Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современная Теоретическая социология





Александер, Джеффри (р.1945) - американский социолог, представитель неофункционализма. Впервые ввел в научный оборот сам термин "неофункционализм". В своем основном труде “Теоретическая логика в социологии” (1982-1983) предложил интерпретацию развития классической социологической теории (К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Парсонс). Александер стремился учесть ту критику, которая высказывалась в 60-70-е годы в адрес функционалистского направления в социологии. В связи с этим он пытался пересмотреть некоторые положения концепции Парсонса, считая необходимым дополнить данную концепцию элементами других теоретических подходов (социология конфликта, феноменология). Критиковал взгляды Парсонса на проблему социальных изменений. Одним из важных направлений научной деятельности Александера стали его исследования по истории теоретической социологии второй половины ХХ в.

Бодрийар, Жан (р.1929) - французский социолог, один из ведущих теоретиков постмодернизма. В 60-е годы находился под влиянием марксистской экономической теории, которую впоследствии подверг критике. В работе “Система вещей” (1968) рассматривал сложившееся в странах Запада общество потребления, используя концепции структурализма и фрейдизма. Его исследования культуры постмодерна, отличающей, по его мнению, современную постиндустриальную цивилизацию, приобрели большую популярность в западной социологии в 80-е годы. С точки зрения Бодрийара, современные информационные технологии не просто служат для передачи информации, но создают совершенно новую реальность. В этом мире образов и символов не существует каких-либо различий между знаком и обозначаемым, реальными событиями и их отображением. В результате человек как субъект познания исчезает в электронных сетях коммуникации.

Бурдье, Пьер (р.1930) - французский социолог. В своих ранних работах опирался на методологию структурализма. Впоследствии разработал свою собственную социологическую концепцию. Испытал влияние идей Маркса и М.Вебера. Бурдье рассматривает общество как социальное пространство, включающее в себя несколько различных полей (политическое, экономическое, культурное). Социальное положение людей определяется обладанием той или иной формой капитала, специфической для каждого поля. Понятие габитуса, обозначающее совокупность приобретенных индивидом в процессе социализации схем восприятия и действия, служит Бурдье для объяснения процесса социального воспроизводства. Концепция "символического насилия" описывает механизмы навязывания подчиненным классам культурных ценностей правящего класса. В своих исследованиях французской системы образования Бурдье анализирует стратегии, выработанные правящим классом с целью закрепления своего привилегированного положения. В работах, посвященных политической социологии, Бурдье рассматривает поле политики как рынок, на котором существуют спрос и предложение политических позиций, партий, программ. Особое внимание при этом он уделяет процессу делегирования, в результате которого власть в политических организациях сосредотачивается в руках бюрократического аппарата.

Валлерстайн, Иммануил (р.1930) - американский социолог, представитель неомарксистского направления в исторической социологии. В 60-е годы занимался изучением экономических проблем развивающихся стран Африки. С начала 70-х годов работает над своей теорией мировой системы, еще не получившей окончательного завершения. Объектом исследования выступает для него мировая капиталистическая экономика. В своих работах Валлерстайн прослеживает формирование капиталистического рыночного хозяйства в XVI столетии и его последующее превращение в глобальную систему. В рамках этой системы он выделяет ядро, состоящее из экономически развитых государств, и периферийные регионы, находящиеся в зависимом положении. Теория мировой системы Валлерстайна завоевала прочные позиции в американской социологии, а ее автор в 1994 г. был избран президентом Международной социологической ассоциации.

Гидденс, Энтони (р.1938) - английский социолог. В работе “Капитализм и современная социальная теория” (1971) он анализировал классовую структуру развитых индустриальных обществ, опираясь на классические социологические теории К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера. Уже в этой ранней работе Гидденс стремился не только дать интерпретацию идей классиков, но и развить эти идеи. В дальнейшем он выдвинул теорию структурации, которая должна была преодолеть разрыв между исследованием социальных структур и социального действия в различных теоретических направлениях западной социологии. Данная теория была изложена в книге “Конституирование общества” (1984). Гидденс уделяет большое внимание характеристике социальных институтов эпохи модерна, особо подчеркивая роль национального государства как носителя административной власти, обладающего контролем над средствами вооруженного насилия. Эти проблемы рассматривались им в работе “Национальное государство и насилие” (1985). Книга “Последствия модерна” (1990) и ряд дальнейших публикаций посвящены исследованию различных аспектов общественной жизни в период “позднего модерна”. Одним из основных направлений развития социологии Гидденс считает изучение процессов глобализации в современном мире.


Лиотар, Жан-Франсуа (р.1924) - французский философ, сторонник постмодернизма. Его книга “Состояние постмодерна” (1979) получила наибольшую известность среди работ представителей этого направления в социальной теории. С точки зрения Лиотара, в конце ХХ века человечество вступает в новую эпоху, которая существенно отличается от эпохи модерна, охватывающей примерно последние два столетия истории стран Запада. Как утверждает Лиотар, с наступлением эпохи постмодерна оказываются несостоятельными философские и научные теории, претендующие на знание окончательной истины, на понимание направления движения истории. Согласно Лиотару, вера в социальный прогресс и в возможность создания рационально устроенного общества является наследием общества периода модерна, от которого необходимо отказаться.

Луман, Никлас (р.1924) - немецкий социолог, крупнейший теоретик неофункционализма. Наиболее полное изложение его концепции представлено в работе “Социальные системы: очерк общей теории” (1984). Предметом социологической науки Луман считает изучение социальных систем. Свою концепцию он рассматривает в качестве третьего этапа в развитии системного подхода в социологии (предшествующие этапы связаны с именами Дюркгейма и Парсонса). Исходным пунктом этой концепции является разграничение системы и внешней среды. Понятие аутопойесиса, заимствованное из биологии, обозначает самовоспроизводство социальной системы. Кроме того, подобная система выступает как самореферентная, т.е. способная описывать себя. Элементами социальной системы служат коммуникации между индивидами. Эволюция общества, согласно Луману, связана с усилением его структурной дифференциации.

Фуко, Мишель (1926-1984) - французский философ и историк. Наибольшее значение для социологии имела его работа “Надзор и наказание” (1975), посвященная анализу механизмов власти в западных обществах. Описывая переход от средневековых методов наказания к тюремной системе, сложившейся в европейских странах в XIX веке, Фуко исследовал взаимодействие и взаимопроникновение власти и знания. Он утверждал, что в деятельности таких учреждений, как тюрьмы, школы, больницы и фабрики, проявляются одни и те же механизмы власти. Такая власть, называемая им дисциплинарной, позволяет добиться всестороннего контроля над подчиненными ей индивидами. Согласно Фуко, власть не исходит из единого центра, но пронизывает все общество. Особое внимание он уделял исследованию "микрофизики" власти, т.е. отношений, которые разворачиваются в сфере межличностного взаимодействия. Идеи Фуко оказали заметное влияние на развитие западной социологии в 80-90-е годы.


Хабермас, Юрген (р.1929) - немецкий философ и социальный теоретик, представитель неомарксизма. В своих работах опирался прежде всего на марксистскую традицию и социологию М.Вебера, но использовал также идеи З.Фрейда, Э.Дюркгейма, Т.Парсонса, Дж.Мида. В работе “Теория коммуникативного действия” (1981) предложил типологию социального действия, противопоставляемую им веберовской типологии. Одним из центральных для Хабермаса является понятие жизненного мира, обозначающее сферу непосредственного взаимодействия индивидов. Жизненный мир, согласно Хабермасу, подвергается "колонизации" со стороны системы, включающей в себя рыночные механизмы и бюрократические управленческие структуры. В результате происходит искажение коммуникации на уровне жизненного мира. Рассматривая социальные институты современного западного общества, Хабермас указывал на необходимость переосмысления роли государства и идеологии в период "позднего капитализма". В работах конца 80-х и 90-х годов основное внимание уделял проблемам гражданского общества и демократии. Подверг критике постмодернистские концепции.

Шлюхтер, Вольфганг (р.1938) - немецкий социолог, один из видных деятелей "веберовского ренессанса" 70-80-х годов. Предложил реконструкцию социологического учения М.Вебера, прежде всего его теории рационализации. Рассматривал разработанные Вебером идеально-типические модели в эволюционной перспективе, позволяющей охватить развитие соответствующих исторических явлений и процессов. Основное внимание в концепции Шлюхтера уделяется эволюции западного рационализма. Тема рационализации различных сторон жизни западного общества раскрывается им на основе анализа веберовских работ по социологии религии, права и политики.

Штомпка, Петр (р. 1944) - польский социолог, известен как автор социологии “социального становления”, представляющей собой теорию активного взаимодействия социальных структур и их создателей, деятельностных субъектов. Штомпка рассматривает процесс в котором социальные субъекты изменяют не только структуры общественной жизни, но и сам способ их построения. Это означает, что зависимость человека от неподвластных ему сил (природных, экономических, социальных) не является универсальной и вечной, она претерпевает изменения и становится взаимозависимостью. Социология социальных изменений Штомпки включает в себя критическое переосмысление истории теоретической социологии и сегодняшних дискуссий по фундаментальным проблемам социальной теории.

 







Date: 2016-05-16; view: 541; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию