Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обособленные дополнения





Обособленные дополнения выражаются: именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, исключая, включая, наряду с и др. со значением включения, исключения, замещения, то есть ограничительным или расширительным значением.

Например: Тут, кроме небольшого столика с зеркалом, табурета и тряпья, не было никакой другой мебели, и, вместо лампы или свечи, горел яркий веерообразный огонек.

Мистер Гопкинс, наряду с другими людьми в серых касках, стоял неподвижно.

 

ОГЭ – 2015. Задание 10. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Пример задания 10: «В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула с облегчением:

– Ступайте,(6) дети. Я очень устала.» Ответ: 12

· Задание направлено на нахождение вводных слов, вводных предложений и обращений.

· Они не являются членами предложения, поэтому и «грамматически не связаны с членами предложения».

· Повторим теорию

Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью: Паша, это ты?

- Обращения обычно выражены именами существительными одушевлёнными, реже прилагательными или причастиями в значении существительных: Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём.

- В роли обращений чаще всего выступают собственные имена и существительные, называющие лиц по родству, по общественному положению, по профессии: Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей.

- Личные местоимения 2 лица ТЫ и ВЫ чаще входят в состав особого оборота, выступающего в роли обращения и заключающего в себе качественную оценку лица: Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя?

- В языке художественной литературы, особенно в поэтических текстах, используются обращения к неодушевлённым предметам: Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия.

- Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.

Обращение выделяется запятыми Наташа, иди сюда! Вперёд тебе наука, друг.
Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы. Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай.
Если обращение разбито на части, выделяется запятыми каждая часть. Отколе, умная, бредёшь ты, голова?

Вводные слова — это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает, например: Эта безлунная ночь, казалось, была всё так же великолепна, как и прежде.

Вводные слова при произношении выделяются интонацией, а на письме запятыми.

Обратите внимание, что если вводное слово находится в середине предложения, то оно обособляется двумя запятыми, поэтому вам необходимо указать обе цифры.

Значения вводных слов Примеры
1. Различная степень уверенности: а) большая степень уверенности (конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно); б) меньшая степень уверенности, предположение (кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй). 2. Различные чувства (к счастью, общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению). 3. Источник сообщения (кому принадлежат сообщение) (по сообщению, по словам, по мнению (кого-либо). 4. Порядок мыслей и их связь (во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец; следовательно, значит, итак, напротив, наоборот, например). 5. Замечания о способах оформления мыслей (одним словом, иначе говоря, лучше сказать). Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека. Возможно, я отношусь к языку с преувеличенной строгостью. К несчастью, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.   По мнению врача, больного выпишут из больницы через неделю. Во-первых,я плохо знал эту местность, во-вторых, одно желание пользы заставило меня напечатать отрывки из журнала. Одним словом, в школе стало в тысячу раз интереснее.

Эти значения выражаются не только вводными словами, но и вводными предложениями: А любители соловьиного пения (их было всегда много на Руси) с нетерпением ждали времени, когда у берёзки «развернётся лист». Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала.

Вставные конструкции, выражающие дополнительные замечания или пояснения, выделяются скобками или, реже, тире, например: Когда мы вошли в избу, девки их было человек десять — распевая какую-то бесконечную песню, чинно сидели вокруг стола. Сестра — имени её я, право, не знаю — с раннего утра принималась за хозяйство. К обеду он приходил обыкновенно нагруженный новостями (преимущественно политического свойства), которые и сообщал сестре.

Легко найти обращения, вводные слова и конструкции по следующим признакам:

- к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения;

- они заменяются синонимичными вводными словами и конструкциями;

- они легко убираются из текста без потери смысла.

Алгоритм выполнения задания

1. Найдите специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает (они выделены запятыми, реже – тире или скобками).

2. Уберите их из предложения. Смысл не поменялся? Это вводные слова или вводные предложения.

3. Попробуйте задать вопрос к слову, которое, как вы думаете, является вводным. Если не задаётся, скорее всего, оно вводное и выделяется запятыми.

ОГЭ – 2015. Задание 11.

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и

сложноподчинённом предложениях. Определение количества грамматических основ в предложении

Пример задания 11: «Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой.»

Разбор предложения: 1) Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, 2) но душа её молчала, 3) и голос сына более не звучал в ней. (Ответ: 3)

· Выполняя задание, подчёркивайте все основы в предложении.

· Помните, что

Осложнено однородными членами К полудню прогревается и море, и окрестный берег.
Осложнено вводными словами, междометиями В русских наших лесах, пожалуй, нет дерева мощнее и красивее зеленого дуба.
Осложнено обращением Вы откуда будете, молодые люди?
Осложнено обособленными:
определением На двух треногах лежала палка, порядком обгоревшая.
приложением Серебристая дымка, предвестник жаркого дня, окутала город.
обстоятельством И месяц, скучая в облачной мгле, бросил в горницу тусклый взор. Звезды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. Дело подвигалось плохо, несмотря на все мои хлопоты.
дополнением В столовой, кроме играющих, нет никого.
уточняющим членом предложения За логом, у болота, сонно журчал родник. У болота - уточняющее обстоятельство.

· Простое предложение может быть осложнённым

· Вспомните виды сложных предложений:

Бессоюзные сложные Союзные
сложносочинённые сложноподчинённые
Средство связи - интонация Средство связи - сочинительные союзы Средство связи - подчинительные союзы и союзные слова (наречия, относит. местоимения)
Сыр выпал — с ним была плутовка такова. [ ] – [ ]. Начинался ветер, деревья мерно раскачивались. [ ], [ ]. В актовом зале горного техникума свободных мест не было: народу набилось битком. [ ]: [ ]. Морозило; на черном небе сверкали крупные звезды. [ ]; [ ]. Роса уже пала, и ночной воздух пахнет влажными травами. [ ], и [ ]. С юга надвигалась туча, новесенний вечер был еще ясен и тёпел. [ ], но [ ]. Дедушка всю дорогу кряхтел и вздыхал, Сергей ЖЕ сохранял на лице злое, решительное выражение. [ ], […же... ]. Пока офицеры завтракали,теплоход пришвартовался к деревянному причалу. (Пока…), [ ]. Сторож бежал тяжело и один раз даже остановился, чтобыперевести дух. [ ], (чтобы…). Книжки,какиеу меня были, я все очень скоро перечитал.[…, (какие…), … ].

· Сочинительные союзы могут связывать не только части сложносочинённого предложения, но и однородные члены.

Сравните:

От дымной проруби шёл человек и нёс большого осетра – простое предложение с однородными сказуемыми, 1 основа;

Денег дам на дорогу, и вертолёт вызвать можно – сложносочинённое предложение, 2 основы.

· Сочинительные союзы обычно занимают место в начале второй части (второго простого предложения).

Кое-где Дунай служит границей, но он служит и дорогой людям друг к другу.

Исключение составляют союзы тоже, также, частицы- союзы же, только. Они обязательно занимают или могут занимать место в середине второй части (второго простого предложения).

Мы с сестрой плакали, мать также плакала.

Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину.

Поэтому при разборе такие сложносочинённые предложения можно спутать с бессоюзными сложными предложениями.

· Иногда нет запятой между частями сложносочинённого предложения. Запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение.

Например:

По улицам двигались тяжёлые грузовики и мчались легковые автомобили. (есть общий второстепенный член) – 2 основы

Звезды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском. (есть общее придаточное предложение) – 3 основы

· Нет запятой между придаточными в сложноподчинённом предложении с союзом И при наличии однородного подчинения.

Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо и о пускалась на землю мгла. – 3 основы

· Придаточное в сложноподчинённом предложении может присоединяться к главному при помощи частицы ЛИ, употреблённой в значении союза.

Например: Он не знал, придёт ли завтра. – 2 основы

 

ОГЭ – 2015. Задание 12. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях

Примеры заданий:

1) В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую в сложносочинённом предложении.

Я в своем неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки,(1) начертанные ровно линии,(2) взяла пузырек с тушью, (3) аккуратненько вылила ее на весь проект, (4) и краска залила чертёж. Ответ: 4

2) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась ,(2) что они подлинные ,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

– Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно ,(5) чтобы я слышала. Ответ: 235

ССП. Теория

Сложносочинённое предложение - это такое предложение, в котором простые предложения связываются сочинительными союзами. Простые предложения в составе ССП равноправны по отношению друг к другу и между ними можно поставить точку. Простые предложения в составе ССП отделяются друг от друга только запятой.

Чем отличается ССП от СПП и БСП?

В сложноподчинённом предложении (СПП) простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными слова и состоят из главного предложения и придаточного (придаточное подчиняется главному).
В бессоюзном сложном предложении (БСП) простые предложения связаны без помощи союзов и союзных слов, а части БСП могут быть отделены друг от друга не только запятой, но и точкой с запятой, двоеточием и тире.

Запомним все сочинительные союзы: и да (= и) да и тоже также причём притом или (иль) либо то есть а именно ни — ни то — то не то — не то то ли — то ли а но да (= но) зато однако же только

Рассмотрим схемы ССП и примеры


[ ], и [ ].
[Дверьхлопнула ], и [из нее показал ся гражданин ].
[ ], да [ ].
[Только ивол ги кричат ], да [ кукушкиотсчитывают непрожитые годы].
Ни [ ], ни [ ]. Ни [ калина не растёт меж ними], ни [ трава не зеленеет ].
[ ], или [ ]. [ Залает пёс дворовый], или [ ветерок зашелестит ].
То [ ], то [ ]. То
[ солнце тусклое блестит ], то [ туча чёрная висит ].

[ ], то есть [ ]. [Так же вот жилось в родных Лозищах и Осипу], то есть [ жилось неважно].
[ ], а именно [ ].
[Мужская прислуга была доведена у нас до минимума ], а именно [для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев ].


[ ], [... же... ].
[ Убеждения внушаются теорией], [ поведение же формируется примером].

Внимание! Союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения, выделяя это слово.

[ ], [...тоже... ]. [ Лицо её было бледно ], [слегка раскрытые губы тоже побледнели ].

Внимание! Союзы тоже и также по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутри второго.

Алгоритм выполнения задания

1. В поисках запятой, разделяющей части ССП, ориентируйтесь в первую очередь на сочинительные союзы. Помните, что союзы ЖЕ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ стоят не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения (союз ЖЕ) и внутри второго предложения (союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ).

2. Помните о том, что сочинительные союзы могут связывать не только простые предложения в составе ССП, но и однородные члены. Запятая между однородными членами не имеет никакого отношения к ССП.

3. Внимательно читайте задание! Обратите внимание, сколько цифр вас просят указать - одну или несколько. Учтите также, что, к сожалению, задание в КИМах может быть сформулировано некорректно, то есть, например, вас просят указать всего одну запятую, стоящую между частями ССП, а в указанном предложении на самом деле не одна запятая, а две или более. И наоборот. Кроме того, задание может быть сформулировано неопределённо: то ли одну запятую надо найти, то ли несколько. Поэтому тщательно проверяйте каждую запятую!

СПП. Теория

1. Ориентируйтесь на подчинительный союз или союзное слово.

Средства связи частей СПП

2. Помните, что перед союзным словом КОТОРЫЙ может стоять предлог или другое слово. Например: Зрители, перед которыми выступали артисты, аплодировали стоя.
3. Не путайте придаточное предложение с вводным предложением, указывающим на источник сообщения. Например: Завтра, как предсказывали синоптики, будет дождь.
4. Помните, что придаточное может находиться не только после главного, а также то, что в предложении может быть несколько придаточных. Указываем все запятые, которые отделяют придаточные от главного или выделяют их.
5. Если придаточное стоит перед главным, тогда подчинительный союз или союзное слово находится в начале предложения, а после запятой, разделяющей главное и придаточное, этого союза нет, но номер запятой нужно указать.
(Союз …), 1 [ ].

Date: 2016-05-16; view: 482; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию