Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Христианский персонализм Н.А. Бердяева. Русский космизм. 4 page





Самым общим способом существования является дви­жение. Сегодня невозможно рассматривать какой-либо вид бытия, отвлекаясь от его изменения. Поэтому одним из фундаментальных принципов современного взгляда на мир является утверждение о неразрывности материи и движе­ния. Быть — это значит изменяться. И только благодаря изменению можно говорить о реальном существовании тех или иных объектов. Всякое изменение обнаруживает себя благодаря взаимодействию. Изменяться — это значит дей­ствовать на что-нибудь другое. Современная наука форму­лирует — каждая для своих объектов, или для своей формы реальности — единство движения, изменения и носителя этого движения. В настоящее время движение в научном познании понимается как изменение вообще, и поэтому движение и изменение — это тождественные понятия.

В современной науке и философии рассматриваются следующие основные свойства движения. Во-первых, движение неотделимо от материального носителя. Явля­ясь свойством материальных объектов, оно так же объек­тивно, как и они сами. Во-вторых, вся существующая ре­альность, все ее формы находятся в движении, изменении, т. е. движение универсально, или, как утверждал Герак­лит, — «все течет, все изменяется». В-третьих, движение противоречиво. Рассматривают три формы его противоре­чивости.

Первая — двигаться или изменяться — это значит быть и не быть одновременно, т. е. быть тем же самым и в то же время другим. Для механического движения это озна­чает быть в данном месте и в то же время в ином. Для современной квантовой механики — это закон существо­вания ее объектов. Движущаяся элементарная частица находится в данном месте и не находится в нем, находит­ся в одном месте и в то же время в другом. Совершенно аналогичными свойствами обладают биологические и со­циальные объекты.

Изменяющиеся объекты характеризуются вторым свой­ством, которое можно вывести из первого. Они одновре­менно находятся в покое и в движении. Но всякий покоя­щийся объект в действительности находится в постоянном изменении, как внешнем, так и внутреннем. Поэтому гово­рят, что движение, изменение — абсолютно, покой — от­носителен.

Единство покоя и движения конкретизируется в тре­тьей форме противоречивости движения: в соотношении устойчивости и изменчивости. Все вещи сохраняют свою определенность, поскольку они обладают устойчивостью, т. е. способностью противодействовать силам, которые стре­мятся изменить их. Но сама эта способность к устойчиво­сти основана на том, что здесь проявляется внутреннее движение, энергия.

Попытки классифицировать формы движения реальности всегда де­лались в рамках философии. Прогресс науки в XIX в. по­зволил сформулировать основные принципы классифика­ции форм движения, которые целиком опирались на ре­зультаты современного научного познания. Первый принцип классификации — это построение их системы от простого к сложному. Второй — это принцип развития, т. е. отра­жение последовательности развития форм реальности в до­ступной нам части Вселенной. Третий принцип — генети­ческого основания: каждая последующая форма реальности должна порождаться уже существующими формами реаль­ности. Четвертый принцип — принцип актуального основа­ния: каждая форма реальности должна основываться на других, уже существующих формах реальности, без кото­рых она не может существовать.

Философию всегда особенно интересовали те виды движения, где наблюдалась смена каче­ства предмета, т.е. изменение его основных свойств. Пока такие свойства сохраняются, предмет остается самим собой. Однако в процессе изменения предмета качество может не только утрачи­ваться, но и приобретаться. Сме­на качества может быть как обратимой (вода — лед — вода), так и необратимой (ребенок — взрослый). Последний вид изменений на­зывается развитием.

Итак, развитие — это необратимое качественное изменение. При­нято считать, что оно бывает прогрессивным, т.е. протекающим с на­растанием сложности и упорядоченности объекта, и регрессивным, означающим деградацию объекта, его распад, гибель и пр.

Философскую проблему, порожденную осознанием существова­ния такого вида движения, можно сформулировать в двух вопросах:

(1)насколько общими являются процессы развития и можно ли
применить эту категорию к миру в целом?

(2)если да, то не связаны ли между собой генетически (т.е. по про­исхождению) различные виды бытия?

Процессы раз­вития - это все­общие характеристики материального мира на всех его уровнях. Фундаментальность такого обобщения и необходимость его защи­щать послужили основой оформления особого философского уче­ния о развитии — диалектики.


Если движение представляет собой общий способ суще­ствования материального мира, то пространство и время являются общими формами его существования.

Пространство — это мера бытия, покоя, устойчивости в движении. Различные явления всегда существуют в про­странстве или сосуществуют одно подле другого.

Время — это мера изменчивости, устойчивости или не­устойчивости в движении. Время представляет собой по­следовательную смену состояний предмета действительно­сти, смену событий.

Пространство и время неразрывно связаны между собой и обладают следующими свойствами: они неотделимы от своего материального носителя, нет и не может быть пространства и времени самих по себе — вне и до своего носителя; они объективны; универсальны; противоречивы (одновременно конечны и бесконечны, абсолютны и относительны). Частные свойства пространства и времени определяются характеристиками тех материальных объектов) формой которых они являются.

В классической науке пространство и время рассматри­вались как независимые друг от друга и от тех процессов, которые в них происходят. Благодаря созданию теории относительности было выяснено, что в действительности пространство и время — это стороны одного и того же явления. Поэтому было введено понятие «пространственно-временного континуума». Оказалось, что пространство и время определяются теми процессами, событиями, кото­рые в них возникают и существуют. Поэтому самое простое представление о реальности — это представление о том, что мир есть множество событий, или континуум, который имеет четыре измерения: три из них пространственные, а четвертое — время. Хотя время — это такая же координа­та, как и любая из трех пространственных, но все же она характеризует континуум с точки зрения направленности его изменений, в то время как пространственные координаты характеризуют сосуществование его событий.

Поскольку континуум образует единое целое, то нельзя говорить о времени и пространстве, а следует говорить пространстве-времени. Всякая попытка измерять отдель­но пространство и время имеет смысл лишь тогда, когда мы имеем дело с макровеличинами. Как в микро-, так и в мегамирах разделение на пространство и время и сохра­нение этого разделения ведет к неверному пониманию; реальности. В зависимости от распределения вещества и энергии изменяются характеристики пространственно-вре­менного континуума. Астрономические наблюдения за по­следние пятнадцать лет показали, что пространство в окружающем нас мире не изотропно, — это подрывает исходные принципы теории относительности и ограничивает; применимость понятия «пространственно-временной континуум» в том смысле, как оно трактуется в теории отно­сительности.

Все же в настоящее время пространственно-временной континуум остается наиболее общим представлением от­носительно пространства и времени. Рассмотрение про­странственно-временного континуума в космологических моделях, и особенно в модели «Большого взрыва», приве­ло к принципиально новым идеям относительно мерности пространства и времени. Так, оказалось, что в некоторых моделях «Большого взрыва» пространство оказывается не трехмерным, а десятимерным и лишь затем при переходе к привычным для нас пространственно-временным отно­шениям, с точки зрения их масштаба, семь координат сворачиваются в точки, и пространство становится трех­мерным. Более того, выяснилось, что процесс возникно­вения нашей части Вселенной предполагает возникнове­ние и самых известных нам физических законов, таких как законы тяготения, законы электромагнитных взаи­модействий, а также слабых и сильных взаимодействий. Этих законов до момента «Большого взрыва» не суще­ствует, потому что нет самих соответствующих взаимо­действий. Предполагается, что существует лишь некото­рая «Суперсила», которая порождает известные нам фи­зические взаимодействия.


Как следует из взаимосвязи пространства и времени со спецификой той реальности, которая существует и вза­имодействует в них, качественное и количественное раз­личия даже в одной и той же реальности могут суще­ственно менять свойства пространства и времени. При переходе к пространственно-временным отноше­ниям в живой природе, а затем в социальных системах обнаруживается специфика этих отношений. И хотя со­временная наука еще не сформулировала общих законов пространственно-временных отношений для биологичес­ких и социальных систем, их некоторые частные случаи изучены. Так, например, интенсивно изучается я осмыс­ливается информационный аспект пространственно-вре­менных отношений в живой природе и обществе. Инфор­мационное пространство рассматривается как фрагмент реального физического пространства, в пределах которого субъекты создают, преобразуют и потребляют информа­цию. Выдвигается мнение о наличии «мерности» инфор­мационного пространства.

 

 







Date: 2016-05-15; view: 304; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию