею, восхождение душ завершается в высшей Области, «где пребывает Барбело, Мать Живущего (или Жизней)».[26]

«Пистис София» сообщает нам, что Барбело является одной из Триады Невидимых – Аграммахамарег, Барбело и Бделле – в Левой Области (см. табл. I), где находится тринадцатый эон (стр. 359). Дважды она именуется Силой (dynamis) Невидимого Бога; она также есть мать Пистис Софии и двадцати трех других эманаций (стр. 49, 361). Левая Область со всей очевидностью называется Гиль (материей) Барбело (стр. 128).

У Епифания[27]мы снова узнаем, что одним из названий валентиниан было «барбелиты», и мы склонны согласиться с мнением К. Амелинью, высказанным в его «Essai sur le Gnosticisme Egyptien» (Париж, 1887), что это было названием высшей степени их инициации, на которой адепт становился совершенным пневматиком, или иллюминатом, сыном Бессмертия. Еврейская этимология дала бы здесь значение – сын или дочь Бога. Нам известно, что у гностиков и, особенно, у доцетов (иллюзионистов), которые утверждали, что человек Иисус совершенно отличен от Христоса, Принципа, и отрицали факты таинственного зачатья, воплощения, смерти и воскресения, – мать Иисуса, человека, считалась низкой, тогда как матери Христоса, Принципа, они оказывали всяческое поклонение. Последний был «Святым Духом» и считался их школами женским. Однако когда мы осознаем, что эзотерически есть семь аспектов Софии (семь планов мудрости), нам будет легче понять, что оба отца церкви, непреднамеренно, и гностики, преднамеренно, рассматривали лишь один из этих самых аспектов.

 

 

Великий Саваоф, Добро. В «Пистис Софии» есть три Саваофа, так сказать, три аспекта силы, или принципа, сокрытого в этом имени. (а) Великий Саваоф, Добро, отец «души» Иисуса (стр. 14, 193); (б) Малый Саваоф, Добро, названный в Космосе Зевсом (Юпитером) (стр. 351), одним из планетарных правителей; и (в) Саваоф-Адамас, правитель над шестью из двенадцати архонов (стр. 360), а также в Нижнем мире – один из архонов, которые подвергают души наказанию, чей «исполнитель», или подчиненный, подносит «чашу забвения» перерождающимся душам.

В некоторых школах учили, что тот, кто хочет стать «совершенным», должен подняться через царства правителей и в конце концов поставить свою ногу на голову Саваофа, и таким образом достигнуть Восьмого Неба, где обитает Барбело. Говорили, что у Саваофа женские волосы, некоторыми он изображался в виде осла, а другими – свиньи. Нам следует вспомнить здесь красного осла Тифона в египетских мистериях; нисхождение в Гадес Бахуса на осле в «Лягушках» Аристофана (бурлеске об элевзинских мистериях); «Золотого осла» Апулея, и, наконец, последнее, но немаловажное – въезд «Иисуса» в «Иерусалим» (земной Иерусалим, другими словами, физическое бытие) на «осле». В каждом из этих случаев эти термины происходят из мистерий, и никто, кроме «совершенного», не знал их тайного смысла. Для большинства людей они всегда оставались «абракадаброй», и останутся таковыми для всех, кроме наиболее решительных исследователей.

Ориген («Против Цельса», VI, 31) приводит формулировки молитв, которые умерший, или пневматик, возносил к планетарным правителям. Они были, вероятно, частью тайн их внешнего посвящения, и были использованы епископом Ахайи, чтобы показать, что он знал об их секретах даже лучше самого Цельса. Отрывок, относящийся к Саваофу, гласит следующее:

 

«После того они переходят к Саваофу, к которому, как они думали, следует обращаться так: «О Правитель пятого царства, могущественный Саваоф, защитник закона своего создания, которое освобождается по милости и при помощи некой более могущественной Пентады, позволь мне, зрящему безупречный символ твоего искусства, сохраненный благодаря некоему отпечатку некоего образа, иметь тело, освобожденное Пентадой. Пусть будет со мной твое благоволение, о Отец, пусть будет со мной твоя милость».

 

 

 

Правая Область. Быть может будет небезынтересно, если при объяснении этого термина мы переведем несколько строк из сочинения «Против ересей» Иренея, который был, вероятно, самым яростным противником гнозиса. Этот «святой» отец будет учить нас Знанию, к уничтожению которого он прилагал столь много усилий.

Говоря об итальянской школе валентиниан, Иреней пишет:

 

«Они утверждают, что Демиург, придавая форму Космосу, сделал также коического (материального) человека, но не из этой сухой земли, но из невидимой сущности, из флюида и неотстоявшейся порции Гиля, и что он вдохнул в него психического (или астрального человека). И этот человек, рожденный по образу и подобию (т. е. чхайя), это гилическое существо было создано в соответствии с образом, напоминающим, но не имеющим той же сущности, что и Бог (питри), в то время как психический человек был создан по подобию: потому также и его сущность, происходя из духовной эманации, называется духом жизни. Впоследствии они говорили, что его покрывал слой кожи, который, по их утверждению, есть плотское тело, воспринимаемое чувствами… таким образом они производят душу от Демиурга, тело от Земли (Choos), а плотский покров – от Гиля, но духовного человека (антропос) – от Матери Ахамот (то есть, от Вышней или Внутренней Софии, Матери Софии Внешней, или Пистис Софии)… Об этих трех они говорят, что гилическое, которое они также именуют Левым, должно обязательно погибнуть, поскольку оно не имеет внутри себя дыхания нетленности; но психическое, которое они называют Правым, находясь в середине между духовным и гилическим, идет в любом направлении, которое оно может выбрать само; тогда как духовное (манас) было послано для того, чтобы, соединившись здесь с психическим (то есть, излучающий кама-манас), оно могло принять Форму и обучаться вместе с ней (психическое, или камарупа), участвуя в ее существовании или превращаясь вместе с ней (anastrophe)».[28]

 

В «Пистис Софии» планы, непосредственно примыкающие сверху или снизу к Сокровищу Света, подразделяются на три главных локи или суб-плана, Правый, Левый и Средний.

Обязанностью правителей Правого является формирование, оформление или строительство всех низших сфер или планов существования путем принесения вниз Света из его Сокровища и принуждения его возвратиться туда снова, то есть, в другом смысле, осуществляя спасение тех душ, которые пригодны для восхождения на некий высший план. Правители Середины осуществляют опеку над человеческими душами. Левое, называемое также Областью Справедливости, – это лока, или положение, к которому тяготеют все кающиеся души, ибо именно здесь впервые произошел конфликт между Светом и Гилем (то есть, разделение и распределение). В словах предыдущего абзаца, выделенных курсивом, мы могли увидеть образы Брахмы, Вишну и Шивы, индийской Тримурти или Троицы, открывающей себя; причем здесь очень ясно представлены идеи Творения, Сохранения и Разрушения, или Восстановления.

В системе Валентина мы читаем о «силе психической или душевной сущности, которая называется „Правой“. Саваоф также обитает в Правой Области в аспекте Демиурга и Творца душ.

Прежде чем двигаться дальше, мы должны привести здесь условную таблицу планов и лок в соответствии с «Пистис Софией» (см. стр. 768).

 

 

Двенадцать Спасителей. Двенадцать спасителей являются частью содержимого Сокровища Света и идентичны додекаде валентинианской плеромы. Двенадцать диаконов несомненно представляют собой проявление примордиального типа додекады плеромы в локе другого плана.

 

 

Середина. В валентинианской системе месотес, или Средняя Область располагается над наивысшим Небом, но ниже плеромы. Это особое место пребывания психиков, как плерома – пневматиков. Это есть местонахождение Софии-Ахамот, Внешней Софии или Пистис Софии, которая, желая Света, пала из огдоады в гептаду, высшей локой или субпланом которой управляет Демиург, Своевольное Существо Пистис Софии. Когда она достигнет плеромы, Демиург будет вознесен в Среднюю Область. Или, другими словами, когда низший манас соединится с высшим, те камические элементы, которые сопровождают высший манас и постоянно внедряются в него, будут очищены.[29]

 

 

Деканы. Во главе Сферы (см. табл. I) ИЕУ[30]стоят пять великих Правителей, или архонов, созданных из световых сил Правого; это планетарные Правители: Сатурн, Марс, Меркурий, Венера и Юпитер. Под ними размещаются 360 других сил, или деканов; под ними, опять-таки, в Области Воздуха находятся, совпадая с ними по численности, 360 других архонов с пятью правителями над ними. Низшие отказываются верить в таинства Света и склоняют души ко греху. Этот бесспорный дуализм характерен для гнозиса в целом. Все в природе является добром или злом в соответствии с природой и намерением человека, в каждый момент своей жизни человек может выбрать Левое или Правое.

Эти числа 360 и 365 встречаются в системах Вардесана, Василида и в эонологии других школ; иногда они составляют часть содержимого плеромы.

Маттер, рассказывая о гностических школах Египта, сообщает нам, что гении-хранители каждого дня призывались против силы Тифона, египетского Ахримана. Они составляли третий уровень богов египетского пантеона.

Эти боги, – говорит он, – столь же мало известны по имени, как и 360 разумных сил, которые составляли Абраксас Василида. Древние давали им общее название демонов. Эти демоны группировались по классам вокруг богов, называемых космическими божествами, то есть, так сказать, это были боги, которые правили видимым миром; они были его движущими силами (космократорами), точно так же как и главные среди них были агентами наднебесных богов. Уполномоченные, так сказать, поддерживать связь между двумя мирами, они руководили нисхождением душ из высших регионов в нижнюю зону и передавали им в течение этого периода испытания и искупления дары божественной жизни. Они делили между собой 36 частей человеческого тела и, после того как их земная карьера была окончена, служили проводниками душам в их возвращении к Высшему Существу.[31]

 

 

Смесь. Хотя в данной статье и не представляется возможным дать полную и подробную таблицу всех бесчисленных синонимов терминов, использованных в схеме «Пистис Софии», мы, рискуя показаться утомительными читателю, предложим некоторое объяснение той странной номенклатуры, с которой мы встречаемся на каждом шагу.

Ниже Последней Тайны в верхнем мире, который, как мы склонны полагать, соответствует Сокровищу или плероме, находятся: Великий Свет Печати (или Знака) Света, разделяющийся на пять печатей Света; первая заповедь (или статут) делится на 7 тайн; Великий Свет Светов; 5 великих помощников, которые проводят Силы Света в нижние области, или планы; и, последняя из всех, Область Наследия Света, где будут обитать спасенные души.

Мы имеем здесь 7 элементов, или принципов, и любопытно отметить, как 5 печатей (charagmai, в некоторых системах – иероглифов), или идей, повторяются как 5 помощников, а Великий Свет Печати Света – как Великий Свет Светов.

Другие помощники (parastatai) считаются принадлежащими к Средней Области, их 15, а их имена приводятся по коптскому Бодлеанскому папирусу в уже упомянутой работе Э. К. Амелинью (стр. 252). Этот папирус содержит в себе три трактата, очевидно, той же самой школы, что и «Пистис София», которые озаглавлены: «Тайна букв алфавита», «Книга гнозиса Божественного Невидимого» и «Книга Великого Логоса в согласии с Тайной».

Эти повторяющиеся пятерки и комбинации пятерок соответствуют типу пентады, как это показано на карте валентинианской плеромы. Пять – это число человека, ибо для среднего человека триада атма-буддхи-манас, входящая в совершенный септенарий, кажется единством.

 

 

Мое одеяние. Очень любопытно и интересно было бы узнать, с какими оккультными представлениями гностиков были связаны эти тела или одеяния. Например, говоря о доцетах, – это общее название для тех школ, которые утверждали, что тело адепта было лишь видимостью, или, другими словами, майяви-рупа, – автор «Философумен» (VIII, гл. 3) сообщает нам, что они следующим образом истолковывали мистерию-драму Иисуса:

 

Он пошел и омылся в Иордане [мистической «Реке», которая остановила Исход евреев из Египта, «который есть тело» (V, 7)], и, совершая это, получил Знак и Печать, в воде, тела, рожденного от Девы, чтобы когда правитель (архон) приговорит свой собственный (то есть, правителя) образ (plasma, т. е., тело) к смерти, а именно – Кресту (stauros),[32]эта его (Иисуса) Душа, выращенная в теле, не могла бы остаться голой после того, как она лишится тела и его прибьют гвоздями к дереву, и она восторжествует над всеми началами и правителями, но могла бы облачиться в тело, которое было создано в воде при его крещении вместо плотского тела.

 

Едва ли нужно объяснять читателям глубокое оккультное значение этого отрывка, в котором содержится все таинство «Рождения» и «Крещения». Полностью постигнет его лишь тот, кто окунулся в космический поток.

 

 

Сравните с «Тайной Доктриной», том II, стр. 580:

 

Пять слов (Панчадаса) Брахмы стали у гностиков «Пятью Словами», написанными на акашическом (сияющем) одеянии Иисуса при его прославлении: слова «Zama Zama Ōzza Rachama Ōzai» (ZAMA ZAMA ΩZZA PAXAMA ΩZAI) переводятся ориенталистами как «одежда, чудесная одежда моей силы». Под этими пятью словами были, в свою очередь, сокрыты при помощи анаграммы пять таинственных сил, изображенных на одежде «воскресшего» посвященного после его последнего испытания, пребывания в трехдневном трансе; пять становятся семью только после его смерти, когда адепт становится законченным ХРИСТОСОМ, совершенным КРИШНА-ВИШНУ, то есть, погружается в нирвану.

 

 

 

Приди к нам. Сравните «Тайную Доктрину» (Том I, стансы V и VI, и стр. 130, 131), где великий день «будь с нами» описывается как тот день, когда человек, освобождающий себя от сетей неведения и в полной мере осознающий неотделенность Эго внутри его персональности, – которая ошибочно считается его собственной, – от УНИВЕРСАЛЬНОГО ЭГО (Anima Supra-Mundi, Сверх-Мировая Душа), вследствие этого погружается в Единую Сущность, чтобы стать не только единым «с нами» (проявленной универсальной жизнью, которая есть «ЕДИНСТВЕННАЯ» ЖИЗНЬ), но и самой этой жизнью.

В египетских мистериях мы также обнаруживаем упоминание о дне «Приди к нам», и объясняют его как «день, когда Осирис сказал Солнцу: „Приди“ („Книга мертвых“, xvii, 61). Более полное истолкование см. в „Тайной Доктрине“, том I, стр. 134, 135.

 

 

Последний Предел. Он соответствует Гору или Ставру валентинианской системы. Однако, «Пистис София» намного богаче по своему эзотеризму, и существуют многие пределы, или центры лайя (см. «Тайную Доктрину», passim), соответствующие каждому плану и субплану, также как есть и несколько плером. Сравните также, что сказано в «Тайной Доктрине» о кольце «Не преступи» и дхиани-паша, или «веревке богов».

 

 

Заметьте изменение числа.

 

 

Упоминается о двух таинственных названиях трех Троесильных (стр. 361), а именно: IPSANTACHOUNCHAINCHOUCHEŌCH и CHAINCHŌŌŌCH; некая сила излучается от первого на Марс и от второго – на Меркурий. В том же самом отрывке нам говорят, что Сила от Великого Невидимого пребывает в Сатурне, а от Пистис Софии, дочери Барбело, – в Венере.

 

 

Или обитает; а именно, «Колеса» (ср. «Тайн. Доктр.»).

 

 

Об Областях и т. д. см. табл. I.

 

 

Великий Невидимый Предок. Великий Невидимый Предок находится во главе иерархии Левого, Области Справедливости и тринадцатого эона. Великая Сила (или Dynamis) этого Невидимого Божества есть Барбело, а сразу за ней находятся трое Троесилных (ср. стр. 19, 23, 41 и 183). В дальнейшем мы увидим, каким образом типы плеромы отражаются во всех планах и локах. Другими словами, поскольку состояния сознания меняются, видимые облики вещей изменяются вместе с ними, в то время как вещи в себе, или типы, остаются теми же самыми. См. карту валентинианской плеромы.

 

 

Восемь тысяч семьсот раз: octies millies et septies centies (пер. Шварц). Оставив в стороне бедные латинские septies centies, трудно связать это число с предыдущим числом – «сорок девять раз». Перевод, очевидно, ошибочен, ибо мы находим в примечаниях – «centies (… decies millies», Петерманн). Однако, это исправление, по-видимому делает лишь еще хуже. У Миня это переведено так: «huit fois mille fois et sept fois cent fois», и, как обычно, все это не сопровождается никакими разъяснениями или комментариями. Вероятное решение этого затруднения состоит в том, каким бы ни был правильный перевод, что это либо неопределенное выражение, означающее «много тысяч раз», точно так же как в латыни число священного цикла, 600, стало общим наименованием любого большого числа, либо же это сознательная «шторка», скрывающая смысл.

 

 

Поистине авидья, или неведение (скорее незнание) – это корень всех нидан, или взаимосвязи причины и следствия (см. «Тайную Доктрину», sub. voce).

 

 

Адамас. На стр. 360 мы читаем, что шесть из двенадцати Эонов управляются Саваофом-Адамасом, а шесть – Иабраофом. Эти двенадцать эонов, для того, чтобы увеличить свою власть, продолжают упорствовать в таинстве Сношений. Однако в этом им противостоит ИЕУ, Отец Отца Иисуса, и потому Иабраоф и его правители обращаются к таинствам Света. Таким образом, ИЕУ поднимает их в высшую Область и приносит их в чистый Воздух, в Свет Солнца, в Область Середины и Невидимого Божества. Однако, Саваоф-Адамас и его правители не будут воздерживаться от таинства Сношений; поэтому ИЕУ заключит их в Сферу (Судьбы?), в количестве 1800 (360 х 5), а над ними еще 360 других правителей, а над ними опять-таки 5 великих правителей. Если использовать астрономический ключ, то ИЕУ – это духовное Солнце, отец физического Солнца, которое, в свою очередь, является отцом «внутримеркуриальных планет». См. «Тайную Доктрину», II, 28, и часть I «Трудов Ложи Блаватской», стр. 48.

Вышеприведенное описание извлечено из четвертой книги, или раздела, «Пистис Софии», который, по мнению Рихарда Лепсиуса, «случайно попал в то место манускрипта, где мы его сегодня читаем. Она представляет простую и древнюю форму гностического учения, и, вероятно, была сочинением некоего другого автора». Однако как бы то ни было, поскольку нашей задачей является понимание идей «Пистис Софии», будет достаточно отметить, что вышеприведенное описание дается Иисусом своим ученикам в тот момент, когда он перенес их, в их инициации, «в Среднюю Область Воздуха, на Путях Стези Середины, которая ниже Сферы», и что, благодаря аналогии, это весьма способствует пониманию «Обращения правителей», которое следует далее.

Некий намек на объяснение слова «деспот» дается на стр. 76, где говорится о «всех деспотических божествах, которые все еще не отказались от чистоты своего Света».

Термин «Адамас» часто встречается в гнозисе офитов, и в «Философуменах» X, 9 мы читаем, что: «наассены (школа офитов) называют Антропоса (Человека) Первым Принципом Вселенной (Archen Universorum), а также Сыном Человека, и подразделяют его на три части. Ибо они говорят, что в нем есть некий разумный, психический и коический (физический) принципы. И они называют его Адамас и полагают, что знание, которое он (Адамас) имеет о своем предназначении, есть начало нашего существа, способного познать Божество». Из всего вышеизложенного очевидно, что есть три адаманта, из которых Адамас является низшим.

В связи с этими «деспотическими божествами, которые все еще не отказались от чистоты своего Света», и от которых Иисус взял «третью часть их Силы», а также для прояснения последующего текста, читателям следует провести сравнение со стансом VI, шлокой 5 «Тайной Доктрины» (том. I, 191 и далее):

 

В четвертом [Цикле, или повороте жизни и бытия вокруг «семи меньших колес»] сынам приказали создать свои подобия. Одна треть отказалась. Две [трети] повиновались.

 

 

 

Первая Тайна. Иисус, который происходит от Первой Тайны (его Отца), также носит имя Первой Тайны. Иерархия эманаций в Сокровище Света, согласно первым трем книгам, состоит из Невыразимого, называемого также Божеством Истины и Внутренним Внутреннего, а также из членов (или слов) с одной стороны, и тайн Невыразимого – с другой. Во главе всех тайн стоит Тайна Невыразимого, или Первая Тайна, именуемая также Единственным (Unicum) Словом (или Логосом) Невыразимого. От нее исходит Единственная Тайна Первой Тайны, а затем три, пять и двенадцать других Тайн.

 

 

ИЕУ называется Отцом Отца Иисуса, причем Отец Иисуса – это Великий Саваоф, Добро.[33]Область ИЕУ – Правое, а титулами этого принципа являются: Надзиратель Света, Первый Человек, Представитель Первого Статута,[34]и Блюститель Покрова. Обращая также внимание на то, что в четвертой книге Невыразимое, к которому Иисус обращает свои призывы, называется Отцом всего Отцовства, мы имеем трех отцов Иисуса, а именно: Невыразимое, ИЕУ и Великий Саваоф. Дальнейшее объяснение значения этих трех «отцов» и трех «жизней» см. в «Разоблаченной Изиде», том II, стр. 227 и далее.

 

 

Не следует смешивать Марию, называемую также Мариам и Марией Магдаленой, с Марией, телесной матерью Иисуса. Эта Мария обладала наибольшей интуицией (пневматичностью) и была самым выдающимся из всех учеников.

Из «Философумен», V, 7, мы узнаем, что школа наассенов считала, что они получили свои учения от Мариамны, которой перед тем передал их «Иаков, брат Господа». Ориген также («Против Цельса», V, 62) говорит о некой гностической школе, которая производила свои учения от Мариамн.

Те, кому покажется интересным проанализировать полемику об этих трех Мариях, – то есть, Марии Магдалене, Марии, сестре Марты, и «la femme pecheresse», – в том смысле, были ли они тремя различными персонажами или одной и той же личностью, следует обратиться к перечню авторитетных источников в «Патрологии» Миня, том XXIV, кол. 541 и 542. Однако, в эзотерическом смысле, Мария-мать, Мария, сестра Марты и Мария Магдалина соответствуют буддхи, манасу и нижнему манасу.

 

 

Египет. Этот отрывок местами весьма темен, особенно его последняя фраза, «Quae eadem sunt Aegyptus» (перевод Шварц), который грамматически может иметь отношение к предшествующей фразе, «вещи, которые ты можешь делать». Если, однако, он образован таким образом, то наших читателей охватит отчаяние. Поэтому мы восстановили идею гностического автора при помощи изучения отрывков из «Философумен», например, такого:

 

Вот что было написано, сказал он: «Я сказал, что все вы будете Боги и дети Всевышнего, если вы поспешите бежать из Египта и, перейдя Красное море, придете в пустыню», – то есть, от ведущего снизу сношения (mixis) – к связи Горного Иерусалима; «но если вы снова возвратитесь в Египет», то есть, в низшую связь, «вы умрете подобно людям» (Пс. 82, 6–7). Ибо он сказал, что все нижние порождения смертны, в то время как все те, кто рождаются свыше, бессмертны. Ибо от Воды и Духа рождается лишь Духовный (человек), а не плотский. Низший (человек) напротив является плотским: об этом, сказал он, было написано: «То, что рождено от плоти, есть плоть, а то, что рождено от Духа, есть Дух». Это, в соответствии с ними, духовное порождение. Это, говорит он, есть Великий Иордан, который, стекая вниз и помешав Исходу детей Израилевых из Египта (то есть, от низшей связи, ибо Египет – это тело, согласно их взглядам), был обращен вспять и потек вверх благодаря Иисусу (V. Наассены).

 

 

 

Этот отрывок представляет величайший интерес, поскольку он показывает отношение школ посвящения к астрологии непосвященных и содержит намек на то, что «влияние звезд» должно было иметь отношение лишь к физическому, или гилическому человеку, тогда как те, кто знал таинства тринадцатого эона, т. е., психики (см. табл. I), были выше таких влияний.

 

 

Их четыре и три угла. Это термины оккультной системы астрологии, которые основаны на типе триады и четверичности и соответствуют трем высшим и четырем низшим принципам, в сумме составляющим число семь. В экзотерической астрологии они обозначают обычную троицу и квадрат, причем восемь конфигураций – это:

 

 

Мелхиседек. В «Философуменах», VII, 36, мы находим упоминание о «мелхиседекианах», которые, как говорит автор, приписывали основание их школы Теодоту, рыбаку. Главной характерной чертой их учения было то, что Христос снизошел на человека, Иисуса, при его крещении, но что Мелхиседек был некой небесной силой, высшей, чем Христос. То, что Христос должен был сделать для людей, Мелхиседек сделал для ангелов. Этот Мелхиседек не имел ни отца, ни матери, ни потомства, и его появление и конец были непостижимы. Смотрите также: Филастр («Ереси», 52), Псевдо-Тертуллиан (24), Епифаний (55), Евсевий («Церковн. истор.», V, 28), как их цитирует Салмон (Смит и Вейс, «Словарь христианской биографии», III, 889–890).

Из «Пистис Софии» (стр. 292, 327–329, 337, 365) мы узнаем, что тремя главными божествами Правого были Иеу, Зорокофора Мелхиседек и Великий Саваоф, Добро. Обязанность Мелхиседека и его преемников состоит в том, чтобы лишить правителей их Светосилы и возвратить Свет обратно в Сокровище. Относительно оккультного значения «Мелхиседека» – сравните с «Тайной Доктриной», I, 208 и 265, о «Великой Жертве» и «Безмолвном Страже».

 

 

Плоть Правителей. То есть, иными словами, что кама-манасическая сущность погибнет в низших космических силах.

 

 

ПИСТИС СОФИЯ. Читателю следует тщательно изучить историю «падения» Софии, как она рассказывается в «Философуменах» (стр. 107), и сравнить ее с аллегорической драмой текста, который следует далее. Он заметит, что первый и последний из женских эонов додекады – это соответственно Пистис и София. Душа – это был единственный субъект, а познание души – единственный объект во всех древних мистериях. В «падении» ПИСТИС СОФИИ и ее освобождении ее Сизигием, ИИСУСОМ, мы видим вечно разыгрывающуюся драму страдающей и невежественной персональности, которая может быть освобождена и спасена лишь бессмертной индивидуальностью, или, скорее, своим собственным стремлением к НЕЙ. Читая эту часть «Пистис Софии», следует все время помнить о таинственной дуальности манаса, и этот ключ может быть применен к каждой ее строке.

Как премудрость была целью гнозиса, так и центральной точкой всего гностического учения был так называемый «Миф-София». Ибо объясняем ли мы эту аллегорию с макро– или с микро-космической точки зрения, это всегда есть эволюция РАЗУМА, то, чему пытались научить нас посвященные древности. Эманация и эволюция махата в космогенезисе, и манаса – в антропогенезисе, всегда были предметом изучения Одной Науки. Местопребыванием Софии была Середина, между Верхним и Нижним мирами, в Огдоаде. Ниже располагался Хебдомад, или Семь Сфер, управляемых семью иерархиями правителей. Поистине «Премудрость построила себе дом и поставила его на семь столбов» [ Притчи, 9:1], а также: «Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери» [там же, 8:2]. Кроме того, София была посредником между Верхней и Нижней областями, и в то же самое время проецировала типы или идеи плеромы во Вселенную. Теперь о том, почему София, которая первоначально была пневматическим, или духовным существом, должна быть в Среднем пространстве, изгнанной из своей истинной обители? Таковой была великая тайна, которую пытались решить гностики. Опять-таки заметьте, что это «падение души» из ее первоначальной чистоты ввергают ее в страдания и несчастья, и проблема, которая всегда стояла перед гностическим учителями, была идентична с проблемой «страдания», решение которой поставил себе целью Гаутама Шакьямуни. Кроме того, решение этих двух систем были одинаковы в том, что они видели причину страдания в неведении, и для его удаления указывали на путь самопознания. Разум должен был научить разум: «раздумье-самоанализ» должно было быть Путем. Материальный разум (кама-манас) должен был быть очищен и таким образом соединиться с духовным разумом (буддхи-манас). На языке гностиков это выражалось в спасении Софии Иисусом, который освободил ее от ее неведения (αγνοια) и страданий. После этого неудивительно, когда мы обнаруживаем, что София – рассматривать ли ее как единство или дуальность, или же как космический разум – обладает многими именами. Среди них можно упомянуть: Мать, или Всеобщая Мать, Мать Живого, или Сияющая Мать; Вышняя Сила; Святой Дух (все это с макрокосмической точки зрения); а также – Женское Левой Руки, как противоположность Христосу, Мужскому Правой Руки; Муже-женщина; Пруникос, или Похотливая; Матка; Рай; Эдем; Ахамот; Дева; Барбело; Дочь Света; Милостивая Мать; Супруга Мужчины; Открыватель Величайших Тайн; Сокрытая Мать; Та, кто знает Таинства Избранных; Святой Голубь, который дал жизнь двум Близнецам; Эннойя; Правитель; Пропавшая, или Заблудшая, Овца, Елена. В валентинианской системе София рождает Христоса «с Тенью». Все вышеприведенные названия взяты из «Словаря христианской биографии» Смита и Вейса, статья «София», в которой мы читаем:

 

В сирийских текстах «Деяний», опубликованных д-ром Райтом («Апокрифические Деяния Апостолов», стр. 238–245), мы обнаруживаем прекрасный «Гимн Души», которая была послана вниз из небесного дома, чтобы достать жемчужину, которую сторожит змея, но забыла там, внизу, свою священную миссию до тех пор, пока она не вспоминает ее благодаря посланию от «отца, матери и брата», и затем выполняет свою задачу, обретает вновь свое великолепное одеяние и возвращается в свой старый дом.

 

 

 

Имя. Это Имя – не есть имя, но некий Звук, или, скорее, Движение. Тайна Логоса, Вербум или Вак всегда была сокрыта в тайне имен. Все эти имена в любых языках и у любых народов представляют собой видоизменения «Невыразимого Имени».

В этой связи особенно большой интерес представляет следующий отрывок из «Пистис Софии» (стр. 378, 379). Иисус, объясняя своим ученикам Тайну Света его Отца, Крещения Дымом, Духа Священного Света и Духовного Помазания, продолжает:

 

Не было бы ничего более важного, чем эти Тайны, если бы не Тайна Семи Голосов и их Сорока девяти Сил и Исчислений (psephon), и никакое из имен не превосходит это Имя всех их, в котором есть все Имена, все Света и все Силы. Таким образом, если тот, кто покинет свое тело Гиль (не обязательно в одной лишь смерти, но и во время самадхи, или мистического транса), знает это Имя, то ни Дым (то есть, никакое теологическое заблуждение), ни Власть, ни Правитель Сферы Судьбы, ни Ангел, ни Архангел, ни Сила, не смогут воспрепятствовать этой Душе; более того, если оставляя Мир некий человек скажет это Имя Огню, он будет должен погаснуть, и Туман рассеется. И если он скажет его Демонам и Преемникам Внешней Мглы (Тьмы), и ее Правителям, Властям и Силам, все они погибнут, так как их Огонь истощится, и они воскликнут: «Ты самый почтенный и священный, ты блаженный из всех тех, кто свят». И если они скажут это имя Держателям Дьявольского Проклятия, и их Властям и всем их силам, а также Барбело и Невидимому Божеству, и Трем Трехсильным, они немедленно провалятся в те области, где они будут вынуждены раствориться и погибнуть, и воскликнут: «О Свет всякого Света, который есть в беспредельном Свете, вспомни также и нас и очисти нас.

 

В отношении этого отрывка в «Тайной Доктрине», II, 570, отмечается:

 

Легко увидеть, чем являются этот Свет и Имя: светом Посвящения и именем «Огня-Эго», которое не есть ни имя, ни действие, но духовная, вечно живая Сила, которая выше «Невидимого Бога», поскольку эта Сила есть САМОСТЬ.

 

Сравните также: «Тайная Доктрина», sub. voce.; Oeaohoo, I, 68, 71, 72, 93 (Oi-Ha-Hou); Мантрика-Шакти, I, 293; Kuan-Yin, I, 136; Kuan-Yin-T'ien, I, 137, 138; Логос, II, 25; Гермес, II, 541, 542; Мистические имена и признаки, I, 352; Адити-Вак, I, 431; Вак, Савитри, мать богов и всего живого, II, 128; Вак, Девасена, II, 199; и Мелодичная корова, II, 418.

 

 

Ильда Баоф идентичен с Птахилом Кодекса назареев, Демиургом валентинианской системы, Проархом барбелитов,[35]Великим Архоном Василида и Элохимом Юстина, и т. д. Ильда Баоф (Дитя Хаоса) был сыном Софии (Ахамот) в гностическом космогенезисе, другими словами, Главой Творящих Сил и представителем одного из классов питри. Если мы рассматриваем Вышнюю Софию как акашу, а Нижнюю Софию (Ахамот) как его низший или материальный план, мы сможем понять, почему Ильда Баоф, материальный творец, был отождествлен с Иеговой и Сатурном, и таким образом прояснить следующую аллегорию из Иренея.[36]Ильда Баоф, дитя Матери, Софии, порождает своего сына без помощи какой-либо матери, и его сын – в свою очередь некоего сына, а тот – другого, и так далее до тех пор, пока не будет порождено один за другим шесть сыновей. Они немедленно начинают бороться со своим отцом за власть, и он в отчаянии и ярости всматривается в «чистилища материи» внизу, и благодаря им рождается другой сын, Офиоморфос, змееподобный, дух всего, что пребывает в материи. Затем, преисполненный гордого самодовольства, он вытягивается в своей высшей сфере и громко провозглашает: «Я есть Отец и Бог, и нет никого выше меня». На это его мать воскликнула: «Не лги, Ильда Баоф, ибо Отец Всего, Первый Антропос (человек) выше тебя, и таков же Антропос, Сын Антропоса».[37]И Ильда Баоф, чтобы помешать своим сыновьям внять этому голосу, предложил им изготовить человека. Так шесть из них сделали гигантского человека, который лежал на земле и извивался подобно червю (человек первых циклов и рас). И они принесли его к его отцу Ильда Баофу, который вдохнул в него «Дыхание Жизни» и таким образом растратил свою творящую силу. И София помогла этому замыслу так, что она вновь восстановила Светосилы Ильда Баофа. В дальнейшем человек, содержа в себе божественную искру, стремился к Небесному Человеку, от которого она пришла. Поэтому Ильда Баоф взревновал и создал Еву (Лилит), чтобы лишить Адама его Светосил. И шесть «Звездных», почувствовав страстное желание из-за ее красоты, породили через нее сыновей. После этого София послала змея (ум), чтобы Адам и Ева нарушили заповеди Ильда Баофа, который в ярости изгнал их из Рая в Мир, вместе со змеем (четвертый цикл и четвертая раса). В то же самое время она лишила их присущей им Светосилы, так, что она не могла бы подпасть под это «проклятие». Змей ослабил мировые силы под ее влиянием и породил шесть сыновей, которые постоянно препятствовали и вредили человеческой расе, из-за которой был изгнан их отец (змей). Адам и Ева в самом начале обладали чисто духовными телами, которые постепенно становились все более и более грубыми. Их дух также ослабевал, ибо у них не было ничего, кроме дыхания низшего мира, которое вдохнул в них Ильда Баоф. Однако в конце концов София вернула им назад их Светосилу, и они осознали, что они были наги.

Эта впечатляющая аллегория, в которой творение становится выше своего творца, может быть понята только если помнить об идентичности сущности того, что развилось, и того, от кого оно развилось. Сравните:

 

«Я сам облекся в тебя, и ты мой вахана, до дня „Будь с нами“, когда ты снова станешь мною и другими, собою и мною» («Тайная Доктрина», I, станс VII, шлока 7).

 

В этом цикле эманации, то, что вверху, становится тем, что внизу, и потому мы видим в «Пистис Софии», что в конце концов об Ильда Баофе говорится, что он обитает в «Великом Хаосе, который есть Внешняя Мгла», где он со своими сорока девятью демонами подвергает мучениям грешные души (стр. 382). Кроме того, сходство между Ильда Баофом и Саваофом-Адамасом столь близкое, что их без сомнения надо рассматривать как аспекты одной и той же силы; специфическое богатство терминологии «Пистис Софии» делает необходимыми такие соответствия.

В карте офитов, о которой говорит Ориген в своем сочинении «Против Цельса», есть два септената планетарных правителей, высшая и низшая хебдомад. Ильда Баоф – первый в высшей группе, а Михаил-Офиоморфос – во главе низшей. Этот Михаил называется «подобным льву» и является сыном Ильда Баофа, который также изображается львиноголовым. В формуле молитвы для «умершего», душа, после того как она преодолела укрепление злобы (φραγμον κακιας), владение Офиоморфоса, или наш земной материальный план, достигает врат Ильда Баофа и произносит следующее льстивое обращение, которое по правде говоря кажется малоподходящим к природе Ильда Баофа.

«О ты, рожденный для мужественного правления, Ильда Баоф, первый и седьмой, о правитель, живой Логос чистого разума, совершенное творение Сына и Отца, дающих тебе знак Жизни, (отмеченный) печатью образа, я открываю ворота, которые ты закрыл для своего Эона, мира, и возвращаюсь под твоим покровительством к свободе. Да будет со мной твоя милость, Отец, да будет она».

 

 

Копия Духа (Antimimon pneumatos) – это один из принципов в строении души, в изготовлении которой играют свою роль каждый из планетарных правителей. Эта работа завершается тем, что душу снабжают Глотком Забвения, или снадобьем Леты, которая сварена из спермы Дьявола и побуждает людей ко всевозможным материальным желаниям; это злой гений человека, некий вид духовной субстанции, окружающей душу.

 

 

Одинокий декан в воздухе. Сравните с стр. 107, «Я подобна Гилю, который пал; они гнали меня туда и сюда, подобно некоему демону в воздухе». О Средней Области воздуха говорится как о Путях Стези Середины, которая находится ниже Сферы. О термине «декан» см. 14 (7).

 

 

Отверстия… моих Глаз. Э. К. Амелинью в своих «Essai sur le Gnosticisme Egyptien», стр. 303, прослеживая эту идею в образной системе египтян, пишет следующее:

 

«Среди заклинаний, обращенных к Солнцу, или скорее в перечислении его различных превращений, мы читаем следующее: «Тот, кто создал воду, которая вытекла из его чрева, образ тела Реми, плакальщик». «Слезы играют важную роль в египетской религии», – говорит Э. Невиль, объясняя этот текст, – «и особенно в том, что относится к творению». Далее он приводит несколько примеров, взятых из неопубликованных текстов из гробницы Рамзеса IV, которые мы у него заимствуем. В одном из них к Богу обращаются с молитвой как к «плакальщику» и просят даровать жизни «царю»; «О плакальщик, могущественный, высший в царстве Аукерт, дай жизнь Царю»… Он принимает также и такое обращение: «О ты, кто создает себя из своих слез, кто слышит себя своими собственными словами, кто возрождает свою душу, возроди душу Царя». И наконец, в знаменитом тексте, известном как текст четырех рас, к людям обращаются таким образом: «Вы – это слеза из моего глаза под вашим именем Рету, другими словами, под вашим именем людей»… Эта доктрина еще более ясно излагается в магическом папирусе, переведенном д-ром Бирхом, где слезы различных богов изображаются как материя, из которой происходят цветы, ладан, пчелы, вода, соль, и т. д. «Когда Гор плакал», – говорит папирус, – «вода, которая падала из его глаз, превратилась в растения, которые создали душистый аромат. Когда Су и Тефнут очень сильно заплакали, и вода падала из их глаз, она превратилась в растения, которые создали благовония… Когда солнце плакало во второй раз и позволило воде падать из своих глаз, она превратилась в пчел, которые трудились… Когда солнце Ра становилось слабым, пот падал с его членов и превращался в некую жидкость… его кровь превращалась в соль. Когда солнце становилось слабым, оно потело, вода падала из его уст и превращалось в растения.

 

Сравните также с «рожденным из пота» в «Тайной Доктрине».

 

 

Греческие, латинские и сирийские фрагменты, которые остались от писаний, называемых «Евангелием от Фомы», дают лишь слабое представление о том, чем должно было быть оригинальное Евангелие или Евангелия согласно Фоме, чтобы к нему сохраняли почтение различные школы гностицизма и даже некоторые отцы церкви. Эти фрагменты также называются «Деяниями отрочества Господа» и изобилуют глупыми и ребяческими случаями, которые столь часто встречаются в «Евангелии детства». Однако, эти басни пользовались столь большой популярностью у католических читателей, что это евангелие было «переодето» с тем, чтобы удовлетворить ортодоксальному вкусу, путем удаление из него всех еретических отрывков. И все же гностическая направленность этих фрагментов обнаруживается благодаря их строгому докетизму, то есть, теории о том, что явление Христоса как человека было иллюзией. То, что существовало философское евангелие Фомы, совершенно очевидно по природе цитат из него и многочисленных ссылок на него, но было ли это евангелие той книгой, которую было поручено написать Фоме нашего текста, всегда будет оставаться тайной, пока не обнаружится тому какое-нибудь свежее доказательство.

Есть некое Евангелие от Матфея, называемое «Книгой детства Марии и Спасителя Христа», которое, по всей видимости, представляет собой перевод с еврейского, выполненный Св. Иеронимом, и вероятно является тем первоначальным текстом, на котором основано более позднее «Евангелие рождества Марии». Но все таким образом отредактированные и вновь отредактированные фрагменты – это, конечно, не в большей степени подлинное Евангелие согласно Матфею, чем текст Синоптика того же имени, и его безусловно никогда нельзя будет поместить в ту же философскую категорию, к которой следует относить все подлинные гностические сочинения.

 

 

Великая Тайна Спасения. Великая Тайна – это Тайна Невыразимого (Атма), или Первая Тайна, Высшая Мудрость (буддхи), от которой проистекают все эманации. Она исходит от Невыразимого, а также находится в нем, будучи в то же самое время Высшим Принципом Прощения Грехов. См. табл. I.

 

 

Царство (Небесное). Из многочисленных отрывков, которые можно привести для того, чтобы показать, каких оккультных идей придерживались гностики относительно «царства», и сколь сильно отличались их воззрения от захудалых ортодоксальных концепций нашего собственного времени упадка и разложения, вероятно, не последний интерес имеет следующий фрагмент из «Евангелия египтян». На вопрос, когда наступит это царство, дается такой ответ: «Когда Двое станут Одним, и Внешнее станет как Внутреннее, и Мужчина с Женщиной – не Мужчиной и не Женщиной». Отсюда немедленно приходят в голову две интерпретации из многих, которые могут быть даны: (а) соединение низшего манаса с высшим, персональности с индивидуальностью; и (б) возврат к андрогинному состоянию, как это произойдет в будущих расах. Таким образом, это царство может быть достигнуто отдельными личностями сегодня, а человечеством – в расах, которые придут.

 

 

Троны. «Те, кого называют в теологии „тронами“ и являются „Сиденьем Бога“, очевидно являются первыми воплощенными людьми на земле; и это станет понятным, если мы подумаем о бесконечных сериях прошлых манвантар, обнаруживая, что последняя должна была прийти первой, а первая последней. Короче говоря, мы находим, что высшие ангелы прорвались, бесчисленное количество эонов назад, через „Семь Циклов“ и украли таким образом их священный огонь; если выразить это более понятными словами, то они поглотили во время их прошлых воплощений, как в низших, так и в высших мирах, всю мудрость, имевшуюся там, – отражение МАХАТА различных степеней интенсивности». «Тайная Доктрина», II, 80.

 

 

Израиль. Значение этого термина могут прояснить следующие выдержки из систем наассенов (офитов) и Юстина, в соответствии с тем, как они изложены в «Философуменах».

Исход детей Израиля из Египта (то есть, тела) был остановлен водами Великого Иордана (символ духовного рождения или порождения), которые были обращены вспять и вынуждены потечь вверх благодаря Иисусу (V, 7).

Опять-таки, сыны Израиля пересекли Красное море и пришли в пустыню (то есть, были рождены в этот мир посредством родов), где были боги разрушения и бог спасения. Первые навязывали необходимость изменчивого и непостоянного рождения тем, кто родился в этот мир. Это были змеи пустыни, и для того, чтобы Сыны Израиля могли избежать укусов этих сил, Моисей показал им истинного и совершенного Змея (V, 16).

В системе Юстина первая триада состоит из Благого Принципа, Элохима и Эдема, или Израиля, причем последний считается женским и изображается как дева в верхней своей части, и как змея – в нижней; она есть супруга Элохима. Отрывок из Исайи (I, 2–3): «Слушайте, о небеса, и внимай, о земля, ибо Господь сказал… Но Израиль не знает Меня…», – объясняется таким образом, что небеса – это дух Элохима в человеке, земля – это душа, которая есть в человеке вместе с духом, Израиль – это Египет (то есть, материя).[38]Из вышеизложенного более чем очевидно, что колена Израилевы – это люди этого материального мира.

 

 

Чтобы она не узнала об этом. В этом отрывке об Иисусе на Небесах, силы различных областей восклицают одна за другой, когда он переходит от плана к плану: «Как изменил нас Господь Вселенной без нашего ведома» (стр. 21). В дальнейшем (стр. 25) они изображаются пребывающими в страхе, «потому что они не знали Тайны, которая вершилась». София опять-таки (стр. 78) рассказывает нам, что она согрешила «из-за неведения». Сравнивая эти отрывки мы приходим к заключению, что триумфальное восхождение Иисуса, как совершенного посвященного, и драматический рассказ о кающейся Софии, – это лишь два аспекта одного и того же процесса, который рассматривается в первом случае с точки зрения индивидуальности, а во втором – персональности.

 

 

Материя, которая пала. Сравните стр. 102 и 107; «Я решил опуститься в Хаос». «Они решили опуститься в Хаос». Если соотнести эти различные термины с соответственными «принципами» в человеке, то не возникнет никаких затруднений. Своевольный – это корень принципа камы, или принципа желания, и его исхождения имеют ту же самую природу, что и танха в буддийской философии. Отражение манаса, «одного из Невидимых», тяготеет к каме и становится, таким образом, низшим манасом. Поистине, наши «грехи» – это лишь «Сила с обликом Льва».

 

 

Оды Соломона. В «Пистис Софии» есть пять фрагментов, известных ортодоксальной церкви как Оды Псевдо-Соломона. Они были первой частью нашего текста, переведенной с коптского, – это перевод, предпринятый Уойдом и опубликованный Мюнтером в 1812 г.; Шампольон написал статью в «Magasin Enciclopedique» Миллина (1815, II, 251) о труде Уойда; его также отмечает Меттер в своей «Histoire» (II, 348). Однако, поскольку не было предъявлено никакого серьезного аргумента, чтобы удостоверить пренебрежительный префикс «псевдо», мы склонны верить, что они были в свое время столь же каноничными, как и многие другие писания, которые были занесены в «index expurgatorius»,[33] чтобы они удовлетворяли прихотям и предрассудкам благодетельного неведения.

 

 

Несколько замечаний из системы Марка[39]о буквах и цифрах греческого алфавита, вероятно, прольет некоторый свет на непонятные места этого текста. Говорят, что школа этого знаменитого наставника распределяла буквы среди частей тела Антропоса, звездного человека (называемого в каббале Адамом Кадмоном, символом макрокосма).

 

Date: 2016-05-16; view: 366; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию