Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Интернационализация производства и интеграционные процессы в мировом хозяйстве





1. Интернационализация мирохозяйственных отношений.

2. Глобализация и регионализм – параллельные процессы в мировой экономике.

3. Международная экономическая интеграция: содержание и формы. Факторы, определяющие интеграционные процессы.

4. Главные интеграционные группировки мира.

 

1. Интернационализация мирохозяйственных отношений

Объективной основой формирования мировой экономики и развития всех форм МЭО является процесс интернационализации производства. Рассмотрим сущность и проявления этого процесса.

В самом общем толковании интернационализация – это процесс переплетения и объединения. Термин «интернационализация хозяйственной жизни» означает участие страны в мировом хозяйстве.

Интернационализация производства есть установление непосредственных, более или менее устойчивых производственных связей между предприятиями различных стран, вследствие чего производственный процесс в одной стране становится частью производственного процесса в мировом масштабе. Интернационализация производства приводит к тому, что на разных этапах изготовления продукта участвуют предприятия многих стран мира. Это - объективный процесс, предполагающий высокую степень обобществления производства, являющийся следствием углубления международной специализации и МРТ.

В узком смысле интернационализация производства есть развитие международных связей в процессе функционирования производительных сил. В более широком – интернационализация всей экономической жизни, производительных сил и производственных отношений.

С исторической точки зрения процессы интернационализации хозяйства берут свое начало в сфере обмена. Так, от меновой торговли развитие шло к локальным международным рынкам. Значительно позднее, в период первоначального накопления капитала, произошло перерастание локальных центров межотраслевой торговли в единый мировой рынок.

Итак, интернационализация производства возникла в эпоху развитого капитализма с переходом его на машинную стадию. Дело в том, что машинное производство предполагает крупномасштабное производство, которое постепенно переходит национальные границы и принимает международный характер. Кроме того, оно сопряжено с потреблением огромных масс сырья и материалов, которых становится недостаточно внутри данной страны и необходимо их ввозить из самых отдаленных областей земного шара.

В период монополистического капитализма в связи с вывозом капитала и образованием международных монополий интернациональный характер производства еще более усиливается, расширяются связи между промышленно развитыми и экономически отсталыми странами.

Однако на первых этапах международная специализация развивалась как межотраслевая (например, многие страны Азии, Африки и Латинской Америки специализировались на продукции сельского хозяйства). В этот период связи между странами были не столь прочными.

В современной мировой экономике ситуация изменилась. Сейчас все более тесно связываются между собой не развитые и отсталые страны, в развитые страны друг с другом. Интернационализация производства основывается преимущественно на внутриотраслевой специализации, т.е. на сосредоточении выпуска определенного вида продукции данной отрасли в той или иной стране. Переход от преимущественно межотраслевого к внутриотраслевому МРТ выражается в нарастании встречных потоков продукции одних и тех же отраслей. В частности, существует специализация крупных фирм США, Великобритании, Германии, а, следовательно, и самих стран. на производстве некоторых видов оборудования, марок автомобилей и т.п. В настоящее время США и страны Европы имеют ярко выраженную внутриотраслевую специализацию, а Япония – межотраслевую.

В целом можно сказать, что отмеченная тенденция перехода от межотраслевой специализации к внутриотраслевой станет все более широкоохватной и это приведет к еще большему сближению экономического развития стран и утрате ими специфических национальных особенностей.

Значение процесса интернационализации мирохозяйственных связей состоит в следующем:

1. Интернационализация производства ведет к установлению тесных хозяйственных отношений между странами, формирует мировой производственный организм, который лежит в основе функционирования мирового хозяйства.

2. Интернационализация производства ведет к распространению по всему миру достижений науки и техники, полученных в отдельных странах. При этом использование в той или иной форме новейших открытий науки и техники становится почти для всех стран объективной необходимостью, поскольку они вовлечены в конкурентную борьбу на мировом рынке.


3. Интернационализация хозяйства порождает тенденцию к выравниванию условий производства в разных странах, выравниванию уровня издержек производства, производительности труда и т.д. Тем не менее, национальное хозяйство не растворяется в интернациональном производственном единстве. Существенные различия в уровнях издержек производства и производительности труда сохраняются.

4. Интернационализация хозяйственной жизни определяет динамику развития мирового производства.

Таким образом, действующие лица в международной экономике, несмотря на наличие государственных границ, функционируют как составные части общей хозяйственной системы. Происходит интернационализация производства, которая обусловливает эффективное функционирование многоуровневой мировой системы хозяйственных связей, объединяющей отдельные страны в глобальный мировой комплекс. Интернационализация хозяйственной жизни предстает как результат, прежде всего международной кооперации производства, развития МРТ, т.е. развитие общественного характера производства в международном масштабе. Интернационализация может осуществляться в рамках нескольких стран, регионов или же между большинством стран мира.

Интернационализация хозяйственной жизни стала основополагающей тенденцией развития мировой экономики. Специалисты, исследуя процессы интернационализации производства, в последнее время все чаще заменяют этот термин «глобализацией».

 

2. Глобализация и регионализм – параллельные процессы в мировой экономике

 

Закономерным результатом интернационализации производства и капитала является процесс глобализации в международной экономике. Глобализация в значительной степени предстает как количественный процесс возрастания масштабов, расширения рамок мирохозяйственных связей.

С середины XX века интернационализация обмена перерастает интернационализацию капитала и производства, получает заметный толчок в развитии под влиянием НТР. Все более интернациональный характер приобретает движение рабочей силы, подготовка кадров, обмен специалистами.

Процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и знаний называется глобализацией. В сущности, это более высокая стадия интернационализации, ее дальнейшее развитие: мир становится единым рынком для десятков тысяч ТНК и к тому же все регионы открыты для их деятельности.

На макроэкономическом уровне глобализация означает общее стремление стран и региональных интеграционных группировок к экономической активности вне своих границ. Условия такой активности: либерализация торговли, снятие торговых и инвестиционных барьеров, создание зон свободного предпринимательства и т.д.

На микроэкономическом уровне под глобализацией понимается расширение деятельности предприятий за пределы внутреннего рынка. В отличие от межнациональной и многонациональной ориентации предпринимательской деятельности глобализация означает единый подход к освоению мирового рынка.

В целом интернационализация производства обусловлена глобализацией предпринимательской деятельности. Этот процесс протекает в форме организации ТНК. Их капитал создает свободные экономические зоны, совместные предприятия в рамках национальных границ многих стран, а также промышленные, банковские и торговые филиалы по всему миру.


Основная роль в глобализации предпринимательской деятельности принадлежит ТНК, которые находятся в Северной Америке, Западной Европе, Японии. В мире насчитывается около 40 тыс. ТНК. Активы всех ТНК превышают 3 трлн. долл. Их экономическая деятельность приобрела глобальный характер, охватила все страны мира.

Многонациональные компании перемещают производство с фабрики на фабрику по всему миру. Продлевая жизнь своих изделий, эти компании сначала организуют производство в богатых странах, а на более поздней стадии – в менее богатых странах. Аналогично продлеваются и сроки функционирования оборудования – оно перебрасывается в менее развитые части мира. Глобализация мировой деятельности многонациональных компаний отвечает требованиям времени. Это утверждает руководство концерна «Форд», которое объявило, что делает ставку на «глобальный» автомобиль. Такой гигант как «Нестле» приспосабливает глобальные продукты к местным вкусам.

Гибкость многонациональных фирм проявляется и в способности аккумулировать производственное мастерство и знания со всех концов мира. Это означает соединить американские производственные идеи с филиппинскими руками, использовать в Европе наукоемкую технологию, в Японии – постигать секреты производства, а в США – передовые контрольные системы и программное обеспечение.

Целью современных корпораций является не столько максимизация прибыли, сколько максимизация рынка. В противном случае конкуренты из других регионов могут вытеснить их не только с зарубежных рынков, но и с национального рынка, как это произошло со многими российскими компаниями в 90-е годы. Мировые рынки многих товаров уже поделены ТНК. Следовательно, оборотной стороной политики максимизации рынка является ужесточение конкуренции между фирмами разных стран, в том числе и на их отечественных рынках. Это важное последствие глобализации, так как оно приводит к гибели многих национальных компаний, которым ранее на рынке своей страны могла грозить конкуренция только со стороны других национальных фирм. Глобализация делает международную конкуренцию обычным явлением и на внутреннем рынке.

Таким образом, процесс глобализации, по сути, означает колоссальное перераспределение экономического потенциала в мировых масштабах. Он подготовлен всем развитием мировой экономики. Но это – противоречивый процесс, который оказывает и положительное и отрицательное влияние на мировое хозяйство.

Позитивные аспекты глобализации:

· глобальность экономической деятельности помогает экономить ресурсы и время;

· глобализация мировой экономики и МЭО создает определенные предпосылки, дает шанс для приобщения к достижениям цивилизации тех стран, которые отстали в своем развитии, но стремятся поправить свое положение и т.п.


Однако с развитием процесса глобализации мировой экономики, все более возрастающей взаимозависимости экономик отдельных стран, расширения обмена товарами, услугами, капиталами, информацией возникают и новые проблемы.

Негативные аспекты глобализации:

· глобализация укрепляет позиции в первую очередь индустриально развитых стран, дает им дополнительные преимущества;

· развертывание процесса глобализации грозит заморозить нынешнее положение бедных и отсталых государств;

· в свою очередь и промышленно развитые страны могут пострадать от процессов глобализации, которые, если с ними не совладать, увеличат безработицу, усилят нестабильность финансовых рынков и т.д.

Отрицательные моменты глобализации и привели к тому, что в настоящее время в мире, особенно в Европе, начинает активно развиваться антиглобалистское движение, направленное на борьбу с деятельностью ТНК.

Но принимая во внимание как позитивные, так и негативные аспекты глобализации, следует признать, что прежняя мировая экономика, основанная на самодостаточности национальных культур и устойчивости сугубо специфических хозяйственных укладов, начинает подходить в этапу своего логического завершения. На наших глазах появляется новая структура и форма организации мировой экономики. Глобальная международная экономика становится новой реальностью, подчиняющейся новым закономерностям, которые предстоит изучать и осознанно использовать. Генеральной тенденцией развития современного мирового хозяйства является движение к созданию единого планетарного рынка товаров, услуг и капиталов, экономическому сближению и объединению отдельных стран в единый международный хозяйственный комплекс. Это позволяет говорить о необходимости изучения проблем глобальной экономики как системы, комплекса МЭО. Это иной, более высокий уровень международных экономических отношений.

Однако нельзя не заметить, что параллельно с процессом глобализации в мировой экономике идет процесс ее регионализации.

Итак, интернационализация, перерастающая в глобализацию, превращает весь мир в поле деятельности ТНК. Однако статистика показывает, что не только национальные, но и транснациональные компании тяготеют в своей внешнеэкономической деятельности, прежде всего, к соседним странам. Подобная ориентация страны на свой и соседние регионы мира называется регионализацией.

В целом регионализация становится заметным и все более важным явлением хозяйственной жизни мира. Дело в том, что МЭО наиболее динамично развиваются внутри регионов и между соседними регионами. Более того, существует точка зрения, согласно которой это – препятствие для глобализации.

Но если исходить из предположения, что в очень отдаленном будущем мировое хозяйство превратится в единый рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и знаний, то регионализацию можно рассматривать как движение к этой цели, которое осуществляется пока в ограниченных масштабах, в рамках регионов и частично между соседними регионами. С этой точки зрения, регионализация – не препятствие для глобализации, а путь к ней. В отличие от 20-30-х годов современная регионализация - это не усиление экономических связей исключительно внутри отдельных регионов и группировок за счет ослабления их с другими странами и регионами, а ускоренное развитие региональных связей при достаточно высокой динамике последних между регионами.

Таким образом, на уровне мировой экономики идут два параллельных процесса – глобализация и регионализм, которые, дополняя друг друга, создают единое экономическое пространство. Возникающие региональные и межрегиональные экономические структуры создают ту канву, на которой осуществляется процесс глобализации мирового рынка.

В современной мировой экономике действуют две основные тенденции:

1. Наблюдается усиление целостности мирового хозяйства его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Наиболее отчетливо данный процесс проявляется через деятельность ТНК, являющихся самым мощным агентом интернационализации общества.

2. В современном мировом хозяйстве происходит экономическое сближение стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры, развивающиеся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.

 

3. Международная экономическая интеграция: содержание и формы. Факторы, определяющие интеграционные процессы.

 

Международное разделение труда, международное производство создают реальные предпосылки для развития интеграции, выступающей в качестве высшей формы развития мирового производственного процесса. Современный этап развития производительных сил все настойчивее требует ликвидации препятствий на пути углубления МРТ и использования выгод международного экономического обмена. Регионализация является базой для экономической интеграции.

Интеграция представляет собой объективный процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, которые близки по уровню экономического развития. Охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, она ведет к тесному переплетению национальных хозяйств, к созданию региональных хозяйственных комплексов.

Экономическую интеграцию можно определить и как процесс и как отношение.

Как процесс экономическая интеграция подразумевает меры по стиранию различий между экономическими субъектами, относящимися к разным государствам; интеграцию как отношение можно представить в виде отсутствия той или иной формы дискриминации иностранных партнеров в каждой из национальных экономик. Дискриминация отрицательно сказывается на экономической деятельности стран, а интеграция положительно влияет на их экономику.

Основной предпосылкой экономической интеграции является географическая близость стран (например, Европейский союз, Северо-американский союз и др.).

Международная экономическая интеграция представляет собой процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между отдельными национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах.

Международная экономическая интеграция рассматривается как трехуровневая модель:

на микроуровне, т.е. на корпоративном уровне, этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей;

на межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик, что способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран;

на наднациональном уровне, направленном на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласованное проведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В итоге зачастую создаются целостные региональные экономические комплексы с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами. В этом случае страны-участницы добровольно передают союзу ряд политико-экономических функций, отказываясь от суверенитета в этих областях.

Однако следует различать интеграционные образования по достигнутому уровню интернационализации производства. В этом плане выделяют формальную и реальную интеграцию.

Формальная интеграция представляет собой такое международное обобществление производства, но основе которого экономические связи между странами устанавливаются на базе МРТ, не обусловленного соответствующими параметрами развития уровней производства взаимодействующих стран. Международная кооперация производства может развиваться, но ее участники находятся в разных экономических условиях.

Реальная экономическая интеграция представляет собой такой уровень международного обобществления производства, который предусматривает определенный паритет основных социально-экономических параметров стран-участниц.

Экономическая интеграция, в свою очередь, создает условия для ускорения интернационализации производства стран-участниц этого процесса, выравнивания их основных социально-экономических параметров. Схематично процессы, ведущие к экономической интеграции, можно выразить следующей взаимосвязанной цепочкой (с обратной связью):

развитие производительных сил – МРТ – интернационализация производства и капитала – экономическая интеграция.

Развитие интеграционного процесса имеет внутреннюю логику и определенную последовательность. Как показывает опыт осуществления интеграционных процессов, выделяется несколько форм (этапов) экономической интеграции.

1. Самая простая форма интеграционного объединения – зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и, прежде всего таможенные пошлины (например, соглашение о свободной торговле между США и Канадой, Европейская ассоциация свободной торговли и др.).

2. Таможенный союз предполагает, наряду с функционированием зоны свободной торговли, установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран (например, КАРИКОМ – сообщество стран Карибского бассейна, таможенный союз был первым этапом в создании ЕС). В этих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена и обеспечивают для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов. Таможенный союз дополняется платежным союзом, позволяющим обеспечить взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы.

3. Более сложной формой интеграции выступает общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики (например, параметрам общего рынка соответствует ЕС).

4. Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики. На этом этапе возникает и политическая интеграция, единые органы управления (например, учреждение Европейского парламента и Европейского банка преобразовали Европейское экономическое сообщество – ЕЭС в Европейский союз – ЕС).

Большинство из существующих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии формальной интеграции, проходит первый и второй этапы интеграционного развития.

Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон:

· интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) широкий доступ к разного рода ресурсам: финансовым, материальным и трудовым, к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки;

· экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран;

· интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития отсталых районов, смягчения положение на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения и социального обеспечения.

Понятно, что конкретные формы экономического взаимодействия зависят от уровня хозяйственного развития стран-участниц. Специфические черты хозяйства стран-участниц процесса влияют соответственно на характер и движущие силы интеграции. Взаимодействие национальных хозяйств развивается с разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляется более четко в отдельных регионах. Поэтому необходимо рассмотреть объективные факторы, обусловливающие этот процесс.

Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объективных факторов, среди которых важнейшее место занимают:

· возросшая интернационализация хозяйственной жизни;

· углубление международного разделения труда;

· общемировая по своему характеру научно-техническая революция;

· повышение степени открытости национальных экономик.

Все эти факторы взаимообусловлены. Но в целом можно отметить, что подлинно интеграционные процессы начинаются лишь на достаточно высокой ступени технико-экономического развития стран-участниц и приобретают необратимый характер только на базе рыночной экономики.

Таким образом, в условиях возрастающей интернационализации экономики национально-государственная форма организации производства оказывается все менее удовлетворительной. Идут поиски новых, более масштабных форм эффективной организации хозяйственной жизни общества. Понятно, что ареной таких поисков не может стать сразу все мировое хозяйство. Первоначально формируются региональные комплексы из нескольких стран, близких не только территориально, но и по уровню своего экономического и культурного развития, а также по типу хозяйствования. Это происходит путем постепенной интеграции национальных экономических и социокультурных организмов, т.е. их взаимопроникновения и сращивания в более или менее целостный региональный хозяйственный, социальный и культурный организм. При этом рождается новый исторический феномен: моногосударственные системы (национальные хозяйства) постепенно трансформируются в более крупные полигосударственные комплексы.

 

4. Главные интеграционные группировки мира

В мире все более ощущается тенденция к созданию региональных экономических организаций, что является доминирующей характеристикой нынешней мировой экономической системы.

Интеграционным объединением называют хозяйственную группировку, созданную для регулирования интеграционных процессов между ее странами-участницами.

Из понятий международной экономической интеграции и интеграционных объединений вытекает, что последние строятся на базе глубоких и устойчивых связей между фирмами стран-участниц. Попытки создать интеграционные объединения на базе неглубоких и неустойчивых связей в большинстве случаев приводили либо к формальному существованию этих объединений (например, интеграция в Африке), либо к их неустойчивому развитию (СНГ), либо к их краху (СЭВ).

В настоящее время насчитываются десятки интеграционных объединений. В развитых странах это в первую очередь ЕС (Европейский союз), ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли) и НАФТА (Североамериканская ассоциация свободной торговли), в развивающихся – МЕРКОСУР (Общий рынок стран Южного конуса) в Латинской Америке и АСЕАН (Ассоциация стран ЮВА) в Юго-Восточной Азии, в странах с переходной экономикой – СНГ, в Азиатско-Тихоокеанском регионе – АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество).

Свое наиболее полное развитие экономическая интеграция получила в Западной Европе. Это связано с тем, что региональная интеграция в подлинном смысле этого понятия происходит прежде всего между экономически и технически развитыми странами, тогда как менее развитым до этого еще нужно дорасти.

Европейский союз начинает процесс своего расширения и ожидается, что в перспективе в него вольются переходные экономики стран Центральной и Восточной Европы. Другие региональные группы предпринимают усилия с целью укрепления экономических союзов. Так, страны Азиатско-Тихоокеанского региона к началу XXI века намерены в рамках единого Таможенного союза снять все пошлинные барьеры и стать единой торговой зоной, в которую войдет более полутора десятков стран Восточной и Юго-Восточной Азии. И, наконец, совсем недавно, буквально в последние годы начался процесс создания весьма широких схем международного экономического и торгового сотрудничества. В Западном полушарии дан импульс процессу, который завершится в 2005 г. образованием зоны свободной торговли для всей Америки.

Итак, модель интеграционного процесса в классической форме реализуется в ЕС. В других регионах мира, как развитых, так и развивающихся, он протекает со своими особенностями.

Модели североамериканской и азиатско-тихоокеанской интеграции отличаются от западноевропейской. Если в Западной Европе интегрирование шло от создания единого рынка к экономическому, валютному и политическому союзу, что сопровождалось формированием и укреплением наднациональных структур, то в указанных регионах интеграционные процессы наиболее прочно охватывают микроуровень на основе деятельности транснациональных корпораций.

Подразделение мирового хозяйства на интеграционные группировки оказывает противоречивое влияние на процесс интернационализации производства. С одной стороны, формирование международных экономических объединений и союзов содействует развитию производственных связей между странами, входящими в них, но одновременно создает препятствия экономическим отношениям между странами, принадлежащими к различным группировкам. С другой стороны, сдвиги в экономическом положении ряда стран в мировом хозяйстве несколько снижают их первоначальную заинтересованность поддерживать отношения главным образом на блоковой основе. Отсюда их стремление расширить рамки отношений, выйти на контакты с другими объединениями самостоятельно или в составе всей группировки.

Таким образом, в ходе интеграционных процессов в наиболее развитых регионах мирового хозяйства шаг за шагом складываются новые организационно-политические структуры международного хозяйственного взаимодействия, которые в начале дополняют национальные государства и функционируют параллельно с ними, а потом берут на себя все большую часть организационных функций и, наконец, в перспективе растворят в себе национальное государство как устаревшую форму организации общественной жизни.

С развитием крупных региональных интеграционных социально-экономических организмов подходит к концу растянувшаяся на многие тысячелетия драматическая эпоха в истории человечества – эпоха насильственного перераспределения природных ресурсов и продуктов производства. В пределах таких регионов начинает формироваться принципиально новый механизм решения экономических, культурных, экологических и других проблем, с которыми сталкивается современное общество. В перспективе такие региональные структуры, разрастаясь вширь, будут постепенно интегрироваться в единую глобальную систему – мировой хозяйственный организм, не разделенный государственными границами и функционирующий на рыночной основе.

Тема 4. Мировой рынок: возникновение и современное состояние

1. Возникновение мирового рынка и стадии его формирования.

2. Характерные черты современного мирового рынка и факторы, определяющие его развитие. Понятие мировых цен.

3. Международная конкуренция и особенности ее проявления в современных условиях.

 

1. Возникновение мирового рынка и стадии его формирования.

 

Определения понятия рынка встречаются разные. Так, известные американские экономисты Макконнелл К. и Брю С. в распространенном учебнике «Экономикс» пишут, что «рынок – всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуг». Рынок есть система обмена разными по своим потребительским свойствам продуктами труда как товарами. Продукты передаются поставщиками покупателям не бесплатно, а на возмездной основе. Значит, рынок предполагает наличие как разных по своим потребительским свойствам товаров, так и разных собственников.

Отсюда, рынок – это система или механизм реализации и приобретения товаров и услуг, в котором участвуют продавцы и покупатели, т.е. он представляет собой систему соотношения спроса и предложения разных собственников. Короче говоря, рынок – это стоимостная система обмена разными продуктами труда (товарного обмена). Обиходное толкование рынка отличается от научного. В обыденном смысле под рынком понимается место, где продаются и покупаются товары. В действительности же рынок не сводится к месту. Рынок это не место, а определенный механизм товарного производства. В то же время не надо относиться скептически к понятиям базар и супермаркет. Это разновидности все той же системы товарного обмена разными продуктами труда.

Возникновение и становление рынка обусловлено развитием общественного разделения труда и товарного производства. С ростом товарного производства развивается и рынок.

Рассмотрим как шел процесс становления и развития мирового рынка.

При рабовладельческом строе товарное производство и товарное обращение внутри отдельных стран было развито слабо. А на внешний рынок отправлялась лишь совсем незначительная часть продукции. И все же именно при рабовладельческом способе производства возник мировой рынок. В то время он носил преимущественно внутриконтинентальный масштаб. Финикия, Древний Египет, Греция, Рим вели торговлю и между собой и с многочисленными городами Средиземноморья и Черного моря. Но рабство по своей сути не было товарным производством и потому лишь частично могло способствовать развитию рыночных отношений. Его основой стало начавшее развиваться ремесленное производство. Итак, сложившийся в эпоху рабства мировой рынок по своему социально-экономическому характеру был ремесленно-рабовладельческим рынком.

В течение долгого времени и при феодализме также не наблюдалось широкого распространения товарного производства, поскольку господствующим было натуральное хозяйство. В силу этого можно выделить следующие условия возникновения феодального рынка:

1) в обмен поступала незначительная часть продукции сельского хозяйства и мелких ремесленных предприятий;

2) отсутствовала дифференциация общественного производства;

3) товарный обмен между отдельными товаропроизводителями охватывал лишь небольшие районы;

4) политическая и производственная разобщенность территорий;

5) товарный обмен носил нерегулярный характер, отсутствовал единый национальный рынок;

6) общественные потребности удовлетворялись преимущественно продукцией местного производства.

Итак, слабое развитие общественного разделения труда внутри отдельных стран препятствовало установлению регулярных торговых связей между ними. Внешняя торговля еще не получила значительного развития и не имела существенного значения в удовлетворении потребностей феодального общества в целом.

Тем не менее именно при феодализме древний мировой внутриконтинентальный рынок перерос в межконтинентальный. В самом деле, средневековый Китай торговал не только с Индией, но и с Аравией, Южной Африкой. Венеция и Генуя вели торговлю с феодальными странами Европы, Египтом, Ближним Востоком.

Последовавшие великие географические открытия (путешествие Васко да Гама, открытие Америки Колумбом, кругосветное путешествие Магеллана) объединили все региональные рынки в единую цепь. Так что мировой рынок возник не в ХIХ веке, а значительно раньше. Конечно, прочность его была слабой, а масштабы невелики. И все же он существовал.

Основными поставщиками товаров на внешний рынок были феодалы и ремесленники. Поэтому сложившийся в эпоху феодализма товарный рынок по своему социально-экономическому содержанию был ремесленно-феодальным.

Теперь дадим характеристику капиталистического мирового рынка. Можно выделить следующие условия его возникновения:

1) отделение промышленности от земледелия и появление капиталистических предприятий;

2) дифференциация производства на специализированные отрасли, углубление и расширение общественного разделения труда;

3) развитие товарного производства, расширение сферы обмена товаров и возникновение национального рынка;

4) развитие международного обмена и международной производственной специализации.

На этой основе развивается новый мировой рынок.

Таким образом, мировой рынок представляет собой совокупность рынков отдельных стран, которые связаны между собой товарообменом. Мировой рынок базируется на международной производственной специализации отдельных стран и является сферой, где в целях обеспечения расширенного воспроизводства осуществляется замещение изделий, произведенных одной страной, продуктами другой. Обмен товаров на мировом рынке представляет собой процесс, обеспечивающий непрерывность расширенного воспроизводства, поэтому связи между товаропроизводителями разных стран, осуществляемые через обмен товаров, расширяются по мере увеличения масштабов производства.

Следует подчеркнуть, что решающее влияние на формирование единых национальных рынков, а затем и дальнейшее развитие мирового межконтинентального рынка оказала крупная капиталистическая промышленность.

Эта роль крупной промышленности обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, капиталистическому производству свойственно стремление к получению максимальной прибыли. В погоне за ней предприниматели ищут оптимальные условия реализации своей продукции за пределами своей страны. Таким путем расширялись экономические связи между странами.

Во-вторых, в отличие от ремесла и мануфактуры крупная машинная промышленность дает возможность производить огромные партии товаров. Предприниматели стремятся расширить продажу своих товаров за рубеж. Это приводит к расширению внешней торговли и к развитию емкости мирового рынка.

В-третьих, острая конкурентная борьба приводит к тому, что некоторые отрасли начинают опережать в своем технологическом развитии другие отрасли и стремятся реализовать свою продукцию на внешних рынках.

В-четвертых, массовое производство товаров на базе крупной машинной промышленности вызывает огромный спрос на сырьевые товары, главными поставщиками которых становятся находившиеся в колониальной зависимости от развитых стран государства.

Как видим, с момента своего возникновения крупная машинная промышленность втягивает в мировой рынок различные страны и как покупателей своей продукции, и как поставщиков сырья.

Мировой рынок мог достичь своего полного развития лишь при капиталистическом машинном производстве и вызванном им широкомасштабном международном разделении труда. Только в условиях капиталистического способа производства мировой рынок становится развитой экономической категорией, создается почва для регулярного и всестороннего международного товарооборота, опирающегося на постоянное массовое производство товаров для продажи на мировых рынках.

Хотя мировой рынок возник на основе развития национальных рынков, тем не менее он не тождественен им. Можно выделить следующие отличительные черты мирового и национальных рынков:

· некоторые товары совсем не выходят на мировой рынок, а в обращении внутри страны участвуют;

· движение товаров на национальном рынке обусловлено производственными связями между предприятиями, а на мировой рынок огромное влияние оказывают внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая политика государства;

· движение национальных товаров внутри национальной экономики практически не ограниченно, а движение между странами сталкивается с барьерами, ограничениями;

· на мировом рынке существует особая система цен – мировые цены.

Мировой рынок проходит в своем развитии три стадии:

1. Стадия подготовки капиталистического способа производства (эпоха мануфактуры).

2. Стадия машинного производств.

3. Стадия корпоративного капитализма.

Рассмотрим коротко каждую из этих стадий.

На стадии подготовки капиталистического способа производства мировой рынок находился в зачаточном, неразвитом состоянии. Определяющей чертой внешней торговли на этой стадии была преобладающая роль купеческого капитала, выступавшего в качестве посредника в процессе обращения товаров. Причем товары производились преимущественно мелкими товаропроизводителями и частично капиталистическими мануфактурами.

На второй стадии развитие мирового рынка охватывает период от промышленного переворота в Англии в конце ХVIII века до конца 70-х годов ХIХ века, когда мировая капиталистическая торговля приобрела вполне развитые черты. Для этого этапа характерна победа крупной машинной промышленности в Англии и установление ею промышленной и торговой гегемонии. Мировой рынок выходит из своего начального состояния и начинает складываться как категория капитализма. Основой международного товарообмена становится вывоз изделий крупной капиталистической промышленности Англии и ввоз ею сырья и продовольствия. В 60-70-е годы ХIХ века определяющим признаком мирового рынка является окончательное закрепление господствующей роли промышленного капитала в хозяйственной жизни главных развитых капиталистических стран, прежде всего США и Германии, которые стали догонять Англию.

Корпоративная стадия капитализма охватывает период с 80-х годов ХIХ века и до наших дней, когда осуществился переход от капитализма свободной конкуренции к разным формам господства корпораций. На этом этапе завершилось формирование всеохватывающего мирового рынка.

Таким образом, мировой рынок охватывает все основные направления МРТ, а степень его развития характеризует уровень интернационализации общественного производства. В силу этого развитие мирового рынка в ХХ и начале XXI веков имеет свои специфические особенности и черты.

 

2. Характерные черты современного мирового рынка и факторы, определяющие его развитие

 

Современный мировой рынок имеет ряд черт, раскрывающих особенности его функционирования.

1. Товарная природа капитализма приводит к тому, что экономические связи между отдельными странами осуществляются по принципу выгодности и прибыльности. Отсюда мировой рынок играет огромную роль в повышении нормы прибыли предприятий промышленно развитых стран за счет усиления эксплуатации экономически отсталых стран.

2. Анархия производства и конкуренция способствуют тому, что производство в масштабе всей страны и в мире в целом протекает анархично. Распределение средств производства между различными отраслями экономики происходит стихийно. В результате этого в странах ив мире в целом возникают диспропорции. Анархия на мировом рынке и его неустойчивость еще более усиливаются в связи с тем, что стремление капитала к непрерывному расширению производства встречает на своем пути узкие рамки платежеспособного спроса многих импортирующих стран.

3. Безраздельное господство ТНК на мировом рынке, которые осуществляют экономический раздел мира, сговорившись о разделе мирового рынка различных товаров и ценах на эти товары.

4. Участие на мировом рынке стран с различным уровнем развития. Это и развитые в промышленном отношении страны, и развивающиеся, в числе которых есть такие экономически отсталые, где даже еще не сформировались капиталистические производственные отношения.

5. Кризисное состояние мирового рынка. В ХХ веке мировой рынок пережил несколько глубоких кризисов. Первый из них был связан с первой мировой войной 1914-1918 годов, которая привела к нарушению международного товарообмена. К тому же социалистическая революция в России привела к исключению ее из мирового капиталистического хозяйства. Следующий глубокий кризис разразился вскоре после окончания второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений капитализма. Однако после 1945 года возрождение международного обмена произошло быстрее, чем после первой мировой войны. Наконец, в послевоенный период кризис мирового рынка был вызван распадом колониальной системы капитализма. Это подорвало экономическое господство развитых стран, которые столкнулись с трудностями сбыта своих товаров и вывоза капитала в бывших колониях. Все эти кризисы были успешно преодолены. И даже жесточайший экономический кризис 70-х годов существенно не отразился на состоянии внешнеэкономической сфере капитализма. В целом мировая торговля в послевоенный период развивалась ускоренными темпами.

6. Возрождение политики протекционизма, которая была свойственная мануфактурному периоду в развитии капитализма и ранней стадии машинного периода. Теперь в связи с ростом несбалансированности платежных балансов многие страны снова обращаются к политике протекционизма.

7. Осуществление нового типа монополизации мирового рынка, который обусловлен формированием многочисленных интеграционных региональных группировок стран мира. Экономической основой таких блоков является объективно нарастающее стремление повысить эффективность в различных секторах мирового хозяйства. Между участниками таких группировок постепенно ликвидируются все экономические препятствия, но по отношению к третьим странам происходит унификация таможенных пошлин и другого рода препятствия.

8. Все большее развитие получают международные государственные формы регулирования мирового рынка. К таким формам относят ВТО, МВФ, МБРР, ЕБРР и др.

Таковы характерные особенности функционирования современного мирового рынка. Несмотря на ряд проблем, которые возникают в сфере международного обмена, мировой рынок на современном этапе интенсивно развивается. Этому способствуют следующие факторы:

1) усиление конкурентной борьбы и повышение роли новизны и технического совершенства изделий по сравнению с уровнем цен;

2) улучшение качества изделий на мировом рынке, адаптация их к условиям энергетического кризиса и к мероприятиям по защите окружающей среды;

3) совершенствование системы сбыта;

4) развертывание маркетинговых исследований;

5) возникновение новых форм продажи товаров: международные аукционы, товарные и др. биржи, международные торги и проч.

Для мирового рынка как для любой рыночной системы действуют известные закономерности, описываемые законами спроса и предложения. Однако для рыночных условий мирового хозяйства категории спроса, предложения и цены наполняются несколько иным сущностным содержанием.

В результате функционирования мирового рынка устанавливаются такие его параметры, как мировой спрос, мировое предложение и мировые цены.

Сложность реализации модели спроса-предложения для мировой экономики заключается в том, что все субъекты мирового хозяйства имеют:

· различные внутренние законодательства и собственные системы государственного регулирования экономики;

· различные уровни производительности труда;

· различные уровни доходов населения и т.д.

В связи с этим одно и тоже воздействие на мировые спрос, предложение или цены может привести к различным последствиям в разных странах, что, в свою очередь, окажет комплексное воздействие на параметры мирового рынка.

Формирование мировой цены является венцом процесса интернационализации хозяйства и выражает наиболее общие процессы, происходящие в мировой экономике. Товарооборот между странами осуществляется по мировым ценам.

Установление мировой цены обусловлено выполнением деньгами их функции мировых денег. На основе различных национальных стоимостей и издержек производства на мировом рынке в результате конкуренции происходит образование интернациональной или мировой стоимости и соответственно интернациональной или мировой цены. Из формирования интернациональных издержек производства вытекает формирование мировых цен. Это означает, что на мировом рынке находят общественное признание общественно необходимые интернациональные затраты труда. Если национальные издержки производства какого-либо товара, например, ниже, чем интернациональные, то данной стране выгодно продавать этот товар. Из разницы между национальными и интернациональными издержками различные страны извлекают определенную выгоду или проигрывают во внешнеэкономических связях.

Итак, мировые цены – это денежное выражение интернациональной стоимости товара, реализуемого на мировом рынке.

Цена на мировом рынке формируется на рыночной стоимости товара и мировом стандарте его качества.

Однако на практике закон стоимости на мировом рынке реализуется не в чистом виде. На цену товара воздействует множество факторов: внешнеторговые и валютные ограничения, политика транснациональных корпораций, курсы валют, биржевые спекуляции и др. Но и здесь закон стоимости как тенденция оказывает воздействие на международный обмен как определенный регулятор рыночной экономики.

Значение мировых цен заключается в том, что они являются гарантией стабильности на мировом рынке, а это приводит к его нормальному функционированию. При возникновении единичных возмущающих воздействий рынок будет реагировать относительно спокойно. В этом преимущество мирового рынка – он дает возможность прогнозировать ситуацию всем субъектам рынка.

Но необходимо учитывать, что объект торговли на мировом рынке не продукция всей страны, а лишь отдельные товары, пробивающие себе дорогу на международный рынок в результате успеха в острейшей конкуренции за снижение издержек производства и высокое качество экспортируемого товара.

Это обстоятельство обусловливает то, что важнейшим фактором, воздействующим на мировой рынок, становится конкурентная борьба, особенности которой рассмотрим далее.

 

3. Международная конкуренция и особенности ее проявления в современных условиях

 

Современная конкуренция как неотъемлемый атрибут мирового рынка характеризуется невиданной ранее масштабностью, динамизмом и остротой.

Масштабность конкуренции обусловлена:

· повсеместным ростом числа участников внешнеторговых операций, вовлекаемых в международный обмен под воздействием МРТ, международной специализации и кооперации в самых различных областях;

· интернационализацией хозяйственной жизни, как на уровне стран, так и на уровне предприятий;

· вовлечением в рыночную борьбу наряду с монополиями-гигантами средних, мелких и даже мельчайших фирм;

· присоединением новых стран кроме промышленно развитых (преимущественно НИС) к соперничеству на мировом рынке;

· активным участием правительств во внешнеэкономической деятельности.

Особый динамизм конкуренции придает НТР. Роль НТР в конкуренции заключается в следующем:

1). НТР выступает не только действенным средством конкурентной борьбы, но и ее мощным катализатором. Везде, где развертывается соперничество за снижение издержек производства и максимизацию прибыли, используются достижения НТР.

2). НТР оказывает активное и многоплановое воздействие на формирование условий конкурентной борьбы и средств ее ведения на всех уровнях мирохозяйственных отношений (между фирмами, странами, группами стран). Столь универсальное присутствие НТР объясняется ее непосредственной связью с процессом развития производительных сил, с материальной основой жизни современного общества.

3). Использование достижений НТР открывает широкие возможности для обновления товарной номенклатуры, для оперативного реагирования на изменения рыночного спроса, на удовлетворение растущих требований к качественным характеристикам изделий.

На этом последнем моменте остановимся подробнее.

Новизна сегодня стала одним из ключевых факторов конкурентоспособности. Речь идет главным образом о товарах рыночной новизны. Их можно разделить на такие группы:

1) товары, которые удовлетворяют совершенно новые потребности и тем самым формируют новые рынки – пионерные товары;

2) товары, которые удовлетворяют на более высоком качественном уровне уже известные потребности – усовершенствованные товары;

3) товары, которые позволяют значительно более широкому кругу покупателей потреблять ранее недоступные им товары – товары сниженных цен;

4) товары, быстро обновляющиеся под воздействием НТР, а именно: интегральные схемы, ЭВМ, компьютеры, коммуникационное электронное оборудование, аудио-видеоаппаратура, текстильное оборудование, целлюлозно-бумажное оборудование, железнодорожный подвижной состав, бытовое и промышленное электротехническое оборудование, авиадвигатели, химическое оборудование – товары научно-технического прогресса.

По оценкам специалистов, у компаний, успешно освоивших выпуск принципиально новых товаров, в течение 5-10 лет после их внедрения в производство темпы роста прибыли в 2 раза выше, чем у конкурентов, продолжавших выпуск традиционных товаров. Причем рыночный успех новых товаров может достигаться даже при сравнительно высоких ценах, имеющих в этом случае меньшее влияние на спрос, чем потребительские свойства товара (качество, новизна, надежность и т.п.). Это является убедительным аргументом в поддержку концепции возрастания роли неценовых форм конкуренции.

Сегодня ценовая конкуренция в значительной степени ограничена, однако сбрасывать ее со счетов было бы ошибочно. Мировая практика дает немало примеров снижения цен на товары. Но для товаропроизводителя это обычно невыгодно. Для него предпочтительнее сохранить цены неизменными, изменив потребительские параметры продукции.

В итоге значение цены, как центра, вокруг которого долгое время колебались потребительские предпочтения, относительно падает. Важную роль начинают играть неценовые параметры:

· качество;

· новизна;

· прогрессивность и надежность конструкции;

· соответствие международным стандартам;

· удобство эксплуатации;

· оформление;

· готовность к потреблению;

· легкость профессионального обучения;

· оперативность технического обслуживания и т.п.

Эти параметры формируют новую систему потребительских ценностей и образуют новые эпицентры конкурентной борьбы.

Именно такие товары становятся конкурентоспособными. А конкурентоспособные товары, как правило, производит конкурентоспособная фирма. А для такой фирмы нужны определенные условия, характеризуемые как конкурентоспособность ее страны. Это - неразрывная цепочка. При этом понятие «конкурентоспособность» определяется как «реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов».

Рассмотрим факторы конкурентоспособности страны.

Для определения конкурентоспособности страны используются около 340 показателей и более 100 оценок экспертов-экономистов. В целом их можно сгруппировать в 10 факторов:

1. Экономический потенциал и темпы роста экономики.

2. Эффективность промышленного производства.

3. Уровень развития науки и техники, темпы освоения научно-технических достижений.

4. Участие в МРТ.

5. Динамичность и емкость внутреннего рынка.

6. Гибкость финансовой системы.

7. Воздействие государственного регулирования экономики.

8. Уровень квалификации трудовых ресурсов.

9. Обеспеченность трудовыми ресурсами.

10. Социально-экономическая и внутриполитическая ситуация.

Традиционно высокой конкурентоспособностью обладают США, Япония, Германия, Швейцария. Это ведущие мировые экспортеры. Они способны глубоко понимать глобальную структуру мирового спроса, динамично на него реагировать, одновременно формируя его в нужном направлении. Их экономики в высшей степени хорошо адаптированы к эволюции мирового спроса, имеют оптимально выбранную национальную специализацию, могут умело избежать острой и бессмысленной конкуренции, переключившись на выпуск новых товаров или освоение новых рынков.

Таким образом, современной конкуренции присуще быстрое обновление ее форм и методов, усиление поиска новых конкурентоспособных товаров, новых рынков сбыта.

 







Date: 2016-05-15; view: 2532; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.092 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию