Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендуемые темы, задания и расчетные задачи контрольных работ





З. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Общие положения

Учебным планом дисциплины «Экономика труда» по направлению 08.01.00.62 «Экономика» предусмотрено выполнение одной контрольной работы. Задания на контрольную работу выдаются студентам в начале изучения учебной дисциплины «Экономика труда».

 

Структура и содержание контрольной работы

Контрольная работа состоит из 3-х частей:

- теоретического вопроса,

- тестового задания,

- расчетной задачи.

Вариант контрольной работы выбирается студентом по методике, приведенной в таблице 1 данных методических указаний. Вариант контрольной работы студент выбирает по двум последним цифрам зачетной книжки – шифру, в соответствии с указаниями таблицы 1.

 

Таблица 1- Таблица для определения номера варианта контрольной работы

Предпоследняя цифра шифра Последняя цифра шрифта
                   
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

Выполнению контрольной работы должно предшествовать самостоятельное изучение студентом нормативно-законодательной базы, рекомендованной литературы и других источников информации. В процессе их изучения делаются выписки цитат, составляются иллюстрации и таблицы.

Ответы на теоретические вопросы должны отражать необходимую и достаточную компетенцию студента, содержать краткие и четкие формулировки, убедительную аргументацию, доказательность и обоснованность выводов, быть логически выстроены. Ответы должны содержать: цель, задачи, объект, предмет теоретического вопроса. Составные части ответа должны отражать определение, сущность, содержание, методы предмета, показатели и методики исследования вопроса, формулы расчета показателей.

Решения практических заданий должны сопровождаться краткими, но исчерпывающими пояснениями (аргументами).

Решение расчетных задач должны иметь условия задачи, необходимые формулы, полные логические изложения без сокращений, аргументированные ответы, содержащие причины возникновения экономической ситуации, развернутые выводы.

В конце работы должен быть приведен список литературы в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации, ГОСТ 7.05.-2008 в следующем порядке: сначала нормативно-правовые акты по рангам значимости, затем в алфавитном порядке. На последней странице ставится подпись автора и дата.

Объем работы 20-24 страницы рукописного текста (ученическая тетрадь) или 10-15 страниц машинописного текста формата А-4; на страницах необходимо оставлять поля для замечаний рецензента.

Страницы работы нумеруются, титульный лист (приложение 1) является первой страницей контрольной работы (номер на титульном листе не ставится), на второй странице дается план (содержание) работы, далее следуют наименования теоретических вопросов, практических заданий, расчетных задач и ответы на них, все иллюстрации и таблицы должны быть пронумерованы.

Тексты цитат заключаются в кавычки и сопровождаются сноской.

Рукописный текст должен быть написан разборчивым почерком, без помарок, небрежность в изложении и оформлении не допускается.

Выполненная контрольная работа должна быть представлена в деканат заочного отделения не позднее, чем за 10 дней до начала экзаменационной сессии.

Контрольная работа, выполненная без соблюдений требований или не полностью, не зачитывается и возвращается студенту на доработку. В случае, если контрольная работа выполнена не по своему варианту, она не зачитывается и возвращается студенту для ее выполнения в соответствии с вариантом, указанным в таблице.

До начала сессии студент получает проверенную контрольную работу с исправлениями в тексте и замечаниями на полях, а также рецензию, в которой анализируются все ошибки и неточности, даются рекомендации по исправлению ошибок и выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено». Оценка «зачтено» является допуском к экзамену или зачету по соответствующей дисциплине. Работа с оценкой «не зачтено», должна быть доработана и представлена на повторное рецензирование.

 

 

Тематика и примерное содержание тем, тестовых заданий, расчетных задач

Контрольных работ

 

Рекомендуемые темы, задания и расчетные задачи контрольных работ

 

Вариант 1

1. Теоретический вопрос.

Производительность труда - интегральный показатель эффективности.

 

2. Тестовые задания.

1. Экономика труда изучает:

1. закономерности и экономическую эффективность трудовых ресурсов

2. организацию труда

3. стимулирование и мотивацию труда

4. теоретические основы функционирования организации

5. иное

2. Свойства труда означают:

1. осознанность действий

2. целесообразность действий

3. результативность действий

4. энергозатратность действий

5. иное

3.Виды миграции:

1. внутрирайонная, нелегальная и трудовая

2. постоянная, временная, добровольная и вынужденная

3. сезонная, маятниковая и легальная

4. самостоятельная, организованная и межрайонная

5. иное

4. Существуют следующие формы организации труда:

1. индивидуальная

2. коллективная (бригадная)

3. стоимостная

4. отраслевая

5. иное

5. Виды трудоемкости:

1. технологическая и полная

2. технологическая и производственная

3. полная и производственная

4. технологическая, производственная, полная

5. иное

6. Признаки классификации норм труда:

1. по способу построения

2. по степени укрупнения

3. по сфере применения

4. сроку действия

5. иное

7.Какая из систем оплаты труда требует разработки собственных моделей оплаты труда предприятия?

1. Бестарифная система с использованием квалификационного уровня и коэффициента трудового участи

2. Тарифная система

3. Бестарифная система

4. Договорная система

5. Иное

8.При какой системе оплаты труда выработка рабочего в пределах установленной нормы оплачивается по прямым расценкам, а дополнительная – по повышенным, установленным ступенчато? Простая повременная

  1. Простая сдельная

2. Сдельно-прогрессивная

  1. Повременно-премиальная
  2. Сдельно-премиальная
  3. Косвенная сдельная
  4. иное

9.Что является главным показателем улучшения уровня жизни?

1. Увеличение продолжительности жизни, увеличение доходов населения

2. Увеличение доходов населения, снижение рождаемости

3. Увеличение рождаемости, увеличение продолжительности жизни

4. иное

10. Что является объектом системы социального партнерства?

1. Работники

  1. Государство
  2. Социально-трудовые отношения

4. Работодатели

 

6. Расчетные задачи.

Задача 1

Рассчитайте нормативную численность инспекторов по кадрам исходя из трудоемкости основных работ, выполняемыми ими в течение года.

  Вид выполняемых операций Единица измерения Наименование факторов влияния и их числовые значения Норма времени на единицу измерения, час   Объем работ за год Затраты времени, час/год
Оформление документов при приеме на работу рабочих Один рабочий - 0.5   ?
Оформление документов при увольнении рабочих То же - 0,6   ?
Оформление документов работнику, уходящему на пенсию по старости или инвалидности То же - 2,0   ?
Составление отчета о численности работников по полу и возрасту и рабочих по образованию Один отчет Среднесписочная численность ра-ботников, (включая подростков) 20500 чел 53,2   ?
Итого:          

 

Полезный фонд рабочего времени считать 1940 час

 

Задача 2

В 1 квартале среднее число фактически работавших рабочих 2510 чел. Рабочих дней 75. Целодневные простои 262 чел. -дня. Всего неявок было 47288 чел-дней.

В квартале 90 календарных дней.

Определите среднесписочное и среднеявочное число рабочих.

 

Задача 3.

Среднемесячная заработная плата 15,0 тыс руб

Среднемесячное число работников 2480 чел.

К-т отклонения

Средняя фактическая продолжительность месяца 24 дня.

Сумма выплат за неотработанные в течение месяца часы составила 3050 руб.

Средняя фактическая продолжительность рабочего дня 6,75 час.

Определите

1)месячный, дневной, часовой фонды заработной платы.

2)среднедневную и среднечасовую з/плату.

 

Вариант 2

1.Теоретический вопрос.

Организация труда и ее влияние на эффективность производства.

 

2. Тестовые задания.

1.Международная организация труда занимается

1. трудоустройством населения

2. организацией оплаты труда

3. разрешением трудовых конфликтов

4. организационно-правовыми вопросами в области труда на международном уровне

5. иное

2.Методы анализа трудовых показателей:

1. структурный

2. динамики

3. экономико-статистический

4. иное

3.Рынок труда это: система социально-трудовых отношений в рамках одного предприятия

1. система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными

работниками в масштабе страны, отрасли, региона

2. реализация права на труд

3. социальная поддержка населения

4. иное

4.Существуют формы разделения труда:

1. функциональная

2. профессиональная

3. технологическая

4. стоимостная

5. 1+2+3

5.Производительность труда это:

1. показатель, характеризующий результативность труда

2. эффективность труда

3. выработка продукции

4. стоимость труда

5. иное

6.Как изменится норма выработки продукции при снижении нормы времени на изготовление единицы продукции:

1. уменьшится;

2. увеличится;

3. останется без изменений

4. иное.

7.Какой из перечисленных аргументов не относится к тарифной системе оплаты труда?

1. Должностные оклады

2. Коэффициент квалификационного уровня

3. Тарифно-квалификационные справочники

4. Районные коэффициенты к заработной платы

5. иное

8.Какой коэффициент используется при укрупненном планировании заработной платы?

  1. Коэффициент прямой заработной платы
  2. Коэффициент дополнительной заработной платы
  3. Коэффициент средней заработной платы

4. Иное

9.Главной целью государственной политики в сфере социально-трудовых отношений является обеспечение каждому трудоспособному человеку условий………

1. Позволяющих ему своим трудом поддерживать необходимый уровень жизни

  1. Которые позволят ему жить всю жизнь в достатке

3. Позволяющих ему обеспечивать своих родных и близких

4. иное

10.Сколько сторон могут участвовать в социальном партнерстве?

1. Только три

  1. Только две

3. Как две, так и три

4. иное

 

1. Расчетные задачи.

Задача 1.

Среднесписочная численность работников завода 4300 чел.

Служба управления персоналом завода включает несколько функциональных подсистем. Рассчитана трудоемкость функций каждой подсистемы службы управления персоналом:

найма, отбора и учета персонала 11510 чел-час

развития персонала 8230 чел-час

планирования и маркетинга персонала 13600чел-час

разработки средств стимулирования труда и мотивации 10110 чел-час

трудовых отношений 5108 чел-час

условий труда 6120 чел-час

социальной инфраструктуры 1380 чел-час

юридических услуг 2070 чел-час

Полезный фонд рабочего времени одного работника 1940 час в год.

Коэффициент дополнительных затрат времени, не учтенных в плановой трудоемкости, 1,15.

Задание. 1.Рассчитайте плановую численность каждой подсистемы службы управления персоналом. 2.Рассчитайте ному обслуживания

 

Задача 2.

За счет обновления оборудования выработка продукции на одного рабочего повысится в планируемом периоде с 60000 до 64000 руб. в год. Объем выпущенной продукции составит при этом 120 млн. руб.

Каковы окажутся рост производительности труда и экономия рабочей силы?

 

Задача 3.

Рассчитайте интенсивность движения персонала предприятия (коэффициент сменяемости, коэффициент текучести), если известно, что

- списочная численность работников предприятия на 01.09.04 составляла 2758 чел;

- рабочие поступили на заочные отделения учебных заведений 16 чел;

- в связи с расширением объемов производства продукции принято 137 чел;

- призваны на службу в ряды вооруженных сил 13 чел;

- поступили на дневные отделения учебных заведений 9 чел;

- уволены, в связи с достижением пенсионного возраста 18 чел;

- повысили квалификацию и повышены в должности (разряде) 43 чел;

- уволены с предприятия, в связи с переездом по месту службы мужа,

военнослужащего 5 чел;

- уволены по собственному желанию (по различным причинам) 30 чел;

- уволено за нарушение трудовой дисциплины и прогулы 2 чел.

Среднесписочная численность составила за месяц 2788 чел.

 

Вариант 3.

1.Теоретический вопрос

Актуальность нормирования труда в рыночной экономике

 

2.Тестовые задания

1.Функции труда:

1. производство материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей человека и общества

2. обеспечение безопасности жизни человека и общества

3. формирование и накопление общественного материального и нематериального богатства, развитие факторов производства

4. развитие человека, личности и свободного общества

5. иное

2.Труд, осуществляемый по уже известной технологии, не требующий создания чего-то качественно нового называется:

1. простой;

2. репродуктивный;

3. функциональный;

4. иное

3.Определение приемов и методов, с помощью которых может быть выполнен конкретный вид работ, называется:

1. организация трудовых процессов;

2. организация труда персонала;

3. организация рабочего места.

4. иное

4.Показатели измерения производительности труда:

1. в натуральных и условных показателях

2. в стоимостных и натуральных показателя

3. в трудовых и денежных показателях

4. условно-натуральных и стоимостных показателях

5. иное

5.Признаки классификации норм труда:

1. по способу построения

2. по степени укрупнения

3. по сфере применения и сроку действия

4. иное

6.Какая из систем оплаты труда требует разработки собственных моделей оплаты труда предприятия?

1. Бестарифная система с использованием квалификационного уровня и коэффициента трудового участия

2. Тарифная система

3. Бестарифная система

4. Договорная система

5. Иное

7.Чему равен максимальный размер районного коэффициента, с помощью которого осуществляется возмещение разницы стоимости жизни в различных регионах при выплате заработной платы?

1. 1,0

2. 1,01

3. 1,62

4. 2,0

5. 2,54

8.Что такое уровень жизни?

1. Уровень жизни – это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения этих потребностей

2. Уровень жизни отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей

3. Уровень жизни – это экономическая категория, которая характеризует степень удовлетворения социальных потребностей людей

  1. Иное

9.Сколько сторон могут участвовать в социальном партнерстве?

1. Только три

2. Только две

3. Как две, так и три

4. иное

10.Что является объектом аудита и контроллинга персонала?

1. Система управления персоналом

2. Персонал

3. Социально-трудовые отношения

4. Заработная плата

5. Иное

 

3.Расчетные задачи

Задача 1.

В планируемом периоде предполагается увеличить объем выпускаемой продукции на 10%, производительность труда – на 6%, среднюю заработную плату –на 4%,.

Рассчитайте плановый фонд заработной платы, если в базисном периоде объем продукции составлял 180 млн.руб., а фонд заработной платы – 40 млн.руб

Задача 2

Исходные данные и постановка задачи. Определите численность населения в трудоспособном возрасте в регионе на конец года, если численность населения трудоспособного возраста на начало года составила 1 млн. человек; вступило в трудоспособный возраст 30 тыс. человек; умерло из лиц трудоспособного возраста 5 тыс. человек; выбыло из трудоспособного возраста 35 тыс. человек; прибыло из других районов 350 тыс. человек; убыло в другие регионы – 1000 тыс. человек.

 

Задача 3.

Определите, как изменится фонд рабочего времени, если годовая выработка увеличится на 7%,

а часовая на 10%.

 

Вариант 4

1. Теоретический вопрос

Человеческий потенциал и национальный рынок труда

 

2.Тестовые задания

1.Международная организация труда занимается

1. трудоустройством населения

2. организацией оплаты труда

3. разрешением трудовых конфликтов

4. организационно-правовыми вопросами в области труда на международном уровне

5. иное

2.Методы анализа трудовых показателей:

1. структурный

2. динамики

3. экономико-статистический

4. иное

3.Рынок труда - это механизм взаимодействия:

  1. спроса и предложения на рабочую силу;
  2. продавцов и покупателей рабочей силы;
  3. продавцов и покупателей труда;

4. иное

4.Наличие перерывов в ходе технологического процесса характерно для:

1. непрерывного технологического процесса;

2. дискретного технологического процесса;

3. прерывистого технологического процесса.

4. Иное

5.Производительность труда это: показатель, характеризующий результативность труда

  1. эффективность труда
  2. выработка продукции
  3. стоимость труда

4. иное

6.Как изменится норма управляемости, если количество работников, подчиняющихся одному руководителю увеличилось с 5 до 8 человек:

1. уменьшится;

2. увеличится;

3. останется без изменений.

4. Иное

7.Какие элементы включает в себя тарифная система?

1. Тарифные сетки, тарифные ставки, тарифно-квалификационный справочник, надбавки и доплаты к тарифным ставкам

2. Тарифные сетки, тарифные ставки, тарифно-квалификационный справочник, надбавки и доплаты к тарифным ставкам

3. Тарифные сетки, тарифные ставки, тарифно-квалификационный справочник, надбавки и доплаты к тарифным ставкам, штатно-окладная система

4. Тарифные сетки, тарифные ставки, тарифно-квалификационный справочник, должностные оклады, тарифные справочники должностей служащих, надбавки и доплаты к тарифным ставкам, районные квалификационные коэффициенты к заработной плате

5. Иное

8.Как определяется среднедневная (сменная) заработная плата?

1. Делением планового фонда заработной платы на плановую численность

2. Делением дневного фонда заработной платы на число дней, подлежащих отработке всеми рабочими по плану в год

3. Делением дневного фонда заработной платы на общее плановое число часов, подлежащих отработке в плановом году всеми работниками

4. иное

9.Уровень жизни отражает степень развития и удовлетворения потребностей…………

1. Отдельного человека

2. Живущего в обществе

3. Группы людей

4. иное

10.На каком уровне заключается Генеральное соглашение?

1. Федеральный

2. Региональный

3. Локальный

4. иное

 

2. Расчетные задачи

Задача 1.

Средняя фактическая продолжительность рабочего дня (полная) 8 час, урочная 7,98 часа. Отработано одним среднесписочным рабочим за месяц 18,9 дня. Календарный фонд рабочего времени 36 тыс. чел.-дней.

Определить:

1)число фактически отработанных чел-дней и чел-час всего и в т.ч. сверхурочно;

2)общее число целодневных простоев и всех неявок.

Предположим, что этим месяцем был апрель.

 

Задача 2.

Рассчитайте интенсивность движения персонала предприятия (коэффициент по приему, коэффициент по увольнению, коэффициент общего оборота), если известно, что

- списочная численность работников предприятия на 01.09.04 составляла 2758 чел;

- рабочие поступили на заочные отделения учебных заведений 16 чел;

- в связи с расширением объемов производства продукции принято 137 чел;

- призваны на службу в ряды вооруженных сил 13 чел;

- поступили на дневные отделения учебных заведений 9 чел;

- уволены, в связи с достижением пенсионного возраста 18 чел;

- повысили квалификацию и повышены в должности (разряде) 43 чел;

- уволены с предприятия, в связи с переездом по месту службы мужа,

военнослужащего 5 чел;

- уволены по собственному желанию (по различным причинам) 30 чел;

- уволено за нарушение трудовой дисциплины и прогулы 2 чел.

Среднесписочная численность составила за месяц 2788 чел.

 

Задача 3.

В апреле на производственном участке отработано:

В 1 смен 3200чел-час

Во 2 2100чел-час

В 3 1230чел-час,

На участке 150 рабочих мест. В месяце 22 рабочих дня.

Определите 1) К сменности.

1. К непрерывности

2. К использования сменного режима

3. Интегральный показатель загрузки рабочих мест.

 

Вариант 5

 

1.Теоретический вопрос

Качество и уровень жизни населения

 

2.Тестовые задания

1.Предметом экономики труда является:

1. структура и механизм социально-трудовых отношений;

2. труд в его исторически определенной форме;

3. трудовой потенциал общества, организации, человека

4. иное

2.Индекс развития человеческого потенциала не включает в себя:

1. уровень образования;

2. уровень безработицы;

3. ожидаемую продолжительность жизни.

4. Численность молодежи до 24 лет с высшим образованием;

5. иное

3.По какой формуле определяется среднегодовая численность трудовых ресурсов?

1.

2.

3.

4.

4.Элементы организации рабочего места:

1. планировка рабочего места

2. оснащение рабочего места

3. обслуживание рабочего места

4. анализ и аттестация рабочего места

5. иное

5.Средства труда - это:

1. продукты природы, которые подвергаются изменению и превращаются в потребительские стоимости;

2. орудия производства, при помощи которых работник воздействует на сырье и материалы;

3. совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда.

6.Научно обоснованные и централизованно разработанные показатели затрат труда называются:

1. нормативы труда;

2. нормы труда;

3. показатели затрат труда.

4. иное

7.Что такое заработная плата?

1. Конкретная форма стоимости рабочей силы в денежном выражении

2. Цена, выплачиваемая работодателем за использование труда наемного работника

3. Совокупность вознаграждений в денежной форме или в натуральной форме, полученной работником за фактически выполненную работу

4. Совокупность вознаграждений в денежной форме или в натуральной форме, полученной работником за фактически выполненную работу

8.За счет чего финансируются системы страхования в связи с несчастными случаями на производстве?

1. Государства

2. Взносов работодателей

3. Взносов самих работников

4. иное

9.В какой группе показателей уровня жизни отражается национальный доход:

1. стоимостные;

2. натуральные;

3. средние.

4. иное

10.Как классифицируются социально-трудовые отношения?

1. Социально-трудовые отношения, связанные с организацией и эффективностью труда

2. Социально-трудовые отношения, связанные с использованием предметов и орудий труда

3. Социально-трудовые отношения занятости

4. Социально-трудовые отношения, связанные с использованием новой технологии

5. Социально-трудовые отношения, возникающие в связи с вознаграждением за труд

 

3. Расчетные задачи

Задача 1.

Определите уровень укомплектованности предприятия персоналом, если известно, что фактическая численность персонала предприятия 2983 чел, а фактическое число рабочих мест 2136.

 

Задача 2.

Для повышения конкурентоспособности предприятия предусматривается осуществить в планируемом периоде следующие мероприятия:

- в результате внедрения нового технологического процесса снизить трудоемкость на 5%%

- заменить часть устаревших станков, на которых работает 155 основных рабочих (производительность станков повысится на 50%);

- централизовать организацию ремонтных работ, что даст возможность сократить численность рабочих, занятых ремонтом, с 120 до 85 чел;

- сократить внутрисменные потери рабочего времени с 10 до 5%.

Как в этих условиях повысится производительность труда производительность труда, если на предприятии занять 1400 рабочих, из них 60% составляют основные рабочие?

 

Задача 3.

Отработанное время по сменам характеризуется следующими данными:

В первую смену отработано 22.000 чел-дн,

Во вторую смену 18.000 чел-дн.

В третью смену 10.000 чел.дн.

Определите коэффициенты интенсивности использования персонала (коэффициент сменности, коэффициент сменяемости).

 

Вариант 6.

1. Теоретический вопрос

Управление человеческими ресурсами в обществе и предприятии

 

2. Тестовые задания

1.Элементы структуры потенциала человека:

1.трудовой потенциал

2.человеческий потенциал

3.рабочая сила

4.здоровье, образование, жилье, продукты питания

2.«Организованность» как компонент трудового потенциала организации характеризуется в:

1. потерях рабочего времени из-за болезней и травм;

2. потерях от конфликтов;

3. потерях от нарушения трудовой дисциплины

4. иное.

3.Трудовые ресурсы это:

1. трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте

2. трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте плюс работающая молодежь, плюс работающие пенсионеры

3. работающие пенсионеры и работающая молодежь до 16 лет

4. иное

4.Существуют формы разделения труда:

  1. функциональная
  2. профессиональная
  3. технологическая
  4. стоимостная
  5. 1+2+3

5.«Осознанность действий» как свойство труда проявляется в:

1.инстинктивных действиях;

2.общественно-полезном результате труда;

3.создание в сознании работника результата труда

4.иное

6.Как изменится норма выработки продукции при снижении нормы времени на изготовление единицы продукции:

1. уменьшится;

2. увеличится;

3. останется без изменений

4. иное.

7.Какой из перечисленных аргументов не относится к тарифной системе оплаты труда?

1. Должностные оклады

2. Коэффициент квалификационного уровня

3. Тарифно-квалификационные справочники

4. Районные коэффициенты к заработной платы

8.Какова цель государственного регулирования доходов?

1. Полное использование совокупного рабочего времени

2. Обеспечение всех трудящихся рабочим местом, соответствующим квалификации работника

3. Перераспределение доходов через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов социальных выплат

4. иное

9.Функции заработной платы:

1. воспроизводственная и стимулирующая

2. учетная и регулирующая

3. воспроизводственная и регулирующая

4. учетная, стимулирующая и социальная

5. иное

10.Как измениться производительность труда, если возрастет объем производства продукции, а численность работников не изменится:

1.уменьшится;

2.увеличится;

3.останется без изменений

4.иное.

 

3. Расчетные задачи

Задача 1.

Исходные данные и постановка задачи. Рассчитайте официальный уровень безработицы на конец года, если из 10 млн. человек, имевших работу на начало года, за год были уволены и встали на учет на бирже труда 0,1 млн. человек, из числа официально зарегистрированных на начало года безработных (0,8 млн. человек) 0,05 млн. человек прекратили поиски работы, а 0,1 млн. человек были трудоустроены.

 

Задача 2.

В планируемом периоде предполагается увеличить объем выпускаемой продукции на 10%, производительность труда – на 6%, а среднюю заработную плату – на 4%.

Рассчитайте плановый фонд заработной платы, если в базисном периоде объем продукции составлял 180 млн. руб., а фонд заработной платы – 40 млн. руб.

 

Задача 3.

Используя данные таблицы,

Показатели По плану Факти- чески
     
Календарный фонд времени, дней    
В том числе праздничных дней выходных дней    
Номинальный фонд, дней (1-2)    
Невыходы на работу, дней 35,2 47,45
В том числе: очередные и дополнительные отпуска     27,45
отпуска по учебе 1,8 1,95
Отпуска по беременности и родам 0,9 1,05
Невыходы по болезни 5,0 7,5
Неявки, разрешенные законом 0,5 0,5
Неявки с разрешения администрации - 1,5
прогулы - 0,7
Целодневные простои - 6,8
Явочный фонд, дней (3-4-5) 217,8 198,75
Средняя продолжительность рабочего дня (смены), номинальная, час 7,98 7,98
Расчетный фонд рабочего времени, час (3*7) 2018,9 2018,9
Сокращение рабочего дня, всего, час 0,15 0,72
В том числе внутрисменные простои - 0,5
Сокращение рабочего дня в ночное время 0,1 0,15
Сокращение рабочего дня подросткам 0,05 0,07
Сверхурочные работы - -
Реальная продолжительность рабочего дня (смены), час (7-9+10)   7,83   7,26
Реальный (эффективный) фонд рабочего времени одного рабочего, час (6*11) 1705,4   1442,9

 

определите коэффициент использования продолжительности рабочего дня, , коэффициент использования числа дней работы и коэффициент использования реального фонда рабочего времени .

 

Вариант 7.

 

1. Теоретический вопрос

Современные формы и системы оплаты труда и их применение в рыночной экономике

 

2. Тестовые задания

1.В систему труда входят элементы:

1. предмет труда

2. средства труда

3. рабочая сила

4. мотивация труда

5. иное

2.Целесообразная деятельность человека, в процессе которой он создает необходимые потребительские стоимости, называется:

1. труд;

2. профессиональная деятельность;

3. производительность труда

4. иное

3.Бригада, в которой объединены работники различных профессий, называется:

1. комплексной;

2. разноплановой;

3. специализированной

4. иное.

4.Факторы роста производительности труда:

1. материально-технические

2. социальные

3. организационные

4. финансовые

5. иное

5.Что из нижеперечисленного не относится к непосредственным резервам роста производительности труда:

1. применение новой технологии;

2. сокращение персонала;

3. недостаточное использование трудового потенциала работников.

4. иное

6.Особенностью подготовительно-заключительного времени является то, что:

1. оно затрачивается один раз на работу и не зависит от ее объема;

2. оно повторяется с каждой единицей продукции.

3. иное

7.Характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма работника, называется:

1. напряженность труда;

2. тяжесть труда;

3. скорость труда

4. иное.

8.При какой системе оплаты труда выработка рабочего в пределах установленной нормы оплачивается по прямым расценкам, а дополнительная – по повышенным, установленным ступенчато?

1. Простая повременная

2. Простая сдельная

3. Сдельно-прогрессивная

4. Повременно-премиальная

5. Сдельно-премиальная

6. Косвенная сдельная

9.Элементы тарифной сетки:

1.тарифный коэффициент и диапазон тарифной сетки

2.тарифная ставка и районный коэффициент

3.тарифный коэффициент и сдельная расценка

4.межразрядная разница и тарифный коэффициент

5.иное

10.Какой из показателей не имеет прямого отношения к оценке качества трудовой жизни?

1. Уровень технологии

2. Уровень организации труда

3. Распределение заработка

4. Использование рабочего времени

5. Безопасность условий труда

6. Степень равенства в распределении собственности

 

3.Расчетные задачи

Задача 1.

Исходные данные. Ситуация на национальном рынке труда характеризуется следующими данными: численность экономически активного населения — 74 млн. человек; уровень фактической без­работицы составил 7,7% экономически активного населения, уро­вень официально зарегистрированной безработицы — 2,7%; число вакантных рабочих мест — 350 тыс.; 1,9 млн человек находились в административных отпусках по инициативе администрации без сохранения или с частичным сохранением заработной платы; 2 млн. человек были переведены на сокращенную рабочую неделю.

Постановка задачи. Оценить масштабы открытой и скрытой безработицы, а также напряженность на рынке труда.

 

Задача 2.

Расчеты показывают, что для выполнения годовой программы предприятию потребуется затратить 3200 тыс нормо-часов, в том числе по цеху № 1 – 600 тыс, № 2 – 1500 тыс, № 3 – 110 тыс нормо-час. Нормы выполняются на 115%.

Определите явочную и списочную численность рабочих по цехам и в целом по предприятию. Полезный фонд рабочего времени – 234 дня. Коэффициент невыходов рабочих Кн =1,12.

 

Задача 3.

Расчеты показывают, что для выполнения годовой программы предприятию потребуется затратить 3200 тыс нормо-часов, в том числе по цеху № 1 – 600 тыс, № 2 – 1500 тыс, № 3 – 110 тыс нормо-час. Нормы выполняются на 115%.

Определите явочную и списочную численность рабочих по цехам и в целом по предприятию. Полезный фонд рабочего времени – 234 дня. Коэффициент невыходов рабочих Кн =1,12.

 

Вариант 8.

 

1. Теоретический вопрос

Занятость и безработица в национальной экономике

 

2. Тестовые задания

1.Компоненты трудового потенциала:

1. активность + организованность

2. образование + профессионализм

3. ресурсы рабочего времени

4. иное

2.В трудовом потенциале работника нет такого компонента как:

1. уровень образования;

2. творческая активность;

3. хобби;

4. иное

3.Специализация производственных подразделений и сотрудников по изготовлению определенного вида продукции называется:

1. технологическое разделение труда;

2. функциональное разделение труда;

3. предметное разделение труда

4. иное

4.Предмет труда - это:

1. продукты природы, которые подвергаются изменению и превращаются в потребительские стоимости;

2. орудия производства, при помощи которых работник воздействует на сырье и материалы;

3. совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда.

4. иное

5.Для сравнения производительности труда различных организаций чаще всего используют такой метод ее расчет как:

1. стоимостной;

2. натуральный;

3. трудовой.

4. Иное

6.Наиболее полное и эффективное использование средств труда как фактор обоснования норм труда относится к:

1. техническому обоснованию норм;

2. экономическому обоснованию норм;

3. организационному обоснованию норм.

4. иное

7.В чем преимущества ЕТС по сравнению с минимальной заработной платой?

1. ЕТС позволяет критично оценивать степень квалификации работников

2. В ЕТС установлена тарифная ставка 1-го разряда в размере, соответствующем уровню минимальной заработной платы работников простого труда

3. В ЕТС установлена тарифная ставка 1-го разряда в размере, соответствующем уровню минимальной заработной платы работников простого труда

8.Формы и системы оплаты труда: постоянная и переменная

1. сдельная и повременная

2. тарифная и бестарифная

3. бонусы

4. иное

9.К какому виду стимулов можно отнести «Благодарственное письмо»

1. неденежные материальные;

2. моральные;

3. социальные.

4. Иное

10.Главной целью государственной политики в сфере социально-трудовых отношений является обеспечение каждому трудоспособному человеку условий………

1. Позволяющих ему своим трудом поддерживать необходимый уровень жизни

2. Которые позволят ему жить всю жизнь в достатке

3. Позволяющих ему обеспечивать своих родных и близких

4. Иное

 

3.Расчетные задачи

Задача 1.

Исходные данные и постановка задачи. Фонд оплаты труда, установленный строительной бригаде составил 40000руб. Численность работников бригады 5 человек, в том числе: 2 работник 5 разряда, 2 работник 4 разряда, 1 работник 3 разряда, 2 работника 2 разряда. Фактически отработано времени работниками соответственно: 166 час, 168 час, 166 час, 160 час, 150 час. Бригада работает с применением сдельной формы оплаты труда с распределением премии и приработка по КТУ. Величина КТУ рабочих составила соответственно: 0,9; 08; 1,3; 1,2; 1,3. Размер тарифной ставки рассчитан из МРОТ равного 4618 руб. Определите величину заработной платы каждого работника бригады двумя способами:

1) через расчетные величины;

2) через суммарные коэффициенты трудового участия бригады.

 

Задача 2.

В истекшем году технологическая трудоемкость продукции составила 3500 тыс нормо-час, фонд рабочего времени 220 дней по 8 час, нормы в среднем выполнялись на 120%. Численность вспомогательных рабочих в основных цехах составляла 15% численности основных рабочих. Во вспомогательных цехах трудятся 50% от числа рабочих основных часов. Рабочие составляют 70% численности всего промышленно-производственного персонала. В планируемом периоде предполагается в результате осуществления организационно-технических мероприятий снизить трудоемкость на 6%.

Определите, какой должна быть численность работающих на предприятии в планируемом периоде.

 

Задача 3.

По данным таблицы

Показатели План Факт Выполнение в %
Объем продукции, тыс руб 150.000 157.000  
Фонд заработной платы, тыс. руб      
Численность работающих      
Среднегодовая заработная плата, руб 11.000 11.220  

 

определите, какое влияние на абсолютный и относительный перерасход (экономию) фонда заработной платы оказали изменения в численности персонала и средней заработной плате.

Вариант 9

 

1. Теоретический вопрос

Доходы населения в России и за рубежом

 

2. Тестовые задания

1.Классификация видов труда проводится по признакам:

  1. по содержанию труда
  2. по характеру труда
  3. по степени участия человека и вещественных элементов труда
  4. 1+2
  5. иное

2.Трудовой потенциал работника - это:

1. способность человека к труду;

2. совокупность качеств работника, которые могут стать источником его дохода;

3. часть потенциала человека как личности, которая формируется на основе природных данных, общения, воспитания и жизненного опыта.

4. иное

3.«Нравственность» как компонент трудового потенциала организации характеризуется в:

1. потерях рабочего времени из-за болезней и травм;

2. потерях от конфликтов;

3. потерях от нарушения трудовой дисциплины;

4. иное

4.Рабочие, непосредственно занятые выпуском продукции предприятия относятся к:

1. основным рабочим;

2. вспомогательным рабочим;

3. производящим рабочим

4. иное

5.Какая связь между производительностью труда и трудоемкостью:

1.прямо пропорциональная;

2.обратно пропорциональная;

3.связь отсутствует

4.иное

6.Для анализа приемов труда и определения длительности повторяющихся элементов трудовой операции используется:

1. хронометраж;

2. фотография рабочего времени;

3. самофотография

4. иное.

7.Фотография рабочего времени, в которой объектом является один работник, называется:

1. индивидуальная;

2. групповая;

3. маршрутная.

4. иное

8.Какой коэффициент используется при укрупненном планировании заработной платы?

1. Коэффициент прямой заработной платы

2. Коэффициент дополнительной заработной платы

3. Коэффициент средней заработной платы

4. Иное

9.Какая из систем оплаты труда работников основного производства будет максимально способствовать росту производительности их труда:

1. сдельная;

2. сдельно-премиальная;

3. повременно-премиальная.

4. Иное

10.Субъекты социально-трудовых отношений:

1. наемные работники и работодатели

2. наемные работники, профсоюзы и государство

3. государство и правоохранительные органы

4. наемные работники, государство и работодатели

5. иное

 

3.Расчетные задачи

Задача 1.

Определите оптимальную численность подразделений службы управления персоналом на основании следующих данных:

Общая численность персонала предприятия 1500 чел

Доля трудоемкости подразделений службы управления персоналом от общего объема работ:

Найма и увольнения 15% Мотивации труда 12%

Планирования 15% Юридических услуг 3%

Развития персонала 50% Социальных льгот и выплат 5 %

 

Задача 2.

Нормативная трудоемкость изделия 500 нормо-часов, фактические затраты составили 420час. Планом внедрения орг-тех мероприятий предусматривается снижение нормативной трудоемкости до 440час (при планируемом выполнении норм на 110%)

Определите, на сколько процентов повысится производительность труда при производстве данного изделия, если изменится уровень выполнения норм.

 

Задача 3.

По данным таблицы

Показатели По плану Факти-чески
Количество отработанных рабочими человеко-дней   28023,8
Количество отработанных рабочими человеко-часов   203452,4
Среднее количество дней работы одного рабочего 217,8 198,75
Средняя продолжительность рабочего дня, час 7,83 7,26
Эффективный (реальный) фон рабочего времени, час 1755,4 1492,9
Среднесписочное количество рабочих, чел    
Фонд рабочего времени одного среднесписочного работника 1705,4 1442,9

Определите, как изменилась выработка за счет нерационального использования рабочего времени.

 

Вариант 10.

 

1. Теоретический вопрос

Эффективность (аудит) социально-трудовой сферы на предприятии

 

2. Тестовые задания

 

1.Расходование простой рабочей силы, не требующей от работника специальной профессиональной подготовки, называется:

1. простой;

2. репродуктивный;

3. функциональный;

4. иное.

2.К какой группе факторов, влияющих на охрану труда на предприятии, относятся социально-трудовые отношения в коллективе:

1. объективные;

2. субъективные;

3. независимые.

4. Иное

3.К какой группе факторов, влияющих на охрану труда на предприятии, относятся социально-трудовые отношения в коллективе:

1. объективные;

2. субъективные;

3. независимые.

4. Иное

4.Время обеда сотрудников относится к:

1. перерывам на личные надобности;

2. перерывам, обусловленным технологией производства;

3. нерегламентированным перерывам.

4. иное

5.Согласно Трудовому кодексу РФ производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме, называется:

1. опасный;

2. вредный;

3. вредоносный

4. иное

6.Что должно составлять основу фонда заработной платы рабочих и его наибольшую часть?

1. Фонд часовой заработной платы

2. Поощрительный фонд

3. Плановый фонд дневной заработной платы

4. иное

7.Что должно составлять основу фонда заработной платы рабочих и его наибольшую часть?

1. Фонд часовой заработной платы

2. Поощрительный фонд

3. Плановый фонд дневной заработной платы

4. иное

8.Элементы организации заработной платы:

  1. техническое нормирование

2. нормативно-законодательное регулирование

3. тарифное регулирование

4. формы и системы оплаты труда

5. иное

9.Что является главным показателем улучшения уровня жизни?

1. Увеличение продолжительности жизни, увеличение доходов населения

2. Увеличение доходов населения, снижение рождаемости

3. Увеличение рождаемости, увеличение продолжительности жизни

иное

10.Уровень образования как показатель индекса развития человеческого потенциала не включает в себя:

1. индекс уровня грамотности;

2. долю учащихся в возрасте до 24 лет;

3. долю высших учебных заведений в системе образования страны

4. иное.

 

3.Расчетные задачи

Задача 1.

По данным отчета предприятия за 2 полугодие использование времени промышленно-производственных рабочих характеризуется следующими данными (в чел-днях):

Всего отработано: 59224

-целодневные простои 24

-очередные отпуска 4144

-отпуска по учебе 360

-декретные отпуска 380

-по болезни 2500

-прочие неявки, разрешенные законом 596

-неявки, разрешенные администрацией 326

-прогулы 14

-праздничные и выходные дни 23600

Определите: 1) Календарный и максимально возможный фонд рабочего времени; 2) Среднесписочное число рабочих за полугодие; 3)Коэффициент максимально возможного фонда времени.

 

Задача 2.

Для повышения конкурентоспособности предприятия предусматривается осуществить в планируемом периоде следующие мероприятия:

- в результате внедрения нового технологического процесса снизить трудоемкость на 5%%

- заменить часть устаревших станков, на которых работает 155 основных рабочих (производительность станков повысится на 50%);

- централизовать организацию ремонтных работ, что даст возможность сократить численность рабочих, занятых ремонтом, с 120 до 85 чел;

- сократить внутрисменные потери рабочего времени с 10 до 5%.

Как в этих условиях повысится производительность труда производительность труда, если на предприятии занять 1400 рабочих, из них 60% составляют основные рабочие?

 

Задача 3.

Бригада в составе 24 человек отработала в течение месяца 23 рабочих дня и выпустила 10 тыс. изделий. Нормы выработки при этом были выполнены на 120%. В следующем месяце предполагается в результате улучшения организации труда повысить производительность труда на 5%.

Определите, какая была нормативная и фактическая трудоемкость изделия в истекшем месяце, сколько изделий буде выпущено в следующем месяце и каковы при этом окажутся плановая трудоемкость изделия и процент выполнения норм при том же количестве отработанных часов.

 

Итоговый контроль

Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена. Экзаменационные билеты содержат два теоретических вопроса и задачу. Во время экзамена студенту могут быть заданы дополнительные вопросы, на которые он должен ответить.

 

Вопросы к экзамену по дисциплине «Экономика труда»

 

1. Предмет и метод, роль и значимость дисциплины «Экономика труда и социология труда в современных условиях».

2. Экономические категории и методы, изучаемые экономикой труда.

  1. Сущность и необходимость управления трудом.
  2. Типы, методы, формы, уровни управления трудом.
  3. Виды, характер и содержание труда. Дисциплина и гуманизация труда.
  4. Трудовые ресурсы, рабочая сила, трудовой потенциал: содержание понятий.
  5. Понятия «экономически активное население», «занятое население».
  6. Основные характеристики трудовых ресурсов.
  7. Понятия «человеческий капитал» и «трудовой потенциал». Основные компоненты трудового потенциала человека, организации, общества.

10. Качество рабочей силы. Связь инвестиций в человеческий капитал с качеством рабочей силы.

11. Влияние субсидий на инвестиции в образование.

12. Рынок труда: сущность, элементы, функции. Особенность функционирования и методы регулирования рынка труда.

13. Воздействие рынка труда на формирование, распределение и использование рабочей силы.

  1. Занятость: виды, формы, основные тенденции, условия трудовой мобильности.
  2. Принципы и основные направления политики занятости.
  3. Активная и пассивная политика занятости.

17. Безработица: виды, формы, сущность, уровни, признаки классификации, принципы, основные показатели, социально-экономические последствия.

18. Производительность и эффективность труда. Интенсивность и напряженность труда.

19. Факторы (социально-экономические, социально-психологические, материально-технические, организационные) и резервы роста производительности труда и их классификация.

20. Показатели и методы измерения производительности труда.

  1. Использование рабочей силы. Затраты на производство, цена и стоимость рабочей силы.
  2. Рабочее и свободное время, их сущность, значимость и необходимость эффективного использования.

23. Трудоемкость: виды, показатели измерения трудоемкости. Планирование труда.

24. Планирование численности работающих. Баланс рабочих мест и рабочей силы.

25. Планирование производительности труда. Методы и показатели

26. Планирование трудоемкости. Методы и показатели.

27. Понятие и роль, содержание и функции нормирования труда.

28. Методы установления норм труда.

29. Роль и значение нормирования труда для повышения его производительности и оплаты труда.

30. Государственная политика доходов. Источник доходов и заработной платы.

31. Сущность заработной платы. Функции заработной платы.

32. Принципы организации заработной платы.

33. Структура заработной платы. Компенсационные и стимулирующие доплаты и надбавки. Территориальное регулирование заработной платы.

34. Дифференциация заработной платы (объективные и субъективные факторы).

35. Основные элементы тарифной системы. Тарифные ставки и оклады. Тарифная сетка.

36. Бестарифная система. Формы и системы оплаты труда.

37. Мотивация и стимулирование работников. Формы и механизмы.

38. Оплата и стимулирование труда различных категорий работников.

39. Понятие уровня жизни населения. Оценка уровня жизни. Абсолютная и относительная бедность.

40. Система потребительских бюджетов, потребительская корзина, МРОТ и методы их расчета.

41. Качество трудовой жизни: понятие и факторы его формирующие. Качество труда. Регулирование качества трудовой жизни его оценка.

42. Особенности управления человеческими ресурсами.

43. Содержание понятия «управление персоналом». Факторы, определяющие механизм управления персоналом.

44. Система управления персоналом: понятие, сущность, основные задачи и стадии.

45. Оценка затрат, использования и эффективности управления персоналом.

46. Государственная кадровая политика – понятие, цели и основные принципы.

47. Сущность концепции и механизм реализации государственной кадровой политики.

48. Кадровая политика организации: понятие, сущность и основные элементы; субъекты и объекты; вид и, их характеристика.

49. Планирование численности. Методы планирования

50. Роль государства в социальной политике. Социально-трудовая сфера.

51. Субъекты социальной политики. Негосударственные субъекты – институты социальной политики.

52. Субъекты и объекты социальной защиты. Понятие о социальной защите и социальных гарантиях граждан.

53. Принципы реализации социальных гарантий: социальная справедливость, заявительность, адресность, экономическая обоснованность.

  1. Формы социальной защиты (социальное обеспечение, социальная помощь, социальная поддержка), их назначение.
  2. Сущность обязательного социального страхования, его отличия от других форм социальной защиты.
  3. Пенсионное обеспечение.

57. Понятие социально-трудовых отношений: содержание, субъекты, объекты, формы, виды, уровни и механизмы реализации.

58. Проблемы, противоречия в социально-трудовых отношениях.

59. Государственные обязанности и меры по регулированию социально-трудовых отношений.

60. Взаимоотношения работодателей и профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений.

61. Сущность и содержание социального партнерства. Механизм социального партнерства.

62. Роль МОТ и государства в системе социального партнерства.

63. Основные направления развития социального партнерства в России. Виды соглашений.

  1. Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Факторы, препятствующие становлению.
  2. Социально-трудовые отношения как источник конфликтов. Классификация конфликтов в социально-трудовой сфере.
  3. Нормативные акты, регулирующие способы разрешения коллективных конфликтов. Подведомственность конфликтов.
  4. Механизмы предупреждения и разрешения трудовых конфликтов.

68. Оценка и диагностика эффективности социально-трудовых отношений.

69. Виды контроля. Управленческий консалтинг. Организационно-кадровый аудит. Мониторинг, контроллинг персонала.

70. Оценка эффективности системы управления предприятием. Аудит социально-трудовых отношений.

 

 

Date: 2016-05-16; view: 931; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию