Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А. Обзорно-аналитическое исследование
Это работы реферативного плана, целью которых является анализ научной литературы по определенной теме. Такая работа должна быть информативной, что обеспечивается: - достаточным количеством литературных источников; - обобщением и тезисным изложением основных проблемных мест в рамках данной темы; - выделением основных направлений в решении данной проблемы. Литературу можно разделить на два вида: первичные источники (например, психологические журналы) и вторичные (учебники и учебные пособия). Из-за огромной массы первичных источников лучше начать со вторичных, самых поздних обзоров по выбранной проблеме. Вы выясните актуальность проблемы и получите целый ряд ссылок на оригинальную литературу. Каждая из этих статей имеет, в свою очередь, ссылки на другие работы. Важным моментом работы над рефератом является поиск новейших публикаций по исследуемой теме в психологических журналах. Считать, что количество работ, использованных для обзора, достаточно, можно только тогда, когда вам перестанут попадаться ссылки на книги или статьи, еще не изученные вами. Обзор литературы не сводится к перечислению существующих работ в данной области, а прежде всего должен быть осуществлен анализ основных результатов и выводов предшествующих исследователей. Автору необходимо систематизировать изложение существующих эмпирических сведений и теоретических позиций, выделить основные линии научной дискуссии по данной теме, выявить сильные и слабые стороны той или иной теоретической позиции, определить обоснованный выбор собственной позиции. Существуют разные способы организации аналитического обзора. Литература может представляться: - в хронологическом порядке; - в соответствии с разными аспектами темы; - в логике принадлежности анализируемых работ той или иной теоретической ориентации. В последнем случае необходимо кратко представить теории противников – помимо всего прочего это делает работу более интересной. Обзор литературы должен показать степень актуальности и разработанности темы и те пробелы или противоречия, которые существуют в научном знании по данной теме. Работа должна содержать относительную оценку основных подходов к данной теме, а также оценку со стороны некоторого наиболее обоснованного подхода к проблеме. Очень важной задачей обзора является анализ сущности понятий, их свойств и взаимосвязей. Это, с одной стороны, прямо относится к существу проблемы, а с другой – защищает от ошибки смешения общеупотребительного смысла понятий с его научным психологическим значением. В процессе интерпретации основных понятий намечается эмпирическая область, соответствующая выделенному предмету исследования. Одна из основных целей изучения литературы заключается в том, чтобы установить пробелы или противоречия в исследовании какого-либо психического явления с тем, чтобы попытаться их восполнить в своей работе и тем самым внести свой оригинальный вклад в науку.
Примером структуры литературного обзора может быть следующая его последовательность: 1. Феноменологическое описание, т.е. описание проявлений психического явления (область проявлений, их частота, временные характеристики). 2. Сущность, природа явления. Имеющиеся определения данного явления. Характеристика степени разнообразия в его понимании. Закономерности, которым подчиняется явление. 3. Место данного явления среди других психических явлений, т.е. его взаимосвязи, взаимовлияния, факторы его обусловливающие; явления, на которые оно оказывает влияние. 4. Рассмотрение явления с позиции системного, целостного, комплексного и т.д. подходов. Схема рассмотрения определяется методологией выбранного подхода. При любом из них необходимо уделить внимание компонентному составу изучаемого явления, его структуре. В психологии под структурой чаще всего понимается функциональная структура, определяемая наличием устойчивых взаимосвязей между отдельными функциями. В ходе анализа нередко отдельные функции объединяют в функциональные блоки и затем рассматривают взаимосвязи между блоками. Данный вид работы приемлем в качестве дипломного исследования только по специальному разрешению кафедры, фиксирующему необходимость перевода, реферирования и анализа малодоступной (на иностранном языке) литературы, которая не имеет изданий на русском языке, по которой не имеется опубликованных обзоров (в том числе и в сборниках ИНИОН), и которая необходима для реализации учебно-научных планов кафедры. Типичная ошибка, характерная для студенческих работ данного вида, - это написание компиляции вместо аналитического обзора. Компиляция – текст, состоящий из отрывков работ других авторов, иногда в вольном изложении самого автора, иногда в дословном переписывании без кавычек и ссылок на конкретные страницы текста источника. Компиляции обычно грешат большим объемом самой работы, отсутствием обобщения и позиции автора, что не позволяет считать их обзорно-аналитическими рефератами. Обзорно-аналитическое исследование является частью теоретико-экспериментального, экспериментально-теоретического и методического видов работ, в рамках которых оно оформляется в виде отдельной части или главы. Освоение обзорно-аналитического жанра научно-исследовательского труда является необходимым требованием к курсовой работе на первом курсе.
Date: 2016-05-15; view: 751; Нарушение авторских прав |