Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 14. Персонал организаций в инновационной деятельности





На предприятиях сферы обслуживания важно создание в коллективе творческой обстановки, способствующей появлению новых идей, созданию новшеств и преобразованию их в инновации. Но при этом на предприятии есть три категории сотрудников:

- сотрудники, отвечающие за своевременную адаптацию организации к внешней среде, т.е. изменения,

- генераторы идей, творческие личности, которые изучают перспективы развития разнообразных сфер деятельности и постоянно предлагают какие-либо нововведения;

- персонал, выполняющий рутинную работу и, которые сопротивляются переменам.

Сформулируйте перечень мероприятий, которые целесообразно осуществить на предприятии с целью повышения творческой активности всех категорий сотрудников. Мероприятия могут иметь разную направленность стимулов, например, служебный рост, возможность реализовать свою идею на практике, выплату премий, посещение выставок и т.д. Мероприятия следует ориентировать на различные группы сотрудников.

 

 

10. Перечень тем для подготовки докладов и рефератов

 

Подготовка докладов и рефератов осуществляется студентами на одну из представленных тем или на любую другую по согласованию с преподавателем. Защита рефератов, заслушивание и обсуждение докладов осуществляются во время семинарских (практических) занятий.

Предлагаемый перечень тем:

1. Инновационный механизм развития общества. Макромодели инновационных процессов.

2. Основные понятия теории инноватики: нововведение, новшество, изобретение, жизненный цикл товара, жизненный цикл технологии.

3. Особенности организации инновационных процессов. Стадии жизненного цикла инноваций. Коммерциализация нововведения.

4. Классификации новаций, инновационных процессов, нововведений и их использование в управлении инновациями.

5. Проектирование инновационных преобразований.

6. Стратегический анализ: понятие, структура, инструментарий.

7. Инновационные стратегии в системе стратегий развития предприятия (фирмы): понятие, виды, особенности.

8. Инновации в базовых стратегиях роста. Виды инноваций, отражаемые в матрице Ансоффа.

9. Инновационные стратегии интенсивного роста: виды, специфика, условия выполнения.

10. Инновационные стратегии интеграционного роста: вертикальная интеграция, горизонтальная интеграция. Специфика и возможности инноваций.

11. Инновационные стратегии диверсифицированного роста: центрированная, горизонтальная, конгломеративная диверсификация. Специфика и возможности инноваций.

12. Инновационные стратегии сокращения: виды и перспективы выбора стратегической позиции фирмы.

13. Типы инновационного поведения фирмы. Классификатор типов конкурентного поведения, его использование в процессе принятия решений по выбору стратегий.

14. Методы идентификации предприятий по типу стратегического конкурентного инновационного поведения. Параметры оценки.

15. Последовательность выбора и реализации инновационных стратегий.

16. Инновационные цели организации: понятие, формулировка, построение дерева целей.

17. Показатели инновационной конкурентоспособности организации: затратные, временные, обновляемости, структурные.

18. Инновационный потенциал организации: понятие, структура, подходы к оценке и измерению.

19. Инновационный климат: понятие, структура внешней среды организации, анализ, оценка.

20. Инновационная позиция организации. Использование метода «SWOT-анализа» для диагностики инновационной позиции.

21. Проектное управление инновациями: переход к проектному мышлению лидерство, команда.

22. Проект как инструмент управления реализацией инновационной стратегии. Разработка плана перехода организации на новую технологию (продукт). Особенности организации инновационного проекта.

23. Управление персоналом инновационного проекта: создание команды, организация труда, эффективная команда.

24. Выбор организационной структуры управления инновационным проектом. Распределение обязанностей. Нормативная база и её роль в управлении персоналом.

25. Организация труда руководителя инновационного проекта: принятие решений, делегирование полномочий, планирование личного труда.

26. Роль отчетности и деловых бумаг в управлениями инновациями.

27. Управление риском в инновационном менеджменте. Виды рисков и методы управления.

28. Система базовых характеристик инновационного проекта как фактор инвестиционной привлекательности.

29. Инвестиционная привлекательность проектов: понятие, показатели, системность учета требований инвестора как фактор успеха.

30. Технология управления изменениями в ходе выполнения проекта: сущность, этапы, структура.

31. Оперативное управление временем проекта: сущность, функции, возможности.

32. Оперативное управление затратами по проекту: сущность, функции, ограничения.

33. Типизация ролевых функций участников инновационного процесса, её использование в выборе организационных форм инновационной деятельности.

34. Формирование инновационных подразделений как фактор активизации инновационной деятельности организаций.

35. Формы малого инновационного предпринимательства в России. Сравнительная оценка. «Фирмы-инкубаторы». Венчуры.

36. Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах: альянсы, консорциумы, совместные предприятия, региональные научно-технические центры, финансово-промышленные группы, технологические парки и технополисы.

37. Федеральные организационные формы поддержки предпринимательства.

38. Инкубаторы бизнеса, их роль и формы поддержки предпринимательства и инноваций.

39. Формирование и использование финансового капитала в управлении инновационным процессом.

40. Рынок капитала как необходимый элемент инновационного процесса: взаимодействие субъектов рынка.

41. Источники инвестиций для инновационной деятельности: сущность, структура, возможности привлечения инвестиций.

42. Социально-экономическая эффективность инновационного проекта: понятие, факторы эффективности, критерии и показатели оценки.

43. Соотношение риска и шанса в инновационном проекте. Прогнозирование рисков.

44. Классификация рисков инновационного проекта. Методы снижения рисков.

 

 

11. Контрольные вопросы по курсу

  1. Современная концепция инновационного менеджмента.
  2. Инновационность как фактор конкурентоспособности компании.
  3. Влияние внешней среды на характер инновационной деятельности современных фирм.
  4. Особенности инновационной деятельности фирмы.
  5. Роль первичных инноваций в мировом экономическом развитии.
  6. Адаптационные и стратегические инновации как отражение комплексного подхода к инновационной деятельности.
  7. Маркетинговые исследования как одно из важнейших направлений инновационной политики.
  8. Инновационный маркетинг и его особенности.
  9. Промышленная собственность в системе инновационного менеджмента.
  10. Основные направления анализа потребителей в инновационном маркетинге.
  11. Персонал организаций в инновационной деятельности.
  12. Современные методы генерирования новых идей.
  13. Этапы разработки и внедрения нового товара.
  14. Анализ провалов и неудач при выходе на рынок новой продукции.
  15. Роль стратегического планирования в инновационном менеджменте.
  16. Основные виды инновационных стратегий и их взаимосвязь.
  17. Управление инновационными проектами.
  18. Интеллектуальная собственность и ее правовая защита.
  19. Преимущество выбора имитационных инновационных стратегий.
  20. Оптимизация стратегий диверсификации бизнеса в рамках инновационного менеджмента.
  21. Стратегия «каннибализма» в современной инновационной политике компаний.
  22. Понятие и принципы построения инновационных организационных структур.
  23. Методы инноватики.
  24. Инноватика и инфраструктура рынка инноваций.
  25. Инновационный процесс – фактор экономического роста.
  26. Научно-технический прогресс и инноватика.
  27. Руководитель нового типа и его роль в повышении эффективности инновационной деятельности фирмы.
  28. Основные методы стимулирования инновационной активности и творчества служащих.
  29. Национальная инновационная система РФ.
  30. Развитие инноватики в России.
  31. Принципы построения инновативных корпоративных культур.
  32. Классификация инноваций.
  33. Венчурный бизнес и его формы.
  34. Особенности венчурного предпринимательства.
  35. Инновации в малом бизнесе.
  36. влияние инноваций на развитие малого и среднего бизнеса.
  37. Зарубежный опыт внедрения инноваций в малый и средний бизнес.
  38. Государственное регулирование инноваций в сфере мало и среднего бизнеса.
  39. Антрепренерство: сущность и формы.
  40. Анализ инновационного потенциала.
  41. Бизнес-план инновационного проекта: его назначение, состав и содержание разделов.
  42. Виртуальные организации как инновационная форма организации предприятий.
  43. Внутрифирменные и межфирменные организационные формы инновационной деятельности: характеристика, особенности, преимущества и недостатки.
  44. Выбор и реализация инновационных стратегий.
  45. Государственная инновационная политика.
  46. Дисконт при оценке экономической эффективности инновационного проекта: суть и факторы, определяющие его значение.
  47. Жизненный цикл инновации.
  48. Идентификация предприятий по типу стратегического конкурентного поведения.
  49. Идентификация рисков инновационного проекта.
  50. Инжиниринг и реинжиниринг как формы организационных инноваций.
  51. Инновационный аспект базовых стратегий роста.
  52. Инновационный климат: сущность и подходы к оценке.
  53. Инновационный менеджмент как область научных знаний.
  54. Инновационный потенциал организации: сущность и подходы к оценке.
  55. Инновационный проект: понятие и виды.
  56. Качественная оценка рисков инновационной деятельности.
  57. Классификатор новаций и инновационных процессов, его использование в управлении инновациями.
  58. Классификация инноваций.
  59. Классификация источников инвестиций в инновации.
  60. Классификация рисков инновационного проекта.
  61. Классификация в инновационной среде.
  62. Критерии инвестиционной привлекательности инновационного проекта.
  63. Лизинг, форфейтинг, франчайзинг как формы инвестиций в инновационной деятельности.
  64. Методы управления рисками в инновационной деятельности.
  65. Мотивы инновационной деятельности.
  66. Новация, инновация, инновационный проект. Понятие, характеристика, особенности.
  67. Нововведения как объекты управления: характеристика, классификация особенности.
  68. Объекты реинжиниринга.
  69. Основные методы оценки экономической эффективности инновационного проекта.
  70. Основные формы международного инновационного сотрудничества (международная научно-техническая корпорация).
  71. Показатели инновационной активности и инновационной конкурентоспособности.
  72. Показатели инновационной активности организации.
  73. Показатель индекса доходности (среднегодовой рентабельности) инвестиций как экономический критерий при принятии решения о реализации инноваций.
  74. Показатель чистого дисконтированного дохода как экономический критерий эффективности инновации.
  75. Последовательности выбора и реализации инновационной стратегии.
  76. Приведенная стоимость как метод оценки денежного потока при реализации инновации. Особенности оценки предстоящих затрат на инновационную деятельность и ожидаемых доходов от реализации инновации.
  77. Риски инновационного проекта и их оценка.
  78. Ролевые функции специалистов в инновационной деятельности.
  79. Собственные средства предприятий, направляемые на инновационную деятельность (структура, особенности формирования).
  80. Современные теории инноватики.
  81. Степень и цена риска: определение и подходы к оценке.
  82. Суть основных понятий теории инноватики: инновация, новация, изобретение, жизненные циклы продукции, технологии, товара.
  83. Сущность инновационной теории Й. Шумпетера.
  84. Теория Н.Д. Кондратьева как начало формирования научной инноватики.
  85. Технологический уклад и фазы его жизненного цикла.
  86. Точка безубыточности как коммерческий критерий при принятии решения о реализации инновации.
  87. Трансфер инноваций.
  88. Управление рисками инноваций: определение, цели и задачи. Цикл управления рисками.
  89. Факторы инвестиционной привлекательности инновационных проектов.
  90. Формы малого инновационного предпринимательства.
  91. Характеристика базовых инновационных стратегий.
  92. Характеристика основных этапов инновационного процесса.
  93. Характеристика потока денежных средств (Cash Flow) при реализации инновационного проекта.
  94. Циклический характер инновационного процесса.
  95. Экономическая экспертиза инновационного проекта. Основные показатели.

12. Вопросы для подготовки к сдаче экзамена

 

1.Сущность инновационного менеджмента.

2.Инновационный проект и управление им.

3.Схема превращения новшеств в инновации и конечную продукцию фирмы.

4.Особенности разработки инновационных решений.

5.Методы распределения рисков.

6.Классификация инноваций.

7.Стадии жизненного цикла новых изделий.

8.Жизненный цикл новшества, нововведения.

9.НИР: понятие, виды, информационное обеспечение.

10. Этапы проведения НИР.

11. Результативность НИР.

12. ОКР: понятие, основные задачи и этапы проведения.

13. Рыночные испытания: понятие, цели.

14. Конструкторская подготовка производства.

15. Технологическая подготовка производства.

16. Организационная подготовка производства.

17. Содержание инновационного менеджмента: понятие, цели, задачи, функции.

18. Эффективность инновационных проектов.

19. Задачи государственного регулирования инновационной деятельности.

20. Процесс разработки инновационной политики предприятия.

21. Методы устранения сопротивления персонала нововведениям.

22. Источники финансирования инновационной деятельности.

23. Виды эффектов, получаемых от реализации инноваций.

24. Источники новых идей.

25. Факторы, обеспечивающие успех нововведений.

26. Критерии оценки нововведений.

27. Классификация инновационных организаций.

28. Предпосылки и стимулы инновационной деятельности.

29. Инновационная культура организации.

30. Виды инновационных стратегий организации.

31. Формы организации инновационной деятельности: последовательная, параллельная и интегральная.

32. Последовательность этапов инновационного проекта.

33. Характеристика стабильной, плодотворной и изменчивой технологии.

34. Понятие инновационного процесса: виды, цели, свойства, этапы..

35. Формы инновационного процесса (внутри-, межорганизационный и расширенный).

36. Отличия инновационного проекта от стабильного.

37. Инновационная деятельность как объект управления.

38. Стратегическая значимость нововведений.

39. Инновационный менеджмент как система.

40. Инновационные стратегии: понятие, сущность и виды.

41. Методы финансирования инновационной деятельности.

42. Сущность технополисов и их виды.

43. Особенности венчурной инновационной деятельности

44. Этапы разработки нового продукта.

 

13. Критерии оценки результатов освоения дисциплины.

 

Основные требования, предъявляемые при определении оценки результатов освоения студентов учебной дисциплины:

- студент должен показать глубокое знание и понимание поставленных перед ним вопросов;

- испытуемый должен свободно и грамотно оперировать понятийно-терминологическим аппаратом по дисциплине;

- ответы на поставленные вопросы должны отражать их междисциплинарный характер;

- квалифицированным считается ответ, который отражает теоретическую подготовку студента и его способность продемонстрировать понимание проблем и путей их решения.

Оценка «отлично» выставляется студенту, ответ которого полностью удовлетворяет вышеперечисленным требованиям. Допускаются незначительные погрешности непринципиального характера (например, оговорки).

Оценка «хорошо»: ответы по вопросам билета в целом соответствуют предъявляемым требованиям, но при этом имеются определенные терминологические и фактологические неточности.

Оценка «удовлетворительно» отражает понимание студентом поставленных перед ним вопросов. В то же время он допускает достаточно существенные ошибки теоретического и прикладного характера (термины, факты, цифры и т.п.). Кроме того, студент испытывает определенные затруднения во время ответов на дополнительные вопросы.

Оценка «неудовлетворительно» ставится при условии полного (или практически полного) незнания и непонимания поставленных перед студентом вопросов (как основных, так и дополнительных), что может выражаться в отсутствии логики в ответе, наличии грубых ошибок теоретического и практического характера.

При сдаче экзамена студент должен продемонстрировать необходимый уровень теоретической и методологической подготовки, владение профессиональным языком, умение интерпретировать и верно оценивать тот или иной факт, объект или явление. Таким образом, экзамен является проверкой конкретных квалификационных и функциональных способностей студента.

Балльно-рейтинговая система организации учебной дисциплины способствует проведению внутривузовского контроля учебной и самостоятельной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ высшего профессионального образования. К числу основных задач балльно-рейтинговой системы относятся:

- индивидуализация обучения, организация и стимулирование самостоятельной работы студентов;

- широкое использование в учебном процессе новых, в том числе информационных технологий, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию образовательных программ высшего профессионального образования;

- систематический контроль успешности обучения и соответствия уровня знаний, умений и навыков студентов требованиям государственных образовательных стандартов.

Текущий контроль осуществляется в течение семестра и представляет собой оценку знаний, полученных на занятиях и в ходе самостоятельного изучения студентами учебного материала. Формы текущего контроля устанавливаются преподавателем учебной дисциплины и могут включать контрольные работы, доклады и рефераты, конспекты базовых источников, выступления в ходе семинарских и практических занятий, тестирование, решение задач и другие задания. Промежуточная аттестация осуществляется по итогам изучения студентом учебной дисциплины в семестре в виде экзамена.

Рейтинг – место, которое студент занимает в группе в соответствии с количеством баллов, это индивидуальная оценка качества его успеваемости.

Введение рейтингового механизма оценки знаний студентов не отменяет систему оценок, выставляемых по пятибалльной шкале.

Примерная шкала оценок по балльно-рейтинговой системе:

- посещение лекций – до 10 баллов;

- наличие конспекта лекций – до 10 баллов;

- работа на семинарских занятиях – до 10 баллов;

- доклады и рефераты – до 10 баллов;

- участие в научно-практических конференциях – до 10 баллов;

- решение задач – до 20 баллов;

- оценка на экзамене – до 30 баллов.

Максимальное количество баллов – 100.

Устанавливается следующая примерная шкала соответствия между оценками, выставляемыми по балльно-рейтинговой и пятибалльной системе:

- «отлично» - 85-100 баллов;

- «хорошо» - 70-85 баллов;

- «удовлетворительно» - 50-70 баллов.

Студент, набравший в семестре менее 50 баллов, к сдаче экзамена не допускается.

Если вследствие пропусков занятий по уважительной причине студент не может быть аттестован по балльно-рейтинговой системе оценок, он, по решению деканата, сдает экзамен, оцениваемый по пятибалльной шкале, кафедральной комиссии в составе не менее двух преподавателей. Результат экзамена переводится в оценку по балльно-рейтинговой шкале по среднему значению в интервале.

 

14. Краткий словарь терминов и сокращений

 

Алгоритм – система последовательных действий, применяемых по строго определенным правилам, приводящая к решению поставленной задачи.

Анализ угроз – анализ будущей обстановки (экономической, политической, военной, экологической и т.п.). Анализ угроз – это также анализ возможной агрессии со стороны конкурентов.

Аналитическая модель – модель, позволяющая предсказать оперативные результаты на основе фундаментальных законов или принципов.

Аналогия (гр. аnalogia – сходство) – очевидное подобие двух объектов или сходство их форм или функций при отсутствии логической связи и/или эквивалентности. Последнее отличает аналогию от модели.

Бенчмаркинг инноваций – изучение бизнеса других предпринимателей с целью выявления основополагающих характеристик для разработки своей инновации.

Бизнес-план - текст, содержащий в структурированном виде технико-экономическую, финансовую и организационную информацию об инвестиционном проекте, необходимую и достоверную для принятия решения о реализации проекта.

Бизнес-инкубатор – структурное подразделение предприятия (отдел, лаборатория), занимающееся разработкой новых форм бизнеса.

Бизнес-процесс инновации – упорядоченная совокупность работ во времени и пространстве с указанием их начала и конца.

Бизнес-процесс реинжиниринг – оптимизации системы организации и управления хозяйственным процессом, которая базируется на принципах ориентации на весь процесс, на качественный скачек, на ликвидацию закомплексованности в бизнесе, на использование эффективных технологий информационного продукта.

Бренд (англ. brend –клеймо, фабричная марка) инновации – система характерных (материальных и нематериальных) свойств нового продукта или операции, которая формирует сознание потребителя и определяет на рынке место этой инновации, а также ее продуцента или продавца.

Бренд-стратегия – комплексная проработка имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвижения его брендов на рынке.

Бюджет – финансовый план краткосрочного периода, отражающий расходы и поступления средств при реализации инновационного проекта.

Венчурный (англ. venture – отважиться, рисковать) капитал – высокорискованное вложение капитала ради получения сверхвысокой прибыли.

Глобализация (фр. global- всеобщий; лат. glob- шаг) – универсальный процесс, охватывающий весь земной шар и состоящий из новых интеллектуально-информационных технологий, активно действующих на мировом рынке в целях укрепления связей денежного капитала инновациями.

Диффузия (лат. diffusio- распространение, растекание) инновации – распространение однажды освоенной инновации в новых регионах и на новых рынках.

Жизненный цикл (гр. kyklos- круг) инновации – определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизнеспособностью на рынке и приносит продуценту или продавцу прибыль и/или другую реальную выгоду.

Жизненный цикл нововведения – стадийность процесса: освоение, диффузия и замена новой моделью. Нововведение имеет строгую последовательность указанных стадий.

Жизненный цикл новшества – стадийность процесса создания и коммерческого использования новшества.

Закон больших чисел – закон статистики, который гласит, что аддитивная макропеременная (то есть та, которая является суммой многих компонентов) меньше (в процентном выражении) отклоняется от своего среднего значения, чем любая из составляющих ее компонент, при условии, что последние примерно одинаковы по величине и изменяются независимо друг от друга примерно в одинаковых пределах.

Знак обслуживания – изобразительный, графический или комбинированный символ, гарантирующий хорошее качество обслуживания, привлекающий клиента, информирующий его о характере услуг.

Идея – предложение нового проекта, которое после технико-экономического обоснования может превратиться в инновацию.

Иерархия (гр. hierarhia / hieros – священный + arche – власть) – расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

Изобретение – новый механизм, прибор, аппарат, какое-либо приспособление, созданное человеком.

Имитационная модель – абстракция от реальности, но довольно близкая к реальной действительности, чтобы дать полезные наблюдения, анализ или оценку этой действительности.

Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объект предпринимательской и/или иной деятельности в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта.

Инжиниринг (англ. engineering – изобретательность, знание) инноваций – это комплекс работ и услуг по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и диффузию инновации.

Инициация (лат. initiatio - совершение таинств) – деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановки задач, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи, то есть превращение идеи в вещь или товар (имущество, документ имущественного права, документ по операции).

Инкубатор (лат. incubare – высиживать птенцов) – структурное подразделение предприятия (отдел, лаборатория), занимающееся разработкой новых форм бизнеса (то есть предпринимательства) или новых видов технологии.

Инновационная деятельность – процесс, направленный на разработку и реализацию результатов законченных научных исследований либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Инновационная инфраструктура (лат. infra – под + structura – строение, устройство) – организации (учреждения), способствующие осуществлению инновационной деятельности, то есть комплекс организаций (учреждений), имеющих подчиненный и вспомогательный характер, обслуживающих инновацию и обеспечивающих условия нормального протекания инновационного процесса. В состав инфраструктуры входят инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации.

Инновационная политика государства – совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии и расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

Инновационная политика организации – основное направление стратегического планирования, осуществляемого на уровне высшего менеджмента организации. Разработка и внедрение инноваций – основное направление стратегии организации.

Инновационная программа – комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологии).

Инновационная спираль (лат. spira - изгиб, извив) – кривая, делающая постоянно увеличивающиеся витки от некой начальной точки где-то на заре зарождения человечества, которые постоянно ускоряются во времени.

Инновационная среда – обстановка, окружающая создание, реализацию и продвижение инновации.

Инновационная сфера – область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

Инновационный контур – область создания и освоения новых технологий, способствующих интеграции национальных хозяйств в мировую экономику. К этим технологиям относятся информатика, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.

Инновационный потенциал – совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, информационные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Инновационный продукт – то же, что и инновация.

Инновационный процесс – то же, что и инновационная деятельность.

Инновационный риск – риск, связанный с добровольным вложением капитала в реализацию новых продуктов и новых технологий в надежде на получение сверхприбыли (обычно не менее 100% к капиталовложениям) в очень короткий срок (не более 1 месяца) реализации этих операций, продуктов, технологий.

Инновация (англ. innovation – нововведение, буквально означает «инвестиция в новацию») – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Информационный продукт – материализованная форма сведений, являющихся объектом хранения, переработки и передачи.

Итерация (лат. iteratio – повторение) – результат применения какой-либо математической операции, получающийся в серии аналогичных.

Кризис (гр. krisis – решение, поворотный пункт) – крутой резкий перелом, тяжелое переходное состояние какого-либо процесса.

Лизинг – долгосрочная аренда (не менее 6 месяцев) оборудования, транспорта, производственных зданий и сооружений с возможным последующим выкупом арендатором арендуемого имущества.

Метод Дельфи – это метод прогноза, при котором в процессе исследования исключается непосредственное общение между членами группы и проводится индивидуальный опрос экспертов с использованием анкет для выяснения их мнения относительно будущих гипотетических событий. Свое название метод получил от названия знаменитого в античном мире оракула Дельфийского храма (Дельфийский оракул).

Мерджер (лат. major – старший, большой, более поздний; англ. merger – слияние, объединение, поглощение) – поглощение одной фирмы другой компанией.

Метод Монте-Карло – метод имитации, для приближения воспроизведения реальных явлений. Метод объединяет анализ чувствительности и анализ распределений вероятностей входящих переменных.

Модель (фр. modele / лат. modullus – мера, образец) – теоретическое построение, имеющее некоторое отношение к реальности, которое можно независимо обсуждать и анализировать.

Научная (научно-техническая) проблема – часть научного направления, представляющая один из возможных путей его решения.

Научная тема – часть научной проблемы, которая выступает как самостоятельная единица планирования и финансирования.

Научное (научно-техническое) направление – крупная самостоятельная научная работа, направленная на решение важнейшей задачи развития какой-либо отрасти науки.

Новация (лат. novation – изменение, обновление) – какое-то новшество, которого не было раньше. По гражданскому праву новация означает соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим обязательством.

Новизна полезной модели – одно из условий патентоспособности полезной модели. Полезная модель является новой, если совокупность существенных признаков неизвестна из уровня техники.

Ноу-хау – совокупность технических, технологических, коммерческих, организационных знаний, необходимых для организации производства. В отличие от секторов производства ноу-хау не патентуется, так как в значительной части состоит из определенных приемов, навыков, производственного опыта. Ноу-хау наряду с патентами, товарными знаками, авторскими правами считается собственностью предприятия, фирмы. В качестве товара ноу-хау сопутствует продаже патентов и лицензии, но может реализовываться самостоятельно. Обмен ноу-хау может осуществляться путем передачи технической документации, организации персонала, участия специалистов в производственном процессе.

Открытие – процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

Парадигма (гр. paradigma – пример, образец) – упрощенный выбор предложений, концепций, гипотез, моделей, теорий.

Поисковый прогноз – прогноз, при котором гипотетические последствия существующих тенденций характеризуются с точки зрения нейтрального наблюдения.

Предприятие-реципиент (предприятие + лат. recipienc (recipientis) – предпринимающий) – предприятие, принимающее помощь от другого хозяйствующего субъекта, индивидуального предпринимателя или спонсора.

Продвижение инновации – комплекс мер, направленных на реализацию инноваций и включающих в себя производство и использование информационного продукта, рекламные мероприятия, организация работы торговых точек (пунктов по продаже инновации, консультации покупателей, стимулирование продажи инновации и др.).

Проекция (лат. proectio – бросание вперед) – условное высказывание о будущем. Проекция обычно делается в отношении одного явления из целого набора, охватывающего какой-либо диапазон возможностей.

Псевдоинновация – незначительные изменения в продукте, не меняющие его конструкцию, в том числе изменение в цвете, декоре и т.п.

Реинжиниринг бизнеса – инженерно-консультационные услуги по перестройке предпринимательской деятельности на основе производства и реализации инновации.

Репродуктивное производство – производство, способное к размножению, то есть массовое производство серийной продукции (товара, услуг).

Селективные (от лат. selektio – выбор, отбор) риски – это риски неправильного выбора вложения капитала, вида ценных бумаг в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.

Синектика – метод поиска идеи путем атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов и использованием ими различных аналогий и ассоциаций.

Синергетика – междисциплинарное направление, объединяющее внутренние области разных ветвей науки. Другое название – нелинейная динамика.

Синергизм (гр. synergeia – сотрудничество, содружество) – явление в деловой практике, когда общий результат превосходит сумму отдельных эффектов, входящих в этот результат.

Сценарий (ит. scenario) – сюжетная схема, то есть заранее подготовленный план осуществления чего-либо.

Сценарий инновации – упорядоченная во времени последовательность эпизодов по выбору инновационной политики, логически связанных между собой причинно-следственными связями.

Технико-экономическое обоснование идеи – подтверждение экономической целесообразности, необходимости и технической возможности материализации найденной инновационной идеи в форму вещи (то есть в продукт).

Технологический инкубатор (лат. incubare – высиживать птенцов) – структурное подразделение предприятия (отдел, лаборатория), занимающееся разработкой новых технологий.

Технопарк (технологический парк) – группа предприятий, объединенных организационно и территориально и занимающихся разработкой передовых технологий.

Фирменный стиль – совокупность художественных приемов, создающих характер при поднесении всех рекламных материалов ан базе финансового графического дизайна.

Фронтирование рынка – операция по захвату рынка, занятого другим хозяйствующим субъектом, или зарубежного рынка.

Эвристика (гр. heurisko – нахожу) – совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины.

Эвристический прогноз – прогноз, сделанный на основе модели будущего и предполагающий наличие большого уровня знаний, чем это требуется для простой экстраполяции.

Экономическая антропология – наука, изучающая человеческое поведение в экономической сфере, понимая под ним как индивидуальное поведение, так и неумышленные последствия взаимодействия индивида, а также институты, в которых воплотилось прошлое поведение.

Экстраполяция (лат. polire – делать гладким, отделывать) – 1. Метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть; 2. Оценка будущих величин или значений параметров в предположении плавного непрерывного хода кривой их временной зависимости.

Элиминирование (лат. eliminare – изгонять) – исключать, устранять, удалять.

Эмпирическая (гр. empeiria – опыт) модель – модель, поведения которой может быть подсказано путем установления соотношений на основе данных, полученных путем прямых наблюдений явлений или анализа экспериментальных данных.

15. Библиографический список

Основная литература

  1. Аврашков Л.Я., Базилевич А.И., Бобков Л.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Вузовский учебник, 2008.
  2. Акмаева Р.И. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Феникс, 2009.
  3. Анишина В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент. Концепции многоуровневых стратегий и механизмы инновационного развития: Учеб. Пособие. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Дело, 2006
  4. Балабанов В.С., Дудин М.Н. Лясников Н.В. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие. М.: АП «Наука т образование», 2008
  5. Баранчеев В.П. Управление знаниями в инновационной сфере. М.: Благовест-В, 2007
  6. Баранчеев В.П. Управление инновациями [текст]: учебник / К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин. 3-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2007.
  7. Воронина Т.П. Инновационный менеджмент: учеб. для студентов вузов. – М.: Вузовский учебник, 2006.
  8. Гончаренко Л.П. Менеджмент инвестиций и инноваций. М.: КноРус, 2009
  9. Горфинкель В.Я., Чернышев Б.Н. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 2-е изд., пререраб., под. М.: Изд. «Вузовский учебник», 2007
  10. Гугелев А.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Дашков и Ко, 2008.
  11. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Феникс, 2009.
  12. Евдокимова Л.О., Слесарева Л.С. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов. – М.: Андреевский издательский дом, 2007.
  13. Иванесенко А.Г. Инновационный менеджмент. Учебник. М.: КноРус, 2009
  14. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент», 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  15. Ковалев Н.Р., Пирожков В.А., Инновационный менеджмент. Учебник. Екатеринбург: Изд. Урал. гос. экон. ун-та, 2006
  16. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учеб. по специальности «Менеджмент орг.». – М.: Инфра-М, 2009.
  17. Рассел Д. А. Управление высокотехнологичными программами и проектами. – М.: ДМК Пресс, Компания АйТи, 2006.
  18. Сурин А.В., Молчинова О.П. Инновационный менеджмент. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2006
  19. Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. – Таганрог: ТРТУ, 2006.
  20. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник. М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-синтез», 2008.
  21. Харгадон Э. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний / How Breakthrouths Happen. The Surprising Truth About How Companies Innovate. – М.: Вильямс, 2007.
  22. Швандер В.А. Инновационный менеджмент. Учебник. М.: Изд. «Вузовский учебник», 2006

 

Дополнительная литература

  1. Веснин В.Р. Менеджмент в схемах и определениях. М.: Проспект, ТК Велби, 2008.
  2. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Экономистъ, 2008.
  3. Мазур И.И. Управление проектами [Текст]: И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге, А.В, Полковников. – М.: Омега-Л, 2010.
  4. Матвеева Л.Г. Управление проектами [Текст]: учебник / Л.Г. Матвеева, А.Ю. Никитаева, Д.А. Фиськов, Е.Ф. Щипанов. – Ростов н/Д: Феник, 2009.
  5. Никитенко О.В. Проектное управление в некоммерческих организациях: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  6. Попов Ю.И. Управление проектами: учеб. пособие: учеб. для слушателей образоват. учреждений, обучающихся по программе MBA и др. программам подгот. упр. кадров. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  7. Светлов Н.М., Светлова Г.Н. Информационные технологии управления проектами. – М.: ЦОП ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2006.
  8. Управление проектами [Текст]: учеб. пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, М.В. Каркавин. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  9. Управление проектами: от планирования до оценки эффективности [Текст]: учеб. пособие / Ю.Н. Лапыгин. – М.: Омега-Л, 2007.
  10. Управление проектом. Основы проектного управления [Текст]: учебник / коллектив авторов. – М.: КноРус, 2007.
  11. Ушаков И.И. Бизнес-план [Текст] / И.И. Ушаков. – СПб.: Питер, 2009.
  12. Царьков А.С. Управление проектами: от идеи к документу [Текст] / А.С. Царьков. – М.: Высшая школа экономики, 2007.
  13. Шкардун В.Д. Маркетинговые основы стратегического планирования. Теория, методология, практика. М.: Дело, 2007.

Справочные издания

  1. Рос. Дж. Энциклопедия менеджера: Алгоритмы эффективной работы: спр. изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
  2. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия: спр. изд. – М.: Инфра-М, 2006.
  3. Словарь предпринимателя: спр. изд. М.: Дашков и Ко, 2007.
  4. Энциклопедия финансового риск-менеджмента. / под ред. А.А. Лобанова, А.В. Чугунова. – М.: Альпина Бизнес Букс, Альпина Паблишерс, 2009.
  5. Управление проектами: справ. для профессионалов / А.В. Цветков и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Омега-Л, 2010.

 

Периодическая литература

  1. Бизнес-журнал
  2. Босс (бизнес организация стратегии системы)
  3. Генеральный директор
  4. Маркетинг в России и за рубежом
  5. Менеджмент в России и за рубежом.
  6. Проблемы теории и тактики управления.
  7. Российский журнал менеджмента
  8. Российский экономический журнал.
  9. Экономист
  10. Эксперт

Internet-ресурсы

  1. innosfera.org – научно-практический журнал «Наука и инновации».
  2. mag.innov.ru – всероссийский научно-практический журнал «Инновации».
  3. quality.eup.ru – ресурс, посвященный менеджменту качества.
  4. urfu-inno.ru – инновационная инфраструктура Уральского федерального университета.
  5. www.ariz.ru - сообщество инновационных менеджеров.
  6. www.bpms.ru – ресурс, посвященный системам управления бизнес-процессами.
  7. www.cfin.ru – корпоративный менеджмент.
  8. www.finexpert.ru – портал, посвященный: организационному развитию, процессному управлению, стратегическому управлению, автоматизации бизнес-процессов, бережливому производству, менеджменту качества, управления в целом.
  9. www.gaap.ru – теория и практика управленческого учета.
  10. www.hedging.ru – хеджинг – сайт риск-менеджеров.
  11. www.infontr.ru – Информационный портал «Наука, Инновации, Промышленность».
  12. www.innovbusiness.ru – ресурс «Инновации и предпринимательство», создан для информационной поддержки предпринимателей и фирм, занятых в сфере инновационного бизнеса.
  13. www.intalev.ru – международная группа компаний, специализирующаяся на разработке и внедрении современных информационных систем управления предприятием, повышении эффективности ведения бизнеса.
  14. www.invur.ru – инновационный портал Уральского Федерального округа.
  15. www.itportal.ru – портал «Инновации и технологии».
  16. www.risk-manage.ru – управление рисками в России.
  17. www.rjm.ru – российский журнал менеджмента.
  18. www.rsci.ru – информационный канал «НТ-ИНФОРМ» по предоставлению актуальной деловой информации работникам научно-образовательной сферы, сотрудникам инновационных и технологических компаний, а также аспирантам и студентам.
  19. www.spb-venchur.ru – международный деловой портал «Инвестиции. Инновации. Бизнес».

 

 

 

 

Date: 2016-05-15; view: 1113; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию