Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новая битва за Сталинград





Да здравствует переименование Волгограда в Сталинград! Долой переименование Волгограда в Сталинград! Кто за и кто против? Вагоны всякой аргументации направляются на фронт. Силы стягиваются с обеих сторон противостояния. Сохраняйте спокойствие? Не поддавайтесь на провокации? Но сколько можно все это терпеть? Кому нужна эта война?

Всем известно, что не надо дразнить гусей, однако гусь сам решает, дразнят его или нет. Все зависит от характера гуся. Один гусь стерпит обиду, надуется, но промолчит. Другой – разумный гусь - решит, что на дворе настало время дразнить гусей и задумается, не он ли виноват в том, что его дразнят и не пора ли изменить нравы нашего двора. Зато третий гусь взбесится от обиды, замашет крыльями и заклюет вас из мести насмерть. В нашем дворе творцом истории, как правило, выступает гусь номер три, и надо сказать, что он вызывает наибольшую народную любовь, потому что он «наш», гусь с характером, гусь – герой.

Беда только в том, что, войдя во вкус власти, гусь номер три готов считать, что его постоянно кто-то дразнит, даже если кто-то просто чихнет в его присутствии. Смертельная обида! Заклевать!

Я тоже, признаться, люблю гусей с характером, но мне не понятно, почему они властвуют над людьми. Хотя, наверное, дело в том, что какие люди – такие и гуси. И если незначительная кучка несговорчивых людей все-таки, возмутившись порядками, дразнит гусей, то от этого в конце концов помимо них страдают (как думают многие) и простые честные люди, и простые честные гуси, которых вынудили щипать и мстить. Этому учит нас наша славная история.

Однако перечисленные номерные гуси, от старосветских времен до новейших, в подметки не годятся тому великому Соколу, которого воспели поэты и сталевары, крестьяне и балерины, академики и командный состав армии. В честь него, его именем хотели назвать и Луну, и даже всю Вселенную. Ведь он не щипал, как некоторые гуси, а клевал наповал – тех же поэтов, крестьян и генералов, и всех он победил, друзей и врагов, равнодушных и энтузиастов, православных и атеистов. Вырвал из них душу ветхого Адама и превратил нашу родину в абсолютно счастливую страну, державу полумира. Сокол вправе клевать, кого хочет, это его божественная миссия, победоносная прерогатива.

Но когда наш Сокол отлетел на покой в Мавзолей, нашлись неблагодарные, недобитые враги народа, которые объявили нашего Сокола – кем? Коршуном! (…) И с тех пор летают у нас над страной две пернатые птицы. Сталин – сокол, Сталин – коршун. К советскому политическому деятелю Иосифу Виссарионовичу Сталину они давно уже не имеют никакого отношения (…).

(В. Ерофеев // Огонек)

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ

Задание 28. Прочитайте стихотворение Б. Пастернака «Снег идет». Проанализируйте его как образно-речевое целое.

Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Снег идет, и все в смятенье,

Все пускается в полет, -

Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.

 

Снег идет, снег идет,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

 

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки

Сходит небо с чердака.

 

Потому что жизнь не ждет,

Не оглянешься – и святки.

Только промежуток краткий,

Смотришь – там и новый год.

 

Снег идет, густой, густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

 

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

 

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и все в смятенье:

Убеленный пешеход,

Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.

 

Задание 29. Какие тропы использованы в приведенных ниже текстах?

 

Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою; темно-синяя поверхность моря сбросила с себя уже сумрак ночи и ждет первого луча, чтобы заиграть веселым блеском; с бухты несет холодом и туманом; снега нет – все черно, но утренний резкий мороз хватает за лицо и трещит под ногами, и далекий неумолкаемый гул моря, изредка прерываемый раскатистыми выстрелами в Севастополе, один нарушает тишину утра. На кораблях глухо бьет восьмая склянка.

(Л.Н. Толстой. Севастополь в декабре)

 

Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

(А.П. Чехов. Степь)

 

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!» (С. Есенин)

 

 

Задание 30. Прочитайте отрывки из повести И.С. Тургенева «Ася». Установите, как языковые средства разных уровней (лексические, морфологические, синтаксические) участвуют в создании художественно-образной речевой конкретизации? Как отбор языковых средств связан с функционально-смысловым типом речи (описание, повествование)?

Я любил бродить тогда по городу; луна, казалось, пристально глядела на него с чистого неба; и город чувствовал этот взгляд и стоял чутко и мирно, весь облитый ее светом, этим безмятежным и в то же время тихо душу волнующим светом. Петух на высокой готической колокольне блестел бледным золотом; таким же золотом переливались струйки по черному глянцу речки; тоненькие свечки скромно теплились в узких окнах под грифельными кровлями; виноградные лозы таинственно высовывали свои завитые усики из-за каменных оград; что-то пробегало в тени около старинного колодца на трехугольной площади, внезапно раздавался сонливый свисток ночного сторожа. Добродушная собака ворчала вполголоса, а воздух так и ластился к лицу, и липы пахли так сладко, что грудь поневоле все глубже и глубже дышала…

 

Она улыбнулась и немного спустя уже сама заговорила со мной. Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно: вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело. Но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.

 

Служанка начала громко кликать хозяйку: ее испуг заставил меня прийти в себя. Одна мысль во мне загорелась: сыскать их, сыскать во что бы то ни стало. Принять этот удар, примириться с такой развязкой было невозможно. Я узнал от хозяйки, что они в шесть часов утра сели на пароход и поплыли вниз по Рейну. Я отправился в контору: там мне сказали, что они взяли билеты до Кельна. Я пошел домой, чтобы тотчас уложиться и поплыть вслед за ними. Мне пришлось идти мимо дома фрау Луизе… Вдруг я слышу: меня кличет кто-то. Я поднял голову и увидел в окне той самой комнаты, где я накануне виделся с Асей, вдову бургомистра. Она улыбалась своей противной улыбкой и звала меня. Я отвернулся и прошел было мимо, но она мне крикнула вслед, что у нее есть что-то для меня. Эти слова меня остановили, и я вошел в ее дом.

 

Задание 31. Выявите стилистические особенности сказа и несобственно-авторской речи. Какую роль в приведенных текстах играют разговорные средства?

 

Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, - и чем-нибудь отведет.

Англичане это знали и к приезду государеву выдумывали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигли, особенно в больших собраниях. Где Платов не мог по-французски вполне говорить, но он этим мало и интересовался, потому что был человек женатый и все французские разговоры считал за пустяки, которые не стоят воображения. А когда англичане стали звать государя во всякие свои цейгаузы. Оружейные и мыльно-пилные заводы. Чтобы показать свое над нами во всех вещах преимущество и тем славиться, - Платов сказал себе:

- Ну уж тут шабаш. До этих пор я еще терпел, а дальше нельзя. Сумею я или не сумею говорить, а своих людей не выдам.

И только он сказал себе такое слово, как государь ему говорит:

- Так и так, завтра мы с тобой едем их оружейную кунсткамеру смотреть. Там, - говорит, - такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы русские со своим значением никуда не годимся.

(Н.С. Лесков. Левша)

В департаменте… но лучше не называть в каком департаменте. Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков, канцелярий и всякого рода должностных сословий. Теперь уже всякий частный человек считает в лице своем оскорбленным все общество. Говорят весьма недавно поступила просьба от одного капитана-исправника не помню какого-то города, в которой он излагает ясно, что гибнут государственные постановления и что священное имя его произносится решительно всуе. (…) Итак в одном департаменте служил один чиновник, чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный: низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным. Что ж делать! Виноват петербургский климат. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего надо объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться. Фамилия чиновника была Башмачкин.

(Н.В. Гоголь. Шинель)

 

Задание 32. Определите отличия в образных системах двух авторов. Назовите изобразительно-выразительные средства, использованные в данных фрагментах.

Текст 1

Петербург шелушился железной шелухой, и шелуха со звоном билась по крышам и падала, скрежеща, на каменные днища улиц.

Внизу было темно, как в туннелях.

Дома провалились, дома вымерли, домов не было. Пересекались, тянулись во тьме безглазые, мокрые бока туннелей.

И по мокрым, безглазым бокам туннелей и по каменным днищам их с визгом и звоном неслась железная шелуха. Косыми плечами мял ветер каменный город, сдирал ошметками сношенную кожу, швырял ею в промозглую тьму.

(К. Федин. Города и годы)

Текст 2

…Бульвар и стоящие по сторонам от него дома напоминали нижнюю челюсть старого большевика, пришедшего на склоне лет к демократическим взглядам.

Самые старые здания были ещё сталинских времён – они возвышались, подобно покрытым многолетней махорочной копотью зубам мудрости. При всей своей монументальности они казались мёртвыми и хрупкими, словно нервы у них внутри были убиты мышьячными пломбами. Там, где постройки прошлых лет были разрушены, теперь торчали грубо сработанные протезы блочных восьмиэтажек. Словом, было мрачно.

(В. Пелевин. Тарзанка)

Задание 33. Подберите текст из печатных СМИ, где используются элементы разных функциональных стилей. Сделайте полный стилистический анализ этого текста.

Цель анализа - показать, как языковые средства помогают (или мешают) автору решить определенные коммуникативные задачи (сообщить информацию, создать представление о предмете описания, убедить в чем-либо, раскрыть личность собеседника, прорекламировать товар и т.п.). При анализе можно использовать следующий план (аргументируйте, иллюстрируйте примерами каждое положение; порядок расположения пунктов произвольный):

1) тип и форма речи: устная / письменная; диалог / монолог; описание / повествование / рассуждение;

2) принадлежность к функциональному стилю: а) сфера реализации текста (какое СМИ, его аудитория, цель издания); б) особенности содержания, способ отображения действительности (обратить внимание на заголовок), тематическая лексика; в) примеры языковых средства, свойственных публицистическому стилю (на всех языковых уровнях – лексика, фразеология, грамматические формы, синтаксические конструкции); г) примеры использованных языковых средств других стилей (термины, лексика и конструкции разговорного стиля, жаргонизмы, канцеляризмы, клише и т.д.), с какой целью это делается?; д) примеры изобразительно-выразительных средств, используемых автором (тропы, особенности композиции, риторический синтаксис);

3) Ваша оценка стиля – удачно или нет использованы языковые средства для достижения коммуникативной цели.

 

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

  1. Валгина Н.С. Функциональные стили русского языка. – М.: Илекса, 2011.
  2. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М.: Айрис-Пресс, 2008.
  3. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. - М.: Академия, 2008.
  4. Стилистика и литературное редактирование / Под ред.В.И. Максимова - М., 2008.

 

Дополнительная литература

 

  1. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Вт. изд., исправленное и дополненное / Под. ред. М.Н. Кожиной. – М.: Флинта: Наука, 2006.
  2. Энциклопедический словарь- справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты / Под ред. А.П.Сковородникова. – М.: Флинта: Наука, 2005.
  3. Язык средств массовой информации / Под ред. М.П. Володиной. – М.: Альма –Матер, 2008.

Date: 2016-05-15; view: 300; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию