Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификации эмоций





Рубинштейн. Основание: по отражаемому предмету, по функции, по степени осознания, по уровню развития, по степени обощенности. Выделяет 4 вида эмоциональных переживаний:

Чувства (эмоции)

Аффекты

Страсти

Настроения

Чувства (эмоции) – переживания, передающие отношение человека к внешнему миру. В развитии эмоций выделяют 3 уровня чувств в связи с развитием мотивационно-потребностной сферы личности и по возможности осознания:

Уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Чувства возникают в связи с органическими потребностями человека. К нему относятся элементарные, т.н. физические чувствования – удовольствия, неудовольствия. Каждое чувство отражает объективное состояние организма индивида, находящегося в определенных отношениях с окружающим миром. Это могут быть местные, локальные чувства, или же общее органическое самочувствие индивида – в этом случае эмоциональное состояние носит неопределенный характер. Не осознаются, беспредметные.

Предметные чувства. Устойчивые эмоциональные переживания по отношению к определенным предметам, имеющим устойчивый интерес человека. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания. Здесь чувство – отношение к миру, выраженное в осознанном переживании. Чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, интересов, к которой они относятся: интеллектуальные (познавательные интересы), эстетические и моральные (моральные ценности). Это любовь или ненависть к кому-то, возмущение к.-л. поступком.

Уровень обобщенных чувств. Выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Связаны с мышлением. Эти чувства соотносятся с обобщенными жизненными ситуациями. Чувства юмора, иронии, возвышенного, трагического. Смешным кажется то, что сперва выступает с видимостью превосходства и затем обнаруживает свою несостоятельность (чувство комического). В юморе смех над недостатками человека должен сочетаться с симпатией, которая должна даже доминировать над высмеиванием, иначе возникает «трагический юмор». Ирония разит несовершенство мира с позиции возвышающегося над ним идеала.

Выделение эмоций, которые выполняют функцию приспособления в ситуации. Эмоции модифицируют ситуацию в соответствии с базовой потребностью, чтобы в ней можно было действовать.

Эмоции. Чувства.
Базовые потребности. Конкретные условия их удовлетворения.

Аффект – стремительный, бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, защитная реакция организма в ситуации жизненной опасности, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Аффект переживается в ситуации. Еще более ярко выраженный – патологический аффект, после которого человек не помнит, что он делал.

Страсти – сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. Человек теряет контроль над своим поведением, страсть навязывает его. Страсть выражается в соответствующей направленности всех помыслов личности на единую цель. Единство эмоциональных и волевых мотивов. С другой стороны, это своеобразное сочетание активности с пассивностью. Страсть захватывает человека, он является страдающим, пассивным существом, находящимся во власти какой-то силы, но эта сила от него же и исходит.

Настроение – общее диффузное беспредметное эмоциональное состояние. Настроение не предметно, а личностно; оно не приурочено к какому-то событию, а разлитое общее состояние. Это бессознательная эмоциональная «оценка» личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства (не знает причины).

Леонтьев. Основание: средства управления эмоциями, наличие/отсутствие таких средств, уровни развития эмоциональной жизни. Выделяет 3 класса эмоциональных процессов:

Аффекты.

Собственно эмоции.

Чувства.

Эти классы различаются как по качественным характеристикам, так и по доле участия в регуляции деятельности (основная функция эмоций – регулирующая)

Аффект – сильное и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию (сдвинуты к концу события), имеют способность к аккумуляции, накапливанию. Не являются управляемыми. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект. Тенденция к навязчивости или к торможению (ассоциативные эксперименты Юнга, Лурии (торможение: нарушение сопряженных двигательных реакций)).

Собственно эмоции – более длительные состояния, иногда слабо выраженные во внешнем поведении. Имеют ситуационный характер, выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Они носят идеаторный характер - способны предвосхищать ситуации и события которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Они способны к обобщению и коммуникации - эмоциональный опыт шире, чем опыт индивидуальных переживаний (источник: сопереживание). Выражение эмоций происходит с помощью «эмоционального языка».

Чувства – предметные эмоциональные состояния, возникающие в результате специфического обобщения эмоций, которые связываются с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или обобщенном. Они относительно постоянны, не зависят от конкретной ситуации. Устойчивые, т.е. внеситуативные социально- и личностно значимые эмоциональные состояния управляемые с помощью культурных (предметных, символических - герб) средств. Выготский – чувства – как ВПФ (возможность управлять собственной природой). Несовпадение чувств и эмоций - амбивалентность: несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию.

Date: 2016-05-16; view: 423; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию