Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






После приведенных табличных данных здесь и далее необходимы выводы и комментарии!





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

В г. Великом Новгороде

Кафедра экономики и управления

 

 

Утверждено Научно-методическим

советом филиала

Протокол №______ от

«»_______20___г.

Per. №_______

 

Методические указания

по прохождению преддипломной практики

для студентов всех форм обучения

 

Направление 38.03.01 «Экономика»

Профиль «Экономика предприятий и организаций»

 

 

Великий Новгород


Одобрено на заседании кафедры Экономики и управления, протокол № __ от __.__.2016г.

Утверждено Научно-методическим советом филиала, протокол № __ от __.__.2016г.

 

 

Методические указания по прохождению преддипломной практики студентами, обучающимися по направлению 38.03.01 «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций». Методическое пособие. – В. Новгород, 2016. – 55 с.

 

 

Методические указания составлены на основе Типового положения об организации и проведении практики обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», одобренного Решением Ученого совета СПбГЭУ, протокол № 11 от 25.12.2013, учебного плана направления «Экономика» и методических указаний А.Б. Крутика и К.В. Клишовой «Методические указания по преддипломной практике» (СПб ГУСЭ 2013г.)

Преддипломная практика является важнейшим элементом процесса подготовки бакалавров. Программа и методические указания предназначены для студентов-выпускников направления 38.03.01 «Экономика» профиля «Экономика предприятий и организаций» всех форм обучения с целью оказания методической помощи в процессе прохождения преддипломной практики и в дальнейшем подготовки выпускной квалификационной работы.

 

Составители

Кандидат экономических наук, доцент Бернасовская Лариса Игорьевна

Кандидат экономических наук Птицына Елена Вячеславовна

 

Рецензент

Кандидат экономических наук, доцент Кормановская Ирина Рудольфовна

 

© Филиал СПбГЭУ в г. Великом Новгороде, 2016

© СПбГЭУ, 2016


СОДЕРЖАНИЕ

 

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ................................................................................................ 4 2 ПРОГРАММА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ.................................................... 8 3 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ.................................................. 9 4 ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ........................ 28 5 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА............................................................................ 30 ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................................. 33

 

 


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

В соответствии с Типовым положением об организации и проведении практики обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» и учебным планом направления 38.03.01 «Экономика» профиля «Экономика предприятий и организаций», обучающиеся по этому направлению, проходят преддипломную практику. В таблице 1 представлены обязанности студента в ходе прохождения преддипломной практики, а также обязанности руководителей практики.

 

Таблица 1 – Обязанности участников преддипломной практики

Участник практики Обязанности
   
Студент - полностью выполнить задание, предусмотренные программой практики; - подчиняться действующим на предприятии (организации) правилам внутреннего трудового распорядка; - изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии; - нести ответственность за выполняемую работу ее результаты на одном уровне со штатными работниками; - представить руководителю практики письменный отчет о выполнении всех заданий и защитить отчет по практики.
Руководитель от института - до начала практики выехать на предприятие для организации необходимой подготовки к приезду студентов-практикантов; - обеспечить проведение всех организационных мероприятий перед выездом студентов на практику (ознакомление с порядком прохождения практики), инструктаж по техники безопасности; - обеспечить высокое качество прохождения практики студентами и строгое соответствие ее учебным планам и программ; - организовать, исходя из учебного плана и программы практики на базовых предприятиях совместно с руководителями практики от предприятия учебные заведения для студентов; - осуществлять контроль за обеспечением предприятием нормальных условий труда студентов, контролировать проведение со студентами обязательных инструктажей по охране труда и техники безопасности; - контролировать выполнение практикантами правил внутреннего трудового распорядка; - принимать участие в работе комиссии по приему зачетов по практике и в подготовке научных студенческих конференций по итогам практики; - рассматривать отчеты студентов по практике, давать отзывы по их работе и представлять заведующему кафедры письменный отчет по проведению практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов; - всю работу осуществлять в тесном контакте с соответствующих руководителем от предприятия.

Продолжение таблицы 1

   
Руководитель от предприятия, осуществляющий общее руководство практикой - подбирать опытных специалистов в качестве руководителей практики студентов в цехе, отделе, лаборатории; - совместно с руководителем от института организовывать и контролировать организацию практики студентов в соответствии с программой и утвержденными графиками прохождения практики; - обеспечивать качественное проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности; - вовлекать студентов в научно-исследовательскую и рационализаторскую работу; - организовывать совместно с руководителем практики от вуза чтение лекций, докладов, проведение семинаров и консультаций ведущими работниками предприятия (организации) по новейшим направлениям в науке и технике, проводить встречи студентов с передовиками и новаторами производства; - контролировать соблюдение практикантами дисциплины и сообщать в институт обо всех случаях нарушения студентами правил внутреннего трудового порядка и наложенных на них дисциплинарных взысканий; - осуществлять учет работы студентов-практикантов; - организовывать совместно с руководителем практики от вуза перемещение студентов по рабочим местам; - отчитываться перед руководителем предприятия (организации) за организацию проведения практики.
Руководитель от кафедры, осуществляющий непосредственное руководство практикой - организовывать прохождение преддипломной практикой закрепленных за ним студентов в тесном контакте с руководителем от института; - осуществлять постоянный контроль за учебной и производственной практикой студентов, помогать им правильно выполнять задания на данном рабочем месте, знакомить с передовыми методами работы и консультирует по производственным вопросам; - контролировать ведение дневников подготовку отчетов студентов-практикантов и составлять на них производственные характеристики, содержащие данные о выполнении программы практики и индивидуальных заданий об отношении студентов к работе.

 

При прохождении преддипломной практики студенты приобретают следующие общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Общекультурные компетенции (ОК):

– способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

– способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

– способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);

– способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6);

– способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

– способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

– способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);

– способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК - 3);

– способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность (ОПК-4).

Профессиональные компетенции (ПК):

расчетно-экономическая деятельность:

– способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

– способность на основе типовых методик и действующей нормативно­правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

– способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

аналитическая, научно-исследовательская деятельность:

– способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4);

– способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);

– способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6);

– способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7);

– способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8);

организационно-управленческая деятельность:

– способность организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-9);

– способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

– способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11).

 


2 ПРОГРАММА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

 

Преддипломная практика является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных работников и проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности согласно учебному плану и графику в 8 семестре в течение 2 недель.

Цель преддипломной практики – сбор, обобщение и анализ материалов необходимых для написания выпускной квалификационной работы (ВКР).

До начала преддипломной практики студент обязан выбрать и согласовать тему ВКР с научным руководителем. Примерная тематика ВКР представлена в приложении А.

В таблице 2 представлен порядок прохождения преддипломной практики на предприятии.

 

Таблица 2 - Этапы прохождения преддипломной практики

Этап Выполняемые на этапе работы Кол-во дней
  Получение задания на практику, оформление на работу, инструктаж по технике безопасности, общее знакомство с организацией.  
  Знакомство с организацией, его организационной структурой и уставом, задачами и функциями различных служб, согласование с руководителями практики конкретных рабочих мест и получение индивидуального задания на преддипломную практику  
  Работа на предприятии в качестве практиканта, включая знакомство с рабочим местом, должностными инструкциями, документами, оргтехникой или программами (рабочими инструментами). Выбор и согласование темы ВКР с руководителем преддипломной практики от подразделения и научным руководителем.  
  Обобщение и анализ информации, собранной для выполнения выпускной квалификационной работы, формирование рекомендаций по совершенствованию деятельности администрации, подразделения базы преддипломной практики.  
  Оформление и защита отчета по преддипломной практике.  
  Итого дней  

 

В результате прохождения преддипломной практики студент должен предоставить к защите отчет по преддипломной практике.

 


3 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

 

По итогам прохождения преддипломной практики студент должен предоставить к защите отчет. В таблице 3 представлена типовая структура отчета по преддипломной практике и рекомендуемое соотношение объемов обязательных к выполнению разделов.

 

Таблица 3 - Содержание и структурное соотношение основных разделов отчета по преддипломной практике

Типовая структура отчета по преддипломной практике Рекомендуемый объем, стр.
Титульный лист (следующее – направление на практику, полученное на кафедре)  
Индивидуальное задание (на оборотной стороне - перечень заданий, подлежащих разработке на практике)  
Личный листок (на оборотной стороне – характеристика студента с места практики)  
СОДЕРЖАНИЕ  
ВВЕДЕНИЕ  
1 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)  
1.1 Общая характеристика предприятия  
1.2 Анализ производства и реализации продукции, работ, услуг  
1.3 Анализ производственных ресурсов  
1.4 Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации)  
1.5 Анализ финансового состояния предприятия (организации)  
1.6 Анализ качества и конкурентоспособности продукции, работ, услуг  
1.7 Анализ организационной структуры управления организацией  
1.8 Анализ безубыточности предприятия (организации)  
Выводы по комплексному анализу деятельности предприятия (организации)  
2 АНАЛИЗ ПО ТЕМЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  
ПРИЛОЖЕНИЯ  
Дневник прохождения практики  
Диск с электронной версией отчета по практике  
Всего  

 

Отклонения от рекомендуемого объема могут составлять не более 10%.

Во ВВЕДЕНИИ к отчету указываются цели и задачи преддипломной практики, компетенции, планируемые к освоению, необходимость и важность прохождения практики, место и период прохождения практики, информационная база для написания отчета.

Первый раздел отчета посвящен комплексному анализу деятельности предприятия (организации). Данный раздел состоит из 8 параграфов, перечисленных в таблице 3 и выводов. Содержание параграфов первого раздела отчета представлено ниже. Данная информация должна быть ориентиром в выполнении письменной работы.

 

1.1 Общая характеристика предприятия[1]

 

В данном параграфе целесообразно отразить:

– название предприятия (организации) – места прохождения практики;

– основные и дополнительные виды деятельности предприятия (организации);

– состав учредителей и основные данные Устава предприятия (организации);

– организационно-правовую форму предприятия (организации), на материалах которого выполняется ВКР;

– систему налогообложения с пояснениями;

– месторасположение предприятия и его влияние на ведение хозяйственной деятельности;

– среднесписочную численность работников предприятия (организации).

 

1.2 Анализ производства и реализации продукции, работ, услуг

 

В параграфе 1.2 обязательным является анализ показателей динамики объема реализации продукции (работ, услуг) за 3 года деятельности предприятия.

Анализ производства и реализации продукции, работ, услуг осуществляется на основании материалов годовых и месячных бухгалтерских отчётов, оперативного и статистического учёта, отчётов цехов и других звеньев предприятия. При этом рекомендуется учитывать также результаты личных исследований и наблюдений.

Основными задачами анализа объёма производства и реализации продукции являются:

– определение динамики роста и степени выполнения плана по объему и ассортименту реализации продукции (услуг);

– оценка структурных сдвигов в составе продукции и их влияния на показатели хозяйственной деятельности.

Анализ показателей объёма производства и объёма реализации продукции (услуг) начинается с выявления отклонений фактических величин по каждому виду деятельности (или ассортиментной группе) от предшествующего периода.

Пример расчета показателей динамики объема реализации продукции, работ, услуг представлен в таблице 4.

 

Таблица 4 - Динамика объема реализации продукции, работ, услуг предприятия (организации)

Показатель 20__ год 20__ год 20__ год
Объем реализации продукции, работ, услуг, тыс. руб.      
Абсолютный прирост базисный, тыс. руб. -    
Абсолютный прирост цепной, тыс. руб. -    
Темп роста базисный, % -    
Темп роста цепной, % -    

После приведенных табличных данных здесь и далее необходимы выводы и комментарии!

Далее целесообразно провести анализ структуры (состава) выпущенной и реализованной продукции (услуг), а также изучить динамику этих показателей (за 3 года). Пример расчета структуры ассортимента и объема реализации продукции, работ, услуг, а также изменений в структуре приведен в таблице 5.

 

Таблица 5 - Структура объема реализации продукции, работ, услуг предприятия (организации)

Ассортиментные группы Объем реализации, тыс. руб. Структура ассортимента, % Отклонения[2]
20__г. от 20__г., п.п. 20__г. от 20__г., п.п.
20__ год 20__ год 20__ год 20__ год 20__ год 20__ год    
1 вид                
2 вид                
3 вид и т.д.                
Итого:             х х

 

На объем продукции, работ, услуг оказывают влияние множество факторов, в т.ч. численность работников и годовая выработка одного работающего. Пример расчета динамики показателей, влияющих на объем продукции, работ, услуг приведен в таблице 6.

 

Таблица 6 - Расчет динамики показателей, влияющих на объем продукции, работ, услуг предприятия (организации)

Показатели 20__ год 20__ год 20__ год Отклонение, тыс. руб. Отклонение, %
20__г. от 20__г. 20__г. от 20__г. 20__г. к 20__г. 20__г. к 20__г.
Объем выручки от продаж, тыс. руб.              
Среднесписочная численность работающих, чел.              
Выработка на одного работающего, тыс. руб./ чел.              

1.3 Анализ производственных ресурсов

 

Данный параграф включает анализ материальных и трудовых ресурсов. В свою очередь анализ материальных ресурсов предполагает анализ основных и оборотных средств.

 

1.3.1 Анализ материальных ресурсов

 

1.3.1.1 Анализ основных средств

 

Анализ эффективности использования основных средств предполагает изучение состава, состояния и движения основных средств, наличие объектов движимости и недвижимости, находящихся в аренде, законсервированных объектов основных средств, порядка начисления амортизации на объекты основных средств, а также изучение состава численности обслуживающего персонала и формирование затрат на содержание и обслуживание объектов основных средств.

При анализе выявляются соотношения активной и пассивной части основных средств.

Пример расчета стоимости и структуры основных средств приведен в таблице 8.

 

Таблица 8 - Стоимость и структура основных средств на 01.01.20__ г.[3]

№ п/п Вид или группы ОС Стоимость ОС, тыс. руб. Структура ОС
Первоначальная Остаточная [4] Коэффициент износа Активная часть Пассивная часть
тыс. руб. % тыс. руб. %
  Пассивная часть, в т.ч.              
1.1                
1.2                
  Активная часть, в т.ч.              
2.1                
2.2                
Основные средства итого:              

 

Пример расчета изменения объема основных средств приведен в таблице 9.

 


Таблица 9 - Изменение объема основных средств предприятия (организации)

Показатели 20__ год 20__ год 20__ год Отклонение, тыс. руб. Отклонение, %
20__г. от 20__г. 20__г. от 20__г. 20__г. к 20__г. 20__г. к 20__г.
Первоначальная стоимость на начало года, тыс. руб.              
Ввод основных фондов, тыс. руб.              
Выбытие основных фондов, тыс. руб.              
Первоначальная стоимость на конец года, тыс. руб.              
Среднегодовой объем основных фондов, тыс. руб.              

 

При анализе производственных площадей необходимо рассмотреть объем занимаемых площадей и дать их характеристику. Если площади находятся в аренде, то раскрыть условия аренды, ее стоимость, включая расходы на содержание помещений в рабочем состоянии и эксплуатационные расходы. Необходимо указать, удовлетворяют ли они требованиям организации производственного процесса.

Пример расчета данных производственных и других площадей приведен в таблице 10.

 

Таблица 10 - Данные производственных и других площадях на 01.01.20__ г.[5]

Вид помещений Площадь (м2)
фактически имеющаяся фактически используемая
Производственные помещения, в т.ч.    
- цех    
- участок    
- склад и т.д.    
Офисные помещения, в т.ч.    
- кабинет директора    
- бухгалтерия    
- отдел продаж и т.д.    
ИТОГО:    

 

1.3.1.2 Анализ оборотных средств

 

На основе баланса предприятия анализируется состав и структура оборотных средств, выявляются наиболее значительные элементы оборотных средств. Для них проводится отдельный анализ входящих в него элементов, например: среди всех запасов выявляются наиболее значительные, в дебиторской задолженности – наиболее крупные должники и сроки погашения их задолженности и т.п. Одновременно делается анализ изменений в структуре или составе, выявляются причины наиболее существенных структурных сдвигов.

Пример расчета состава и структуры оборотных средств приведен в таблице 11.

 

Таблица 11 - Состав и структура оборотных средств предприятия, организации

Статья 20__ год 20__ год 20__ год
на 01.01.__ тыс. руб. в % на 01.01.__ тыс. руб. в % на 01.01.__ тыс. руб. в % на 01.01.__ тыс. руб. в % на 01.01.__ тыс. руб. в % на 01.01.__тыс. руб. в %
Производственные запасы, в т.ч.                        
- сырье и материалы                        
- расходы будущих периодов и т.д.                        
Фонды обращения, в т.ч.                        
- денежные средства                        
- дебиторская задолженность и т.д.                        
Оборотные средства итого:                        

 

Пример расчета с отдельными дебиторами приведен в таблице 12.

 

Таблица 12 - Данные расчетов с отдельными дебиторами по состоянию на 31.12.20__ г.[6]

Дебиторы В пределах установленного срока, тыс. руб. Свыше установленного срока, тыс. руб.  
 
Покупатели и заказчики, в т.ч.:      
№1      
№2      
Прочие, в т.ч.      
№1      
№2      
Подотчетные лица, в т.ч.      
№1      
№2      
Итого дебиторская задолженность      

Анализ дебиторской задолженности предполагает оценку и классификацию покупателей дебиторов в зависимости от вида и объема закупок, их платежеспособности, истории кредитных отношений с анализируемой организацией, оценку реального состояния дебиторской задолженности и оценку организации контроля расчетов с дебиторами.

Цель данного анализа – снизить уровень долгов, находящихся в зоне риска, а также сократить длительность дебиторской задолженности покупателей и подотчетных лиц.

 

1.3.2 Анализ трудовых ресурсов

 

Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предусматривает изучение динамики численности работников, в том числе по категориям, изучение использования рабочего времени, выявление резервов роста производительности труда, динамику и эффективность использования систем стимулирования, мотивации труда.

Пример расчета среднесписочной численности предприятия и ее структура приведен в таблице 13.

 

Таблица 13 – Среднесписочная численность и структура работников предприятия (организации)

  Категория работников 20__ год 20__ год 20__ год Отклонение, % Отклонение по структуре, п.п.
Числ-сть, чел. % Числ-сть, чел. % Числ-сть, чел. % 20__г. от 20__г. 20__г. от 20__г. 20__г. к 20__г. 20__г. к 20__г.
Служащие итого, в т.ч.                    
- АУП                    
- ИТР                    
Рабочие итого, в т. ч.                    
- основные рабочие                    
-вспомогательные рабочие                    
- МОП                    
Среднесписочная численность                 х х

 

Количество выходных дней необходимо уточнить по производственному календарю, законодательству и распоряжениям администрации предприятия. Далее требуется рассчитать полезный фонд рабочего времени и выявить основные факторы, повлиявшие на его изменение.

Пример расчета баланса рабочего времени одного основного рабочего, приведен в таблице 14.

 


Таблица 14 - Баланс рабочего времени одного основного рабочего предприятия (организации), дни

Фонд времени 20__ год 20__ год 20__ год Отклонение, дни Отклонение, %
20__г. от 20__г. 20__г. от 20__г. 20__г. к 20__г. 20__г. к 20__г.
Календарный фонд рабочего времени              
Количество выходных и праздничных дней              
Номинальный фонд рабочего времени              
Неявки на работу, в т.ч:              
-очередные и дополнительные отпуска              
-отпуска по родам              
-по болезни              
-по уходу за ребенком              
-разрешенные законом              
-прогулы              
Полезный фонд рабочего времени              

 

Пример расчета фактического и нормативного баланса рабочего времени одного рабочего приведен в таблице 14.

 

Таблица 14 – Фактический и нормативный балансы внутрисменного рабочего времени одного рабочего предприятия (организации)

Наименование затрат   Обозначение Баланс рабочего времени Отклонение, мин.
фактический нормативный
мин % мин % излишек недостаток
Подготовительно-заключительная работа ПЗ            
Оперативная работа ОП            
Обслуживание рабочего места ОБ            
Отдых и личные надобности ОТЛ            
Нормированные перерывы по организационно-техническим причинам ПТ            
Потери по организационно-техническим причинам ПНТ            
Потери из-за нарушения трудовой дисциплины ПНД            
Итого Тсм            

 

Пример расчета технологической трудоемкости объема произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг приведен в таблице 16.

 


Таблица 16 – Расчет технологической трудоемкости объема произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг организации

Ассортимент   Средняя труд-кость 1 вида услуг н-час Количество заказов, ед. Технологическая трудоемкость, в час. Абсолютное изменение технологической трудоемкости н-час Отклонение в %
20__ год 20__ год 20__ год 20__ год
1 вид продукции (услуг)              
2 вид продукции (услуг)              
3 вид продукции (услуг)              
Итого              

 

Анализируя использование фонда оплаты труда работников, прежде всего, необходимо рассмотреть динамику и структуру фонда оплаты труда базового предприятия за рассматриваемый период. Пример расчета фонда оплаты труда приведен в таблице 17.

 

Таблица 17 – Расчет фонда оплаты труда работников предприятия (организации), тыс. руб.

Показатели 20__ год 20__ год 20__ год Отклонение, тыс. руб. Отклонение, %
20__г. от 20__г. 20__г. от 20__г. 20__г. к 20__г. 20__г. к 20__г.
Администрация, в т.ч.              
- АУП              
- ИТР              
Рабочие, в т.ч.              
- основные              
- вспомогательные              
- МОП              
Итого ФОТ по всем категориям:              

 

В целях анализа эффективности использования трудовых ресурсов и оплаты труда необходимо сопоставить темпы роста производительности труда и темпов роста среднегодовой заработной платы.

Пример расчета сравнения темпа роста заработной платы и темпа роста производительности труда одного работника приведен в таблице 18.

 


Таблица 18 – Темп роста средней заработной платы и темп роста производительности труда одного работника предприятия (организации)

Показатели 20__ год 20__ год 20__ год Отклонение, тыс. руб. Отклонение, %
20__г. от 20__г. 20__г. от 20__г. 20__г. от 20__г. 20__г. от 20__г.
Объем выручки от продаж, тыс. руб.              
Численность работников, чел.              
Годовая производительность труда 1-го работника, тыс. руб./чел.              
Фонд оплаты труда, тыс.руб.              
Среднегодовая заработная плата 1 работника, тыс. руб.              

 

1.4 Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации)

 

Данный раздел включает анализ себестоимости производства и реализации продукции (работ, услуг), анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности и анализ рентабельности хозяйственной деятельности предприятия (организации).

 

1.4.1 Анализ себестоимости производства и реализации продукции, работ, услуг

 

Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние предприятия.

Пример расчета затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг по статьям затрат приведен в таблице 19.

 

Таблица 19 – Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) предприятия (организации), тыс. руб.

Статьи затрат 20__ год 20__ год 20__ год Отклонение, тыс. руб. Отклонение, %
20__г. от 20__г. 20__г. от 20__г. 20__г. от 20__г. 20__г. от 20__г.
               
Сырье и материалы              
Электроэнергия              

Продолжение таблицы 19

               
Зарплата основных рабочих              
Начисления на зарплату              
Амортизация (списание) ОС и НМА              
Зарплата, кроме основных рабочих              
Начисления на зарплату              
Материальные расходы              
Коммунальные услуги              
Аренда движимости и недвижимости              
Услуги сторонних организаций              
Прочие расходы              
Себестоимость полная, в т.ч.              
Переменные              
Постоянные              

 

Анализ затрат на производство позволяет выявить резервы снижения себестоимости производства продукции и ее реализации.

 

1.4.2 Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия (организации)

 

Финансовый анализ представляет собой способ накопления и использование информации финансового характера, имеющий целью:

– оценить текущее и перспективное финансовое состояние;

– оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения;

– выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации.

В данном параграфе необходимо проанализировать налоговый режим, применяемый на предприятии (организации), сделать сноски на статьи Налогового кодекса.

В процессе анализа финансовых результатов изучается динамика финансового результата по видам деятельности и факторы, на нее повлиявшие. Необходимо проанализировать структуру прибыли по доходам от обычных видов деятельности и прочих поступлений. А также проанализировать структуру коммерческих и управленческих расходов и их влияние на величину прибыли фирмы.

Пример расчета динамики финансовых результатов (для предприятий, применяющих основной режим налогообложения) приведен в таблице 20.

Таблица 20 – Расчет динамики финансовых результатов, тыс. руб.

Показатель 20__ год 20__ год 20__ год Отклонение, тыс. руб. Отклонение, %
20__г. от 20__г. 20__г. от 20__г. 20__г. от 20__г. 20__г. от 20__г.
Объем реализации (без НДС)              
Себестоимость производственная              
Валовая прибыль              
Управленческие расходы              
Коммерческие расходы              
Прибыль от реализации              
Прочие доходы              
Прочие расходы              
Прибыль до налогообложения              
Корректировка налогооблагаемой прибыли              
Налогооблагаемая прибыль              
Налог на прибыль              
Чистая прибыль              

 

1.4.3 Анализ рентабельности хозяйственной деятельности предприятия (организации)

 

В данном параграфе необходимо рассчитать рентабельность продукции (услуг), рентабельность продаж (удельная рентабельность для торговли и общественного питания), рентабельность капитала, фондорентабельность и рентабельность оборотных средств.

Пример расчета рентабельности производства и реализации продукции, работ, услуг приведен в таблице 21.

 

Таблица 21 – Анализ динамики показателей рентабельности деятельности предприятия (организации), %

Показатели 20__ год 20__ год 20__ год Отклонение, п.п.
20__г. от 20__г. 20__г. от 20__г.
Рентабельность продукции и услуг          
Фондорентабельность          
Рентабельность продаж          
Рентабельность оборотных средств          

 

1.5 Анализ финансового состояния предприятия (организации)

 

В параграфе обязательными являются горизонтальный и вертикальный анализ баланса предприятия (организации), анализ показателей финансового состояния и выводы о финансовом состоянии предприятия (организации). Горизонтальный и вертикальный анализ баланса проводится за три года.

Горизонтальный анализ - это анализ изменений во времени статей баланса. Они, как правило, фиксируются в процентах к предыдущему периоду.

Вертикальный анализ - это анализ изменения во времени доли каждой из статей баланса в общем объеме активов (пассивов). По результатам вертикального и горизонтального анализа структуры баланса уже можно делать предварительные выводы.

По результатам горизонтального анализа необходимо проследить изменение величины валюты баланса: если она уменьшилась или не изменилась – это плохой сигнал, с которым нужно дополнительно разбираться. Увеличение может оцениваться по-разному в зависимости от причин, вызвавших рост.

По результатам вертикального анализа должны быть сделаны выводы по структуре активов и пассивов баланса.

Изучение активов

«Тяжесть» структуры активов определяется путем сопоставления темпа роста внеоборотных и оборотных активов. Опережение роста оборотных активов свидетельствует о формировании достаточно мобильной структуры активов. «Тяжелая» структура активов может быть оправдана лишь особенностями вида деятельности.

Проводится оценка, чем представлены внеоборотные активы. Высокая доля основных средств свидетельствует о значительных накладных расходах и чувствительности к изменениям выручки. Для сохранения финансовой устойчивости предприятию необходимо иметь высокую долю собственного капитала в источниках финансирования.

Увеличение статьи «Долгосрочные финансовые вложения и прочие внеоборотные активы» указывает на то, что предприятие уделяет внимание внешней инвестиционной деятельности, тем самым отвлекая средства от основной деятельности. Для корректной оценки данного факта необходимо дополнительно сравнить рентабельности основной и инвестиционной деятельности.

Структура оборотных активов характеризует масштаб деятельности предприятия и состояние расчетов с потребителями. Увеличение дебиторской задолженности (тем более долгосрочной) является негативным изменением и может быть вызвано проблемами, связанными с оплатой продукции (работ, услуг) предприятия либо активным предоставлением потребительского кредита покупателям.

Превышение дебиторской задолженности суммы текущих обязательств является свидетельством того, что предприятие предоставляет бесплатный коммерческий кредит своим покупателям в размере, превышающем средства, полученные в виде отсрочек платежей коммерческим кредиторам. В противном случае предприятие финансирует свои запасы и коммерческий кредит за счет отсрочки платежей кредиторам.

Структура пассивов

При анализе структуры пассивов в первую очередь обращают внимание на то, какую долю в источниках финансирования занимает фактический собственный капитал (т.е. собственный капитал за вычетом убытков и задолженности учредителей в уставный капитал). Опережающий темп прироста собственных средств по сравнению с темпом прироста заемных средств способствует укреплению финансовой устойчивости предприятия.

Увеличение доли резервов, фондов и нераспределенной прибыли в источниках финансирования свидетельствует об эффективной работе предприятия, т.к. эта часть собственного капитала создается в процессе хозяйственной деятельности.

В структуре заемного капитала положительным моментом является преобладание доли долгосрочных обязательств, что повышает финансовую устойчивость и снижает риск потери платежеспособности.

Стремительный рост краткосрочной кредиторской задолженности почти всегда влечет за собой снижение ее оборачиваемости. При этом следует помнить, что просрочка платежей в бюджет и внебюджетные фонды вызывает применение разного рода штрафов, пеней, ставки по которым достаточно высоки.

Анализ структуры баланса

Анализ структуры баланса ведется в разбивке по степени ликвидности и срочности его статей.

С этой целью все статьи актива и пассива баланса разбиваются на 4 группы:

1) Активы разбиваются по степени ликвидности на:

- быстро реализуемые,

- средней реализуемости,

- медленно реализуемые,

- трудно реализуемые.

2) Пассивы разбиваются по степени срочности на:

- краткосрочные,

- средней срочности,

- долгосрочные,

- постоянные (собственные и приравненные к собственным).

При этом подразумевается, что предприятие должно вести свою финансовую деятельность таким образом, чтобы суммарные значения активов и пассивов одной группы примерно совпадали. Однако в реальности предприятия с такой «правильной» структурой баланса встречаются крайне редко. Поэтому нормальной может быть признана такая структура баланса, когда активы 1-й и 2-й группы в сумме покрываются пассивами 1-й и 2-й группы, а активы 3-й и 4-й группы в сумме покрываются пассивами 3-й и 4-й группы. То есть, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства и краткосрочная дебиторская задолженность финансируются за счет краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности, а запасы, долгосрочная дебиторская задолженность и внеоборотные активы финансируются за счет долгосрочных пассивов и собственных средств (капитала, резервов, нераспределенной прибыли).

Следует также учитывать, что структура баланса предприятий с различными видами деятельности может существенно различаться. Так, для предприятия оптовой или розничной торговли вполне нормальной может быть ситуация, когда часть запасов (особенно по статье готовая продукция и товары для перепродажи) финансируется за счет кредиторской задолженности либо краткосрочных кредитов. Однако, если подобная ситуация наблюдается на производственном предприятии с достаточно длительным производственным циклом (например, энергомашиностроения), то это свидетельствует о проблемах со сбытом продукции предприятия, его затоваривании и о реальной угрозе потери им платежеспособности.

Устойчивость предприятия в значительной степени определяется структурой капитала. Показателями, характеризирующими структуру капитала и определяющими устойчивость предприятия, являются сумма чистых активов и их доля в общей валюте баланса. Под стоимостью чистых активов понимается разность между суммой активов, принимаемых к расчету и суммой пассивов, также принимаемых к расчету.

Согласно имеющимся данным определяется сумма чистых активов и их доля в общей валюте баланса. Пример расчета суммы чистых активов предприятия приведен в таблице 22.

 

Таблица 22 - Расчет суммы чистых активов предприятия, тыс. руб.

Показатели 20__ год 20__ год 20__ год
На начало года На конец

Date: 2016-05-16; view: 284; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию