Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беседа как метод воспитательного воздействия





 

Иногда удается снять «смысловой барьер» беседой, направленной на выяснение причины, которая привела к нарушению контакта и взаимопонимания. В тех случаях, когда «смысловой барьер» основан на легко выяснимом недоразумении, не стал еще устойчивым и не вызывает аффективных переживаний, он, как правило, легко снимается уже в самом начале беседы. <...>

Но бывают случаи, когда для преодоления «смыслового барьера» нужна длительная и специально организованная беседа. Это требуется тогда, когда «смысловой барьер» уже стал устойчивым, т.е. когда у школьника возникли сильные аффективные переживания, когда для него стало привычным сопротивление воздействиям, идущим от взрослых, недоверие к ним. Для того чтобы школьник вообще не уклонился от беседы и слушал то, что ему говорят, по крайней мере без агрессии, беседу следует начинать тоном, противоположным тому, по отношению к которому у школьника имеется «смысловой барьер».

Если воспитателю удается добиться хотя бы того, чтобы беседа началась, дальше не менее важным является правильное построение беседы. <...>

Такая беседа имеет две задачи. С одной стороны, она направлена на преодоление «смыслового барьера», с другой – она обязательно должна привести к тому, что школьник примет новые цели, которые поставит перед ним воспитатель и которые будут связаны с преодолением отрицательных особенностей личности, свойственных этому ученику.

Для такого результата необходимо, чтобы школьник с самого начала понял и поверил, что цель беседы – помочь ему и что все предложения воспитателя, направленные, например, на то, чтобы повысить успеваемость, улучшить дисциплину, наладить взаимоотношения с товарищами, нужны именно самому ученику, а не воспитателю. Как это ни странно, но школьники, особенно при наличии «смыслового барьера», часто думают, что взрослый организует какое-нибудь педагогическое воздействие, предъявляет те или иные требования не для того, чтобы дать возможность школьнику исправить свои ошибки, преодолеть недостатки, а совсем для другого (например, воспитателю нужно провести мероприятие, проявить какие-либо свои качества). Убедить школьника в ошибочности такой точки зрения –. одна из задач беседы.

Проводя беседу, надо учитывать также следующее. «Смысловой барьер» приводит к тому, что ученики вследствие потери взаимопонимания с учителем (а нередкой и с родителями) остаются наедине со своими недостатками, поражениями, неудачами. Все это, связываясь с отрицательными переживаниями, непрерывно растет в глазах школьника, и постепенно он начинает искренне верить, что он неисправим и что стоящие перед ним трудности непреодолимы. При изучении таких школьников нам постоянно приходилось сталкиваться с утверждениями вроде: «Все равно я не смогу хорошо учиться»; «Я неспособный»; «У меня плохая память»; «Я ленивая, не могу себя заставить работать»; «Я никогда не смогу вести себя хорошо, ничего не получится». Поэтому очень важно убедить школьника, что все его недостатки можно выправить. Для этого можно доказать ему на примерах, как удавалось преодолевать такие же или еще более серьезные трудности другим людям.

Наконец, следует учитывать и еще одно обстоятельство. С одной стороны, «смысловой барьер» нередко возникает у школьников в результате каких-либо их неудач, а с другой стороны, он сам становится источником дальнейших неудач. Поэтому, как уже было указано, школьники, у которых имеется «смысловой барьер», часто не успевают, нарушают дисциплину, у них плохие отношения с товарищами и взрослыми. Многие из них привыкают к неуспехам, мирятся с ними. Для того чтобы тот или иной ученик принял новые цели, которые поставил перед ним воспитатель, у него должна появиться потребность изменить свое положение. Вызвать такую потребность удается разными путями – например, поставить перед школьником вопрос о его перспективах, о его будущем, отнестись со всей строгостью к его настоящему положению, если он к нему относится благодушно, или жетюдбодрить его и обнадежить, если он подавлен и растерян.

Если в результате беседы у школьника появляется потребность изменить свое положение, у него возникает эмоциональное переживание, выражающееся в недовольстве тем, что с ним происходит сейчас, и в положительном отношении к возможным изменениям. Наличие этих потребностей и переживаний и обеспечивает принятие школьником поставленных воспитателем новых целей. <...>

После всего сказанного у кого-нибудь из читателей может создаться впечатление, что добиться указанных целей трудно, а иногда и невозможно. Однако, как показывают исследования1, многим воспитателям удается достигнуть результата даже в очень сложных случаях. Это можно объяснить тем, что все школьники, у которых имеется хоть какое-либо неблагополучие в учении, во взаимоотношениях с окружающими, как правило, чувствуют себя неудовлетворенными, потому что оказываются неудовлетворенными потребности, связанные с основными линиями их жизни. Чем больше неудач, тем хуже у этих детей самочувствие, настроение, тем чаще у них преобладают отрицательные эмоциональные переживания. Таким образом, школьников самих не устраивает их положение. Правда, некоторые из них часто утверждают обратное, они могут бравировать, сознательно вести себя так, чтобы заслужить наказание, делать вид, что у них все в порядке, но все это происходит от бессилия и обиды. Некоторые ученики, как уже говорилось, как бы примиряются с тем положением, в котором они находятся, и даже уже не стремятся его изменить. Но и те, и другие чувствуют себя неудовлетворенными, и, как только они поверят в возможность исправить свое положение, многие из них охотно идут на любые предложения воспитателя.

1 См. Л.С. Славина. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам.

 

Итак, в беседе, проведенной указанным образом, воспитателю часто удается наладить взаимоотношения с детьми, вызвать к себе доверие, снять «смысловой барьер» и добиться того, чтобы школьник принял поставленную перед ним цель, достижение которой поведет его к исправлению.

Славина Л.С. Знать ребенка, чтобы воспитывать. – М.: Знание, 1976. – С.20-33.

Date: 2016-05-16; view: 523; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию