Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности личности и 3 page





более успешных встречаются лица с преобладанием возбуждения по «внутреннему»

балансу. При сопоставлении этого факта с другими, в частности с тем, что при физи-

ческом утомлении баланс сдвигается в сторону торможения, а при ограничении дви-

гательной активности (например, у школьников в течение учебного года) баланс сдви-

гается в сторону возбуждения, было высказано предположение, что «внутренний»

баланс отражает потребность человека в двигательной активности. Если преобладает

возбуждение по этому балансу, то потребность в активности и сама активность высо-

кие, если же преобладает торможение, то потребность и активность низкие. Прове-

денные Н. П. Фетискиным (1979) и Е. А. Сидоровым (1981) исследования подтвер-

дили это. По данным первого, дневная двигательная активность студентов с преобла-

данием возбуждения по «внутреннему» балансу была в два с лишним раза выше, чем

у лиц с преобладанием торможения. По данным второго, высокоактивные на уроках

физкультуры школьники имели, как правило, сильную нервную систему и преобла-

дание возбуждения по «внутреннему» балансу. Таким образом, связь «внутреннего»

баланса с двигательной активностью не вызывает сомнений. Однако возникает воп-

рос, а обладают ли лица с высокой моторной активностью высокой активностью и в

интеллектуальной деятельности?

Чтобы выяснить этот вопрос, г. А. Машарова (неопубликованные данные) обсле-

довала интеллектуально активных людей (которые признавались таковыми компе-

тентными экспертами, хорошо знавшими этих людей на протяжении нескольких лет).

Было выявлено, что в абсолютном большинстве случаев (в 75 %) имели преоблада-

ние возбуждения по «внутреннему» балансу. Таким образом, предположение В. Д. Не-

былицына начинает оправдываться, хотя окончательный вывод делать еще рано.

В ряде работ показаны связи типологических особенностей проявления свойств

нервной системы со свойствами личности (по Р. Кеттелу).

Г. Б. Суворов (1981) на двух выборках с крайними проявлениями свойств нервной си-

стемы выявил, что лица с сильной нервной системой имеют более высокие значения по

факторам: С - высокое самообладание, G - упорство, ответственность, Q,,, - хорошая кон-

тролируемость эмоций и поведения, F-сдержанность, Q - уверенность в себе, Q, - низ-

кая тревожность. Лица со слабой нервной системой имеют противоположные свойства:

низкое самообладание; импульсивность, беспечность; слабую настойчивость; выраженное

чувство вины; плохую контролируемость эмоций и поведения, высокую мотивацию, тре-

вожность.

Лицам с подвижностью возбуждения присущи, по данным того же автора, склонность

к сомнениям, подозрительность (фактор L), ориентация на внешнюю реальность (фак-

тор М), а лицам с инертностью возбуждения - доверчивость и погруженность в себя.

Лицам с подвижностью торможения присущи слабая настойчивость (фактор G), склон-

ность к сомнениям, подозрительность (фактор L), погруженность в себя (фактор М).

спокойность, уверенность (фактор Q), критическая настроенность (фактор Q,), плохая

контролируемость эмоций и поведения. Сопоставление этих характеристик приводит к

выводу о слабости волевой сферы лиц с подвижностью торможения, что подтверждается

и данными Н. Д. Скрябина (1972), нашедшего, что в типологический комплекс трусливо-

сти входит именно подвижность торможения. Лицам с инертностью торможения свой-

ственны такие качества, как упорство, ответственность, доверчивость, ориентация на вне-

шнюю реальность, чувство вины, консерватизм, хорошая контролируемость эмоций и по-

ведения.

Для лиц с преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу характерны открытость

(фактор А), самоуверенность (фактор Е), а для лиц с преобладанием торможения по этому

балансу — замкнутость, критическая настроенность, зависимость.

Лица с преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу имеют высокое само-

обладание (фактор С), упрямство, самоуверенность (фактор Ј), социальную смелость (фак-

тор Я), социальную открытость (вторичный фактор (2,,). Лицам с преобладанием тормо-

жения по этому балансу более характерны замкнутость, критическая настроенность, низ-

кое самообладание, застенчивость и конформность, робость, заторможенность в

межличностных контактах.

В. А. Сальников (1987) нашел, что фактор G (упорство, ответственность) выражен боль-,

ше у лиц с инертностью возбуждения и преобладанием возбуждения по «внешнему» и

«внутреннему» балансам, фактор Q,,, (хорошая контролируемость эмоций и поведения) —

у лиц с инертностью возбуждения и торможения, факторJ (зависимость, подчиненность) —

у лиц со слабой нервной системой.

Таким образом, связь свойств личности с различными типологическими особенностя-

ми свойств нервной системы не вызывает сомнения, хотя интерпретация некоторых фак-

торов у Р. Кеттела расплывчата, а порой и противоречива.

А. Г. Пинчуков (1976) сопоставил некоторые характеристики школьников, данные им

учителями, с типологическими особенностями свойств нервной системы. Усидчивостью

чаще отличались учащиеся с преобладанием торможения по «внутреннему» балансу, т. е.

с малой потребностью в двигательной активности; напротив, среди неусидчивых чаще

встречались лица с преобладанием возбуждения по этому балансу. Аккуратность более

присуща школьникам с инертностью нервных процессов (особенно торможения), а сдер-

жанность — с инертностью нервных процессов и с преобладанием торможения по «внешне-

му» и «внутреннему» балансам (свойство силы нервной системы автором не изучалось).

По данным Нгуен Ки Тыонга (2000), многие личностные особенности связаны с типо-

логическими особенностями проявления свойств нервной системы. Субъекты, *зависи-

мые» от внешних воздействий при принятии решений, чаще имеют слабую нервную си-

стему, подвижность возбуждения и сдвиг «внутреннего» баланса в сторону торможения.

У лиц, склонных к риску, чаще отмечается сильная нервная система и преобладание воз-

буждения по «внешнему» балансу. Лица с сильной направленностью на процесс деятель-

ности, а не на ее результат, чаще характеризуются слабой нервной системой, инертностью

возбуждения, преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу, т. е. тремя из четы-

рех признаков монотоноустойчивости. Монотонофильный типологический комплекс при-

сущ и лицам, склонным к избеганию борьбы. Кроме того, входящие в этот комплекс слабая

нервная система и преобладание торможения по «внешнему» балансу входят в комплекс

боязливости. Этот комплекс отчетливо выражен и у лиц с застенчивостью. Очевидно, еще

и поэтому данные лица склонны избегать борьбы. У субъектов с высокой самооценкой

настойчивости более выражен типологический комплекс терпеливости, т. е. сильная нерв-

ная система, преобладание торможения по «внешнему» балансу, инертность возбуждения.

Лица с сильной выраженностью к лидерству характеризуются более сильной нервной си-

стемой и подвижностью возбуждения.

Рассматривая эти связи, не стоит, конечно, их понимать так, что у каждого челове-

ка, обладающего той или иной личностной особенностью, непременно имеются соот-

ветствующие ей типологические особенности. Выявленные связи показывают лишь

тенденцию, присущую некоторой общности людей данного возраста (в данном слу-

чае — молодым, в возрасте 18-20 лет).

Контрольные вопросы

\ Б каких личностных особенностях проявляются свойства нервной системы?

2. Оправдались ли представления В. Д. Небылицынао наличии такого свойства тем-

перамента, как активность; и в чем?

3. Почему у одного и того же человека не могут быть одинаково хорошо выражены

все способности?

4. Что означает, с позиции генезиса, обусловленность волевых качеств типологиче-

скими особенностями проявления свойств нервной системы?

5. Почему разные люди на один и тот же фактор реагируют разными состояниями?

6. Почему у лиц со слабой нервной системой позже появляются состояния моното-

нии и утомления?

7. Может ли быть одинаковая выносливость у лиц с сильной и слабой нервной сис-

темой?

8. Как следует использовать похвалу и порицание при индивидуальном подходе к

субъектам?

 

Глава 8

СТИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И РУКОВОДСТВА

I

в этой главе рассматриваются общетеоретические вопросы сти -

ля деятельности, включая и стиль руководства. Из нее читатель узнает, что такое

стиль деятельности, какие его разновидности существуют, чем они обусловлены, как

формируются, как влияет стиль деятельности на ее эффективность, что npoucxoi-

дит, если стиль деятельности формируется без учета психофизиологического склада

человека. Далее пойдет речь о стилях руководства, их видах, факторах, влияющих на

склонность человека к выбору того или иного стиля руководства, о том, как восприни-

маются различные стили руководства подчиненными.

8.1. СТИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПОНЯТИЕ О СТИЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Под стилем деятельности понимается система наиболее эффек-

тивных приемов и способов организации своей деятельности, некоторая устойчивая

система особенностей деятельности и поведения.

Систематическими исследованиями стилей деятельности занимались В. С. Мер-

лин с сотрудниками, и прежде всего Е. А. Климов. По Е. А. Климову (1969), проявле-

ние стиля деятельности многообразно: это и практические способы действия, и прие-

мы организации психической деятельности, и особенности реакций и психических

процессов. «Вообще говоря, под индивидуальным стилем следовало бы понимать всю

систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных

особенностями его личности», — пишет Е. А. Климов (с. 47).

Польский психолог Я. Стреляу (1982) тоже характеризует разные стили деятельно-

сти соотношением разных действий (преобладанием в деятельности главных или вспо-

могательных действий, дискретных или непрерывных, разнородных или однородных).

Следовательно, и у этого автора стиль — это совокупность разных действий, их си-

стема.

Следует подчеркнуть, что речь идет именно о системе способов, а не об отдельных

способах, предпочитаемых человеком.

Сказанное, однако, не отрицает существования наряду со стилем деятельности и

стиля действий. Говорят, например, о стиле живописи (имея в виду технику письма),

о стиле (способе) прыжков в высоту и т. д. При этом важно подчеркнуть, что стиль

деятельности и стиль действия могут быть независимыми друг от друга и отражать

разные характеристики деятельности: первый отражает тактику осуществления дея-

тельности (это особенно отчетливо видно при изучении стилей спортивной деятель-

ности, где во многих случаях индивидуальная тактика на соревнованиях того или

иного спортсмена может целиком зависеть от стиля деятельности, присущего этому

спортсмену), второй — технику ее осуществления.

Об относительной самостоятельности этих двух групп стилей говорит и тот факт,

что одни и те же стили деятельности встречаются у представителей разных профес-

сий и видов спорта, выполняющих существенно различные действия. Таким обра-

зом, стиль действия характеризует выполнение одного и того же действия разными

людьми различными способами, а стиль деятельности характеризует разные комби-

нации разных действий, некоторые из них разные люди могут выполнять и одинако-

выми способами. Например, все борцы овладевают, в принципе, одинаковыми техни-

ко-тактическими приемами, но борцы атакующего стиля чаще используют атакую-

щие приемы, а защитного стиля — защитные.

Тот факт, что одинаковые стили в разных видах деятельности связаны с одними и

теми же типологическими особенностями, позволяет думать, что многие стили дея-

тельности отражают стиль поведения, который проявляется в деятельности, но не

зависит от ее содержания. Поэтому жесткое противопоставление В. С. Мерлиным

стиля деятельности стилю личности (если под последним понимать особенности по-

ведения) вряд ли оправдано. Осторожный стиль поведения будет проявляться у трус-

ливого в любой деятельности.

Факторы, влияющие на выбор стиля деятельности. Особенность подхода перм-

ской психологической школы состоит в увязывании стилей деятельности со свой-

ствами нервной системы. Отсюда и длинное название: типологически обусловлен-

ный индивидуальный стиль деятельности. По Е. А. Климову, типологические особен-

ности свойств нервной системы являются «ядром» стиля. Действительно, во многих

работах показано, что склонность к тому или иному стилю деятельности определяет-

ся как отдельными типологическими особенностями, так и их сочетанием. Именно

типологически обусловленная склонность к тому или иному способу осуществления

деятельности является первым толчком к стихийному формированию стиля.

До недавнего времени типологические особенности свойств нервной системы рас-

сматривались как единственные детерминанты стиля деятельности. Однако в послед-

ние годы, когда стали широко изучаться стили спортивной деятельности, стало оче-

видным, что в двигательной деятельности формирование стиля происходит под вли-

янием целого комплекса факторов, и не только психологических. Е. А. Климов

подчеркивает, что стиль деятельности связан со многими особенностями личности, а

не только с типологическими особенностями свойств нервной системы. В. С. Мер-

лин также отмечает, что индивидуальный стиль деятельности определяется всеми

иерархическими уровнями индивидуальности. В частности, во многих исследовани-

ях показана связь стилей с тревожностью и волевыми качествами. Имеются исследо-

вания, в которых показана связь стилей спортивной деятельности с теми морфофун-

кциональными особенностями спортсмена, которые помогают проявлению либо ско-

ростно-силовых качеств, либо выносливости. В зависимости же от развитости этих

качеств, спортсмены выбирают тот или иной стиль (например, в велосипедных гон-

ках). Поэтому словосочетание «типологически обусловленный индивидуальный стиль

деятельности» целесообразно употреблять не во всех случаях, а только в тех, когда

изучается типологическая обусловленность стиля. Надо иметь в виду, что стиль дея-

тельности может формироваться и вопреки имеющимся у человека типологическим

особенностям (когда стиль навязывается или когда формируется под влиянием под-

ражания кому-либо).

Кстати, выяснение вопроса — чем обусловлен стиль деятельности приводит и к

другому вопросу: какие стили изучают психологи — индивидуальные или типические?

Утвердившееся в психологической литературе словосочетание «индивидуальный

стиль деятельности» предполагает, чтобы под ним понималась индивидуально-свое-

образная система способов, к которым прибегает человек, осуществляя деятельность.

В действительности же изучаются стили, присущие не индивидуальности, а группе

людей со сходными типологическими особенностями (стиль подвижных или инерт-

ных, слабых по силе нервной системы или сильных и т. д.). И формирование такого

стиля у обучающихся отражает применение к ним не принципа индивидуализации,

а дифференцированного группового подхода. Поэтому правильнее говорить не об

индивидуальном стиле (в тех случаях, когда изучаются типовые стили), а о типиче-

ских стилях, присущих многим, а не одному человеку как индивидуальности. Индиви-

дуальность же скорее реализуется через стили действий, отражающих своеобразную,

а порой и неповторимую манеру выполнения той или иной деятельности через свое-

образную технику письма, рисования, игры на музыкальном инструменте и т. д.

Виды стилей деятельности. Все виды стилей деятельности можно разделить на

подготовительные и исполнительские. Первые связаны с подготовкой к деятельно-

сти, вторые — с ее исполнением.

В лаборатории В. С. Мерлина был выявлен стиль, отражающий своеобразие соот-

ношений между ориентировочной и исполнительной фазами деятельности (Л. А. Ко-

пытова, 1964; Е. А. Климов, 1969; А. И. Сухарева, 1967; А. К. Байметов, 1967). Стиль

деятельности, связанный с тщательным сбором информации, ее систематизацией, с

тщательным планированием деятельности на основе собранной информации, с обо-

собленностью и большой продолжительностью подготовительных действий, присущ

лицам со слабой нервной системой и инертностью нервных процессов. Такие типоло-

гические особенности заставляют субъектов тщательно готовиться к деятельности,

продумывать все мелочи. Объясняется это тем, что лица со слабой нервной системой

не любят попадать в неожиданные ситуации, вызывающие у них вследствие инертно-

сти нервных процессов затруднение в переключении с одной установки на другую.

Это приводит к возникновению у них психического напряжения. Поэтому они стара-

ются провести профилактические мероприятия, действуют по принципу: семь раз

отмерь, один раз отрежь.

У других наблюдается стиль подготовки к деятельности, связанный с недостаточ-

ным стремлением к получению и систематизации информации, с недостаточным пла-

нированием деятельности, с обращением основного внимания на исполнение деятель-

ности и исправлению недостатков по ходу деятельности, а не предупреждением их.

Они действуют по принципу «авось да небось» и имеют сильную нервную систему и

подвижность нервных процессов. Лица с сильной нервной системой не боятся возни-

кающих в ходе деятельности затруднений, а подвижность нервных процессов обеспе-

чивает им хорошее переключение с одной ситуации на другую. Сочетание силы нерв-

ной системы и подвижности обеспечивает им решительность, высокий темп деятель-

ности. Не случайно лица с подвижностью нервных процессов придают большое

значение «поворотливости», а лица с инертностью отмечают, что когда торопятся, то

работа у них идет хуже (Е. А. Климов).

Исполнительские стили деятельности весьма многообразны и зависят от сферы и

вида деятельности. В области управления различают автократический, демократи-

ческий и либеральный (попустительский) стили руководства. В спортивной деятель-

ности выделяют атакующий, защитный, контратакующий и комбинационный стили

(в единоборствах), равномерный и неравномерный способ распределения сил на ди-

станции (в циклических видах деятельности) и др., о чем пойдет речь в разделе 11.2.

Имеются разные стили исполнения и разучивания музыкальных произведений.

Значительное место в отечественной и зарубежной психологии отводится изуче-

нию когнитивных, или познавательных, стилей деятельности. Под ними понимают

относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов,

которые выражаются в используемых субъектами познавательных стратегиях, а так-

же виды контроля. Так, выделяют вербально-логический, т. е. абстрактный, стиль

переработки информации, обусловленный ведущей ролью левого полушария, и об-

разно-действенный, т. е. конкретный стиль переработки информации, который обус-

ловлен преобладанием (ведущей ролью) правого полушария. Выделены также ког-

нитивные стили полезависимости—поленезависимости, отражающие влияние кон-

текста на решение перцептивных задач. Полезависимость характеризуется тем, что

при ориентации на внешние источники информации человек в большей мере испы-

тывает влияние контекста и поэтому при решении перцептивных задач (например,

вычленении фигуры из фона) испытывает большие трудности. Поленезависимость

связана с ориентацией человека на внутренние источники информации, поэтому он в

меньшей степени подвержен влиянию контекста, более легко решает перцептивные

задачи. Широкий аспект проявления этих стилей (в установках, межличностном об-

щении и т. д.) позволил назвать их стилем жизни.

Структура стиля деятельности. В некоторых работах структура стиля деятельно-

сти, т. е. его компонентный состав, стала представляться неоправданно широко. Так,

в нее включают и факторы, определяющие его формирование, в том числе свойства

различных иерархических уровней индивидуальности, личностного и нейродинами-

ческого уровней: самооценку, установки, общительность, эмоциональность, тревож-

ность, смелость и уверенность в своих силах, напористость, инициативность, бодрость,

а подчас и вообще не имеющие никакого отношения к формированию стиля: весе-

лость, активность, завистливость, излишнее самомнение, индивидуализм и т. д.

Таким образом, хотят того авторы или нет, они в структуре стиля заменяют систе-

му приемов, специфичных для данного человека, системой его личностных особенно-

стей, т. е. растворяют стиль деятельности в структуре личности.

Обусловливается формирование того или иного стиля многими факторами: мор-

фофункциональными и нейродинамическими особенностями, свойствами темпера-

мента, волевыми качествами, способностями, устойчивостью к неблагоприятным со-

стояниям. При этом у одного человека в качестве ведущих при выборе стиля могут

быть одни факторы, у другого — другие. Однако при этом не нужно принимать все

особенности личности человека, выбравшего тот или иной стиль, за факторы, обусло-

вившие этот стиль, за компоненты структуры этого стиля. Надо иметь в виду, что

структура стиля поведения не совпадает со структурой стиля деятельности, хотя пос-

ледний и может находиться под сильным влиянием первого. Это разные уровни жизне-

деятельности человека.

Существенное дополнение в понимание структуры стиля деятельности сделал

В. А. Толочек (1992а). Он показал, что один и тот же стиль деятельности, выбирае-

мый по склонности или в соответствии со способностями данного человека, может

быть у разных людей различным по операциональному составу. Так, борцы, выбравт

шие атакующий стиль, реализуют его с помощью разных наборов атакующих такти-J

ко-технических приемов. Это еще раз подчеркивает, что исполнительские стили дея-

тельности прежде всего тактические, а как эта тактика будет воплощаться в жизнь —

это уже другое дело: у одного человека набор операций может быть одним, а у друго-

го — другим. Все зависит от многих факторов: конкретных способностей, морфоло-

гических особенностей и прочего.

Пути и механизмы формирования стиля деятельности. Существуют два пути

формирования стиля — стихийный и целенаправленный. Первый путь — это формиро-

вание стиля под влиянием имеющейся у человека склонности выполнять деятель-

ность какими-то способами. Он выбирает тот или иной способ деятельности потому,

что так ему больше нравится. При этом он не в состоянии даже объяснить, почему

ему нравится этот способ. Поэтому это полуосознанный путь формирования стиля.

Целенаправленный путь формирования стиля может иметь три варианта. В од-

ном случае человек целенаправленно формирует тот или иной стиль в силу подража-

ния своему кумиру. В другом случае он анализирует свои сильные и слабые стороны,

что получается лучше, а что — хуже и с учетом этого анализа выбирает способ дея-

тельности, позволяющий реализовать свои сильные стороны. В третьем случае тот

или иной стиль навязывается ему педагогом (наставником на производстве, учите-

лем, тренером). Причем в последнем случае часто без учета психофизиологических

особенностей человека, а просто по принципу: делай как я, или же из существующего

на данный момент представления, какой стиль является наиболее «прогрессивным»

(что имеет место в спортивных играх, где время от времени прогрессивным признается

только атакующий стиль). Это приводит к возникновению рассогласования между

склонностями и способностями человека и тем стилем, который ему навязывается.

В ряде работ показано, что выработка неадекватного психофизиологическим осо-

бенностям человека стиля деятельности приводит к замедлению роста мастерства

(Е. В. Воронин, 1984; Г. Г. Поторока, 1986; А. Р. Ширинов, 1988). Это выражается в

худшем усвоении техники, более медленном формировании двигательных навыков,

в возникновении неудовлетворенности занятиями данным видом деятельности у но-

вичков, к большему времени, затрачиваемому на выполнение разрядных требований

у опытных. Кроме того, выполнение деятельности способом, не соответствующим

психофизиологической организации человека, приводит к энергетическому удоро-

жанию работы (Г. Г. Илларионов, 1978).

Конечно, сказанное не означает, что не нужно овладевать другими стилями. На-

пример, выдающиеся спортсмены, имея предпочитаемый стиль, в то же время обла-

дают универсализмом, т. е. могут в случае необходимости использовать различные

стили в соответствии с наилучшей на данный момент тактикой. Но в то же время на

начальных этапах обучения деятельности выгодно формировать адекватный для дан-

ного субъекта стиль, так как он приводит к большему начальному эффекту обучения,

а отсюда — к большей удовлетворенности выполняемой деятельностью, к уменьше-

нию текучести в секциях, кружках, коллективах, что облегчает и решение воспита-

тельных задач. По мере же формирования стойкого интереса к занятиям данным ви-

дом деятельности можно приступать к освоению и других стилей.

Говоря о формировании стиля деятельности стихийным путем и подчеркивая роль

в этом склонности, обусловливаемой типологическими особенностями, нельзя не ска-

зать о том, что последние играют роль и при сознательном формировании стиля самим

субъектом, только это влияние опосредуется через способности, с учетом которых че-

ловек и выбирает для себя тот или иной стиль. Е. А. Климов отмечает положительную

роль для формирования стиля деятельности наличие у человека ярко выраженных

функций и качеств (способностей), а В. С. Мерлин относит индивидуальный стиль дея-

тельности к качественной стороне способностей (точнее — возможностей человека).

Стиль деятельности и ее эффективность. С первых шагов изучения стиля дея-

тельности было высказано положение о том, что он является одним из важнейших

механизмов приспособления человека к любому виду деятельности (В. С. Мерлин,

Е. А. Климов). Поэтому и одно из дававшихся определений стиля деятельности от-

ражало это положение: «индивидуальный стиль деятельности представляет систему

индивидуально-своеобразных приемов, обеспечивающих успешное выполнение чело-

веком определенной деятельности» (Е. А. Климов). Это значит, что какие бы требо-

вания ни предъявляла конкретная деятельность к человеку, он найдет такой способ

выполнения ее, который приведет к успеху. Поэтому снималась и проблема отбора в

разные виды деятельности: ведь одинакового результата (притом высокого) могут

добиться люди с разными типологическими особенностями и способностями; для этого

надо только найти рациональный для себя стиль деятельности.

Положительным моментом в этих представлениях является то, что путь приспо-

собления человека к деятельности связан, как отмечает В. М. Шадрин (1978), не со

стремлением «перевоспитать» свойства нервной системы и тем самым подогнать осо-

бенности людей к некоторому единому образцу, а с тем, чтобы, опираясь на ведущие

стойкие особенности личности, способствовать формированию тех приемов и спосо-

бов действий, которые являются для них оптимальными и соответствуют их ярко

выраженным психофизиологическим особенностям.

Однако положение о том, что стиль может приводить к достижению одинаковых

результатов разными путями, будет правильным только в тех случаях, когда прочие

факторы, влияющие на эффективность деятельности, будут у людей одинаковыми

(прежде всего, будут одинаковыми способности). Кроме того, это положение может

быть справедливым для случаев, когда деятельность не требует максимального про-

явления возможностей человека, т. е. осуществляется не в экстремальной ситуации.

А такое в учебной и трудовой деятельности, не говоря уж о спортивной, встречается

не всегда. В спортивной деятельности именно разная выраженность способностей,

одаренности, дает различие в достигаемых результатах, и никакой стиль деятельно-

сти не может компенсировать отсутствие способностей. Практика показывает, что оди-

Date: 2016-05-15; view: 350; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию