Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речиПравописание приставок I. Неизменяемые приставки. Правописание таких приставок следует запоминать. Список неизменяемых приставок:
Пример задания 4. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука? – (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. Ответ: входя II. Приставки на з – с. Правило: В приставках, оканчивающихся на З и С, написание конечной согласной зависит от произношения: перед глухими согласными произносят [с] и пишут «с», перед звонкими согласными произносят [з] и пишут «з». Например: РАС-ПИЛИТЬ (П - глухая), РАЗ-БУДИТЬ (Б - звонкая). Обязательно выучите приставки, которые оканчиваются на З-С: без-, бес-; воз-, вос-; вз-, вс-; из-, ис-; низ-, нис-;раз-, рас-; роз-, рос-; черес-, чрез-. Ошибки, которые можно допустить при выполнении задания: 1. Если после приставки на З-С стоит гласная или Ъ, то на правописание данной приставки ни гласная, ни Ъ не влияют, т.к. З или С слышится в этом случае отчётливо. Например: РАЗузнать и БЕЗъядерный. 2. Нельзя выписывать слово с приставкой на З-С, после которой стоит гласная (безОшибочный), так как в этом случае согласная на конце приставки слышится отчётливо. 3. Правописание приставки С- в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного. Приставка С- относится к группе неизменяемых приставок. Например, в словах СДЕЛАТЬ и СПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкая согласная, а во втором - глухая. 4. Приставку на З-С можно не заметить, если слово имеет две приставки. Например, в слове НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости следующего после неё согласного. 5. Не путайте слова с приставками на З-С со словами, у которых корень созвучен с данными приставками. Например: приставка БЕС- (БЕСпокоить) и корень -БЕС- (БЕСиться) приставка НИЗ- (НИЗвергнуть) и корень -НИЗ- (НИЗкорослый) приставка РАЗ- (РАЗбить) и корень -РАЗ- (РАЗительный), корень -РАЗН- (РАЗНица) приставка РАС- (РАСтереть) и корень -РАСТ- (РАСТение) приставка РОЗ- (РОЗдал) и корень -РОЗ- (РОЗовый) приставка РОС- (РОСчерк) и корень -РОС- (РОСистый), другие корни (РОСКОШный, РОСТочек) приставка ВОЗ- (ВОЗдержаться) и корень -ВОЗ- (ВОЗница) 6. Не путайте следующие приставки: ВЗ- (ВЗбежать) и ВЗО- (ВЗОбраться) ИЗ- (ИЗбирать) и ИЗО- (ИЗОгнуть) РАЗ- (РАЗбить) и РАЗО- (РАЗОгнуть) 7. В именах собственных тоже может быть приставка, оканчивающаяся на З-С. Например: село Разгуляй. Пример задания 4. Из предложений 1–3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного звука. – (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. Ответ: рассказывайте III. Приставки при– и пре-. Правило: правописание приставок ПРИ- и ПРЕ- зависит от значения
Запомни слова, правописание приставок в которых зависит от лексического значения: 1. ПРЕзирать врага (ненавидеть) - ПРИзирать, ПРИзреть котёнка (приютить) 2. ПРЕклонить голову (опустить вниз), колено (встать на колени) - ПРИклонить ветку к земле (приблизить, нагнуть) Внимание! Слово ПРИКЛОНИТЬ употребляется в выражении ПРИКЛОНИТЬ ГОЛОВУ в том случае, если означает "приютиться; найти место, где жить". При этом слово ГОЛОВУ должно иметь зависимое слово, отвечающее на вопрос куда? где? к кому? Например: На старости лет некуда голову приклонить. 3. ПРЕтворить мечту в реальность (воплотить, осуществить) - ПРИтворить дверь (закрыть неплотно или тихо, осторожно) 4. ПРЕтерпеть неудобства (перетерпеть) - ПРИтерпеться к неудобствам (привыкнуть) 5. ПРЕступить закон (переступить, нарушить) - ПРИступить к занятиям (начать) 6. ПРЕбывать на вокзале (находиться) - ПРИбывать на вокзал (приехать) 7. ПРЕподать урок (посоветовать) - ПРИпадать к земле (прижиматься) 8. ПРЕходящие явление (временное, недолговечное) - ПРИходящий учитель (являющийся на время для исполнения обязанностей) 9. ПРЕдать друга (изменить, нарушить верность) - ПРИдать товарный вид (сделать) 10. ПРЕемник учёного (продолжатель) - слушать ПРИёмник (аппарат для приёма сигналов) 11. ПРЕуменьшать заслуги (очень уменьшать) - ПРИуменьшить вес (чуть-чуть уменьшить) Пример задания 4. Из предложений 2–6 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение». (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. Ответ: пришли Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи
ОГЭ – 2015. Задание 5 I. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Пример задания 5. Из предложений 24-30 выпишите глагол, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего времени глагол заканчивается на неударяемые -ываю, -иваю, то в неопределённой форме и в прошедшем времени сохраняется тот же суффикс». -(24)Разнообразнее раскрывается страна. (25)На русской земле столько прелести, что всем художникам, которые на ней живут, хватит ее на тысячи лет. (26)Но знаете,— добавил он с тревогой,— что-то человек начал уж затаптывать и разорять землю. (27)А ведь красота земная — вещь священная, это великая вещь в нашей социальной жизни. (28)Это одна из наших конечных целей. Ответ: затаптывать
II. Правописание -Н- и - НН- в различных частях речи Пример задания 5. Из предложений 7-9 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречиях на -о (-е) пишется столько же н, сколько в прилагательных, от которых они образованы». (7)Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом.(8)Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну.(9)А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Ответ: постепенно Правописание Н, НН. I. В прилагательных и причастиях. Слово отвечает на вопрос к а к о й? и образовано
от существительного от глагола
-НН- -Н- -НН- Н-
1. Основа сущ. 1. Основа сущ. если ЕСТЬ если НЕТ с конечным Н + + суффикс –ИН 1. На конце суффикс –Н- (гусь -ованный, -еванный (луна гусиный). 2. Совершенный лунный). 2. Основа сущ. вид. 2. Основа сущ. + 3. Приставка, + суффикс –ан(-ян) кроме не. Суффиксы –енн, (кожа 4. Пояснительное -онн. кожаный, слово. (качественный, глин а авиационный) глиняный)
В краткой форме, как в полной: В краткой форме - -Н- це нн ая вещь, вещь це нн а. (выкраше н ы)
И с к л ю ч е н и я: Деревя нн ый, оловя нн ый, Жела нн ый, свяще нн ый, стекля нн ый, ветре н ый (но без- нечая нн ый, невида нн ый, ветре нн ый). неслыха нн ый, нежда нн ый, негада нн ый, ране н ый (но ране нн ый пулей). II. В существительных и наречиях пишется –НН- и –Н-, как и в том прилагательном или причастии, от которого они образованы: торжестве нн ый – торжестве нн ость – торжестве нн о, гости н ый – гости н ица.
III. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени Пример задания 5. Из предложения 9 выпишите слова с орфограммой: «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени». (9)Весь комплекс моря с его синевой, запахом, шелестением или грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с корабликами, проплывающими вдали, с чайками и облаками — все это наполнит вас, очистит, облагородит, останется навсегда, чего не произойдет, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или увидеть эту красоту из окна поезда. Ответ: волнующейпроплывающими Важно знать: одни и те же правила регулируют правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий, поскольку причастия являются особой формой глагола. Запомните: спряжение глагола определяем по неопределённой форме. Для верного определения начальной формы глагола - вид не менять, -СЯ не терять. Ко второму спряжению относятся все глаголы на –ить ( кроме 3 исключений на -ить)плюс 11 глаголов-исключений, которые надо знать (гнать, держать, дышать, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, а ещё терпеть, вертеть, и зависеть, и смотреть). К первому спряжению относятся все глаголы на -еть (кроме 7 исключений), все глаголы на -ать (кроме 4 исключений), все остальные глаголы на -оть, -уть, -ыть, -ять, -ть, плюс 3 глагола-исключения (брить, стелить, зиждиться). Выучите следующую простую табличку:
Она означает, что в случае, если вы задумались о том, какую гласную написать в окончаниях глаголов или в суффиксах причастий настоящего-будущего времени, вы должны вспомнить, что в первом спряжении могут быть лишь буквы Е, У(Ю), а во втором - И, А(Я). Первый столбик (Е/И) относится к глагольным окончаниям -ЕШЬ/-ИШЬ, -ЕТ/-ИТ, -ЕТЕ/-ИТЕ и суффиксам причастий -ЕМ-/-ИМ- (плещешь - зависишь; плещет - зависит, плещете - зависите: независимый - неприемлемый), авторой - к окончаниям -АТ(-ЯТ) или -УТ(-ЮТ) и суффиксам действительных причастий -УЩ(-ЮЩ), -АЩ(-ЯЩ) (плещущий - зависящий, плещут – зависят). Исключение: движИмый (от устаревшего движити).
ОГЭ – 2015. Задание 6. Замена данного слова или выражения стилистически нейтральным синонимом Пример задания 6. Замените разговорное слово УЙМА из предложения 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово. (10) – Причин уйма. Ответ: множество
Например: слово «бродить» является нейтральным по сопоставлению с книжным «блуждать» и просторечными «шататься, шляться»; заботиться — радеть; задержка — промедление, проволочка; кудрявый — курчавый; лгать, обманывать — врать; мешать — препятствовать; муж — супруг; надежда — упование, чаяние; напрасно — тщетно; обещать — сулить; обмануть — надуть; поединок — единоборство; смерть — кончина; умереть — скончаться; хоронить — погребать.
ОГЭ – 2015. Задание 7. Словосочетание Пример задания 7. Замените словосочетание «озиралась грациозно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: озираласьсграциозностью В русском языке существует 3 способа связи слов в словосочетании:
3.Причастием.Например: летящий шар. При УПРАВЛЕНИИ зависимое слово может быть выражено: При ПРИМЫКАНИИ зависимое слово может быть выражено: ЗАПОМНИТЕ: Советы для правильного выполнения задания
С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ).
ОГЭ – 2015. Задание 8. Грамматическая основа вам может встретиться не только ДВУСОСТАВНОЕ предложение, в котором есть и подлежащее, и сказуемое (Люблю отчизну я, но странною любовью.), но и ОДНОСОСТАВНОЕ, в котором есть или только подлежащее, или только сказуемое (Люблю грозу в начале мая.). · Повторим виды односоставных предложений
Таким образом, в вышеуказанном примере выписано сказуемое создают из неопределённо-личного предложения. · Выделяя в предложении грамматическую основу, необходимо помнить следующее:
· Ребята пришли в музей посмотреть новую экспозицию. В данном предложении сказуемым является глагол пришли, а нфг посмотреть - это обстоятельство цели, т.к. отвечает на вопрос пришли с какой целью? посмотреть. · Соседка попросила нас помочь при перевозке мебели. В данном предложении сказуемым является глагол попросила, а нфг помочь является дополнением, т.к. отвечает на вопрос попросила о чём? помочь. 2. Вводные слова, словосочетания м предложения не являются членами предложения, значит, не могут быть грамматической основой предложения, например: · Надеюсь, вы приедете вовремя. (Надеюсь - вводное слово, вы предете - грамматическая основа) · Я думаю, всё у тебя получится. (Я думаю - вводное предложение, всё получится - грамматическая основа) 3. Приложение не является подлежащим или сказуемым, оно является определением, например: Вот наша Леночка, отличница и активистка. (Отличница и активистка - это приложение, Леночка - подлежащее) 4. Обращение не является членом предложения, следовательно, не может быть подлежащим, например: Друзья, прекрасен наш союз! (Друзья - обращение, союз прекрасен - грамматическая основа) 5. Дополнение в В.п. не является подлежащим, например: Дом возводят строители. (Дом - это дополнение, т.к. стоит в В.п. возводят кого? что? дом, также слово дом не связано со сказуемым возводят по смыслу, потому что дом не может совершать указанное действие, строители возводят - грамматическая основа) · Как оформляем ответ 1. Все слова в бланке записываются печатными заглавными буквами в соответствии с образцом написания чёрной гелевой ручкой, начиная с первой клетки. 2. Каждая буква записывается в отдельной клетке. 3. Между словами клетка не пропускается. 5. Если в предложении между подлежащим и сказуемым ставится тире, то в бланке тире не писать.
· Запомните также эти простые правила:
2. Запоминайте номер предложения, из которого вам надо выписать грамматическую основу! 3. Внимательно читайте задание! В некоторых тестах задание может быть сформулировано так: Выпишите грамматическую основу безличного предложения 2. То есть нужно выписать грамматическую основу не всего предложения, а из его части (безличного предложения), например: Кормили плохо, вечно хотелось есть. (Данное предложение сложное, состоит из двух простых: кормили плохо - 1-ое простое, оно неопределённо-личное, вечно хотелось есть - 2-ое простое, оно безличное. Таким образом, выписываем грамматическую основу 2-го предложения - хотелось есть).
ОГЭ – 2015. Задание 9. Осложнённое простое предложение Пример задания. Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения. – (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии. – (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы. Ответ: 27 · В задании необходимо будет записать номер предложения, осложнённого или однородными, или обособленными членами предложения
|