Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диккенс, вдохновение приходило во время долгих прогулок





Стоит вам отвлечься от задачи, которой занимались, - и рассеянное

мышление вступает в силу, мысль начинает перебегать от буфера к буферу

по широкому пространству, пока не наткнется на решение [4].__

 

Стоит вам отвлечься от задачи, которой занимались, - и рассеянное

мышление вступает в силу, мысль начинает перебегать от буфера к буферу

по широкому пространству, пока не наткнется на решение [

 

Такой режим обдумывания позволяет

мозгу смотреть на мир гораздо шире

Разницу между сфокусированным и рассеянным мышлением можно

также проиллюстрировать аналогией с ручным фонариком, у которого

есть два режима: при одном сфокусированный луч четко высвечивает

 

Мышление сфокусированное и мышление рассеянное

 

Это системы, ответственные за состояние повышенного внимания

и за более расслабленное состояние покоя и то и другое очень важно при обучении

В рассеянном состоянии мозг способен незаметно, в качестве фонового процесса, обдумывать то, на чем вы в данный момент не сосредоточены [3]. А иногда вы можете переключаться в рассеянный режим на короткий миг.

 

 

Иллюзия компетентности и важность вспоминания

Попытки вспомнить материал, который вы изучаете, - т. е. практика извлечения

данных из памяти, - гораздо эффективнее простого перечитывания

[10). Психолог Джеффри Карпик и его коллеги продемонстрировали,

что многие студенты при обучении испытывают иллюзию компетентности.

Как выяснил Карпик, большинство студентов «постоянно перечитывают

конспекты или учебники (несмотря на малую пользу такого занятия),

но относительно немногие пытаются проверить себя или воспроизвести

в уме изученный материал» [ 11]. Когда у вас под рукой учебник

(или Google!) - откройте его: вы увидите, что он дает иллюзию, будто

материал присутствует и в вашем сознании тоже. Однако это не так.

Взглянуть в книгу гораздо легче, чем вспомнить самому, поэтому студенты

упорствуют в своей иллюзии и изучают материал менее результативным

способом.

Вот почему простое желание усвоить материал и трата времени на его

изучение не гарантируют вам результата. Как замечает знаменитый психолог

и специалист по проблемам памяти Алан Бэддели, «намерение учиться

помогает только в тех случаях, когда оно приводит к использованию правильных

стратегий обучения» [12).

Вас наверняка удивит информация о том, что вьщелять и подчеркивать

текст нужно осмотрительно, иначе такой способ будет неэффективен

и даже вреден. Движение руки, подчеркивающей текст, может дать

вам иллюзию, будто вы переместили изучаемый материал в сознание. Поэтому,

когда делаете пометки, сначала научитесь находить в тексте важное,

а уже потом что-то отмечать и старайтесь не выделять много текста:

максимум одно предложение на абзац [13). Зато вам могут помочь обобшаюшие

ключевые понятия слова или заметки на полях [ 14].

 

 

Как повысить свой уровень понимания усвоенного

 

СМЕНА ТИПОВ МЫШЛЕНИЯ:

ПОСЛЕ СФОКУСИРОВАННОГО - РАССЕЯННОЕ

«Я играю на фортепиано 15 лет, и время от времени мне попадались

исключительно сложные пассажи. Я не мог их освоить, поэтому просто

принуждал пальцы проходить пассаж снова и снова. (пусть даже медленно

или неправильно), а затем давал себе отдых. На следующий день

тот же фрагмент игрался безукоризненно, как по волшебству.

Сегодня я бился над сложной задачей по математике и, когда она

начала меня раздражать, сделал перерыв. Когда я ехал в машине на фестиваль

музыки Возрождения, решение родилось само собой, и мне

пришлось записывать его на салфетке, чтобы не забыть! (Всегда держите

в машине салфетки - мало ли для чего пригодятся!)».

Тревор Дрозд, первый курс, информатика

Отдых между периодами сфокусированного мышления должен

длиться не меньше, чем требуется мозгу для полного отвлечения от решаемой

задачи. Обычно для суrnественного прогресса хватает нескольких

часов рассеянного режима, который, однако, не должен быть слишком

продолжительным - иначе уже найденные решения выветрятся из головы

до следующего сфокусированного состояния. Практика показывает,

что при изучении новых понятий лучше вернугься к ним не позже

чем через один день.

Рассеянное мышление не только помогает взглянуть на материал под

другим углом, но и позволяет встроить новые идеи в уже знакомую картину,

присоединить их к уже известным фактам. В свете этого становится

ясен смысл выражения «Утро вечера мудренее»: перед принятием серьезных

решений обычно полезно поспать [18], а отпуск или каникулы тоже

важная часть процесса обучения.

Чередование разных типов мышления - сфокусированного и рассеянного

- дает мозгу возможность усваивать материал, пока вы изучаете

новые понятия и решаете новые задачи. Сфокусированное мышление

можно сравнить с поиском и приобретением новых кирпичей,

46 Думай как математик

рассеянное - с постепенным укладыванием кирпичей и скреплением

их раствором. Очень важно терпеливо продолжать работу, кирпич за кирпичом.

Именно поэтому нужно избегать прокрастинации, и в этом могут

помочь некоторые специальные приемы.__

 

Сфокусированное мышление крайне важно для изучения математики

и естественных наук.

 

Почему излишняя старательность может быть вредна

Для усвоения новых понятий и решения задач важна не только начальная

концентрация внимания, но и последующее расфокусирование

взгляда, когда мы позволяем мозгу отвлечься от предмета.

 

Эффект установки - частая помеха при изучении материала. Суть его

не в том, что природную интуицию порой нужно обуздывать, а в том, что

иногда сложно даже определить, с какой стороны подступиться к решению.

Так бывает с домашними заданиями, над которыми долго бьешься:

мысли мечутся где-то вдалеке от решения, поскольку тесно поставленные

буфера, характерные для сфокусированного мышления, не дают вырваться

на простор, где может найтись решение.

Вот почему одна из характерных ошибок при изучении математики

и естественных наук состоит в том, что люди прыгают в воду раньше, чем

научатся плавать [ 11]. Иными словами, они начинают работать над заданием

вслепую - не прочитав учебника, не прослушав лекций, не просмотрев

онлайновых уроков, не поговорив с кем-нибудь знающим. Перечисленное

- рецепт для того, чтобы пойти ко дну. Это все равно что

в сфокусированном режиме «выстрелитЬ» мыслью из пинбол-автомата,

не представляя себе, где может находиться решение.

 

• Эффект установки - это когда неуспех с усвоением новых понятий

или решением задач обусловлен нашей фиксацией на неверном

подходе. Избавиться от такого эффекта можно путем

переключения мышления со сфокусированного на рассеянное.

ВАША ПОПЫТКА!

Однако есть некоторые принципы,

которые помогали мне понять то, что на первый взгляд казалось

сложным или непонятным:

1. Я лучше понимаю материал не со слуха, а когда он представлен

в виде письменного текста и поэтому всегда читаю учебник. Сначала

я бегло проглядываю текст, чтобы иметь представление о его

общей идее, а затем читаю подробно. Один и тот же текст прочитываю

несколько раз (но не подряд).

2. Если после чтения книги я все еще не полностью понимаю тему,

ищу материал в Интернете или смотрю соответствующие видеоролики

на YouTube. Это не потому, что книга или преподаватель

недостаточно хороши, а потому, что иногда другие формулировки

помогают взглянуть на дело с иной точки зрения, и тогда приходит

понимание.

3. Лучше всего мне думается за рулем. Иногда я просто откладываю

дела, беру машину и куда-нибудь бесцельно еду - это очень помогает.

Мне просто бывает нужно чем-то заняться: если я просто сижу

и думаю, мне надоедает или я начинаю отвлекаться и тогда не могу

сосредоточиться на проблеме».

 

Date: 2016-05-15; view: 219; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию