Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Генезис педагогики досуга





 

Как самостоятельная, самодостаточная область человеческого познания педагогика досуга оформилась во второй половине ХХ века. Ее истоки просматриваются в культурно-историческом опыте народов, в развитии досу-говедения как науки, отражающей педагогическое осмысление культурно-досуговой практики. Одним из основоположников мирового досуговедения считается Джофф Дюмазедье. Его основные труды: «На пути к обществу досуга» (1962 г.), «Досуг и город» (Т. I. – 1966 г.; Т. 2. – 1976 г.).[1] Но настоящую сенсацию в зарубежном досуговедении произвела монография Дж. Дюмазедье «Культурная революция свободного времени» (1988 г.).[2] По этой книге в течение 1989-1991 гг. в ряде городов Канады, США, Великобритании, Австралии была проведена серия научных конференций.

В 80-х годах ХХ столетия Д.Кларк и Ч.Критчер выпускают книгу под интригующим названием «Дьявол находит работу для праздных рук».[3] Уже в самом названии книги отчетливо слышится сигнал тревоги: досуг – это не только благо, но и своеобразное поле для асоциального поведения. И это действительно так. Досуг – явление достаточно сложное. В зависимости от того, на что он направлен, он может быть позитивным или негативным. Отсюда такой интерес к проблемам досуга, как в теории, так и на практике, что, в свою очередь, не может не дать положительного эффекта.

Педагогика досуга имеет в нашей стране добротную историко-педагоги-ческую основу. В числе отечественных педагогов, занимавшихся исследова-ниями вопросов внешкольного образования, семейной педагогики, организа-ции досуга, влияния на развитие личности окружающей социальной среды в первую очередь следует назвать работы В.П.Вахтерова, К.Н.Вентцеля, И.И.Горбунова-Посадова, А.С.Залужного, А.У.Зеленко, Н.Ф.Каптерева, М.В.Крупениной, П.Ф.Лесгафта, К.И.Львова, В.Г.Марца, Е.Н.Медынского, Г.С.Моложавого, А.Ф.Родина, Н.А.Рыбникова, С.Т.Шацкого, В.Н.Шульгина.

Среди современных российских ученых, внесших значительный вклад в развитие педагогики досуга, следует назвать работы М.А.Ариарского, Н.К.Бак-лановой, В.З.Дуликова, А.Д.Жаркова, Т.Г.Киселевой, Ю.Д.Красильникова, Ю.А.Стрельцова, Ю.С.Моздоковой, Г.Н.Новиковой, Н.Н. Ярошенко и др.[4] В работах этих авторов рассматривается широкий круг проблем социально-культурологического образования, его педагогических компонентов, обеспече-ния органической взаимосвязи культурологической и педагогической подго-товки специалистов социокультурной сферы, социальной работы с идеей наци-онально-культурного возрождения России.

Принципиальное значение для педагогики досуга имеет огромный пред-шествующий опыт и научные разработки ученых в области развития теории, методики и практики культурно-досуговой деятельности: А.Я.Айзенберга, С.А.Белякова М.Н.Вечера, Д.М.Генкина, М.И.Зеленецкого, А.Г.Сасыхова, А.Г.Соломоника, В.Я.Суртаева, В.С.Цукермана. В них культурно-досуговая деятельность квалифицируется как педагогическое явление досуговой жизни, важнейшая разновидность педагогического труда, соответствующая самым строгим педагогическим критериям.

В осмыслении досуга как социального явления, его генезиса, в анализе его педагогических проблем большую роль играют идеи ученых в области теории и методологии социальной педагогики (Ю.П.Азаров, В.Г.Бочарова, Ю.В.Ва-силькова, Т.А.Василькова, В.З.Вульфов, С.И.Григорьев, М.П.Гурьянова, А.И.Загвязинский, В.А.Сластенин, Г.Н.Филонов, Т.Ф.Яркина и др.); теории коллектива (А.С.Макаренко, Т.А.Мальковская, Л.И.Новикова); технологии воспитательного процесса (Питюков В.И., Щуркова Н.Е.); общения как фактора воспитания (В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик); проблем непрерывного образования и педагогики взрослых (А.В.Владиславлиев, М.Т.Громкова, А.В.Даринский, С.И.Змеев, Ю.П.Кулюткин и др.); педагогической антропологии (Б.М.Бим-Бад, В.Б.Куликов, В.И.Максакова).

Осуществляя междисциплинарный подход к огромному по своим масш-табам воспитательному и образовательному опыту в сфере досуга и твор-чества, можно определить сам процесс воспитания и образования как с педа-гогических, так и с культурологических позиций, выявить сущность этого процесса как вхождение человека (ребенка, подростка, взрослого) вместе с педагогом, организатором досуга в современную социально-культурную среду, в созданный цивилизацией и природой богатейший мир культуры и культурных ценностей, приобщение к неиссякаемым родникам народной педагогики и народного творчества

Современное исследование культурологических и педагогических концеп-тов досуга отражено в новейших научных парадигмах, содержащихся в работах ученых постсоветского пространства – М.А.Ариарского, В.В.Кирсанова и Ю.А.Стрельцова.[5] Оценки этих авторов отражают взаимосвязь педагогики досуга с общим процессом культурогенеза в стране, характеризуют ключевые понятия досуговой деятельности, определяют аксиологию досуга исходя из того, что культура служит не только отдыху и развлечению, не только вос-становлению нормального состояния тела и души, а является целью и средством развития человека, обуславливающими повышение уровня досуго-вой деятельности и, следовательно, культурного уровня самого человека.

Педагогика досуга как целостная дисциплина также может быть описана с помощью ряда системных признаков (по В.Г.Афанасьеву): историчность, компоненты, интегративные качества и коммуникативные свойства, присущие каждому из элементов, функциональные характеристики.

История педагогики досуга нашла отражение в работах советских и пост-советских авторов И.С.Андреевой, А.П.Виноградова, Д.И.Гусева, Е.Д.Клюско, Г.Я.Никитиной, Т.А.Ремизовой, С.А.Пиналова, Г.И.Чернявского, Л.С.Фрид. Историческое прошлое предстает как источник богатейшего опыта, накоплен-ного многими поколениями в организации своего досуга, элементы которого могут быть использованы с успехом в сегодняшней педагогической реальной практике. Освоение истории педагогики досуга – неотъемлемой части культуры общества – имеет огромное теоретическое и практическое значение.

Педагогика досуга обладает такими признаками науки как предмет иссле-дования, категориально-понятийный аппарат, дифференциация данной науки. Возникновение и диалектика развития педагогики досуга связаны с фило-софским, культурологическим, педагогическим, социально-психологическим обоснованием термина. Предшествующие или сопутствующие этой категории понятия «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», культурно-просветительная работа», «культурно-массовая работа», «допол-нительное образование» на протяжении долгих лет неоднократно меняли свое содержание, оставляя при этом общую для всех педагогическую направ-ленность. Их современной преемницей стала культурно-досуговая деятель-ность – составная часть социально-культурной деятельности. Социально-педагогические аспекты этой деятельности представляют основу педагогика досуга.

В систему педагогики досуга входят такие составные части как история педагогики досуга, теория педагогики досуга, технология педагогики досуга.

История педагогики досуга исследует возникновение и развитие культурно-воспитательной практики, теорий досуга, общих и частных методологических концепций в различные исторические эпохи и периоды. Знание истории педагогики досуга необходимо для того, чтобы глубже пони-мать в настоящее время решаемые вопросы.

Теория педагогики досуга изучает закономерности передачи социально-культурного опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением.

Технология педагогики досуга – направление, занимающееся проектиро-ванием управляемых воспроизводимых культурно-воспитательных процессов. Технология педагогики досуга представляет собой целостный процесс, обус-ловленный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм социально-культурной деятельности. Ценность педагогических технологий в досуговой сфере заключается в том, что основанные на использовании опреде-ленного алгоритма они могут быть воспроизведены во многих культурно-досуговых ситуациях с другими объектами и субъектами влияния.

Термин «педагогика досуга» в жизни употребляется в трех значениях: как досуговая практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социальной и социокультурной сферы; как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой; как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теории, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков.

Характерно, что по своему содержанию и наполнению досуговая практика, в оценках современников, являлась важнейшей разновидностью педагогического труда, в целом и в частности, соответствуя самым строгим педагогическим критериям. Не случайно позиции многих исследователей как послереволю-ционного, так и более позднего советского времени сводились на том, что досуговая деятельность – это педагогически организованная свободная деятель-ность населения с целью развития, рекреации и удовлетворения своих куль-турных потребностей. Такое понимание позволило квалифицировать досуговую деятельность как педагогическое явление социальной жизни.

Взаимосвязь социального и культурного в досуговой практике определяется через соотношение: социальное – форма взаимодействия, культурное – резуль-тат взаимодействия. Социальное и культурное растворены друг в друге, поскольку в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей.

Педагогический процесс в сфере культурного досуга можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая – в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиваться согласно собственным природным задаткам и потребностям.

Как учебный предмет педагогика досуга – прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном развитии и использовании междисципли-нарных связей с другими науками (социальная педагогика, психология, социо-логия досуга, прикладная культурология, социально-культурная деятельность и др.) и адаптирования их к решению задач, возникающих в досуговой сфере. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений о процессе педагогической организации отдельных сторон досуговой деятельности.

Педагогика досуга как целостное исторически сложившееся явление, отрасль научных знаний исследует исторические истоки досуговой деятель-ности. Изучение педагогических аспектов досуговой деятельности в ее дина-мичном развитии привлекает к себе все большее внимание ученых. Оно не только способствует более глубокому проникновению в сущность данного явления, но и помогает увидеть события современности как закономерный результат движения человеческого общества от низших форм к высшим.

Историческое прошлое предстает как источник богатейшего опыта, накоп-ленного многими поколениями в организации своего досуга, элементы кото-рого могут быть с успехом использованы в современной досуговой практике. Освоение истории культурного досуга – неотъемлемая часть культуры об-щества – имеет огромное воспитательное значение. Оно формирует в человеке гражданские качества, пробуждает чувство уважения к культурным традициям своего народа, содействует развитию исторической памяти.

 

Вопросы для самопроверки:

1. В чем проявляется многогранность педагогики досуга как отрасли педагогического знания?

2. Какие этапы развития прошла педагогика досуга в своем становлении?

3. Почему организация досуга является процессом и результатом педаго-гической деятельности?

4. Что исследует педагогика досуга на современном этапе?

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Ариарский М.А. Досуговедение в системе человекознания. – Л.: ЛГИК, 1990.

2. ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуры».- М.. 1992.

3. Клюско Е.М., Никитина Г.Я. Краткая история культурно-досуговой деятельности //Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под ред. А.Д.Жаркова и В.М.Чижикова. – М.: МГУКИ, 1998. – С.10-72.

4. Киселева Т.А., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М.: МГУКИ, 2004. – С. 17-43.

 

 

Аксиология досуга

 

Аксиология – философское учение о ценности, определяющее свойство предмета или явления. Ценность – это явление, отражающее духовную при-роду человека, это выражение духовных ценностей и нравственных норм че-ловечества, это повседневный ориентир, с помощью которого человек сооб-разует свои мысли и действия с социальной действительностью. Социальный смысл определения ценности объекта выявляется в положительном или отрицательном значении для человека и общества и проявляется в таких его оценках как благо, добро и зло, прекрасное и безобразное.

Аксиологический пласт досуга возникает в процессе интериоризации (активного освоения) детьми, молодежью традиционных и актуальных обще-человеческих и групповых ценностей и связан с этим процессом. В настоящее время в основе аксиологии досуга представлена получившая всеобщее приз-нание концепция Всемирной Ассоциации по вопросам проведения свободного времени под названием «Важнее, чем выживание», согласно которой свободное время предназначено для удовлетворения потребностей человека в культуре, социальных устремлениях, потребностях, в регенерации тела и души, что осуществляется в сфере досуга. В ней особо подчеркивается, что именно свободное время определяет качество жизни. Поэтому целью человека является не стремление выложиться до конца на работе, а стремление почувствовать вкус к жизни, жить полной жизнью на основе того досугового увлечения, которое он сам выбрал.

Исследуя категорию, называемую досугом, мы вправе сказать, что же такое досуг? В истории цивилизации со времен античности формируются разные идеи и на их основе – концепции о сущности досуга в процессе обучения и воспитания. В древней Греции слово досуг (SCHOLE) означало «серьезная деятельность без давления необходимости». Английское слово досуг (LEISURE) означает «быть свободным». Слово «досуг» со значением свободного или удобного времени (по досугу – по умению, при случае) упот-реблялось в Русском государстве еще в середине ХI в. В научной литературе по славянской этимологии, а также в ряде толковых словарей, слово «досуг» трактуется довольно широко и означает время, достаточное для какой-либо цели, праздное, свободное от нужных дел время, свободное от работы или занятий, досужее время по умению или при случае и даже безделье. Однако сегодня уже нельзя ассоциировать досуг с древними, архаичными периодами истории человека. Вряд ли правомерно понимать досуг как безделье. Если «безделье – мать всех пороков», то досуг несет в себе через особым образом организованное общение глубокий социальный, часто педагогический смысл, выполняет культурно-образовательное, развивающее назначение.

Можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как сво-бодное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова «досуг». Одни считают досугом просто время, не занятое работой, т.е. свободное время, включающее развлечения, личные занятия, хобби и т.д. Другие – социальную организацию свободного времени именно в форме досуга, досуговых занятий. Психологи обращают внимание на необхо-димость удовлетворения специальных досуговых потребностей, формирования установок и ценностей. Социологи связывают с досугом ощущение свободы, возможности индивидуального выбора занятий, рекреационной деятельности. Досугом часто называется деятельность, отдых, отношения, состояние ума и т.п. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг.

Обобщая многочисленные определения понятия досуга и опираясь на соб-ственный опыт можно попытаться сформулировать эту дефиницию. Досуг – это совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляя-емой в свободное время, в результате которой происходит развитие лич-ностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые потребности. Поскольку досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое времяпровождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу «что хочу, то и делаю». Это развивающая деятель-ность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры досуга. Досуг – это центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.

Развивающий диапазон культуры и досуга поистине беспределен. С давних времен народ связывал культуру и досуг со свободой деятельности, твор-ческим состоянием. Все, чем людям интересно заниматься, можно и нужно относить к сфере их досуга. Досуг способен объединить и отдых и труд. Досуг позволяет раскрыть физический, духовно-нравственный, эстетический потенциал человека. Это и путь его активного продвижения к культуре, освоению социокультурного наследия.

Смысловое значение досуга в его практической реализации можно распре-делить на четыре основные группы, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности:

- досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интел-лекта; это состояние ума и души. В этом представлении досуг обычно рас-сматривается с точки зрения эффективности человеческой деятельности;

- досуг как деятельность, не связанная с работой. Это понимание досуга включает ценности самореализации;

- досуг как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью;

- досуг как интегрирующая категория, включающая в себя содержательные аспекты трех предыдущих подходов и стирающая грань между «работой» и «не работой», т.е. соединяющая в себе понятия времени и отношения к времени.

Социально-педагогическая ценность досуга отражена в современных научных разработках. Социально-культурная теория и практика (Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, Ю.А.Стрельцов и др.) рассматривает различные досуговые концепции. Различие этих концепций объясняется тем, что в них взгляды на досуг и досуговую деятельность формируются с позиций не только куль-турологи, но и других наук: медицины, экологии, социологии, культуры, эконо-мики, педагогики, психологии. К ним прежде всего относится деятельностная концепция досуга, в которой досуговая (рекреационная) деятельность в свободное от работы и непреложных дел время рассматривается как неотъем-лемая часть образа жизни человека. Деятельностная концепция видит в досуге проявление активной, креативной и разумной природы человека. Для нее досуг – совокупность способов человеческой деятельности, а также высший уровень овладения какой-либо областью деятельности (культура умственного труда, культура речи и др.). К основным и наиболее типичным для досуговой сферы видам деятельности эта концепция относит учебно-познавательную, ценностно-ориентационную, культурно-творческую и социально-творческую организа-торскую деятельность.

В базовой социально-культурной концепции досуг воспринимается как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, личност-ных и гражданских качеств, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, знакомство с культурно-историческим наследием каждого народа. Одной из причин, по которой люди становятся активными посетителями культурно-досуговых центров, является их желание приобрести здесь новые знания, умения и навыки.. На этой основе создается разветвленная система дополнительного образования, представляющая важный элемент общей структуры свободного времени современного человека.

Основу другой – экологической, (природоориентированной) концепции досуга составляет восстановление физических и психических сил человека с помощью природных условий как решающего фактора полноценного досуга и досуговой деятельности, использование природных компонентов (климата, растительности, водоемов, рельефа и т.д.) для культурно-лечебного, оздоро-вительного и спортивного отдыха детей, молодежи и взрослых. С активным отдыхом на природе связаны и традиционные «развлечения», которыми име-нуют виды деятельности, дающие возможность повеселиться, отвлекающие от забот, доставляющие удовольствие. Активный отдых воспроизводит силы человека, он дает работу мышцам и психическим функциям. В процессе отдыха в условиях природной среды человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления.

Глобализация мирового социального пространства привела к широкому распространению в мировой практике техноэкономической концепции досуга и досуговой деятельности. Суть и назначение этой концепции имеет двоякий смысл. С одной стороны, она ставит своей целью найти оптимальное взаимо-действие производственной сферы и сферы быта, которая подчинена в конеч-ном счете восстановлению физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека. Это предполагает рациональное, концентрированное использова-ние рекреационных возможностей самой сферы быта, проведение целого комплекса социальных мероприятий, направленных на обеспечение рацио-нальных затрат, восстановление и развитие человеческого потенциала. С дру-гой стороны, создание специальной отрасли досугового, рекреационного обслу-живания, развитие сферы досуговых услуг, индустрии отдыха и развлечений вызывают потребность в формировании и эксплуатации наиболее рентабельной досуговой системы. С этой точки зрения, техноэкономическая концепция досуга, ставящая во главу угла рентабельность оказываемых услуг, носит не столько гуманистический, сколько чисто коммерческий характер.

В сфере досуга долгое время господствовала социально-управленческая концепция, являвшаяся продуктом командно-административной системы. Вместо реализации гуманистических целей и функций досуга социально-управленческая концепция досуга устанавливала жесткую регламентацию досуговых центров и форм досуговых занятий с помощью идеологических, нормативных, административных, экономических рычагов и механизмов управления досуговой сферой. Преобладавшие ранее стереотипы в наши дни стали неприемлемыми.

Социокультурные свойства досуга, как результат многолетнего опыта демократических институтов, общественных организаций и движений, отра-жены в его социальных функциях: развивающей, рекреационной, гедонисти-ческой и творческой. Вообще всякие попытки преувеличения, абсолютизации какой либо одной стороны досуга неизбежно приводят к обесцениванию сложившихся в отечественном досуговедении традиций и видов занятий, формализации, девальвации социальной значимости досуга.

В зарубежном досуговедении используются два основных понятия: «досуг» и «рекреация». Чаще эти понятия объединяются в единое: досугово-рекреационная сфера. При этом в понятие «досуг» вкладывается больше ком-мерческо-развлекательный смысл, а в понятие «рекреация» - социальный, т.е. имеется в виду ее некоммерческий характер и направленность на социально-значимые цели.[6]

В реальной практике довольно трудно отделить одно понятие от другого, поскольку даже чисто развлекательное мероприятие может иметь социальную направленность. Развлекаясь, активно отдыхая, человек восстанавливает свои духовные и физические силы, что немаловажно как для самого индиивида, так и общества в целом.

В соответствии с современной концепцией досуга, на Западе под досугом понимается совокупность занятий, которым личность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информирован-ность или образованность, свое добровольное участие в социально-культурном творчестве, будучи свободной от выполнения своих гражданских, профес-сиональных или семейных обязанностей.[7]

По сути дела, все западные модели досуга выполняют следующие функции: физиологическую, психологическую, познавательную, эстетическую, комму-никативную, компенсаторно-творческую. При этом обычно выделяют три важ-нейшие функции: рекреации, развлечения, физического и духовного развития личности.[8]

В то же время, досуговая модель каждой страны или группы стран имеет свои особенности. Эти особенности сводятся к реальному весу той или иной функции, или их соотношении.

В осмыслении аксиологии досуга как социально-культурной категории с полным основанием можно положиться на народные культурно-педагогичес-кие идеи и традиции. Они, в частности, прямо указывают на тесную зависи-мость досуга от качества труда, степени его результативности и полезности, от психологической удовлетворенности человека своей трудовой деятельностью. Словом, только хорошо, плодотворно поработавший человек способен полно-ценно, с полной самоотдачей веселиться, отдыхать, расходовать свое досуговое время. Пословица «Рукам работа – душе праздник» убедительно подчеркивает, что всякая досуговая деятельность – некоторого рода продолжение радости труда.

Крушение прежней программы досуговой практики периода господства административно-командной системы, в директивном порядке насаждавшей идеологический диктат в области культуры и досуга, способствовало образо-ванию в досуговой сфере постсоветского периода своеобразного вакуума, что привело к стихийному формированию «снизу» новой плюралистической со-циально-культурной парадигмы досуга. Ее позитивные результаты проявились в выявлении и раскрытии истинных досуговых потребностей людей во всем их разнообразии, гуманизации досуга и др.

С одной стороны, досуг является проявлением духовности, признаком вершины творческого развития личности, с другой, - приводит к асоциальным и даже криминальным последствиям. Неслучайно в работах современных иссле-дователей появились такие понятия, как «массовизация досуга» (М.М.Поп-лавский); «криминальный досуг», «девиантный досуг», «героиновая и кока-иновая субкультура», в рамках которой осуществляется досуг (Е.В.Омель-ченко); «криминогенный досуг» (Г.Паркер) и т.д., что подчеркивает проник-новение асоциальных практик в широкое культурное пространство современ-ной молодежи. К негативным явлениям в спонтанном формировании новой социокультурной парадигмы досуга относятся эмпиричность, эпигонское воспроизводство зарубежных образцов, в том числе тех, которые создаются исключительно в коммерческих целях и рассчитаны на массовую аудиторию стран «третьего мира», нигилистическое отношение ко всему опыту прошлого, а также попытки возрождения явных анахронизмов.

Для социально-культурного опыта крайне важен учет такого психологичес-кого феномена, как досуговые заблуждения, характерные для массовой потре-бительской, главным образом молодежной, аудитории. К сожалению, этому в большой мере способствуют субъективизм и групповой эгоизм целого ряда новоявленных объединений, союзов, партий, включая группировки, извра-щенно трактующие социальное назначение свободного времени.

В настоящее время массовая культура, широко рекламируемая СМИ, активно вытесняет из жизни отечественный, национальный досуг. Ее быстрое распространение в молодежной среде становится ненатуральным заменителем общественно значимого досуга. Отрицательное воздействие массовой культуры на формирование личности объясняется тем, что общение с ее продуктом не требует от субъекта интеллектуального напряжения, нравственных пере-живаний, грамотного эстетического анализа. Происходит процесс разрушения национального менталитета в культурно-досуговой сфере, духовных идеалов общества. Тем не менее, в какой бы форме досуг не существовал, он всегда был предметом внимания государства как важнейший компонент мировоззрения. Внесение научной основы в процесс формирования новой социокультурной парадигмы массового досуга может нейтрализовать отрицательное влияние антидосуга, является насущной потребностью и отражает коренные интересы общества.

В этой связи возникает вопрос: какими должны быть педагогические усло-вия организации досуговой деятельности детей, подростков, молодежи, спо-собствующие реализации воспитательного воздействия государства через социально-культурную сферу. Оптимальный вариант современной модели культурного досуга состоит в ориентации подрастающих поколений на высо-кие нравственные и эстетические идеалы, педагогическом стимулировании процессов организации субъект-субъектных взаимодействий, развития ини-циативы, активного творчества людей в социально-культурной сфере. В такой модели досуговой деятельности каждый человек сам является субъектом культурного созидания и прогресса.

 

Вопросы для самопроверки:

 

1. Как вы понимаете сущность термина «досуг»?

2. В чем заключается социально-педагогическая ценность досуга?

3. Дайте характеристику современным концепциям досуговой деятельности.

 

Список рекомендуемой литературы:

Ариарский М.А. Досуговедение в системе человекознания. – Л.: ЛГИК, 1990.

2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М., 1996.

3. Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологи. – СПб, 1996.

4. Мосалев Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследо-ваний: Учебн. пособие. – М.: МГУК, 1995.

 

Date: 2016-05-14; view: 2117; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию