Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объединяет литературных критиков разных направлений тема литературных премий и в особенности ежегодные дискуссии о претендентах на Букеровскую премию





Литературная критика обрела новых читателей — школьных учителей, которые вынуждены были поспешно вводить в программу литературного образования «Доктора Живаго», «Мы», «Котлован». Методическаяпомощь зачастую приходила от литературных критиков. С трудом соотнося прежние и «новые» тексты, «старое» и «новое» прочтение, учитель нередко строил программу литературного курса

по принципу соединения несоединимого. Положительным героем вместо Павла Корчагина стал профессор Преображенский из «Собачьего сердца», тема «Партийность в романе «Как закалялась сталь» сменилась темой «Вечные ценности в поэзии акмеистов», а Островное из «Поднятой целины» превратился в бережливого хозяина, любовно относящегося к родной земле. Во всем этом трудно упрекать литературную критику: школа при всей своей традиционности и известной консервативности не смогла «переварить» новую литературную ситуацию и фактически смирилась с тем, что большинство детей просто перестало читать. Причины этого многие видят в засилии телевидения и интернета, в сложности социальных условий, в общем падении уровня духовности. Однако несомненно, что на утрату интереса к книге повлиял и неудачный контакт школьных методистов и литературной критики.

Итак, критика сегодня являет собой прихотливую и разноречивую мозаику оценок, взглядов, человеческих характеров, творческих возможностей. Литература как диалектическая система отношений «писатель— читатель — критик» перестает существовать. Весь XIX и (по-своему) весь XX в. литературная жизнь шла у нас под знаком непременного,во что бы то ни стало, диалога писателя и читателя— диалога, в котором важная роль отводилась литературной критике. Если обстоятельства мешали осуществлению такого диалога, этовоспринималось как нарушение принятой традиции: известно печальное щедринское высказывание о том, что писатель пописывает, а читатель почитывает. Даже в годы господства советской литературы контакты писателей и читателей считались непременно обязательными. В силу изменившихся начал общественного и государственного жизнеустройства литература перестала быть больше, чем литературой, она перестала быть парламентом, адвокатурой, судом присяжных. И теперь никто — ни писатель, ни читатель, ни критик — ничего никому не должен. И это по-своему хорошо, потому что каждый волен исполнять свою социальную роль как пожелает, как сумеет. И сама литература, и литературная критика обращаются к своим первоосновам, с соприродными им характеристиками, не принимая на себя «повышенные обязательства» перед кем бы то ни было. Литература и — еще больше — литературная критика перешли в иное — филологическое измерение.

Вопросы литературы, как литературно-критический журнал.

Со дня своего основания в 1957 году на протяжении уже более полувека журнал «Вопросы литературы» остается самым авторитетным изданием по вопросам филологической науки и текущей критики на русском языке. Его комплект стоит на полках библиотек всех крупнейших университетов мира. Среди его авторов – имена самых известных филологов, литературоведов и критиков. Здесь публиковали свои произведения М. Бахтин, Д. Лихачев, С. Аверинцев, П. Гайденко, Ц. Тодоров, К. Эмерсон, Б. Сарнов и др. Здесь печатаются все наиболее интересные ученые и критики сегодняшнего дня.

Журнал продолжает традицию русской филологической школы, одновременно с этим широко представляя разные школы современной гуманитарной науки. Журнал знаменит своими архивными публикациями. Среди наиболее важных рубрик: «Теория после теории», «Сравнительная поэтика», «История идей», «Литературное сегодня». С 2009 года «Вопросы литературы» открывают новую рубрику – «Лица современной литературы», которая познакомит наших подписчиков с писателями, определяющими русскую литературу в начале 21 столетия.

Кроме того, одним из приоритетных направлений деятельности журнала остается содействие повышению уровня преподавания литературы в вузе и школе. Внимание к тому, как преподают литературу, – русскую и мировую, классическую и современную – всегда было и остается важной составляющей нашей работы. Формами этого обсуждения в прежние годы были круглые столы, статьи о традиции и истории учебной литературы, рецензии на вновь выходящие издания, ориентированные на преподавательскую работу. И в настоящий момент мы планируем продолжение этой линии деятельности, видя ее сегодня в еще более широкой перспективе.

Воспитание культуры языка и чтения всегда было важнейшей целью журнала «Вопросы литературы». Эта задача в настоящий момент формулируется нами как пропаганда «читающего образа жизни» через развитие русского языка. Свое участие в решении этой задачи журнал видит в том, чтобы повышать сознательность и культуру чтения. Этому посвящены важнейшие рубрики журнала: «Над строками одного произведения», «Поэтика жанра», «Воспоминания, размышления», где в частности появились новые материалы о Блоке, Есенине, Пастернаке и др.

Это воспитательное значение журнала, исполнение им важной общественной роли, было подчеркнуто в поздравлении «Вопросам литературы» по случаю их 50-летия, которое направил Руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии М. Е. Швыдкой: «Все мои познания в области литературоведения и критики – исключительно благодаря вашему журналу. Вы доказали, что литературоведение может быть не менее, а то и более интересно, чем литература. Прекрасно помню те времена, когда не читать „Вопли„, как любовно называли его все, было стыдно. Я рад, что интерес к журналу среди молодежи возрастает. Это я знаю по своим студентам».

Таким образом, журнал рассчитан на всех интересующихся литературой в контексте современного развития общества и культуры. Он постоянно печатает материалы, расширяющие представление о классике и современности, служит необходимым пособием для тех, кто преподает и изучает литературу.

В журнале есть постоянные рубрики: «Литературное сегодня, «Век минувший», «Филология в лицах», «Зарубежная литература», «Публикации, воспоминания, сообщения» и другие.

Обзор №4 за 2010 (был, взят этот номер, т.к. я брала электронное издание. А в остальных последних, он-лайн выложены не все статьи из номераю Да и тут тоже он-лайн выложены не все.).

Раздел «Литературное сегодня» (Лица современной литературы):

Е. ИВАНОВА «Между Эллином и Иудеем» о стихах поэтессы Елены Елагиной. Елена Елагина - один из самых ярких поэтов петербургской школы, литературный и арт-критик, журналист, автор поэтических книг “Между Питером и Ленинградом”, «Нарушение симметрии” и многие другие.

Подробно рассматривает тематику её стихов, сюжетику, хронотоп и многое другое. «Противоречие между бунтом и смирением, столь ярко представленное в лирике Елены Елагиной, как и другие антиномии, определяющие ее поэтический мир, конечно, неразрешимо. В своих попытках обрести почву под ногами поэт порой бывает непоследовательным, но именно эта - чисто женская - непоследовательность, которая в чем-то сродни надежде на чудо, придает ее поэтическому миру особую убедительность».

Григорий АРОСЕВ «Разрыв шаблона». Пишет о творчестве Андрея Дмитриева «Его проза подчеркнуто современна: будучи человеком своего поколения и не пытаясь стать “в доску своим” для нынешней молодежи, он тем не менее успешно помещает события, о которых пишет, в реальность текущей жизни.». Выявляет особенности прозы Дмитриева на примере романа «Закрытая книга» и других. Раскрывает понятие реалистичности его прозы.

Валерия ПУСТОВАЯ «КРУПИЦЫ ТВЕРДИ» О творческом методе Александра Иличевского.

Раздел «Новейшая антология»

Е. ЛУЦЕНКО «Скитальческий парус» - “Бог дождя” Майи Кучерской: опыт ассоциативного прочтения. Подробно разбирает этот роман. «отличие от своих западных и русских предшественников, Кучерская написала роман воспитания чувств, искреннее размышление о становящейся душе, о бесконечном (и очень типичном для юности) стремлении человека найти путь к самому себе, чтобы в более зрелом возрасте не пришлось сказать словами Л. Улицкой: “Однажды обнаруживаешь, что тебя нет. Ты разбит на тысячу кусков...”

Раздел «Век минувший»

Н. МАЛЫГИНА. «Истинного себя я еще никогда и никому не показывал...» Материалы к биографии Андрея Платонов.

Ю. БИТ-ЮНАН. О пределах допустимого
Критическая рецепция творчества В. Гроссмана 1930-х годов

Раздел «Филология в лицах»

Гаспаров о «Поэтическом словаре» Квятковского. ( М. Гаспаров - А. Квятковскому
Подготовка текста Д. Давыдова и И. Роднянской). Гаспаров высказывает свои замечания по поводу словаря. По алфавиту J « АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ — происхождение от

«александрийской школы поэтов» совершенно фантастично, так что о такой гипотезе и упоминать стыдно» или «АМФИБРАХИЙ — в античной метрике такой стопы

не было»

Раздел «Зарубежная литература»

РЕЙНГОЛЬД. «Обыкновенный читатель» Вирджинии Вулф, или «Знать, для кого пишешь...»

В. ВУЛФ. Джордж Элиот. Романы Томаса Гарди

Раздел «Современные имена»

И. ЧЕРНЕНКО. Патрик Зюскинд о божественном, творческом и слишком человеческом.

Раздел «История русской литературы»

А. ПЕРЗЕКЕ. «Медный всадник» Пушкина.(Семантический узел «отцовства и сыновства)

Е. СИНЦОВ. «Мышление жанрами» в «Пиковой даме» Пушкина. (Опыт реконструкции)

-Круглый стол:

Гоголь и Достоевский
круг книги В. М. Крюкова «След птицы тройки. Другой сюжет “Братьев Карамазовых”».

Раздел «История идей»

Золтан ХАЙНАДИ «ОБЛОМОВ КАК АНТИ-ФАУСТ»

Раздел « Публикации. Воспоминания. Сообщения»

Вяч. Вс. ИВАНОВ. Никому не известный писатель Всеволод Иванов.

Е. ПАПКОВА. Гражданская война в творчестве Всеволода Иванова 1920-х годов.

М. ЧЕРНЯК. Письма Вс. Иванова к А. Воронскому.

А. КАЦЕВ. «Времена не выбирают»

Раздел «Свободный жанр»

А. КУШНЕР. Вперед, к Грибоедову! Новые заметки на полях.

Раздел: « Обзоры и рецензии»

Г. КРАСУХИН. Просто о сложном, или О занимательности нашего дела.

Б. ФРЕЗИНСКИЙ. «Открытия» Евы Берар.

Раздел «Книжный разворот»

М. Л и т в и н о в а. Оправдание Шекспира (М. ЕЛИФЁРОВА); Германия. ХХ век. Модернизм. Авангард. Постмодернизм (Ю. ГИРИН); В двух измерениях: Современная британская поэзия в русских переводах (Л. ЕГОРОВА); А. Л. Ю р г а н о в. Категории русской средневековой культуры (А. ЗЕНКИНА); Н. Л. В е р ш и н и н а. Нравоописание в русской прозе XIX - XX веков (С. КОРМИЛОВ); Город и люди: книга московской прозы (Е. АБДУЛЛАЕВ)

 

Date: 2016-05-15; view: 273; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию