Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности рынка труда в сфере культуры





Характер труда в культуре. Способности, знания и опыт создателей культурных ценностей и непосредственно связанные с ними профессиональный уровень, традиции и «лицо» коллективов — главный ресурс отрасли, где ведущую роль в процессе производства и предоставления услуг играет живой творческий труд. При этом характер труда в организациях исполнительских искусств, музеях, библиотеках, клубах, парках и других организациях культуры определяется свойствами продукта и процессом его производства, который включает:

создание, сохранение и пополнение материальных и нематериальных фондов - репертуара театральных, концертных и цирковых коллективов, библиотечных и музейных фондов, кружков учреждений клубного типа, досуговых объектов, аттракционов, многолетних насаждений парков;

подготовку новых продуктов - театральных постановок, концертных и цирковых программ и номеров, постоянных музейных экспозиций и временных выставок, мероприятий парков и учреждений клубного типа;

оказание культурных услуг потребителям.

Продукты культуры, как правило, не имеют вещной формы и могут потребляться только в форме услуги, полезные свойства которой проявляются в виде целесообразной деятельности, направленной непосредственно на человека. Посетители театров, концертных организаций, цирков, музеев, парков, пользователи библиотек, участники кружков являются объектом трудового воздействия (предметом труда) и в едином процессе производства и потребления услуг выступают активными действующими лицами.

Эта особенность обуславливает ведущую роль живого труда в организациях культуры. Здесь средства труда являются лишь необходимыми вспомогательными элементами в процессе производства. Прежде всего это относится к исполнительским искусствам, где даже материальное оформление постановок, программ и номеров, которое непосредственно служит созданию художественного образа, играет лишь дополняющую роль к живому труду исполнителей.

При этом уровень технической оснащенности организаций культуры растет. В большей степени это касается шоу-бизнеса, высокая прибыльность которого позволяет тратить большие средства на декорации, оборудование и спецэффекты, а также - библиотечного дела, автоматизация которого с 1992 г. становится все более приоритетным направлением культурной политики государства. Тем не менее высокая доля затрат на живой труд в организациях культуры сохраняется и сейчас. Следствием этого является низкий уровень материальных текущих затрат, технической оснащенности и фондовооруженности труда в организациях культуры по сравнению с материальным производством, отсутствие влияния данных показателей на производительность. Поэтому конкуренция между трудом и средствами труда здесь ограничена, а между творческим трудом и средствами труда практически отсутствует.

Для культуры, как и для других отраслей социальной сферы, характерна ведущая роль творческого труда в достижении конечного эффекта. Его результаты достигаются ценой переработки и осмысления всего накопленного опыта в различных сферах художественной и научной деятельности. При этом «основными критериями оценки результатов всех разновидностей творческого труда являются новизна, оригинальность, самобытность, т. е. различные Формы преодоления уже достигнутого уровня художественных ценностей и научных представлений, ломки традиций, устоявшихся приемов и догм». Говоря о творческом характере труда, мы имеем в виду главным образом труд художественного и артистического персонала в организациях исполнительских искусств, научных сотрудников в музеях и библиотеках, специалистов в клубах, связанных с художественными и научными видами деятельности.

В творческой деятельности всегда есть элемент неопределенности, непредсказуемости. Ее результаты не всегда материализуются в законченный художественный продукт и получают признание потребителей. Но и такие результаты являются позитивными в той мере, в какой они могут стать элементами культуры и использоваться в настоящем или будущем. Признавая за творцом право на неудачу, общество априорно признает самоценность творческого поиска, экспериментальных работ, не получающих в большинстве случаев ни общественного признания, ни денежной оценки.

Признание творчества внутренне присущей чертой производства культурных благ не означает, что трудовая деятельность представляет здесь непрерывный творческий процесс. На разных его стадиях и в различных функциональных службах организаций культуры определенный удельный вес занимает нетворческая работа. И это касается не только работников сквозных профессий, но и специалистов. Так, например, работа библиотекаря, который выдает книги и делает записи в читательских формулярах, в большей степени носит технический характер. Наряду с этим в крупных библиотеках, выполняющих методические функции, ведутся книговедческие исследования, совершенствуются системы классификации научных знаний, осуществляется издательская деятельность, создаются сложные компьютерные системы, ведутся поиски информации в Интернете. Достаточно технической, рутинной работы и у творческих работников.


Труд в различных сферах культурной деятельности является, как правило, одновременно и индивидуальным и коллективным. Здесь услуга - результат работы тех, кто занят созданием, сохранением и пополнением материальных и нематериальных фондов, подготовкой новых продуктов, оказанием культурных услуг потребителям, результат работы индивидуумов в творческом коллективе. Труд в культуре является коллективным по своему содержанию еще и потому, что результат его, как мы уже говорили выше, достигается ценой переработки и осмысления всего накопленного опыта в различных сферах художественной и научной деятельности.

Для того чтобы трудиться в сфере культуры, человек должен обладать совокупностью физических и интеллектуальных способностей, которые он может использовать в своей профессии. Эту способность к определенному труду называют рабочей силой, и в современных условиях человек является ее собственником. Способы экономического существования создателя культурных ценностей на культурном пространстве, а их может быть только два, зависят от того, владеет ли он кроме своей рабочей силы еще и средствами производства.

Суть первого способа состоит в том, что специалист, во-первых, лишен средств производства, а значит, возможности вести свое дело, во-вторых, он не имеет юридически закрепленных имущественных прав на конечный продукт коллектива и не может получать доход от его использования. При таких социально-экономических условиях рабочая сила становится товаром, и собственник продает, а вернее сказать, отдает ее в наем владельцу средств производства на рынке труда, т. е. становится наемным работником. В этом случае заработная плата как цена рабочей силы становится источником восстановления и развития физических, интеллектуальных и других профессиональных способностей работника. Отношения, складывающиеся между наемными работниками и работодателями по поводу купли-продажи рабочей силы, отношения в области занятости, организации и оплаты труда называют трудовымиотношениями. Они регулируются трудовым законодательством.

Специалист в системе отношений второго типа является собственником не только своей способности к труду, но и результатов своего труда или труда коллектива, в котором он работает. Источником воспроизводства творческого потенциала становятся доходы от продажи культурных услуг или прав на использование созданного продукта на соответствующих рынках. В данном случае речь идет об отношениях по поводу интеллектуальной собственности на создаваемое культурное благо. Такого рода отношения, хоть и в ограниченном плане, но регулируются законодательством об авторских и смежных с ними правах.

Таким образом, теоретически воспроизводство творческого потенциала может осуществляться посредством трех рынков: рынка труда, рынка культурных услуг и рынка имущественных прав на продукты культуры. На практике все обстоит иначе. Если говорить о некоммерческом секторе рынка культурных услуг, то здесь в качестве продавцов действуют, как правило, организации культуры, а не творцы, т. к. последние не являются собственниками продуктов индивидуального или коллективного труда. Исключение составляют композиторы, авторы драматургических произведений и прочие «свободные художники». Рынок имущественных прав на продукты культуры в России существует лишь в очень ограниченных пределах. Фактически для большинства специалистов в области культуры «открыт» лишь рынок труда.







Date: 2016-05-16; view: 1846; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию