Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ





1. Ознакомьтесь с целями современного российского образования, которые сформулированы в нормативных документах, и определите цели обучения школьников по предмету Вашей специальности (химии, биологии, географии и т. д.).

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

2. Приведите примеры педагогических приёмов, помогающих учащимся самостоятельно ставить цели учебной деятельности и определять конкретные учебные задачи.

· записывать цель и задачи урока на доске и отмечать выполнение каждой из них по ходу урока;

· усиливать личную ответственность за выполнение заданий;

· обеспечивать практическое использование учащимися знаний;

· предоставлять свободу выбора задания;

· стимулировать опережение объяснений педагога и самостоятельное знакомство с материалом.

3. Приведите примеры корректных формулировок целей уроков по Вашей специальности обучения:

Тема урока: «Москва – столица России»

в познавательной (когнитивной) области - сформировать представление об экономико-географическом положении Москвы, главных направлениях хозяйственного развития города, основных функциях Москвы;

в эмоционально-ценностной (аффективной) области - формировать национальное самосознание, гордость за Отечество

в психомоторной (двигательной) области – развивать умения показывать на карте Московскую городскую агломерацию; объяснять влияние Москвы на политическую, экономическую, культурную жизнь страны; развивать умение работать с дополнительной литературой, составлять схемы, навыки географических исследований, интерес к изучаемому предмету, творческие способности учащихся;

1) когнитивная (познавательная) область (основные категории учебных целей -- знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка);

2) аффективная (эмоционально-ценностная) область (основные категории учебных целей -- восприятие, реагирование, усвоение ценностной ориентации, организация ценностной ориентации, распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность);

3) психомоторная область (основные категории учебных целей связаны с формированием двигательной (моторики), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации; развитие навыков письма, речевых навыков, цели в рамках физического воспитания и трудового обучения).

4. Приведите примеры формулировок целей урока по предмету Вашей специальности обучения, ориентируясь на различные уровни результатов обучения в зависимости от вида деятельности:

- формирование системы знаний о Земле как планете людей;
- обеспечение глубокого понимания целостности и неоднородности территорий на поверхности Земли;
- формирование системы знаний об основных этапах освоения Земли;
- обучение выявлению особенностей природы и хозяйственной деятельности людей в различных регионах и странах мира;
- формирование системы знаний о разнообразии культуры, особенностях быта и жизнедеятельности населения, относящегося к различным народам;
- овладение навыками использования различных приборов и инструментов (в том числе электронных) для решения учебных и прикладных задач;
- формирование умений давать качественные и количественные характеристики компонентов географической среды;
- овладение навыками использовать карту как язык международного общения и как средство изучения географических процессов и явлений;
- овладение навыками презентации своей деятельности по решению учебных и прикладных задач;
- овладение приемами обеспечения собственной безопасности и правилами поведения при возникновении различных видов стихийных природных явлений.

Тема 3 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Заполните таблицу. Охарактеризуйте основные теории содержания образования и укажите их авторов.

 

 
Название теории Ученые Характеристика теории  
Теория материального образования Г. Спенсер (1820-1903) нужно вооружать учащихся преимущественно естественно-научными знаниями, а в Качестве критерия для отбора образовательного материала должна быть степень его пригодности для жизни, для непосредственной практической деятельности учащихся в будущем.  
Теория формального образования Локк (XVII в.), Песталоцци, Кант и Гербарт (XVIII-XIX вв.) важнейшую задачу образования они видели не столько в овладении учащимися фактическими знаниями, сколько в развитии их ума, т.е. способностей к анализу, синтезу, логическому мышлению  
Теория дидактического прагматизма (утилитаризма) Джон Дьюи (1859-1952), Уильям Килпатрик организацию деятельности детей по разрешению практических задач, взятых из повседневной жизни. Основными постулатами этой теории выступали следующие: «Заранее составленные учебные курсы не нужны»; «Материал обучения нужно брать из опыта ребенка»; «Ребенок должен определять как качество, так и количество обучения»; «Обучение посредством делания - основной метод в школе».  
       

2. Назовите компоненты содержания образования, представленные в концепции И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина:

1. Культурологическая концепция теории содержания образования, которая включает представления о:

· социальном опыте человечества как источнике содержания образования;

· уровнях формирования содержания: допредметном, учебного предмета, учебного материала, образовательной практики;

· структурных элементах содержания образования:

- опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов (знаний);

- опыта осуществления известных способов деятельности в форме умений действовать по образцу;

- опыта творческой деятельности в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;

- опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений;

2. Теория учебного предмета, который является средством реализации содержания образования с помощью педагогического инструментария. Он представляет собой

целостность, включающую два блока: подлежащую усвоению часть содержания образования и средства для ее усвоения, для развития и воспитания учащихся. Разработана классификация учебных предметов на основе ведущего компонента. Рассмотрена сущность учебного предмета, его функции; специфика и значение для решения общих задач школы и образовательной программы; пути развертывания материала по ступеням обучения; цели и ценности учебного предмета; методическая система и средства достижения целей; основания отбора содержания учебного предмета, общей логики и последовательности его изучения; типология аспектных проблем, выступающая критерием конструирования содержания; соотношение науки и учебного предмета;

3. Концепция учебника: определены функции учебника, структура, содержательное оформление, способы отбора и представления материала, требования к изложению

текста, содержанию, логическим связям внутри параграфов и учебника в целом, аппарату усвоения;

4. Теория методов обучения, методов и средств активизации познавательной деятельности школьников, развития их творческого потенциала. Разработаны типологии методов обучения, основывающиеся на деятельности субъектов учебного процесса - учителя и ученика, характере изучаемого материала, задачах развития учащихся и т.д. Созданы и нашли свое место в практике образования методы проблемного обучения, эвристического, программированного, продуктивного и другие. Определены требования к уроку, соотносимые с его целями, задачами, формами организации. Изучены качества знаний учащихся (полнота, глубина, систематичность, системность, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, развёрнутость, свёрнутость, осознанность, прочность и другие). Рассмотрена структура и содержание системы учебных заданий, соотносимая с эффективностью решения дидактических задач, деятельностью учителя и учеников, определены критерии сложности и трудности заданий на разных уровням усвоения учебного материала. Изучены вопросы дифференциации образования по различным основаниям.

3. Охарактеризуйте принципы и критерии отбора содержания образования:

· Принцип соответствия социальному заказу. Согласно этому принципу в содержание образования должны входить не только современные знания, умения и навыки. Должны учитываться и возможности выбранного индивидом содержания образования. Благодаря этому человек достигает всестороннего развития и роста личности.

· Принцип обеспечения научной и практической значимости учебного материала. В соответствии с этим принципом знания, включаемые в содержание обучения, должны совпадать с новейшими достижениям той или иной науки. Более того, важна и практическая значимость получаемых знаний. Другими словами, теория и практика должны быть едины.

· Принцип учета реальных возможностей того или иного процесса обучения. Иными словами, при выборе содержания обучения важны его методы, средства, формы, технологии. Имеют также значение и уровни усвоения, определяющие тот или иной процесс обучения в школе.

· Принцип обеспечения единства содержания образования с позиций всех учебных предметов. В соответствии с этим принципом составляющие содержания образования должны быть тесно взаимосвязаны, уравновешены и пропорциональны. Учебный материал не должен дублироваться в других предметах.

· Принцип гуманизации. Согласно этому принципу содержание образования направляется на воспитание в человеке гуманитарной культуры, культуры знаний, творческой деятельности, свободного выбора профессии в соответствии с творческими возможностями и способностями.

При выборе содержания образования нужно руководствоваться не только принципами, но и специальными критериями. Рассмотрим некоторые из них, предложенные отечественным дидактом Ю. К. Бабанским, более подробно.

· Критерий целостного отражения задач формирования всесторонне развитой личности дает возможность проверить, были ли применены в учебной программе по предмету все необходимые теории, законы, понятия, методы, которые дают возможность целостного представления той или иной науки. Этот критерий позволяет определить, применялись ли на практике базовые виды деятельности, обеспечивающие развитие и воспитание личности и совершенствование ее познавательных интересов.

· Критерий научной и практической значимости содержания образования, согласно которому в любой учебной программе должны применяться только самые универсальные и информативные элементы знания, необходимые для раскрытия смысла основных теорий, законов науки и ее методов.

· Критерий соответствия сложности содержания реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста дает возможность проверить знания учащихся с помощью контрольных срезов, анализа результатов вступительных экзаменов. При этом у учеников не должно быть повышенной утомляемости во время полного усвоения ими учебного материала за определенное время.

· Критерий соответствия объема содержания времени изучения данного предмета используется во время лабораторного эксперимента. Проводятся контрольные срезы на качество усвоения учебного материала. Причем их время и объем строго ограничены.

· Критерий соответствия содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы. К примеру, чтобы ввести в учебный процесс новые лабораторные работы, необходимо прежде позаботиться о наличии необходимого оборудования.

4. Перечислите нормативные документы, отражающие содержание образования:

· Государственный образовательный стандарт - нормативный документ, в котором определен образовательный минимум (что должен знать и уметь выпускник) для каждой ступени образования;

· Учебный план - документ, который устанавливает состав учебных предметов, изучаемых в данном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, общий объем отводимого на их изучение времени;

· Учебная программа - нормативный документ фиксирующий содержание образования на уровне учебного предмета, в котором кратко изложено систематизированное содержание, объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися;

· Учебник - важнейшее дидактическое средство, книга для учащихся, в которой излагаются основы научных знаний по определенному учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установленными программой данного учебного предмета, и требованиями дидактики.

5. Назовите функции школьного учебника и отметьте, чем он отличается от книги

для чтения, от научно-популярных изданий, от научной и справочной литературы.

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации для всех школ страны.

Функции школьного учебника:

1. Информационная функция призвана обеспечить детей необходимой и достаточной информацией, формирующей мировоззрение детей, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира. Реализация этой функции связана с ориентацией его на требования, предъявляемые к учебным программам: полное и конкретное изложение обязательных знаний, ведущих и вспомогательных знаний, дополнительной информации.

2. Трансформационная функция связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптируется в соответствии с дидактическими принципами научности, систематичности и последовательности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с жизнью, с практикой. Одним из важнейших направлений адаптации учебного материала является также оптимальная активизация учения школьников путем введения проблемности, эмоциональной выразительности.

3. Систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета.

4. Функция закрепления и самоконтроля связана с предоставлением возможности повторного изучения материала, а формирование у учащихся прочных знаний может служить фундаментом при их дальнейшем пополнении в процессе самообразования.

5. Интегрирующая функция состоит в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук. Эта функция представлена еще и тем, что в содержание учебного предмета входят основы наук, а не сами науки.

6. Координирующая функция заключается в привлечении в процессе работы над учебным материалом разнообразных средств обучения (справочники, задачники, карты, иллюстрации, фильмы, учебные пособия и т.п.).

7. Воспитательно-развивающая функция учебника состоит в духовно-ценностном влиянии его содержания на учащихся.

Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и внетекстовые, вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки и инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели.

Учебный текст (в отличие от текста справочника) служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования о нем. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать семантические метафоры, языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго нормированном научном языке.

Учебники содержат изложение основ наук и одновременно организуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению учебного материала. Другими словами, они учат учиться. В этой связи к учебнику предъявляются требования, не только касающиеся построения учебных текстов. Это требования дидактические, психологические, эстетические, гигиенические. Учебник должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, оснащенным основным фактическим материалом. Он должен содержать изложение подлинной науки и одновременно быть доступным для учащихся, учитывать ценности их интересов, восприятия, мышления, памяти, развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности.

Учебник отражает в единстве логику науки, логику учебной программы и логику развития личности. Хороший учебник информативен, энциклопедичен, связывает учебный материал с дополнительной и смежной литературой, побуждает к самообразованию и творчеству.

Формулировки основных положений, выводов должны отливаться предельной ясностью и четкостью. Особое значение имеет не только доступность, но и проблемность изложения, возможность учебника пробуждать познавательный интерес учащихся и заставлять их думать

Учебник должен быть в меру красочен, снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.

6. Приведите убедительные примеры личностно-ориентированного содержания образования в школьных курсах по Вашей специальности обучения, раскройте личностный смысл изучения подростком некоторых тем (по Вашему выбору).

Личностный подход в учебно-воспитательном процессе ставит ближайшей целью задачу овладения обучающимися комплексом знаний, навыков, умений, выработки качеств личности, обеспечивающих успешное выполнение задач профессиональной деятельности и комфортное существование в условиях информационного общества.

Под личностной направленностью процесса формирования ценностных ориентаций подростков мы понимаем личностный подход в формировании ценностных ориентаций обучающихся с учетом индивидуальных особенностей качеств личности каждого школьника в процессе обучения и воспитания. Учитывая индивидуальные личностные качества каждого школьника, учитель способен в рамках каждого урока развивать эти качества, постепенно формируя группы ценностей - ценностные ориентации. Таким образом, формирование ценностных ориентаций можно представить в виде последовательной схемы: личностные качества > ценности > ценностные ориентации.

Развитие личностных качеств школьников посредством учебной деятельности возможно при правильно подобранных учителем методов обучения и воспитания, а также активных методических приемов. Содержание, методы и приемы личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть эти качества и помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Главным на таких занятиях становится приобретение знаний через выявление заинтересованности обучающихся в изучаемом материале, включение их в сотрудничество, активный поиск информации, личностного смысла. Формирование качеств и ценностных ориентаций школьников на таких уроках носит деятельностно-творческий характер, направлено на предоставление школьнику необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения. В центре такого образования - личность ребенка, который должен реализовать свои возможности.

Личностная направленность учебной деятельности позволит учителю пробудить интерес, раскрыть возможности, организовать совместную познавательную, творческую деятельность обучающихся. Учитель становится наставником, соучастником учебно-воспитательного процесса, построенного на диалоге между ним и обучающимся. Личностная направленность учебной деятельности обеспечит личностную направленность в формировании ценностных ориентаций школьников.

В настоящее время в связи с разработкой новых общеобразовательных стандартов общего образования (стандарты второго поколения) осуществляется совершенствование преподавания экономики, в том числе и региональной. Это в свою очередь позволяет шире реализовать воспитательный потенциал изучаемого материала - формирование ценностных ориентаций школьников, воспитание патриотических чувств к своей Родине, ныне особенно востребованных современным российским обществом.

В основу преподавания курса «Региональная экономика» положена педагогическая модель процесса формирования ценностных ориентаций подростков при изучении курса.

Основной целью курса является формирование у обучающихся целостного представления о территориях регионов Российской Федерации, особенностях их географического положения и освоения, природно-ресурсном и хозяйственном потенциале.

Основными задачами представленного курса являются:

· Показать особенности географического положения, истории исследования, заселения и хозяйственного освоения регионов РФ.

· Оценить природно-ресурсный и хозяйственный потенциал регионов, их ландшафтное разнообразие.

· Охарактеризовать историко-культурные и природные достопримечательности регионов как объекты рекреационной деятельности.

· Дать характеристику населения регионов, выявить современные демографические проблемы и возможные пути их решения.

· Дать характеристику хозяйств, определить пути их модернизации и перспективы развития регионов.

· Рассмотреть внутрирегиональные различия и связанные с ними проблемы регионов.

На основе раскрытия содержания учебного материала шире использовать возможности курса в формировании ценностных ориентаций обучающихся, таких как активная деятельная жизнь, познание своей Родины (возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуального развития), активность нравственной позиции (уважение к людям, стремление к нравственному самовоспитанию), творческая активность (стремление к улучшению процесса работы, к новому), красота природы (переживание прекрасного в природе).

 

Date: 2016-05-13; view: 962; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию