Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Снятие сумрака с хукма звонка





Автор: Махир ибн Зофир аль-Кохтани.

С именем Аллаха Милостивого Милосердного.

 

Предисловие.


Всем тем, кто читает это послание из числа мусульман, от их брата в исламе Махира ибн Зофира аль-Кохтаний. Ас-Саляму алейкум уа рохматуЛлахи уа баракатух…
А далее: Сказал Всевышний Аллах: «Если вы станете считать милости Аллаха, то не пересчитаете их!» [Пчёлы:18]. Так же сказал: «Все блага, которые вы имеете, - от Аллаха» [Пчёлы:53]. Из милости Аллаха к мусульманам в это время – изобретение устройств и полезной электроники, и даже если они являются изобретениями человека, то всё равно, если бы Единственный Аллах, Которому нет сотоварища, то они не были бы созданы и сконструированы, и не функционировали бы и не работали. Всевышний Аллах сказал: «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» [Стоящие в ряд:96]. Кто же создал материю, из которой они изготовлены? Кто создал разумы, которые сконструировали их, и руки которые их изготовили? «Есть ли Бог, кроме Аллаха? Аллах превыше тех, кого приобщают в сотоварищи» [Муравьи:63].
И пусть тебя не изумляет, о мусульманин единобожник то, что ты видишь собственными глазами или слышишь своими ушами, о том, с каким мастерством производят эти передовые изобретения люди из числа многобожников и неверующих. В действительности же, это является доказательством, указывающим на совершенство Того, Кто создал эти разумы и руки, «Который выполнил всё в совершенстве» [Муравьи:88], «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: "Будь!" - как это сбывается. Пречист Тот, в Чьей Руке власть над всякой вещью! К Нему вы будете возвращены» [Йа Син:82,83], «Неужели они были сотворены сами по себе (или просто так)? Или же они сами являются творцами?» [Гора:35]. Затем то, что ты видишь из прогресса в сложных производствах, это всего лишь временное пользование мирской жизнью, хотя Последняя жизнь лучше и дольше, но только для богобоязненных, сказал Всевышний: «Но нет! Вы отдаете предпочтение мирской жизни, хотя Последняя жизнь - лучше и дольше» [Высочайший:16,17].
Передал ат-Тирмизи, в своем сборнике, от Сахля ибн Са`ада, который сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы эта мирская жизнь стоила бы для Аллаха крыла комара, то Он не напоил бы неверного даже глотком воды». И поистине это то, что даровал им Всевышний Аллах, вместе с тем, что они находятся в неверии, многобожии и ослушании, поистине это обольщение от Него, Свят Он и Велик; чтобы прибавить им греха и полностью воздать им тем, что они приобрели, а в Последней жизни им приготовлено мучительное наказание. Просим у Аллаха Его избавления.

Сказал Всевышний: «Оставь же Меня с теми, кто считает ложью это повествование. Мы завлечем их так, что они даже не осознают этого. Я даю им отсрочку, ведь хитрость Моя несокрушима» [Письменная Трость:34,35], и поистине Он хочет наказать их этим и погубить, в то время, когда они неверующие, как сказал Всевышний: «Пусть не восхищают тебя их имущество и дети. Аллах желает только наказать их детьми и имуществом в мирской жизни, дабы они расстались со своими душами неверующими» [Покаяние:55].
И их знания этого мира являются презренными у Аллаха по причине их невежества к знаниям о Последней жизни, и их оставления дел в соответствии с единобожием Аллаха и оставления благодарности Ему за Его милости. А также по причине оставления выполнения того, что требуется из оставления многобожия и ослушания Ему, вместе с подчинением Ему. Сказал Всевышний: «Они знают о мирской жизни только явное и беспечны к Последней жизни» [Pумы:7]

 

И многие из тех, кто обладает слабой верой, были обольщены этой фальшивой изобретательской цивилизованностью, что уподобились неверующим в их одежде, в манере говорить и своём внешнем виде, а ведь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто уподобился народу, тот из них». Некоторые из них уподобились неверным до такой степени, что даже, может быть, оставили исламские страны, тем самым проявляя неуважение к ним, и уехали в страны неверных со всей своей семьёй, чтобы жить среди них. Сказал Ибн Таймийа: «Уподобление в наружности обязывает наличию любви внутри».
И пришло в хадисе, который передал ат-Тирмизи(1530), от Джарира ибн `АбдуЛлаха, который сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я непричастен к каждому мусульманину, живущему среди многобожников». Люди спросили: О Посланник Аллаха, почему же? Он ответил: «Оба не увидят огня друг друга». Сказал имам Ахмад, да помилует его Аллах: То есть когда загорится огнём неверующий, его не увидит мусульманин, а если загорится огнём мусульманин, его не увидит неверующий.
Я (аль-Кохтани) скажу: Это запрет на близость к ним, проживание с ними и запрет на то, чтобы иметь постоянное место жительства с ними. Потому что это причина для перенимания их нравов, затем дружбы с ними, затем любви к ним внутри и попадания в то же, во что попали они из неверия, и поистине любящий подчиняется тому, кого любит. А это значит, что мусульманин не взял причины прогресса в изобретениях для победы над врагами и их террором, а ведь Всевышний Аллах сказал: «Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага» [Трофеи:60]. Также не взял причины для помощи мусульманам, заключенные в облегчении им их мирских дел.

В сборнике «Сахих аль-Бухари»(2767) от Абу Хурайры марфу`ан (Прим. перев. - Марфу`(поднятый) - это если таби`ин сказал от сподвижника: «хадис поднимается» без очевидного указания, что его степень поднимается до Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то его хукм марфу`, также если сказал: «приписывается» и т.п. (см. аль-Бахис 1/151)) сказал: «…и тот, кто помогает другому взобраться на его верховое животное и поднимает его или его вещи, в этом ему будет милостыня». И это является требуемым и является также шариатской причиной, оставляет которую только тот, в чьём разуме имеется недостаток. Однако, первостепенным требуемым, без которого не достигнутся плоды этого требуемого, является возвращение мусульман к их правильным вероубеждениям, черпаемым из Книги Аллаха и Сунны Пророка, с пониманием праведных предшественников. А также оставление дел, противоречащих этим убеждениям: из ширка по отношению к Аллаху, слепого следования мазхабам, которое не принимает никаких доводов, также оставление нововведений в религии и распространение их среди мусульман, и субханаЛлах! Будто Всевышний Аллах не завершил свой шариат и не сделал его полным со смертью Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и эти добавляющие завершают его и делают его полным своими испорченными разумами.
Всевышний Аллах сказал: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» [Трапеза:3].
Оставление дел, связанных с вероубеждениями и джихадом, при наличии силы и шариатских условий, приводит к униженному положению мусульман, их слабости и отсутствию помощи. О, если бы они овладели этими изобретениями, которыми овладели, возвращаясь при этом к тому, на чём были наши праведные предшественники из знаний и дел.
Привёл Абу Дауд в своём «Сунан» от Ибн `Умара, да будет доволен им Аллах, который сказал: Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Если вы будете использовать в торговле «’ина» и схватитесь за хвосты коров, и удовлетворитесь посевами, и оставите джихад, Аллах нашлет на вас унижение и не избавит вас от него, пока вы не вернетесь к вашей религии».
Сказал Всевышний Аллах: «Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам и утвердит ваши стопы» [Мухаммад:7].
И помогает Всевышний Аллах только тем, кто выполнил то, что требует от него шариат, и кто руководствовался в своих делах манхаджем Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в соответствии с пониманием праведных предшественников. Кто руководствовался им на протяжении всей жизни, руководствовался им в таких делах, как призыв и джихад, проявляя терпение и оставляя безрассудство, заключающееся в проявлении отваги и смелости во время слабости, что приводит к ещё большему вреду, чем польза, извлекаемая из убийства некоторых неверующих, как это было в положении Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке. И не совершался джихад до тех пор, пока не собралась для этого сила, и порядок в Медине не стал обеспечиваться шариатом, и поэтому они и победили в битве при Бадре. И таким же образом не придёт к нам победа до тех пор, пока мы не станем жить со своими семьями, приказывая им одобряемое и запрещая порицаемое, сказал Всевышний Аллах: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни, над ними есть ангелы суровые и сильные». [Запрещение:6]. И в своей одежде не станем оставлять то, что запрещено из неё, как табаррудж (т. е. выставление напоказ своих красот), уподобление людям из числа неверующих и грешников, сторонясь одежды, которая привлекает внимание людей и выделяет человека из толпы. Также для нас является обязательным внимательное отношение к выбору друзей и жён, и оставление сожительства с людьми, придерживающимися нововведений, нечестивцами и плохими друзьями. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек на религии своего друга», также сказал: «Добивайся же обладающей религиозностью, иначе ты проиграешь». И следует очищать свои дома от разного рода порицаемых вещей, из которых бесполезное телевидение и телевизионные каналы, бесстыдные любовные песни и многих другие вещи, запрещенные Господом созданий. И всё это мы не сможем воплотить, кроме как следуя во всём Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, внешне и внутренне, что не будет полным без отдаления от нововведений и тех, кто их совершает, оставления проявления любви к ним и оставления приближения к Всевышнему Аллаху совершением нововведений. Так же не будет полным без распространения Сунны и дел в соответствии с ней, почитания людей Сунны, по мере того, что имеется у них из знаний и дел.
Некоторые из учёных сказали: «Тот, кто почитает приверженца нововведений, тот помог в разрушении религии». И поистине, если будет разрушена религия, то не принесут тогда пользы эти изобретения и устройства, если ими не будет доволен Господь всех творений, так как самыми ненавистными для Всевышнего Аллаха после ширка являются бид`а (нововведения), как об этом сообщил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказав: «Худшие дела-нововведения». Они являются худшими по той причине, что они спорят с Всевышним Аллахом в обладании правом говорить о дозволенности или запретности той или иной вещи. Всевышний Аллах сказал: «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими». [Трапеза:44].
Затем знай, о мусульманин, что эти современные и передовые изобретения, могут стать причиной для силы мусульман, если они смогут соблюсти шариатские намерения, таким же образом могут стать и причиной их слабости, а это может произойти в том случае, если они небрежно отнесутся к намерениям во время их использования.
Самая главная цель шариата- уединение Всевышнего Аллаха в поклонении, Одного, у Которого нет сотоварища, поклоняясь Одному Ему, и оставляя направление своих поклонений кому то помимо Него, и совершение дел в соответствии с тем, что требует единобожие. Всевышний Аллах сказал: «Я не создал джиннов и людей ни для чего, кроме как для поклонения Мне». [Рассеивающие:56].


Совершение дел в соответствии с тем, что требует единобожие, есть оставление нововведений, великих грехов и упорства в малых грехах. И даже в том случае, если мукалляф (прим. перев. – т.е. половозрелый, чей возраст и положение соответствуют тому, которого шариат сделал готовым к выполнению шариатских велений), находится в неведении относительно мудрости, из-за которой запрещена та или иная вещь или вменено выполнение того или иного приказа, то всё равно наш Господь не запрещает ничего, кроме как вред этого будет перевешивать пользу, даже если человек находится в неведении относительно этого. И таким же образом Господь не приказывает ничего, кроме как его польза перевешивает вред, несмотря на то, что мукалляф не ведает этого. И Его приказы исходят из Его Справедливости, Знания, Мудрости и Милости к мирам, и Он Мудрый, Знающий, Милосердный, Обладатель великой Милости, «Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены» [Пророки:23].
И даже в том случае, если эти изобретения будут приносить пользу мусульманам и будут причиной из причин их силы (после того как они уповали на Аллаха), то всё равно является необходимым контролировать присутствие шариатских целей и оставлять из них то, что шариат запретил. И совершать из этих причин только то, что является дозволенным, и то что воплощает шариатскую пользу в обязательной форме, либо желательной, в том случае если нет в шариате запрета на это, как, например, запрет на джарас, который и является темой этого послания, и поистине он является запретным.

Приведём два примера для разъяснения этого:
Первый: Усилитель звука (микрофон).
Второй: Телевизор и видео.


Первый: Усилитель звука (микрофон), является милостью из милостей Аллаха, лишь в том случае, если используется в том, чем доволен Аллах, преследуя шариатские цели. Если же использовать его в вещании запретных любовных песен и стихов, то и использование его становиться запретным, так как противоречит шариатским целям. Шариат запретил слушать песни, в соответствии с тем, что пришло по этому поводу в «Сахих аль-Бухари»(5590): «И появятся в моей общине люди, которые будут считать дозволенным прелюбодеяние, шёлк, вино и музыкальные инструменты (аль-ма`азиф)…».
А использование же его в азане (призыве на молитву), и в распространении знаний, соответствует шариатским целям. Что же касается использования его для вывода звука чтения имама в молитве за пределы мечети, то это противоречит целям шариата с трёх сторон:
Первая: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть не повышают одни из вас свои голоса чтением Курана над другими». И некоторые женщины сообщили мне, что они не могут совершать молитву в их домах, в то время, которое является обязательным для её выполнения, обширное для выбора, по причине запутывания, которое случается вследствие выноса имамом его чтения за пределы мечети при помощи усилителей звука. А из их прав, чтобы они совершали молитву в любое время, в которое пожелают её выполнить, в течение времени установленного шариатом. И в создании им помех, путём выноса чтения имама, есть напрасное ущемление их прав. И таким же образом больные, и те, у кого есть оправдание в оставлении групповой молитвы в мечети.


Вторая: Не из проявления уважения к Книге Аллаха и Её возвеличивания, чтобы голос имама повышался во время его чтения в молитве и выносился за пределы мечети. И многие не замолкают и продолжают быть занятыми этим. И вынос чтения в этом случае так же является бесполезным.


Третья: Вынос имамом своего чтения за пределы мечети - средство, ведущее к рия (показуха). Как об этом упомянул шейх Солих аль-Фаузан. Праведные предшественники старались к сокрытию своих хороших дел, опасаясь показухи. Так каково же тогда положение тех, которые стремятся к их выявлению? Или они обезопасили себя от показухи или сум`а (Прим. перев. - Поклонение Аллаху при людях или сообщение им о своих поклонениях с желанием похвалы людей за то, что он является поклоняющимся)? И праведные предшественники боялись за себя в этом и преграждали все причины и пути, ведущие к этому. Однажды я был свидетелем тому, как один из имамов, из тех которые выносят своё чтение за пределы мечети при помощи усилителей, сказал: Жена такого-то муаззина в мечети сказала своему мужу, что мой голос нравится ей. На что её муж сильно разгневался и сказал: Он мунафик (лицемер)!!
И этот, который выносит свой голос при помощи услилителей звука не должен считать, что он обезопасил себя от искушения, притом что он знает, что шайтан перемещается в сыне Адама с кровью (Прим. перев. – На что имеется доказательства из Сунны: аль-Бухари 2035, Муслим 2175).
Также он знает, что женщины и другие, из проживающих в его районе, упоминают его имя. И ты видишь как шайтан, повелевающая дурное душа, и страсти, призывают его к неестественной вычурности в его чтении, для того чтобы эти женщины восхищались им и сказали: Чтец с красивым голосом. Этот самый имам, о котором я вам рассказывал, даже отворачивает своё лицо от киблы во время молитвы к микрофону, чтобы поставить свой рот ближе к нему, чтобы украсить своё чтение. Он даже установил возле места, где совершается азан, восемь микрофонов, и купил оборудование ценой в тысячи риалов, что даже тревожит своим чтением детей своего района и будит их во время их сна, и нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха.
И что же призывает ко всему этому? Этот и подобные ему знают, что первыми, кем будет разожжён огонь в Судный день, будут трое; один из этих троих – чтец Корана. Будет ему сказано: Ты читал ради того, чтобы говорили – чтец Корана; и станет первым, кем будет разожжён огонь в Судный день. И нет сомнения, что этот погибший, который совершал эту показуху, старался вынести за пределы мечети своё чтение, и стремился к громкому чтению молитвы, чтобы люди услышали его. И было сообщено в хадисе о достоинстве чтения про себя над публичным чтением, что оно подобно достоинству тайной милостыни над публичной. Всё это для преграждения путей к открытию дверей, ведущих к показухе.

Также некоторые исследователи из числа учёных добавили к этому и икомат, приводя в качестве довода хадис `АбдуЛлаха ибн Зейда, в котором содержится рассказ о видении им во сне азана. `АбдуЛлах ибн Зейд увидел муаззина, совершающего азан на краю обрыва стены. Когда же он захотел сказать икомат, спустился, и из этого выводится то, что является требуемым совершение азана громко и ограничение икомата только на тех, кто находится внутри мечети.

Таким же образом происходит путаница в другом вопросе, которым многие люди в наше время пренебрегают. А это ожидание молитвы в мечети, вместе с тем, что ожидающий молитву, находиться в молитве до тех пор, пока ожидает её. Как это пришло в Сунне. Ангелы говорят: О Аллах, игфир ляху (прости ему), (Прим. перев. - аль-Магъфира в языке - это сокрытие того, следы чего вызывают опасение. Говорится: Гъофоро, т.е. когда скрыл. И поэтому шлем называют- мигъфара, потому что он скрывает голову и защищает от того, что вызывает у него опасение из плохих последствий(попадания в неё меча и т.п.). См. «Кифаят аль-Мустазид бишархи китаб ат-таухид» Солих Али Шейх), о Аллах, помилуй его. И причиной упущения некоторыми людьми этого великого достоинства ожидания молитвы в мечети, и достоинства застичь такбир аль-ихрам (открывающий молитву), является громкое произношение икомата и небрежное отношение к этим достоинствам. Также это является причиной тому, что один человек говорит другому: Подожду, пока не услышу икомат. И это становится для него привычкой, ведущей к опозданиям и упущению этого великого блага.

 

Второй вопрос: Демонстрация изображений при помощи телевизора и видео, даже с условием, что в этом есть польза. И слова тех, кто говорит, что демонстрируемые изображения являются дозволенными, так как они содержат лишь изображения созданий Аллаха, которые подобны тени, не имеют подтверждения в реальности и являются ошибкой. Они привели аналогию с зеркалом, а это сравнение вещей, в которых существуют различия, потому что демонстрируемое изображение, которое ты видишь в зеркале – отражение, в отличие от изображений, зафиксированных в виде фотоснимков на бумаге или экране телевизора, с использованием различных цветов. И это самое фиксирование и есть тасуир (создание изображения), так как тасуир по своей морфологической форме-таф`иль, то есть в нём содержится поступок, совершаемый рукой, который является причиной для запечатления, разукрашивания и фиксации этих изображений. И поэтому это сравнение двух вещей, в которых существует разница, потому что при фиксации изображения в зеркале, отсутствуют какие либо действия руками, и это изображение подобно отражению картинки от поверхности воды, в дозволенности чего существует единогласное мнение. В отличие от демонстрации изображений живых существ в телевизоре и совершение действий, ведущих к проявлению этих фотографий, что является запретным.
Ибн Хазм сказал: Поистине при демонстрации изображений живых существ удаляются ангелы, и является недозволенным прогонять ангелов.
Сохранение же изображений на видеокассетах является путём, ведущим к многобожию, как это случилось в народе Нуха, мир ему. Так пусть же никто не приукрашивает для себя то мнение, которое дозволяет демонстрацию изображений шейхов, при издании фетвы или требовании знаний, путём просмотра видео, записанного с уроков, так как устранению вреда отдаётся предпочтение над приобретением пользы. И поистине первое многобожие появилось на земле под именем пользы.

Как это пришло в «Сахих аль-Бухари» хадис Ибн `Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал: Уадд, Суа`а, Ягъус, Йа`ук, и Наср – имена праведных мужей из числа людей племени Нуха, когда же они умерли, то люди создали (для определённой пользы) изваяния, когда же умерли и эти люди и забылось знание, люди взяли эти изваяния объектами поклонения. Таким же образом может прийти время, в котором забудутся знания, и будут сохранены изображения учёных и машейх на кассетах или на чём-то другом, и скажет шайтан этому поколению: Поистине предки не сохранили эти изображения, кроме как они поклонялись им. И возьмут их объектами поклонений, просим Аллаха избавить нас от этого!!
Теперь стало ясно, что это изображение (видео и фото) противоречит целям законодателя, и становится обязательным оставление приобретения пользы из него, следует стереть или затемнить изображения, и слушать лишь звук. И разве есть какая- либо польза в видении изображения шейха? Но поистине, знание приобретается слушанием, и нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха.
Так же это изображение, демонстрируемое по телевизору и на видео, является запретным по причине того, что оно более сходно в своём подобии, нежели рисунки, нарисованные руками. И пришло в хадисе: Самому жестокому наказанию будут подвергнуты пытающиеся уподобиться Аллаху в творении, и насколько увеличивается сходство, настолько же и увеличивается запретность этого, и Аллах лучший помощник.


И современные колокольчики и звонки являются новыми изобретениями, в основе изобретения лежит видоизменение и развитие того, что было во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и поменялся лишь его внешний вид и пути его использования. Стала использоваться электроэнергия, вместе с тем, что остались другие основные качества, которые присутствовали в них во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и мы в этом послании упомянем его качества, его хукм, и ответ на сомнения, которые приводят те, кто говорит о дозволенности его использования. И прошу Аллаха, чтобы он сделал этот мой труд искренним перед Его Ликом, полезным для меня и для мусульман, ведь самыми лучшими людьми являются те, которые приносят больше всего пользы людям. В тот День, когда не принесут пользы ни имущество, ни дети, кроме тех, кто придёт к Аллаху со здоровым сердцем.
Махир ибн Зофир аль-Кохтани.

 

1 Качества запрещённого джараса.


Сказал автор «Лисан аль-араб» дар содир (6/36): И аль-джарас – это то, во что ударяют. И говорят: Аджрасоху – то есть доробаху (ударил по нему), и передаётся от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Не будут ангелы сопровождать то общество, в котором присутствует джарас». А это колокольчик или бубенчик, который подвешивается на верховое животное. И было сказано, что он, да благословит его Аллах и приветствует, испытывал к нему неприязнь, так как любил, чтобы враги не знали о нём, до тех пор, пока он не застигнет их врасплох.

И я сказал: В этом нужно разобраться. Поистине, его ненависть к нему, как это придёт дальше, существовала у него по двум причинам.

Первая: Изгнание ангелов, что является недозволенным, как на это явно указывает хадис, который передал Муслим в своём «Сахихе», о котором и упомянул автор «Лисан».

Вторая: Он является свирелью шайтана, объяснение чему придёт далее. И эта причина запрета не является причиной запрета лишь в определённый момент, и отсюда нельзя понять, что он дозволен только тогда, когда нет боязни врагов. Нет, эта причина является причиной в случае боязни оповещения о себе врагов, как является причиной и в случае отсутствия этой боязни, поскольку эта причина связанна с изгнанием ангелов, и тем, что он является свирелью шайтана.
Так же он (автор «Лисан») сказал: И было сказано: Аль-Джарас – это то, что подвешивают на шею верблюду, и называется – аджрас аль-хильи (колокольчики или бубенчики для украшения), от которых слышан звук, подобный звуку джараса.
Я (аль-Кохтани) скажу: И передано у аль-Бухари в его «Сахихе»(2), Книга начала откровений, от `Аишы, матери правоверных, да будет доволен ею Аллах, что аль-Харис ибн Хишам спросил Посланника Аллаха, сказав: О Посланник Аллаха, как к тебе приходят откровения? На что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Иногда они приходят ко мне подобно звону колокола, что является для меня наиболее тяжким…».
И он помянул в этом хадисе джарас и описание его звука тем, что это звон.
Сказал аль-хафиз ибн Хаджар, да помилует его Аллах: Ас-сольсоляту с двумя буквами «сод», над каждой по фатхе, между ними буква «лям», над которой сукун, в своей основе – звук попадания железа одного на другое. Затем обобщил и сказал, что в джарас входят любые звенящие звуки, бубенчики, колокольчики, подобно тем, которые подвешиваются на головы верховых животных. И его словообразование происходит от слова аль-джарс, с сукуном над буквой «ро», и его значение: ощущение, восприятие, звук, голос.


Сказал аль-Кирманий: Аль-Джарас – это маленький колокольчик или небольшое железное ведро, внутри которого кусочек меди, это ведёрко подвешивается нижней его частью вверх на верблюде, и если кусочек меди приводиться в движение и ударяется об внутренние бока ведёрка, то этим самым достигается ас-сольсоляту (звон).


Сказал аль-хафиз ибн Хаджар: То, что он упомянул, является удлинением определения, под чем нет никакой пользы. И его слова: «Кусочек меди» - слова, на которые можно возразить, что это не конкретизируется только лишь им, таким же образом его слова: «… на верблюде», так же его слова о том, каким образом он подвешивается на него.
И я сказал: В таком случае, если это так, то любой колокольчик или что-то подобное ему из сосудов, которые могут быть изготовлены из различных видов металлов, добываемых в качестве полезных ископаемых, маленьким он будет или большим, перевёрнутым он будет, стоящим ровно или лежащим на боку. Будет в нём находиться язычок из меди или железа, когда будет ударяться об сосуд или что-то наподобие гонга, и будет выходить сольсоля (звон), то в этом случае это будет называться джарас.
И один вид не конкретизируется, исключая при этом другой вид. Также не является условием, чтобы он был установлен и размещён определённым образом, исключая другой образ его размещения, будет он иметь один язычок или больше, звук будет исходить в результате движения верхового животного или при помощи электроэнергии (устройства, работающие без действий человека). И до тех пор пока в нём будет присутствовать описание звона, он будет джарасом, который Пророк да благословит его Аллах и приветствует назвал свирелью шайтана, как это пришло в «Сахих Муслим», и это подобно музыкальным инструментам, которые запрещены, и не является условием, чтобы эта вещь оставалась в определённом виде или образе, который существовал в те давние времена, как к примеру барабан или подобное ему, но любая вещь, из которой вышел музыкальный звук, и изменение названий не означает изменение сущности называемой вещи. И пришёл в «Сахих Бухари» хадис: «И появятся в моей общине люди, которые будут считать дозволенным прелюбодеяние, шёлк, вино и музыкальные инструменты». И не будет правильным, если кто либо явится и скажет: Эти пианино и каманчи (прим. перев.- стручковый музыкальный инструмент), и другие из современных музыкальных инструментов не относятся к ма`азиф, относительно чего пришёл запрет, лишь только причине отсутствия существования определённого вида из них во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И стучание по струнам в некоторых музыкальных инструментах присутствует, даже если и поменялся их внешний вид от того, каким он был когда то. И таким же образом школьные звонки, звонки будильника на часах, то, что присутствует из них в детских играх и т.п., то они являются аджрос (прим. Перев.- Мн.форма от джарас). И даже в том случае, если поменялся их внешний вид и уменьшился их размер, и появились многочисленные способы достижения звона, который и является свирелью шайтана. И не перестают люди называть этот звук джарас (звонок), оставаясь на основе. Таким же образом джарас телефона, будильник на часах, звонок предупреждения о пожаре, звук устройства оповещения водителя о превышении скорости в автомобиле и многое другое. И всё это не перестанет называться звонком, до тех пор, пока не будет изменены свойства его звучания, от того звучания, которое было известным во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и не станет из него выходить звук, подобно звуковым электронным будильникам.
И эти слова, которые мы говорим относительно звонка, подобны тому, что мы говорим относительно современных фото и видео изображений, находящихся в неподвижном состоянии или движущихся. Эти изображения являются запретными [Польза: Не сравниваются изображения созданные при помощи современной аппаратуры с зеркалом, так как изображение в зеркале – это всего лишь отражение. Так же запретны изображения, запечатлённые на фотоплёнке, или записанные на видеокассету, потому что они проявляются по требованию. И эти сравнения недействительны, так как имеются различия в сравниваемых вещах. И пусть тебя не обольщает, то что многие считают их дозволенными, приводя в довод их пользу в призыве. И поистине, первый ширк, появившийся на земле во времена племени Нуха, мир ему, возник по причине их желания достичь пользы]. И люди не перестают называть их сурат, возвращаясь тем самым к основному смыслу этого слова; потому что это изображение является скопированным с реальности и фиксируется в различных цветах и раскрашивается линиями на листе, это и есть тот самый запретный тасуир, если даже действия по проявке будут совершаться автоматически, с использованием специальных устройств. А кто сделал эти устройства?

Если же кто-то не согласен, то какой пример будет больше всего подходить в сравнение, если не тот, кто заявит: Звонки, которые имеются в наше время, не запрещены, потому что раньше его шевелило верховое животное во время ходьбы, а что же касается настоящего времени, то он шевелится сам по себе, напрямую через электронный привод, или через считывающее устройство. И пусть тебе даже не приходит в голову то, что Всевышний Аллах запрещает такие вредные вещи как хамр (опьяняющее), суар (создание изображений живых существ), джарас (звонок), и польза, извлекаемая из этого запрета, не преобладает над вредом. И именно поэтому упоминание запретности какой-то конкретной вещи из всех запретных указывает на присутствии в ней чистого вреда, как, например, пить яд, либо указывает на то, что в этой вещи вреда присутствует больше, чем пользы, как это в случае с суратами и джарасом. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был спрошен о вине, на что он ответил: «Поистине! Оно – болезнь, а не лекарство». Вместе с тем, что при его помощи можно достичь пользы в покупке и продаже. И таким же образом джарас, на запрет чего будет приведён довод в следующем разделе.

 

 

2 Хукм владения джарасом, доказательства на это и высказывания учёных об этом.

Передал Муслим в своём «Сахихе»(3950) от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Джарас – мазамиру шайтан» (т.е. звонок – дудка шайтана). Затем также в сборнике у Муслима (2942) от Абу Хурайры, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не будут ангелы сопровождать то общество, в котором присутствует собака и джарас».
Сказал имам ан-Науауи в «Шарх Муслим»: В хадисе содержится запрет на сопровождение в путешествии собаки или джараса, и так же ангелы не присутствуют в обществе, в котором имеется одна из этих вещей, и под ангелами подразумеваются ангелы Милости и прощения, а не оберегающие, и причина в их удалении в его схожести с колоколами, подобными христианским. Так же было высказано мнение, что причина запрета – его звук. И это усиливает то, что пришло в риуаяте: «джарас – дудка шайтана».
И я сказал: И это является более правильным мнением, вместе с тем, что во мнении о всего лишь его нежелательности есть недобор. Далее имам ан-Науауи продолжил: И то, что мы упомянули из того, что указывает на порицаемость джараса, обобщено (т.е. порицается не только его использование). Наш мазхаб, мазхаб Малика и других учёных на том, что запрет джараса указывает на нежелательность, и он является тем, от чего следует отстраняться. И сказала группа из учёных Шама, живших ранее: Запрещён джарас большого размера, а малого нет. И я (автор) скажу, что нет на это никакого основания, и нет довода на такое разделение до тех пор, пока в джарасе будет присутствовать такая особенность, как звон, и даже если будет различаться сила их звучания, по причине разницы в размере сосуда, из которого он состоит, или будут различаться их мелодии и тональности, то всё равно это будет называться звоном джараса.

 

Сказал Ибн Хаджар в «Фатх» (2/142): Сказал ан-Науауи: «Джумхур на том, что запрет на джарас указывает лишь на его нежелательность, и сказали некоторые из учёных: Указывает на запретность. И так же кто-то сказал, что запрещается до появления нужды в нём.
И сказал Мухаммад ибн Ахмад аль-Гъранаты в «Аль-Кауанин аль-фикхыя» (1/294): И не дозволенно подвязывать на верховом животном верёвки слишком сильно и подвешивать на него колокольчики. Потому что на это существует запрет в хадисе. А это джаляджиль (колокольчики, бубенчики) крупного размера, исключая небольшие. Конец его слов.
И я сказал: Поистине нет никакого основания для того, чтобы делать различия между звонками малого размера и большого. Как это придёт далее в опровержении некоторых современников Шама.
В «Мусонниф» у Ибн аби Шейбы (32594): Рассказал нам Уаки`, который сказал: рассказал нам Джа`фар ибн Буркан от Язида ибн аль-Асыма, который сказал: `Аиша испытавала неприязнь к звуку джараса. И кароха (неприязнь или ненависть) у них указывает на запрет. Но Язид услышал это сообщение от Абу Хурайры, Маймуны и Ибн Аббаса, и не известно было ли это услышано от `Аишы.
И подкрепляющим свидетельством этому асару является то, что привёл имам Ахмад в своём «Муснаде»(24859) и Абу Дауд в «Сунан»(3695), по пути Ибн Джурейджа, от Бунаны, вольноотпущенницы `Абдур-Рохмана ибн Хайана аль-Ансари, от `Аишы, матери правоверных. Бунана сказала: В то время когда я была рядом с ней, впустили служанку на которой были бубенчики или колокольчики, издающие звук, увидев это, `Аиша сказала: Не впускайте больше её ко мне, до тех пор, пока не будут срезаны её колокольчики. И Бунана спросила её об этом, на что она ответила: Я слышала как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не входят ангелы в дом, в котором джарас, и не сопровождают то общество, в котором джарас». И в этом хадисе тадлис (фальсификация) Ибн Джурейджа, а также является неизветстной Бунана. Но имеется другой шахид (подкрепляющий хадис), а это предыдущий хадис, в котором содержится указание на ненавистное к этому отношение ‘Аишы, о котором сказал ан-Науауи: Иснад хадиса хороший вместе с тем, что в нём есть недостаток, как это известно, однако хадису: «Не входят ангелы в дом, в котором джарас…», существует подкрепляющий его хадис (шахид), со стороны матна (текста) хадиса. А это хадис, приведенный у «Муслима»: «Не сопровождают ангелы общество, в котором присутствует собака или джарас». И поднимается этим хадисом до степени хасан ли гъойрихи (хороший по причине подкрепления) иншаАллах.


И хадису, в котором содержится ненавистное отношение к джарасу со стороны `Аишы ас-Сыддыка, да будет доволен Аллах ими обоими, имеется подкрепляющее свидетельство, а это то, что передает Ахмад в своём «Муснаде» (24032): Рассказал нам Ибн Джурейдж, который сказал, что ему сообщил `Абд аль-Карим, которому сообщил Муджахид, то что слуга `Аишы сообщил ему, что если она, да будет доволен ей Аллах, слышала звук джараса, исходящего от верхового животного, которое вели за поводья в то время, когда она находилась на нём, то она приказывала: Останови!! И верховое животное не двигалось с места до тех пор, пока этот звук не переставал быть слышным. А если она слышала этот звук позади себя, то приказывала: Быстрее увези меня, чтобы я не слышала его. И сказала: Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, за ним следует джинн». И иснад этого хадиса сахих. Это и есть подкрепляющее сообщение хадису, который передал Абу Дауд(369), по пути Ибн Джурейджа, которому сообщил `Амир ибн `АбдуЛлах, который сказал, что Али ибн Сахль ибн аз-Зубейр, сообщил ему, что их наложница пришла вместе с дочерью аз-Зубейра к `Умару ибн аль-Хаттабу, и на её ноге аджрас (мн. от джарас – т.е. колокольчики или бубенчики), и `Умар сорвал их, затем сказал: Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «Поистине с каждым джарасом шайтан». И в иснаде этого хадиса `Умар ибн Хафс, о котором сказал аз-Захаби: Достойный доверия, и сказал Ибн Хаджар: Макбуль. То есть макбуль, в случае если имеются подобные сообщения, а если нет, то его хадисы слабые. И о том, что он достойный доверия, сказал Ибн Хиббан.
И после того как я упомянул в этой главе хадисы, сообщения сподвижников и разногласия учёных в этом вопросе, становится ясно, что является более правильным запретность джараса, а запрет указывает на то, что он харам, а не действие, от которого желательно отстраняться.

 

То есть он является запретным по следующим причинам:

Первая: Потому что он прогоняет ангелов, одинаково как из общества, в котором он присутствует, так и из дома, как это пришло в хадисе, который предал Муслим в своём «Сахих»: «Не сопровождают ангелы то общество, в котором присутствует собака или джарас». И если они не сопровождают даже общество, то как тогда кто-то может сказать: Заходят в дом, в котором он присутствует [Именно поэтому упомянутый ранее хадис `Аишы «Не входят ангелы в дом, в котором присутствует собака или джарас» подкрепляется этим хадисом Муслима]. И не дозволенно прогонять ангелов, по этой же причине запрещено развешивать в домах изображения живых существ, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисе, который привёл Бухари в своём «Сахих» от `Аишы, да будет доволен ею Аллах: «Поистине ангелы не заходят в дом, в котором присутствует собака или изображение». И так же он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в отношении джараса. Ибн Хазм сказал: Если демонстрируется изображение, то удаляются ангелы, а прогонять ангелов не дозволенно. И я говорю: Таким же образом не дозволенно их прогонять при помощи джараса, и никто не может сказать о нежелательности (макрух) или дозволенности (джауаз) приобретения предмета, являющегося причиной прогнания ангелов милости.
И если прогнание верующих не по причине греха или другой шариатской причины является запретным, из-за причинения им неудобств и неприятностей, то каково тогда будет прогонять тех, которые не ослушаются Аллаха в том, что он им приказывает, и совершают всё, что он им велит?!


Сказал шейх аль-ислям Ибн Таймия: Шариат пришёл с идентичными и схожими друг с другом вещами, и не сделал различия между двумя сходными вещами, и также не объединил между двумя различными вещами, и говорить о запрете прогонять ангелов джарасом, подобно тому, что говорить о запрете их прогнания суратом (изображением). И поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, изменился (прим. перев.- т.е. в лице) и остановился возле двери и не вошёл по причине того, что в нём находилось из изображений живых существ, потому что ангелы не входят в дом, в котором изображение. И таким же должно быть к этому отношение и владельца квартиры, в котором джарас.

Польза: Сказал автор «`Аун аль-ма`буд»: И внешний смысл указывает на всеобщность, и входит туда джарас маленький и большой, и без разницы, он будет на ушах, ногах или шее животного, и без разницы, из меди он будет, железа, серебра или золота. («Книга о перстне»), хадис: «Поистине с каждым джарасом шайтан». см. `Аун аль-ма`буд шарх сунан Аби Дауд».

Вторая: Мазамир (дудки) шайтана, и мазамир множественное число от мизмар (дудка), сказал автор «Лисан аль-`араб»: Аль-мизмар (дудка) – это инструмент, при помощи которого играют свирели, сказал аль-Джухарий: аль-мизмар – это единственное число от мазамир, и мизмар и аз-замара – дудка, флейта. Всё то, на чём играют свирели.
И если всё это так и есть, то дудки шайтана – это его инструменты, которые предназначены для забавы и для того, чтобы испортить сына Адама, и то, что является причиной для запрета, является также запретным.
Сказал автор «аль-Миркат»: И приписал его к шайтану по причине того, что его звук не перестаёт отвлекать человека от поминания и размышления.
И я сказал: И если цель шайтана заблуждение сына человеческого и его искушение, как сообщил об этом Всевышний в Коране: «Я непременно совращу их всех» [аль-Хиджр:39]. Тогда становится обязательным выведение из строя инструмента, при помощи которого он воюет с нами, и который помогает ему в победе над сыном Адама в сражении, как сказал Всевышний: «Разве Я не завещал вам, о сыны Адама, не поклоняться сатане, который является вашим явным врагом, и поклоняться Мне? Это – прямой путь. Он уже ввёл в заблуждение многих из вас. Неужели вы не разумеете?» [ Йа Син:60-62]. И тот, кто помогает установить его инструменты, при помощи которых он заблуждает сынов Адама, подобно струнным музыкальным инструментам и дудкам, то нет у него разума.
И если джарас и есть тот самый мизмар (дудка), о котором сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, что он мизмар шайтана, то тогда нет другой пользы в упоминании Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, этого сообщения, кроме как для указания на его запретность. Из этого представляется, что любой инструмент, власть над которым Всевышний Аллах дал шайтану – искушение, которым испытывается сын Адама. И в использовании шайтаном этих инструментов не будет никакой другой цели, кроме как исполнение его обещания совратить сына Адама или отвлечь его от поминания Аллаха, который сказал: «О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток» [Лицемеры:9]. И основа в запрете, что он указывает на харам, как это установлено в науке «Основы фикха», и если вещь, которая в своей основе является дозволенной, запрещает Пророк, то как же тогда то, что является оружием шайтана, и его инструментом, а это джарас – дудка шайтана?!
И не дозволенно помогать дудкам шайтана доходить до ушей мусульман. Также не дозволенно отвлекать их от того, ради чего они были сотворены из единобожия, поминания ар-Рохмана и ослушания шайтана.
И если кто-то скажет: Но как тогда быть с некоторыми из современных звонков, используемых лишь в определённый момент, как, например, телефонный звонок или звонок в школе? Мы ответим, что шариат не разделил запрет на звонок в определённый момент, один раз или несколько, и мусульманин не знает – возможно, в эти моменты шайтан и набрасывается на свою добычу и находит себе небрежное сердце, и губит сына Адама. А дозволенно ли использовать для прослушивания музыки музыкальные инструменты или радио и ему подобные устройства в определённые моменты? И если ответ будет: Нет, как это и есть на самом деле, то тогда скажем, что шариат пришёл с подобными друг другу вещами.


В третьих: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выразил порицание на то, что называется мазамир шайтана (дудки шайтана). Из этого следует, что для нас является обязательным запрещать то, что называется мазамир шайтана.
Передаётся в «Сахих аль-Бухари» (949,987) от` Аишы, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: “Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вошел ко мне в то время, когда у меня находились две девушки, певшие песню”. В другой версии хадиса сказано, что они играли на бубне. “Потом вошел Абу Бакр и резко спросил меня: “Свирель шайтана у Пророка?!” ТогдаПосланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повернулся к нему и сказал: «Оставь их, о Абу Бакр, ведь это дни праздника». Доказательством в этом хадисе является то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подтвердил правильность того, что Абу Бакр назвал совмещение между разрешёнными песнями и ударами в бубны дудкой шайтана. И не порицал его за это. А подтвердил, что в основе осуждение им того, что они делали было обоснованным, кроме как в праздничные дни. И причиной, по которой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал Абу Бакру оставить их порицание, были именно праздничные дни. И это указывает на то, что вещь, называемая дудкой шайтана, является порицаемой, и не является дозволенным ничего из этого даже в праздничные дни, кроме того, на что указывает довод, а это бубен. И запрещено использовать бубен кроме как в праздничные дни, и разрешено порицание этого, а порицать дозволено лишь запретные вещи.

В четвёртых: Если владение собакой, живущей в доме, вместе с нахождением с ней в одном обществе является запретным, потому что это прогоняет ангелов, то таким же образом необходимо относиться и к джарасу, так как и собака, и джарас упомянуты в одном хадисе: «Не будут ангелы сопровождать то общество, в котором присутствует собака или джарас». Передал Муслим. И является обязательным, чтобы у этих двух вещей был один хукм.

 

В пятых: Ненавистное отношение `Аишы к нему и другие обстоятельства являются доводом на то, что это ненавистное отношение, указывающее на запрет. И нет никого из сподвижников, кто бы противоречил этому, как это было указано выше.

 

В шестых: Нет никакого довода, который бы склонял тех, кто считает, что джарас макрух, в пользу того, что он является нежелательным.

 

В седьмых: За каждым джарасом следует джинн, как это уже упоминалось в хадисе `Аишы в «Муснаде имама Ахмада». Из внешнего смысла понимаем, что этот джинн – шайтан. И возможно, что этот идущий следом облегчает сердцу беспечное отношение и отвлечение его от поминания Аллаха, поэтому `Аиша приказывала ехать быстрее, чтобы не слышать его. И является обязательным запрещать всё то, что звенит, тем самым прекратить облегчать шайтану отвлечение сердец.


Восьмое: По более правильному мнению, нет разницы между запретом на маленький или большой джарас, старинный или современный, есть ли в этом нужда или нет, приводится в действие при помощи электрического привода или при движении верхового животного. И до тех пор, пока в нём будет присутствовать звон, который исходит от удара язычка джараса с сосудом или колоколом из меди, железа, золота или серебра, он будет запретным. И заходит в джарас любой звонок, и нельзя делать разрешёнными звонки в школах, часах, детских играх, телефонах и многих других современных устройствах. И является обязательным сломать его, вывести его из строя, тем самым покончить с этим делом. Ведь, поистине, они являются дудками шайтана, как об этом сообщил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посланный от ар-Рохмана.


Сказал автор «`Аун аль-ма`буд фи шарх Аби Дауд»: И явный смысл слов, запрещающих джарас, и объясняющих его запретность, указывает на всеобщность, и входят в неё большие и маленькие звонки, и всё равно, будут они в ухе, на ноге или шее животного, как всё равно, будут они изготовлены из меди, железа, серебра или золота.
Я (аль-Кохтани) скажу: Нет причины для того, чтобы исключать школьные, телефонные и другие новоизобретённые в этом веке звонки, если описание их звука и свойств соответствует тем звонкам, которые были во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как это уже было упомянуто в разделе «Качества запрещённого звонка», в котором были приведены слова хафиза Ибн Хаджара.

 

 

Date: 2016-05-16; view: 438; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию