Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Огонёк знакомства (огонёк дружбы) - проводится в первый вечер лагерной жизни детей ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Вечерний огонек Цели:
Учитывая цели огонька, он как правило имеет 3 направленности:
«Огонек», как любое другое мероприятие, требует подготовки. Но, учитывая специфику, подготовка к нему несколько отличается. Чтобы огонек был успешным необходимо учитывать некоторые позиции.
«Огонек» имеет свою структуру. Любой огонек можно провести по плану:
Как любое мероприятие, «огоньки» требуют определенных условий проведения. Вот основные из них.
Вечерний "огонек" – это почти семейное, домашнее дело, на "огоньке" должно быть тепло, уютно и душевно. Отряд общается. Педагогический смысл "огонька" - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения - научить искусству разговора. "Огонек" - это конкретное воплощение в жизнь принципов самоуправления: сами планируем, сами организуем, сами проводим, сами обсуждаем. На "огоньке" идут самые важные разговоры о семейных делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни. "Огонек" - это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца - одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла. Для вечернего "огонька" существуют правила:
Не нужно никого торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый. Дети делятся на "разговорившихся" и "неразговорившихся". Вторые начинают исчезать примерно со второго "огонька" и к концу смены их, как правило, не бывает. Последним говорит вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня. Завершается вечерний "огонек" песней из серии "День закончен, спать пора" и "сонной" речёвкой. Хороший "огонек" никогда не хочется завершать, но заканчивать его надо, ибо детям спать все-таки необходимо. Очень важно помнить, что "огоньки", на которых проводится анализ дня, вовсе не должны быть скучными и однообразными. Они не должны стать для детей неизбежной необходимостью. Они должны стать долгожданным моментом, достойным финалом всего дня. Для этого существует масса приемов, использование которых позволит вам избежать формальности в проведении "огоньков". “Расскажи мне о себе” Это форма традиционного "огонька"-знакомства. Все дети садятся по кругу, вожатый начинает разговор, представляясь ребятам, рассказывая о своих интересах, увлечениях, мечтах и т.д. При этом вожатый дает ребятам образец, схему, как и о чем надо рассказывать. Обязательно на "огоньке" используется некий символ, “эстафетная палочка”, которую участники огонька передают от одного к другому по кругу по очереди. Предварительно вожатый непременно познакомит ребят с какой-либо выдуманной красивой легендой о выбранном предмете – “эстафетной палочке” – почему именно эта шишка (цветок, игрушка, карандаш – все что угодно) стали символом нашего сегодняшнего знакомства. И далее каждый ребенок рассказывает что-нибудь о себе: как его зовут, был ли он уже в этом лагере, и что ему запомнилось, что он любит делать, что может сделать для отряда, успел ли подружиться, познакомиться с кем-нибудь, чего ждет от смены в лагере и т. д. Если ребенок в рассказе о себе говорит о том, что он любит петь, танцевать, читать стихи, то хорошо бы предложить ему прямо здесь на "огоньке" продемонстрировать свои увлечения и таланты. Это сделает "огонек" более творческим и интересным, внесет живинку в общий ход "огонька". В большинстве своем классический вариант "огонька"-знакомства проходит не самым лучшим образом. Этому есть несколько объяснений:
Чтобы избежать сухости и формализма на этом первом и самом важном отрядном деле, знакомство лучше всего проводить в течение всего дня. Ведь мы знакомимся не только между собой, но и знакомимся с лагерем, с его территорией, традициями, с его персоналом, вожатыми, с тем, чем мы будем заниматься в течение всей смены. Это знакомство не стоит проводить в виде лекции. Лучше использовать различные формы, например: экскурсия-знакомство с лагерем, пресс-конференция с вожатыми, игра-знакомство "Разведай, выясни, сообщи" и т.д. Такое знакомство способствует реализации основной потребности ребенка в первые дни - информационному поиску. Чем больше вопросов детей найдут ответы, тем скорее пройдет адаптация ребенка к новым условиям жизни. Таким образом, познакомив детей в течение дня, на "огоньке" знакомства стоит заняться тем, чтобы снять эмоциональное напряжение детей. Стоит в интересной форме познакомить их с собой - отрядными вожатыми, показать, что рядом с ними в течение смены будут находиться умные, добрые, творческие люди. Возможно внести в ход огонька романтическую нотку, которая позволит положить начало развитию чутких, доброжелательных межличностных отношений в отряде. Очень хорошо, если вожатый, анализируя первый прожитый отрядом день, заведет разговор о зарождающемся отряде, о том, что первый день показал насколько все собравшиеся - интересные личности, о том, каким может и должен стать отряд к концу смены. Не надо забывать, что, конечно же, в вашем отряде есть ребята, готовые к разговору с первого дня. Выберите момент и предоставьте им слово. Сделайте это тактично, не задевая чувств других членов отряда. Не забывайте о том, что "огонек" - это не монолог вожатых. Обеспечьте включенность каждого, помня о том, что есть позиция не только активного участника, но и активного наблюдателя и слушателя. Возможно в рамках "огонька" проведение какой-нибудь игры или тренинга на общение. Очень хорошо, если на "огоньке" знакомства вы найдете место хорошей песне. Первый огонек - огонек знакомства «Расскажи мне о себе» проводят вожатые. Задача: углубить знакомства ребят друг с другом, сформировать доброжелательное отношение к каждому члену отряда. Педагогическая задача огонька первых дней - научить ребят правилам поведения и выступления на огоньке, приучить их к мысли о том, что вечером они будут собираться вместе и анализировать каждый в лагере прожитый день. При проведении огонька необходимо создать необычную обстановку. Например, ребята идут на огонек особой тропой, не лишенной «опасностей», и поэтому мальчики помогают девочкам. При рассадке вожатый обращает внимание на то, чтобы мальчики и девочки сидели «вперемешку», чтобы места были удобны для каждого, и чтобы каждого из ребят было видно всему отряду. Если в отряде два вожатых и пришли взрослые - друзья отряда, то очень важно, чтобы места взрослых разбивали круг на равные части. Это важно, чтобы внимание не сосредотачивалось только на взрослых, а также потому, что взрослые задают свой образец общения. Тематический "огонек" Проведение такого "огонька" необходимо в основной период смены, когда отряд становится коллективом и начинают возникать темы, проблемы или вопросы, которые волнуют всех. На таких "огоньках" можно затрагивать такие важные понятия как дружба, любовь, верность, честь. Стоит эти понятия подкреплять литературными образами, поэтому надо помнить, что тематический "огонек" крайне редко бывает удачным, если желание его провести появилось спонтанно. Такие огоньки готовятся заранее, чтобы прослеживалась логика разговора, чтобы все слова и примеры звучали убедительно. Не забудьте, что слова, сказанные на таком "огоньке", не должны остаться только словами - у "огонька" должен быть достойный финал, который позволил бы каждому участнику разговора найти свою позицию, утвердиться в своем мнении, выстроить принципы дальнейшей жизни (и не только жизни в отряде, но и в современном обществе). Проблемный "огонек" Каждый отряд в своем развитии проходит через период конфликтов. Этого не избежать, поэтому к конфликту надо быть готовым. Один из возможных способов решения конфликта - проблемный "огонек". Конечно же, такой "огонек" - это большой откровенный разговор, который помогает вскрыть наболевшие проблемы, который нацелен на то, чтобы каждый высказал свое мнение, свое отношение относительно проблемы в отряде. Позиция педагога на таком "огоньке" - честный, справедливый арбитр ("арбитр" - в том случае, если конфликт не между детьми и педагогом), способный правильно повести разговор, нацеленный на поиск выхода из сложившейся ситуации. Арбитр, которому доверяют все, к мнению которого прислушиваются. Такой "огонек" готовится более чем тщательно. Ведь вам нужен максимально положительный результат, поэтому все ходы должны быть просчитаны, все аргументы продуманы и выверены. Обдумайте заранее, какого результата вы хотите добиться, и попытайтесь простроить шаги для достижения этого результата. Иногда очень важную роль в положительном решении конфликта могут сыграть правильно построенные и продуманные педагогические ситуации "разыгранные" в течение дня, предшествующего проблемному "огоньку". Зачастую такие ситуации просто необходимы, когда конфликт очень серьезный. Они могут либо "подогреть", либо "охладить" конфликтную ситуацию. Создать наиболее "выгодный" эмоциональный настрой у ребят перед "огоньком". Построение таких ситуаций требует большой осторожности со стороны педагога. Важно, чтобы ребята не чувствовали фальши. Необходимо помнить принцип "не навреди!!!". Поэтому стоит предварительно проконсультироваться с психологом. Надо помнить, что любой отряд в течение смены проходит через период конфликтов. Единственная разница в том, что от мастерства педагога зависит, насколько серьезным будет этот конфликт. Не забывайте, что есть волшебное слово "ПРОФИЛАКТИКА". Тем не менее, проблемный "огонек" лишним в отрядной жизни не будет никогда. Рассмотрим несколько приемов, которые могут быть использованы на таком "огоньке".
Этот этап работы вызывает интерес и легкое волнение у членов группы. В процессе поиска своего «портрета» им приходится прочитать не один, а несколько листочков, «поспорить» с кем-то из претендентов за одну и ту же характеристику, суметь отстоять свое право на нее. При обсуждении ведущий предлагает ответить на несколько вопросов:
Этапы:
Каждая сторона света представляет себя, делает рекламу своих качеств.
Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это "солнце". Группа ("планеты") становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем "солнце" открывает глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии. Не стоит ограничиваться только предложенными нами советами. Используйте на "огоньках" всевозможные игры и тренинги, которые помогут вам добиться решения тех педагогических задач, которые вы ставите на проведение "огонька". Нет норм проведения "огонька". Все зависит от вашей фантазии, от вашего мастерства. маленькие советы
Огонек - особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать. Условия, необходимые для проведения огонька
Прежде всего, вожатый ставит перед собой вопрос: "Что я хочу от сегодняшнего "огонька"? Чему научит сегодняшний "огонек" моих ребят? Следующий этап - "Какова будет основная идея сегодняшнего "огонька"? После этого вожатый спрашивает себя: "Каково мое собственное отношение к данному делу, поступку... Чем я буду аргументировать. Только сформулировав свою собственную позицию, вожатый переходит к разработке чисто технической части "огонька" "Кому я сегодня задам вопросы"? Какие? На кого сегодня буду опираться? и т.п./ На "огоньке" вожатый может смело пользоваться дневником или записной книжкой, заглядывая туда, цитируя и т.д. Из опыта известно, что дети всегда правильно это понимают, это создает рабочий настрой, помогает вожатому избежать общих фраз и безадресных высказываний, ибо никакое глубокомыслие или остроумие не могут возместить незнание фактов. "Огонек"- это акт общения взрослого /вожатого/ и детского коллектива. Это момент, когда наиболее прямо, непосредственно и очевидно происходит передача социального опыта взрослого детям. А коль скоро передача социального опыта есть содержательная сущность воспитательного процесса вообще, то в проведении "огонька", как в зеркале, отразится мировоззрение, установки и общая направленность личности вожатого. Если у вожатого есть потребность в осмыслении жизни, если он умеет это делать, то он сумеет научить этому отряд, передать ему навык анализа, воспитать потребность в этом. Следующий этап подготовки отряда. Готовит отряд к "огоньку" вожатый весь день. В течение дня вожатый тактично, как бы невзначай, говорит, обращаясь то к одному то к другому ребенку: видишь - это новое и интересное - скажи об этом на "огоньке", ладно? А то я забуду, или еще что, а у тебя хорошо получится, договорились? Если к вожатому обращается с жалобой или предложением кто-либо, то он (если позволяет ситуация) отвечает: "Хорошо, я согласен с тобой, но давай это обсудим на "огоньке" или "Мне это тоже не нравиться, но скажи-ка, ты сегодня об этом на "огоньке", ладна? Результат не замедлит сказаться. Дети начнут видеть мир, рассуждать иногда вслух: "А. я, вот об этом скажу сегодня на "огоньке". Огонёк знакомства ("огонёк дружбы") - проводится в первый вечер лагерной жизни детей. Задачи:
Задачи:
Задачи:
Задачи:
Задачи:
Выделим наиболее распространенные ошибки в проведении отрядных огоньков. Приведем их здесь надежде, что Вы их не допустите.
Именно на огоньке Вы становитесь тем самым мудрым советчиком и другом, именно на огоньке тепло Вашей души льется через край. Но именно на огоньке Вы демонстрируете высочайший профессионализм. Когда Вам удается решить поставленные задачи и помочь детям стать еще чуточку лучше. Удачи Вам! Словарик (для этих рекомендаций)
многофункциональное Призванное решать одновременно несколько задач, дела делающих параллельно несколько дел.
Заключение Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что воспитательная возможность "огонька" может превратиться в действительность лишь при условии системы и традиции в его использовании. "Огонек" как форма отрядной работы, имеет свою специфику, свои отличия от других общих сборов отряда. 1.Эмоциональный настрой "огонька" создается интимной вечерней обстановкой, лирической песней и т.п. На "огоньке" мы не голосуем, общественное мнение выступает здесь в функции "пожелания","совета." 2.На "огоньке" обсуждается скорее не результат, а процесс его достижения. Нас интересует отношение к делу и к друг другу. Обсуждение на "огоньке" идет "по горячим следам",когда еще не остыло эмоциональное переживание события, дня, поступка. Одна из проблем "огонька" - соотношение эмоционального и рационального в нем. Думается, что ведущим должно быть рациональное. Коль скоро "огонек" является обсуждением, анализом дня.., то его суть - разговор. Представим себе начало огонька: все собрались, сели в круг, или же кто как хочет, главное, чтобы всем было удобно сидеть, а вам было удобно работать. Вы заранее знаете, что вы хотите сказать и что узнать у ваших подопечных. Тема огонька может зависеть от предстоящих мероприятий, от ваших интересов, от интересов ребят, от периода смены, в который он проводится. В самом начале проводятся огоньки знакомств, на которых дети рассказывают о себе (эти огоньки у нас приведены самыми первыми), и огоньки-желания, на которых можно узнать, чего ждут дети от смены. В середине смены огоньки зависят от желания вожатого и обстановки в отряде, это могут быть огоньки историй, песен, обсуждения жизненных проблем. В конце же смены огоньки будут направлены на то, чтобы дети поняли, как они сильно подружились, насколько близко они успели друг друга узнать. Дайте им возможность выразить свои чувства и отношения к товарищам. Особое настроение создает и свеча. Участники, сидя в кругу, видят только друг друга, только освещенное небольшое пространство, находятся именно здесь, мир за пределами этого круга не существует. Она несет тепло и свет, именно из-за нее эти посиделки, разговоры по душам и назвали огоньками. Так что будет полезно прихватить с собой в лагерь несколько свечек и постараться сделать так, чтобы тепло этих свечей дети увезли с собой в город. Ведение огонька Особое внимание в начале огонька уделите теме обсуждения, которую вы задумали, изложите её просто и четко. Часто ребята могут задуматься раньше, чем вы закончите объявление темы. Захваченные своими мыслями, они начинают говорить хорошо, интересно, но не то, что нужно вам. Например, это иногда возникает с огоньком “Моя любимая игрушка”, когда ребенок рассказывает о своих любимцах, а не о том, что они могли бы рассказать о нем. Одной из первых трудностей, с которой вы столкнетесь – это то, как начать обсуждение: предложить кому-либо из группы быть первым или подождать, пока кто-либо сам начнет. Первый вариант можно применять, если ваш огонек не имеет сильного эмоционального окраса, как, например “Свеча ”, “Загони джина в бутылку”. В этом случае обратитесь к открытому, наиболее раскрепощенному ребенку в вашей группе. Он задаст тон всей вашей последующей беседе. Второй способ используйте, когда ребятам, для того, чтобы ответить, надо серьезно подумать, например огоньки “Сказочная полянка”, ”Самое важное слово”. Попросив кого-либо отвечать, вы можете ошибиться в выборе того, кто готов. Обычно, в своей группе вы сразу увидите ребят активных, которые охотно идут на разговор, могут выражать свои мысли и не тушуются, когда все их слушают. Так же, у вас будут ребята, которые постараются сесть подальше от вас и попробуют быть незаметными. Этим ребятам трудно будет начинать говорить, но им надо помогать, иначе вы упустите их, ведь в большей степени на огоньках и складывается эмоциональная атмосфера вашей группы. Включая таких ребят в обсуждение, воспользуйтесь косвенным методом: “Кто еще не говорил?”, “Не хочет ли кто-нибудь из тех, кто ещё не говорил, что-нибудь добавить?». Или обратитесь напрямую: “Коля, а, что ты нам ответишь?”, ”Саша, нам очень хотелось бы знать твоё мнение “. Ребятам, которые не могут сразу выразить свои мысли, вы можете помочь, используя технику присоединения, как, например, краткие высказывания: “Сегодняшний день тебе понравился?”, можно предложить продолжить незаконченные предложения: “Сегодняшний день прошел для меня………… потому, что……”, или, например, использовать развернутые высказывания: “Что произошедшее изменило твое мнение о сегодняшнем дне?” Столько же вопросов, как и с тихими ребятами, может возникнуть и с гиперактивными, с теми, кто, начав говорить, не могут сами остановиться, перескакивают с темы на тему, начинают, подчас говорить не о чём, лишь бы внимание всех было приковано к ним. Не позволяйте одному ребенку захватить весь ваш огонек, прервите его, но осторожно, не сделайте так, что после он замкнется: “Ты говоришь не по существу…”, “Нам необходимо послушать остальных… пожалуйста, заканчивай”. И, наконец, овладейте техникой переключения: с темы на тему: “Давайте закончим обсуждать прошлый день, и поговорим в грядущем”, с ребенка на тему: ”Я думаю, мы ушли от темы…”, и с ребенка на ребенка: ”Игорь, спасибо за то, что ты рассказал, а, теперь, Оля, что хочешь сказать ты….” Групповая работа на огоньках является, как уже сказано выше, хорошим окончанием насыщенного дня и прекрасным помощником в созданий эмоционального фона вашей группы. Используйте все возможности этого прекрасного инструмента, и вы получите более сплоченный, понимающий себя и вас коллектив. Огоньки ЗНАКОМСТВА: • Рассказ-эстафета (2-4 день смены) передача предмета по кругу. Говорит тот, у кого предмет. Выговариваются сидящие в кругу по принципу: «все говорят, а почему бы и мне не сказать». Выговаривается вся группа. Уровень отряда — любой. КОНФЛИКТНЫЕ огоньки (ОТКРОВЕНИЯ) Огонёк АДАПТАЦИИ Огоньки АНАЛИЗА Date: 2016-05-16; view: 5684; Нарушение авторских прав |