Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дети с сенсорными и двигательными нарушениями





Детей с сенсорными нарушениями подразделяют на глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих.

Недоразвитие органов слуха или зрения лишает ребенка важнейших источников информации, что обусловливает его отставание не только в психическом, но и в физическом плане. Степень выраженности отставания в значительной мере зависит от тяжести и времени возникновения сенсорных нарушений, а также раннего начала специальной коррекционно-реабилитационной работы.

1.Дети с недостатками слуха. Основной причиной отставания в умственном развитии ребенка с недостатками слуха, является нарушение развития речи, так как ребенок не слышит своего голоса и речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. Характер речевых дефектов непосредственно зависит от выраженности снижения слуха и времени возникновения слуховой аномалии. Л.С. Выготский подчеркивал, что "...компенсация и вызревание совершаются на путях культурного развития глухого ребенка. Трагедия глухонемого ребенка, и, в частности, трагедия в развитии его внимания, заключается не в том, что он наделен от природы худшим вниманием, чем обычный ребенок, а в его культурном недоразвитии" (21).

Социокультурная адаптация детей с нарушениями слуха часто (40%) осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами, которые формируются как вторичные за счет сенсорной и социальной депривации, возникающей при неадекватных условиях воспитания ребенка как в семье, так и в детском учреждении. Такие дети в большинстве случаев замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, болезненно реагируют на случаи обнаружения их дефекта. Их речь характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. Часто отмечаются нарушения звуко-буквенного состава слов: некоторые звуки ребенок не улавливает, другие воспринимает неправильно, отчетливо слышит только ударные части слова, недостаточно ясно дифференцирует на слух приставки, окончания слов. Таким образом, как указывает Н.Д. Шматко, ребенок искаженно слышит слово, искаженно запоминает его и искаженно произносит, пишет (26). Все это обусловливает необходимость предельно раннего начала сурдологической учебно-воспитательной работы.

2.Дети с нарушениями зрения. Степень выраженности отставания в психическом развитии у таких детей зависит от этиологии, тяжести и времени возникновения дефектов зрения, а также от своевременного начала коррекционно-реабилитационной работы. Особенностями психического развития слепых и слабовидящих детей является слабость абстрактно-логического мышления, ограниченность знаний и представлений об окружающем с преобладанием общих, неконкретных знаний. Характерен малый объем чувственного опыта, формальный словарный запас и недостаточно точная предметная соотнесенность слов. Дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений, пространственной ориентировки и определяют малую моторную активность ребенка, общую его медлительность. Такие дети, как указывает Н.Д. Шматко, часто пытаются "скрыть" или отрицать дефект, если о нем узнают окружающие. Они чувствуют себя скованно, неестественно и дискомфортно. Стесняются обращаться за помощью. Бывают ранимы и чувствительны к критике. При глубоких нарушениях зрения могут наблюдаться навязчивые движения. Дети надавливают на глаза, чтобы получить ощущение света, раскачиваются, издают стереотипные звуки.

3.Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Выделяют три группы таких детей, у которых выполнение произвольных движений невозможно или затруднено. К первой относят детей, страдающих остаточными проявлениями периферических параличей и парезов, изолированными дефектами стопы или кисти, легкими проявлениями сколиоза (искривлениями позвоночника). Ко второй группе относят детей, страдающих различными ортопедическими заболеваниями, вызванными главным образом первичными поражениями костно-мышечной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной и периферической нервной системы), а также детей, страдающих тяжелыми формами сколиоза (68). Особую группу составляют дети с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата связаны с патологией развития или повреждением моторных механизмов ЦНС.

В основе детского церебрального паралича (ДЦП) лежит раннее (как правило, внутриутробное - до 50% случаев) повреждение или недоразвитие мозга, вследствие эндокринных, инфекционных и хронических заболеваний матери, интоксикации, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору, иммунологическим характеристикам и др., иногда - возникающее в результате родовой травмы или асфиксии новорожденного, реже - как следствие энцефалита. Наследственным заболеванием ДЦП, как правило, не является. Основной симптом ДЦП - двигательные расстройства, которые могут наблюдаться в одной конечности (монопарез или моноплегия), обоих верхних или нижних конечностях (верхний нижний парапарез или параплегия), на одной половине тела (гемипарез и гемиплегия), во всех 4-х конечностях (тетрапарез или тетраплегия). Частым клиническим проявлением ДЦП является слюнотечение. В целом, при ДЦП наблюдается синтез двигательных, речевых, ментальных, эмоционально-волевых дефектов. Сложность общего развития детей с церебральным параличом заключается в наличии выраженных нарушений скоординированной двигательной работы (асинергии - от греч. a - приставка со значением отрицания, sin - вместе и ergon - работа).


Психическое развитие детей с ДЦП имеет типичные особенности, которые обусловлены как органическим поражением ЦНС, так и ограниченностью самостоятельного передвижения и самообслуживания. Во-первых, оно замедленно, во-вторых, характерна непропорциональность в развитии высших психических функций, в частности мышления. При некоторых формах заболевания отмечается несоответствие между удовлетворительным общим уровнем сформированности абстрактно-логического мышления и недостаточностью пространственных представлений, что в дальнейшем обусловливает специфические трудности в усвоении ребенком, например, счетных операций. Часто имеют место нарушения умственной работоспособности. Уровень интеллектуального развития широко варьирует - от нормального интеллекта (IQ около 110) до различных по структуре и выраженности форм олигофрении (до IQ=20). У большинства детей с ДЦП наблюдается специфическая задержка психического развития (70%). Норма наблюдается в 10% случаев, умственная отсталость - в 20%.

Такие дети ранимы, впечатлительны, имеют эмоционально-поведенческие и личностные расстройства. Отмечается сильная привязанность к родителям или людям их заменяющим.

Отклонения психического развития в большинстве случаев обусловлены недостаточностью практической деятельности (в частности, игровой) и социокультурного опыта детей с ДЦП, а также невозможностью осуществлять в большинстве случаев продуктивную коммуникацию с окружающими людьми. Более половины детей имеют дизартрические расстройства речи.

 

Литература к теме:

1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М., 1963.

2. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М., 1988.

3. Гудонис В. Критерии оценки человека с депривацией зрения в античные времена Дефектология. - 1996. - N5. - С.51.

4. Гудонис В. Интеграция лиц с нарушенным зрением Дефектология. - 1993. - №4.

5. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М., 1990.

6. Козлов М.Я., Левин А.Л. Детская сурдоаудиология. - Л., 1989.

7. Комаров К.В. Особенности обучения слабослышащих детей. - М., 1985.

8. Коррекционно-воспитательная работа с детьми при глубоких нарушениях зрения и слуха Сб.науч.тр. Под ред. В.Н.Чулкова, 1986.

9. Леонгард Э.А., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать! - М., 1990.


10. Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М., 1985.

11. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. - М., 1985.

12. Особенности развития и воспитания детей с недостатками слуха и интеллекта Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1984.

13. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Под ред. Т.А. Власовой. - М., 1985.

14. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей. - М., 1981.

15. Семенова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. - М., 1972.

16. Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. - Ташкент, 1979.

17. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей. -М., 1980.

18. Узун О.В. О социальной адаптации выпускников школ-интернатов для детей с ДЦП Дефектология. - 1993. - N4.

19. Флери В.И. О глухонемоте Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и способам образования, самым свойственным их природе. - СПб., 1835.

20. Халилова Л.Б., Шаховская С.Н. Речевые и сенсорные системы. Теоретический курс авторизованного изложения Под ред. В.И. Селиверстова. - М., 1995.

21. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. - СПб.: Образование, 1995. - С.14.

 

СИНДРОМ ДАУНА

Синдром Дауна – это генетическое заболевание, при котором кариотип состоит из 47 хромосом вместо обычных 46. При образовании половых клеток во время мейоза парные хромосомы должны расходиться, но если по какой-то причине этого не произошло, во время зачатия ребенка появляется третья 21-ая хромосома (трисомия).
Аномалия возникает примерно у одного из 800 новорожденных и в 88 % случаев это происходит из-за нерасхождения женских гамет.

Обычно синдром Дауна определяется по ряду внешних симптомов, которые не сложно обнаружить у человека:

плоское лицо с раскосыми глазами, как у монголоидной расы (раньше патология носила название «монголизм»);

маленькая голова и короткая шея;

широкие кисти рук с короткими пальцами и единичной поперечной складкой на ладони;

короткие конечности;

недоразвитые ушные раковины;

наличие эпиканта – особой складки у внутреннего угла глаза, что прикрывает слезный бугорок и не переходит на верхнее веко;

плоская широкая переносица и короткий нос;

изменение радужной оболочки глаз и наличие на ней пятен Брушфильда – очаговых уплотнений соединительной ткани диаметром от 0,1 до 1 мм, имеющих желтый цвет;

низкий рост;

кожная складка на шее новорожденного;

косоглазие;

аномально большой язык (макроглоссия);

мышечная гипотония;

укорочение пальцев из-за недоразвития средних фаланг, а также дефект развития 5-го пальца (искривление);


килевидная или воронкообразная форма грудной клетки;

открытый рот в связи со сниженным тонусом мышц.

Синдром Дауна - тяжелая генетическая аномалия. По статистике, один младенец из шестисот-восьмисот появляется на свет с этим отклонением, с одной лишней хромосомой. Во всем мире детей с синдромом Дауна называют «солнечными» - настолько они добры, дружелюбны, открыты и беззащитны. Они просто не способны кого-либо обидеть, поскольку напрочь лишены агрессии. Они не умеют обижаться и злиться. И, как все дети, они любят играть, танцевать, читать, шалить, узнавать что-то новое. Но жить, развиваться, учиться и проявлять свои таланты дети с синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви. Им нужно чуть больше помощи, внимания и понимания - как со стороны семьи, так и всего общества.

Эти уникальные дети ставят перед окружающими уникальные вопросы- о ценности жизни любого человека и о его праве на родительскую любовь.

Действительно, в развитии ребенка с синдромом Дауна есть определенные характерные особенности, но они вовсе не свидельствуют о тотальном и непоправимом слабоумии и не ведут к нему. Конечно, развитие такого ребенка протекает не гладко, поэтому ему просто необходимы компетентная поддержка со стороны взрослых, своевременная помощь на каждом этапе взросления. Только в таких условиях ребенок способен развить свои умственные возможности до такого уровня, что даже может посещать общеобразовательный детский сад, а позже— вполне успешно обучаться в специализированной школе.

Но вовсе не познавательные способности— сильная сторона таких малышей. Оказывается, в эмоциональном развитии они с лихвой покрывают свои умственные недостатки. Такие дети «заражают» окружающих своим хорошим настроением, они улыбчивы и обаятельны. Малыши с синдромом Дауна ласковы и очень привязаны к близким, прекрасно понимают язык чувств. Доброта, желание и умение заботиться (особенно о младших детях)— счастливые качества этих детей.

Педагоги любят работать с такими малышами. Дети с синдромом Дауна послушны, обладают хорошей способностью к подражанию. По примеру взрослых или других детей эти малыши легко овладевают навыками самообслуживания. Повзрослев, ребенок с синдромом Дауна успешно включается в домашнюю работу и с удовольствием ее выполняет.

Такой ребенок очень чувствителен к эмоциям. В ситуации эмоционального комфорта он улыбчив, обаятелен, генерирует хорошее настроение для всей семьи. Вместе с тем эмоциональность такого малыша имеет и негативные проявления. Осуждение, презрение, непонимание со стороны близких губительны для него. Эти чувства порождают в ребенке глубочайший душевный дискомфорт, который сводит на нет все его достижения. Негативные эмоции, направленные на него, порождают в малыше импульсивность, агрессию. Эти качества многие воспринимают как проявление заболевания, забывая, что причина их кроется в горьком и таком понятном ощущении: «Меня не поняли!».

Детям с синдромом Дауна сложно запоминать цифры и слова, в отличие от других детей. В этом им может помочь обучение при помощи песни или танца, которое, помимо обучающей функции, несет в себе удовольствие. При помощи пения и музыки дети с синдромом Дауна учатся различать звуки на слух, развивают свое воображение и учатся выражать свои мысли через слова, музыку, движения и жесты. В пении можно повторять одни и те же слова для лучшего их запоминания в приятной и творческой форме. Обучить ребенка несложной песенке может показаться трудным заданием, но оно того стоит, поскольку через этот способ ребенок выучит новые слова и сможет применять их в обычной жизни. Ребенок с синдромом Дауна также часто использует целые фразы из песен в повседневном общении. При этом дети также учатся рифмовать слова, что развивает их творческий потенциал. Пение также развивает у таких детей навыки чтения. При пении дети произносят слова по слогам, что помогает им научиться читать. Также при пении дети учат новые для них слова, которые могут быть объяснены в самой песне, что помогает им лучше запомнить значение нового слова. Если пение сопровождается танцами или другими движениями, это способствует улучшению их координации движения. Этот метод развивает у детей память и образное мышление. Пение также улучшает здоровье детей за счет правильного дыхания и улучшения циркуляции крови в легких. Идеальным считается вариант, когда ребенок с синдромом Дауна учится посредством пения в группе таких же детей. Это позволяем им обмениваться мнениями и учиться друг у друга.

СЛАБОУМИЕ

Расстройство интеллекта (слабоумие) (от лат. intellectus — понимание, познание) — психиатрический интеллектуально-мнестический синдром; врождённое (умственная отсталость) или приобретённое (деменция) поражение интеллекта, в результате которого у человека снижается способность понимать связь между окружающими явлениями, утрачивается способность отделять главное от второстепенного, утрачивается критика к своим высказываниям, поведению.

Если слабоумие приобретённое, ослабевает память, уменьшается запас знаний, представлений. Наблюдается глубокое обеднение эмоционально-волевой сферы, личности. При этом сначала может наблюдаться один однообразный плоский аффект, затем — эмоциональная тупость либо с апато-абулией, либо с психомоторным возбуждением. Изменяется личность, искажается характер.

При приобретённом слабоумии использование старых знаний, умений и навыков также осложняется или становится невозможным.

Классификация

Симптомы в структуре слабоумия могут быть различными, однако преобладают негативные . Если оно определяется только ими, это простое слабоумие. Чаще, особенно в начальной стадии бывает психотическое слабоумие с бредом, галлюцинациями, маниакальным и депрессивным синдромом. При этом чем более они выражены, тем легче слабоумие и наоборот, при тотальной деменции они полностью исчезают. По Г. Модсли (англ.)русск.: «В крайних случаях слабоумия не могут образовываться даже нелепые идеи».

По этиологии различают:

Приобретённое заболевание — деменция, например, атрофические процессы головного мозга в предстарческом и старческом возрасте — болезнь Альцгеймера), деменции при сосудистых, метаболических и других органических заболеваниях мозга — так называемый психоорганический синдром.

По течению существует:

Стационарное — возникнув, не углубляется;

Прогрессирующее — ведущее к психическому маразму. При этом, чем раньше оно начинается, тем быстрее прогресс и хуже прогноз.

По патологоанатомическим изменениям по О. В. Кербикову:

Органическое — есть характерные изменения в головном мозге. Его в свою очередь классифицируют по этиологии, нозологическому принципу и локализации в головном мозге. Отдельно некоторые авторы выделяют эпилептическое слабоумие, что выражается не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему всё кажется важным, все мелочи — значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своём состоянии (концентрическое слабоумие).

Шизофреническое слабоумие (или везаническое, апатическое, транзиторное, атактическое слабоумие) — характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности ещё длительное время могут сохраняться. Возникает при длительном течении шизофрении.

Клинически различают лакунарную и тотальную деменцию. Среди тотальной деменции А. В. Снежневский выделяет паралитическое и сенильное слабоумие. Для первого характерны эйфория, психомоторное возбуждение, облегчение ассоциаций и растормаживание низших влечений; для второго — амнезия, утрата критики, безразличное или угрюмо-раздражительное настроение, эмоциональная тупость. Классические формы встречаются, соответственно, при прогрессивном параличе и сенильной деменции.

Врожденное заболевание — умственная отсталость (олигофрения). Оно обусловлено расстройством раннего онтогенеза. Процесс стационарен, однако может усугубляться при новых экзогенных влияниях (ЧМТ). Традиционная классификация (подробнее, пожалуйста, см. «Классификация олигофренией»): дебильность (иногда сохраняется способность к труду), имбецильность (сохраняется способность к самообслуживанию), идиотия (не сохраняется способность к самообслуживанию и речи).

 

ДЕМЕНЦИЯ

Деме́нция (лат. dementia — безумие) — приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых. В отличие от умственной отсталости (олигофрении), слабоумия врождённого или приобретённого в младенчестве, представляющей собой недоразвитие психики, деменция — это распад психических функций, происходящий в результате поражений мозга, часто — в молодости в результате аддиктивного поведения, а наиболее часто — в старости (сенильная деменция; от лат. senilis — старческий, стариковский). В народе сенильная деменция носит название старческий мара́зм. По данным ВОЗ, во всём мире насчитывается более 46 миллионов людей с деменцией. Ожидается, что это число увеличится до 131,5 млн к 2050 году.

Критерии

- Нарушение кратковременной и долговременной памяти (по данным психиатрического интервью, субъективного и объективного анамнезов, нейро- и патопсихологической диагностики).

По меньшей мере, одно из следующего:

Нарушение абстрактного мышления

Нарушение критики, обнаруживаемое как неспособность строить реальные планы в отношении окружающих, родственников и вопросов, связанных с работой

Нейропсихологические симптомы и синдромы: афазия, апраксия, агнозия («три А»), а также нарушение оптико-пространственных функций и конструктивной деятельности.

Личностные изменения: сциальная дезадаптация в семье и на работе, отсутствие проявлений делирия в период деменции, наличие органического фактора в истории болезни (по результатам лабораторных исследований, анализов и т. п.).

Степени тяжести деменции

1. Лёгкая. Хотя работа и социальная деятельность существенно нарушены, способность к самостоятельной жизни сохраняется, с соблюдением правил личной гигиены и относительной сохранностью критики.

2. Умеренная. Предоставлять больного самому себе рискованно, требуется определенный надзор.

3. Тяжёлая. Повседневная деятельность настолько нарушена, что требуется постоянный надзор (например, больной не в состоянии выполнять правила личной гигиены, не понимает, что ему говорят и сам не говорит).

Типы деменций







Date: 2016-05-16; view: 731; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию