Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Индивидуальная психотерапия





Психологом-консультантом, если так называть человека, который достаточно профессионально, ответственно и на высоком уровне занимается психологическим консультированием, может стать только тот человек, который имеет общее и специальное высшее психологическое образование и, кроме того, достаточный опыт практической работы в роли психолога-консультанта, высоко оцененный специалистами и подтвержденный соответствующим сертификатом.

Все сказанное крайне важно для нормальной профессиональной работы психолога-консультанта. Кроме знаний и умений, психолог-консультант должен обладать рядом специальных личностных качеств. К примеру, он должен любить людей, быть способным без слов понимать и чувствовать их состояние, быть добрым, терпеливым, общительным и ответственным. К данному перечню можно было вполне добавить слова, в свое время сказанные о психологе-консультанте известным специалистом в этой области Р. Меем. Консультант-психолог, писал он, должен уметь привлекать к себе людей, чувствовать себя свободным в любом обществе, быть способным к эмпатии. Главное у настоящего психолога-консультанта – это «доброжелательность и стремление понять клиента, помочь ему увидеть себя с лучшей стороны и осознать свою ценность как личности»'.

8.Позиции психолога-консультанта во взаимодействии с клиентом.

Этим вопросом занимались, Божович, Исаев, Маркин

Понятие «позиция», согласно О. К. Соколовской [1], отражает относительно устойчивую, развивающуюся систему отношений человека к различным сторонам действительности, к собственной личности, положенную в основу конкретной деятельности, поступков, линии поведения. Данное понятие выступает как «категориальный мост» между теориями, в центре которых стоят предельно общие категории, такие как «деятельность», «отношение», «направленность», «личность», и такими практическими приложениями, которые оперируют понятиями «готовность» и «поступок».

О. К. Соколовская [4] рассматривает профессиональную позицию студента- психолога как устойчивую систему отношений личности к различным аспектам будущей профессиональной деятельности, определяющую профессиональные планы и намерения, направления деятельности, профессиональное мировоззрение. Структура профессиональной позиции, по ее мнению, включает в себя три компонента:

отношение к людям в профессии, располагающееся в континууме «негуманный - гуманный»;

С точки зрения Ф. Е. Василюка, выделенные ролевые позиции консультанта помогут реализовать диалогический принцип психотерапевтического взаимодействия.

Таким образом, несмотря на значительное количество работ, проблема позиции психолога-консультанта не исчерпывает себя и раскрывается перед исследователями во все новых аспектах. По нашему мнению, в характеристике отношения психолога к клиенту можно выделить два вектора: вектор эмпатии (социальный интерес, сопереживание клиенту) и вектор аффилиации (потребность в создании и поддержании теплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми, в проявлениях дружбы и любви). Данные векторы соответствуют двум противоположным установкам, о которых говорит Т. А. Флоренская: эмпатического слушания и вненаходимости. Консультант должен быть максимально внимательным к клиенту, проявлять понимание, поддержку и в то же время не быть втянутым в личные (дружеские, любовные) отношения с ним, сохранять «дистанцию».

Пересечение этих векторов позволяет говорить о четырех типах позиций психолога по отношению к клиенту: «манипулятор», «специалист», «волонтер», «психолог».

Для выявления присущей психологу позиции можно использовать следующие психодиагностические методики: опросник аффилиации А. Мехрабиана и тест В. В. Бойко для диагностики уровня эмпатии. Соотношение выраженности показателей по данным методикам позволяет, на наш взгляд, выявить позицию психолога [10].

В группу «Манипулятор» попадают испытуемые, набравшие более 35 баллов по уровню развития аффилиации и менее 20 баллов по уровню развития эмпатии. Консультанты с такой позицией ориентированы на создание теплых, эмоционально значимых взаимоотношений с клиентом; проявляют выраженную потребность в общении, в эмоциональных контактах, дружбе, любви. Но при этом у консультанта отсутствует эмоциональная отзывчивость, сопереживание, соучастие, сочувствие к клиенту или же они носят рациональный характер. Таким образом, психолог, придерживающийся позиции «манипулятор», стремится удовлетворить собственные потребности в общении и взаимодействии с клиентом, при этом эмоциональное состояние последнего игнорируются.

В группу «Специалист» попадают испытуемые, набравшие менее 35 баллов по уровню развития аффилиации и менее 20 баллов по уровню развития эмпатии. Консультант с такой позицией проявляет холодность, равнодушие, отчужденность и безразличие к своему клиенту. Трудно говорить о мотивации подобного психолога во взаимодействии с клиентом. Возможно, это познавательный интерес, или вынужденная для него деятельность, или же она носит для него статусный характер. Консультант может хорошо разбираться в проблеме клиента, но всю вину

за происходящее возлагать на него. Для психолога важно чувствовать собственную состоятельность, превосходство над клиентом.

В группу «Волонтер» попадают испытуемые, набравшие более 35 баллов по уровню развития аффилиации и более 20 баллов по уровню развития эмпатии. Консультанты с такой позицией стремятся понять переживания, внутренний мир, эмоциональное состояние своего клиента, проявить к нему сочувствие; ориентированы на общение, создание теплых и дружественных взаимоотношений с клиентом. Но установление личных взаимоотношений между консультантом и клиентом может привести к потере беспристрастности во взаимодействии друг с другом, к высокой самоотдаче со стороны психолога и стремлению переложить на него все свои заботы со стороны клиента.

В группу «Психолог» попадают испытуемые, набравшие менее 35 баллов по уровню развития аффилиации и более 20 баллов по уровню развития эмпатии. Такая позиция, на наш взгляд, является наиболее оптимальной для консультанта. В этом случае психолог демонстрирует понимание, эмоциональную поддержку и сочувствие к клиен ту. При этом он сохраняет дистанцию в отношениях, не проявляет привязанности к клиенту, стремления к дружбе и любви. Такие отношения дают возможность быть с клиентом в полноценном, искреннем, доверительном и этичном контакте, сохраняя при этом объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление вышеназванных позиций психолога по отношению к клиенту у студентов - будущих психологов. В исследовании приняли участие студенты 3 курса факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «СГПА им. Зайнаб Биишевой» (г. Стерлитамак) в количестве 30 человек, обучающиеся по специализации «Психологическое консультирование». В результате исследования было получено следующее распределение студентов по заявленным нами позициям: «манипулятор» -33,3 %; «специалист» - 14,8 %; «волонтер» - 18,6 % и «психолог» - 33,3 %.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что не все студенты - будущие психологи способны к продуктивному и гармоничному взаимодействию с клиентом. Даже зная и владея разнообразными психотерапевтическими/психокоррекционными техниками и процедурами, психолог-«манипулятор» будет стремиться вызвать у клиента симпатию к себе, понравиться ему, при этом игнорировать его переживания; «специалист» демонстрировать свои знания и умения, проявлять снисходительность или возмущаться по поводу проблем клиента; «волонтер» - проявлять максимум сопереживания, поддержки, внимания и личной привязанности, полностью посвящая себя клиенту.

Профессиональная позиция психолога, выражающаяся в характере отношения к клиенту, должна не только осознаваться им, но и целенаправленно формироваться в том своем качестве, которое обеспечит наиболее конструктивное и продуктивное взаимодействие с клиентом.

 

9. Принципы этики в индивид уальной и групповой психотерапии

А. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.

Принцип контракта: Телесный психотерапевт как можно четче проясняет контракт со своими клиентами относительно частоты, платы, методов, уровня вмешательства и специфичных целей, так же относительно продолжительности сессий и (если известно) психотерапии в целом.

Примеры: Психотерапевт информирует клиента о своей профессиональной оценке ситуации. Он/она описывает лечение и методы и предоставляет клиенту свободу в отводе любой специальной процедуры, обеспечивая возможность не использовать процедуры или завершить психотерапию. Он/она проясняет процедуры введения и завершения психотерапии или ее сокращения, и информирует клиента об этом в начале терапии. Он/она дает информацию о прерывании курса заранее. Он/она обычно придерживается договоренного уровня вмешательства и работает в направлении целей психотерапевтического контракта – или в направлении вновь оговоренных целей. Он/она поддерживает соответствующую рабочую атмосферу. Если клиент является несовершеннолетним, психотерапевт ответственен перед родителями или законным опекуном, так же как и перед клиентом.

Принцип конфиденциальности: Телесный психотерапевт держит в секрете всю информацию о клиенте, независимо от того, как она получена - от клиента, других или из его собственного восприятия. Эта конфиденциальность включает в себя и собственно терапевтические отношения. Это правило может быть нарушено без согласия клиента только в случае, если ясно, что сохранение- 2 - конфиденциальности означает нарушение закона либо подвергает опасности клиента или другую личность. Если психотерапевт нарушает конфиденциальность, клиент должен быть информирован немедленно.

Примеры: Психотерапевт делает и использует магнитофонные или видео записи только с письменного согласия клиента, после обсуждения возможного влияния (вреда) на процесс психотерапии. Он/она информирует о супервизии. Он/она информирует о сохранении записей. Он/она может передавать информацию о клиенте в случае ссылки на случай, получив специальное разрешение от клиента, и, упоминая, что это разрешение было получено. Если психотерапевт нарушает конфиденциальность, клиент должен быть немедленно информирован.

Принцип присутствия: Телесный психотерапевт старается быть энергетически, эмоционально и интеллектуально присутствующим, сосредоточенным и сдержанным в терапевтических отношениях. Он/она уважает границы и внутренние процессы клиента. Он/она не позволяет собственной потребности в вознаграждении стать доминирующей в отношениях.

Примеры: Психотерапевт сохраняет установку неослабевающего внимания. Он/она создает себе соответствующие внутренние и внешние рабочие условия, для того, чтобы присутствовать. Он/она обращается к разногласиям в контракте и на межличностном уровне помимо процедуры специального разбора переноса и контрпереноса в психотерапевтическом процессе. Он/она встречает клиента на соответствующем уровне, не способствует изолированию клиента и избегает причинения ему ненужной боли. Он/она избегает определения проблемы неподходящим способом, – навешивая ярлыки или выставляя напоказ свои знания.

Принцип оценивания: Телесный психотерапевт находится в непрекращающемся процессе оценивания психотерапии, ее прогресса и своей собственной полезности для клиента. Это оценивание определяет его/ее действия.

Примеры: в начале психотерапии, психотерапевт оценивает потребности клиента и свою собственную способность их удовлетворить. Он/она проявляет уважение к любому медицинскому статусу клиента и поддерживает его в поиске соответствующей помощи. Он/она обдумывает соответствие своего вмешательства и процесс психотерапевтического взаимодействия: условия контракта, межличностные отношения и отношения переноса. Он/она внимателен/на к эффекту психотерапии на каждодневную жизнь клиента и к влиянию текущих событий на терапевтический процесс. Он/она обсуждает условия окончания психотерапии, если считает, что его/ее работа не может быть больше полезной клиенту.- 3 –

Принцип честности: Телесный психотерапевт сохраняет честность относительно своей подготовки и возможностей, ограничений психотерапии, собственного понимания клиента и взаимодействия между ними.

Примеры: Психотерапевт направляет клиента к другим специалистам, если разрешение предъявленной проблемы находится вне его/ее возможностей. Он/она реалистично представляет клиенту пользу своих навыков и средств, так же как пригодность средств иных специалистов. Он/она точно представляет, каким является его/ее восприятие клиента и терапевтической ситуации. В подходящем случае он/она готов/готова признать собственные чувства, ошибки, погрешности восприятия и т.д. В соответствующей ситуации он/она готов/готова заявить о представлениях и ценностях – социальных, личностных, духовных, этических и интеллектуальных - присущих его/ее работе.

Принцип уважения: Телесный психотерапевт уважает границы клиента: физические, личностные, духовные, религиозные и политические.

Примеры: Психотерапевт не препятствует решениям клиента, если только они не влекут за собой вред для клиента либо других. Если он/она игнорирует социальную и личностную организацию клиента или противопоставляется ей в такой степени, что это вредит психотерапии, он/она предпринимает соответствующее действие: конфронтацию, обучение, супервизию, изменение контракта или окончание психотерапии. Принцип силы: Телесный психотерапевт использует свое положение авторитетной для клиента фигуры (фигуры, обладающей силой) для содействия росту и автономности клиента. Примеры: Психотерапевт заботиться о том, чтобы инициировать только те процессы, которые клиент будет способен интегрировать. Он/она не использует клиента финансово, эмоционально, сексуально или практически. Он/она поддерживает осознание клиентом своих прав и потребностей и возможностей ими предоставляемых. Он/она вызывает самоуважение клиента поддержкой и примером. Он/она упрочивает взаимное уважение и границы путем соответственного противопоставления клиенту (контраста).

Принцип сексуальности: Телесный психотерапевт центрирован и сдержан в собственной сексуальности и использует это для помощи клиенту в его/ее психо-сексуальном росте. Он/она не использует сексуальные чувства в личных целях или для самоудовлетворения.

Примеры: Психотерапевт реагирует осторожным и сдержанным образом на сексуальные чувства клиента, независимо от того, на каком уровне они проявляются – детском/родительском или на взрослом. Он/она не имеет сексуальной связи с клиентом и не ведет себя соблазнительно. Он/она прекращает психотерапию, если сексуальное влечение достигло степени, когда его ясность вредит процессу психотерапии или его содержание стало неадекватным. Процедура окончания включает, по крайней мере, одну сессию, на которой психотерапевта и клиента консультирует сторонний специалист, помогающий прояснить терапевтические отношения. Продолжительность и оплата заключительной процедуры оговаривается с помощью данного профессионала.

Принцип конгруэнтности (соответствия, согласованности, гармонии) в отношениях: Телесный психотерапевт внимателен к другим отношениям, которые он/она может прямо или неявно иметь с клиентом и которые влияют или сталкиваются (мешают) с терапевтическими отношениями. Он/она избегает или проясняет их.

Примеры: Психотерапевт обычно избегает работать в двойных отношениях, т.е. с сослуживцами, близкими друзьями, родственниками и др. Он/она осознает, что социальный контакт помимо психотерапии может создать запутанность, и по возможности избегает этого или проясняет влияние этого на психотерапию. Если содержание терапевтической ситуации становится неудовлетворительным, психотерапевт завершает ее. Процедура окончания включает, по крайней мере, одну сессию, на которой психотерапевт и клиент консультируются сторонним специалистом, помогающим прояснить контрактные отношения. Дальнейшая процедура проводится так же, как описано выше. Обычно психотерапевт не вступает в частные или иного рода профессиональные отношения, т.е. как консультант близких партнеров клиента или своих собственных.

Принцип мониторинга (профессионального наблюдения, роста, соответствия): Телесный психотерапевт постоянно переоценивает течение, глубину и качество психотерапии и, тренируясь, обретает уверенность, что посредством соответствующих средств, любые недостатки исправимы.

Примеры: Психотерапевт регулярно посещает профессиональные конференции или собрания, подписывается на профессиональные журналы и/или получает регулярную, или соответственно нуждам - индивидуальную либо групповую супервизию, особенно в новых областях работы для данного психотерапевта, или там, где терапевт испытывает любое особое эмоциональное вовлечение либо трудность. Он/она посещает развивающие (продвигающие его) обучающие модули или другие тренинговые сессии в областях, где он/она продолжает развиваться, или с новой клиентской группой (например, работающей с детьми), либо в тех областях, где появились значительные усовершенствования с тех пор, как психотерапевт прошел обучение.

Date: 2016-05-16; view: 340; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию