Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нотариат в современных условиях





По состоянию на начало 2013 года в республике общее количество нотариусов составило 3672 человека. В ряды территориальных палат в отчетном периоде вступило 797 нотариусов. Из числа вновь вступивших в палаты 207 нотариусов имеют стаж работы до пяти лет, 332 нотариусов имеют от пяти до десяти лет, 258 новых нотариусов имеют стаж работы по специальности свыше 10 лет.

На сегодняшний день только каждый шестой нотариус (581 нотариусов) республики дислоцирован в районных центрах. В сельских округах на постоянной основе работают только 161 нотариус (в республике 2 386 сельских округов). В последние годы наблюдается прекращение притока новых нотариусов в сельскую местность.

На обслуживание одного нотариуса в среднем по республике приходится 4650 человек, в том числе в столице республики в городе Астане на одного нотариуса приходится 1200 жителей, в городе Алматы – 2000 человек. В настоящее время этот показатель в четыре раза ниже стандарта, предусмотренного латинским нотариатом. По этому критерию ныне Казахстан относится к числу «перенасыщенных» стран по количеству нотариусов.

Для сравнения: в Германии на 82 млн. жителей приходится около 10 тыс. нотариусов (один на 8 200 жителей); во Франции на 65 млн. жителей – около 9 500 нотариусов (один на 6 900 жителей); в Монголии на 2,7 млн. жителей – около 190 нотариусов (один на 20 000 жителей); в России на 143 млн. жителей – около 7 000 нотариусов (один на 20 000 жителей); в КНР на 1,3 млрд. жителей – около 11 000 нотариусов (один на 120 000 жителей); В Японии на 127 млн. жителей 550 нотариусов (один нотариус примерно на 230 тысяч человек)[8].

Статус нотариуса до сих пор неясен, его полномочия приближены к правоохранительной деятельности (деятельность от имени государства, подотчетность Министерству юстиции, которое относится к системе правоохранительных органов), слишком огромен публичный интерес в деятельности нотариуса. Но характер деятельности очень напоминает коммерческую деятельность и статус индивидуального предпринимателя. Действующее законодательство не определило истинного статуса нотариуса, идеологию деятельности нотариальных органов и нотариуса конкретно.

В соответствии с национальным законодательством, нотариусом может стать лицо, достигшее 25 лет. Это вызывает большие сомнения. В 21-22 человек, получает степень бакалавра. Далее магистратура, хотя бы годичная, далее стаж 2 года обязателен, стажировка год. Даже при самом грубом расчете возраст должен быть выше. И что еще более важно, в соответствии со знаниями возрастной психологии сможем утверждать, что к этому возрасту человек не обладает уровнем интеллектуального мышления, ответственности и других качеств, присущих сформировавшейся личности. Личность человека формируется лишь к 28-30 годам (речь не о зрелости, а о ценностях, о возможности противостоять соблазну, формировании собственных принципов и т.д.).

Статистические данные обобщения итоговых информаций Республиканской нотариальной палаты Республики Казахстан за 2013 год еще раз свидетельствуют о необходимости реформирования нотариальной системы. Например, в 2013 году 295 нотариусов привлечены к дисциплинарной ответственности в соответствии с Кодексом чести нотариусов. 15 нотариусов привлечены к уголовной ответственности, из них в отношении трех нотариусов уголовные дела прекращены в связи с отсутствием состава преступления. 339 нотариусов привлечены к гражданско-правовой ответственности за упущения в профессиональной деятельности. Приостановлено действие лицензий 119 нотариусов, из них в 77 случаях имели место нарушение законодательства при совершении нотариальных действий. В 2013 году у 14 нотариусов прекращено действие лицензий, в том числе у двух в связи с вступлением приговора в силу.

В начала года заработала новая система государственного регулирования контроля за нотариальной деятельностью и количественных ограничений для должностей нотариусов, которые не имеют, как показывает практика, выраженного положительного эффекта. Так, отмена максимальных количественных показателей должностей частных нотариусов в нотариальных округах в качестве отрицательных последствий повлекло:

- был нарушен территориальный и качественный баланс в сфере нотариальной деятельности;

- произошло усиление экономической конкуренции между нотариусами, которая неприемлема в любой публичной сфере;

- снятие ограничений количества нотариусов объективно повлекло снижение их доходов, что соответственно поставило под сомнение реализацию принципа полной имущественной ответственности нотариуса при недостаточности средств, выплачиваемых из страховых организаций в качестве страховых выплат. Кроме того, снижение дохода повлекло уменьшение финансирования организации нотариальных контор, их технического, бытового обеспечения, оплаты труда сотрудников, что неизбежно детерминирует ухудшение условий осуществления нотариальных действий;

- имеет место снижение уровня контроля за нотариальной деятельностью: в этом году фактически проверкой охвачены только впервые приступившие к работе нотариусы, процедуру проверки проводят исключительно местные органы юстиции без участия нотариальных палат, что влечет снижение уровня качества проведения контроля. В целом отмена конкурсного отбора претендентов на нотариальную деятельность привела к падению уровня профессионализма нотариусов, а, следовательно, к снижению уровня безопасности общественных отношений. Кроме того, к востребованным проблемам современного нотариата и нотариальной деятельности, которые требуют решения относятся:

- необходимость реформирования нотариального производства, которое в современном его состоянии не отвечает в полной мере актуальным запросам гражданского оборота, интересам субъектов экономических отношений, возможностям обеспечения и защиты их прав, свобод

- востребованность завершения внедрения принципов нотариата латинского типа в отечественную нотариальную систему: казахстанский нотариат, отнеся сам себя по формальным признакам к нотариату латинского типа, еще не стал таковым по своим содержательным характеристикам;

- настоятельная необходимость определения юридической силы и значения нотариально оформленных документов.

В целом, действующее законодательство о нотариате не достаточно обеспечивает решение задач функционирования нотариата в правовом механизме реализации конституционных прав, принципов развития и существования нашего государства и общества. Изложенное требует нового принципиального подхода к правовому регулированию нотариальных отношений, что может быть реализовано посредством принятия и введения в действие новой редакции закона «О нотариате и нотариальной деятельности».

По поручению X Съезда представителей территориальных нотариальных палат была разработана Республиканской нотариальной палатой Концепция развития нотариата в Республике Казахстан на период с 2015 до 2020 года. В ней отражены основные концептуальные консолидированные идеи нотариального сообщества по дальнейшему совершенствованию нормативного, правового, организационного, финансового и информационно-технического обеспечения института нотариата[9].

Целью Концепции является реализация в качестве системообразующих основ казахстанской модели - принципов нотариата латинского типа. В этой связи, в Концепции отражены основные параметры предлагаемой модели нотариата. Концепция предусматривает меры и механизмы, направленные на усиление роли нотариата в правовой системе, определение правового статуса нотариуса, повышение его ответственности и профессионализма, совершенствование качества и доступности нотариальной помощи, усиление самоуправления в нотариальном корпусе и контроля в нотариальной сфере.

Концепцией определены задачи РНП, территориальных нотариальных палат (далее – ТНП) и нотариусов, решение которых может быть достигнуто принятием внутрикорпоративных уставных мер. Главной задачей РНП определена необходимость ее активного участия в процессе дальнейшего продвижения и преобразования идей Концепции в нормы права в разрабатываемых законопроектах. Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года (далее -Концепция правовой политики), нотариат провозглашен частью правовой инфраструктуры и отнесен к ряду правозащитных институтов.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О нотариате» нотариат признается правовым институтом по оказанию квалифицированной юридической помощи, обеспечивающим защиту прав и 2 законных интересов физических и юридических лиц путем совершения нотариальных действий. Указанным Законом, наряду с государственным, был введен институт частного нотариата, организационная основа которого в целом базировалась на основополагающих принципах латинского нотариата.

Сегодня фактически создан правовой институт, способный обеспечивать надежную защиту прав и законных интересов как физических, так и юридических лиц. Прошедшие 17 лет убедительно показали, что эффективной замены нотариату в гражданском обороте не нашлось.

Существенными достижениями нотариата являются сложившиеся системы страхования гражданско - правовой ответственности нотариусов, их налогообложения, организации стажировки. Нотариат, в качестве правозащитного института, вовлечен в сферу противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем.

Определенный управленческий и координационный опыт приобрели нотариальные палаты. Сформирован профессиональный нотариальный корпус (в настоящее время нотариальную деятельность осуществляют 4098 нотариусов, из которых 5 нотариуса со степенью доктора юридических наук, 12 – со степенью кандидата юридических наук, 39 имеют квалификацию «магистр права», более 1000 нотариусов имеют стаж нотариальной деятельности свыше 10 лет). Для обучения нотариусов при РНП образован Центр повышения квалификации, практикующий регулярные курсы, дистанционное обучение в виде вебинаров и использования тематических видеолекций.

Законодательного урегулирована проблема изображения Государственного Герба на личной печати частного нотариуса. Заметным шагом в развитии нотариата стало внедрение электронных технологий, обеспечивающих использование нотариусами данных информационных систем государственных органов. Вместе с тем, принятые в последние годы поправки в Закон «О нотариате» заметно отразились на последовательности и эффективности модернизации нотариата в республике: законодатель отказался от государственного регулирования численности нотариусов в нотариальных округах и конкурсного отбора нотариусов, ввел односторонний государственный контроль в нотариальной сфере, закрепил в законе оплату нотариальных действий, состоящую из двух частей - ставок государственной пошлины и размеров оплаты услуг правового и технического характера, содержащихся в различных законодательных актах.

Международными экспертами эти новеллы были оценены как отход от принципов латинского нотариата. Существенным проблемным моментом в нормативном определении роли нотариата в правовой системе и статуса частного нотариуса остается неопределенность их правовой природы (публично - правовой или частно - правовой). В разрешении этой проблемы сказывается также отсутствие в государстве доктрины нотариального права.

Законодательно не определен юридический статус нотариальных актов. В последние годы наблюдается тенденция по вытеснению нотариата на законодательном уровне из сферы гражданского оборота. Как следствие, нотариальное производство отстает от сегодняшних реалий и запросов гражданского оборота, не отвечает возможностям обеспечения защиты прав собственности.

Отсутствие регулирования количества нотариусов обусловило нарушение баланса между запросами общества на нотариальную помощь и ее предложением, породило конкуренцию в среде нотариусов, несовместимую с их правозащитной публичной миссией, и отток нотариусов из села в город.

Нерешенными остаются проблемы нотариальных тарифов. В этой связи на экономической сбалансированности профессии нотариуса сказывается необъективность размеров оплаты отдельных сложных видов нотариальных действий. Не разрешены еще проблемы нотариальных архивов.

Перечисленные концептуальные проблемы не могут быть разрешены усилиями одного нотариального сообщества. Необходимо понимание и поддержка соответствующих государственных органов:

1)Повышение роли института нотариата в правовой системе.

2)Повышение статуса, ответственности и квалификации нотариусов.

3)Повышение качества и доступности нотариальной помощи.

4)Совершенствование системы контроля в нотариате.

5)Совершенствование взаимодействия нотариального сообщества с государственными органами.

6)Международное сотрудничество.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной работы является показать, что же из себя представляет нотариат в современном Казахстане, какова его история развития. Среди правоохранительных органов Казахстана немаловажное значение имеет нотариат. Предметом нотариальной деятельности является удостоверение бесспорных фактов. Нотариус несет самостоятельную имущественную ответственность за ущерб, причиненный в результате неправильного совершения им нотариального действия. Сложность его труда значительно возросла. Если до 1990 года основными нотариальными действиями были удостоверение различных документов, то в настоящее время это сложные действия, как удостоверение договоров отчуждения жилых помещений, это исполнительные надписи, протесты векселей, засвидетельствование верности перевода с одного языка на другой.

Закон РК «О нотариате», принятый в 1997 году законодательно закрепил две параллельные структуры нотариата - государственный и частный. Таким образом, частный нотариат был внедрен в правовую систему нашей страны. На сегодняшний день, кроме массивного подзаконного материала, правовую регламентацию деятельности нотариата содержат и другие отраслевые законодательные источники, как Гражданский кодекс Республики Казахстан, Налоговый кодекс Республики Казахстан, Земельный кодекс и другие нормативные правовые акты.

За короткий промежуток времени частный нотариат в Республике Казахстан претерпевал различные изменения, преодолевал возникающие проблемы, как и в теоретическом, так и в практическом аспекте, но несмотря на это, сохранил первоначальную, заложенную в Законе РК «О нотариате» цель – это создание независимого и солидного института нотариата, призванного служить народу Казахстана, защищать их права и интересы путем совершения нотариальных действий, направленных на удостоверение бесспорных прав и фактов.

 

Date: 2016-05-15; view: 919; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию