Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные черты обмена НТЗ





· Передача технологии происходит путем ее передачи как товара, как экспорта капитала и как экспорта рабочей силы.

· По масштабам научно-исследовательских работ США намного опережают остальные высокоразвитые страны, что является причиной своеобразного «технологического разрыва». Ежегодно США расходуют на НИОКР более 270 млрд. долл., Япония – более 80 млрд., страны ЕС – более 76 млрд. Практически можно сказать, что к началу ХХ1 века США остались единственной страной, способной осуществлять исследование и разработки по всему спектру развития науки и техники. На долю США приходится 47% всех затрат на НИОКР в рамках стран ОЭСР, на долю Японии – 30%, ЕС – 21%. В расчете на 10 тыс. чел. населения в США приходится 76 ученых и инженеров, занятых научными исследованиями, в Великобритании – 36, В ФРГ – 59, в Японии – 74. Доля затрат на научные исследования в ВВП в США составляет 2,7%, Великобритании – 2,3%, Франции – 2,4%, Японии – 3,1%, ФРГ – 2,8%, Италии – 1,4%. Как правило, в этих странах затраты на НИОКР растут быстрее, чем ВВП – в среднем 10% в год. В связи с этим именно на США приходится 2/3 всех продаж патентов и лицензий в мире. Поступления от этой торговли превышают поступления всех остальных ведущих стран – экспортеров и постоянно растут. К настоящему времени это составило в СШВ 27 млрд. долл., тогда как в Великобритании – 5,27 млрд., ФРГ – 2,78 млрд., Франции – 2,21 млрд., Японии 6,02 млрд. В целом оборот по лицензионной торговле оставляет около 48 млрд. долл. При этом стоимость продукции, выпускаемой в разных странах мира по иностранным лицензиям, превышает 500 млрд.

· Основными преимуществами от масштабных затрат на НИОКР являются:

v Возможность быстрого обновления номенклатуры производимой продукции. В США ежегодно на мировой рынок поступают миллионы принципиально новых и уже известных продуктов со значительными улучшениями их качества.

v Резко сокращается срок массового освоения нововведений. По данными американского экономиста Ф. Линна, промежуток времени между датой открытия и датой практического применения новации сократился с 30 лет в начале ХХ века до 16 лет в период между Первой и Второй мировыми войнами и до 9 лет после Второй мировой войны. Между открытием принципа фотографирования и началом его практического использования прошло 102 года (1727 – 1829 гг.). Аналогичный период для радио составил 35 лет (1867-1902 гг.), телевидения – 14 лет (1922 – 1936 гг.), атомной бомбы – 6 лет (1939 – 1945), транзистора – 5 лет (1948 – 1953), лазера – 5 лет (1956 – 1961), интегральных схем – 3 года (1958 – 1961). Быстрее других реализуют свои изобретения США и Япония.

v НИОКР – главный инструмент конкурентной борьбы на рынке. При этом на первом месте стоит организационный фактор, т.к. впереди оказывается тот, кто быстрее и лучше организует нововведение на практике.

· Главные организационные формы связи науки и бизнеса в мировой практике проявляются в различных сочетаниях взаимоотношений трех структур – промышленных лабораторий, НИИ, КБ, опытных производств (основная часть прикладных исследований и внедрение промышленных новшеств); вузов и университетов (подготовка кадров и генерация новых идей теоретического характера); государственных ведомств, институтов и лабораторий (определяют общие контуры развития, стимулирует процесс нововведений, проводит разработки, имеющие общенациональное значение). В США на долю промышленности приходится почти 70% исполнения бюджета НИОКР, на государство – 11%, на вузы – 16%.

Важной формой взаимоувязки этих секторов являются разнообразные контрактные, договорные отношения между заказчиками и подрядчиками. Также существуют разнообразные коммерческие связи науки и производства. Среди них наиболее распространены:

v Научно-производственные комплексы – временные коллективы, осуществляющие проекты на коммерческой основе.

v Инновационные подразделения – создаются при вузах, лабораториях с целью установления контактов с потенциальным потребителем и доведения новшеств до реализации.

v Рисковый бизнес – процесс создания научно-технических фирм – новаторов, имеющих самостоятельность, коммерчески ориентированный и производственно строго специализированный характер. Это способствует тому, что количество создаваемых нововведений на единицу затрат во много раз выше, чем в крупных корпорациях. Число банкротств также велико. Например, в США за последние 20 лет число таких фирм возросло более чем в 10 раз, стоимость наличного рискового капитала составляет примерно 50 млрд. долл. В Европе такой бизнес получил развитие лишь в Великобритании и Нидерландах. Рисковые фирмы в своей деятельности не столько учитывают, сколько предвосхищают реальные потребности в еще не существующих изделиях. При этом 90% нововведений заранее обрекается на неудачу.

v Внутренние венчуры – автономная группа специалистов, осуществляющая нововведенческий проект внутри своей фирмы, имеющая юридическую и финансовую самостоятельность (в пределах лимитов), право подбора кадров. Именно таким образом фирма IВМ в начале 80-х гг. создала свое производственное отделение по выпуску персональных ЭВМ, которое всего через год стало крупнейшим в мире их производителем. В настоящее время не менее 25% крупных корпораций США применяют систему внутренних венчуров.

v Разнообразные исследовательские и нововведенческие кооперативы и консорциумы промышленных фирм – бывают небольшие, реже встречаются крупные образования. Так, в середине 90-х гг. 12 корпораций США, среди которых «Ханиуэлл», «Моторолла», «Рейдио корпорейшн оф Америка» и др. образовали на паях гигантский исследовательский кооператив по созданию новых поколений микроэлектронной и компьютерной техники, в частности, искусственного интеллекта. Они выделили не только финансовые средства, но и специалистов в обмен на право пользования результатами разработок, несмотря на то, что они конкурируют между собой. Годовой бюджет новой организации составил 75 млн. долл. Численность занятых – 250 чел., штаб-квартира – в г. Остин (штат Техас).

v Научно-производственные парки, или технополисы – форма связи науки с производством, используемая промышленными фирмами совместно с университетами на определенной территории. Университеты являются «инкубатором программ». Парки имеют свой офис, управляющий аппарат, систему четкого взаимодействия структур.

v Посреднические фирмы – закупают результаты исследований в университетах и после последующей доводки перепродают их промышленным или внедренческим фирмам для последующего производственного освоения.

v Консультационные фирмы – оказывают разнообразные профессиональные услуги, связанные со всеми стадиями процесса нововведения.

· Торговля технологиями становится одной из самых динамичных форм МЭО. Формирование мирового рынка технологий произошло во второй половине 50-х – 60-х гг. ХХ в., когда объем международных коммерческих операций по технологиям превысил масштабы национального обмена. За последние 18 лет оборот мировой лицензионной торговли вырос в 15 раз. В 2000 г. объем торговли лицензиями превысил 500 млрд. долл.

· В рамках общего рынка технологий можно выделить сегмент – рынок макротехнологий. Это совокупность знаний и производственных возможностей для выпуска на мировой рынок конкретных изделий – самолетов, судов, атомных реакторов и др. Производство наукоемкой продукции обеспечивает всего 50 макротехнологий. Семь промышленно развитых стран, обладая 46 макротехнологиями, имеют 80% этого рынка. Это США – 700 млрд. долл., Германия – 530, Япония – 400. Это рынок высококонкурентен и перспективен. Секретариат ОЭСР определяет шесть отраслей, в рамках которых развиваются макротехнологии – авиакосмическое машиностроение, производство оргтехники и ЭВМ, электроника, фарфорофаянсовая промышленность, приборостроение и электротехническое машиностроение.

· Растущим территориальным сегментом международного рынка технологий являются развивающиеся страны. Темпы экономического роста в данных странах как минимум в 3 раза больше, чем в США, Японии или Западной Европе. Например, в области науки, техники, программного обеспечения Мексика готовит столько же специалистов как Франция, Южная Корея – больше, чем любая страна Европы (кроме Германии), Индия или Китай – больше чем Франция и Германия вместе взятые. Вследствие увеличения интеллектуальной элиты развивающиеся страны все больше завоевывают позиции в передовых отраслях производства. Например, затраты на эксплуатацию завода полупроводников в Восточной Азии с ее значительным предложением рабочей силы и растущим бизнесом примерно в 5 раз меньше, чем в Японии и США и на 1/3 ниже, чем в Европе. Индия, где вдвое больше инженеров-программистов, чем в Японии или Германии, создала успешно растущую индустрию программного обеспечения, в которой занято более 300 тыс. чел. Южная Корея обогнала Великобритания по показателю ВНП. Однако данная категория стран весьма неоднозначна. К ним относятся:

ü Страны – реципиенты международной технической помощи, на которые приходится лишь 4% мировых затрат на НИОКР и 10% инженерно-технических кадров;

ü Новые индустриальные стран, уделяющие особое внимание развитию собственных научно-технических потенциалов;

ü Китай и постсоциалистические страны, преодолевающие кризис и стремящиеся уделять должное внимание научным исследованиям и опытно-конструкторским работам.

· Важная особенность рынка технологий – его монополизация крупнейшими международными компаниями. Они способны осуществлять дорогостоящие долгосрочные НИР, имеющих возможность сократить временной цикл функционирования оборудования и приобретающих технические знания с целью овладения производством новых, более современных товаров. Также из-за значительного обострения конкурентной борьбы на рынках трансфер технологий используется в качестве основного средства транснациональной экспансии.

· Экономическая целесообразность экспорта технологий обусловлена тем, что это источник получения доходов; форма борьбы та товарный рынок; способ обойти проблемы экспорта соответствующего товара; способ установления контроля над иностранной фирмой посредством условий лицензионного соглашения; возможность доступа к другим технологиям через перекрестное лицензирования, а также возможность более эффективного совершенствования объекта лицензии при участии покупателя.

· Экономическая целесообразность экспорта технологий обусловлена тем, что это доступ к нововведениям высокого технологического уровня; средство экономии на НИОКР; средство уменьшения затрат на валютный импорт; обеспечение использования национального капитала и рабочей силы; условие расширения экспорта продукции, выпускаемой по иностранным технологиям; гарантия освоения продукта или процесса при помощи продавца.

· Процесс международной передачи (трансфера) технологии осуществляется по следующим каналам:

1. Внешнеторговый – передача технологии вместе с поставками машин и оборудования.

2. Внутрифирменный – передача технологии в рамках ТНК своим филиалам и дочерним компаниям. До 2/3 мировой торговли лицензиями приходится на внутрифирменный обмен. 70% всех трансграничных роялти приходится на долю между головными компаниями и их заграничными филиалами (80% - в США и ВБ, до 90% - в Германии).

3. Межфирменный – трансфер по лицензионным, кооперационным, управленческим и другим соглашениям с зарубежными фирмами.

· Основной формой передачи технологии являются лицензионные соглашения – документ, состоящий в том, что лицензиар (обладатель технологии) передает лицензиату (покупателю) права на использование запатентованного изобретения или технологии в виде ноу-хау на определенный срок за определенное вознаграждение.

По характеру и объему право на использование технологии международная практика выделяет три вида соглашений (в соответствии с тремя видами лицензий).

Соглашение неисключительной (простой) лицензии дает лицензиару право на самостоятельное использование лицензии и выдачи аналогичных лицензий любым заинтересованным лицам.

Соглашение исключительной лицензии предусматривает монопольное право лицензиата использовать изобретение или секрет производства на данной территории. Лицензиар в свою очередь отказывается от самостоятельного использования лицензии и ее продажи другим лицензиатам.

Соглашение полной лицензии предоставляет лицензиату исключительное право на ее использование в течение всего срока действия лицензионного соглашения, по истечении которого все права вновь возвращаются лицензиату.

Перекрестное лицензирование – лицензиаты обмениваются лицензиями на принадлежащие им объекты промышленной собственности, часто дополняющие друг друга, или же когда их совместное использование может принести дополнительную прибыль.

Лицензионное вознаграждение – это возмещение за предоставление прав на использование лицензий, патентов, ноу-хау и др. Выделяют следующие виды лицензионных вознаграждений:

§ Роялти – наиболее распространенный вид вознаграждения – периодические процентные отчисления на основе фактического экономического результата использования объекта лицензии.

§ Паушальные платежи – твердо зафиксированная в соглашении сумма исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемой прибыли от использования объекта лицензии.

§ Участие в прибыли.

§ Участие в собственности (часть акций либо совладение).

Доминирующая роль на пяти основных отраслевых рынках лицензий (химия и нефтехимия, общее машиностроение, электротехника и электроника, транспортное машиностроение, текстильная и пищевая промышленности) принадлежит пяти странам – США, Великобритании, Германии, Франции и Японии (табл.9).

· Прочими формами технологического обмена являются:

Ø Поставка комплектного оборудования (предполагает строительство объектов «под ключ»);

Ø Субконтракты – крупные иностранные фирмы дают заказы небольшим местным фирмам на производство деталей или конечной продукции.

Ø Контракты «продакшн-шеринг» – применяются в основном в нефтяной промышленности. Иностранная компания осуществляет в развивающейся стране разведку месторождения и в случае обнаружения запасов, достаточных для коммерческой эксплуатации, предоставляет оборудование, ноу-хау, необходимый персонал, получая за это фиксированную часть продукции. Нефть делится на кост-ойл (20-40% на возмещение расходов) и профит-ойл (фактическая прибыль, распределяемая между иностранной компанией и государством.

Ø Контракты на обслуживание – иностранная компания занимается только геологоразведочными работами и выполняет свои обязательства до момента обнаружения нефти. В обмен на это иностранная компания получает право закупать от 20 до 40% нефти с 3-10% скидкой от уровня мировой цены.

Ø Контакты на управление – оперативный контроль за деятельностью предприятия передается другому предприятию.

Ø Маркетинговые контракты – местные фирмы передают зарубежной фирме ответственность за продажу своей продукции.

Ø Контракты на оказание технической помощи

Ø Франчайзинг – контракты на использование товарного знака. Отличительной чертой франчайзинга является сегментирование рынка для исключения конкуренции между его получателями. Операции по франчайзингу проводится как правило между крупными компаниями и мелкими фирмами или частными лицами, которые только начинают бизнес. Выделяют три основных вида франчайзинга:

- франчайзинг продукта и торговой марки – предусматривает реализацию дилером товаров головной компании исключительно под ее товарным знаком. В данном случае дилер специализируется только продукции компании, что характерно для продажи бензина, автомобилей, безалкогольных напитков и пр.

- комплексный франчайзинг – предусматривает наделение дилера правом использования товарного знака, разработки маркетинговой стратегии и технологии бизнеса, подготовки инструкции по эксплуатации, контроля за качеством продукции. Такой вид распространен в сфере ресторанного бизнеса, рентинга и пр.

- розничный франчайзинг – практикуется при продаже строительных материалов, мебели, бытовой техники.

Ø Инжиниринг – услуги при использовании технологических и иных разработок. Инжиниринг охватывает комплекс работ по проведению предварительных исследований, подготовке технико-экономического обоснования, комплекта проектных документов, а также разработке рекомендаций по организации производства и управления, эксплуатации оборудования и реализации готовой продукции.

В зависимости от этапа применения инжиниринговых услуг выделяют:

v Предпроектный инжиниринг – услуги, связанные с подготовкой и налаживанием производственного процесса, например, исследование почв, разведка полезных ископаемых, оценка стоимости проекта, подготовка чертежей и др.

v Проектный инжиниринг – услуги, целью которых является повышение рентабельности производства, например, осмотр и испытание оборудования, помощь в финансовых вопросах, реализация продукции, внедрение систем информационного обеспечения и др.

v Послепроектный инжиниринг – услуги, связанные с переоборудованием или использованием более передового опыта управления на уже действующем предприятии.

В последнее время на международном рынке услуг появился новый вид – услуги реинжиниринга – т.е. инженерно-консультационные услуги по перестройке систем организации и управления производственно- торговыми и инвестиционными процессами хозяйствующего субъекта в целях повышения его конкурентоспособности и финансовой устойчивости. Реинжиниринг бывает двух видов – кризисный, который направлен на решение проблем хозяйствующего субъекта при снижении результативности деятельности, резком падении конкурентоспособности, и реинжиниринг развития, когда динамика развития снижается после достижения предприятием предельного уровня по получению прибыли.

· Международное регулирование научно-технических отношений осуществляется путем конвенций и деятельности международных организаций. Основным соглашением в этой области является Парижская конвенция по охране промышленной собственности (1883). Участники конвенции образуют Международный союз по охране промышленной собственности. Действуют также:

- Мадридская конвенция о международной регистрации товарных знаков (1891) и более широкий Венский договор о регистрации товарных знаков (1973);

- Договор о патентной кооперации в Вашингтоне (1970).

Среди международных организаций следует выделить Европейскую патентную организацию, созданную на основе Конвенции о выдаче европейских патентов) (1973), Всемирную организацию охраны интеллектуальной собственности (1970), ЮНКТАД, ЮНИДО и др.

 

 

Date: 2016-05-16; view: 339; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию