Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические аспекты финансирования учреждений образования





1.1 Роль и значение образования в социально-экономическом развитии общества

Ведущую роль в постиндустриальном обществе приобретают наука и образование, корпорации уступают свое главенство университетам, а бизнесмены — ученым и профессиональным специалистам.

Каждая ступень системы образования имеет свое значение в подготовке подрастающего поколения к жизни в постиндустриальном обществе. Но в современных условиях развития мировой цивилизации ключевая роль в обеспечении национальной безопасности принадлежит средней общеобразовательной школе. Средняя школа должна заложить основы гуманитарной, естественнонаучной и технологической культуры молодежи. Широта и уровень общего среднего образования определяют качество подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях. От общего образования молодежи зависит успешность развития страны в постиндустриальном мире.

Жизнь в постиндустриальном обществе существенно меняет требования, предъявляемые к профессиональному образованию. Его основной целью становится подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, который может не только применять на практике знания, умения и навыки, но и самостоятельно приобретать эти знания. Отсюда, мировоззренческая и воспитательная функции системы образования в настоящее время становятся определяющими.

Во-первых, современное общество все больше осознает необходимость формирования у молодежи нового целостного миропонимания и научного мировоззрения, которые были бы адекватны последним достижениям фундаментальной науки. Без этого человек не сможет ориентироваться во все более усложняющемся мире, не сможет понять причины и вероятные последствия многих глобальных процессов современности, верно осознать свое место и роль в дальнейшей эволюции природы и общества. Система образования все чаще воспринимается не только как важнейший фактор технологического и социально-экономического развития той или иной страны, но и как стратегический фактор выживания цивилизации в условиях ее глобального кризиса.

Во-вторых, одна из важнейших целей профессионального образования в постиндустриальном обществе состоит в том, чтобы своевременно подготовить молодежь к новым условиям жизни, которые несет с собой новый общественный уклад.

Таким образом, стремительное изменение окружающего нас мира и непредсказуемость будущего выдвигают образование в число центральных факторов социального развития, современный человек становится участником глобальных процессов. Перед системой образования ставится исключительно сложная задача — обеспечить постоянную адаптацию человека к изменениям в окружающем мире.

Трудовая подготовка молодежи — целостный и непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на подготовку к трудовому образу жизни, формирование практической и нравственно-психологической готовности к умственному и физическому труду. Трудовая подготовка становится непременным условием и средством интеграции общественных, научных и производственных сил общества; создания условий для совершенствования технологий обучения, обеспечивающих подготовку будущих тружеников с учетом требований рынка труда.

Рынок труда обязывает развивать в человеке такие интеллектуально-личностные качества, как открытость, гибкость, критичность ума, позволяющие на достаточно высоком уровне решать постоянно меняющиеся жизненные задачи. «Выживаемость» на рынке труда обусловлена способностью человека адекватно и критично оценивать собственный потенциал, готовностью к самообразованию.

От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики, промышленности, производства. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым оказывает воздействие на политическую сферу общественной жизни. Через культурно-воспитательную функцию образование оказывает влияние на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает условия и предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, сохраняет и передает культурное достояние общества из поколения в поколение.

Современное образование - это одно из средств решения важнейших проблем не только общества, но и отдельных индивидов. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целями государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

1.2 Правовые основы финансирования учреждений образования

Финансирование общего образования строится, как это и предусматривалось ранее, на нормативной основе. Статья 100 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает, что нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 3 части 1 ст. 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, с учетом:

- форм обучения,

- типа образовательной организации,

- сетевой формы реализации образовательных программ,

- образовательных технологий,

- специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья,

- обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам,

- обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся,

- а также с учетом иных предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся).

Все вышеперечисленное может повлиять на размер норматива, например, норматив может быть разным для разных форм обучения, от может отличаться в зависимости от используемых образовательных технологий, от категорий обучающихся и т.п.

В федеральный закон включены фактические гарантии уровня заработной платы педагогических работников и финансирования образования в зависимости от принятых политических решений, а также в сравнении с уровнем средней заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 100 нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с п. 3 части 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.

 

Этой же статьей установлена гарантия финансирования для малокомплектных и сельских учреждений. Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

Установлены также гарантии финансирования частных образовательных организаций. Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 3 части 1 ст. 8 настоящего Федерального закона. Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, рассчитываются с учетом нормативных затрат на оказание соответствующих государственных или муниципальных услуг в сфере образования.

 

Таким образом, закон предлагает достаточно вариативный и гибкий механизм формирования норматива затрат, а также вводит ряд гарантий в отношении размера этого норматива.

 

1.3 Источники финансирования системы образования

Как известно из Конституции Российской Федерации и конкретизирующего конституционные гарантии образовательного законодательства:

• все бесплатно должны обеспечиваться дошкольным воспитанием, общим средним образованием и начальным профессиональным образованием (по Конституции — средним профессиональным);

• бесплатным средним профессиональным образованием и высшим профессиональным образованием должны обеспечиваться те, кто прошел соответствующий конкурсный отбор на объявленных условиях.

Это исходные позиции, на которых должна базироваться система финансирования образования. Понятно, что бесплатным образование является для учащихся (их семей), но не для государства, которое и должно обеспечивать исполнение конституционных гарантий, оплачивая из государственных средств:

• труд учителей и преподавателей;

• обслуживание, ремонт, обеспечение теплом и энергией учебных помещения;

• строительство зданий;

• приобретение для учебного процесса пособий, приборов, оборудования и т. п.

Все это требует расходов, размеры которых определяются двумя основными группами факторов: 1) принятым порядком определения размеров средств, направляемых в систему образования, и распределения этих средств между образовательными учреждениями; 2) количественными параметрами системы образования (полезно вспомнить определение) и, соответственно, потребностью в средствах для обеспечения ее нормального функционирования.

Статья 15 Бюджетного кодекса РФ «Бюджет субъекта РФ» определяет источники финансирования образования. Основными источниками финансирования образования являются центральный (федеральный), региональный и местный бюджеты. Доля финансирования каждого уровня бюджета определяется типом образовательного учреждения.

Дополнительными источниками финансирования могут быть:

- средства предприятий, организаций, общественных объединений и фондов, иностранных государств и граждан, частных лиц, выступающих в качестве учредителей и соучредителей;

- собственные средства, в том числе валютные, от образовательной, консультативной, научно-исследовательской, издательской, производственной и другой деятельности, не запрещенной национальными законами;

- доходы от депозитных вкладов;

- средства, передаваемые безвозмездно предприятиями, организациями, общественными фондами, частными лицами и другими спонсорами;

- кредиты;

- другие источники, не противоречащие законодательству

По существующей российской практике источниками финансирования государственных высших учебных заведений является федеральный бюджет, среднего и профессионального образования – преимущественно бюджет субъекта федерации, дошкольного и дополнительного образования – бюджет муниципальный.

Соотношение расходов на образование в 2014 году

Общий взгляд

Date: 2016-05-15; view: 1421; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию