Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая идеология: понятие и функции





Все политически организованные общества существуют и воспроизводят себя посредством мышления и сознательных действий множества составляющих его индивидов, социальных групп и их организаций. В этом процессе и возникает политические идеологии – теоретически упорядоченные системы идей и представлений как о существующей социально-политической действительности, так и о необходимости её сохранения или изменения с точки зрения интересов организованной общности людей, которые осуществляют государственную власть или претендуют на неё.

Идеологии создаются теоретиками-идеологами и в своем первоначальном виде существуют как учения-доктрины о политике и государстве, об их происхождении, смысле, закономерностях развития, а также о целях и задачах политической деятельности. В этом значении политическая идеология представляет собой определенную теоретическую доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на государственную власть, которые стремятся в соответствии с этой целью подчинить общественное мнение собственным идеям.

Всегда выражая интересы, надежды и цели лишь отдельных политически организованных социальных групп, политические идеологии по своей природе являются разновидностью одностороннего, тенденциозного сознания и поэтому в существенно большей мере относятся к области веры, но не к сфере действительно научного знания. В истории человечества ни одна идеология не была научной. Здесь дело в том, что наука и идеология имеют разные цели: цель науки – объективно-достоверные знания о мире; цель идеологии – выражение определенных интересов и формирование сознания людей с целью побуждения их к соответствующим действиям. Овладевая массами, идеология сливается с их обыденным сознанием и превращается в мировоззрение, которое, с одной стороны, является мыслительной основой для интерпретации всей окружающей действительности, а с другой стороны – руководством к действию, т.е. совокупностью представлений о наилучших способах и средствах для устранения жизненных неудобств.

Иначе говоря, политические идеологии – это мыслительные очки-линзы, через которые социальные слои смотрят на государство и на всю политическую систему в целом. В результате политика и идеология так тесно переплетаются друг с другом, что нельзя точно утверждать – или идеология оказывает решающее влияние на политическую действительность, или действительность создаёт идеологию. Но совершенно ясно, что обладая в существенной мере качествами паранауки, политические идеологии являются объективно неустранимой составной частью политической реальности и одной из основных движущих сил политических процессов. В этом качестве политические идеологии выполняют следующие основные функции:

- отвечают на вопрос о смысле существования государства и политической деятельности;

- выражают и представляют политические интересы и потребности отдельных социальных групп, политических партий и движений;

- идейно интегрирует и дезинтегрирует людей, в первом случае обеспечивая единство их действий, во втором – противопоставляя друг другу;

- утверждают определенную иерархию политических ценностей и соответствующий тип политических позиций, которые ориентируют и мобилизуют массы, партии на действия по их защите и реализации;

- оправдывают или отвергают существующий политический порядок (режим), являясь тем самым важнейшим средством легитимации власти правящей политической элиты или притязаний на государственную власть оппозиции (контрэлиты).

Практическое значение политических идеологий для общества и государства измеряется марксистской формулой: “Идеи, овладевшие сознанием масс, превращаются в материальную силу”. Чем больше численность масс, мировоззрение которых определяет та или иная политическая идеология, тем мощнее её потенциал в качестве движущей силы политических процессов и, соответственно, тем значительнее роль в истории отдельных стран и всего человечества.

На основе данного критерия все современные политические идеологии условно разделяются на две группы: 1) “малые” идеологии (анархизм, пацифизм, феминизм, западничество, славянофильство, западно-руссизм и др.); 2) мировые идеологии (либерализм, консерватизм, социализм, фашизм).

 

2 Основные идейно-политические течения в современном мире: либерализм и неолиберализм, консерватизм и неоконсерватизм.

Либерализм. Либерализм (от лат. Liberalis – присущее свободному человеку, франц. Liberte – свобода), в качестве идейно-политического течения определяется как совокупность учений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к личности и провозглашающих высшей ценностью человеческого бытия индивидуальную свободу.


Субстанциональную основу идеологии либерализма составляют:

- идеи об естественных и неотчуждаемых правах человека на жизнь, свободу и частную собственность;

- идеи о возникновении государства посредством общественного договора и признание за государством значения «необходимого зла» (если зло необходимо, то оно должно быть минимальным);

- частная собственность – основа индивидуальной свободы, которая, в свою очередь, определяется как единственное и необходимое условие самореализации отдельной личности и выполнения ею своего главного предназначения в жизни;

- свобода индивида и его ответственность перед собой и обществом неразрывны;

- принцип равенства исчерпывается юридическим принципом равенства всех перед законом, гарантом и инструментом которого является правовое государство.

Классический либерализм сформировался в 17-18 вв. как идеология буржуазного (гражданского) общества, противостоящего феодальному государству, а своими основными идеями обязан политическим учениям Дж. Локка (1632-1704), Ш. Монтескье (1689-1755), А. Смита (1723-1790), И. Канта (1724-1804). В 19 в. теория либерализма была существенно развита учениями И. Бентама (1748-1832), Б. Констана (1767-1830), А. Токвиля (1805-1854), Дж. С. Милля (1806-1873), Г. Спенсера (1820-1903). В политической практике значение либерализма выразилось в том, что его идеи определили основные цели и лозунги европейских буржуазных революций, явились теоретической основой устройства конституционных государств (Англия, США, Франция и др.).

В мировоззренческом смысле либерализму соответствуют индивидуализм, свобода от классовых, групповых, националистических предрассудков, терпимость к инакомыслию, гуманизм и подчеркивание самоценности личности.

В политической облвсти либерализм основывается: на принципах плюралистической демократии; признании прав человека в качестве высшей ценности; необходимости строгого соблюдения принципа разделения властей; свободе политической конкуренции.

В экономической области либерализм требует отмены регламентаций и вмешательства со стороны государственной власти, а также создания максимально свободных условий для частных инициатив и предпринимательства.

Свободное развитие рыночной экономики в индустриально развитых странах (Англия, США, Германия, Франция и др.) в 1-ой половине 20 в. привело к росту социальной и политической агрессивности крупного капитала, что, естественно, до максимума обострило классовую борьбу, угрожало не только основным либеральным ценностям, но и существованию буржуазной государственности. Данные процессы вызвали кризис идеологии классического либерализма, исключившей вмешательство государства в экономику. В этих условиях возникает идеология неолиберализма, согласно которой свобода, равенство, демократия, индивидуализм в новой ситуации реально могут быть обеспечены лишь мощью правового государства, его активным вмешательством в сферу рыночных и социальных отношений. Согласно учениям идеологов неолиберализма (Дж. Кейнса, Дж. Гелбрейта и др.), смысл этого вмешательства состоит в том, чтобы посредством налоговой политики, социальных программ, пособий сгладить имущественное неравенство, существенно снизить уровень социальной конфликтности и, создав «государство всеобщего благоденствия», «защитить тем самым свободу … от того, что именуют большевизмом». Идеи либерализма в течение 18-20 вв. качественно преобразовали мир. Его основные ценности стали достоянием политического сознания масс экономически развитых стран, образовали основу их национальных идеологий и сейчас являются программными ориентирами для большинства действующих здесь политических партий. Существует и Либеральный интернационал – международная организация, созданная в 1947 г., в которую ныне входят более 30 партий.


Консерватизм и неоконсерватизм. Консерватизм (от лат. conservare – сохранять) – политическая идеология, которая доказывает необходимость сохранения и укрепления исторически сформировавшихся институтов государственной и общественной жизни, в первую очередь традиционных, естественным образом сложившихся её оснований – религия, семья, частная собственность, несовместимость свободы и равенства людей.

Идейно консерватизм возникает на основе естественной склонности людей держаться за прошлое и опасаться нововведений. Соответственно, как идейно-политическое течение консерватизм возник в конце 18 в., как реакция на события Великой Французской революции, на радикальную политическую перестройку под лозунгами либерализма. Идейно-теоретическую основу консерватизма заложили учения английского философа Эдмунда Берка (1729-1797) и французского публициста Жозефа де Местра (1753-1821). Кредо их философии достаточно точно выражают тезисы: «традиция выше разума»; «индивид глуп, а традиция мудра»; «тварь, возомнившая себя творцом, делами своими неизбежно заслуживает наказания». Э. Бёрк, Ж. Де Местр и др., критикуя тезис либералов о неограниченной мощи человеческого разума, доказывали противоестественность и несостоятельность сознательного, а тем более революционного преобразования социально-политических порядков. Их учения базировались на приоритете преемственности над инновациями, на признании незыблемости естественным образом сложившихся политических порядков и соответствующих ценностей, лежащих в основе семьи, религии, собственности и государства. Сохранение прошлого есть залог стабильности и моральный долг перед будущими поколениями.

По характеристике английского политолога М. Оукшота, быть консерватором означает: предпочитать известное неизвестному; то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой; факт – выдумке; действительность – тому, что возможно; ограниченное – безграничному; близкое – далекому, достаточное – изобилию.

Консерватизм как политическая идеология всегда вторичен, т.к. является реакцией на новые явления и соответствующие им политические перемены. Поэтому в отличие от либерализма консерватизм не имеет устойчивого идейного ядра. Этим ядром всякий раз становятся те идеи, которые когда-то были новыми и вызывали ярость консерваторов, а состарившись и став традиционными ценностями, образуют идеологию новой разновидности консерватизма, т.е. неоконсерватизма.


Неоконсерватизм в качестве влиятельной политической идеологии сформировался в начале 2-ой половины 20 в. и возник как реакция на неолиберальную «кейнсианскую революцию» и структурный кризис капиталистической экономики. Неолиберальная политика государственного регулирования в деле преодоления кризисных ситуаций оказалась малоэффективной, и ей были противопоставлены базовые идеи классического либерализма, авторитет традиционных ценностей и социальных институтов гражданского общества.

Теоретически идеология неоконсерватизма оформилась в политических и экономических учениях Ф. Фон Хайека (1899-1992), М. Фридман, Д. Белла, З. Бжезинского и др. Главными причинами кризисных явлений неоконсерваторы считали:

- чрезмерное вмешательство государства в дела гражданского общества;

- перегруженность государственного бюджета расходами на социальные программы и рост иждивенческих настроений в обществе;

- широкое вовлечение некомпетентных масс в политику;

- ослабление и разрушение духовно-нравственных устоев и религиозного влияния.

В качестве мер способных преодолеть кризисные явления, неоконсерваторы предложили:

- ограничение государственного вмешательства в экономику;

- сокращение социальных программ и сферы государственного социального обеспечения;

- повышение авторитета законности и силы государства;

- утверждение в политике принципов элитарной демократии;

- повышение прямой ответственности граждан за собственное благополучие;

- укрепление морали, семьи и религии.

Победа на президентских выборах в 1980 году в США неоконсерватора-республиканца Р. Рейгана, приход к власти в Великобритании консерваторов во главе с М. Тэтчер, успехи их политики превратили неоконсерватизм в идеологию мирового масштаба, которая сохраняет влияние, привлекательность и в наше время.

 







Date: 2016-05-15; view: 350; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию