Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретико-методологический анализ концепций социально-психологической адаптации в психологии и педагогике





В период всей жизни человека сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма.

Понятие «адаптация» был взят из биологической науки с видоизмененным содержанием. Он стал означать приспособление человека к условиям социальной среды.

Адаптация является свойством любого живого организма. Но ведь человек - это не просто живой организм, а сложнейшая биосоциальная система. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека можно выделить три функциональных уровня:

· Физиологический

· Психический

· Социальный

Главнейшую роль в процессе поддержания отношений в системе "индивидуум-среда играет психическая адаптация.

Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, подчёркивая при этом её системную организацию. Но также необходимо включить и понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение потребностей является важным критерием эффективности процесса адаптации. Из этого следует, что психическая адаптация определяется как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления деятельности, а так же который позволяет индивидууму удовлетворять потребности и реализовывать связанные с ними цели.

Психофизиологическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с психической адаптацией включает в себя ещё два аспекта:

· оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;

· установление соответствия между психическими и физиологическими характеристиками, обеспечивая этим возможность прогресса.

Скорость и успешность адаптации различаются у людей. В этом смысле принято говорить о степени социальной адаптированности или дезадаптированности индивида. Так как протекает социальная адаптация в условиях социального взаимодействия людей, то степень адаптированности субъекта к группе или социуму будет определяться свойствами социальной среды и его собственными свойствами и качествами.

К числу социальных факторов, определяющих успешность адаптации, относятся:

· однородность группы;

· значимость и компетентность ее членов;

· их социальное положение;

· жесткость и единообразие предъявляемых требований;

· численность группы;

· характер деятельности ее членов.

К личностным или субъективным факторам:

· уровень тревожности;

· компетентности человека;

· его самооценка;

· степень идентификации себя с группой или иной социальной общностью и приверженности ей;

· а также пол, возраст и некоторые типологические особенности.

Эффективная психическая адаптация - это одна из предпосылок к успешной профессиональной деятельности. Процесс адаптации осуществляется одновременно в сфере формальных и неформальных отношений. Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.

В связи с вышесказанным становится очевидным, что без исследований психической адаптации будет неполным рассмотрение любой проблемы психического несоответствия, а анализ описанных аспектов адаптационного процесса представляется неотъемлемой частью психологии человека. Таким образом, проблема психической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассмотреть как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека.

Социализация личности противоречивый процесс. С одной стороны, он предполагает адаптацию человека к обществу, а с другой - отчуждение человека от общества. Адаптация личности особенно молодого человека в обществе постоянных перемен затруднена, человек не успевает за стремительным ходом событий. Расширяется сфера дезадаптации. Молодые люди вынуждены ориентироваться на отдельные, хотя и важные жизненные перспективы; изменяются жизненные ценности. Процесс социализации реализуется через систему определенных социальных институтов, призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничивать или активизировать воздействие каких-то факторов. В связи с утратой старых социальных институтов необходима выработка новых технологий социализации, внедрение которых способствовало бы, во-первых, удовлетворению потребностей личности, группы, общества в целом; во-вторых, обучению человека осмысленно "обрабатывать" механизм реализации своего поведения, адекватного общим социальным условиям или конкретной социальной ситуации, в которой человек находится.

Традиционно считается, что основной составляющей и механизмом процесса социализации является адаптация, под влиянием которой человек обретает черты социальности, становится полноправным членом общества, но это не совсем так. Нельзя стать существом социальным, не имея для этого внутренних предпосылок, под влиянием одних только внешних условий. Да и степень социальности взрослого далека от полного стопроцентного слияния с социумом, иначе не существовало бы проблем дезадаптации, проблем корректировки асоциальных форм поведения, человек не переживал бы свою инородность в мире себе подобных, не мучился бы от того, что его не понимают другие. Социальная адаптация не всегда полезна, а сохранение своей индивидуальности, действия в угоду собственному "Я" не всегда возможны и посильны индивиду. Так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе "человек–среда" уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.

 

Date: 2016-05-15; view: 317; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию