Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выражение эмоций. Теории эмоций





Самый простой способ узнать об эмоциональном со­стоянии другого человека — это спросить его об этом. Однако внимание привлекали объективные, не свя­занные с самоотчетом признаки эмоциональных состояний.

П. Экман и В. Фризен в 1969 г. выделили пять классов невербальной эмоциональной экспрессии:

1) адапта­ционные проявления — неспецифические выражения эмоций, кото­рые сигнализируют об общем состоянии организма, например ходь­ба «из угла в угол» при душевном волнении, подпрыгивание на ме­сте при радости;

2) регуляторы — движения, придающие ритм течению эмоционального процесса, например покачивание головой при переживании печали, постукивание пальцами при состоянии неопределенности;

3) иллюстраторы — телесные выражения интен­сивности эмоции, например размахивание руками в состоянии воз­буждения;

4) демонстрация — намеренное усиление эмоционально­го выражения с помощью мимики, например нахмурившие бровей при гневе, улыбка;

5) знаки — культурно обусловленные жесты, значения которых колеблются в различных сообществах.

Гипотеза об универ­сальности выражения эмоций опирается на три типа аргументов.

Во-пер­вых, это концепция выра­зительной составляющей эмоций как рудимента активных реакций у жи­вотных. Ч. Дарвин выдви­нул гипотезу, согласно которой мимические дви­жения образовались из «полезных» действий. Другими словами, то, что на уровне человека опознается как выражение эмоций, в животном мире было реакцией, имевшей определенное приспосо­бительное значение. Ми­мические движения воз­никли из преобразован­ных полезных движений и представляют собой либо ослабленную форму этих полезных движений (на­пример, оскаливание зу­бов при гневе является остаточной реакцией от использования их в борьбе), либо их про­тивоположность (например, расслабление мышц лица - улыбка, выражающая приветливость, является противоположностью напря­жения мышц, характерного для враждебных чувств), либо прямое выражение эмоционального возбуждения (дрожь — это следствие напряжения мышц при мобилизации организма для напа­дения). Таким образом, согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами. Отсюда следует, что мимические реакции должны быть тесно связаны с определенными эмоциями. Установление таких связей сделало бы возможным однозначное рас­познавание эмоций по мимическому выражению.

Джулиан Дюшен де Болон в 1862 г. с помощью брата — вели­кого фотохудожника Надара Адриена Турнашона — выпустил кни­гу, посвященную универсальному выражению эмоций у человека. На лица моделей помещались электроды, которые, пере­давая слабые разряды тока, вызывали механическое сокращение мышц, якобы соответствующее различным эмоциям. «Гальванизированная маска», в которую был превращен человек, выражала удивление, удовольствие, горе, тоску, страх.

Данный цикл исследований можно рассматривать как предте­чу периферической теории эмоций Джеймса — Ланге, сводившей субъективные эмоциональные переживания к отсроченной интер­претации телесных проявлений, вызванных естественными измене­ниями внутреней среды организма.

 

Однако вопрос о том, насколько человек способен правильно распознавать мимические реакции других людей, до сих пор оста­ется открытым. В одном из исследований испытуемым демонстри­ровались фотографии актеров, изображавших различные эмоции. Было установлено, что число правильных оценок чувств, которые хотел изобразить актер, составляет от 17 до 58%. Впрочем, нельзя сказать, что идея классификации душевной жизни индивида вовсе не привела к значительным достижениям.

К числу примеров продолжения исследования эмоциональных проявлений с помощью фотографии относятся эксперименты К. Лэндиса. Лэндис стремился преодолеть услов­ность показа моделями эмоциональных состояний за счет исполь­зования «экологичных» экспериментальных процедур, которые включали даже элементы жестокости. Так, чтобы вызвать сильные отрицательные эмоции, за спиной испытуемого неожиданно раздавался выстрел; испытуемому приказывали отрезать большим ножом голову живой белой крысе, а в случае отказа экспериментатор у него на глазах сам совершал эту операцию. В других случаях испыту­емый, опуская руку в ведро, неожиданно находил там трех живых лягушек и одновременно подвергался удару электрического тока. Каждое эмоциональное состояние фиксировалось на фотографии. При этом основные группы лицевых мышц обводили углем. Это позволяло впоследствии измерять смещения, которые происходи­ли при различных эмоциональных состояниях в результате сокра­щения мышц. Попытки точно установить, какие группы мышц участ­вуют в выражении конкретных эмоциональных состояний, дали отрицательные результаты. Вопреки ожиданиям оказалось невоз­можным найти мимику, типичную для страха, смущения или дру­гих эмоций. К. Лэндис предположил, что только мимическая ими­тация эмоции соответствует общепринятым формам экспрессии, в то время как внешнее выражение переживания подлинной эмоции индивидуально. Таким образом, на сегодняшний день признано необходимым различать закрепленную в культуре конвенциональную мимику и спонтанное проявление эмоций.

К. Изард предложил перечень из десяти фундаментальных эмоций: интерес — возбуждение, удовольствие — радость, удивление, горе — страдание, гнев — ярость, отвращение — омерзение, презрение — пренебрежение, страх — ужас, стыд — застенчивость, вина — раска­яние. Использование двух слов для обозначения большинства фундаментальных эмоций объясняется стремлением показать полюса интенсивности той или иной эмоции (например, страх — средняя интенсивность, ужас — высокая интенсивность). В реальности, по мнению К. Изарда, существует огромное количество смешанных эмоций, которые он назвал диадами (например, страх — стыд или интерес — удовольствие) и триадами (например, горе — гнев — от­вращение или интерес — удовольствие — удивление). Из десяти фундаментальных эмоций можно составить 45 диад и 120 триад. В каждый момент времени возможно испытывать только одну преобладающую эмоцию.

Выделение названных 10 эмоций в качестве фундаментальных связано с тремя факторами:

а) наличием характерных мимических выразительных комплексов;

б) уникальным субъективным пережи­ванием (феноменологическое качество);

в) специфическим нерв­ным субстратом.

Исследование, проведенное П. Экманом в 1998 г. в 21 стране мира, подтвердило универсальность выражения и схо­жесть в переживании фундаментальных эмоций, описанных К. Изардом. По эмоции удивления совпадение имело место в 20 странах, по эмоции страха — в 19, по эмоции гнева — в 18. П. Экман проводил свое исследование не только в западных культурах или в культурах, подверженных влиянию западной цивилизации. Он отправился в бесписьменную, практически изолированную от внешнего мира культуру Папуа Новой Гвинеи. Неграмотным испытуемым зачиты­вались рассказы, описывающие различные эмоционально насыщен­ные события (например, «у человека умер ребенок») и предлагалось выбрать подходящую фотографию из набора. Полученные данные подтвердили гипотезу об универсальности фундаментальных эмоций.

Date: 2016-05-16; view: 462; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию