Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности личности и 3 pageболее успешных встречаются лица с преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу. При сопоставлении этого факта с другими, в частности с тем, что при физи- ческом утомлении баланс сдвигается в сторону торможения, а при ограничении дви- гательной активности (например, у школьников в течение учебного года) баланс сдви- гается в сторону возбуждения, было высказано предположение, что «внутренний» баланс отражает потребность человека в двигательной активности. Если преобладает возбуждение по этому балансу, то потребность в активности и сама активность высо- кие, если же преобладает торможение, то потребность и активность низкие. Прове- денные Н. П. Фетискиным (1979) и Е. А. Сидоровым (1981) исследования подтвер- дили это. По данным первого, дневная двигательная активность студентов с преобла- данием возбуждения по «внутреннему» балансу была в два с лишним раза выше, чем у лиц с преобладанием торможения. По данным второго, высокоактивные на уроках физкультуры школьники имели, как правило, сильную нервную систему и преобла- дание возбуждения по «внутреннему» балансу. Таким образом, связь «внутреннего» баланса с двигательной активностью не вызывает сомнений. Однако возникает воп- рос, а обладают ли лица с высокой моторной активностью высокой активностью и в интеллектуальной деятельности? Чтобы выяснить этот вопрос, г. А. Машарова (неопубликованные данные) обсле- довала интеллектуально активных людей (которые признавались таковыми компе- тентными экспертами, хорошо знавшими этих людей на протяжении нескольких лет). Было выявлено, что в абсолютном большинстве случаев (в 75 %) имели преоблада- ние возбуждения по «внутреннему» балансу. Таким образом, предположение В. Д. Не- былицына начинает оправдываться, хотя окончательный вывод делать еще рано. В ряде работ показаны связи типологических особенностей проявления свойств нервной системы со свойствами личности (по Р. Кеттелу). Г. Б. Суворов (1981) на двух выборках с крайними проявлениями свойств нервной си- стемы выявил, что лица с сильной нервной системой имеют более высокие значения по факторам: С - высокое самообладание, G - упорство, ответственность, Q,,, - хорошая кон- тролируемость эмоций и поведения, F-сдержанность, Q - уверенность в себе, Q, - низ- кая тревожность. Лица со слабой нервной системой имеют противоположные свойства: низкое самообладание; импульсивность, беспечность; слабую настойчивость; выраженное чувство вины; плохую контролируемость эмоций и поведения, высокую мотивацию, тре- вожность. Лицам с подвижностью возбуждения присущи, по данным того же автора, склонность к сомнениям, подозрительность (фактор L), ориентация на внешнюю реальность (фак- тор М), а лицам с инертностью возбуждения - доверчивость и погруженность в себя. Лицам с подвижностью торможения присущи слабая настойчивость (фактор G), склон- ность к сомнениям, подозрительность (фактор L), погруженность в себя (фактор М). спокойность, уверенность (фактор Q), критическая настроенность (фактор Q,), плохая контролируемость эмоций и поведения. Сопоставление этих характеристик приводит к выводу о слабости волевой сферы лиц с подвижностью торможения, что подтверждается и данными Н. Д. Скрябина (1972), нашедшего, что в типологический комплекс трусливо- сти входит именно подвижность торможения. Лицам с инертностью торможения свой- ственны такие качества, как упорство, ответственность, доверчивость, ориентация на вне- шнюю реальность, чувство вины, консерватизм, хорошая контролируемость эмоций и по- ведения. Для лиц с преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу характерны открытость (фактор А), самоуверенность (фактор Е), а для лиц с преобладанием торможения по этому балансу — замкнутость, критическая настроенность, зависимость. Лица с преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу имеют высокое само- обладание (фактор С), упрямство, самоуверенность (фактор Ј), социальную смелость (фак- тор Я), социальную открытость (вторичный фактор (2,,). Лицам с преобладанием тормо- жения по этому балансу более характерны замкнутость, критическая настроенность, низ- кое самообладание, застенчивость и конформность, робость, заторможенность в межличностных контактах. В. А. Сальников (1987) нашел, что фактор G (упорство, ответственность) выражен боль-, ше у лиц с инертностью возбуждения и преобладанием возбуждения по «внешнему» и «внутреннему» балансам, фактор Q,,, (хорошая контролируемость эмоций и поведения) — у лиц с инертностью возбуждения и торможения, факторJ (зависимость, подчиненность) — у лиц со слабой нервной системой. Таким образом, связь свойств личности с различными типологическими особенностя- ми свойств нервной системы не вызывает сомнения, хотя интерпретация некоторых фак- торов у Р. Кеттела расплывчата, а порой и противоречива. А. Г. Пинчуков (1976) сопоставил некоторые характеристики школьников, данные им учителями, с типологическими особенностями свойств нервной системы. Усидчивостью чаще отличались учащиеся с преобладанием торможения по «внутреннему» балансу, т. е. с малой потребностью в двигательной активности; напротив, среди неусидчивых чаще встречались лица с преобладанием возбуждения по этому балансу. Аккуратность более присуща школьникам с инертностью нервных процессов (особенно торможения), а сдер- жанность — с инертностью нервных процессов и с преобладанием торможения по «внешне- му» и «внутреннему» балансам (свойство силы нервной системы автором не изучалось). По данным Нгуен Ки Тыонга (2000), многие личностные особенности связаны с типо- логическими особенностями проявления свойств нервной системы. Субъекты, *зависи- мые» от внешних воздействий при принятии решений, чаще имеют слабую нервную си- стему, подвижность возбуждения и сдвиг «внутреннего» баланса в сторону торможения. У лиц, склонных к риску, чаще отмечается сильная нервная система и преобладание воз- буждения по «внешнему» балансу. Лица с сильной направленностью на процесс деятель- ности, а не на ее результат, чаще характеризуются слабой нервной системой, инертностью возбуждения, преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу, т. е. тремя из четы- рех признаков монотоноустойчивости. Монотонофильный типологический комплекс при- сущ и лицам, склонным к избеганию борьбы. Кроме того, входящие в этот комплекс слабая нервная система и преобладание торможения по «внешнему» балансу входят в комплекс боязливости. Этот комплекс отчетливо выражен и у лиц с застенчивостью. Очевидно, еще и поэтому данные лица склонны избегать борьбы. У субъектов с высокой самооценкой настойчивости более выражен типологический комплекс терпеливости, т. е. сильная нерв- ная система, преобладание торможения по «внешнему» балансу, инертность возбуждения. Лица с сильной выраженностью к лидерству характеризуются более сильной нервной си- стемой и подвижностью возбуждения. Рассматривая эти связи, не стоит, конечно, их понимать так, что у каждого челове- ка, обладающего той или иной личностной особенностью, непременно имеются соот- ветствующие ей типологические особенности. Выявленные связи показывают лишь тенденцию, присущую некоторой общности людей данного возраста (в данном слу- чае — молодым, в возрасте 18-20 лет). Контрольные вопросы \ Б каких личностных особенностях проявляются свойства нервной системы? 2. Оправдались ли представления В. Д. Небылицынао наличии такого свойства тем- перамента, как активность; и в чем? 3. Почему у одного и того же человека не могут быть одинаково хорошо выражены все способности? 4. Что означает, с позиции генезиса, обусловленность волевых качеств типологиче- скими особенностями проявления свойств нервной системы? 5. Почему разные люди на один и тот же фактор реагируют разными состояниями? 6. Почему у лиц со слабой нервной системой позже появляются состояния моното- нии и утомления? 7. Может ли быть одинаковая выносливость у лиц с сильной и слабой нервной сис- темой? 8. Как следует использовать похвалу и порицание при индивидуальном подходе к субъектам?
Глава 8 СТИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РУКОВОДСТВА I в этой главе рассматриваются общетеоретические вопросы сти - ля деятельности, включая и стиль руководства. Из нее читатель узнает, что такое стиль деятельности, какие его разновидности существуют, чем они обусловлены, как формируются, как влияет стиль деятельности на ее эффективность, что npoucxoi- дит, если стиль деятельности формируется без учета психофизиологического склада человека. Далее пойдет речь о стилях руководства, их видах, факторах, влияющих на склонность человека к выбору того или иного стиля руководства, о том, как восприни- маются различные стили руководства подчиненными. 8.1. СТИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОНЯТИЕ О СТИЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Под стилем деятельности понимается система наиболее эффек- тивных приемов и способов организации своей деятельности, некоторая устойчивая система особенностей деятельности и поведения. Систематическими исследованиями стилей деятельности занимались В. С. Мер- лин с сотрудниками, и прежде всего Е. А. Климов. По Е. А. Климову (1969), проявле- ние стиля деятельности многообразно: это и практические способы действия, и прие- мы организации психической деятельности, и особенности реакций и психических процессов. «Вообще говоря, под индивидуальным стилем следовало бы понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности», — пишет Е. А. Климов (с. 47). Польский психолог Я. Стреляу (1982) тоже характеризует разные стили деятельно- сти соотношением разных действий (преобладанием в деятельности главных или вспо- могательных действий, дискретных или непрерывных, разнородных или однородных). Следовательно, и у этого автора стиль — это совокупность разных действий, их си- стема. Следует подчеркнуть, что речь идет именно о системе способов, а не об отдельных способах, предпочитаемых человеком. Сказанное, однако, не отрицает существования наряду со стилем деятельности и стиля действий. Говорят, например, о стиле живописи (имея в виду технику письма), о стиле (способе) прыжков в высоту и т. д. При этом важно подчеркнуть, что стиль деятельности и стиль действия могут быть независимыми друг от друга и отражать разные характеристики деятельности: первый отражает тактику осуществления дея- тельности (это особенно отчетливо видно при изучении стилей спортивной деятель- ности, где во многих случаях индивидуальная тактика на соревнованиях того или иного спортсмена может целиком зависеть от стиля деятельности, присущего этому спортсмену), второй — технику ее осуществления. Об относительной самостоятельности этих двух групп стилей говорит и тот факт, что одни и те же стили деятельности встречаются у представителей разных профес- сий и видов спорта, выполняющих существенно различные действия. Таким обра- зом, стиль действия характеризует выполнение одного и того же действия разными людьми различными способами, а стиль деятельности характеризует разные комби- нации разных действий, некоторые из них разные люди могут выполнять и одинако- выми способами. Например, все борцы овладевают, в принципе, одинаковыми техни- ко-тактическими приемами, но борцы атакующего стиля чаще используют атакую- щие приемы, а защитного стиля — защитные. Тот факт, что одинаковые стили в разных видах деятельности связаны с одними и теми же типологическими особенностями, позволяет думать, что многие стили дея- тельности отражают стиль поведения, который проявляется в деятельности, но не зависит от ее содержания. Поэтому жесткое противопоставление В. С. Мерлиным стиля деятельности стилю личности (если под последним понимать особенности по- ведения) вряд ли оправдано. Осторожный стиль поведения будет проявляться у трус- ливого в любой деятельности. Факторы, влияющие на выбор стиля деятельности. Особенность подхода перм- ской психологической школы состоит в увязывании стилей деятельности со свой- ствами нервной системы. Отсюда и длинное название: типологически обусловлен- ный индивидуальный стиль деятельности. По Е. А. Климову, типологические особен- ности свойств нервной системы являются «ядром» стиля. Действительно, во многих работах показано, что склонность к тому или иному стилю деятельности определяет- ся как отдельными типологическими особенностями, так и их сочетанием. Именно типологически обусловленная склонность к тому или иному способу осуществления деятельности является первым толчком к стихийному формированию стиля. До недавнего времени типологические особенности свойств нервной системы рас- сматривались как единственные детерминанты стиля деятельности. Однако в послед- ние годы, когда стали широко изучаться стили спортивной деятельности, стало оче- видным, что в двигательной деятельности формирование стиля происходит под вли- янием целого комплекса факторов, и не только психологических. Е. А. Климов подчеркивает, что стиль деятельности связан со многими особенностями личности, а не только с типологическими особенностями свойств нервной системы. В. С. Мер- лин также отмечает, что индивидуальный стиль деятельности определяется всеми иерархическими уровнями индивидуальности. В частности, во многих исследовани- ях показана связь стилей с тревожностью и волевыми качествами. Имеются исследо- вания, в которых показана связь стилей спортивной деятельности с теми морфофун- кциональными особенностями спортсмена, которые помогают проявлению либо ско- ростно-силовых качеств, либо выносливости. В зависимости же от развитости этих качеств, спортсмены выбирают тот или иной стиль (например, в велосипедных гон- ках). Поэтому словосочетание «типологически обусловленный индивидуальный стиль деятельности» целесообразно употреблять не во всех случаях, а только в тех, когда изучается типологическая обусловленность стиля. Надо иметь в виду, что стиль дея- тельности может формироваться и вопреки имеющимся у человека типологическим особенностям (когда стиль навязывается или когда формируется под влиянием под- ражания кому-либо). Кстати, выяснение вопроса — чем обусловлен стиль деятельности приводит и к другому вопросу: какие стили изучают психологи — индивидуальные или типические? Утвердившееся в психологической литературе словосочетание «индивидуальный стиль деятельности» предполагает, чтобы под ним понималась индивидуально-свое- образная система способов, к которым прибегает человек, осуществляя деятельность. В действительности же изучаются стили, присущие не индивидуальности, а группе людей со сходными типологическими особенностями (стиль подвижных или инерт- ных, слабых по силе нервной системы или сильных и т. д.). И формирование такого стиля у обучающихся отражает применение к ним не принципа индивидуализации, а дифференцированного группового подхода. Поэтому правильнее говорить не об индивидуальном стиле (в тех случаях, когда изучаются типовые стили), а о типиче- ских стилях, присущих многим, а не одному человеку как индивидуальности. Индиви- дуальность же скорее реализуется через стили действий, отражающих своеобразную, а порой и неповторимую манеру выполнения той или иной деятельности через свое- образную технику письма, рисования, игры на музыкальном инструменте и т. д. Виды стилей деятельности. Все виды стилей деятельности можно разделить на подготовительные и исполнительские. Первые связаны с подготовкой к деятельно- сти, вторые — с ее исполнением. В лаборатории В. С. Мерлина был выявлен стиль, отражающий своеобразие соот- ношений между ориентировочной и исполнительной фазами деятельности (Л. А. Ко- пытова, 1964; Е. А. Климов, 1969; А. И. Сухарева, 1967; А. К. Байметов, 1967). Стиль деятельности, связанный с тщательным сбором информации, ее систематизацией, с тщательным планированием деятельности на основе собранной информации, с обо- собленностью и большой продолжительностью подготовительных действий, присущ лицам со слабой нервной системой и инертностью нервных процессов. Такие типоло- гические особенности заставляют субъектов тщательно готовиться к деятельности, продумывать все мелочи. Объясняется это тем, что лица со слабой нервной системой не любят попадать в неожиданные ситуации, вызывающие у них вследствие инертно- сти нервных процессов затруднение в переключении с одной установки на другую. Это приводит к возникновению у них психического напряжения. Поэтому они стара- ются провести профилактические мероприятия, действуют по принципу: семь раз отмерь, один раз отрежь. У других наблюдается стиль подготовки к деятельности, связанный с недостаточ- ным стремлением к получению и систематизации информации, с недостаточным пла- нированием деятельности, с обращением основного внимания на исполнение деятель- ности и исправлению недостатков по ходу деятельности, а не предупреждением их. Они действуют по принципу «авось да небось» и имеют сильную нервную систему и подвижность нервных процессов. Лица с сильной нервной системой не боятся возни- кающих в ходе деятельности затруднений, а подвижность нервных процессов обеспе- чивает им хорошее переключение с одной ситуации на другую. Сочетание силы нерв- ной системы и подвижности обеспечивает им решительность, высокий темп деятель- ности. Не случайно лица с подвижностью нервных процессов придают большое значение «поворотливости», а лица с инертностью отмечают, что когда торопятся, то работа у них идет хуже (Е. А. Климов). Исполнительские стили деятельности весьма многообразны и зависят от сферы и вида деятельности. В области управления различают автократический, демократи- ческий и либеральный (попустительский) стили руководства. В спортивной деятель- ности выделяют атакующий, защитный, контратакующий и комбинационный стили (в единоборствах), равномерный и неравномерный способ распределения сил на ди- станции (в циклических видах деятельности) и др., о чем пойдет речь в разделе 11.2. Имеются разные стили исполнения и разучивания музыкальных произведений. Значительное место в отечественной и зарубежной психологии отводится изуче- нию когнитивных, или познавательных, стилей деятельности. Под ними понимают относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, которые выражаются в используемых субъектами познавательных стратегиях, а так- же виды контроля. Так, выделяют вербально-логический, т. е. абстрактный, стиль переработки информации, обусловленный ведущей ролью левого полушария, и об- разно-действенный, т. е. конкретный стиль переработки информации, который обус- ловлен преобладанием (ведущей ролью) правого полушария. Выделены также ког- нитивные стили полезависимости—поленезависимости, отражающие влияние кон- текста на решение перцептивных задач. Полезависимость характеризуется тем, что при ориентации на внешние источники информации человек в большей мере испы- тывает влияние контекста и поэтому при решении перцептивных задач (например, вычленении фигуры из фона) испытывает большие трудности. Поленезависимость связана с ориентацией человека на внутренние источники информации, поэтому он в меньшей степени подвержен влиянию контекста, более легко решает перцептивные задачи. Широкий аспект проявления этих стилей (в установках, межличностном об- щении и т. д.) позволил назвать их стилем жизни. Структура стиля деятельности. В некоторых работах структура стиля деятельно- сти, т. е. его компонентный состав, стала представляться неоправданно широко. Так, в нее включают и факторы, определяющие его формирование, в том числе свойства различных иерархических уровней индивидуальности, личностного и нейродинами- ческого уровней: самооценку, установки, общительность, эмоциональность, тревож- ность, смелость и уверенность в своих силах, напористость, инициативность, бодрость, а подчас и вообще не имеющие никакого отношения к формированию стиля: весе- лость, активность, завистливость, излишнее самомнение, индивидуализм и т. д. Таким образом, хотят того авторы или нет, они в структуре стиля заменяют систе- му приемов, специфичных для данного человека, системой его личностных особенно- стей, т. е. растворяют стиль деятельности в структуре личности. Обусловливается формирование того или иного стиля многими факторами: мор- фофункциональными и нейродинамическими особенностями, свойствами темпера- мента, волевыми качествами, способностями, устойчивостью к неблагоприятным со- стояниям. При этом у одного человека в качестве ведущих при выборе стиля могут быть одни факторы, у другого — другие. Однако при этом не нужно принимать все особенности личности человека, выбравшего тот или иной стиль, за факторы, обусло- вившие этот стиль, за компоненты структуры этого стиля. Надо иметь в виду, что структура стиля поведения не совпадает со структурой стиля деятельности, хотя пос- ледний и может находиться под сильным влиянием первого. Это разные уровни жизне- деятельности человека. Существенное дополнение в понимание структуры стиля деятельности сделал В. А. Толочек (1992а). Он показал, что один и тот же стиль деятельности, выбирае- мый по склонности или в соответствии со способностями данного человека, может быть у разных людей различным по операциональному составу. Так, борцы, выбравт шие атакующий стиль, реализуют его с помощью разных наборов атакующих такти-J ко-технических приемов. Это еще раз подчеркивает, что исполнительские стили дея- тельности прежде всего тактические, а как эта тактика будет воплощаться в жизнь — это уже другое дело: у одного человека набор операций может быть одним, а у друго- го — другим. Все зависит от многих факторов: конкретных способностей, морфоло- гических особенностей и прочего. Пути и механизмы формирования стиля деятельности. Существуют два пути формирования стиля — стихийный и целенаправленный. Первый путь — это формиро- вание стиля под влиянием имеющейся у человека склонности выполнять деятель- ность какими-то способами. Он выбирает тот или иной способ деятельности потому, что так ему больше нравится. При этом он не в состоянии даже объяснить, почему ему нравится этот способ. Поэтому это полуосознанный путь формирования стиля. Целенаправленный путь формирования стиля может иметь три варианта. В од- ном случае человек целенаправленно формирует тот или иной стиль в силу подража- ния своему кумиру. В другом случае он анализирует свои сильные и слабые стороны, что получается лучше, а что — хуже и с учетом этого анализа выбирает способ дея- тельности, позволяющий реализовать свои сильные стороны. В третьем случае тот или иной стиль навязывается ему педагогом (наставником на производстве, учите- лем, тренером). Причем в последнем случае часто без учета психофизиологических особенностей человека, а просто по принципу: делай как я, или же из существующего на данный момент представления, какой стиль является наиболее «прогрессивным» (что имеет место в спортивных играх, где время от времени прогрессивным признается только атакующий стиль). Это приводит к возникновению рассогласования между склонностями и способностями человека и тем стилем, который ему навязывается. В ряде работ показано, что выработка неадекватного психофизиологическим осо- бенностям человека стиля деятельности приводит к замедлению роста мастерства (Е. В. Воронин, 1984; Г. Г. Поторока, 1986; А. Р. Ширинов, 1988). Это выражается в худшем усвоении техники, более медленном формировании двигательных навыков, в возникновении неудовлетворенности занятиями данным видом деятельности у но- вичков, к большему времени, затрачиваемому на выполнение разрядных требований у опытных. Кроме того, выполнение деятельности способом, не соответствующим психофизиологической организации человека, приводит к энергетическому удоро- жанию работы (Г. Г. Илларионов, 1978). Конечно, сказанное не означает, что не нужно овладевать другими стилями. На- пример, выдающиеся спортсмены, имея предпочитаемый стиль, в то же время обла- дают универсализмом, т. е. могут в случае необходимости использовать различные стили в соответствии с наилучшей на данный момент тактикой. Но в то же время на начальных этапах обучения деятельности выгодно формировать адекватный для дан- ного субъекта стиль, так как он приводит к большему начальному эффекту обучения, а отсюда — к большей удовлетворенности выполняемой деятельностью, к уменьше- нию текучести в секциях, кружках, коллективах, что облегчает и решение воспита- тельных задач. По мере же формирования стойкого интереса к занятиям данным ви- дом деятельности можно приступать к освоению и других стилей. Говоря о формировании стиля деятельности стихийным путем и подчеркивая роль в этом склонности, обусловливаемой типологическими особенностями, нельзя не ска- зать о том, что последние играют роль и при сознательном формировании стиля самим субъектом, только это влияние опосредуется через способности, с учетом которых че- ловек и выбирает для себя тот или иной стиль. Е. А. Климов отмечает положительную роль для формирования стиля деятельности наличие у человека ярко выраженных функций и качеств (способностей), а В. С. Мерлин относит индивидуальный стиль дея- тельности к качественной стороне способностей (точнее — возможностей человека). Стиль деятельности и ее эффективность. С первых шагов изучения стиля дея- тельности было высказано положение о том, что он является одним из важнейших механизмов приспособления человека к любому виду деятельности (В. С. Мерлин, Е. А. Климов). Поэтому и одно из дававшихся определений стиля деятельности от- ражало это положение: «индивидуальный стиль деятельности представляет систему индивидуально-своеобразных приемов, обеспечивающих успешное выполнение чело- веком определенной деятельности» (Е. А. Климов). Это значит, что какие бы требо- вания ни предъявляла конкретная деятельность к человеку, он найдет такой способ выполнения ее, который приведет к успеху. Поэтому снималась и проблема отбора в разные виды деятельности: ведь одинакового результата (притом высокого) могут добиться люди с разными типологическими особенностями и способностями; для этого надо только найти рациональный для себя стиль деятельности. Положительным моментом в этих представлениях является то, что путь приспо- собления человека к деятельности связан, как отмечает В. М. Шадрин (1978), не со стремлением «перевоспитать» свойства нервной системы и тем самым подогнать осо- бенности людей к некоторому единому образцу, а с тем, чтобы, опираясь на ведущие стойкие особенности личности, способствовать формированию тех приемов и спосо- бов действий, которые являются для них оптимальными и соответствуют их ярко выраженным психофизиологическим особенностям. Однако положение о том, что стиль может приводить к достижению одинаковых результатов разными путями, будет правильным только в тех случаях, когда прочие факторы, влияющие на эффективность деятельности, будут у людей одинаковыми (прежде всего, будут одинаковыми способности). Кроме того, это положение может быть справедливым для случаев, когда деятельность не требует максимального про- явления возможностей человека, т. е. осуществляется не в экстремальной ситуации. А такое в учебной и трудовой деятельности, не говоря уж о спортивной, встречается не всегда. В спортивной деятельности именно разная выраженность способностей, одаренности, дает различие в достигаемых результатах, и никакой стиль деятельно- сти не может компенсировать отсутствие способностей. Практика показывает, что оди-
|